Ребенок 5 лет слышит но не говорит
По статистике, с каждым годом становится больше детей, страдающих от задержки речевого развития, начинающих поздно говорить. Специалисты связывают явление с экологией, увеличением случаев тяжелых родов, перинатальных дефектов в развитии плода. Когда ребенок не говорит в 5 лет из-за психологических, социальных факторов, исправить ситуацию легче. Если причина кроется в биологических, патологических факторах, вылечить ребенка, провести коррекцию смогут только медики.
Причины отсутствия речи в 5 лет
Трехлетний возраст − рубеж, когда стоит бить тревогу, если ребенок не заговорил. К 5 годам малыш должен иметь словарный запас до 3000 слов, понимать речь взрослого, рассуждать, пересказывать небольшие произведения, состоящие из 30-50 предложений.
Психологические
В 70% случаев психологические причины основаны на взаимодействии малыша с родителями, системе воспитания в семье, окружающего социума. Ребенок может разговаривать внутренне, но не произносить ни слова вслух. Это связано с нежеланием мальчика или девочки вступать в речевую деятельность. Иногда для этого нет стимула, например, когда родители сами всё выполняют за дитя. Если окружение не взаимодействует с ребенком, он живет собственной жизнью, сидит за мультиками, гаджетами, нет мотивации к активному говорению. Общаться с малышом нужно с перинатального (внутриутробного) развития крохи.
Аутизм
Патология связана с нарушением коммуникации с социумом. Дети, больные аутизмом, не контактируют с ближайшим окружением, с опаской относятся к незнакомым. В 70% случаев страдает речевая деятельность. В зависимости от стадии и вида патологии бывает самостоятельное нежелание детей говорить, либо из-за нарушения ЦНС, речевого аппарата. В большинстве случаев родители приходят к дефектологам, неврологам и логопедам из-за отсутствия речи у ребенка с ранним аутизмом. Это первый признак болезни, на который обращают внимание взрослые.
Заподозрить ранний детский аутизм можно по признакам:
- малыш с ранних лет не говорит о себе, не задает вопросы, несмотря на то, что есть минимальный словарный запас;
- может говорить, но не использует данную функцию для связи с окружающим миром;
- для речи детей, больных аутизмом, характера игра слов, перестановка местоимений, неологизмы, отсутствие реакции на разговор других людей, шепотная, редкая речь;
- интеллект у детей-аутистов в среднем ниже, чем у здоровых детей;
- обучение дается с трудом, но имеется активная познавательная деятельность;
- детям-аутистам свойственны ритуалы, стереотипное поведение, привязанность к постоянству, аутоагрессия или гетероагрессия.
Соска, современные гаджеты
Нередко речевая деятельность задерживается из-за использования пустышки. Когда малышу предлагают соску с рождения, убрать приспособление необходимо максимум в 1,5 года, чтобы не тормозить речевую деятельность, наступающую в возрасте 1,5-3 лет. Если родители продолжают использовать пустышку для успокоения малыша в 2-3 года, процесс говорения может затормозиться на несколько месяцев, лет. Малыш пропускает период, когда происходит естественное активное развитие говорения от букв, слогов к словам и предложениям. Крик, плач − тоже этапы становления речи, не нужно их устранять с помощью подручных средств.
Компьютер, телефон, планшет, телевизор в современном обществе становятся первопричиной задержки речевого развития к пяти годам, когда малыш должен уже рассуждать, говорить предложениями. У ребенка, постоянно находящегося за просмотром мультиков, игр, не формируется стимул к речевой деятельности, нет живого общения.
Гиперопека
Проявляется в несамостоятельности детей. Родители часто решают всё за ребенка, не дают ему возможности ответить на вопрос, общаться со сверстниками. Проблема заключается в отрешенности от социума, ведь он, по мнению взрослых, опасен. У ребенка нет мотивации, возможности для развития процесса говорения.
Повышенная тревожность, испуг
ЗРР (задержка речевого развития) происходит на психосоматическом уровне. Ребенок в 5 лет не говорит вообще из-за психологической травмы, полученной в детстве или незадолго до молчания. Стать травмирующим фактором может любая ситуация:
- неприятное общение со взрослым;
- недопонимание со стороны родителей;
- жесткое воспитание;
- сильный напор родителей в научении говорению (когда ребенок постоянно слышит: «Скажи!», «Повтори!»);
- над ребенком посмеялись во время говорения.
Не говорить малыш может в результате сильного испуга: набросилась собака, умер кто-то из родственников, падение и т. д.
Медицинские
Связаны с органическими нарушениями, патологиями в ЦНС, речевом аппарате. Необходима помощь не только логопеда, но и медика. Говорение может отсутствовать изначально, быть врожденным дефектом или появиться после. Причиной отсутствия речи становятся:
- тугоухость, отсутствие слуха;
- аутизм тяжелой степени;
- умственная отсталость;
- афония (патология речевых связок);
- афазия;
- нарушения мозгового кровообращения и пр.
Список может содержать больше пунктов, когда дело касается неврологических, психиатрических проблем. Если нарушены процессы в головном мозге, нервной системе, затрагивается и речевой аппарат. Прогноз в большинстве случаев зависит от времени диагностики. Чем раньше родители заметят нарушения, тем легче помочь малышу.
Логопедические
Если девочка или мальчик не говорят в 5 лет, в 60% случаев причиной патологии становятся дефекты речевого аппарата. Родители замечают нарушения в период обучения в дошкольном учреждении, при изучении букв. Малыш не может произнести простые слоги, звуки, меняет их местами, путает, говорит неверно.
Различные формы алалии
Алалия бывает нескольких видов: сенсорная, моторная. Относится к недоразвитию речи I уровня, исправить которую под силу логопеду-дефектологу. Сенсорная форма патологии заключается в непринятии речи взрослого. Малыш не может ответить на вопрос взрослого, разговаривает на придуманном «своем» языке. При моторной алалии ребенок разговаривает при помощи отдельных звуков, телодвижений. Производит впечатление эмоционального, умного малыша, которого можно понять без слов. Кроха всё отлично запоминает, но не воспроизводит вслух.
Задержка речевого развития
Когда ребенок не говорит, не успевает за сверстниками по нормам говорения, это называется ЗРР. Он не может сказать предложения, слова, иногда общается с помощью отдельных звуков, мимики и жестов.
Развивается в результате:
- длительного соматического расстройства;
- педагогической запущенности (когда родители не уделяют развитию ребенка достаточного внимания);
- родовой травмы;
- неблагоприятной речевой среды;
- дефицита общения.
Анартрия, дизартрия
Относятся, как и алалия, к общему недоразвитию речи. Нередко являются следствием другого заболевания − ДЦП. Проявляются в виде невозможности ребенка произносить звуки, жевать, дуть, улыбаться. Симптоматика зависит от степени поражения органов речи.
Причиной анартрии и дизартрии становится:
- воздействие неблагоприятных факторов внешней среды при беременности;
- тяжелая родовая деятельность;
- гемолитическая болезнь;
- родовая травма;
- синдром Мёбиуса;
- наследственность.
Афазия
Выражается в отсутствии речи в результате травмы родовой или приобретенной, возникшей болезни. Афазия появляется из-за нарушений мозгового кровообращения, тромбоэмболии, опухолей, инсультов, инфекционных заболеваний головного мозга. Дети, страдающие афазией, не могут произносить слога, имеют «телеграфный» стиль общения, делают длительные паузы перед следующим словом.
Лечение, диагностика
Чтобы понять причину ЗРР, следует пройти специальную диагностику. Малыша необходимо показать неврологу, психиатру и отоларингологу, чтобы исключить медицинские патологии. Если болезней не выявлено, обращаются за помощью к логопеду-дефектологу, психологу. Нередко заниматься коррекцией и терапией приходится нескольким специалистам. Медики не советуют самостоятельно искать причину отсутствия речи, делать что-либо в домашних условиях, чтобы не навредить ребенку. ЗРР в 5 лет − серьезная проблема, заниматься которой должны квалифицированные люди.
Понять, к кому обратиться при определенном диагнозе, поможет таблица, представленная ниже.
Патология | Кто занимается проблемой |
Афония, отсутствие слуха, тугоухость | ЛОР, логопед-дефектолог, фониатр |
Ринолалия | Логопед-дефектолог, хирург |
ЗРР | Логопед-дефектолог, невролог, психолог |
ОНР (общее недоразвитие речи) | Невролог, логопед-дефектолог, ЛОР |
Аутизм | Психиатр, психолог, невролог |
Афазия | Логопед-дефектолог, невропатолог |
Алалия | Логопед-дефектолог |
Умственная отсталость | Олигофренопедагог, невропатолог, психолог |
Вовремя диагностированная патология позволит начать комплексное лечение как можно раньше. При таком подходе в большинстве случаев удается добиться качественной речи к периоду школьного обучения. Поэтому при отсутствии или нарушениях речи у дошкольника следует обращаться к логопеду, неврологу, которые проведут диагностику и выявят причину патологии.
Источник
У ребенка ЗРР, решаем эту проблему давно, советов много, опыта уже тоже. ..причем разного. Слышала, что есть такие дети..,чтоб без генетики, УО- (имеется ввиду с самого начала развивался очень туго, а не как следствие задержки речи), немоты и глухоты (например) -и др. явных проблем со здоровьем, не разговаривали после 5 лет, в 8, 10лет и.т.д, как в анекдоте про соль. А кто то знает таких, видел? Или это с возрастом и лечением исправляется наверняка? Ясно, что бывают не очевидные проблемы и заниматься надо. Но даже с органическими поражениями мозга результаты у всех невероятно разные, смотрим по развитию и не прогнозируем, говорят врачи.
Нам и 4х нет, какие то слова и фразы есть…просто интересно… Думаю, что все равно с возрастом заговорит, или не правда.. ждать только на авось не планирую.Я не видела таких детей, чтоб долго не говорили 5-8-10 лет, есть фраза «в подгузниках еще никто в школу не пошел….» а чтоб «молчал перед школой»-есть?. Просто может они учатся в каких то отдельных учереждениях….например, и мы их не знаем.
как мама речевого ребенка, я не верю в это
Аноним автор темы
чтоб без генетики, УО, немоты и глухоты (например) -и др. явных проблем со здоровьем, не разговаривали после 5 лет,
Ronen
как мама речевого ребенка, я не верю в это
+1
я мама двух речевых детей
Конура, луна и кости избавляют нас от злости
Есть такое нарушение речи как мутизм, когда дети не разговаривают просто потому что не хотят пользоваться речью, они могут писать и считать, быть сохранными интеллектуально, могут изъяснится письменной речью, картинками и тп. Но чаще всё равно есть какая то органическая подоплека которая накладывает отпечаток на характер и поведение
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
Аноним автор темы
есть такие дети..,чтоб без генетики, УО- (имеется ввиду с самого начала развивался очень туго, а не как следствие задержки речи), немоты и глухоты (например) -и др. явных проблем со здоровьем, не разговаривали после 5 лет
Нет таких детей.
vulpes pilum mutat, non mores
У моей знакомой внук до 5,5 лет не говорил, врачи не волновались, родители тоже. А в 5,5 забили тревогу и стали стимулировать. Сейчас он учится в школе начальной по возрасту. Речь более менее соответствует возрасту, но со стороны нервной системы проявляются нарушения, тики там всякие. Говорят типа никаких диагнозов нет. Но мое мнение, что просто не хотят говорить, и надо было раньше обследоваться и лечить. К слову, у меня самой речевик ребенок.
Вопросы в личку — темы не отслеживаю)
До 2,5-3 лет такое да, бывает, что здоровые дети не разговаривают. Но никак не до 5 лет
Аноним автор темы
Слышала, что есть такие дети..,чтоб без генетики, УО- (имеется ввиду с самого начала развивался очень туго, а не как следствие задержки речи), немоты и глухоты (например) -и др. явных проблем со здоровьем, не разговаривали после 5 лет, в 8, 10лет и.т.д, как в анекдоте про соль. А кто то знает таких, видел? Или это с возрастом и лечением исправляется наверняка?
Такого быть не может, чтобы у ребёнка всё идеально со здоровьем и он не говорит.
Здоровый ребенок не может не заговорить. Существуют закономерности развития речи. Вот, например, гуление- первый этап есть у всех детей, даже у глухих. Дальше гуление затухает, начинается лепет. Вот если лепет не начинается, уже можно бить тревогу и показывать ребенка специалистам.
Работают логопеды тоже исходя из закономерностей речи. Каждый этап должен быть проработан, и одно строится на другом. Поэтому в 3 года уже бывает поздно обращаться. Чем раньше вы обратитесь за помощью, тем легче помочь. Ну, и конечно, не каждый специалист берет ранний возраст. Но найти можно..
Ronen
как мама речевого ребенка, я не верю в это
Lёnik
я мама двух речевых детей
Django
акого быть не может, чтобы у ребёнка всё идеально со здоровьем и он не говорит.
Как мама ребенка с ОПЦНС и еще одного ребенка с ОНР, которое переросло в дисграфию (легкую), присоединяюсь!
Знаю ребенка, заговорившего в 5 лет. До того как молчала как рыба. До года -двух развивалась нормально (гуление и т.п.). Но речь не появлялась ни в 3, ни в 4. Сейчас это пожилая женщина, моя тетя. Семья не бедная, ее таскали по разным врачам в свое время. И здесь, и в Германии. Без толку. Слух, моторика и т.п. в норме. Обследования все в норме. Заговорила в 5, предложениями. В школу в 8, но это было связано с переездом. Что еще? поступила в институт с энной попытки, но это престижный факультет меда был. Сейчас врач, зав. отделением.
Я полагаю, были какие-то нарушения — если вот так с речью. Но врачи, в т.ч. психиатр, невролог, их не выявили. Кстати, мама тети — педиатр.
У меня такой. Диагнозы есть и много, но насколько они напрямую связаны с говорением сказать не могу. Речедвигаительный центр в норме, но… Есть функциональные нарушения, не позволяющие говорить, скорее они больше влияют, хотя кто знает.Т.е прямых диагнозов, не позволяющих говорить (например моторной алалии, глухоты) у него нет
В 5 лет нет речи — извините, но то само по себе уже диагноз. Алалия, или еще что — но не норма однозначно. И такие дети не начнут сами по себе разговаривать.
Боже, какие нравы! Бабушки были правы!
К 5 годам речь у ребенка уже формируется в базе: словарный запас большой, грамматический строй, слоговая структура даже звукопроизношение уже должно быть в идеале нормой. Если ребенок не говорит, то даже при интеллектуальной сохранности эти составляющие все рвно не развиваются должным образом. Мало шансов, что заговорит внезапно предложениями и соответственно возрасту.
У вас не тот случай, который интересует автора.
Её интересуют дети без
Аноним автор темы
очевидных диагнозов
и
Аноним автор темы
явных проблем со здоровьем
.
Shtormit
когда дети не разговаривают просто потому что не хотят пользоваться речью, они могут писать и считать, быть сохранными интеллектуально, могут изъяснится письменной речью, картинками и тп.
сыну шесть, более менее слова появились в пять, по слогам повторяет слова, читает, считает, но речь не всегда понятна(( есть да подозрение, что ленится, не старается выговаривать слова, особенно сложные, т. е активно губами не работает, грудь в младенчестве тоже предпочитал только правую, из которой само льется в рот, левую с боем, т.к надо было потрудиться)))
прошли курс физиопроцедур, из за сниженного тонуса щек, не скажу что помогло, не нравится, что сын стал губы кривить, будто напряжение какое то. Речь активная становилась во время таблеток, и ткмп, как только действие проходит, случается откат. На данный момент ничего не даем, последний раз в августе делали второй курс ткмп, для меня главное добились того, что сын стал все же разговаривать, пусть не все понятно, но будем продолжать заниматься активно дома, и с логопедом, без таблеток. Конечно иногда тяжело, устаешь, много приходится проговаривать по слогам, легче стало, когда сын стал читать. Сейчас разучиваем маленькие стишки логопедические, пересказывать рассказы,сказки.
Теперь я знаю, что такое «язык устал» ))) много раз проговариваем, повторяем. Бабушка тут приходила недавно, сын прям старался хорошо говорить, чтоб его поняли, писал и рассказывал, бабушка ушла с словами, что ребенок готов идти на следующий год в обычную школу))))
Моего ребёнка тут знают все. В его случае
Pearla
словарный запас большой, грамматический строй, слоговая структура
всё по возрасту. ФФНР нет. Грамматическая структура предложений в норме. А изо рта только невнятное мычание вырывается и лепет.
И вот что интересно. Выполним курс массажа ротовой полости — прорывается речь. Может даже ответить с трудом отдельными словами. 2-3 дня, максимум неделя — всё снова уходит
Django
У вас не тот случай, который интересует автора.
Её интересуют дети без
Так насколько у моего диагнозы связаны с неговорением? Вот в чём вопрос то. Диагнозов то куча, только при чём тут говорение?
соседский мальчик молчал до 6 лет. здоровый абсолютно. очень активный но молчал. В школу пошел заговорил. Сейчас 10 лет. Говорит только по делу.
LIN@79
когда дети не разговаривают просто потому что не хотят пользоваться речью
Это называется мутизм. Психологический отказ от речи по какой то причине. Ребёнок физически здоров, артикуляторный аппарат в норме, но не говорит. Бывает такое
Кёнас#
Так насколько у моего диагнозы связаны с неговорением? Вот в чём вопрос то. Диагнозов то куча, только при чём тут говорение?
Автора в принципе интересуют абсолютно здоровые не говорящие дети. Без диагнозов.
у нас онр с дизартрией, рцон, зпр ( условно, говорят, но нигде не пишут), органика.
Кёнас#
Это называется мутизм. Психологический отказ от речи по какой то причине
сын не отказывается, но из за сниженного тонуса губ не старается, делали диагностику у физиотерапевта, даже понижен тонус в корне языка
Django
Автора в принципе интересуют абсолютно здоровые не говорящие дети. Без диагнозов.
такого не бывает, все равно есть причина
У вас особый случай, насколько я понимаю.
Django
Автора в принципе интересуют абсолютно здоровые не говорящие дети. Без диагнозов.
И такие бывают. Тяжёлая обстановка в семье и этого достаточно. У меня сестра сводная не говорила до 8 лет. Как не говорила? Могла едва открывая рот шепнуть, что её зовут Лена и на пальчиках показать, сколько ей лет. Всё. Семья неблагополучная. Пошла в 1 класс. Школа обычная. В школе начала говорить. Училась средне (на 3-4). Здорова. Диагнозов нет. Сейчас ей 26 лет. Работа, муж, ребёнок. Всё в норме
Источник
Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.
Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.
Стоит ли ждать у моря погоды?
Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.
Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что должно беспокоить родителей:
- К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
- Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
- Слова не согласуются в предложении между собой.
- Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
- В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.
Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.
Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее
Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:
- Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
- Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
- Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
- Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
Когда молчание не является золотом
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда-дефектолога;
- отоларинголога;
- психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!
Источник: https://karkusha.su/rebenok-ne-govorit-v-4-5-let-chto-delat/
Источник