Ребенок 5 лет зеркалит цифры

Написание букв и цифр слева направо считается нормой, но иногда дети отображают графические знаки в обратном или перевернутом направлении. Обычно этот феномен наблюдается в дошкольном возрасте. Ребенок зеркалит буквы и цифры, потому что ему так удобно, причиной такого написания является восприятие зрительных и пространственных образов. В большинстве случаев подобное явление носит временный характер и не нуждается в коррекции. Если зеркальное написание становится устойчивой привычкой, а специальные упражнения результатов не дают, справиться с проблемой помогают психологи, логопеды и неврологи.

Зеркальный почерк у детей, причины и предпосылки

Неправильное написание цифр и букв до школы допустимо и является показателем нормы. Сохранившееся зеркальное отображение в возрасте 7–8 лет — это уже отклонение, требующее коррекции. Чем старше дети, тем сложнее их переучить писать зеркально. Чтобы не возникало трудностей в школе, нарушение нужно устранить и сделать это необходимо до того, как малыш сядет за парту.

Ребенок пытается правильно написать цифру

Склонность к зеркальному почерку внимательные родители замечают еще до школы. Нарушение выявляется при рисовании, когда малыши начинают изображать на листе кружочки, галочки, линии, зигзаги и т. д. Протестировать можно на палочках. Обычно они пишутся сверху вниз. Если видите, что ваш сын или дочь делают это в обратном направлении, скорее всего, есть склонность к зеркальному почерку. Обратите внимание, как ребёнок ориентируется в пространстве и с какими трудностями сталкивается в незнакомой обстановке. Ошибки при определении правой и левой руки, путаница в предлогах, неумение сравнивать форму и величину предметов — всё это предпосылки зеркального почерка.

Прежде чем приступать к коррекционным занятиям, важно выявить причину письменных искажений. Зеркальное написание букв и цифр детьми никак не связано с наследственностью. Это приобретённый навык, на формирование которого влияют разные факторы и обстоятельства. Выделим основные:

  • Специфические ошибки и свойственные зеркальному письму искажения отмечаются у родившихся с доминирующей левой рукой и у переученных левшей. Такие детки очень часто удивляют родителей. Они могут писать сверху вниз, зеркалят цифры и буквы, не делят слова и пишут в одну строчку.
  • Недоразвитость пространственно-временных представлений — еще одна причина зеркальных искажений при письме. Именно от этих представлений зависит грамотность и математические успехи в будущем. Если у дошкольника нарушено восприятие, ему трудно ориентироваться во времени и пространстве, сравнивать предметы, обозначать словами их месторасположение. В итоге плохо усваиваются различия похожих буквенных и цифровых знаков и появляется зеркальное отображение.

Особенность писать справа налево считается одним из проявлений оптической дискографии. Проще говоря, созданный в голове образ не ассоциируется со словом. Воспроизвести это слово ребёнку сложно, отсюда огромное количество искажений и ошибок в написании.

Маленький ребенок пишет буквы зеркально левой рукой

Причиной зеркального почерка может стать раннее обучение навыкам письма. Цифры и буквы начинают привлекать деток в 3–4 года. Сначала они их просто изучают и запоминают названия. Со временем пытаются найти знакомые знаки в текстах и пробуют воспроизводить самостоятельно. Такая увлеченность и тяга к освоению нового радует большинство родителей, но не все знают, что в раннем возрасте детки воспринимают буквы и цифры как рисунок, а не как символ, и им все равно, в какую сторону будут повернуты знаки. Не спешите обучать грамотности и загружать малышей занятиями. Отделы мозга, отвечающие за освоение письма, созревают к 7–8 годам. До этого возраста «незрелость» может стать причиной зеркального почерка.

Написание в зеркальном отражении может быть связано с неврологическими отклонениями: задержка речевого развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, эпилептический синдром и т. д. Коррекция в таких случаях бесполезна. Прежде чем учить писать правильно, ребёнка нужно вылечить. Только врач может выявить причины, прояснить ситуацию и сделать необходимые назначения.

Как отучить ребёнка писать буквы и цифры зеркально, общие рекомендации и упражнения для коррекции

Не паникуйте и не ограничивайте желание что-то писать, если увидели, что буквы или цифры получились корявыми. Дошколята только учатся стилю написания и осваивают умение двигать рукой в нужном направлении. Маленьким детям трудно выполнять сразу несколько задач, поэтому свои ошибки они могут просто не заметить.

Чтобы ребёнок уверенно чувствовал себя в мире цифр и букв и все делал правильно, добавьте в распорядок дня коррекционные упражнения и сделайте их максимально интересными.

Начать необходимо с развития правильной ориентации в себе. Ребёнок должны четко усвоить где правая и левая рука, безошибочно находить правый глаз, левую ногу и т. д.

Ребенок пишет зеркально цифры и буквы

На следующем этапе усваиваются пространственные представления. Дети учатся определять местоположение предметов относительно своего тела (дверь справа, окно слева и т. д.). Постепенно задачу усложняют определением расположения предметов по отношению друг другу (ручка справа от тетради, телевизор слева от дивана). Чтобы новые знания закрепились и сохранились в памяти, заниматься желательно каждый день.

Знакомство с буквами и цифрами должно быть ненавязчивым и увлекательным. Развесьте в комнате яркие, привлекающие внимание, картинки и плакаты с буквенными и цифровыми знаками. Пусть малыш запоминает, как они выглядят. Со временем это вызовет желание отобразить их самостоятельно.

Читайте также:  Дозировка нурофена для ребенка 5 лет

Занимайтесь, играя и учитывая возраст. Можно рисовать цифры и буквы, используя трафареты. Выстраивайте их из кубиков, лепите из пластилина и слоеного теста, конструируйте из макарон, счётных палочек, веточек и других подручных материалов. Ребёнку не должно быть скучно – это главное правило, которое распространяется на любые обучающие и коррекционные занятия по исправлению зеркального написания.

Дети-левши первые в группе риска среди тех, кто имеет склонность зеркалить буквы и цифры. Если к 6 годам левая рука оказывается доминирующей, внимательно следите за поведением и пространственной ориентацией. Чтобы зеркальность написания не закрепилась, ребёнок еще до школы должен освоить основы расположения окружающих предметов.

Письменные упражнения

Эффективность занятий по коррекции зеркального почерка зависит от последовательности. Необязательно тренировать технику исполнения сразу всех элементов. Ребенку сложно воспринимать и запоминать большой объём информации. Более результативной будет работа над ошибками по исправлению 1–2 буквы и цифры в день.

Мальчик учится писать буквы

Не усложняйте занятия, предлагая слоги и целые предложения. Начинать нужно с буквенных знаков. Их в русском алфавите 33 и не все вызывают затруднения. Чтобы упростить задачу, родители должны знать, в каких буквах чаще допускаются ошибки. Выделим 3 группы:

  • Буквы А, Д, Ж, М, Н, О, П, Т, Ф, Х, Ш симметричны и написать их зеркально не получится. Этот буквенный ряд, а также цифры 0 и 8, можно сразу исключить.
  • Буквы, развернутые в левую сторону (3, Л, У, Ч, Э, Я) логопеды называют хулиганками. Именно их чаще всего пишут не в ту сторону. Здесь может помочь слуховая и зрительная память. Детям необходимо просто запомнить и заучить их до автоматизма.
  • Работая с буквами Б, В, Г, Е, И, К, Р, С, Ц, Щ, Ы, Ь, Ъ, подробно объясняйте правильность написания. Пусть ребёнок расскажет из каких элементов буква состоит и куда направлена (вправо или влево). Очень эффективны занятия по прописям, когда есть возможность обводить готовые контуры отдельных элементов буквенных знаков. Во время занятий внимательно следите за процессом, указывайте на неправильные действия и сразу исправляйте ошибки.

С цифрами проводится аналогичная работа. Зеркальность в математике проявляется ярко, почти все цифры можно написать в искаженном виде. Очень хорошо тренироваться правильному написанию, используя тетрадки в клеточку. Ребёнок должен научиться отделять необходимое количество клеток вверх, вниз, вправо и влево. К полноценному написанию цифр можно приступать после освоения отдельных элементов (палочки, кружочки, косые линии и т. д.).

Мальчик пишет цифру 3 зеркально

Убедившись, что ребёнок пишет правильно, продолжайте отслеживать его письменные работы. Привычка писать в зеркальном отражении может вернуться. Для профилактики проверяйте направление письма и своевременно исправляйте ошибки.

Выводы

В норме зеркальное написание цифр и букв должно пройти в начальной школе. Если этого не происходит, нарушение приобретает устойчивый характер. Закреплённый навык искажает мышление, что негативно сказывается на умственных способностях и успеваемости школьников. Помочь детям могут врачи и сами родители. Заметив отклонения, приступайте к коррекционным занятиям. Если не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Главное, не оставлять ошибки в написании букв и цифр без внимания и надеяться, что с возрастом всё наладится.

Источник

Почему ребенок, первоклассник пишет цифры и буквы зеркально.

Из статьи вы узнаете, является ли проблемой написание ребенком буквенных и цифровых символов зеркально, стоит ли беспокоиться и как исправлять ситуацию.

Почему ребенок пишет цифры и буквы в зеркальном отражении: причины

Что является причиной появления зеркального письма у детей? Изучение этого феномена проводится с учетом специальных выборок: зеркальное написание рассматривается как дисграфия, также выделяется феномен правшей с «пишущей» правой рукой.

  • Зеркальный почерк (буквы и цифры пишутся справа налево) наблюдается при низком уровне развития пространственного мышления относительно собственного тела.

Записи в дневнике Леонардо да Винчи

  • Дети с выраженным зеркальным почерком допускают ошибки при определении сторон: где правая, а где – левая, не могут указать, где какая рука или нога.
  • Восприятие визуального ряда и его обобщение формируется в недостаточной степени.
  • Среди причин «почерка Леонардо» специалисты выделяют и слишком быстрое освоение техники письма печатными символами.
  • Связь между буквенным символом и его значением дети могут не улавливать или усваивают взаимосвязь в недостаточной степени.

Дисграфия наблюдается у детей начальной школы

Леонардо да Винчи в многочисленных дневниках писал зеркально, о чем свидетельствуют последние исследования. В честь гения этот феномен и обрел название «почерк Леонардо». Такой способ написания наблюдается у детишек с типичным развитием.

Дети, у которых наблюдается дисграфия, отличаются особым восприятием 3D объемного изображения (трехмерного) – когда правое или левое поля центрального или периферического зрения фиксируют пространство в искаженном варианте.

  • «Окно дефекта» включает ближнее 3D изображение, а именно расстояние до 30-40 см. Оказываясь в этом участке, картинка отображается словно в обратной перспективе.
  • Здесь изображение зеркально перевернуто.
  • Ребенку, у которого наблюдается феномен зеркального письма, ничего не остается, как писать графические символы, попавшие на участок «окна дефекта» так, как он их видит, а именно – перевернутыми зеркально.
  • Дисграфия может наблюдаться и у детей без выраженного нарушения восприятия 3D объемного пространства. Это может быть нарушение восприятия изображения на коротком расстоянии. Что касается дальнего расстояния, то здесь нарушения восприятия могут и не наблюдаться.

Локализацию обратной перспективы можно сравнить со своеобразным «окном». В этом участке и кроется дефект ближнего 3D пространства, который именуется в научной среде «пространством Лобачевского».

Дисграфия у детей

Символы и цифры, попадая в пространство Лобачевского, оказываются зеркально перевернутыми как в вертикальном направлении, так и в горизонтальном. Зеркальный почерк наблюдается при попадании в процессе письма буквы или цифры в зону дефекта. Ребенок просто воспринимает изображение «как видит».

  • Наличие подобных механизмов, способствующих возникновению дисграфии на физиологическом уровне у ребенка, – критерий диагностический.

Переучивание леворукого ребенка писать правой рукой — одна из причин дисграфии

  • Обнаруживаются они как изменение восприятия, и являются маркерами эффективности работы по психофизиологическому или нейропсихологическому корректированию.
  • Ребенок с выраженным патогномоничным явлением, переписывая с книги или журнала текст, допускает немного зеркальных ошибок. Однако, пытаясь писать по памяти, он «переворачивает» буквенные и цифровые символы зеркально.
  • Феномен зеркального почерка проявляется на этапе освоения навыка письма вместе с другими ошибками на фоне нормального развития ребенка.

У ребенка с дисграфией связь между полушариями головного мозга сформирована в недостаточной степени

В чем же кроются причины того, что ребенок зеркалит (пишет зеркально)?

  • Как одна из причин — психологические факторы.
    Влияние оказывают право — и леворукость, половая принадлежность.
  • Написанные раннее тексты также могут стать причиной возникновения зеркального написания. Страница, с которой ребенок начал писать текст, место на странице приводят к возникновению «почерка Леонардо».

Пример зеркального почерка у ребенка

Среди факторов оптической дисграфии можно назвать следующие:

  • Анализ зрительных образов и пространства формируется в недостаточной степени (у ребенка нарушено понимание формы, размеров окружающих предметов, то, какое место они занимают относительно других вещей и относительно друг друга).
  • Зрительный анализ и синтез не дает цельной пространственной картинки.
  • Видимые образы букв не диференциируются.
    Не в полной мере формируется буквенный гносис – зрительное восприятие и узнавание буквенных и цифровых значений.

Какие дети находятся в зоне риска возникновения зеркального письма?

  • Обнаруживается «почерк Леонардо» у детей 6-7 лет в процессе освоения письменных навыков.
  • Дети дошкольного возраста, которые не усвоили в достаточной степени информацию о величине и форме окружающих вещей.
  • Дети, которые с трудом определяют пространственное расположение вещей.
  • Дети начальных классов, допускающие ошибки при употреблении предлогов для обозначения места локализации (расположения) предметов в пространстве, или не знающие значения этих предлогов.
  • Дети, у которых рабочая рука – левая, но «переученные» писать правой рукой. Такие ученики воспроизводят строчки, направленные справа налево, буквы и цифры у них направлены снизу вверх.

Обнаруживается зеркальное написание у детей 6-7 лет

Как исправить зеркальное написание у детей: советы

Как вовремя выявить предпосылки возникновения «почерка Леонардо»?

  • Расположить перед ребенком две ручки или палочки: одну проставить перед собой вертикально. Другая рука ставится справа под прямым углом к первой.
  • Предложить ребенку повторить ваши действия с другими палочками. Он может приложить вторую ручку или палочку к вертикально расположенной «зеркально» — слева.
  • Подобное происходит при переносе на бумагу объемного изображения, простых форм, фигур. Ребенок копирует увиденный образец, но переносит его на бумагу в зеркальном отражении.
  • Если зеркальный почерк проявляется частично, то это свидетельствует о несистематичном, случайном проявлении феномена. Речь идет о написании в зеркальном отражении отдельных букв.

Феномен дисграфии у детей

Потому исправлять «почерк Леонардо», который имеет место в случае написания некоторых букв – не имеет смысла. Нужно избавляться от проблемы в целом.

Советы по устранению зеркального написания:

  • Перед началом работы по исправлению зеркального почерка необходимо провести подготовительный этап. Цель предварительной работы – обучение ребенка навыку ориентировки в пространстве, относительно себя, на листе бумаги.
  • Ребенку нужно усвоить, где правая, а где – левая стороны, знать, с какой стороны находится определенная часть тела.
  • После приобретения устойчивого навыка по распознаванию правой и левой сторон, можно переходить к следующему этапу: развитию навыка безошибочно ориентироваться в собственном теле. Предлагать ребенку показать свое левое ухо, правую руку, правую ногу, левую щеку.
  • Учитывая правую и левую стороны, ребенок должен научиться ориентироваться в окружающем пространстве. Задачей взрослого на этом этапе будет объяснение места расположения предметов относительно его тела, относительно других предметов: например, то, что ближе к правой руке находится справа, предметы по левую руку находятся слева.
  • Такие же упражнения проводятся относительно расположения тетради по отношению к журналу, книге. После усвоения особенностей пространственного расположения вещей, ребенок поймет, справа или слева от вертикальной палочки нужно проводить черту, и с какой стороны в букве «ю» писать овал.

Видео: Дисграфия у детей и песочная терапия

Видео: Дисграфия. Причины и следствия

Как исправить зеркальное написание букв и цифр у детей: упражнения

 Упражнения для коррекции «зеркального» письма:

  • Подготовить карточки, трафареты, кубики для воспроизведения ребенком букв-эталонов.
  • В процессе письма предложить ребенку проводить пальчиком по букве, по строчке письма.
  • Предложить ребенку обвести букву пальчиком в воздухе, сопровождая взглядом и проговаривая.
  • Писать графические диктанты: тире, точка, клетка вниз, две клетки вверх, четыре клетки вправо, клетка вверх, две клетки вправо).
  • Развивать способность запоминать зрительные образы.
    Повторять различные движения, воспроизводить рядоговорение (месяцы, дни недели).
  • Развивать мелкую моторику рук, применяя такие техники как массаж, самомассаж пальцев, пальчиковые игры, лепка пластилином, обводка, штрихование картинок.
  • Предложить ребенку смоделировать буквы из палочек, из элементов других букв: буква «Н» может трансформироваться в букву «П», путем перемещения одной палочки. Назвать или показать буквы, которые состоят из трех элементов (Ж, И, Ы, Я), или из двух (У, Ч, Т). Реконструировать букву из нескольких элементов – овала, полуовала, длинной или короткой палочки.

Видео: Дисграфия: проблемы при чтении

Источник

Зеркальное письмо — это когда ребенок пишет буквы и цифры наоборот, как бы в зеркальном отражении. Обычно — слева направо, реже — сверху вниз. Связано это с недостаточной сформированностью пространственного мышления.

То есть отзеркаливание букв в целом говорит о том, что ребенок еще не усвоил понятия «право» и «лево» в пространстве и на своем теле в частности.

Чаще всего это встречается у детей 6-7 лет, когда они начинают учиться письму. И к первому классу обычно проходит. Иногда еще детки зеркалят в начале первого класса, и это тоже вариант нормы. Когда ко мне обращаются родители только поступивших в школу первоклашек с этой жалобой, я советую несколько месяцев понаблюдать. Бывает, что пространственное мышление формируется чуть позже.

Логопеды и дефектологи такое отзеркаливание называют «оптической дисграфией». И, на самом деле, этим вопросом больше занимаются логопеды и дефектологи. Психологи имеют к нему отношение только косвенно.

Но так как психологи есть в каждой школе, а логопеды и дефектологи очень редко в какой, нам, школьным психологам, приходится заниматься и этим. Ведь возможность (и желание) идти к сторонним частным специалистам есть не у всех.

Если у вас тоже нет такой возможности, давайте посмотрим, как можно позаниматься с ребенком дома самостоятельно.

1. Развиваем ориентацию в собственном теле. Четко дифференцируем право и лево. Здесь у нас правая рука, а это левая. Где правое ухо, а левый глаз, а правая рука, а левая нога, а правая щека? Усваиваем это очень четко, чтобы ребенок отвечал на вопросы (и показывал на себе) без ошибок.

2. Учимся ориентироваться в пространстве. Все, что ближе к правой руке — это справа. Все, что ближе к левой руке — это слева. Где дверь — справа от тебя или слева? Диван справа или слева от тебя? Тренируемся.

Когда ребенок безошибочно научится отвечать на эти вопросы, переходим к следующему этапу.

3. Учимся определять, где находятся предметы в пространстве относительно друг друга. Книга лежит справа от лампы или слева? Кровать твоя стоит слева от дивана или справа? И только тогда, когда ребенок будет безошибочно отвечать на этом этапе, переходим к работе с буквами и цифрами. Только на этом этапе ребенок уже будет осознавать, в какую сторону «рожками» пишется цифра три, и то, что горизонтальная палочка и овал расположены справа от вертикальной палочки в букве «ю». До того, как ребенок усвоил все три эти упражнения, переходить к буквам бессмысленно.

4. Переходим именно к буквам. Основной смысл в том, что образ буквы ребенок должен запомнить большинством способов: визуально, на слух, тактильно.. Осознать, из каких элементов каждая буква состоит, чтобы буквально умел разобрать буквы на элементы, а потом собрать.

А именно:

  • Находим буквы крупного размера (в «Азбуке», например), и обводим каждую букву пальчиком.
  • Выводим буквы в воздухе, можно одновременно проговаривая их.
  • Собираем буквы из любых подручных материалов: из палочек, из спичек, из пластилина, из гречки.
  • Меняем местами элементы букв, чтобы получилась другая буква: например, из буквы «Н» можно сделать «П», если поднять среднюю палочку вверх.
  • Пытаемся угадать, какую букву написали у ребенка на спине и т.д.

Подобных упражнений много. Но если видите, что, несмотря на занятия, ребенок продолжает зеркалить буквы и цифры, все-таки нужна комплексная коррекционная работа со специалистом.

И если есть возможность, лучше сразу обратиться к логопеду или дефектологу, минуя психолога.

Источник