Ребенок говорит о себе в третьем лице 5 лет
Сначала родители мечтают о том моменте, когда их ребенок начнет разговаривать, а затем ждут, когда он научится делать это правильно. Путаница в лицах и поле — частая проблема малышей. Вместо «я хочу гулять», кроха заявляет вам: «Рома хочет гулять» или «Рома хороший мальчик». Причин у данного явления может быть несколько, к тому же, существуют возрастные критерии. Итак, когда подобное поведение ребенка не должно вызывать беспокойства, а когда стоит обратиться за помощью?
Возможные причины
Одной из основных причин того, что малыш говорит о себе в третьем лице, является возраст. Психологи объясняют это тем, что сепарация (отделение) «Я» ребенка от эмоционально значимого лица (матери) происходит примерно в 3 года. Именно в это время малыш начинает проявлять самостоятельность и пытается контролировать свое поведение: «я сам возьму» или «я сам надену». До этого он воспринимает себя фактически слитым с матерью. Она за него все делает и говорит о нем в третьем лице или первом лице множественном числе, например: «Сейчас МЫ покушаем и искупаемся».
Поэтому второй причиной как раз является речь родителей. Замечали ли вы сами, как разговариваете с ребенком? Такие предложения, как «Ваня наелся?», «Катюша хочет спать?» малыш может просто копировать. Многие мамы так общаются с детьми, когда те еще совсем крохи. Ведь мама носила ребенка в себе целых 9 месяцев, поэтому процесс психологической сепарации идет и у матерей тоже. Но если вы продолжаете так общаться и с 3-, и с 4-летним ребенком (а бывает, и старше), то это уже проблема, которую нужно незамедлительно устранять, потому что это может повредить малышу.
Третья причина — задержка психического развития и аутизм. Такие диагнозы ставит только врач. И если вас сильно беспокоит то, что ребенок говорит о себе в третьем лице, а первые две причины исключены, то обязательно обратитесь к специалисту.
До какого возраста это норма?
Как вы уже поняли, до 3 лет у детей еще продолжается процесс самоидентификации, поэтому бить тревогу не нужно. Максимум – понаблюдайте за своей речью. Заметьте, что в семьях, где к ребенку как можно раньше начинают обращаться на «ты» и поощряют самостоятельность, идентификация своего «Я» и кризис 3 лет проходят быстрее и проще.
Если малышу уже четвертый год или он старше, но продолжает говорить о себе в третьем лице, проанализируйте свое общение с ребенком и общение с ним бабушек и дедушек. Если вы заметили, что продолжаете обращаться к малышу неправильно, то, скорее всего, дело в вас, а не в проблемах со здоровьем. Включите в свою речь следующие фразы: «Я готовлю ужин, чтобы ты мог покушать», «Когда я соберу вещи, ты и я пойдем на улицу, мы будем гулять вместе».
Обратите внимание, что концентрироваться нужно не только на обращении к малышу на «ты», но и на обозначении себя как «Я». Т. е. не «Мама сейчас закончит дела», а именно «Я закончу дела». Также чаще задавайте ему вопросы следующей конструкции: «Это ТЫ разбросал игрушки?». Не путайте с вопросом «Кто это разбросал игрушки?», малыш вам ответит: «Коля разбросал». А ваша задача: добиться ответа «Я разбросал игрушки».
Если результата за месяц не наблюдается вообще никакого, необходимо сообщить о проблеме педиатру или обратиться напрямую к неврологу и психологу. Так же стоит поступить и во всех остальных тревожных случаях, особенно когда раньше вы не замечали такого явления.
Заключение
Родители часто забывают, что дети копируют их поведение и речь, поэтому многие проблемы у ребенка созданы ошибками в воспитании и общении с малышом. Будьте внимательны не только по отношению к детям, но и к себе тоже. Чтобы речевое и психологическое развитие ребенка шли нормально, уделяйте больше времени изучению норм и аномалий развития, а также методов воспитания. И ни в коем случае не пускайте все на самотек, ведь проблема может усугубиться.
Источник
- Форум
- Архив
- Детская психология и развитие
Открыть тему в окнах
Здравствуйте. дочка 6 лет стала говорить о себе в терьем лице. Например, «Маша хочет поесть», Маша хочет спать».
Меня пугает это уже, т.к. она уже себя не котролирует, делали ей замечания, но все равно.
что происходит?К невропатогу. И очень быстро. Явно страдает какая то часть мозга. А вот причину почему это происходит: опухоль, спазм сосудов, повышенное внутричерепное давление или что то другое установить может только врач.
Извините если напугала, но надо к врачу, поэтому и написала столь прямо.я честно говоря, думала она так пытается маленькой побыть. потому что не КАЖДЫЙ раз так говорит. думала чисто с психологом надо может поощаться. а тут… а какие еще симптомы могут насторожить?
На самом деле подозрительно. Недавно не было никаких потрясений, изменений в жизни? В остальном поведение, сон, и т.п. не изменилось?
особенных нет, но как летом осталась у бабушки (на 5 дней в неделю а на выходные мы приезжаем) может это, она все время плачет когда уезжаею.
и еще у нас появился племянник 8 мес на даче (сестар мужа тоже живет на жтой же даче). и все говорят о нем в третьем лице, и она видит что все к нему сюсюкают, играются, чувствуют что его больше (как всех малышей) больше любят. как раз как стали вместе жить так и пошло.
может как у деток 3 лет про них родители говорят в третьем лиц и они долго так говорят. может тут ревность что-ли сыграла и попытка под «Малыша» быть для получения большего внимания.
нехочется списывать на болезнь, отклонения в развитии, тк.к в это лето она стала активно хотеть учиться читать, занимается, уже многое получается (до этого никак не хотела, но мы не настаивали).Она все 6 лет так говорит или был период, когда было «я»? если все 6 лет о себе в третьем лице — то бегом к врачу. Если что-то просто повлияло на появление этого оборота речи, то просто убирайте фактор.
только с начала лета! а как убирать?
Нужно показать ей все прелести быть именно старшим, а не малышом
Если бы она хотела побыть маленькой, то капризничала бы, просилась на руки, пробовала втихоря соску пососать и игралась бы погремухами.
Если бы она говорила так всегда, то можно было бы заподозрить родовую травму, а вот если стала недавно то надо выяснить, что происходит. Может упала, ударилась головой, а Вы не знаете. Посетите врача, не тяните с этим.Так может, если есть возможность, забрать ее из деревни на пару недель? В принципе, если это связано с малышом, то этого срока будет достаточно, чтобы она перестала так говорить. Т.е. необходимо устранить стрессовый фактор. Если после устранения стрессового фактора (предположительно ревности) проходит несколько недель, и ситуация никак не меняется , т.е. частота проявления 3го лица в речи остается таже, думаю стоит обратиться к неврологу
У моего ребенка подобное было связано со спазмом сосудов головного мозга, после курса лечения появилось «я».
так она и стала как маленькая сисю опять трогать пытаться. к врачу надо будет сходать.
а к кому обращались и куда?
Сколько лет было вашему ребенку?
к неврологу, но мы не в Москве
Скажите пожалуйста, он у вас всегда говорил о себе в 3-м лице или, как у автора, вдруг заговорил?
У нас это не было постоянно, т.е. у ребенка были проблемы с речью (не все звуки, путала окончания слов и т.д.), но периодически начинался разговор о себе в третьем лице, а потом были моменты когда говорила «я». Причем в моменты когда о себе говорила «она» на наши замечания реагировала т.е. послушно повторяла «я», и тут же в следующем предложение опять «она» о себе. Это нарушение деятельности мозга, я тоже не могла понять почему так происходит, искала причины в стресах и т.д. А оказалось что это спазм сосудов и неравномерно повышенное внутричерепное давление т.е. от ребенка это не зависело. Поэтому и посоветовала автору бежать к врачу, прочитав что ребенок не может контролировать этот процесс.
Источник
Проблема именно правильного употребления местоимений у моего сына продолжается уже больше года, с тех пор, как он заговорил. В самом начале я не передавала этому значения, я просто радовалась тому, что он хотя бы называет себя по имени и что речь у сына стала развиваться.
Примечание: местоимения мы, они, она, он — сын употребляет правильно.
Но спустя полгода, когда ребёнок уже говорил предложениями, эта проблема местоимений стала нарастать. Говорил он так:
«Коля будет кушать, играть, спать…», «Тебе надо купить машинку ( имея ввиду себя)», «Отдай твою машинку (опять же имея ввиду себя) и т.д.»
Меня это забеспокоило и стала думать как помочь своему ребёнку. Сегодня поделюсь с Вами нашими с сыном занятиями по местоимениям.
Как научить ребёнка правильно применять местоимения?
Первый вывод, который я сделала для себя, исходя из своей речи, я перестала говорить о сыне Сама в третьем лице, потому что ребёнок повторяет за мной, эхолалит, и учится не правильно говорить, например:
Кто тут пришёл? Коля. А Коля будет кушать, а Коля пойдёт гулять?
Обращение Коля я заменила на Ты и перестала разговаривать с ним как с маленьким, больше передо мной не стояла задача, чтобы он выучил своё имя.
Поэтому совет для Вас, родители, если у Вашего ребёнка есть такая же проблема, то прежде всего обратите внимание на свою речь и то как Вы обращаетесь к ребёнку.
А теперь перейдём к упражнениям, которые я проводила и до сих пор провожу с сыном.
«Кто в зеркале?»
Подводим ребёнка к зеркалу и спрашиваем у него:
Это кто? Указывая, на отражения ребёнка в зеркале.
Ребёнок называет себя по имени, а Вы поправляет его и говорите «Я».
Такое упражнение можно делать несколько раз в день, а чтобы разнообразить, можно взять ещё игрушки и показывать их и Вашего сына поочерёдно в зеркале, пускай ребёнок называет свои игрушки, а потом и себя.
Упражнение на местоимения Тебе/Мне.
Эти местоимения мой сын путает постоянно, а как научить ребёнка правильно их применять и объяснить ему, что если я говорю про него «тебе», то он должен наоборот применять в отношении себя местоимения меня/мне, я не могла сообразить. Устные разговоры не помогали, ребёнок просто не понимал, что я от него хочу.
И здесь мне на помощь пришли настольные игры, такие как лото или домино. Я их череду, чтобы не надоели.
Берём домино, даём ребёнку фишки и просим его раздать их, чтобы начать игру. При этом ребёнок каждый раз, когда раздаёт фишку произносит:
ТЕБЕ/Мне.
Вот пример раздачи фишек в домино:
Так же для тренировки этих местоимений, я использую ещё детское лото.
Наше лото
Все же знают правила этой игры? Нужно закрыть все поля фишками и у кого быстрее получиться это сделать, тот и выиграл. Так вот, мой ребёнок очень азартно играет в эту игру и когда я достаю фишки из мешочка, то он смотрит у кого есть такая картинка и говорит:
Коля/мама — это было раньше, а теперь у тебя/у меня.
Учебный процесс именно в игровой и не навязчивой форме отлично подходит всем детям, вне зависимости, есть у ребёнка какие-то особенности в развитии или нет.
Конечно, всё пришло не сразу и я постоянно его учила правильно говорить, да и сейчас ещё и поправляю его, и занимаюсь с ним. Но стало значительно лучше.
————
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна. Спасибо, что читаете.
Источник
Пользователь
Девочка — 3 года,знает,что о себе нужно говорить в первом лице и иногда! строит фразу именно так.Однако в большинстве случаев употребляет по отношению к себе третье лицо.(Она пойдет гулять).? к психологам — что бы это значило?на что нам родителям обратить внимание?
Мы естественно ее не ругаем,но поправлем речь,произнося правильно,а она повторяет.
Пользователь
19 ноября 2007, в 12:54#1
На самом деле я могу ошибаться, это всего лишь мои размышлизмы. Мне кажется, каждый случай очень индивидуален, и если есть возможность обратиться к детскому психологу или к детскому психоаналитику, то толку было бы куда больше, чем от публикаций. Здесь на форуме, по-моему, именно детских психотерапевтов нет. Может быть из новичков появятся (надеюсь!), а из старичков — не помню ни одного. А я сама только на 1-м курсе, вероятность ошибки великовата.
Вот сайт Адалин (там ссылочка есть выше) — он как раз направлен именно на детскую психологию, зайдите туда, посмотрите, может быть статьи найдете более интересные или на форуме ещё найдете похожие ситуации и ответы на них.
Все очень грамотно и корректно!!!
Как детский психолог (МГУ + 3 года практике в школе), могу подтвердить, в исследованиях по детской психологии обращение к себе в 3-м лице считается нормой до 3-х лет и объясняется отсутствием самосознания себя как личности. Сама лично сознательно проводила эксперимент со старшей дочерью не употребляла третьего лица в обращениях. Итог, она никогда себя в 3-м лице не называла! Кстати, кризис трех лет тоже прошел гладко, хотя я эти вещи не связывала.Пользователь
19 ноября 2007, в 13:01#2
я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))
Пользователь
20 ноября 2007, в 17:28#3
я о грустном.имея опыт работы с патологией,могу сказать,что говорение о себе в третьем лице — один из симптомов аутизма.правильное повторение родительских исправлений — эхолалия,тоже симптом.возможностей пообщаться с психологом у нынешних родителей море.пообщайтесь,не ставьте диагнозы своему ребенку самостоятельно.сужу по себе,сама грешу выставлением медицинских диагнозов своим детям :))
Заявляя такие вещи, надо оговаривать возраст!!! Что норма в 3 года, будет настораживать в 5 лет! Нельзя же так пугать родителей!
Пользователь
10 декабря 2007, в 18:33#4
Аня, будем знакомы! 🙂 Очень рада, что здесь появился детский психолог. Можно я буду иногда Вас засыпать вопросами? 🙂 Я учусь в Восточно-Европейском ин-те психоанализа, СПб, салага-первокурсница, собираюсь специализироваться на детском психоанализе. 🙂 Посмотрите еще пожалуйста одну темку:
/forum/post/16315/
Извиняюсь за ОФФ-топ, просто там тоже вопрос казалось бы будничный, но интересный. И тоже девочка-дошкольница 🙂
Засыпайте конечно, но я на форуме не всегда бываю.
Пользователь
11 декабря 2007, в 20:04#5
Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!
Пользователь
11 декабря 2007, в 21:09#6
Анна Смирная! Я тоже хочу выразить вам своё почтение и уважение!
Спасибо! Очень приятно…
Пользователь
29 марта 2018, в 08:44#7
Здравствуйте!Хочу задать вопрос на эту же тему. Моему сыну 8 лет, он учится в первом классе. С успеваемостью все нормально, ребёнок общительный, с чувством юмора. Последние несколько дней стал говорить о себе в третьем лице. Делала несколько раз замечание, соглашается, но через время ситуация повторяется. Раньше за ним никогда не замечали такого. Что это может быть? На что обратить внимание? Заранее спасибо!
Пользователь
07 апреля 2018, в 16:02#8
Похоже на защитную реакцию. Были какие-то стрессы, конфликты дома, в классе? Обратитесь к классному руководителю, спросите об отношениях в классе. Возможно ребенок был эмоционально не готов к школе, сейчас как бы опять возвращается в детское состояние уходя от новой роли ученика. Или произошел стрессовый фактор
Источник
У родителей
всегда найдется повод для переживаний…
Вы
вдруг заметили, что ребенок говорит о себе как будто со стороны: «Дима хочет
пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого
возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»?
Все знают,
что маленькие дети (до трех лет) часто говорят о себе в третьем лице. Психологи
связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной
самоидентификацией, или осознанием ребенком своего «Я».
Ребенок
осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному
трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери.
Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года
приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он
– не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он
уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво
отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме,
упрямстве, непослушании.
Почти
во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать
определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять». Такое
обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но
мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе
в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми!
Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай
Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже
забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но
называет себя по имени, это несколько режет слух.
Обычно
дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Однако
существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в
третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти
гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе
штанишки». Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в
третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было
ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».
Из
приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица
к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением
к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама
называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с
другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в
вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу
самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая
пресловутую самоидентификацию.
А
еще попробуйте и о себе говорить «я готовлю обед», а не «мама готовит обед».
Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.
Некоторые
психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и
ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его
независимым, уверенным в себе, активным и общительным.
Источник: https://infourok.ru/rebenok-govorit-o-sebe-v-tretem-lice-1347886.html
Источник