Ребенок аутист не говорит в 5 лет

Ребенок аутист не говорит в 5 лет thumbnail

Содержание:

  • Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
  • Развитие речи при аутизме
  • Как научить говорить ребенка с аутизмом

Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии» может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?

Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.

Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых «сбит» режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, «растекаются» по рукам.

Второй вариант — это, напротив, дети очень «удобные», которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, «всегда могли занять себя сами» и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.

Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).

Почему ребенку с аутизмом трудно общаться

Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.

С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию «тотальной неконтактности» аутистов.

По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.

Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются «автоматически».

Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.

Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.

У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.

При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.

Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).

Развитие речи при аутизме

При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.

Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.

Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.

Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе «я», называет себя во втором или третьем лице, например вместо «Я хочу конфету» скажет «Ты хочешь конфета», «Серёжа хочет конфету») и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: «Ты пойдёшь гулять?» — «Ты пойдёшь гулять» (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: «Ты хочешь есть?» — «Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп» и т.д.

Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).

Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.

У детей с аутизмом серьёзно страдает «интуитивное чувство языка», которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.

Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и «штампованность» речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.

Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл («крутая гора — крутое яйцо — крутой парень» и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза «Нельзя хулиганить» для неё относится только к ситуации «Нельзя драться» и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)

Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка «мяч» и «мячик» могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.

Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.

Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.

Как научить говорить ребенка с аутизмом

Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.

Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.

Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.

Источник

Очень многие опытные логопеды пишут о том, что главная проблема ребенка-аутиста не речь, а коммуникация. Как же хорошо, что наши специалисты начали кое-что понимать про аутистов!

Но кроме коммуникации у ребенка-аутиста есть проблемы восприятия.

У аутистов большие трудности с отделением главного и вторичного. Так работает их мозг. Эти дети могут видеть камешек на вашей брошке и не видеть вас. Слышать скрип стула, но ваши слова будут летать для них где-то на заднем плане, если они вообще в состоянии их различать и понимать. Смотреть в книгу и видеть фигу — это тоже про аутистов.

Поэтому в ABA проводят специальное тестирование. Оно проводится по книге «Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP», которую вы можете купить сами или получить на ABA-курсах. Это база для создания индивидуальной программы развития вашего ребенка.

Блок 1.Коммуникативные проблемы (в скобках — название раздела в VB-MAPP ):

— полностью не понимает практический смысл коммуникации и не умеет в нее вступать («Социальные навыки», «Преграды»);

— не обращается с просьбой, добывает необходимое сам или устраивает истерику там, где можно просить («Манд»);

— не в состоянии поддерживать диалог, отвечать на вопросы («ФХК», «Интравербал»);

-не развита способность к одиночной или совместной игре, проблемы с воображением («Игра»);

— нежелательное поведение, аутостимуляции, ритуалы, которые мешают занятиям и общению («Преграды»).

Блок 2. Проблемы восприятия и физические возможности:

— не понимает вашу речь («Поведение слушателя»);

— нарушено визуальное внимание («Визуальное восприятие»);

— нарушена способность повторять ваши движения («Моторная имитация»);

— нарушена способность повторять за вами звуки («Эхо»);

— нарушена способность произносить какие-либо звуки («Вокализация»).

Программа каждого ребенка складывается из этих блоков-кирпичиков в зависимости от результатов тестирования. Есть еще там и другие навыки, но они уже не специфические именно для аутистов.

Опытный поведенческий аналитик должен:

— провести анкетирование и опрос родителей до встречи с ребенком;

— установить первичный контакт с ребенком;

— провести тестирование;

— написать программу.

И здесь появляются первые трудности, аутичный ребенок:

— вообще не понимает для чего люди общаются, отказывается от общения, может объясняться с вами очень странно, например хватать вас за руку;

— может реально не слышать или не видеть того, кто с ним общается.

Поэтому идеальное место для работы с таким ребенком:

«В голой-голой комнате есть голые-голые стены и голый-голый пол, а на голом-голом полу — голый стол. А на столе … сундук с сокровищами».

«Сокровища» могу быть разными. Внимание ребенка часто привлекают игрушками-сладостями, приколюшками, а через них выводят его на «сначала-потом». В идеале, тестируют за один день, но в реале процесс установления сотрудничества и определения уровня ученика может растянуться на месяц. Не стесняйтесь просить уточнения к программе.

Мой личный пример. Сын в 2 г. 8 месяцев проходил такое тестирование:

«… общительный и контактный мальчик. Высокие балы за «Игру» и «Социальное взаимодействие», много разнообразных вокализаций. Есть очень слабый, базовый навык «Эхо». Понимание речи нарушено, но отдельные слова и команды понимает или понимает после обучения. «Визуальное восприятие» — неравномерное, фокусируется на цветах и умеет сортировать предметы по цветам, но другие признаки предметов может проигнорировать…». «Моторная имитация» — имитирует одно движение.

Итак, тестирование проведено, программа написана. Если у вашего ребенка низкие балы за «Вокализацию», «Эхо», «Понимание речи» и прогресс в этих областях первые недели ОЧЕНЬ вялый, можно заподозрить сенсорную или сенсо-моторную алалию, недоразвитие речевого аппарата.

Здесь уместно подключать что-то еще: массаж, логопедов, Томатис и пр.

ABA предлагает таким детям (старше 3-х лет) альтернативную коммуникацию ПЭКС. Для них это легче, чем говорить.

Дети с отставанием в других сферах — полностью забота ABA. По крайней мере, на первом этапе.

Продолжение темы:

Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

6 причин, по которым я ненавижу ABA

Как найти логопеда ребенку до 3-х?

Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?

Источник

ДОЧЬ ТОЛЬКО ПОРОЙ ГОВОРИТ МАМ МАМ ИЛИ ПАП -ЧАСТО КАПРИЗНИЧАЕТ ПРИ ПЕРЕМЕНЫ ПОГОДЫ,ПОРОЙ ЗЛИТСЯ ПЫТАЕТСЯ УКУСИТЬ К ДЕТЯМ В САДИКЕ ОТНОСИТСЯ ДОБРОДУШНО И ВСЁ ЖЕ КАК БЫ ИХ СТОРОНИТСЯ . ПОРОЙ УШИ ЧАСТО ЗАКРЫВАЕТ НЕПОНЯТНО ПОЧЕМУ ? -СЛЫШАТЬ СЛЫШИТ И МНОГОЕ ПОНИМАЕТ -ЛЮБИТ МУЛЬТИКИ НО ВЫБОРОЧНО ТОЛЬКО ТО ЧТО НРАВИТСЯ ,СПИТ ТОЛЬКО СО МНОЙ .НЕЗНАЕМ УЖЕ ЧЕМ И ЛЕЧИТЬ ? ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ —ИППОТЕРАПИЯ ? У КОГО ЕСТЬ ОПЫТ ПОДЕЛИТЕСЬ ПОЖАЛУЙСТА !

Ксения АВА терапия вам точно поможет, на мой взляд самая эффективная в нашей проблемме. Мы многое пробовали, но все это вспомогательные методы, а вот Коррекция По АВА терапии, меняет подход к ребенку. Т.е. Можно и самим работать по АВА программе, также было бы очень не плохо посещать занятия спец. педагогов (психологи, дефектологи и психологи), которые прошли обучение АВА. Есть дистанционные курсы. Удачи.

DELETED

Здравствуйте,Ксения,моему сыну сейчас 6,5 аутист , полгода лечимся тенториумом, за полгода начал говорить,развитие идет полным ходом, https://autismhelper.ru/ , посмотрите,ребенок восстанавливается,становится нормальным, если будет интересно,отвечу на вопросы,я с этого денег не имею, просто сама в такой ситуации okstuy@mail.ru

Ксюша! У меня тоже дочь с подозрением на аутизм! Не разговаривает поет то что ей нравится. попробуйте китайскую медицину нам помогает! К дельфинотерапию мы проходили 6 раз два раз в год это тоже дает результат и лошади тоже! Удачи вам !

Добрый день! Наталья, у меня к вам вопрос, вы прошли курс лечения в Китае? Курс чего? И где, во сколько это обходится? Сколько вашей дочери, и какие успехи? Прошу извинения, что интересуюсь суммой, просто я одна воспитывают двоих детей.

DELETED

Оксана, здравствуйте, мы в отчаянии, что за тенториум? Что это? С чем едят?

DELETED

Антонина, что за терапия, где ее модно провести в россии?

Москва «Наш Солнечный Мир», СПб https://vk.com/club23328866. Терапия предполагает постоянное обучение, т.е не только в центрах, но и дома. Вам нужен терапист, который будет заниматься с ребенком минимум 3 раза в неделю, Хорошо было бы еще подключить супервизора. Терапист или супервизор будет вам говорить, что и как нужно делать в его обучении и воспитании. Также пишется программа, по которой вы будете работать.

почитайте о методе Томатис или просто высокие частоты. У нас результаты колосальные. И у всех моих знакомых кто делал тоже

DELETED

Оксана, у меня ребенку 4 года аутизм, совсем не говорит истерит месяцами, что за тентариум?

Эдуард, Тенториум — Российская продукция пчеловодства. В Украине аналог — Фитаписвит. Если кому надо в Украине, пишите.
Также есть эффективные спреи alivemax. https://m.youtube.com/watch?v=UTYSPHVRUQE
поможет повысить иммунитет, побороть инфекции, наладить пищеварение, очистить кровь, поднять гемоглобин, построить новые нейронные связи. Смотрите отзывы в ютюб. Пишите в личку для приобретения и консультации по применению!

Мой сын аутист. Сейчас остался Аспергер Недавно прошли томатис подчерк сильно изменился. Стал решать задачи .Мы занимаемся АВА и курсами пропиваем ноотропы .учимся в обычной школе. В обычном классе .И знаю много детей которым помог томатис и бак

Мария Жаворонко

Оксана, Здравствуйте Оксана, меня зовут Мария. моему сыну 6 лет, и он не говорит совсем, только вокализация, пропевает слоги, вам правда помог тенториум, стоит ли его попробовать? у нас было несколько курсов микротоковой рефлексотерапии, но речи нет до сих пор. поделитесь пожалуйста, что вам помогло с речью?

Аутизм лечится, это совместная работа,необходимо чтобы кто то из родителей видел процесс лечения. Тест, надо закрыть глаза и увидеть контур тела больного, голову, руки, ноги, туловище.
если вы это увидели, то можете написать в личку.

Попробуйте остеопат помогает и микротоковая микрополяризация кортексин пантогам

Кермен, кортексин, это неиролептик запрещенный почти во чём мире, этот препарат делает из ребёнка овощ!!!

не делайте микрополяризацыю

мы очень ею навредили ребенку томатисс тоже все это перевозбуждает потои

лезут на стены от этих токов и препаратов.моему сыну 8 лет сильно навредили выл орал стал агресивный душил нас

Источник