Ребенок грызет руки в 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года thumbnail

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок грызет ногти

Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно — и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.

О вредной привычке

Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.

По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.

Ребенок грызет руки в 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года

Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.

В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.

Ребенок грызет руки в 4 года

Грызть ногти — вредно:

  1. Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
  2. Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.

Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.

Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.

Причины привычки

Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.

Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.

Ребенок грызет руки в 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года

Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.

Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.

Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.

Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе — и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.

Как отучить?

То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.

Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.

Ребенок грызет руки в 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года

На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».

Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.

Ребенок грызет руки в 4 года

Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.

Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.

Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.

Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).

Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.

Читайте также:  Какой сироп от кашля лучше дать ребенку 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года

Ребенок грызет руки в 4 года

Советы

Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.

Ребенок грызет руки в 4 года

Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» — например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.

Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.

Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Источник

Методтим отвечает на ваши вопросы по психосоматическим заболеваниям и зависимостям.

В настоящее время бытует утверждение, что все подобные состояния, при которых ребенок  ведет себя неестественно и создает  определенные действия  в виде кусания  ногтей, сдирания пальцами заусениц и  обкусывания подушечек пальцев, характерны для детей с неустойчивой центральной нервной системой .

С этими детьми проводятся  различные беседы, с ними работают психологи и  их учат постепенно отвыкнуть от этой привычки. Но, конечно же, эти действия не приводят к необходимому результату.

Объясняется же это следующим образом.

Возможно, ребенок   обжегся, укололся или повредил палец или руку, что  явилось причиной его шокового состояния. В этом случае  может возникнуть и закрепиться  своеобразное  ответное рефлекторное действие.  Кусание ногтей, сдирание заусениц и обкусывание подушечек пальцев  — это есть рефлекторный ответ на когда — то полученную травму при неожиданном стечении обстоятельств.

Если же рассматривать механизм этого действия, то это выглядит следующим образом.

Когда ребенок пытается сосредоточиться или   напрягается  — у него возбуждается центральная нервная система  и возникает  ответный рефлекс, который призван обеспечить максимально возможное противодействие обстоятельству,  вызвавшему  когда- то полученную  вынужденную травму.

Причем, как правило, это происходит тогда, когда ребенок задумывается над каким — либо вопросом или  пытается проанализировать какое – то  событие, и погружается настолько, что теряет контроль над собой. В этот момент возникает рефлекторное стремление задействовать эффект, заключающийся в периодическом ломании и  откусывании ногтей, попытке содрать заусеницы, кусать подушечки пальцев, а так же использовать любые предметы, одежду и части тела.

Это говорит о том, что в процессе жизнедеятельности ребенка произошла  травма, которая закрепила рефлекс, сконцентрированный на  месте этой травмы.

Если  понаблюдать  за детьми, то можно увидеть, что некоторые  из них  начинают чесать за ухом, другие теребят одежду и части тела, третьи могут почесывать какие- либо места, четвертые хватаются за различные части тела.

Эта особенность возникает тогда, когда однажды, при каких-то обстоятельствах, ребенок вынужденно получил, пусть даже небольшую, но травму.

Возраст  от 2 до 6 лет очень ответственный и ребенок может быть подвержен различным психосоматическим заболеваниям и нарушениям, а так же образованию устойчивых закрепляющихся эффектов.  В этом случае, когда ребенок  начинает усиленно о чем — то думать,  возбуждается , расстраивается или испытывает негативные состояния — он  вынужденно создает  подобные рефлекторный  действия.

Эта защитная функция будет работать до тех пор, пока ребенок не сможет окончательно избавиться от этого устоявшегося рефлекса. Для этого либо нужно создавать определенное воздействие, либо просто  подождать какое — то время. Эти проявления   могут  исчезнуть  вследствие  жизненных катаклизмов и  различных стрессовых ситуаций, которые так же, как и воздействие, способны разрушить  взаимосвязь между  переживаниями ребенка, нервным перенапряжением и этими устоявшимися рефлекторными действиями.

 Если же этого не происходит долгое время, то тогда нужно создать определенное воздействие, которое сможет разорвать взаимосвязь  состояния нервного перенапряжения с тем действием, которое, закрепившись  однажды,  долгое время воспроизводится несмотря ни на что.

Это не является заболеванием. Это есть определенный тип поведенческих реакций, которые возникают при различных негативных обстоятельствах и, закрепившись  в раннем детском возрасте, воспроизводятся постоянно очень долгое время.

Читайте подробнее на сайте проекта Методтим metodtim.ru

Источник

Больше статей и советов на justtalks.ru

Согласно статистике, такая вредная привычка, как грызть ногти, у ребёнка появляется чаще всего в семилетнем возрасте. Как оказалось, это неспроста — и связано с психологическим состоянием ребёнка в этот возрастной период. Рассмотрим подробнее, в чём причина появления вредной привычки и что нужно делать родителям, чтобы от неё избавиться.

ПОЧЕМУ ДЕТИ ГРЫЗУТ НОГТИ?

Существует несколько причин появления вредной привычки.

СТРЕСС

В возрасте семи лет ребёнок начинает ходить в школу. Поскольку атмосфера в школе значительно отличается от привычной в жизни малыша, который ходил в детский сад или был дома, он испытывает довольно сильный стресс. Постоянное напряжение возникает из-за того, что ребёнку нужно учиться, соблюдать определённые новые правила, дисциплину. Он не может просто бегать и веселиться. Чтобы справиться с волнениями и напряжением, ребёнок начинает грызть ногти.

ПОПЫТКА СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ

Учёба в школе или выполнение домашних заданий требует от ребёнка концентрации. Чтобы было легче сосредоточиться, одни дети грызут ногти, другие накручивает волосы на палец, третьи теребят в руках ручку или карандаш. Ребёнок начинает делать это неосознанно.

ПРОТЕСТ

Ребёнок, которого постоянно ограничивают запретами, может начать грызть ногти, делая это назло родителям. При очередном замечании его посещают подобные мысли: «Если вы мне не разрешаете это, тогда я буду грызть ногти, и вы мне ничего не сделаете!».

НЕВРОЗ

По утверждениям неврологов, с каждым годом количество детей, которые страдают неврологическими расстройствами, постоянно растёт. Некоторые доктора говорят, что неврозы детей зарождаются ещё в период внутриутробного развития или во время родов. Спровоцировать их могут психологическое и физическое состояние будущей матери, затянувшиеся или тяжёлые роды и другие факторы. Когда ребёнок сталкивается с психологическими нагрузками, например, отправляется в школу, неврологические проблемы обостряются. Для ребёнка в таком случае погрызть ногти — всё равно что пососать соску для младенца. Это действие помогает успокоиться.

СКУКА

Иногда вредная привычка проявляется в периоды, когда ребёнку попросту становится очень скучно, и он не знает, чем себя занять. В таком случае предложите своему чаду порисовать, сложить пазлы или конструктор, помочь приготовить обед и так далее. Главное, чтобы ребёнок всегда был при деле, чтобы его руки были чем-то заняты, а сам он — сконцентрирован на цели и процессе.

Читайте также:  Ребенок 4 года жадность

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ВРЕДНОЙ ПРИВЫЧКИ?

Родителям нужно знать, что не стоит ругать ребёнка за то, что он грызет ногти. Это может только усугубить ситуацию. Лучшим решением проблемы будет спокойный разговор с чадом о том, к каким последствиям может привести эта вредная привычка.

Никогда не говорите ребёнку, что ногти грызут только невоспитанные дети. Ведь получается, что это ваша вина, поскольку именно вы воспитываете своего ребёнка. Поговорите в спокойном тоне со своим сыном или дочкой и расскажите следующее.

  • Грязь под ногтями способствует размножению микробов. Объясните ребёнку, что, когда он грызёт ногти, микробы попадают в организм, а это приводит к болезням. Большинство детей не любят болеть, поэтому будут бороться с вредной привычкой.
  • Красивые и ухоженные ногти являются признаком хороших манер. Чтобы убедить ребёнка во вредности его привычки, покажите фото из сети детей, которые сильно погрызли ногти. Вряд ли вашему ребенку захочется иметь похожий вид.
  • Ненавязчиво расспросите ребёнка о его делах. Возможно, его что-то гложет и беспокоит, но он не может сам решить проблему, и это стало причиной возникновения вредной привычки.

Если проблему решить не удаётся, попробуйте сделать ребёнку маникюр. Используйте бесцветный лак, он будет незаметен на ногтях, но имеет неприятный горький вкус. Прибегайте к этому методу, если другие варианты не срабатывают. Поддерживайте с ребёнком хорошие отношения, чтобы он мог с вами поделиться своими проблемами — тогда удастся избежать возникновения этой вредной привычки или быстро от неё избавиться.

Источник

Обкусанные ногти, неприятные взгляду заусенцы – распространённая ситуация, поскольку привычка толкать пальцы в рот присуща как ребятишкам раннего возраста, так и подросткам.

Кажется, онихофагия – научное наименование этой проблемы – не так уж и страшна. И всё же бороться с ней нужно, несмотря на многочисленные мамины переживания «не могу», «ничего не получается».

Чтобы определиться, как отучить ребенка грызть ногти, необходимо поначалу обнаружить «спусковой механизм» привычки, а уже после принимать определённые меры.

Заболевание или дурная привычка?

Психиатры не зря ввели в медицинскую практику особое определение – онихофагию. Этот термин подразумевает психическое нарушение (!), которое выражается в неконтролируемом желании обкусывать ногтевую пластину.

Расстройство это формируется постепенно, переходя из безобидной, казалось бы, привычки.

Проведённые обследования показали, что обкусыванию ногтей подвержены почти треть детей младшего школьного возраста, причём среди ребятишек мужского пола эта привычка встречается гораздо чаще.

Затем частота случаев лишь увеличивается, поскольку в подростковом возрасте почти половина детей кусают пальцы. Возможно, это связано с увеличивающейся психологической нагрузкой.

То есть вредную привычку никак нельзя оставлять наедине с ребёнком, надеясь, что тот её перерастёт. Напротив, существует риск, что проблема попросту перерастёт в психическое расстройство, которое без помощи врачей не преодолеть.

Поэтому нужно отыскать провоцирующий фактор и по возможности избавиться от него.

Почему ребёнок грызёт ногти?

Иногда крайне сложно точно понять, откуда возникла столь неприятная проблема. Специалисты говорят о возможных физиологических и психологических факторах, которые «включают» онихофагию.

1. Физиологические факторы:

  • Почему ребёнок грызёт ногтиСостояние кутикулы. У некоторых маленьких детишек кожа вокруг ногтей постоянно «топорщится». Не дожидаясь родительской помощи, они своими силами пытаются удалить раздражитель. Подобное поведение чем-то напоминает животный рефлекс ухода за собой (к примеру, коты моют себя языком).
  • Физическое удовлетворение. Ребёнок пытается добиться удовольствия всеми доступными и недоступными методами. Если ему запретить, например, есть конфеты или торт, он может переключиться на пальцы.
  • Витаминно-минеральный дефицит. Нервная система способна нормально функционировать лишь при хорошем питании, насыщенном витаминами и минералами. Особенно важны для ребёнка витамины E, B и магнийсодержащие продукты, в ином случае развивается высокая тревожность, нервозность и переутомление.
  • Глистные инвазии. Отечественные врачи считают, что одной из возможных причин грызения ногтей могут быть поселившиеся в детском организме паразиты. О наличии глистов свидетельствуют другие признаки: повышенное слюноотделение, зуд в области прямой кишки, резкое изменение поведения, беспричинный кашель.

Физиологические факторы

2. Психогенные факторы:

  • Трудности с адаптацией. У многих деток вредная привычка возникает одновременно с началом социализации. Так, к трём годам ребёнок начинает посещать садик, но если он «тепличный» малыш, то даже кратковременные разлуки становятся стрессом. В семилетнем возрасте начинается следующая адаптация – он идёт в школу, что сказывается на его эмоциональном состоянии.
  • Семейный климат. Постоянные скандалы в семье, склоки между родителями, уход одного из них из дома, перекладывание процесса воспитанья на бабушек – всё это также стрессогенный фактор, приводящий к обкусыванию ногтевых пластин.
  • Аутоагрессия. При подобном поведении агрессивность в силу различных обстоятельств направляется на самого себя. Ребёнок, боясь гневиться на других, начинает вредить собственному здоровью – к примеру, грызть ногти.
  • Модель поведения. Детям свойственно «заражаться» поступками других малышей или взрослых. Если кто-то в садике, классе или дома грызёт ногтевые пластины и заусенцы, то ребёнок способен подсознательно повторять такие движения.
  • Генетически обусловленная тревожность. Грызть ногти ребёнок может и без очевидного стрессогена, только по причине чрезмерно возбудимой нервной системы и темперамента, которые обусловлены наследственным фактором. Любопытно, что позитивные и отрицательные события оказывают одинаково сильное возбуждающее воздействие.
  • Психогенные факторыРезультат раннего отлучения от материнской груди. Продолжительное грудное вскармливание существенно успокаивает впечатлительного ребёнка. При резком или раннем отлучении от «тити» пальцы становятся своеобразной замены материнского соска или пустышки.
  • Перфекционизм. Желание быть лучше всех, которое разбивается о реальность, заставляет ребёнка воспринимать каждую свою неудачу «концом света». Обычно подобные ситуации встречаются у тех родителей, которые предъявляют завышенные требования к своим чадам. Ребёнок, не справившись со стрессом, грызёт ногти.
  • Замена вредных привычек. Многие дети отвлекают себя каким-либо определённым способом – теребят локоны, крутятся на месте, сосут пальцы, грызут ногтевые пластины. Подобным методом ребятишки успокаиваются, а если попробовать отучить от одной вредной привычки, начнётся другая.
  • Скука. Некоторые малыши грызут пальцы просто так, от нечего делать.
  • Высокие нагрузки. Перегруженность в школе, одновременное посещение нескольких студий, семинаров или курсов приводят к переутомлению, после чего ребёнок борется с неврозом грызением ногтей.
  • Увлечение телевизором или компьютером. Мельтешение кадров, высокая громкость, блики от экрана негативно воздействуют на детскую психику. Пытаясь успокоиться, ребёнок сосёт пальцы или грызёт ногти.
Читайте также:  Ребенку 4 года оформить в сад

Таким образом, основной провоцирующий фактор – повышенная тревожность и склонность к стрессам.

Психологи считают, что, обкусывая ногти, ребёнок активизирует своеобразную болевую точку, которая заглушает стрессовый центр.

Последствия привычки

Врачи предупреждают, что слова «могу или не могу отучить» никак не должны стоять перед родителями.

Подобная привычка – не просто досадная неприятность, а вполне серьёзное психологическое расстройство, которое чревато определёнными последствиями:

Последствия привычки

  • повреждённые ногтевые пластины и кутикулы, которые становятся эстетической проблемой;
  • замедление нормального роста ногтей;
  • заражение кожи, находящейся возле ногтей;
  • проблемы с зубами, дёснами из-за постоянного нахождения пальцев во рту;
  • поражение гельминтами (под ногтями часто скапливаются личинки глистов);
  • постоянные инфекционные заболевания из-за пониженного иммунитета;
  • насмешки ровесников;
  • сниженная самооценка.

Непросто поверить, что вроде бы незначительное нарушение чревато самыми серьёзными негативными эффектами в далёком будущем. Подросшие дети могут столкнуться с проблемами социального и психологического плана, которые могут сказаться и во взрослой жизни.

Народные рецепты

Не всегда устоявшиеся традиционные способы избавления от подобной вредной привычки считаются гуманными. Многие мамочки отказываются применять подобные методики, считая их чрезмерно жёсткими («не могу издеваться над крохой»). Однако перечислить их всё же следует.

  1. Пожалуй, наиболее распространённый и одновременно неоднозначный метод – мазать детские пальцы острым перчиком, горчицей и подобной натуральной горечью. Считается, что, попробовав единожды или несколько раз столь неприятную острую приправу, ребёнок после этого перестанет грызть ногтевые пластины.
  2. Старшее поколение часто советует обрабатывать ноготки зелёнкой, поскольку столь неприятный внешний вид способен оттолкнуть малыша настолько, что он прекратит обкусывать ногти. Если всё же пальчики окажутся во рту, собственные зелёные губы, увиденные после в зеркале, могут отвратить ребёнка от вредной привычки.

Подобные способы неоднозначны, однако, судя по отзывам, всё-таки могут сработать, особенно если подопечному от двух до четырёх лет. На более старших ребятишек такие методы точно не подействуют.

Рекомендации психологов

Самостоятельно обнаружить причину не всегда получается, поэтому родители могут обратиться к психологу, если к тому же многочисленные попытки отучения не привели к каким-либо положительным результатам. Многие психотерапевтические советы широко известны, однако повторить их всё же следует.

  1. Нельзя ругать и кричать на ребёнка, поскольку столь агрессивно выраженный интерес к детской проблеме, напротив, усугубят положение. Одни малыши ещё больше занервничают, другие назло станут грызть ноготки. Лучше поискать более позитивный способ помощи ребёнку.
  2. Обязательно следует пообщаться с ребёнком, чтобы установить «спусковой механизм». Иногда обнаружить причину помогают методы, раскрывающие подсознательные и скрытые проблемы. Например, можно предложить малышу нарисовать школьный урок, приятелей, домочадцев. Чёрные краски, явный негатив свидетельствуют о проблемной сфере жизни.
  3. Попробуйте больше времени проводить с маленьким «грызуном». Обязателен телесный контакт (поглаживания по головке, объятия, массаж пальцев), приятные слова, обсуждение насущных проблем. То есть проведённые с ребёнком часы и минуты обязаны быть наполненными позитивными эмоциями.
  4. Необходимо ухаживать за собой, чтобы продемонстрировать позитивный образец поведения. Глупо ожидать отказа ребёнка от откусывания ногтевых пластин или заусениц, если кто-то из близких родственников (особенно значимых для малыша) сам грызёт ногти и постоянно толкает пальцы в рот. Научите девочку ухаживать за ногтями!
  5. Если ребёнок подобным нежелательным способом вымещает агрессию, покажите ему социально одобряемые формы её проявления. Например, посещение спортивных кружков, разнообразных соревнований, контактных игр способствует выплёскиванию негативных эмоций, которые уже не направляются на свою личность.
  6. Займите ребёнка ручным трудом, к примеру, рисование, ваяние, работа с ножницами, выжигание не только займут ручки, но и принесут малышу массу позитивных моментов. Девочкам постарше подойдёт вышивание крестиком. Кроме того, снять перенапряжение помогают фактурные предметы – камни, детали конструкторов, пупырчатые мячи и прочие небольшие вещи.
  7. Рассказать о негативных последствиях нужно – неприятные истории часто производят должный эффект на ребятишек старшего возраста. Подростки могут самостоятельно найти в интернете различные «страшилки» в виде фотографий паразитов, заводящихся в желудочно-кишечном тракте. Маленькому ребёнку можно предложить рассмотреть через микроскоп грязь из-под ногтей, в которых могут находиться разные неприятные существа.
  8. К творческому ребёнку необходим неординарный подход. В частности можно сочинить сказочную историю, которая рассказывает о двух героях – один грызёт ноготки, а второй – не имеет подобную привычку. Вот почему с первым мало кто общается и играет из-за неприятно выглядящих рук, а у другого – множество приятелей. Сказочная терапия положительно и опосредованно воздействует на детское сознание.
  9. Необходимо пересмотреть дневной распорядок. Так, двухлетним ребятишкам и деткам постарше важно обеспечить комфортную психологическую атмосферу, частые прогулки на улице. Школьникам необходимо оставить больше свободного времени, не давить с оценками, успешностью и учебной нагрузкой.
  10. Если провоцирующим возникновение онихофагии фактором становится неожиданная разлука с любимой мамочкой после постоянного с ней нахождения, то подобное расставание способно стать серьёзным стрессом. Важно постепенно приучать ребёнка к самостоятельности и независимости, например, следует на короткое время отводить его к бабушке, в садик, чтобы он привыкал к нахождению без матери.

Если же заочные советы никак не помогли, следует обратиться к психологу или неврологу. Возможно, у ребёнка сформировалось невротическое состояние, одним из признаков которого часто являются навязчивые движения.

Медикаментозная помощь

В тяжёлых ситуациях двумя профильными и самыми важными специалистами, с которыми в обязательном порядке стоит пообщаться, становятся невролог и гастроэнтеролог.

Медикаментозная помощьПервый поможет подобрать успокоительные медикаменты. Второй проверит состояние кишечника и выпишет, если нужно, лекарства – фитопрепараты, успокоительные или витаминно-минеральные комплексы.

Крайне важно не давать ребёнку любое, казалось бы, безвредное лекарственное средство по собственному желанию.

В аптечных сетях представлен целый ряд горьких лаков, действующих наподобие традиционной горчицы: «Некусайка», «Belweder».

Они прозрачные, поэтому подойдут не только девчонкам, но и мальчикам. Продаются в детских отделах и специальные горьковатые мази.

Опасность подобных средств заключается в возможности попадания химических компонентов в глаза. Кроме того, родители всё-таки воздействуют на внешнее проявление вредной привычки, не работая с истинной причиной онихофагии.

Грызение ногтевых пластин и заусениц – распространённая проблема в детском и подростковом возрасте. Некоторые родители не очень серьёзно относятся к возникшей ситуации, считая, что малыш скоро её перерастёт.

Специалисты же советуют обращаться за помощью, особенно если взрослые не представляют, как отучить ребенка грызть ногти. Ну а ещё важно окружить деток любовью и вниманием.

Источник