Ребенок цифрового мира изменяя законы развития
3 701
Грозят ли современным детям проблемы с памятью, мышлением, выражением эмоций? О том, с какими вызовами они сталкиваются, рассказывает психолог, директор Фонда развития Интернет Галина Солдатова.
ФОТО Getty Images
Сейчас на Земле одновременно проживает шесть поколений. Самое молодое – это так называемое поколение Z. К нему относятся дети и подростки примерно до 14 лет. Они с полным правом могут называться рожденными цифровой революцией. Факты говорят о том, что дети все раньше и раньше начинают осваивать планшеты, смартфоны, пользоваться интернетом. Наши исследования 2015 года показывают: почти 80% школьников используют интернет 3 часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни. И этот образ жизни расходится с образом жизни родителей.
Все это говорит о том, что возникает новая социальная ситуация развития. Происходит возникновение новых психологических контекстов и феноменов, новых форм взаимоотношений, изменение принятых в культуре социальных практик.
Формирование психических функций
Интернет для детей выступает новым культурным орудием, которое опосредует формирование высших психических функций. Если до эпохи интернета они развивались в непосредственном взаимодействии ребенка и взрослого или детей между собой, то сегодня интернет вмешивается в это взаимодействие. Например, память. Психолог Бетси Спэрроу (Betsy Sparrow), опираясь на работы Дэниела Уэгнера (Daniel Wegner), предположила, что интернет стал особой формой памяти – трансактивной. Эта память возникает при длительных отношениях в парах, когда люди начинают полагаться на память друг друга. Память начинает работать по другим механизмам: запоминается не сама информация, а то, каким путем до нее добраться. Становится ли память хуже, или мы просто пытаемся приспособиться к новому образу жизни? Возможно, скоро мы будем судить об образованности не по тому, сколько мы знаем энциклопедических фактов или латинских крылатых фраз, а по скорости поиска или по оценке достоверности того, что мы находим в интернете.
Следующая проблема – внимание. Средняя продолжительность концентрации внимания значительно уменьшилась по сравнению с тем, что было 10–15 лет назад. Это особенно заметно, когда детей пытаются учить традиционными методами в школе. Дальше этот процесс может пойти в двух направлениях: либо будет усиливаться рассеяние внимания, когда человек следит за всем сразу и мало на чем сосредоточивается, либо дети будут учиться распределять свое внимание.
Есть и проблема сенсорной депривации. Погружаясь в интернет, дети получают меньше сенсорных сигналов из окружающего мира. Ощущение мира может стать менее чувственным. Может притупляться восприятие запахов, звуков реального мира. Ребенок может бояться прикосновений. Это может привести к сложностям в восприятии собственного тела, его возможностей, сложностям в восприятия себя как отдельной физической сущности, что важно для формирования идентичности. Кроме того, восприятие людей и их оценка часто основываются на невербальной информации. Ребенок не учится считывать эти сигналы, если он все время в интернете. Исследователи отмечают в связи с этим спад в способности к сопереживанию, к эмпатии.
И еще один феномен – «клиповое мышление». Оно стало формироваться задолго до интернета, когда появился телевизор и возможность переключать каналы. Развитие электронных форм общения ведет к возвращению мышления человека к дотекстовому периоду. Это не логическое мышление, а визуальные образы, ассоциации разного рода. Некоторые рассматривают клиповое мышление как переход к другому качеству мышления: от линейно-последовательного к мобильно-сетевому. Значит ли, что с клиповым мышлением дети становятся глупее? Есть исследователи, которые считают, что чрезмерное использование интернета ведет к атрофии мозга ребенка. Но есть другая точка зрения. Эксперименты психолога Гэри Смолла (Gary Small) доказывают, что активное использование интернета приводит к формированию новых нейронных связей.
Построение идентичности
Цифровые технологии оказывают влияние на формирование личности. Ребенок активно экспериментирует, у него появляется потрясающая площадка для построения своей идентичности, эксперимента со своей идентичностью, поиска своего социального «Я». В интернете он осваивает самые разные социальные роли. С другой стороны, попытки примерять на себя разные маски могут привести к тому, что идентичность не будет формироваться, а будет инсценироваться. Возможно застревание на стадии диффузной идентичности – смутного, неустойчивого представления о самом себе. В результате может затянуться процесс самоопределения, перехода от детства к юности и дальше.
Меняются и представления о социальном капитале. Дети в рамках социальных сетей накапливают количество знакомых, наращивают социальные связи, которые сохраняются потом практически на всю жизнь и способствуют будущей успешности. Именно через них люди выходят на новые ресурсы. Причем чаще всего важную роль играют не близкие друзья, а случайные френды.
Жизнь в цифровой среде вызывает появление новых психологических контекстов и феноменов. Например, феномен приватности, который для нашей российской культуры всегда был не очень характерен. Они настраивают свою приватность в социальных сетях, распоряжаются своими персональными данными. Это связано и с приватностью личности, и поведения, и персональных данных в первую очередь. Проблема защиты и безопасности персональных данных для детей находится в числе самых важных. Само понятие приватности сейчас эволюционирует. Грань между личным и публичным стирается. Меняются представления о частной жизни: она становится прозрачной.
Риски и угрозы
Мы выделили четыре группы рисков:
- Контентные,
- Коммуникационные,
- Потребительские,
- Технические.
И интернет-зависимость как некий отдельный риск.
Самые главные риски – коммуникационные и технические. Примерно 50% звонков по коммуникационным рискам связаны с проблемой кибербуллинга. Каждый пятый ребенок признался, что он жертва буллинга, а каждый четвертый – что он агрессор. Отсутствие культуры в школе, понимания, что такого нельзя делать, остается большой проблемой. Важное условие безопасности подростков и детей в интернете – цифровая компетентность. Мы разработали индекс цифровой компетентности по четырем сферам: контент, коммуникация, потребление и технические аспекты. Мы выяснили, что дети не обладают каким-то особым знанием, хотя и считают, что знают интернет как свои пять пальцев. Поэтому повышение цифровой компетентности (не только детей, но и учителей и родителей) – это самая важная задача сегодня».
Материал подготовлен на основе лекции «Цифровое поколение: компетентность и безопасность», прочитанной в рамках лектория «Кафедра психологии «Новой газеты» 27 января 2016 года. Подробности по ссылке.
Источник
«Цифровое воспитание» детей одна из горячих тем, которая непременно делит родителей на два враждебных лагеря: одни категорически «за», другие радикально «против». Но что интересно, такие «священные войны» ведутся не только среди родителей, но и между уважаемых экспертов, которые дают весьма противоречивые, а часто совершенно противоположные рекомендации «правильного потребления» технологий детьми. Даже для простых, казалось бы, вопросов: «В каком возрасте стоит дать ребенку планшет?» и «Сколько времени может проводить с планшетом ребенок такого-то возраста?», невозможно найти однозначного ответа.
В конце концов мы составили два списка аргументов. Одни предостерегали об опасностях раннего знакомства детей с планшетами: потенциальные проблемы со зрением; недостаток движения и вероятность ожирения; нехватка реального общения с родными, даже риск нарушить или затормозить нормальное развитие интеллектуальных, эмоциональных или социальных способностей ребенка.
Другие аргументы, наоборот, апеллировали к невиданному потенциалу современных технологий в детских руках: развитие мелкой моторики, тренировка концентрации и логического мышления, быстрое усвоение учебного материала, а еще — возможность учиться для детей с особыми потребностями или определенными недостатками развития. Впрочем, большинство аргументов с обоих списков не имели достаточного научного обоснования, по крайней мере на тот момент…
За три года ситуация несколько изменилась. Ученые проводят исследования и собирают все больше данных, экспертные группы по всему миру пытаются успевать за этими результатами и вовремя обновлять свою политику. А я попробовал в этом всем разобраться.
Законодатель моды — США
Недавно отошло в прошлое железное правило «2х2», которое десятилетиями пропагандировалось Американской Академией Педиатров (AAP): « Никаких экранов детям до двух лет и не более двух часов с цифровыми медиа для старших детей». Местные эксперты сошлись во мнении, что «экраны бывают разные», и четкие совет по поводу ограничения пассивного просмотра телевидения, совершенно не релевантны в эру интерактивных планшетов, смартфонов и компьютеров.
Новая версия рекомендаций ААP для дошкольников, которая была обнародована в октябре 2016 уже не столь категорична и однозначна. Возрастной ценз ослабили с 24 до 18 месяцев (в полтора года, по мнению экспертов, детский мозг уже способен обрабатывать и усваивать информацию в интерактивном режиме, например в развивающей игре, специально разработанной для детей). А видео-чаты с близкими вообще разрешено без оговорок с самого рождения.
Для детей 2-5 лет рекомендуется проводить с планшетом не более одного часа в день, при этом родители обязаны очень внимательно относиться к наполнению планшета — выбирать действительно развивающие учебные приложения и игры, соответственно возрасту ребенка.
В инструкциях относительно школьников и подростков сказано лишь, что «Родителям следует установить для ребенка четкое ограниченное время с цифровыми устройствами». При этом убедиться, что хотя бы один час в день ребенок занимается физической активностью, и не «залипает» в экран во время еды, и, по крайней мере, за час до сна выключает все устройства, чтобы не вредить здоровому сну.
В дополнение к этим рекомендациям ААP предлагает каждой семье согласовать так называемый «Семейный Медиа План», то есть правила поведения с устройствами: обозначить места в доме свободные от экранов; пообещать друг другу чаще проводить время вместе; не злоупотреблять устройствами для развлечений и так далее.
Мировые тенденции
Американская политика «цифрового воспитания», хоть и задает тон, но все же не всегда совпадает с аналогичными рекомендациями в других странах мира.
В Австралии все еще не рекомендуют экраны для детей до 2 лет. В Германии просят ограничить время за планшетом до 30 минут, если речь идет про дошкольников, и до 1-2 часов «необязательного времяпрепровождению с медиа-устройствами», если речь идет о школьниках, подростках и даже взрослых.
Канада соглашается с одним часом в день для детей. А в Тайване четких ограничений не прописано, зато приняли закон, согласно которому могут наложить немаленький штраф на родителей, позволяющие детям злостно злоупотреблять цифровыми медиа.
Интересная ситуация сложилась в Великобритании. Там полемика между сторонниками и оппонентами цифровых технологий — в разы горячее, чем где-либо. Как пример — инцидент с публичной перепалкой экспертов на страницах онлайн-журнала The Guardians.
Сначала появилось скандальное открытое письмо к правительству страны с заголовком: «Жизнь с экранами вредит детскому здоровью!». Опубликованный в Рождество, 25 декабря 2016 и подписан более 40 важными персонами, среди которых много профессоров, исследователей, консультантов, учителей, писателей и общественных деятелей, а во главе — госпожа Сью Палмер, автор книги с красноречивым названием «Токсическое Детство».
А потом — не менее громкое публичное заявление в ответ: «Рекомендуемые ограничения времени перед экранами должны базироваться на доказательствах, а не на популизме», которая появилась в том же издании уже 6 января 2017, от имени более 80 участников.
Первое письмо настаивал на срочных, можно жестких ограничениях детского «времени за экранами» (англ. — «screen time»), как причины детского ожирения, психологических проблем, проблем в семьях. Второй — отвечал, что нет научных результатов, которые бы подтвердили прямую связь между технологиями и упомянутыми проблемами (например, исследования показывают, что современные дети меньше гуляют по целому ряду причин, не связанных исключительно с использованием смартфонов или планшетов). Поэтому распространять панику между родителей и диктовать им ограничения «высосаны из пальца» — не стоит.
Как по мне, веб-сайты официальных организаций на тему детей и медиа должны быть не просто вместилищем рекомендованных ограничений, а чем-то большим. Вроде портала Сингапурского Совета по вопросам СМИ, где много полезных материалов для родителей, учителей и подростков. Есть брошюра об обязанностях родителей в цифровую эру — с рисунками, пояснениями и номерами служб, которые помогут в случае чего. Советы как выявить признаки интернет-зависимости и видео с пареньком, который делится собственным опытом победы над этой дурной привычкой. Интервью о том, как в Интернете отличать правду от лжи. Кодекс ценностей и норм «цифрового гражданина». Рекомендации интернет-безопасности и конфиденциальности, и тому подобное.
А еще важно, чтобы появлялось больше мощных общественных организаций вроде Common Sense Media (США), или Parent Zone (Великобритания), которые не только проводят собственные научные исследования цифровых медиа, но и предлагают конкретные практические советы, подборки развивающих приложений и игр, статьи с опытом реальных семей о том, как жить и воспитывать детей в условиях современного цифрового мира.
Что же советуют международные эксперты? Осмелюсь ответить на это своими словами:
Оставаться бдительными и неравнодушными к собственным детям, быть в курсе рисков и опасностей цифрового детства, но все же больше заботиться про качественное наполнение детского времени перед экранами, чем про формальные его ограничения.
Источник
Мы часто говорим о поведении, user experience, триггерах и нуждах наших потребителей, которым уже 18+. Любимцами интернет-маркетологов является так называемое поколение двухтысячных – одна из самых продвинутых, активных, покупающих групп потребителей. Но уже через несколько лет под их пристальное внимание попадет поколение «цифровых» детей. Это дети до 12 лет, с пеленок окруженные цифровыми устройствами. Чего от них ждать и как с ними взаимодействовать? Для этого нужно понимать, как эти дети ощущают себя в медиапространстве уже сейчас. Тем более что eMarketer подготовил отличное исследование на эту тему. К сожалению, оно охватывает только семьи из США, и цифры по России будут ниже; тем не менее тенденции являются мировыми.
В раннем возрасте дети уже делают все то же самое, что и их родители: смотрят TV, читают, сидят в интернете, используют мобильные девайсы, компьютер и…играют.
Но это еще не предел – цифры, относящиеся к использованию цифровых устройств, будут расти. Сейчас взаимодействие детей с медиа ограничено рядом таких факторов, как контроль со стороны родителей, неумение читать/писать, отсутствие собственных телефонов, планшетов и айподов и т.д. Подробнее об этих факторах и детском «медиавосприятии» ниже.
Несмотря на то что многие взрослые считают, что телевидение устарело, среди детей телевизор остается самым популярным устройством, который показывает мультфильмы и интересные шоу. Согласно исследованию, время просмотра детьми TV в 3-4 раза превосходит время, потраченное на другие медиа активности.
Такая популярность “голубого экрана” обусловлена рядом факторов, которые стоит принимать во внимание:
- 26% опрошенных семей признались, что дома телевизор включен практически целый день. И когда ребенок смотрит мультфильм или детскую передачу, он, как правило, параллельно занимается чем-то еще: лепит, играет в традиционные игрушки или в мамин смартфон и т.д. То есть играющий телевизор выполняет роль фона;
- Очень часто дети смотрят TV за компанию с родителями, не по своей инициативе. Согласно опросу, 49 минут в день (больше 50% указанного времени), дети смотрят телевизор вместе со всей семьей;
- К тому же 36% детей имеют свой собственный телевизор в комнате. Это чувство радости от обладания собственным девайсом напрямую сказывается на частоте его использования.
Телевизор не только дает детям то, чего они ожидают – удивительные и интересные истории, сказку, воплощенную в реальность – но и является самой популярной социальной сетью. В таком возрасте быть социальным значит смотреть мультфильмы и шоу, которые смотрят друзья, а вовсе не лайки и комментарии в Facebook, Vkontakte и Instargram, как привыкли думать мы.
Кстати, это удивительно, но такие “взрослые” соц. сети имеют место быть в “цифровой” жизни современных детей.
12% детей в возрасте до 12 лет заходят в свой Facebook профиль хотя бы раз в месяц. И это несмотря на возрастной ценз, установленный FB. Оказывается, многие родители помогают своим чадам обойти это ограничение и “влиться” во взрослую социальную жизнь.
Вот цифры от eMarketer, показывающие возраст активных участников FB:
В других соц. сетях поколение “цифровых” детей представлено еще меньше: Twitter – 3%, Instagram и Pinterest – менее одного процента.
На сегодняшний день существует большое количество соц. сетей для детей. Это онлайн-площадки, на которых дети могут играть в социальные игры или становиться частью некого виртуального мира. В России это сайты Смешарики, В Мире Лунтика, Бибигоша и другие. По словам родителей, 23% детей заходят на такие сайты регулярно, 40% – иногда.
Не только ради социализации дети заходят в интернет. Согласно исследованию, чаще всего в сети дети любят смотреть видео – из 4 часов 19 минут, которые они проводят онлайн с ПК, 3 часа 40 минут уходят на просмотр мультфильмов и детских шоу.
Вообще, «цифровые» дети являются довольно-таки продвинутыми Интернет-серферами. 60% детей старше 8 лет хотя бы раз в день пользуются мировой паутиной. Для возрастной категории от 0 до 12 лет эта цифра чуть ниже – 50%.
Инициатива детей к использованию компьютера и блужданию по интернету ограничивается, в первую очередь, родителями – они хотят, чтобы дети больше времени проводили с традиционными игрушками, к тому же они переживают за конфиденциальность своей личной «цифровой» жизни и неохотно подпускают детей к собственным ПК, напичканным личной информацией.
Кроссплатформенность различных детских TV шоу сейчас только набирает обороты – все чаще герои любимых мультфильмов призывают детей зайти на веб-страничку, чтобы посмотреть продолжение истории, сыграть с ними в игру или помочь выбраться из трудной ситуации. Это не может не повлиять на скорейший рост показателей интернет-активности детей цифрового поколения.
К тому же все более доступными для детей становятся мобильные девайсы, которые также имеют выход в интернет.
У детей до 6 лет, как правило, нет своего личного смартфона или планшета, а вот детям в возрасте от 6 до 12 лет родители охотно покупают современные гаджеты. Если в 2011 году счастливых юных обладателей электронной книги, iPod-а, планшета или смартфона было 25%, то в 2014 году – уже 63%.
Оставшиеся 37% активно пользуются девайсами своих родителей.
Соответственно, чем старше ребенок, тем больше времени он тратит на «общение» с мобильным гаджетом. Опрос показал, что дети до 8 лет уделяют этому 15 минут в день, а дети в возрасте от 10 до 12 лет – от 3 часов.
Что же так занимает детей в смартфонах и планшетах? Как и в случае интернетом, одним из самых популярных занятий является просмотр видео: 26% от общего времени взаимодействия со смартфоном и 28% – с планшетом. Довольно ожидаемо, поскольку это отличный способ занять ребенка в дороге, в очереди и т.д.
Но больше всего детей, конечно же, интересуют игры – 43% на смартфонах и 37% на планшетах.
Есть несколько факторов, сдерживающих рост популярности мобильных игр/приложений среди детей.
Во-первых, разработчиков таких приложений не так много, и они до сих пор учатся создавать увлекательную для детей игровую механику, захватывающий сценарий и дизайн. Во-вторых, родители опасаются за покупки внутри приложений, которые дети, сами того не понимая, часто осуществляют. В-третьих, это довольно низкий уровень «мобильной грамотности» родителей. 28% мам и пап, скачивающих приложения на свои смартфоны, утверждают, что больше половины из них являются детскими. Для планшетов этот показатель выше – 54%.
Многие родители обеспокоены тем, что дети предпочитают виртуальные игры играм традиционным. Даже время, проведенное в интернете, большинство детей (45% мальчиков и 39% девочек) посвящает играм.
Поэтому родители стараются совместить приятное с полезным и обратить внимание детей на обучающие игры. К сожалению, как показывает исследование, не очень успешно – только 18% времени, проведенного детьми за игрой, проходит с пользой.
В остальном это гонки, которые любят мальчики, и социальные игры, которым отдают предпочтение девочки. Кстати, такое разделение вкусов начинает появляться только после 8 лет.
Сами родители тоже не прочь вспомнить детство – 42% мам и пап, чьи дети любят игры, с удовольствием присоединяются к ним хотя бы раз в неделю.
Детство современных детей, рожденных в цифровую эру, сильно отличается от нашего детства – да, мы тоже любили игры, мультфильмы и сказки, но ничего из этого мы не получали, «тэпнув» по экрану последнего айпада. Общение “цифровых” детей с доступным сегодня медиа ограничивается родителями, неумением читать и другими факторами, описанными выше. Но что будет через несколько лет? Насколько продвинутыми станут эти дети? Как сильно они погрузятся в “цифровой” мир, когда не останется никаких преград? Сложно представить. Время покажет.
Источник