Ребенок 5 лет все облизывает
Каждый родитель сталкивается с ситуацией, когда малыш тянет всё в рот и норовит облизать все возможные поверхности. Как долго это будет продолжаться и как сделать этот опыт безопасным, — разбираемся с Монтессори-педагогом Варварой Ждановой.
Фото Ольги Горевой
Почему ребёнок тянет всё в рот
Главная причина в том, что в возрасте до 1,5 лет рот ребёнка является основным инструментом познания мира. Мария Монтессори называла детей этого возраста «сенсорными исследователями», так как именно с помощью органов чувств они активно изучают мир, формируя всё новые нейронные связи в мозгу.
У ребёнка во рту самое большое количество нервных окончаний, что даёт возможность получать разнообразные сенсорные ощущения. Когда предмет попадает в рот ребёнку, то он даёт не только информацию о его вкусе, но и о структуре поверхности, форме и температуре. Например, есть тёплые материалы — такие как дерево, есть более холодные — металлы, а есть пластик, который не имеет никаких особо ярких характеристик, кроме неестественного цвета. Поэтому важно, чтобы у ребёнка были в доступе предметы из разных материалов и с различными текстурами. Это даст разнообразие сенсорного опыта, что служит важнейшим фактором для развития мозга и формирования обширного представления о мире.
Кроме того, благодаря активным движениям челюсти во время изучения того или иного предмета, ребёнок развивает мышцы артикуляционного аппарата, что в свою очередь способствует развитию речи.
И ещё одна немаловажная польза — укрепление иммунитета. Помощь в этом процессе оказывает антибактериальный фермент слюны (лизоцим), который играет роль барьера, расщепляя инородные бактерии.
Теперь, зная всю пользу, которую ребёнок получает благодаря изучению окружающей среды с помощью рта, важно выстроить правильное и комфортное для себя и своего ребёнка поведение.
Как помочь ребёнку безопасно познавать мир с помощью рта
Запрещая ребёнку тянуть в рот предметы, мы сообщаем ему, что изучать мир — это плохо и опасно. Если такая позиция сохраняется и транслируется ежедневно, это может значительно повлиять на угасание интереса к получению новых знаний в будущем. Также, запрет с негативным эмоциональным окрасом может вызвать ещё больший интерес у ребёнка, что приведёт к игре на вызов вашей реакции.
Ответственность взрослого — организовать безопасную среду для этого периода. Не нужно всё стерилизовать, но необходимо убрать из доступа ребёнка все химикаты и опасные мелкие предметы. Самый действенный способ — это физически опуститься на уровень ребёнка (на пол) и из этой позиции проверить весь дом. Возможно, вы увидите части проводов, которые свисают со стола и так и манят ребёнка потянуть их и попробовать, или мелкие пуговицы, которые давно закатились под диван. Проделав эту работу, вы сможете спокойно отпустить ребёнка на пол и дать ему драгоценную возможность собрать максимальное количество информации о мире, который его окружает.
Есть ситуации, когда ребёнок тянет в рот материалы для творчества. Например, вы предложили аппликацию, а ребёнок вместо занятия тянет в рот клей. Или хотели полепить, а его интересует только то, какой на вкус пластилин. Значит, сейчас ещё не подходящий возраст для этих занятий. Отложите их на время и через пару месяцев попробуйте ещё раз предложить. А пока можно предоставить более безопасный вариант лепки из домашнего солёного теста или же просто рисование восковыми мелками.
Поведение на улице — это тоже зона ответственности взрослого. Если вы видите, что место, где играет ребёнок, заполнено действительно опасными предметами, то у вас есть несколько вариантов поведения:
- С ребёнком до 1,3 лет самый работающий вариант — это просто увести его гулять в более безопасное место или предложить другой предмет для изучения. К примеру, малыш рвётся облизать асфальт, а вы ему говорите: «Лизать асфальт опасно, могу тебе предложить эту ветку для изучения. Или, может быть, ты хочешь попробовать яблоко?»
- Ребёнку постарше можно предложить другие варианты манипуляции с предметами. Можно сказать: «Я вижу, как ты заинтересовался этим мусором на земле. Давай поможет дворникам, и соберём его в пакет. У тебя будет свой пакет, а у меня свой». Позже важно обратить внимание на результат: «Смотри, сколько мы собрали и какая теперь чистая площадка».
Если же вы наблюдаете навязчивость действий облизывания после двух лет, то, возможно, стоит обратиться к психологу или самим понаблюдать и подумать, что могло вызвать стресс у ребёнка и закрепить оральную фиксацию (привычку успокоения посредством засовывания предметов в рот).
Предоставьте малышу возможность полностью удовлетворить потребность, облизывая и пробуя на вкус безопасные предметы вокруг. И тогда к 1,5 годам ребёнок спокойно переключится на другие способы изучения мира.
Варвара Жданова— психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт Фонда Монтессори
Ещё статьи о развитии детей:
Ребёнок начал ползать. Как сделать дом безопаснымРебёнок снова и снова кидает игрушки. Рассказываем, почему родителям не стоит раздражаться
Почему Монтессори за естественное развитие ребёнка и следование за его интересами
Источник
Здравствуйте! Моей дочке 3.7 лет. Ставят диагноз ЗПРР. гиперактивность, РОПЦНС. Чуть ли не с 2-х лет появилась ужасная привычка: тянет все в рот. Облизывает игрушки, сосет тряпки мокрые( не делая различия какие), облизывает чуть-ли не все, что попадает в поле зрения! Меня это просто убивает! Я уже устала бороться с этим! Ни по-хорошему, ни по-плохому не понимает. И разговаривала, и оъясняла, и ругала, и наказывала. Все побоку. Не слушает и все. Воспитатели в саду тоже жалуются — шнурки, пояски, волосы! засунет в рот и сосет. В итоге волосы отрезала. но все остальное я просто не в силах убрать из ее жизни. Что делать? Один стоматит уже вылечили, чую, следующий не за горами. |
Здравствуйте, Таша! Если ребенок облизывает предметы, значит у него есть в этом острая необходимость. Ничто не происходит просто так, и просто так от этого не избавиться. Ребенок может таким образом снимать нервное напряжение, в таком случае нужно обеспечить ему благоприятную, спокойную обстановку, не раздражаться, а отнестись с пониманием. |
Да. наверное, Вы правы. Я тоже много об этом думала. Но я больше склонялась к версии. что это из-за того, что рано бросила грудь(3 мес) и от соски отучили прямо перед садом, а там тоже не сахар у нее первые месяцы были. Мы после этого сада и получили такие диагнозы. До похода в сад у меня был чуть ли не идеальный ребенок. А там кричала жутко 4 месяца и пошли проблемы после этой нервотрепки. Начинала говорить — перестала. Только вот сейчас начала чуть-чуть кое-как выражаться. Гиперактивность появилась. Пошли к неврологу и — нате…Скажите пожалуйста, а к какому возрасту эта наша «привычка» может пройти? |
Когда привычка пройдет, сложно сказать. Она может перейти к другую форму, к примеру, грызение ногтей. Так что устранять стоит не саму привычку, а ее причину. Если в саду жесткие условия, просить воспитателей быть помягче (если это возможно). Стоит соблюдать режим дня, перед сном побудьте вместе, поиграйте в спокойную игру или почитайте книгу, не критикуйте ребенка за «оплошности». Будет полезно позаниматься с детским психологом. |
В саду к ней относятся вроде хорошо, воспитатели редко что-нибудь говорят. По поводу совместного времяпровождения — мы с ней все время после сада вместе. вместе кушаем, принимаем душ на ночь и т. д. А книги она у меня категорически отказывается слушать. Только смотрит и то одна. Мне не разрешает с ней садиться, объяснять что-то. Так что в этом плане немного проблемно. Стараюсь не обращать внимание на привычку, мягко останавливаю, когда опять начинает браться за Стараюсь быть как можно мягче. Спасибо за советы!свое. |
Хороший способ — отвлечь на что-то интересное, но не телевизор. Другой вариант — обыграть, сказав «что мы еще сегодня не грызли? пойдем поищем и сложим в очередь». Это должно звучать не с укором, а в шутливой форме. Третий вариант — сесть рядом и начать делать то же самое, ребенок увидит себя со стороны. Можно посоревноваться, кто больше сгрызет. |
Вот вы описалы свою проблемму, а у нас все тоже самоое, идентично. Бывает до того доходит, что сама даю что-то погрызть, это успокаивает(((( |
Здравствуйте.У нас мальчику 7 лет.Он всё тянет в рот,нет такой вещи ,что не была во рту.Сосёт рукава,горловину у кофт,что угодно.Ничего сделать не можем.Что делать,это какая то болезнь? |
Здравствуйте! У меня близнецы дочки 8 лет. Очень часто замечают что облизывают предметы. И день не проходит чтобы не жевали жвачки. Если не куплю будут истерить пока не получат деньги на жвачку. |
Мой сынок до двух лет все тянул в рот. Хорошо еще, что не глотал. Но опасения на этот счет были. Поэтому я выбрала простой способ развития моторики. С помощью пищевых красителей покрасила рис в яркие цвета. Мы вместе создавали красочные картинки без опасения отравления. Замечательная альтернатива мозаики. Пошаговую инструкцию нашла на сайте https://xn--b1adb4ajbb.com/creative/168/. Попробуйте, вам понравиться. |
Написать сообщение без регистрации |
Реклама |
Источник
/
Почему ребенок грызет или облизывает несъедобные предметы?
У многих детей и взрослых есть фирменные способы приведения себя в работоспособное состояние. Иногда мы машинально делаем что-то, что помогает сосредоточиться или успокоиться: кто-то барабанит ногтями по столу, кто-то наматывает волосы на палец, а кто-то грызет кончик карандаша. Ничего необычного, не так ли? Это только до тех пор, пока ваши, в общем-то, невинные привычки не будут классифицированы кем-нибудь как навязчивое поведение. Со взрослыми подобное редко случается, а вот если ребенок делает что-то такое слишком часто или слишком активно (с точки зрения взрослых), его действия оказываются под запретом как бессмысленные, раздражающие и даже социально неприемлемые.
Почему ребенок облизывает и грызет несъедобные предметы? На 100 % точный ответ на этот вопрос невозможно дать, особенно не видя ребенка, но могут быть вот такие гипотезы, связанные с теорией сенсорной интеграции Джин Айрес.
Когда ребенок берет несъедобные предметы в рот он может получать тактильную или проприоцептивную стимуляцию. Как правило, это ему нужно, чтобы поддерживать необходимый уровень активации нервной системы: или успокоить себя или, наоборот, взбодрить.
Тактильную стимуляцию ребенок получает, когда облизывает предметы или прикасается к ним губами. Часто так делают дети, которые плохо ощущают область рта, им это нужно, чтобы тактильные сигналы попали в мозг. Такая стимуляция помогает привести нервную систему в работоспособное состояние.
Проприоцептивную стимуляцию получает ребенок, который кусает или сосет воротник, тесемки, карандаши и т. д. Проприоцепция включается во время работы мышц и суставов. У этого вида стимуляции есть очень полезное свойство: она может ингибировать (то есть, снижать) воздействие других сенсорных стимулов. Например, ребенок боится каких-то звуков, закрывает руками уши, но если он во время неприятного звука активирует проприоцептивную систему, ему легче перенести слуховые ощущения. А как он может ее активировать? Начать прыгать, размахивать руками или использовать мышцы рта – что-то укусить, сжать зубами или начать сосать. То есть, возможно, ребенок часто грызет уголок воротника, чтобы успокоить себя, не дать нервной системе уйти в состояние неконтролируемого хаоса, сохранить концентрацию внимания. Не случайно подобные привычки часто появляются у младших школьников — это не признак стресса, а стратегия ребенка для благополучного проживания стресса. Взрослые тоже неосознанно активируют проприоцептивную систему, чтобы легче перенести боль — физическую или психологическую: сжимают кулаки, закусывают губу, сжимают челюсти, крепко зажмуривают глаза.
То есть: если ребенок облизывает предметы, то скорее всего он в поиске тактильных ощущений, а если грызет или сосет – проприоцептивных. Некоторым детям такая стимуляция нужна временно, другие будут нуждаться в ней долгие годы. Если перестанете считать это вредной привычкой и задумаетесь, как подобные действия облегчают жизнь ребенка, вы начнете относится к сосанию и облизыванию несъедобных предметов иначе.
Бесполезно ЗАПРЕЩАТЬ ребенку облизывать или сосать предметы, если у него есть физиологическая потребность в таких действиях. Лучше подумать о том, как ребенок может получать необходимые ему ощущений «легально» и не выглядеть при этом слишком странно в глазах других людей.
Источник
Новое в дневниках
12 октября
Любой человек может столкнуться с ситуацией, когда нужно в…
11 октября
Наконец-таки у меня дошли руки, чтобы заказать услуги по сборке…
09 октября
Был в городе известным,Покрытый сединой…Шли к старцу за…
09 октября
Пришла к мудрецу его друга супруга.«Ты старый наш друг и…
05 октября
Сегодня услугами клининга активно пользуются не только…
01 октября
На тявкающих за спиной,Намордников не напасёшься….
30 сентября
Стоит заболеть одному из членов семьи, как вирусную заразу…
Сыну 5 лет -все время что-то облизывает или обсасывает( (1 viewing) (1) Guest
Favoured: 0 |
TOPIC: Сыну 5 лет -все время что-то облизывает или обсасывает( Forum Tools
| ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||||||||||
Автор | Сообщение | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
katerinka2000 Школьные годы На сайте с 15.07.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
Vlada_13 Профессор На сайте с 10.12.09 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
Анюта_я Студент На сайте с 04.02.09 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
Decadans Студент На сайте с 28.08.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу |
| ||||||||||||||
katerinka2000 Школьные годы На сайте с 15.07.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
RaccoonCoon Профессор На сайте с 01.02.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу |
| ||||||||||||||
katerinka2000 Школьные годы На сайте с 15.07.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
Анюта_я Студент На сайте с 04.02.09 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
katerinka2000 Школьные годы На сайте с 15.07.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
panairi Студент На сайте с 06.02.11 |
| ||||||||||||||
Вернуться к началу | |||||||||||||||
kateri |