Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет thumbnail

Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?

Возможные причины

Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».

Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.

Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.

До какого возраста это норма?

Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.

Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».

Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».

Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.

Заключение

Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • Здравствуйте. дочка 6 лет стала говорить о себе в терьем лице. Например, «Маша хочет поесть», Маша хочет спать».
    Меня пугает это уже, т.к. она уже себя не котролирует, делали ей замечания, но все равно.
    что происходит?

  • К невропатогу. И очень быстро. Явно страдает какая то часть мозга. А вот причину почему это происходит: опухоль, спазм сосудов, повышенное внутричерепное давление или что то другое установить может только врач.
    Извините если напугала, но надо к врачу, поэтому и написала столь прямо.

  • я честно говоря, думала она так пытается маленькой побыть. потому что не КАЖДЫЙ раз так говорит. думала чисто с психологом надо может поощаться. а тут… а какие еще симптомы могут насторожить?

  • На самом деле подозрительно. Недавно не было никаких потрясений, изменений в жизни? В остальном поведение, сон, и т.п. не изменилось?

  • особенных нет, но как летом осталась у бабушки (на 5 дней в неделю а на выходные мы приезжаем) может это, она все время плачет когда уезжаею.
    и еще у нас появился племянник 8 мес на даче (сестар мужа тоже живет на жтой же даче). и все говорят о нем в третьем лице, и она видит что все к нему сюсюкают, играются, чувствуют что его больше (как всех малышей) больше любят. как раз как стали вместе жить так и пошло.
    может как у деток 3 лет про них родители говорят в третьем лиц и они долго так говорят. может тут ревность что-ли сыграла и попытка под «Малыша» быть для получения большего внимания.
    нехочется списывать на болезнь, отклонения в развитии, тк.к в это лето она стала активно хотеть учиться читать, занимается, уже многое получается (до этого никак не хотела, но мы не настаивали).

  • Она все 6 лет так говорит или был период, когда было «я»? если все 6 лет о себе в третьем лице — то бегом к врачу. Если что-то просто повлияло на появление этого оборота речи, то просто убирайте фактор.

  • только с начала лета! а как убирать?

  • Нужно показать ей все прелести быть именно старшим, а не малышом

  • Если бы она хотела побыть маленькой, то капризничала бы, просилась на руки, пробовала втихоря соску пососать и игралась бы погремухами.
    Если бы она говорила так всегда, то можно было бы заподозрить родовую травму, а вот если стала недавно то надо выяснить, что происходит. Может упала, ударилась головой, а Вы не знаете. Посетите врача, не тяните с этим.

  • Так может, если есть возможность, забрать ее из деревни на пару недель? В принципе, если это связано с малышом, то этого срока будет достаточно, чтобы она перестала так говорить. Т.е. необходимо устранить стрессовый фактор. Если после устранения стрессового фактора (предположительно ревности) проходит несколько недель, и ситуация никак не меняется , т.е. частота проявления 3го лица в речи остается таже, думаю стоит обратиться к неврологу

  • У моего ребенка подобное было связано со спазмом сосудов головного мозга, после курса лечения появилось «я».

  • так она и стала как маленькая сисю опять трогать пытаться. к врачу надо будет сходать.

  • а к кому обращались и куда?

  • Сколько лет было вашему ребенку?

  • к неврологу, но мы не в Москве

  • Скажите пожалуйста, он у вас всегда говорил о себе в 3-м лице или, как у автора, вдруг заговорил?

  • У нас это не было постоянно, т.е. у ребенка были проблемы с речью (не все звуки, путала окончания слов и т.д.), но периодически начинался разговор о себе в третьем лице, а потом были моменты когда говорила «я». Причем в моменты когда о себе говорила «она» на наши замечания реагировала т.е. послушно повторяла «я», и тут же в следующем предложение опять «она» о себе. Это нарушение деятельности мозга, я тоже не могла понять почему так происходит, искала причины в стресах и т.д. А оказалось что это спазм сосудов и неравномерно повышенное внутричерепное давление т.е. от ребенка это не зависело. Поэтому и посоветовала автору бежать к врачу, прочитав что ребенок не может контролировать этот процесс.

Источник

Проблема именно правильного употребления местоимений у моего сына продолжается уже больше года, с тех пор, как он заговорил. В самом начале я не передавала этому значения, я просто радовалась тому, что он хотя бы называет себя по имени и что речь у сына стала развиваться.

Примечание: местоимения мы, они, она, он — сын употребляет правильно.

Но спустя полгода, когда ребёнок уже говорил предложениями, эта проблема местоимений стала нарастать. Говорил он так:

«Коля будет кушать, играть, спать…», «Тебе надо купить машинку ( имея ввиду себя)», «Отдай твою машинку (опять же имея ввиду себя) и т.д.»

Меня это забеспокоило и стала думать как помочь своему ребёнку. Сегодня поделюсь с Вами нашими с сыном занятиями по местоимениям.

Читайте также:  От ожоги у ребенка 5 лет

Как научить ребёнка правильно применять местоимения?

Первый вывод, который я сделала для себя, исходя из своей речи, я перестала говорить о сыне Сама в третьем лице, потому что ребёнок повторяет за мной, эхолалит, и учится не правильно говорить, например:

Кто тут пришёл? Коля. А Коля будет кушать, а Коля пойдёт гулять?

Обращение Коля я заменила на Ты и перестала разговаривать с ним как с маленьким, больше передо мной не стояла задача, чтобы он выучил своё имя.

Поэтому совет для Вас, родители, если у Вашего ребёнка есть такая же проблема, то прежде всего обратите внимание на свою речь и то как Вы обращаетесь к ребёнку.

А теперь перейдём к упражнениям, которые я проводила и до сих пор провожу с сыном.

«Кто в зеркале?»

Подводим ребёнка к зеркалу и спрашиваем у него:

Это кто? Указывая, на отражения ребёнка в зеркале.

Ребёнок называет себя по имени, а Вы поправляет его и говорите «Я».

Такое упражнение можно делать несколько раз в день, а чтобы разнообразить, можно взять ещё игрушки и показывать их и Вашего сына поочерёдно в зеркале, пускай ребёнок называет свои игрушки, а потом и себя.

Упражнение на местоимения Тебе/Мне.

Эти местоимения мой сын путает постоянно, а как научить ребёнка правильно их применять и объяснить ему, что если я говорю про него «тебе», то он должен наоборот применять в отношении себя местоимения меня/мне, я не могла сообразить. Устные разговоры не помогали, ребёнок просто не понимал, что я от него хочу.

И здесь мне на помощь пришли настольные игры, такие как лото или домино. Я их череду, чтобы не надоели.

Читайте также:  Как давать пульмикорт ребенку 5 лет

Берём домино, даём ребёнку фишки и просим его раздать их, чтобы начать игру. При этом ребёнок каждый раз, когда раздаёт фишку произносит:

ТЕБЕ/Мне.

Вот пример раздачи фишек в домино:

Так же для тренировки этих местоимений, я использую ещё детское лото.

Наше лото

Все же знают правила этой игры? Нужно закрыть все поля фишками и у кого быстрее получиться это сделать, тот и выиграл. Так вот, мой ребёнок очень азартно играет в эту игру и когда я достаю фишки из мешочка, то он смотрит у кого есть такая картинка и говорит:

Коля/мама — это было раньше, а теперь у тебя/у меня.

Учебный процесс именно в игровой и не навязчивой форме отлично подходит всем детям, вне зависимости, есть у ребёнка какие-то особенности в развитии или нет.

Конечно, всё пришло не сразу и я постоянно его учила правильно говорить, да и сейчас ещё и поправляю его, и занимаюсь с ним. Но стало значительно лучше.

————

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.

Источник

Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

Пользователь

Девочка — 3 года,знает,что о себе нужно говорить в первом лице и иногда! строит фразу именно так.Однако в большинстве случаев употребляет по отношению к себе третье лицо.(Она пойдет гулять).? к психологам — что бы это значило?на что нам родителям обратить внимание?

Мы естественно ее не ругаем,но поправлем речь,произнося правильно,а она повторяет.

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    19 ноября 2007, в 12:54#1

    На самом деле я могу ошибаться, это всего лишь мои размышлизмы. Мне кажется, каждый случай очень индивидуален, и если есть возможность обратиться к детскому психологу или к детскому психоаналитику, то толку было бы куда больше, чем от публикаций. Здесь на форуме, по-моему, именно детских психотерапевтов нет. Может быть из новичков появятся (надеюсь!), а из старичков — не помню ни одного. А я сама только на 1-м курсе, вероятность ошибки великовата.

    Вот сайт Адалин (там ссылочка есть выше) — он как раз направлен именно на детскую психологию, зайдите туда, посмотрите, может быть статьи найдете более интересные или на форуме ещё найдете похожие ситуации и ответы на них.

    Все очень грамотно и корректно!!!
    Как детский психолог (МГУ + 3 года практике в школе), могу подтвердить, в исследованиях по детской психологии обращение к себе в 3-м лице считается нормой до 3-х лет и объясняется отсутствием самосознания себя как личности. Сама лично сознательно проводила эксперимент со старшей дочерью не употребляла третьего лица в обращениях. Итог, она никогда себя в 3-м лице не называла! Кстати, кризис трех лет тоже прошел гладко, хотя я эти вещи не связывала.

  • Пользователь

    19 ноября 2007, в 13:01#2

    я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    20 ноября 2007, в 17:28#3

    я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))

    Заявляя такие вещи, надо оговаривать возраст!!! Что норма в 3 года, будет настораживать в 5 лет! Нельзя же так пугать родителей!

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    10 декабря 2007, в 18:33#4

    Аня, будем знакомы! 🙂 Очень рада, что здесь появился детский психолог. Можно я буду иногда Вас засыпать вопросами? 🙂 Я учусь в Восточно-Европейском ин-те психоанализа, СПб, салага-первокурсница, собираюсь специализироваться на детском психоанализе. 🙂 Посмотрите еще пожалуйста одну темку:

    /forum/post/16315/

    Извиняюсь за ОФФ-топ, просто там тоже вопрос казалось бы будничный, но интересный. И тоже девочка-дошкольница 🙂

    Засыпайте конечно, но я на форуме не всегда бываю.

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    11 декабря 2007, в 20:04#5

    Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    11 декабря 2007, в 21:09#6

    Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!

    Спасибо! Очень приятно…

  • Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет

    Пользователь

    29 марта 2018, в 08:44#7

    Здравствуйте!Хочу задать вопрос на эту же тему. Моему сыну 8 лет, он учится в первом классе. С успеваемостью все нормально, ребёнок общительный, с чувством юмора. Последние несколько дней стал говорить о себе в третьем лице. Делала несколько раз замечание, соглашается, но через время ситуация повторяется. Раньше за ним никогда не замечали такого. Что это может быть? На что обратить внимание? Заранее спасибо!

  • Пользователь

    07 апреля 2018, в 16:02#8

    Похоже на защитную реакцию. Были какие-то стрессы, конфликты дома, в классе? Обратитесь к классному руководителю, спросите об отношениях в классе. Возможно ребенок был эмоционально не готов к школе, сейчас как бы опять возвращается в детское состояние уходя от новой роли ученика. Или произошел стрессовый фактор

Источник

У родителей
всегда найдется повод для переживаний…

Читайте также:  Проблемы поведения ребенка 5 лет

Вы
вдруг заметили, что ребенок говорит о себе как будто со стороны: «Дима хочет
пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого
возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»?

Все знают,
что маленькие дети (до трех лет) часто говорят о себе в третьем лице. Психологи
связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной
самоидентификацией, или осознанием ребенком своего «Я».

Ребенок
осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному
трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери.
Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года
приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он
– не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он
уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво
отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме,
упрямстве, непослушании.

Почти
во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать
определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять». Такое
обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но
мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе
в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!
Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай
Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже
забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но
называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно
дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Однако
существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в
третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти
гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе
штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в
третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было
ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из
приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица
к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением
к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама
называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с
другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в
вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу
самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая
пресловутую самоидентификацию.

А
еще попробуйте и о себе говорить «я готовлю обед», а не «мама готовит обед».
Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Некоторые
психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и
ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его
независимым, уверенным в себе, активным и общительным.

Источник: https://infourok.ru/rebenok-govorit-o-sebe-v-tretem-lice-1347886.html

Источник