Ребенок до 1 года рвет на моей голове волосы
Если ребенок рвет волосы на голове, то это может свидетельствовать о наличие у него заболевания, связанного с расстройствами психики. В научной сфере это заболевание получило название трихотилломания (с греческого — страсть, влечение к выдергиванию волос). Обычно ребенок это делает неосознанно вовремя просмотра телевизора или чтения книги. Во время игр во дворе с другими детьми или других интересных занятий желание выдергивать на себе волосы может уменьшаться или вовсе пропадать. О причинах такого поведения и методах лечения пойдет речь в нашей статье.
Почему ребенок рвет волосы на голове: вредная привычка или болезнь?
Впервые расстройство, связанное с тем, что ребенок рвет на себе волосы, было описано в 1889 году французским специалистом в области дерматологии Франсуа Аллопо. Изначально врачи считали, что трихотилломания является лишь реакцией на какие-либо раздражители в области головы. Например, ребенок начинает активно рвать волосы из-за зуда, боли или других причин. Позже трихотилломания стала рассматриваться в качестве одного из проявлений расстройств привычек и влечений, невроза навязчивых состояний.
Симптомы трихотилломании:
- ребенок рвет волосы на голове чаще всего в одном месте, но иногда может рвать волосы и на всей голове;
- ребенок может вырывать ресницы и брови.
Сначала малыш вырывает волосы непроизвольно, не понимая своих действий, а в дальнейшем эмоциональное перенапряжение, тревога, страх побуждают его с завидным постоянством рвать на себе волосы, чтобы успокоиться и вернуться в комфортное для него состояние. При этом ребенок меняется в лице, но оно не искажено болью, он может находиться в эйфории от проделанных им действий.
Взрослея, ребенок начинает осознавать, что вырывание волос — это не просто навязчивая вредная привычка, а болезнь. Он может попытаться справиться с навязчивым состоянием, но в одиночку это сделать невозможно, наоборот, эти попытки могут привести к ухудшению состояния. Первым сигналом обострения синдрома является поедание вырванных волос.
Причины появления трихотилломании
Психологические и другие причины, вызывающие у ребенка желание рвать волосы
Не психологические | Психологические |
— зуд и боль в области головы; — увеличение внутричерепного давления; — родовая травма, внутриутробная гипоксия, последствия после перенесенного сотрясения мозга; — нехватка меди и железа в детском организме; — новообразования и кисты в головном мозге; — аутизм; — наследственность. | — сложные семейные взаимоотношения (постоянные ссоры и недопонимания стимулируют развития сильнейшего стресса, вызывающего у ребенка дискомфорт, который нужно чем-то нейтрализовать); — навязчивые состояния; — шизофрения; — психические травмы и неврозы; — повторяющийся стресс, хроническая тревога, возникающие под влиянием социума (на ребенка могут оказывать давление в учебном заведении, унижать его, не уважать, делать изгоем); — психологическое насилие и издевательства; — болезненные потери: потеря близкого человека, развод родителей и прекращение общения с одним из них. |
Как отучить ребенка рвать на себе волосы: методы лечения трихотилломании
Заниматься самолечением опасно. Если ребенок был замечен при вырывании волос, при этом причиной является не какие-либо кожные заболевания головы, сопровождающие зудом, то стоит немедленно обратиться к следующим специалистам:
- детскому неврологу;
- психотерапевту;
- психиатру или психологу.
Психологическая терапия
Наиболее эффективным средством лечения трихотилломании на сегодняшний день является психологическая терапия. Специалисты проводят когнитивно-поведенческую терапию, состоящую из 2 этапов.
- На первом этапе терапии ребенок вместе со специалистом ищет причины, которые стимулировали развитие болезни.
- На втором этапе с помощью психолога, психотерапевта ребенок пытается найти альтернативные пути решения проблемы, чтобы избавиться от зависимости.
Когнитивно-поведенческую терапию проводят, используя различные подходы:
- Используя познавательный подход, специалист стремится изменить мышление ребенка, уверив его в том, что избавиться от заболевания можно в короткие сроки.
- Применяя экологический подход, врач пытается изменить среду, существующую вокруг ребенка: сначала убрать из вида все предметы, которые он может использовать для вырывания волос (ножницы), потом выявить источники раздражения и стресса и исключить их.
- Поведенческий подход специалист применяет для оценки действий ребенка: выясняет, сколько раз в день он вырывает волосы и пытается избавить его от этого.
- Сенсорный подход используется для обучения ребенка различным методам, помогающим переключить его внимание от вырывания волос на позитивные действия.
- Эмоциональный подход используется специалистом для того, чтобы научить ребенка управлять своими негативными эмоциями, справляться с гневом, страхом, стрессом.
Лекарственная терапия
Когда психологическая терапия оказывается недейственной (чаще всего в запущенных случаях), то применяют лекарственную терапию. Соответствующие лекарства может назначить только врач после оценки состояния пациента. Чаще всего для лечения трихотилломании применяют трициклические антидепрессанты и добавки N-ацетилцистеина.
Ребенок рвет маме волосы — причины, методы борьбы с плохой привычкой
Психологи выделяют несколько причин, из-за которых у ребенка вырабатывается вредная привычка – вырывать волосы у мамы:
- нехватка внимания и тактильной близости со своей мамой;
- чувство тревожности и беспокойства;
- закрепление права собственности на маму;
- врожденные инстинкты, заложенные природой.
Методы избавления от дурной привычки
- Отучать от этой привычки нужно сразу, как только ребенок еще в грудном возрасте начал активно интересоваться мамиными волосами, хватать их своими ручками и выдергивать. В таком возрасте ему трудно объяснить, что маме такое поведение совсем не нравится, что ей больно, но придется принимать меры – мягко, но уверенно убирать ручки малыша от волос, как только он начинает их трогать и дергать. При общении с малышом, чтобы не компрометировать его, волосы лучше заплетать или даже убирать под косынку. Если для крохи выдергивание волос у мамы стало своеобразным ритуалом для успокоения, нужно приучить его к другим ритуалам, приводящим к состоянию расслабления и успокоения – поглаживать малыша, петь успокаивающие песенки, обнимать.
- Иногда психологи предлагают более жесткий метод, вызывающий много противоречий, — подергать волосы малыша в ответ. Возможно, что старшим деткам такой урок действительно будет полезен. Они поймут, почему именно мама недовольна, когда он сам так поступает. Но вероятен и прямо противоположный эффект. В раннем возрасте малыши не способны строить логические цепочки и делать соответствующие выводы, поэтому урок может остаться без внимания. Кроме того, такими действиями взрослые могут просто сбить ребенка с толку, и он не поймет, что так делать нельзя.
- Иногда для детей достаточно объяснений, что маме больно, когда малыш так поступает. Но объяснить ему нужно несколько раз. Хуже всего с этой проблемой справляются крик и раздражение. Когда мама срывается и кричит на малыша, это его только запугивает и заставляет искать успокоения уже в своих волосах.
- Эффективный способ — найти замену маминым волосам в виде куклы, мягкой игрушки или какой-нибудь ткани, чтобы определить, чего именно не хватает ребенку – внимания или тактильных ощущений. Если ему не хватает тактильных ощущений, то в течение дня малышу можно предложить потрогать и поиграть с различными фактурами, заплетать куклам косички, завязывать и развязывать шнурки.
- Если же, теребя маму за волосы, ребенок хочет привлечь внимание мамы к себе, то нужно как можно чаще в течение дня уделять такому малышу внимание: обнимать, гладить, читать, обнявшись, книжки, посадить малыша на коленки и вместе посмотреть мультик, вместе поиграть.
- Необходимо проверить, только ли мамины волосы успокаивают малыша. Если ребенок перебирает мамины волосы перед сном, но нужно, чтобы несколько дней спать его укладывал папа. Так родители смогут увидеть, нужны ли малышу для успокоения и засыпания мамины волосы или он вполне может обойтись и без этого ритуала. Чаще всего за несколько дней малыш отучается от этой вредной привычки. Иногда необходимость теребить мамины волосы перед сном отпадает с взрослением малыша.
Почему дети рвут волосы на голове: мнения и советы психологов
Заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук профессор Г.Г. Шанько:
Первые признаки данной патологической привычки мы наблюдали в возрасте 3 лет… Обычно до 5—6 лет дети индифферентно относились к данному состоянию, могли выдергивать волосы в присутствии посторонних, хотя в возрасте 4—5 лет выполняли эти действия преимущественно в уединении. К школьному возрасту, когда возникал интерес к своей внешности, особенно к прическе, дети болезненно переживали свой дефект и старались от него избавиться, однако это очень трудно было сделать усилием воли. Возникало непреодолимое желание выдергивать волосы, во время которого наступало чувство дискомфорта и общего напряжения. Такое состояние, как указывал один из наших пациентов после избавления от своей патологической привычки, можно было «кратковременно перетерпеть, но рука сама тянулась к голове». После совершения данного действия наступало кратковременное облегчение, а затем все повторялось снова.
Во время игр или интересных занятий желание выдергивать волосы значительно уменьшалось или полностью проходило (со слов одного из наших больных он «забывал это делать»). В случае волнений, переживаний или «когда нечего делать» навязчивое стремление к трихотилломании выражено очень сильно. Дети школьного возраста во время занятий в школе выдергивали волосы значительно реже, чем в домашней обстановке. По-видимому, это связано с тем, что они старались скрыть свой дефект.
В ряде случаев трихотилломания носит характер ритуалов и выполняется с той целью, чтобы ничего плохого не случилось с ним самим или его близкими.
Первоначально следует выяснить особенности внутрисемейных отношений и при наличии неправильного воспитания дать конкретные рекомендации. Таких детей нельзя наказывать физически, ибо навязчивое желание к выдергиванию волос всегда сильнее наказания.
Главным методом лечебного воздействия является психотерапия в различных вариантах: семейная, игровая, коллективная, индивидуальная гипносуггестивная; может быть также использована психотерапия воображения.
При упорном течении данного расстройства иногда используются ноотропные средства психостимулирующего действия или психотропные препараты, в том числе ноофен или адаптол (детям после 10 лет). Целесообразно также назначение гомеопатических антигомотоксических средств — валерианахель, нервохель, псоринохель, хепель, коэнзим композиту», гепар композиту», цервбрум композитум и др.
Профессор, психоневролог, психотерапевт, философ, писатель В.И. Гарбузов:
В практике психотерапевтов встречается удивительное явление — ребенок автоматически выдергивает волосы у себя на голове, а также выдергивает брови и ресницы. В медицинской практике это называется трихотилломанией. Ребенок делает это автоматически, не отдавая себе отчета — для чего.
Он не только не испытывает боли, но, напротив, переживает некое глубинное удовлетворение, нащупав и выдернув очередной волосок или ресничку. Он и сам недоумевает, глядя в зеркало на результат своих действий. Он обещает больше не делать этого, держится какое-то время. Но вот он отвлекся, читает или смотрит телевизионную передачу, а пальцы автоматически уже в волосах…
Известен случай, когда спортсменка, проиграв в борьбе за первое место на Олимпийских играх, остриглась наголо, таким образом наказав себя. Так и ребенок неосознаваемо лишает себя волос, бровей и ресниц из чувства вины или из-за нестерпимой досады на себя самого, на свои промахи, неудачи, поражения. Дети с трихотилломанией, которых не любят собственные или приемные родители (неприятие!), неосознаваемо воспринимают такое неприятие как собственную виновность, никчемность. Дети не ищут виновных на стороне, они считают, что, раз их не любят, значит, они плохие. В других случаях это дети, остро переживавшие свою истинную или мнимую несостоятельность, презиравшие себя. Так все непросто с неврозом у человека уже с самого раннего возраста.
Таким образом, при трихотилломании имеет место символический ритуал навязчивых действий. Обезобразив себя, ребенок ощущает неосознаваемое удовлетворение, защищая таким, психозащитным, образом свое чувство достоинства: «Я плохой, я в чем-то виноват, но я сам наказываю себя!
Поделитесь с друзьями:
Источник
В ЭТОЙ СТАТЬЕ:
У маленьких детей нередко проявляется странное поведение, которое взрослые не могут объяснить логическими догадками. К числу подобных странностей относятся ситуации, когда ребенок дергает себя за волосы, или пытается вырывать локоны волос у мамы.
Порой действия малышей становятся настолько интенсивными, что провоцируют облысение целых участков головы, или приносят боль маме. Рассказываем, что заставляет ребенка рвать волосы на голове и как отучить карапуза от странного поведения.
Причины, почему ребенок рвет на себе волосы
Выдергивание волос – вырывание, накручивание на палец, резкое подергивание, – способ, благодаря которому малыш самовыражается и пытается контролировать непосредственное окружение.
Существует несколько причин подобного поведения. Наиболее вероятное объяснение является самым простым: ребенок обнаружил, как вызвать реакцию у родителей, и хочет добиться её повторно.
«Для детей привычка дергать себя за волосы работает как выключатель света или кнопка на коробочке, из которой выпрыгивает игрушка», – объясняет Марк Робертс, профессор клинической психологии в Университете штата Айдахо в Покателло. «Я дергаю – сестренка визжит. Это весело!».
Малыш может тянуть за волосы, говорит Робертс, «чтобы избавиться от негатива. Кто-то ползет по коже или берет его игрушки. Он протягивает руку, дергает за волосы и плохое прекращается».
Очередная причина подобного поведения может заключаться в том, что твой карапуз развивает когнитивные навыки, чтобы рассуждать о вещах. Также ребенок рвет волосы на голове, пытаясь контролировать конкретную ситуацию.
Скажем, его старшая сестра берет последнее печенье с тарелки, и он дергает ее за длинные волосы, чтобы она взвизгнула. «У этой ситуации есть несколько положительных моментов для ребенка. Во-первых, родители могут вмешаться и заставить дочь поделиться печеньем», – утверждает Робертс. «А во-вторых, более важна вероятность того, что девочка дважды подумает, прежде чем в очередной раз забрать последнее печенье».
Наконец, если младенец вырывает собственные волосы, он может демонстрировать грусть или обеспокоенность. Подобное поведение также может оказаться симптомом расстройства импульсного контроля. Если ты обеспокоена, что ребенок рвет на себе волосы, поговори с педиатром.
Что делать, когда ребенок дергает себя за волосы?
Независимо от причины описанного поведения, не оставляй его без внимания и контроля.
Покажи, что агрессия не эффективна. Главный ключ подавления агрессии младенца – убедительная демонстрация того, что подобные действия не приносят результата.
Если ты будешь игнорировать его дергание за волосы, поведение продолжит «работать» (потому что тот, кого дернули за волосы, скорее всего, сделает то, что требует малыш), и ситуация ухудшится. Карапуз усвоит, что подергивание волос приносит желаемые результаты.
Если же будешь слишком проникаться ситуацией, то тоже сыграешь малышу на руку. Например, родители часто забирают младенца на руки и пытаются отвлечь его прочтением сказки или каким-то другим увлекательным занятием, если он дергает за волосы или мешает старшим братьям и сестрам. Младенец не осознает сложности социального взаимодействия. Однако он поймет, что рвать волосы на голове у брата или сестры – действие, позволяющее оказаться на маминых руках.
Чтобы не следовать уловкам малыша, продемонстрируй бесполезность дергания за волосы. Например, малыш потянул за волосы товарища, чтобы отобрать игрушку? Отдай игрушку мальчику, и параллельно объясни собственному ребенку: «Мы не тянем волосы». Необходимо действовать быстро, чтобы метод работал, поскольку маленькие дети живут в настоящим моментом..
Останови негативные действия. Когда поймаешь малыша с пригоршней волос в руке, аккуратно распутай волосы, затем возьми за руку и держи, пока говоришь наставление: «Мы не дергаем за волосы. Вытягивание волос причиняет боль».
Воспитание дисциплины можно продолжить методом, который Робертс называет «тайм-аутом». Оставайся с ребенком, но не разговаривай с ним и не вовлекай во взаимодействие, пока длится тайм-аут. Продолжительность подобного отстранения не должна превышать 1-2 минут.
Обсуди это. Когда тайм-аут закончится, обсуди ситуацию с ребенком, который дергает себя за волосы или направляет агрессию на окружающих. Это важно сделать, даже если карапуз не обладает навыками для ведения подробного разговора. Обсуждение показывает, что разговор (а не выдергивание волос) является способом решения проблем.
Спроси малыша: «Что ты сделал неправильно?» и продолжи словами «Почему твои действия неправильны?». Не волнуйся, если он ответит: «Потому что ты не разговаривала со мной».
«Это нормальное проявление в детском развития», – утверждает Робертс. «Следуй намеченному направлению, сказав: «Да, я не стану разговаривать, если ты продолжишь тянуть за волосы. Но есть еще кое-что, о чем нам необходимо подумать. Нельзя тянуть за волосы других людей, потому что ты можешь причинить им боль».
Не ожидай моментальных чудес. Маленькие дети учатся трудным путем – им приходится многократно повторять одно действие, чтобы запомнить, что оно не сойдет с рук. Сохраняй последовательность в воспитании и старайся избегать разочарования, если ребенок продолжает рвать волосы на голове.
Когда малыш научится общаться словами и жестами, научи его решать сложности альтернативными вариантами: «Вместо того, чтобы дергать за волосы, что можно сделать, когда сестра забирает игрушку?». Помоги малышу научиться говорить «нет» сестре и выражать желания словами.
Не отступай. Никогда не тяни младенца за волосы, чтобы продемонстрировать чувства жертвы. Ребенок рвет на себе волосы, потому что пытается что-то изменить – не позволить сестре взять игрушки. Если ты дергаешь малыша за волосы, чтобы он не дергал сестру, ты учишь, что подобный способ агрессии – это возможность изменить поведение человека.
Смоделируй желаемое поведение, которому должен подражать карапуз. Используй слова, чтобы выражать собственные потребности и не причиняй вреда другим, даже если сильно расстроилась.
Заключение
За привычкой ребенка дергать себя за волосы или рвать волосы на голове у других людей, обычно скрываются психологические причины. Это лишь метод малыша найти контакт с окружающими и заявить о своих потребностях. Старайся делать так, чтобы малыш не получал «плюшки», когда рвет волосы на голове сестры или заставляет лысеть собственную голову.
Постарайся показать, что когда карапуз дергает волосы, это приносит дополнительные неприятности. Также демонстрируй альтернативные варианты получить желаемое. Например, чтобы оказаться на руках у мамы, достаточно протянуть к ней руки, а, чтобы получить последнее печенье, можно выразить недовольство голосом.
Источник