Ребенок алалик 3 года
По опыту знаю, что у родителей детей с нарушениями развития до трёх лет очень часто возникает вопрос о том, чем же отличается алалия и аутизм. Врачи и специалисты тоже особую ясность в этот вопрос не вносят, что неудивительно — на раннем этапе эти нарушения ОЧЕНЬ похожи по симптомам. Тем не менее, есть у алалии характерные черты, не свойственные аутизму. О них, и об алалии в целом, и пойдёт речь ниже.
Если вы спросите поисковики, что такое алалия, то увидите, что их существует 3 типа: моторная, сенсорная и сенсомоторная (тотальная).
- Моторная алалия — это отсутствие активной речи у ребёнка с первично сохранным интеллектом. Ребёнок всё понимает, но не говорит. Помните тургеневского Герасима из рассказа «Муму»? Это классический пример моторной алалии. Раньше этот диагноз назывался просто — «немота».
- Сенсорная алалия — ребёнок не понимает постороннюю речь. Собственная речь может быть, но при этом она бессмысленная — набор звуков, эхолалии, слова «не в тему», словесный «понос». При сенсорной алалии ребёнок говорит, но не понимает.
- Сенсомоторная (тотальная) алалия — ребёнок не говорит и не понимает речь.
В реальности такое разделение алалий довольно условное. Редко когда бывает чистая моторная, или чистая сенсорная алалия. Даже тотальная алалия, когда ребёнок, СОВСЕМ ничего не понимает и не говорит, встречается нечасто. Обычно алалические компоненты смешаны между собой с перекосом в одну или в другую сторону. Периодически проступают то черты сенсорной алалии, то моторной.
Например, ребенок может более-менее, но не так чтобы хорошо, понимать речь, но не говорит и с трудом этому учится. Или, наоборот — говорит и учится говорить сносно, зато с пониманием трудно.
картинка из открытых источников
Считается, что причиной алалии является повреждение и незрелость речевых зон мозга: зоны Брока (левая лобная часть — говорение) и зоны Вернике (левая височная часть — понимание).
Кстати, у взрослых после инсульта тоже встречаются подобные нарушения. Но так как у взрослых речь была сформирована ДО повреждения, у этого расстройства другое название — сенсорная и моторная афазия, и получше прогноз (конечно, в зависимости от объема кровоизлияния).
Где-то до двух лет алалия, особенно чистая сенсорная или с сенсорным компонентом, то есть, где есть проблемы с пониманием речи, выглядит как типичный аутизм. Мы начали походы по врачам с полутора лет. Так вот наш первый диагноз от невролога так и выглядел: «Аутизм ?» В общем, да, алалию и аутизм в раннем возрасте отличить очень сложно. Что же у нас было аутичного? Очень много чего:
- Отсутствие зрительного контакта;
- Никакой реакции на имя и обращенную речь при сохранном слухе;
- Совсем не было своей речи, даже лепетной. Только случайные обрывки слогов, которые ничего конкретного не значили;
- Нарушение привязанности и самостоятельность не по возрасту— сын не замечал моего отсутствия, не радовался при моём появлении, в незнакомых местах летел без оглядки куда глаза глядят, до истерики отказывался ходить за руку;
- Отсутствие жестов (не мог головой показать «да/нет», не махал «пока-пока», не было указательного жеста);
- Обилие стереотипий (стимов): бег по кругу, взмахи руками — «крылышки», вокализации (монотонное мычание, звонкий визг), рассматривание пальцев рук, выкладывание в ряд игрушек, кручение колес и всего что можно покрутить, зависание на вентиляторах, маршруты, игры с глазами: завести зрачки в бок и кружится по кругу.
Но у алалии, даже в самом раннем возрасте (до 3 лет), всё равно есть отличия от аутизма. Эти отличия не видны врачам, а видны только в повседневной жизни. Поэтому нередко врачи или ставят неверный поспешный диагноз, или пишут расплывчатые формулировки типа «ЗРР» и т.д., понимая, что ещё всё может измениться.
Вот эти отличия:
- Самое главное — алалик не отказывается от несловесного общения, тесного, такого как обнимашки, поцелуи, ручки, в том числе;
- Как правило, нет негатива к посторонним людям. Может быть равнодушие, отсутствие интереса, но истерик нет;
- Нет истерик от смены обстановки, смены распорядка дня;
- Ребёнок не против того, что вы вмешиваетесь в его игру — у него не будет психов потому, что вы переставили куда-то его игрушки;
- Нормально воспринимаются не речевыесигналы общения — мимика и интонация — ребёнок понимает их и правильно интерпретирует;
- Для моторной алалии характерны трудности с мелкой моторикой из-за того, что зона Брока (центр говорения) в мозге находится рядом с центром мелкой моторики (тонкие движения пальцев рук). В норме малыш до года начинает брать предметы пинцетным захватом. Алалики долго и неуклюже хватают предметы всей пятерней. Мы отточили этот навык до приемлемого уровня только к 1,9. У аутистов этой проблемы обычно нет;
- Есть сочувствие — может пожалеть другого ребёнка или взрослого (появляется позже, чем у нормы — в 2,5-3 года);
- Сюжетно-ролевая игра развивается сама без обучения и каких-то специальных мер (появляется позже, чем у нормы — ближе к 2-2,5 годам, усложнённая — к 3-3,5);
- Легко отвлечь и переключить с истерики.
фото из открытых источников
То есть, проблемы с коммуникацией — основным критерием для постановки диагноза «Аутизм», детей с алалией касаются не так остро и только со стороны речевого общения. В неречевом общении эти дети норма или близки к ней.
Грубо говоря: ребёнок при алалии хочет, но НЕ МОЖЕТ полноценно общаться из-за повреждения речевых зон. Ребёнок с аутизмом, если не имеет повреждения речевых зон, общаться может, но НЕ ХОЧЕТ.
И в том, и в другом случае, проблемы с общением тянут за собой вереницу похожих симптомов. Именно поэтому диагнозы так похожи.
Когда алалик начинает говорить, диагноз ставится врачами более уверенно, так как речевые особенности, свойственные алалии, становятся очевидными:
- Долго ставятся звуки. Прям очень долго. Например, мы звук «ш» ставили полгода, занимаясь по 5-6 раз в неделю с логопедами и дома. Требуется усиленное закрепление. Бывает поставишь, а ребёнок всё равно упорно сваливается на произношение не как правильно, а как ему легче. Есть проблемы с артикуляцией;
- Понимание речи растёт не само по себе, интуитивно, а через упорное заучивание. Характерны сложности с пониманием предложений, где переставлены слова. Например, «Вася, дай мяч» ребёнок поймёт, а «Дай мяч, Вася» — может поплыть (более характерно для сенсорных алаликов);
- Плохо с грамматикой. Ребёнок долго учится склонению слов по родам, падежам. Долго сохраняются в речи такие перлы, как «Моя папа», «Твой мама»;
- Трудности с абстрактными понятиями: пословицы, поговорки, времена года придётся объяснять очень долго;
На исправление речевого дефекта уходят годы. Греет в этой ситуации то, что поправить алалию и добиться хороших результатов можно, главное систематически работать с ребёнком.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Здоровья вам и вашим родным! 🙂
Ставьте лайк и подписывайтесь!
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как усадить и мотивировать заниматься ребенка с аутизмом, ЗПР или алалией
Незаметные хитрости, чтобы ребенок быстрее заговорил
Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)
Источник
Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.
Природа заболевания
Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.
Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).
Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.
Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.
Алалия: виды и признаки
Моторная
Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.
Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту
Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.
Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.
Сенсорная
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.
Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.
Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.
Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение
Как заметить неладное?
Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:
- в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
- в 3-4 – лепет;
- 6-8 месяцев – первые слова;
- к году ребенок должен уметь строить целые фразы.
В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.
Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.
Методы лечения
Медико-педагогические способы
Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.
Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.
Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.
- При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
- При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).
Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.
Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.
Самостоятельные занятия с ребенком
Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.
Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга
Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.
- Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
- Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
- Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.
Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Алалия – тяжелое нарушение речи, вызванное поражением центров головного мозга, которые отвечают за восприятие и воспроизведение речи. Как быстро у ребенка появится нормальная речь, зависит от формы и степени нарушения и своевременности начала коррекции. Например, при моторной алалии прогноз благоприятный, если заболевание распознали вовремя. При сенсорномоторной и сенсорной формах сложно дать какой-то определенный прогноз. Все зависит, насколько рано родители обратились за помощью к неврологу и логопеду.
Окончательный диагноз ставится в 3-4 года, в карте ребенка обычно пишут: общее недоразвитие речи. Однако формируется болезнь еще в период внутриутробного развития и раннем детстве, поэтому очень важно с младенчества внимательно наблюдать за развитием ребенка.
Признаки моторной и сенсорномоторной алалии
Моторная форма вызвана поражением центра Брока, который отвечает за способность формулирования и воспроизведения завершенной мысли устно или письменно. Дети с моторной алалией обычно понимают, что им говорят, но не могут выразить свои желания и мысли.
При легкой степени поражения речь представлена отдельными словами, которые стоят в начальной форме и не связаны во фразу. Ребенок не может изменить слово по числам, родам, падежам, не использует предлоги и союзы. При тяжелой форме речь отсутствует, и он заменяет ее мимикой, интонацией и жестами.
Симптомы:
- Речь формируется в 4-5 лет
- Ребенок не может построить простейшую фразу.
- Скудный словарный запас.
- Плохое произношение. Ребенок меняет местами слоги, путает схожие звуки.
- Заторможено умственное развитие.
- Низкое развитие мелкой моторики: ребенок с трудом удерживает мелкие предметы, медленно застегивает пуговицы, завязывает шнурки, плохо управляется с ложкой и вилкой.
- Плохо развита и координация движений. Малыш часто спотыкается, не умеет прыгать на одной ноге, проходить по ровной линии. У него нет чувства ритма.
При моторной алалии ребенку сложно сконцентрироваться на каком-либо определенном занятии, он устает, отвлекается, капризничает.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПР в 2-3-4 года
С моторной формой алалии часто сочетается сенсорная алалия – наиболее тяжелое проявление заболевания, поскольку страдает не только воспроизведение речи, но и ее восприятие. Добавляются еще и такие признаки:
- вялость или, наоборот, гиперактивность;
- медленная реакция;
- непонимание речи.
Сенсомоторная алалия часто сопровождается заиканием, нарушениями слухоречевой памяти, отсутствием связи между произнесенным словом и его значением.
Симптомы, указывающие на сенсорную алалию
Наблюдается тяжелые поражения участка головного мозга (центра Вернике), отвечающего за анализ речевых сигналов. Ребенок прекрасно слышит то, что ему говорят, но не понимает 90% и более слов, поскольку не связывает конкретный предмет или действие со звуковым образом слова.
Такие дети «разговаривают» на собственном языке, однако их речь абсолютно неразборчива – несколько слов произносятся как единое целое, путаются отдельные слоги и звуки. Невозможно выделить слова и их смысл, поэтому для окружающих ничего не непонятно. Для выражения своих чувств, желаний, потребностей он использует мимику, интонацию, жесты.
При тяжелых формах алалии ребенок слышит звучащую вокруг речь как бессмысленный шум. Если нарушение носит легкий характер, то он может правильно воспринимать некоторые слова и даже их произносить, но внутри фразы они «теряются», и малыш их не слышит.
Поскольку ребенок не пользуется речью, то и контакты с окружающими сведены к минимуму. Постепенно он замыкается в собственном мире, поэтому сенсорную алалию часто ошибочно диагностируют как аутизм, также ее могут спутать с тугоухостью. С возрастом визуальное восприятие ребенка искажается, он заметно отстает в умственном развитии от нормально говорящих сверстников. В поведении прослеживаются серьезные нарушения.
Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:
- ребенок с трудом сосредотачивается на конкретном предмете или занятии;
- реакция на звуки очень слабая или отсутствует совсем;
- настроение у малыша чаще всего подавленное, он держится как бы отстраненно, хотя может быть очень активным и руководствуется при своих действиях мгновенным импульсом;
- в первой половине дня ребенок понимает обращенную к нему речь с большим процентом вероятности, чем вечером;
- на резкие громкие звуки он не реагирует, а вот к словам, сказанным тихим спокойным голосом, он прислушивается охотнее;
- на обыденные звуки, которые нормально говорящим человеком воспринимаются как фоновый шум, например, льющаяся вода, порывы ветра, звон посуды, ребенок реагирует очень болезненно;
- малыш приходит в восторг от звучания собственного голоса и с удовольствием изучает его возможности.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Если ребенок страдает легкой формой сенсорной алалии, то даже те слова, которые он хорошо знает, он произносит неправильно, заменяя один звук другим, и не может связать их во фразу. Малыш может постоянно болтать, повторяя все известные ему слова, часто повторяет за взрослыми услышанное, но ничего не понимает и не запоминает.
Что делать, если вы заметили тревожные симптомы?
Если у ребенка в 3-4 года наблюдаются некоторые признаки алалии, то необходимо как можно раньше показать его специалистам – неврологу, логопеду и психологу. Это очень сложное и тяжелое нарушение, поэтому коррекция ведется одновременно в нескольких направлениях:
- медикаментозная терапия – для полноценного питания и насыщения кислородом мозговых клеток, стимуляции их работы, улучшения концентрации внимания, памяти и восприятию информации;
- логопедический массаж – для развития мышц и подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного произношения;
- физиотерапия и рефлексотерапия – для образования недостающих нейронных связей, улучшения кровоснабжения головного мозга;
- занятия с логопедом-дефектологом, направленные на развитие речевых навыков и высших психических функций.
Что касается прогноза, то можно сказать с уверенностью только одно: чем раньше вы начнете, тем выше шансы сформировать нормальную речь. Будьте готовы к тому, что на это может уйти несколько лет.
Источник