Ребенок и окружающий мир 4 5 лет занятия

Галина Владимировна Чикунова
План-конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и экспериментированию для детей 4–5 лет

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим

и экспериментированию для детей 4-5 лет.

Тема: «Наши умные помощники».

Программное содержание: Образовательные задачи- формировать представления детей о предметах бытовой техники, ее назначении, как облегчает труд человека. Расширять представления о том, что такое «электричество», где оно «живет» и как помогает человеку. Познакомить детей с правилами безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи – развивать любознательность, стремление к поисково- познавательной деятельности. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Развивать мыслительную активность.

Воспитательные задачи – воспитывать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать радость открытий, полученных от опытов.

Активизация речи: электричество, электроприборы, электрик.

Материал: игрушечные приборы бытовой техники для мини-музея, карточки «Правила пользования электроприборами», дидактические игры «Сложи картинку», «Что лишнее», пластмассовые палочки, кусочки шерстяной или шелковой ткани, бумажные бабочки на каждого ребенка, кот Федот (игрушка, ребенок или взрослый).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Бытовая техника», использование игрушечных бытовых приборов в сюжетных и творческих играх, загадывание загадок и чтение произведений детских писателей, наблюдение за работой повара, прачки на экскурсиях, рисование и лепка самых нужных и важных в жизни человека электроприборов, настольные игры «Пазлы», «Собери из частей», «Вещи, окружающие нас».

План занятия.

Вступительная часть (объявление темы детям, приглашение на экскурсию в мини- музей «Наши умные помощники», отгадывание загадок об электроприборах, электричестве).

Основная часть.

• Беседа «Электроприборы есть повсюду».

• Игра малой подвижности «Техника – помощница у меня дома».

• Загадка об электрическом токе.

• Рассказ педагога об электричестве.

• Дидактическая игра «Сложи картинку».

• Приглашение детей в лабораторию. Проведение опыта «Неопасное электричество».

• Путешествие в сказку (встреча с котом Федотом, изучение «Правил пользования электроприборами»

Заключительная часть. Анализ занятия (впечатления детей, что интересного узнали, что больше всего запомнилось в путешествии).

Ход занятия.

Вос-ль: Ребята, я приглашаю вас скорей со мной отправиться в музей! Что ждет вас, все увидите вы сами!

(дети подходят к подготовленной экспозиции «Наши умные помощники»).

О, сколько здесь полезных предметов! Как их можно назвать?

Дети: приборы, полезные вещи, электроприборы.

Вос-ль: Каждый электроприбор имеет свое название. Давайте узнаем о них из загадок.

1 реб.: Пыль увижу- заворчу, заверчу и проглочу. (пылесос)

2 реб.: Это что за пароход, ходит взад и вперед

На рубашке и простынке расправляет все морщинки. (утюг)

Вос-ль: Летом папа нам привез в белом ящике мороз.

И теперь мороз седой дома летом и зимой.

Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

Электроприборы окружают нас повсюду. Они как добрые волшебники, помогают нам в любом деле. Постирать белье поможет. (стиральная машина). Для чего необходим холодильник? Какая польза от телевизора? Какой электроприбор поможет быстро разогреть обед, разморозить мясо? Да, без таких умных помощников человеку было бы трудно. А у вас дома есть электроприборы?

Дети: есть, разные.

Вос-ль: Это мы сейчас узнаем в игре «Техника – помощница у меня дома». В круг скорей вставайте – приборы называйте! Поможет нам правильно назвать электроприборы вот эта волшебная палочка.

(дети передают палочку друг другу называя приборы бытовой техники поочередно)

Вос-ль: К дальним селам, городам

Что бежит по проводам?

Светлое Величество!

Это. (электричество).

Совершенно верно! Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие- премаленькие крошки-электрончики.

Для того, чтобы приборы работали, они должны быть исправными. У меня есть приборы, которым требуется ремонт. Вы поможете мне их починить? Тогда побыстрее сложите картинку из частей! И все будет в порядке.

(проводится дидактическая игра «Сложи картинку»).

Вос-ль: Ребята, кто сможет починить электроприборы дома?

Дети: папа, дедушка, мастер, электрик-наладчик.

Вос-ль: Как вы думаете, каким бывает электричество для человека — опасным или безопасным.

Дети: Опасно! Но оно нам помогает.

Вос-ль: Вы правильно мыслите. Есть электричество неопасное, тихое и незаметное. Оно живет повсюду, само по себе. Но стоит его только поймать, с ним можно даже поиграть!

Хотите поиграть с электричеством?

Дети: Очень хотим, но мы боимся!

Вос-ль: Сейчас я научу вас ловить электричество при помощи обычных пластмассовых палочек. Возьмите палочки и прикоснитесь к бумажным предметам (бабочкам). Что вы видите?

Дети: Бабочки лежат спокойно.

Вос-ль: Натрите палочку о кусочек шерстяной ткани, а затем осторожно поднесите палочку к бабочке. Что случилось?

Дети: Бабочка прилипла к палочке.

Вос-ль: Как здорово! Что поднимает бабочек?

Дети: Ветер, палочка.

Вос-ль: Палочки стали электрическими и бабочки к ним прилипли, притянулись. Как палочки стали электрическими?

Дети: Мы их терли, терли!

Вос-ль: Электричество живет не только в проводах, но и в одежде и в волосах.

Поспешим на ковер- самолет. Интересная сказка нас ждет!

(звучит музыка, дети садятся на ковер, имитируя движения).

Вос-ль: Что это за избушка стоит в лесу густом?

Кто в ней живет, узнаем

Не Петя ли с Котом?

(дети стучат, выходит Кот Федот)

Дети: Что ты кот Федот не весел, что ты голову повесил? Случилось чего?

Кот: Петушок когда уходил

Много разных дел мне поручил!

Вот теперь варю и стираю

К приходу Пети совсем не успеваю!

Поработать я не прочь.

Вы мне можете помочь?

Вос-ль: Помогут тебе не только дети, но и наши электроприборы. Ребята, объясните коту, что здесь лишнее?

(раздает картинки и карточки для дид. Игры «Что лишнее?»)

Вос-ль: Вот какие есть приборы- помощники, но с ними нужно правильно обращаться

Давайте-ка все вместе вспомним эти правила. («Правила пользования электроприборами»)

1. Не включайте не исправле6ные электроприборы.

Если вдруг прибор сломался,

Шнур в руке твоей остался.

Ты прибор тот отложи,

Маме с папой покажи!

2. Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.

3. Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур.

4. Никогда не суй в розетку посторонние предметы.

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть.

Шпильку, гвоздь, туда совать –

Дело кончится бедой: ток в розетке очень злой!

5. Если почувствовали запах горелой резины или заметили проскочившую искру в розетке, сразу скажи об этом взрослым!

Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым –

Сам, пожалуйста, не лезь.

6. Не оставляй включенным утюг, чайник и другие электроприборы. И постоянно напоминай об этом взрослым!

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли вык5лючил, проверь!

Вос-ль: Вот так-то! И нам пора домой.

(дети садятся на «Ковер-самолет» и улетают в детский сад)

Вос-ль: Вот мы и дома. Наш родной детский сад встречает весело ребят! Понравились вам наши путешествия? Что запомнилось больше всего? Что вы нового узнали? О чем обязательно будете напоминать взрослым? Почему необходимо знать и выполнять «Правила безопасности»? Используемая литература.

1. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми». Издательство «ТЦ Сфера».

2. А. Иванов «Азбука безопасноти» ОБЖ. «АСТ – Пресс»

3. Популярное пособие для детей и родителей «Безопасность вашего малыша» — практическое приложение.

4. К. Люцис «Азбука здоровья в картинках» издательство «Ресское Энциклопедическое товарищество».

5. О. Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста» издательство «Учитель».

1. Не включайте не исправле6ные электроприборы.

Если вдруг прибор сломался,

Шнур в руке твоей остался.

Ты прибор тот отложи,

Маме с папой покажи!

2. Никогда не трогайте провода и электроприборы мокрыми руками.

3. Не вынимайте вилку из розетки, дергая за шнур.

4. Никогда не суй в розетку посторонние предметы

Будь с розеткой осторожен!

С ней не должен ты играть.

Шпильку, гвоздь, туда совать –

Дело кончится бедой: ток в розетке очень злой!

5. Если почувствовали запах горелой резины или заметили проскочившую искру в розетке, сразу скажи об этом взрослым!

Если вдруг искрит розетка,

Или слышен странный треск,

Ты скажи об этом взрослым –

Сам, пожалуйста, не лезь.

6. Не оставляй включенным утюг, чайник и другие электроприборы.

И постоянно напоминай об этом взрослым!

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь!

Источник

Елена Сизова
Конспект ООД по познавательному развитию по разделу «Ребенок и окружающий мир» для 4–5 лет на тему «Моя Семья»

Образовательные задачи:

Учить правильно называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня». Продолжать формировать представления детей о семье. Развивать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Воспитательные задачи

Воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье.

Технические задачи

. Упражнять в умении аккуратно наклеивать шаблоны на коллаж. Развивать внимание.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

1. Заучивание фамилии, имени, отчества родителей.

2. Изготовление генеалогического древа.

3. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

4. Разучивание стихотворений о маме, папе, семье.

5. Рисование на тему «Человек».

Оборудование:

семья медведей-кукол к сказке «Три медведя», фото семьи, корзинка для игры, шаблоны с изображением: детей, взрослых, (для каждого ребенка, клей, листы бумаги, салфетки, коллажи на каждого ребенка.

Ход:

Организационный момент.

(Дети стоят в кругу)

Здравствуй! правая рука

Здравствуй! левая рука

Здравствуй «я»

Здравствуй ты

Здравствуй вся моя семья

Дети рассаживаются на стульчики.

Игровой момент

Появляется медведь, рассказ медведя о своей семье.

«Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я Мишутка из сказки «Три медведя». Я еще маленький и поэтому пришел к вам не один, а вместе со свой семьей: мамой Настасьей Петровной и папой Михайло Потаповичем. Наша семья небольшая: нас всего трое. Я очень люблю маму и папу. Они меня тоже любят, они заботятся друг о друге и обо мне. А у вас, ребята, есть семья? Расскажите мне о вашей семье, о том как вы живете»

Рассказы детей о своей семье по фотографиям

Воспитатель помогает детям составлять рассказ о семье, задавая наводящие вопросы. (В помощь детям фотографии семьи). Ребята, я поняла, что вы много знаете о своей семье.

Вывод

Запомните! Мамы, папы, братья, сестры, дедушки, бабушки — это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)

В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)

Дочь – доченька, дочурка.

Сын — сынок, сыночек.

Папа — папочка, папенька.

Дед – дедушка, дедуля.

Мама — мамочка, мамуля.

Сестра-сестрёнка.

Где живёт каждая семья? (дом, квартира)

Беседа.

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

-Что делает по дому мама?

-А что делает папа?

-Чем занимаются бабушка и дедушка?

-Какие заботы по дому есть у вас?

Игра «Корзина добрых дел»

Дети становятся в круг вокруг корзины. По очереди передают корзину, называя доброе дело: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать… (Во время игры звучит спокойная музыка.)

Физкультминутка.

Кто живёт у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши.)

Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)

Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Игра «Составь коллаж из семейных фотографий»

Детям предлагаются готовые, цветные шаблоны для семейного коллажа. Ребятки сейчас вы будете создавать цветные коллажи, вы в окошечки наклеите вырезанные шаблоны своих близких людей, которые живут рядом с вами в одном доме или квартире.

Творческая работа детей под руководством воспитателя.

Давайте посмотрим, что получилось.

Анализ работ. Выставка.

Итог.

У нас у всех есть семья. У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Я люблю свою семью.

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю

И щенка и кошку Мусю!

Всех кого я так люблю-

Имеют право на семью.

Список литературы для педагога

1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О. В., 2010 «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»,

2 Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой, первая младшая группа, Волгоград-2016г

3 Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой, младшая группа Волгоград -2012г,

Источник

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Образовательная область: Познавательное развитие

  1. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней  группы (4-5 лет)

Тема:

«Лесные звери»

Подготовила и провела:

Воспитатель группы № 7

Метельская О.П.

Зеленоград. 2014 г.

Цель: Дать детям представление о жизни диких животных в лесу.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об отличительных признаках животных. Тренировать в отгадывании загадок.
  • Формировать представление о медведе (о внешнем виде, пище, жилище).
  • Развивать интерес к познанию живой природы, любознательность, внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к живой природе.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей: дикие животные, хищники, травоядные, мех, шерсть, лапы, туловище, морда, когти, детеныши, логово, берлога, нора, дупло, жилище, пища, спячка, обоняние, пещера, подошва.

Материал к занятию: 

  • Игрушка медведя,
  • Демонстрационные картинки с изображением диких животных средней полосы России,
  • Музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: 

  • Чтение сказок, потешек, с участием животных,
  • Подвижные игры,
  • Рассматривание иллюстраций.

Методы и приемы: 

  • Беседа с детьми, вопросы к детям,
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок,
  • Рассматривание иллюстраций,
  • Сюрпризный момент, игра.

Ход занятия:

Часть 1. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии лесных животных.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

— Ребята, кого из животных вы узнали? (заяц, лиса, белка, медведь, волк)

 — Чем все животные похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает  ответы детей:

— Действительно, все животные – живые существа, у них рождаются детеныши, у всех есть четыре лапы, хвост, уши, глаза, они покрыты шерстью. Эти животные живут в лесу, далеко от человека, они сами о себе заботятся, строят жилища, добывают еду. Их называют дикие животные.

— Но животные отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать зайца? (У зайца длинные уши, маленький пушистый хвост, длинные задние лапы).

— Как вы определили, что это лиса? (У лисы пушистый, длинный хвост, острая морда, треугольные ушки, пушистая, рыжая шерсть).

— Как вы узнали медведя? (Медведь большой, покрыт бурой шерстью, косолапый, когтистый, у него круглые уши и маленький хвост).

— Вы увидели этих животных, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(медведь)

Кто у пчел лесных, ответь,

Забирает мед?

(медведь)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы-другого цвета.

(заяц)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

(белка)

Косолапые ноги,

Зиму спит в берлоге,

Догадайся и ответь:

Кто же это?..

(медведь)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит , оскалив пасть,

На овцу готов напасть!

(волк)

Проворная зверюшка,

Живет в дупле-избушке.

У рыженькой малышки

В дупле грибы и шишки.

(белка)

— Молодцы, все загадки вы отгадали, хотя изображения  животных не видели.

У каждого животного есть свои характерные отличия в повадках, в образе жизни, вы их услышали и догадались о ком идет речь.

 -А что едят животные? Чем питаются лиса, волк? (Они едят других животных).

– Действительно, лиса и волк – это хищники. Потому что они питаются другими животными в лесу.

— Кто мне подскажет, что едят белка, заяц? (Растения).

— Верно, эти животные являются травоядными.

Воспитатель выставляет схемы под иллюстрациями: нарисованные кость и трава, животные группируются по этому признаку.

Часть 2. Рассматривание медведя. Рассказ о медведе.

—  Ребята, посмотрите на картинку, кого вы видите? Рассмотрите медведя внимательно и послушайте мой рассказ об этом животном.

Рассказ воспитателя:

Медведь — это самый крупный хищник в нашей стране. Одни медведи предпочитают мясную пищу и рыбу, а другие — растительную (орехи, травы, ягоды, желуди, злаки). Внешне медведь неуклюжий, но он может легко двигаться, особенно когда он бежит легким шагом на двух ногах, еле заметно переваливаясь с боку на бок. Ноги у медведя толстые, сильные, с тупыми когтями, стопы с голой подошвой. Шерсть длинная и жесткая, бурого цвета. Хвост короткий. Медведи  хорошо бегают, лазают ,  плавают, могут стоять и долго ходить на двух задних ногах. Они бродят по лесу, ловят рыбу, лакомятся медом, разоряют муравейники. У них хорошо развито обоняние (нюх) и слух. Медвежье жилище — берлога — находится  часто в ямах, под корнями деревьев, бывает и в пещерах. В холодных странах зимой медведь впадает в спячку. Поэтому осенью он старается наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать. Обычно в берлогу медведь залезает перед снегопадом. Зимой сон бурого медведя неглубокий. Он слышит приближение врага и может на него напасть.

Вопросы детям:

— Как выглядит медведь, что у него есть?

— Какой медведь? (размер, цвет, неуклюжий, косолапый)

— Чем питается?

— Что умеет делать?

— Как называется его жилище?

Часть3 . Динамическая пауза «Дикие животные»

Ловко прыгают зайчата:

Прыг да прыг, скок да скок!

Быстро бегать зайцам надо,

Чтоб не скушал серый волк!

(имитация повадок животных)

Вот лиса идет по лесу.

Кто там скачет интересно?

Тянет лисонька свой нос,

Чтоб ответить на вопрос.

(потягивания-руки вперед)

Медвежонок не боится

Волка, кабана, лисицы.

Мишка по лесу идет:

«Где здесь пчелы, где здесь мед?»

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

Руки потянули вверх,

Словно там висит орех.

Часть 4. Дидактическая игра «Где, чей дом?»

— Ребята, как вы думаете, у животных в лесу есть свои дома, в которых они живут?

— Верно, у каждого есть свой дом, но эти дома все разные. Давайте поможем лесным зверям найти свои дома, потому что животные перепутали домики. Дети по желанию выходят и правильно размещают животных в свои жилища, проговаривая их названия: медведь живет в берлоге; белка — в дупле; заяц — под кустиком; волк — в логове; лиса — в норе.

Игра повторяется 2- 3 раза.

Часть 5. Итог занятия.

— Сегодня мы с вами говорили о животных, живущих в лесу. У них есть общие черты, какие? ( Они живые, у них рождается потомство — детеныши, покрыты шерстью, имеют 4 лапы, туловище, голову, хвост, сами строят себе жилища, добывают еду).

— Но животные сильно отличаются друг от друга, чем? ( внешним видом, образом жизни).

— Животные бывают хищные и травоядные. Кто относится к хищникам, почему? (лиса, волк т.к. Они едят других животных). Кто относится к травоядным, почему? (заяц, белка — они едят растительную пищу).

— Почему медведя считают всеядным? (он ест и растения, и рыбу, и животных).

— Что может делать медведь? (бегать, ходить на двух ногах, плавать, стоять,  рычать, собирать, ловить).

— Кто живет в берлоге (медведь), в дупле (белка), в норе (лиса), в логове (волк), как называется жилище зайца? ( не строит жилища, живет под кустом).

Источник