Ребенок ест только сладкое 5 лет
Екатерина Ушахина
«Пока я не включаю мультики, ребенок не ест». «Моя дочка ест продукты только белого цвета». «Если его не контролировать, он вообще будет есть одни сладости и макароны».
Более 78% родителей недовольны питанием своих детей. Нам очень хочется, чтобы дети питались правильно и полезно, ели овощи и не любили фаст-фуд.
По мнению Марии Кардаковой, нутрициолога и мамы двоих детей, важно, скорее, не то, что ребенок съест «здесь и сейчас», а то, что он будет есть, когда вырастет. Не нужно стремиться «запихнуть» в ребенка полезные продукты, гораздо важнее сформировать у него правильные пищевые привычки.
В ее книге «Сначала суп, потом десерт» есть инструменты, которые помогут решить все проблемы, связанные с питанием детей. Вы научитесь вести пищевой дневник и получите множество советов по формированию детского меню в разном возрасте.
Знакомьтесь, это Мария — нутрициолог, мама двоих детей, автора блога о питании и консультант по вопросам оптимизации питания в детских садах России. — Фото из Инстаграма
Обед или поле битвы?
Еда — это то, с чем ребенок и родитель сталкиваются несколько раз в день. И вместо того чтобы превращать прием пищи в обязаловку или поле битвы, его можно превратить в удовольствие.
Не стоит забывать, что период взрослой жизни более продолжительный, чем детство. При всем желании вы не сумеете за первые 15 лет накормить ребенка витаминами впрок, но за это время вы можете рассказать ему о том:
— как выбирать здоровые продукты в супермаркете
— как готовить из них интересные блюда
— как получать удовольствие от незнакомой еды
— что делать, если нездоровая еда вдруг очень понравилась на вкус
— как справляться с эмоциями после тяжелого дня, не «заедая» их.
И все это гораздо важнее.
Именно об этом книга Марии Кардаковой, нутрициолога, автора блога о питании и консультанта по вопросам оптимизации питания в детских садах России.
Проблемы с питанием часто обусловлены психологически. Источник
Еда как наказание
Если пытаться во что бы то ни стало кормить ребенка полезными продуктами, следуя нормам, — здоровые привычки могут и не сформироваться. Если вы будете «впихивать» эти самые «витамины и минералы» силой, кормить тогда, когда у ребенка нет аппетита или он устал, заставлять его есть нелюбимые продукты и угрожать отобрать «совсем и навсегда» те, что нравятся, ваш ребенок просто возненавидит еду и все с ней связанное.
Если вы начнете покупать аналог «повкуснее» каждый раз, когда ребенок отказывается есть более простой и натуральный вариант (например, сладкий йогурт вместо обычного), ребенок быстро превратится в малоежку.
Если вы будете включать мультики во время еды, то ребенок, скорее всего, привыкнет к бездумному поглощению пищи — не научится ощущать ее вкус и уважать собственные чувства голода и сытости.
Не заставляйте ребенка есть и не используйте еду в качестве манипуляции. Источник
Помните: когда ребенок вырастет, вы уже не сможете прибегать к различным уловкам или давить на него фразами вроде «Пока не съешь суп, не пойдем гулять!».
Да, сейчас вы решаете, что положить в тарелку вашему малышу, но так не будет продолжаться вечно. Он вырастет, начнет самостоятельно делать выбор — и, с радостью забыв о полезных овощах и кашах, которыми ему приходилось давиться, станет есть продукты, от которых вы так настойчиво пытались его оградить.
«Конфеты — это гадость»: 5 ошибок в детском питании
Родители очень хотят кормить ребенка правильно, но чрезмерное рвение порой вредит. Вот лишь несколько ошибок, которые совершают почти все мамы и папы.
Не заставляйте доедать. Мы разучились уважать чувство насыщения. Если вам кажется, что ребенок голоден, но при этом отвлекается от еды и хочет переключиться на игры, попросите его отнести тарелку с едой к раковине: «Если ты закончил кушать, можешь убрать свою тарелку». Обычно это предложение заставляет ребенка задуматься о собственных ощущениях, и, если он все-таки не наелся, он предпочтет остаться за столом.
«Плачет, значит, голодный». Следование этому принципу может стать причиной потребности «заесть» стресс во взрослой жизни. Так что подумайте дважды, прежде чем предлагать плачущему/грустному ребенку конфетку или даже тарелку супа.
Отношения с едой должны быть позитивными. Источник
Не метод контроля. Не нужно наказывать отсутствием еды или десерта за невыполненное задание или, наоборот, поощрять едой. Еда — это не инструмент для контроля, еда — это то, что дает нам возможность жить и функционировать.
Не бывает плохих продуктов. Не стоит также негативно отзываться о продуктах («конфеты — это гадость»), тем самым вызывая у ребенка чувство вины. Всегда можно найти способ по-другому рассказать о достоинствах одних продуктов и недостатках других. Для этого можно использовать игры, раскраски и книжки с изображениями еды.
Манипуляция. Дети прекрасно понимают, что прием пищи — это время, когда они могут влиять на ваши действия своим согласием или отказом. И в это время не нужно крутиться с ложкой вокруг ребенка. Он должен четко понимать, что сейчас будет происходить, когда это закончится и что случится после этого.
Как уменьшить тягу к сладкому
Самый частый вопрос, который родители задают Марии Кардаковой: «Ребенок ничего не ест, кроме сладкого. Что мне делать?» Первое, что она советует: чтобы решить проблему со сладким, надо научиться его не покупать.
Сладким нередко награждают детей за хорошее поведение, за сделанное домашнее задание. Но особенно часто сладкое становится наградой за съеденное основное блюдо. Именно такой подход приводит к тому, что ребенок начинает делить еду на вкусную и невкусную, на полезную и вредную.
Сладкое не должно быть наградой. Источник
Не используйте сладкое как награду. Не отнимайте его, чтобы наказать ребенка. Вот как должны выглядеть здоровые отношения со сладким, которые практикуют в Швеции.
Там есть традиция проводить «субботник сладостей»: родители дают детям несколько монеток. Обычно денег хватает, чтобы купить несколько разных конфеток в отделе развесных сладостей. Привыкшие к такой регулярной традиции, дети не набивают карманы карамельками, зато пребывают в приятном предвкушении, осознавая, что скоро попробуют самостоятельно выбранные сладости с забавными вкусами.
Вообще скандинавы относятся к еде по-другому. Их подход можно описать двумя словами: «спокойствие» и «умеренность». Они придерживаются здорового рациона без напряжения и фанатизма, не потому, что «так надо», и не для того, чтобы соблюсти нормы или похудеть.
Помните: еда будет присутствовать в жизни вашего ребенка всю жизнь. Поэтому к вопросам питания следует подходить «с прицелом на будущее»: главная задачу не накормить ребенка кабачком сегодня, а сделать так, чтобы он захотел есть здоровую пищу, даже когда вас не будет рядом. Книга расскажет, как это сделать.
По материалам книги «Сначала суп, потом десерт».
Источник
Очень часто родители сталкиваются с проблемой, что их ребенок ест много сладкого. Врач-педиатр расскажет нам о том, какие могут быть причины такого поведения и какие ребенка ожидают последствия.
Ответим и на другие, еще более серьезные вопросы.
- С какого возраста можно ребенку давать сладости, какие и сколько?
- Как избавить ребенка от вредной привычки есть сладости, когда ситуацию уже трудно контролировать?
- Какие могут быть последствия «сладкой жизни» для ребенка?
- Как минимизировать вред от сладкого (в том, что он есть, сомневаться уже не приходится)?
Это основные вопросы родителей, список которых далеко не полон.
Ну что ж, будем разбираться с этой темой в сегодняшней статье.
Тяга к сладкому – это потребность растущего организма или баловство?
Сладкий вкус, как ни странно, детям знаком с младенчества. Мамино грудное молоко, благодаря содержанию в нем молочного сахара – лактозы – также имеет сладковатый вкус.
Также молочная смесь имеет сладость благодаря содержанию лактозы или мальтодекстрина (сочетание глюкозы и мальтозы).
Сладкий вкус продуктам дает не только привычный нам сахар – сахароза.
Немного поясню про названия и строение вышеперечисленных углеводов.
Углеводы бывают двух видов – «простые» и «сложные». К «простым» углеводам относят глюкозу, фруктозу, галактозу. Это так называемые моносахариды.
Существуют еще дисахариды, содержащие не один, а два остатка моносахарида. Например, лактоза содержит глюкозу и галактозу, сахароза – глюкозу и фруктозу, а мальтоза состоит из двух остатков глюкозы.
Существуют также сложные сахара – полисахариды. Это большие линейные и разветвленные цепочки из остатков глюкозы. Они также есть в нашем питании. И самый главный для нас полисахарид – крахмал. Относятся сюда также животный крахмал гликоген, целлюлоза (клетчатка).
Собственно сладостями полисахариды не являются, но сахарами – да. Сложные углеводы организм расщепляет также до глюкозы. Но этот процесс более медленный.
Да, крахмал – это тоже сахар, хотя и не сладкий и нерастворимый в воде.
Наш организм так устроен, что, независимо от того, какие углеводы – сложные или простые – были съедены, все они расщепляются до глюкозы. А глюкоза – это готовый источник энергии для нашего организма.
От кишечника, где все углеводы распадаются и превращаются в глюкозу, она переносится к каждой клетке организма с кровью. Далее в клетках организма глюкоза распадается до углекислого газа и воды и дает клеткам энергию для жизнедеятельности.
Здесь надо обратить ваше внимание на один очень важный момент. Из крови в клетки глюкоза не поступит и в качестве источника энергии использоваться не будет без одного важного вещества – инсулина. Не видят глюкоза и клетка друг друга без участия инсулина – и все тут!
На расщепление простых углеводов организму не нужно тратить много времени и сил. Их еще называют легкоусвояемыми, или «быстрыми» углеводами. Уровень глюкозы в крови при этом повышается практически моментально.
Чтобы быстро эту глюкозу нейтрализовать, вывести из крови в клетки организма или отложить в запас в печени в виде животного крахмала гликогена, поджелудочная железа выбрасывает много инсулина. Это колоссальная нагрузка на поджелудочную, особенно если сладости поедаются часто или большими порциями.
При этом важно понимать, что, поев сладкого, ребенок вскоре захочет есть опять. Глюкоза, в каких бы объемах она ни поступала в клетки, очень быстро распадается, тратится на жизнедеятельность организма или откладывается в запас в печени и подкожной жировой клетчатке.
И организм опять голодный, требует новых порций еще и еще. Это своеобразный порочный круг.
Про последствия, к которым может привести избыток сладостей в рационе ребенка, мы поговорим подробнее чуть ниже.
Это что касается простых, «быстрых» углеводов.
Сложные углеводы (крахмал) дают сытость человеку на 3-4 часа. Они резко не повышают уровень глюкозы в крови, поступают туда медленнее и меньшими порциями. Тем самым они создают меньшую нагрузку на поджелудочную железу.
Так как здоровые дети находятся в постоянном движении и растущий, активный организм расходует много энергии, то вполне понятно, что дети всегда хотят сладкого. Для них это быстрый способ получить энергию. Кроме того, они не откажутся побаловать свои вкусовые рецепторы.
Дети всегда отдадут предпочтение сладостям перед, например, кашами. Но мы то, родители, должны понимать, что, съев кашу, ребенок получит те же углеводы и ту же энергию. Но только это будут «долгоиграющие» калории, которые не сгорят за 5 минут.
В этом случае у малыша гораздо больше шансов потратить эти калории с пользой, а не запасти на боках.
Более того, из каши ребенок получит витамины, необходимые микроэлементы, полезные клетчатку и белок. А из сладостей получит лишь пустые калории.
Поэтому культура питания семьи и благоразумность родителей в вопросе питания детей – это ключевые вопросы, который решить под силу только взрослым. Ведь сладости в доме не появляются сами собой.
Когда дети получают свободный доступ к сладостям, разве взрослые вправе ожидать, что они попросят кашу вместо конфет?!
Помню одну давнюю телепередачу типа ток-шоу. Что-то про здоровье и здоровый образ жизни.
Бабушка привела на передачу очень полненькую девочку лет пяти-шести с вопросом «Как похудеть ребенку?» И долго, повторяясь, рассказывала, что девочка не слушает, что не нужно есть сладкого, а идет в холодильник и берет торт. И опять повторяла, что «идет в холодильник и берет торт».
На предложение не ставить торт в холодильник бабушка отреагировала искренним недоумением: «Как не ставить в холодильник? А куда ставить?» То есть, ей даже в голову не приходило, что можно обойтись без постоянного присутствия торта в доме.
Торт, конфеты, печеньки, всякие другие «вкусняшки» – сколько всего этого постоянно в наших домах! Родители сами не могут от всего этого отказаться и провоцируют детей. И удивляются и расстраиваются, когда «гром грянет».
Запретительными мерами, без перестройки образа жизни и питания всей семьи, здесь не обойтись.
Причины повышенной тяги детей к сладкому
Практически все дети пытаются испытывать решения взрослых на прочность. В том числе в питании.
Каждый ребенок в своем возрасте пробует слезами или истериками, уговорами или мольбами повлиять на решение родителя, например, дать сладость только после основного приема пищи или не дать сегодня вообще. И добиваются своего.
Но повышенная тяга ребенка к сладкому не всегда является следствием изменчивости и нетвердости решений родителей по поводу сладкого.
Ребенок-малоежка
Если ребенок мало или плохо кушает, то, как ни крути, ему недостаточно поступает питательных веществ и собственно энергии для активной жизни.
Организм требует. Но дети не всегда хотят сесть и поесть нормально. Им гораздо проще ухватить сладость или перекусить на бегу булкой. Сладкое дает быструю насыщаемость, быстрый прилив энергии. В обеде ребенок уже нуждаться не будет.
Булка, потом печенька, конфетка… За день насобирается немало. А вроде ничего за день не ел! В итоге, когда ребенок не сел за обед, родители переживают, что ребенок мало ест.
Поэтому родителям малоежек я рекомендую всегда убирать такие «незаметные» перекусы между основными приемами пищи. Это не касается второго завтрака и полдника.
Это касается только свободно лежащих печенек-конфет, которые дети стягивают со стола, а родители это не всегда контролируют или за еду не считают.
В этой части статьи удалось разобрать две проблемы сразу: дети-малоежки и неправильный подход к питанию.
Простите, что повторяюсь, но это важно. При решении как первой, так и второй проблемы запретом на сладости дело не обойдется. Нужно налаживать режим питания (3 основных приема пищи и два перекуса), корректировать меню, возвращать аппетит.
В питании важен режим. Еда через определенное количество часов, например каждые три часа, приучает организм адекватно чувствовать сытость и голод, нормализует работу пищеварительного тракта и т.д.
В рационе ребенка мало сложных углеводов
Ребенку просто необходимо есть сложные углеводы в виде каш (гречневая, рисовая, пшенная, овсяная). Они обеспечивают чувство сытости надолго, не повышают резко уровень сахара в крови, богаты микроэлементами и витаминами.
Если ребенок съест кашу на завтрак, то он спокойно за 3-4 часа не проголодается и дождется второго завтрака. И энергии будет достаточно, чтобы проводить утро активно физически или интеллектуально, что особенно важно для школьников.
Усилители вкуса в сладких продуктах
Очень часто в кондитерские изделия кладут специальные добавки и усилители вкуса.
Усилители вкуса, подсластители и другие добавки возбуждающе действуют на центральную нервную систему. Доказано, что механизм их действия сходен с наркотическим. Они вызывают химическую зависимость.
Причем, эти вещества вызывают привыкание и меняют поведение не только людей, но и животных. Попробуйте на глазах у кота, которого кормят сухим кормом, спрятать его «Вискас» и предложить другую еду. Он будет возмущен, агрессивен, по самой гладкой стене заберется на самый высокий шкаф, где лежит его лакомство!
Человек гораздо менее устойчив к любой химической зависимости, чем животные.
Организм привыкает к этим добавкам, требует их уже как необходимость. Само восприятие обычных вкусов меняется. Ребенку невкусным кажется обычный вкус фруктов и овощей и т.д.
Поэтому для детей лучше выбирать максимально натуральные сладости: сухофрукты, домашнюю выпечку, зефир, домашние желейные десерты, кисели.
«Запретный плод сладок»
Если сладости в доме есть, но они под запретом, то вполне естественно, что у ребенка будет желание наесться их вдоволь, пока никто не видит. Поэтому старайтесь не делать из сладостей запретного продукта.
Если малышу совсем нельзя сладости (совсем маленький или аллергия), то пусть этого в доме не будет вообще.
Если ребенок не имеет особо проблем со сладостями, то достаточно четко оговаривать, когда сладости можно есть и сколько. Например: «ты сможешь съесть две мармеладки после того, как пообедаешь».
Последствия «сладкой жизни»
Углеводы человеку в любом случае нужны. Ведь глюкоза – это основное вещество, которое питает головной мозг.
Но сахар и сладости реально могут принести большой вред здоровью, если не следить за их нормой и формой.
Про повышенную нагрузку на поджелудочную железу выше уже было сказано.
Также к самым распространенным последствиям «сладкой жизни» можно отнести:
Кариес. После употребления сладкого в полости рта образуются кислоты, которые губительно действуют на зубную эмаль. Поэтому любителям сладкого придется посещать зубного врача гораздо чаще, чем хотелось бы.
Аллергии. Это своеобразный бич нашего общества. Сейчас у каждого второго ребенка встречается пищевая или другие виды аллергии. Чаще всего дети реагируют появлением высыпаний на коже и даже отеком дыхательных путей именно на сладости.
Частично аллергии развиваются потому, что сегодня все сладости имеют «очень химический состав». Вторая причина – их предлагают детям очень рано и/или в большом количестве и разнообразии.
Лишний вес. Вполне закономерно, что когда поступает избыток глюкозы (энергии), ее нужно потратить. Но если ребенок эту энергию не тратит, то организм ее не выбросит, а отложит в запас, «на черный день».
То есть, проблемы с лишним весом ребенка непременно настигнут. А с ожирением в связке «придут» еще и проблемы с артериальным давлением и сердечно-сосудистой системой.
Все всегда пугают: «Не ешь много сладкого – будет сахарный диабет». Прямую связь между любовью к сладкому и развитием этой болезни еще не доказали. Но дети с ожирением находятся в группе риска сахарного диабета II типа.
Также сверхнагрузка на поджелудочную железу может спровоцировать нарушение обмена углеводов и как следствие – сахарный диабет. Поэтому значительная доля правды в этом утверждении есть.
Когда, что и сколько можно детям?
Многие врачи утверждают, что детям до трех лет сладости давать не стоит. Но сплошь и рядом родители с года начинают ребенка знакомить с конфетами.
Это небезопасно не только с точки зрения вреда сахара и различных добавок, но и с точки зрения возможности подавиться этой конфетой.
Детям в возрасте 2-3 лет можно употреблять за сутки только 40 г сахара (2 столовые ложки без горки). От 3 до 6 лет – 50 г.
Малышей лучше начинать знакомить со сладким в виде фруктовых или ягодных муссов, молочных коктейлей с фруктами и ягодами. Затем можно разнообразить меню относительно полезными сладостями: пастилой, зефиром (без шоколада), мармеладом, джемом, вареньем.
В идеале эти сладости не должны содержать добавок. Пастила и зефир делаются на основе различных пюре, взбитых с яичными белками и сахаром. Мармелад – на основе патоки, фруктового пюре, пектина или агар-агара.
Такие виды безжирового лакомства подходят для малышей, у которых пищеварительный тракт еще не способен переварить большое количество жира, содержащегося, например, в кремах, шоколаде или мороженом.
Но производители сладостей для удешевления производства и с маркетинговыми целями на многое идут…
И могут это даже не отображать это в составе на упаковке продукта. Поэтому будьте бдительны.
Если эти сладости с добавками, например, со всякими ароматами и посыпками, то их полезность уже ставится под вопрос. А если указанные на упаковке ингредиенты при производстве заменены на более дешевые, то все еще серьезнее.
Более тяжелые продукты (торты, пирожные, шоколад) можно давать детям с четырех-пяти лет. Если у ребенка есть проблема с поджелудочной железой или аллергия, то от сладостей придется отказаться совсем.
Мед является натуральным сладким продуктом. Основной сладкий компонент меда – фруктоза.
Это тоже моносахарид, как и глюкоза. Они даже химическую формулу имеют одинаковую. Разная у них только структура молекул. В организме фруктоза тоже превращается в глюкозу и в виде глюкозы используется.
За счет дополнительных шагов в цепочке биохимических превращений фруктозы в глюкозу она менее опасна с точки зрения быстрого повышения уровня глюкозы в крови. Но все-таки это тоже сахар, быстрый углевод.
Кстати, вы обратили внимание выше в тексте, что сахароза состоит на 50% из глюкозы и на 50% из фруктозы?
Кроме фруктозы, в меде содержится много разных веществ. О целебных его свойствах многие знают. Но это продукт, обладающий высоким аллергезирующим потенциалом. В том числе из-за своего сложного, непостоянного состава.
Да и найти настоящий натуральный мед, собранный пчелами в экологически благополучной местности, – сложно и дорого.
Поэтому раньше трех лет мед давать ребенку не стоит. И принцип постепенности при знакомстве с этим продуктом не повредит. Начинайте с половины чайной ложки или даже еще меньшего количества.
Если ребенок склонен к аллергическим реакциям, то перед введением такого аллергенного продукта лучше проконсультироваться с врачом.
Советы для родителей детей-сладкоежек
Если процесс поедания сладкого все труднее контролировать, то предлагаю несколько советов по искоренению «сахарной зависимости».
- Разрешайте одну сладость в день. Пусть сам ребенок выберет, когда он сможет ее съесть. А ваш контроль будет заключаться в подборе полезной сладости и регламентировании ее количества. Также взрослые должны проследить, чтобы ребенок смог потратить съеденные «сладкие» калории.
- Готовьте полезные завтраки. Про пользу каш мы уже говорили. Разнообразить такие завтраки очень легко. Добавляйте в них свежие фрукты, ягоды или сухофрукты, джем, варенье.
- В период активного роста детей также важно, чтобы завтрак был белковым (яйца, творог, бобовые, твердый сыр). Чем сытнее завтрак, тем больше вероятность, что ребенок не будет нуждаться в перекусах вредной пищей вне дома (на учебе).
- Не держите дома запретных вредных сладостей. В доме не должно быть сладких соков, газировок, воды со всякими синтетическими вкусами, чудо-коктейлей, энергетических напитков.
Коктейли из фруктов и ягод, смузи или муссы можно делать и самим. Блендер или соковыжималка есть почти в каждом доме. Приготовление таких лакомств – это еще и интересное занятие для ребенка, которое может объединить всех членов семьи.
- Замените сладости фруктами, на которые у ребенка нет аллергии. Если просто резко изъять сладости, то чаще всего это не решит проблему. Нужна замена.
Например, попробуйте заменить соки цельными фруктами или фруктовыми салатами. Дети часто пьют сок стаканами, но мало кто из них съест 3-4 яблока подряд.
Цельные фрукты, благодаря содержанию клетчатки, дают чувство сытости, наполненности желудка. Поэтому головной мозг вовремя получает сигнал, что желудок полон. По этой причине переесть фруктов весьма сложно.
Во фруктах основным углеводом также является фруктоза. Как указано выше, она усваивается медленнее, чем глюкоза, не дает резких колебаний уровня глюкозы в крови и меньше нагружает поджелудочную железу.
- «Это семейное решение». Ребенок не должен чувствовать, что его единственного насильно лишают вкусностей. Родители в первую очередь собственным примером должны показать пример здорового образа жизни. Это должно быть семейным делом. Очень помогает говорить вместо «ты» – «мы». Например, «Мы такое не едим» или «В нашей семье это не едят».
- Не забирайте и не запрещайте все сразу. Про запретный плод уже упоминалось. Лучше, если вы сами приготовите полезный десерт. Банановые оладушки, морковно-яблочные или тыквенные маффины, мороженное из домашнего йогурта – все это очень нравится детям.
Это, понятное дело, требует от мамы затратить много времени и сил, но семейное благополучие и здоровье детей стоят таких жертв.
К тому же, это не каждодневные блюда. Иногда по праздникам побаловать вкусным и полезным десертом себя и детей можно и нужно.
- Научите ребенка получать удовольствие не только от сладкого. Прогулка на свежем воздухе, семейный поход в парк, за грибами, велопрогулка и многие подобные развлечения также способствуют синтезу гормонов счастья (серотонин, эндорфины).
Вы своего ребенка знаете лучше всех, поэтому сможете предложить то, что ему точно будет интересно.
Резюме
Если тяга к вкусняшкам сбивает аппетит ребенка или приводит к отказу от полезных блюд, то в таком случае правильным шагом будет полный отказ от «сладких покупок».
Очевидно также, что если проблемы со здоровье ребенка уже видны на горизонте, то в вопросе отказа от сладостей также нужно быть категоричными.
Но для здорового ребенка, который ведет здоровый и активный образ жизни, небольшое количество сладостей не принесет большого вреда.
О том, что делать, если ребенок ест много сладкого, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.
Источник