Ребенок аутист 5 лет в доу
Светлана Кудаева
Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?
Тема: Стоит ли детям аутистам посещать детский сад?
1 Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутистических чертах личности
Что такое аутизм? Чем он страшен?
В последнее время в детских садах стало появляться всё больше и больше детей аутистов,не все люди понимают, кто такие аутисты, имеют о них размытые представления. Родители спорят, стоит ли таким детям посещать детский сад,. Давайте попробуем разобраться, что такое ранний детский аутизм, чем он опасен и лечится ли он и стоит ли этим детям посещать детский сад?
Что же такое Аутизм? Аутизм (от греческого – сам) – крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в собственный мир ощущений и переживаний.
Да, эти дети отличаются от других детей. Их взгляд «погружен в себя», речь монотонна или вовсе отсутствует, движения стереотипны. Сравнивать их не стоит с обычными детьми, они не хуже и не лучше, они особые дети, они другие…
Когда ребёнок- аутист ещё совсем маленький, некоторые родители начинают понимать, что с их ребёнком что-то не так, ребёнок безразличен к внешнему миру,он не устанавливает зрительный контакт, его взгляд направлен сквозь человека, он недостаточно привязан к родителям, безразличен к ним. Другие родители пытаются отогнать от себя эти мысли, успокаивают себя, что с их ребёнком всё в порядке, боятся идти к докторам. К сожалению, многие стараются не обращать на это внимания, да и врачи, не всегда вовремя диагностируют этот синдром.
И вот ребёнок подрастает, начинает посещать детский сад. Он отвлечен от всего, его не интересует чем заняты обычные дети, неинтересны игры, в которые они играют. Воспитателю сложно привлечь его внимание к игре и другим видам деятельности, особенно если это означает общение с миром. Ребенок остаётся равнодушным, не улыбается в ответ на улыбку взрослого. Его движения однообразны, в игре проявляется стереотипность, он повторяет одни и те же движения (пересыпает песок из руки в руку, подбрасывает игрушки, вертит куклу). Игрушками он пользуется не по назначению. Дети аутисты любят играть с песком и сыпучим материалом,но игры заключаются не в строении куличей из песка, а пересыпании его.
В 3-4 года ребенок не играет с другими детьми, о себе обычно говорит во втором или в третьем лице,иногда его фразы вычурные и не соответствуют возрасту или речь его вовсе отсутствует
Движения аутичных детей угловатые, несоразмерные по амплитуде. Зачастую сложные движения он выполняет успешнее лёгких. У аутичных детей рано появляются страхи, ребенок боится определенных предметов и явлений (шум,электроприборы, мягкие игрушки, собаки, машины)перечень разнообразен. Страхи различны по своей природе,в одном случае причиной страха может быть звук, в другом световые воздействия. Реакция на страхи разнообразна (крик, плачь, ребёнок прячется, падает и лежит на полу.)Ребенку больше нравится быть одному. Он не проявляет беспокойство, если остается один без мамы или воспитателя.
2 Причины аутизма
Диагноз таким детям обычно ставится после двух лет. И тогда родители начинают задавать себе вопрос, почему это случилось именно с их ребёнком, пытаются найти ответ на вопрос можно ли было этого избежать?
Причина аутизма неизвестна, в большинстве случаев это наследственный фактор, нарушение развития мозга, хромосомные аномалии, однако при рождении все эти дети признаются нормальными.
3 Стоит или не стоит посещать детский сад?
Теперь зададим вопрос и попробуем на него ответить, стоит ли таким детям посещать детские сады? Ведь иногда создаётся впечатление, что им никто не нужен, им замечательно и комфортно находиться в одиночестве и общество им не нужно, они не нуждаются в посещении детских садов.
Это ошибочное мнение, на самом деле, это не совсем так, эти дети нуждаются в общении и обществе, они хотят, чтобы их поняли, но все знают, как правильно это сделать без вреда для ребёнка. Задача родителей и конечно же воспитателя, с которым он проводит почти весь день, помочь найти контакт с миром. А как же это сделать? Как добиться этого?
Существует много упражнений для коррекции поведения аутичных детей, но для того чтобы был результат их нужно регулярно выполнять, они должны быть частью жизни этих детей и их родителей. Нужно упорно работать и помнить, что аутичные дети, это медленные дети, не стоит их торопить и ждать результата в первые дни занятий. На это уходят месяцы, а порой даже годы и только упорные родители совместно с воспитателем могут добиться нужного результата.
Рекомендаций для родителей:
— ребенокаутист,как и другие нормальные дети индивидуален и это нужно учитывать при занятиях с ним, нужно учитывать специфические реакции ребенка, и уже на их основе, строить упорное обучение. Существуют случаи, когда дети аутисты, вырастая, работают по профессии. Ребёнок, который любит математику, увлечён цифрами, в будущем при упорной работе может стать бухгалтером.
— ребёнок аутист привязан к режиму и он болезненно реагируют на любые действия, выходящие за рамки обычных, поэтому нужно придерживаться постоянства, привычного для ребёнка;
-занятия должны проходить каждый день, конечно это трудно, но только это может дать положительный результат. Начинать нужно с малого, например, несколько минут в день и доводить постепенно до нескольких часов, естественно с перерывами;
— необходимо учить ребенка элементарным правилам безопасности.Эти дети имеют различные фобии и не могут замечать реальных угроз и опасностей: переходить улицу в положенном месте, не трогать горячие предметы руками, не совать в рот мелкие предметы и т. д. Если ребёнок будет знать слово «Стоп», это убережёт его от некоторых видов опасностей.
— необходимо ограничивать этих детей от просмотра передач, мультиков и вообще необходимо ограничивать их в этом;
— ребёнку аутисту необходимо общество других детей. Он обязательно должен посещать детский сад, пусть не весь день, а хотя бы несколько часов ему будет достаточно.
— ребёнка следует отвлекать от стереотипных, хаотичных движений, как это сделать? С помощью танцев, упражнений, прыжков на месте;
— нужно как можно больше общаться с ребёнком, пусть он не будет отвечать, но он же будет слушать и запоминать, следует помнить что он нуждается в общении, даже больше, чем обычные дети;
— необходимо сделать ребёнку место, где он мог бы уединиться и побыть наедине со своими мыслями, где ему никто не сможет помешать;
— дети аутисты могут быть немотивированно агрессивными по отношению к людям и животным, поэтому следует, прежде чем завести домашнее животное, можно подарить ребёнку мягкую игрушку;
— нужно найти хорошего врача – психиатра для ребёнка. И желательно, чтобы он посещал одного специалиста, который будет знать особенности ребёнка, динамику его развития и благодаря этому сможет подобрать более точную терапию;
— отличный результат дает посещение с детьми различных центров для детей с аутизмом. Там можно получить информацию о методиках лечения и коррекции поведения.
Коррекционные методики,которые могут использовать родители и воспитатель:
В коррекции аутизма очень важна роль семьи. Родители должны быть заинтересованы в преемственности помощи своим детям и начинать нужно с дошкольного возраста, заканчивая достойным качеством жизни.
1. Нужно развивать у ребёнка тактильное восприятие, сделать это можно с помощью небольшой коробки, заполненной крупой, в которой будут спрятаны небольшие камушки или большие пуговички для начала их должно быть немного, постепенно количество их можно увеличить. Ребёнок должен их найти и извлечь. Коробку с крупой можно поменять на миску с водой, на дно которой можно положить монетки.
2. Детям с аутизмом нужно предлагать игры с водой, поскольку в большинстве случаев они обычно боятся воды. Занятия нужно начинать постепенно. Для начала можно немного намочить песок, постепенно песок должен становится, более влажным и на нем можно будет рисовать различные фигуры и линии.
3.Упражнение на развитие координации: переливание воды из чашки в чашку,по мере развития чашки нужно менять на более маленькие.
4.Лепка — одна из важнейших коррекционных методик: лепка очень хорошо развивает мелкую моторику и сенсорную чувствительность. Для лепки можно использовать обычный пластилин или массу для моделирования. Ребёнок раскатывает пластилин,лепит, делает шарики.
5. Нанизывание крупных бус на нитку. Постепенно крупные бусы можно заменить на более мелкие.
6. Дети аутисты очень любят складывать пазлы, их можно купить в магазине с крупными частями, а можно сделать их самостоятельно разрезав картинку на несколько частей, количество частей следует со временем увеличивать.
7.Для развития тактильных ощущений хорошо подойдут игры с различным материалом: наждачная бумага, шерсть, шёлк, обыкновенная бумага.
8. Переворачивание предметов, разложенных в ряд вот еще замечательное упражнение на моторику.
9. Пальчиковая гимнастика.
10. Танцы.
Схема занятий
Начинайте от простых упражнений переходя к более сложным. Для начала давайте упражнения, с которыми ребёнок будет с лёгкостью справляться, постепенно усложняя их. Это поможет ребёнку поверить в себя и свои силы.Занятия должны проходить следующим образом: 5 минут лепка, 5 минут пальчиковые игры, 5 минут танцы, затем перерыв и новый блок занятий.
Помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, изобретательности, систематичности.
Ребёнка-аутиста, нужно принимать таким, какой он есть, он не лучше и не хуже других детей, он просто другой…. Он особенный. Это самое главное правило!
Исходя из всего выше сказанного, ребёнок посещавший детский сад и вовремя получавший психолого- педагогическую помощь позволяют поддержать попытки ребёнка вступить в сложные отношения с миром,картина трудностей ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно отличается от того получал ли он раннее специальную помощь. Удачи и терпения вам у вас обязательно всё получится, главное верить и трудиться!
Источник
ирина семенова
Консультация для воспитателей «Аутичные дети — какие они?»
Консультация для воспитателей
«Аутичные дети – какие они?»
Аутизм — это заболевание, развивается у детей в возрасте примерно 2 года и проявятся в специфических расстройствах умственной деятельности — нарушении деятельности эмоциональной сферы с сохранением интеллектуальной составляющей мышления.
Почти всегда при аутизме страдает речь, больные избегают зрительного контакта со взрослыми и сверстниками, склонны к стереотипии (ритмичного повторения одних и тех же движений) и однообразных проявлений активности.
Дети-аутисты погружены в себя, часто повторяют одни и те же жесты, могут часами складывать кубики или ходить от стенки к стенке. В некоторых случаях, особенно когда им что-то не удается (а такое бывает довольно часто, возможны проявления автоагрессия.
Чаще всего дети-аутисты легко запоминают простые числа, мысленно осуществляют сложные арифметические действия, проявляют особый интерес к технике и запросто ее разбирают.
Иногда этот интерес приобретает просто катастрофические форм — родителям такого ребенка достаточно только на мгновение отвлечься — и все! Телевизора или приемника как не бывало — только детали.
Так что, несмотря на все свои способности, аутисты все-таки нуждаются в какой-либо дополнительной поддержки. Хотя бы самой элементарной. Фактически даже — нуждаются в ней в течение всей своей жизни, ведь с возрастом заболевание не проходит.
Тем не менее более или менее успешная социальная адаптация аутиста вполне возможно — в зависимости от того, насколько рано начать работать с таким ребенком и какими именно методами.
Поэтому при этой болезни такой важной становится ее ранняя диагностика, умение выделять ее как самостоятельное заболевание, требующее отдельного лечения.
Тем более, что иногда родители считают своего ребенка только несколько замкнутым, необычно одаренным, как теперь модно говорить — «индиго». А потому и не желают никуда обращаться.
И это притом, что распространенность этого заболевания у нас составляет 4-5 (или даже больше) случаев на 10000 населения (0,04 — 0,05%, что не так уж и мало.
По этому показателю аутизм стоит на четвертом месте после умственной отсталости, эпилепсии и ДЦП. Но в отличие от этих болезней, большинству из нас о нем почти ничего не известно.
Ранее его считали одним из проявлений детской шизофрении или классифицировали как умственную отсталость. А как отдельную болезнь стали выделять совсем недавно, в 40-х годах прошлого века.
Однако еще до сих пор его этиология (происхождение) фактически неизвестна. Один из первых исследователей аутизма, австрийско-американский психоаналитик Бруно Бетельгейм вполне в традициях психоанализа считал аутизм следствием проблем в отношениях ребенка с матерью.
Аутизм действительно часто возникает у детей, воспитывающихся e инвалидов (дисфункциональных) семьях, но говорить о его однозначную зависимость именно от этого фактора теперь уже не приходится.
Сейчас в основном его относят к болезням, связанных с органическими поражениями мозга. Это может произойти либо вследствие нарушения обмена веществ (например отравления солями тяжелых металлов или недостатка в организме цинка, либо — в результате действия наследственных генетических факторов.
Правда известны случаи, когда из двух однояйцевых близнецов один ребенок могла страдать этой болезнью, а другjq — нет. Генетика — одна и та же. Одинаковым был и внутриутробное развитие и социальные условия. Родители — тоже. Значит. еще что-то?
Интересно, что во времена Бетельгейма аутизм часто считали болезнью только еврейских детей. Но на самом деле тогда это объяснялось тем, что для того, чтобы найти хорошего специалиста, способного диагностировать эту болезнь, необходимо было иметь достаточно средств.
Тем более, что лечение такого ребенка стоит на грани нескольких наук — психиатрии, психологии, коррекционной педагогики.
Как помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду?
Адаптация аутичного ребенка к детскому саду – процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий близких и персонала ДОУ. Такой ребенок требует дополнительного внимания, которое может проявляться, в частности,в следующем:
Во – первых, необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него все происходящее и намечаемые действия («Сейчас все собираются на музыкальное занятие, и ты тоже пойдешь на него; потом будем одеваться на прогулку, а когда вернемся – будем обедать»).
Во–вторых, надо помогать аутичномуребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и, сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально приемлемым способам взаимодействия со сверстниками («Подожди, отбирать игрушку без спроса нельзя».Надо попросить: «дай поиграть»). Предлагаемая ребенку речевая формула должна зависеть от уровня его речевых возможностей. Передавая по окончании дня ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события, рассказывая родителям, «как мы все жили сегодня».
Конечно, такие меры требуют от сотрудников детского сада большого терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать поведение аутичного ребенка, сделать его более упорядоченным.
Прежде чем начать разговор о коррекционной работе,необходимо уточнить: в нашей практике дети “ с классическим аутизмом” встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.
Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого – либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что – то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что – либо новое. часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Для успешной работы с особенными детьми необходимо выполнять своего рода правила:
1. Наладить первичный контакт с ребенком.
Общаясь с девочкой или мальчиком, педагог должен понять, что она/он умеют, какой у них характер, а главное – что им нравится. Именно то, к чему тянется ребенок, и что приносит ему удовлетворение, можно использовать для дальнейшего поощрения. А это очень важно для детей с аутизмом. За каждый успех их необходимо хвалить.
2. Знакомить ребенка с правилами поведения постепенно, плавно.
Рамки для ребенка вводятся постепенно, чтобы не было резкого перехода, который может его травмировать. Потому что особенные дети могут быть в шоке от того, что вокруг всего так много.
3. Использовать принцип «от простого к сложному».
Все действия, которым мы пытаемся научить ребенка, педагоги разбивают на маленькие шажочки и, конечно же, начинают с самого простого. Это тоже помогает наладить первичный контакт с детьми с аутизмом.
4. Давать много подсказок.
В первое время мы не должны требовать от ребенка сразу сделать все быстро и правильно. Мы должны давать ему подсказки и не забывать хвалить даже за самый маленький успех. На первых этапах педагоги часто делают все руками ребенка. Но также важно помнить о том, что необходимо постепенно уменьшать подсказки, а со временем и совсем уходить от них. Это необходимо для того, чтобы дети научились быть самостоятельными.
5. Использовать принцип дозированной речи.
Педагогу следует давать только короткие подсказки-инструкции детям с аутизмом, так как такой ребенок не должен ни на что отвлекаться и четко понимать, чего от него хотят.
6. Сформировать учебное поведение.
Как и обычного ребенка, особенного мы должны научить,как вести себя во время занятий: сидеть за столом, не вскакивать, не кричать, выполнять задания педагога, даже если этого не хочется. Поэтому мы стараемся создать «правильную» атмосферу – отсутствие шума, лишних предметов и так далее. Причем, педагог сразу должен настроиться на тот факт, что ребенка придется многому учить.
7. Комплексный подход – основа социализации.
Такой подход лежит в основе социального обучения ребенка в нашем садике. Это значит, что по каждому конкретному малышу вырабатывается серия шагов и манипуляций, которые повторяются везде и всегда, во время любого занятия. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что есть правила, которые надо выполнять всегда и везде, с любым педагогом, на индивидуальном занятии и в группе.
Однажды к нам пришел новый ученик, который постоянно раздевался – ему не хотелось быть одетым в помещении. Стоило его оставить на минуту одного, он тут же снимал с себя всю одежду. Он не умел сидеть за столом, держать ложку и ел руками. Мы разработали серию правил, которые помогли ему научиться правильно себя вести. Мы останавливали его, когда он раздевался, и объясняли, что так нельзя. Одевали заново и следили за тем, чтобы он больше так не делал. Ложку сначала держали сами, потом – рукой мальчика. А сейчас малыш уверенно ест сам.
У другого мальчика был высокий уровень тревожности и низкий уровень социализации. На самом деле он многое умел, но не знал, как это проявить и что делать с этими «умениями». Он боялся незнакомых людей – и взрослых, и детей. Попав в группу, он «терялся». Сейчас мама может взять его с собой и в магазин, и на рынок. И мальчик ведет себя адекватно. Он хорошо проявляет себя в группе детей. Это дорогого стоит.
Детский сад – это пространство искусственной социализации — тренажер, где ребенок тренируется жить в обществе. Он необходим как обычным детям, так и детям с синдромом аутизма. Каждый педагог, особенно если он работает с детьми с аутизмом, должен работать в одном направлении со своими коллегами, добиваясь таким образом целостного положительного результата.
Ребенок должен доверять тем людям, которые находятся рядом с ним, а значит, это доверие нужно заслужить.
Только так он сможет делать дальнейшие шаги по своему становлению полноценного члена общества.
Источник