Ребенок 5 лет стал рассеянным
Случается, что дети не в состоянии долго концентрировать внимание. Они не могут доводить дела до конца, постоянно отвлекаются. Рассеянность вовсе не подразумевает низкие умственные способности, зачастую очень смышленым детям сложно удерживать в голове знания, надолго запоминать информацию.
Обнаружив, что ребенок «витает в облаках» во время чтения или решения разного рода задач, любая мама начнет паниковать. И недаром, ведь такая невнимательность отражается на школьных успехах и в отношениях с друзьями. Однако слишком нервничать не стоит – проблема легко решаема. Главное – не пытаться искоренить ее наказаниями и нравоучениями, а найти подлинную причину рассеянности и помочь малышу исправить ситуацию.
Почему ребенок может быть рассеянным
Основные причины невнимательности старших дошкольников и младших школьников – проблемы со сверстниками и педагогами. Ребенок, испытывающий постоянное психическое напряжение, не способен достаточно сосредоточиться. Также рассеянность часто встречается на фоне определенных болезней. У некоторых данная проблема существует с рождения, и связана она с нарушениями нервной системы.
Среди гиперактивных малышей невнимательность широко распространена. Ее также называют «порхающим» вниманием. Проявляется она отсутствием концентрации, а так же частой невольной переключаемостью на другое дело.
Справка! Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) ставится не только на основе рассеянности. Такие дети чрезмерно подвижны и слишком активны, неусидчивы и часто проказничают. Впрочем, определить, действительно ли у ребенка СДВГ или он просто очень подвижен, сможет только врач.
Проанализировать, обладает ли ваше чадо рассеянностью, можно по следующим признакам:
- ребенок чересчур суетлив и легко возбудим;
- не доводит до конца начатое (даже если занятие ему очень нравится);
- обладает «короткой» памятью, с трудом концентрирует внимание.
Также существуют некоторые косвенные признаки:
- учащийся выполняет школьные задания с опозданием либо заметно позже всех остальных учеников;
- часто мечтает. Его сложно завлечь реальным миром;
- находит разные предлоги, чтобы не выполнять порученное ему дело;
- нередко теряет вещи.
Конечно, часть признаков может иногда наблюдаться у любого обычного ребенка. Но, если они постоянны, нужно задуматься, найти причину.
Очень рассеянный ребенок: что делать родителям
Первое, что при первом подозрении на отклонение должен сделать каждый родитель – обратиться к педиатру. Врач осмотрит ребенка, при необходимости даст направление к узким специалистам. Если причина действительно кроется в заболевании, рассеянность пройдет после полного выздоровления.
В случае, когда малыш здоров, специалисты часто дают совет не ругать его за невнимательность. И уж тем более, не стоит смеяться над ним ни в кругу семьи, ни при друзьях. Из-за насмешек страдает самооценка малыша, он замыкается в себе, начинает злиться на окружающих. Нельзя переставать доверять рассеянному ребенку домашние дела. Следует всячески поощрять его старания, желание помочь, даже если он выполнил работу не слишком качественно.
Рассеянный ребенок 4 года-5 лет: что делать
В этом возрасте можно «натренировать» внимание. Существуют различные игрушки, помогающие вырабатывать усидчивость и терпение. Например, мозаика и конструктор очень увлекают большинство малышей. Однако не все родители знают, что цель данных игр – не просто собрать модель до конца. В самом процессе развивается мелкая моторика, а вместе с ней память, логическое мышление, внимание и речь.
Дошкольникам следует прививать понятие порядка и аккуратности. Если малыш потерял игрушку и не может вспомнить где играл в нее последний раз, не стоит ругать его за это. Попытайтесь проникнуться его проблемой и помочь решить ее. Мамы детсадовцев должны показать им, как правильно готовить одежду с вечера. Выберите вместе понравившийся вам обоим наряд, повесьте его на вешалку.
Малыш захотел взять с собой игрушку? Приготовьте ее заранее, положив на видное место рядом с одеждой. Перед сном дети 4-5 лет уже могут аккуратно складывать снятую одежду и класть ее в шкаф, а по утрам заправлять кровать. Не стоит брать эти мелкие обязанности на себя, дошкольнику они пойдут только на пользу.
Важно! Детям просто необходим четкий режим дня. Чтобы ребенок был собран, сосредоточен и внимателен, он интуитивно должен понимать, в какое время будет прием пищи, игры, спортивные упражнения и сон. Это вовсе не значит, что он лишиться свободного времени. Оставьте на игры полтора-два часа в день, пусть малыш использует их на свое усмотрение.
Рассеянный ребенок 6 лет — 7 лет: что делать
В этом случае уже приходится сталкиваться с некоторыми трудностями в школе, а так же на подготовке к ней. Они попадают в новую атмосферу, к которой мало просто привыкнуть – надо еще и запоминать все, чему его учат. Рассеянность не редка для учащихся, чаще всего она связана с усталостью (эмоциональной или физической).
Когда школьник начинает дома делать уроки, ему ничего не должно мешать. Ни посторонние громкие звуки, ни просьбы со стороны родителей, начиная от маминого «Сбегай по-быстрому в магазин», заканчивая бабушкиным «Где мои очки?!». Взрослые люди и сами могут справиться с такими мелкими проблемами, но почему-то предпочитают «вешать» их на младшего члена семьи. Эта ошибка серьезна, ведь такое поведение не дает ему сосредоточиться, у него возникает невнимательность к учебному материалу, рассеянность. В конце концов он может совсем потерять интерес к занятиям.
Забытые в школе линейки, ручки и другие учебные принадлежности – отдельная история. Такие потери нередко злят родителей, ведь постоянные визиты в магазин существенно сказываются на кошельке. Кроме того, добавляется чувство неловкости перед учителями. Однако все эти негативные чувства – ничто, по сравнению с ощущениями, которые испытывает ребенок. Он чувствует вину, стыд. Если родители набрасываются на него с упреками, к этому тяжелому состоянию примешивается еще и обида.
На самом деле, старшие члены семьи не должны слишком переживать за пустячные потери. А вот направить внимание на эмоциональное состояние школьника крайне необходимо. Не стоит делать это навязчиво, лучше прививать внимательность, бережливость, любовь к порядку как бы издалека, без давления. Со временем ребенок уже по привычке будет уверенно планировать свой завтрашний день, самостоятельно собирать ранец и беречь купленные школьные вещи.
Часто для родителей в детском саду или школе может проводиться беседа на тему рассеянный ребенок в семье. Мамы и папы, чьи малыши подвержены хронической рассеянности, могут посоветоваться с воспитателями, учителями и психологами.
Полезные советы о воспитании рассеянных детей:
Вам будет интересно
Советуем прочитать:
Вред компьютера для детей: как избежать
Заниженная или завышенная самооценка у ребенка, как исправить положение
Как перестать кричать на ребенка
Источник
Изображение взято с justdomyhomework.com
Каждый родитель рано или поздно сталкивается со словами, услышанными от ребенка: «Я не вспомнил», «Я забыл»
Не стоит расстраиваться и ругаться на ребенка — все мы не идеальные и даже взрослые часто забывают что-то сделать, что-то взять. Но конечно стоит уже обратить внимание на рассеянность, если у ребенка эта забывчивость начинает проявляться постоянно.
До определенного возраста ( до 7 лет) признаки рассеянности у ребенка не считаются отклонением от поведения — это норма. В этом возрасте рассеянность не считается заболеванием или расстройством памяти.
Ребенок может не вспомнить о чем рассказывал воспитатель в саду или учитель в школе, так как отвлекается на те вещи, которые ему более интересны в этом возрасте — как дерутся вороны, как капли дождя стучат по подоконнику и т.д.
Передаем рассеянность по наследству
Рассеянность ребенка в большинстве своем не связана с его характером. В основном рассеянность передается из поколения в поколение, или через поколение. Было доказано учеными, что дети, которые страдают рассеянностью являются носителями гена DRD2 с выявленной мутацией. Этот ген отвечает за передачу сигналов в отдельные области головного мозга. Если ген был подвергнут мутации, то у ребенка начинает проявляться рассеянность, проблемы с памятью, в основном кратковременной.
В дальнейшем постоянная рассеянность может прогрессировать, станет мешать ребенку, в учебе, в жизни в социуме и в общении со сверстниками. Так что присматривайтесь к своему ребенку, к его поведению…
По каким признакам можно определить рассеянность у ребенка?
Основные признаки рассеянности:
- рассеянный ребенок не может на длительное время сфокусировать свое внимание на одном деле и часто переключает свое внимание на другие задачи;
- часто мечтает;
- постоянно просит повторить заданный ему вопрос;
- постоянно отвечает «я забыл», «я не помню», «ты не говорил»;
- склонен к опозданиям;
- небрежность в одежде ( разные носки, одеть штаны на шорты, выйти в домашних тапочках из квартиры на улицу).
Только не стоит путать рассеянность внимания с манипулированием вами, а то забывчивость может служить прикрытием просто ленивого ребенка.
Грань между тем, когда ребенок специально забывает о данных ему поручениях и тем, когда ребенок реально не помнит о просьбах очень хорошо видна.
Советы для тренировки внимания
Изображение взято с сайта www.newkaliningrad.ru
- Рекомендуем как можно чаще играть со своим ребенком в различные игры, которые направлены на развитие и тренировку внимания, логики, кратковременной памяти. Такие задания ребенок должен выполнять постоянно.
- Не стоит говорить своему ребенку фразы, которые напоминают ему о его рассеянности, об отсутствии у него внимания: «Ты все забываешь, ты совершенно беспомощен, ты очень рассеянный». Эти фразу будут только ранить вашего ребенка, замыкать его в себе, он будет чувствовать себя неполноценным и нелюбимым ребенком.
- В воспитании ребенка необходимо отыскать нужный баланс — оно не должно быть диктаторским, но не должно быть и слишком мягким, нужно выбрать золотую середину. Не стоит окружать своего ребенка гиперопекой, это также негативно скажется на ребенке, ведь ему же ничего не надо запоминать и думать, все делают за него родители, названивая ему бесконечно на телефон. Просто составьте список дел ребенку на бумаге, этого вполне достаточно.
- Необходимо ввести в привычку ребенка все структурировать и записывать в ежедневник. Пусть он ведет списки своих дел, необходимых покупок, своих целей. Этот момент очень хорошо избавляет от рассеянности, так как ребенок в любой момент может заглянуть в ежедневник и посмотреть список своих дел.
- Старайтесь задавать ненавязчиво, но часто такие вопросы как: «Завтра у тебя есть физкультура? Я говорила тебе, что завтра нужно купить хлеб? Ты не видел такую-то ручку?»
- Постарайтесь исключить причины рассеянности, которые могут исходить от организма — возможно ребенок мало спит или ему необходимо пропить курс поливитаминов.
Источник
Что такое синдром рассеянного внимания у ребёнка: общая информация, причины появления, симптомы и признаки. Комплексное лечение, смысл медикаментозной терапии, работа психолога.
Часто родители замечают, что их ребёнок не может надолго концентрироваться на чём-то одном. Он проявляется забывчивость, повышенную двигательную активность. Обычно такое поведение присуще дошкольникам и школьникам и не несёт никакой угрозы.
Но иногда эти симптомы указывают на синдром рассеянного внимания у детей (СРВ), лечение которого нужно осуществлять своевременно. Иначе в будущем признаки синдрома могут сказаться на процессе обучения и многих жизненных аспектах человека.
Общие признаки СРВ у детей
Синдром сопровождается нарушением умственной деятельности. У школьника отсутствует сосредоточенность, он не может долго заниматься одним делом. Начинают проявляться нарушения социальной активности: он может быть замкнутым и задумчивым или, наоборот, чересчур активным.
Из ста детей пятнадцать обычно страдают дефицитом внимания, который проявляется разными способами. Первые признаки отклонения можно обнаружить в возрасте от четырёх до девяти лет, но могут возникать и раньше. Например, у годовалого малыша может наблюдаться чрезмерная активность, но при этом у него нарушена концентрация. В возрасте трёх лет могут появиться проблемы с речью.
Стоит помнить, что проявления дефицита внимания могут быть и другими. Существуют следующие разновидности нарушения:
- Только отсутствие внимания;
- Нарушение внимания и импульсивность (часто меняется настроение, бывает раздражительным и агрессивным);
- Дефицит внимания и гиперактивность (неусидчивость, постоянно на что-то отвлекается);
- Смешанная разновидность — самая сложная. Поведение непредсказуемо, нарушается интеллектуальная функция.
Причины возникновения синдрома
Перед лечением рассеянного внимания у детей нужно знать, что могло спровоцировать этот недуг. К сожалению, учёным пока не удалось установить точную причину, но есть несколько гипотез, указывающих на то, что детский недуг может проявляться из-за следующих факторов:
- Наследственная предрасположенность. Существует ген, ответственный за поведение. Некоторые его особенности могут быть причиной проявлений дефицита внимания.
- Травмы при рождении. Это могут быть повреждения головного мозга, затянутые роды, асфиксия (кислородное голодание).
- Заболевания будущей матери. Если при беременности мать чём-либо болела, то это может привести к нарушению развития плода, гипоксии и другим негативным последствиям.
- Вредные привычки. В период беременности мать могла курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
- Резус-конфликт. Возникает, если у матери резус-фактор отрицательный, а у малыша — положительный.
- Болезни внутренних органов. В частности, головного мозга, почек, сердца.
Часто данный синдром связывают с гиперактивностью. И это неспроста, при дефиците внимания человек слишком эмоционален, неусидчив, присутствует повышенная возбудимость. Эти признаки относятся и к гиперактивным детям.
Симптомы рассеянного внимания
Набор симптомов рассеянного внимания у ребёнка напрямую зависит от его характера, социальных условий проживания, воспитания, возраста, тяжести расстройства. Поэтому сначала нужно уметь правильно распознать первые признаки синдрома. Ими могут быть:
- Неспособность надолго концентрировать внимание как на домашних занятиях, так и школьных;
- Неусидчивость и небрежность;
- Не может понять сказанных ему слов или же просто не слушает;
- Отсутствие самоконтроля;
- Ему сложно выполнять правила и инструкции;
- Склонность к беспорядку, на письменном столе всегда разбросаны вещи, на полу — игрушки;
- При выполнении чего-либо отвлекается на любые мелочи;
- Рассеянность и частая потеря своих вещей;
- Забывчивость, связанная с нарушением внимания;
- Склонность к тревогам;
- Проблемы с общением (с детьми, взрослыми, учителями);
- Нетерпеливость и навязчивость;
- Повышенная речевая активность, причём ребёнок не может выслушивать собеседника, перебивает его;
- Неспособность к обучению, новая информация воспринимается не в полном объёме, сложность в письме;
- Не может заканчивать начатое;
- Плохое поведение, ребёнок шумит, постоянно крутится и машет руками.
Очень важно наблюдать за своим чадом и при первом же появившемся симптоме начать больше уделять ему внимания.
Особенности диагностики СРВ
Синдром рассеянного внимания — это нарушение в поведении, а не в психике, поэтому установить точный диагноз бывает проблематично. Отдельные проявления могут возникать из-за неправильного воспитания или личных особенностей характера.
Требуется прибегнуть к субъективным способам диагностики, среди них можно выделить:
- Специальные опросники. Их должен заполнять не только школьник, но и родители, учителя.
- Наблюдение. Надо следить за поведением в условиях пребывания где-либо и в домашней обстановке.
- Психологическое обследование. Важно установить интеллектуальные способности и нарушения навыков.
- Выявление заболеваний. Возможно, ранние болезни ребёнка или его матери могли послужить причиной появления этого недуга.
Нужно убедиться в наличии у ребёнка синдрома рассеянного внимания, ведь неусидчивость и активность присуща и многим здоровым детям. В наличии недуга можно не сомневаться в следующих случаях:
- Постоянные симптомы нарушения не только дома, но и в школе, на прогулке, в гостях.
- Первые признаки родители обнаружили в дошкольном возрасте, и они не проходили в течение полугода.
- Расстройство внимания мешает обучаться ребёнку, он не может нормально адаптироваться в коллективе.
Методы лечения
Расскажем что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Существует несколько методов коррекции. В первую очередь, нужно помнить про комплексный подход: недостаточно чего-то одного, может потребоваться как медикаментозная терапия, так и занятия с психологом.
Немаловажную роль играет правильное питание и соблюдение удобного режима обучения. В это время от обоих родителей зависит многое. Участвовать в судьбе ребёнка должна не только мать, но и отец. Они должны составить распорядок дня для своего чада, всегда находить время для него. Только так удастся воспитать полностью здорового ребёнка.
Медикаментозный способ
Лекарственные препараты назначают не всегда, только если были выявлены серьёзные нарушения внимания у малыша, ухудшающие его качество жизни и мешающие социально адаптироваться в коллективе.
Ни в коем случае нельзя самостоятельно назначать препараты для ребёнка, даже если о них много хвалебных отзывов. Лекарство должен прописать только лечащий врач!
Может быть показан приём каких-нибудь успокоительных средств, чтобы снизить детскую нервную возбудимость. В детском возрасте противопоказаны сильнодействующие препараты, поэтому вместе с успокоительными средствами могут назначить таблетки, направленные на улучшение мозговой деятельности, к примеру, Глицин (альтернатива — Биотредин), или улучшающие кровоснабжение мозга (Фенибут).
Распорядок дня
Если ребёнок страдает синдромом отсутствия внимания, то без чёткого режима дня не обойтись. Родители должны требовать от чада его соблюдения. Только так можно привить дисциплину, которая порой отсутствует даже у здоровых детей.
Распорядок дня нужно составить и распечатать, повесив в удобном для ребёнка месте, например, над письменным столом или кроватью. Обязательно оставляют несколько часов свободного времени, чтобы ребёнок мог позаниматься тем, что интересно именно ему.
Вот пример распорядка дня, вы можете изменить его в соотвествии со своими предпочтениями:
Время | Действие |
---|---|
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Если нарушение внимания и чрезмерная активность мешает обучаться в обычной школе и нормально общаться со своими сверстниками, то возможно имеет смысл перевести его в учреждение, где учатся по адаптированной программе, или же перейти на домашнее обучение. Для принятия такого решения нужно проконсультироваться с разными специалистами, чтобы услышать несколько мнений.
Занятия с психологом
Этим этапом пренебрегать не стоит — он обязателен. Психолог поможет избавиться от излишней эмоциональности, импульсивности. Ребёнок станет более спокойным, будет лучше себя вести, сможет лучше адаптироваться в той или иной ситуации, будет стараться концентрироваться на занятиях.
Обычно занятия с детьми проводят в игровой форме. Психолог моделирует определённые ситуации и внимательно следит за поведением ребёнка. При необходимости даёт советы, как можно поступить в конкретной ситуации.
Ещё психологи используют разнообразные расслабляющие методики, которые помогут ребёнку избавиться от скопившегося напряжения. Поэтому психологические тренинги очень важны при расстройстве внимания.
Родительский контроль
Родители должны принимать активное участие в лечебном процессе. Малышу с расстройством внимания требуется особое воспитание, и в первую очередь, надо дать своему чаду больше самостоятельности.
Малыш должен выполнять определённые домашние обязанности. Конечно, они не должны быть очень сложными, их подбирают в зависимости от возраста и физической подготовки ребёнка. Нужно давать такие задания, с которым ему по плечу справиться, например, помыть посуду, протереть пыль или убрать за собой игрушки.
В первое время у ребёнка не всё может получаться, активно помогать ему не стоит. Он должен научиться проявлять настойчивость, пытаясь справляться с заданиями самостоятельно. Не стоит забывать про поощрения, нужно хвалить малыша за успешное выполнение того или иного задания.
Можно прибегнуть к занятиям спортом, отдав ребёнка в какую-нибудь секцию или занимаясь с ним самостоятельно. Спорт помогает растрачивать избыточную энергию с пользой для здоровья, кроме того, приучает к самоорганизации и дисциплине.
Профилактика проблемы во время беременности
О здоровье ребёнка нужно начинать задумываться ещё до его зачатия. Будущая мама должна отказаться от вредных привычек при их наличии, тщательно следить за своим здоровьем. Осложнённое течение беременности или тяжёлые роды часто являются причиной развития синдрома. После родов нужно защищать малыша от инфекционных заболеваний, возможных травм и других негативных воздействий.
Развивающие занятия требуются даже грудничкам. Крохе можно показывать яркие предметы, рассказывать об их назначении. Конечно, малыш не будет понимать сказанного, но он будет концентрировать внимание на ярких цветах и знакомом голосе. Чуть позже в ход надо пускать развивающие игрушки, подходящие по возрасту.
С синдромом рассеянного внимания сталкиваются многие родители. Эта проблема особенно актуальна для младших школьников. Без квалифицированной помощи ребёнок не сможет подолгу концентрироваться на определённом занятии, станет испытывать проблемы в общении и обучении. Поэтому очень важно своевременно помочь ему. Начинать стоит с визита к детскому психологу.
Источник