Ребенок 5 лет сквернословит

Ребенок 5 лет сквернословит thumbnail

Ребенок 5 лет сквернословит

Если скверное словцо вылетает из уст ребенка, хочется немедленно его прервать, осудить. Такая импульсивная реакция часто не достигает цели, скорее наоборот, подогревает интерес малыша к подобной лексике. И все же не стоит поддаваться чувству гнева, растерянности или беспомощности. Попробуем поискать другие пути.

Почему дети бранятся?

— Когда ребенок только овладевает родным языком, все слова для него — новые и интересные. Ему непонятно, почему одни слова можно употреблять всегда и везде, а другие произносить запрещается. Постепенно он усваивает: взрослые очень эмоционально реагируют на такие слова. Иногда смеются, иногда очень сильно сердятся. Тогда бранное слово становится еще более притягательным для ребенка. Ведь с его помощью можно заставить родителей растеряться, рассердиться, даже посмеяться. То есть получить изрядную порцию внимания.

Как реагировать? Однозначно, но не бурно. Подчеркнуть — в нашей семье эти слова употреблять не принято, воспитанные люди так не говорят. А если малыш опять повторит бранное слово? Снова продемонстрируйте, что вы недовольны и огорчены. Если ребенок доверяет вам и в семье принято уважать чувства других, вскоре новые слова потеряют для него притягательную окраску.

— Иногда ребенок может использовать ненормативную лексику для утверждения своей силы, превосходства над другими детьми. Ведь он видит, что некоторые взрослые теряются или пугаются, когда слышат грубую ругань. Нередко сквернословие — это еще и проявление агрессивности. Объясните ребенку, что для большинства людей брань — проявление вовсе не силы, а бессилия. Утвердиться в глазах окружающих можно и другими способами, гораздо более надежными и приемлемыми.

— В определенном возрасте — около четырех лет и старше — дети начинают проявлять повышенный интерес к своим половым органам, к устройству мальчиков и девочек, к процессу деторождения. Не исключено, что бранные слова, связанные с сексуальной сферой, они слышат от детей постарше, более «умудренных опытом». Реакция взрослых бывает в этом случае очень жесткая, осуждающая. Тогда ребенок, возможно, начнет воспринимать все, что связано с этой сферой, как грязное, стыдное. Расскажите малышу в доступной для него форме о деторождении. Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этим вопросам.

Как вести себя, если бранится маленький ребенок?

  • Не уделять ему повышенного внимания в этот момент.
  • Не вести себя агрессивно по отношению к малышу, выдавшему бранное слово, не ругать и не наказывать его.
  • Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора; постарайтесь, чтобы этот инцидент не перешел в шумное разбирательство с участием других взрослых.

А если вы слышите ругань от ребенка постарше или подростка?

Не исключено, что шокирующая вас грубость — это реакция на определенную ситуацию. Это может быть неудовлетворенность отношениями с кем-то из взрослых в семье или с братьями-сестрами. Тогда ругань — это средство привлечь к себе внимание или отомстить за причиненные обиды. Конечно, в таком случае нужно, прежде всего, попытаться нормализовать эти отношения.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики может встать с новой остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим и т.д.

Обычно грубая брань — это не единственная проблема отношений подростка с родителями. Если не потеряно взаимное доверие, понимание, если взрослые признают новый статус своего ребенка, такие способы самоутверждения ему попросту не нужны.

Понятно, что мы не в силах изолировать своего ребенка от окружающей среды, где мат звучит с телеэкрана в речах политиков и одобряется известными филологами и другими знатоками. Иммунитет к сквернословию прививается в семье.

  • Постарайтесь, чтобы ребенок не мог слышать подобные слова в семье. Взрослый может выругаться от неожиданности или в сердцах — например, ударившись об угол стола или увидев, как мяч влетел в ворота любимой футбольной команды. А сын или дочь были в этот момент рядом!
  • Нужно решить для себя: если нельзя ругаться грязными словами, запрет должен распространяться на всех членов семьи. Не забывайте: глядя на отца, деда или старшего брата, мальчик усваивает мужские стереотипы поведения.
  • Самая мощная прививка от сквернословия — общая культура речи в семье. Уважаешь себя и собеседника, владеешь родным языком — нет нужды «украшать» свою речь похабными словечками. Или вставлять их, когда двух слов не можешь связать.

Источник

Шульгина Елена Геннадиевна
Консультация «Детское сквернословие»

Сквернословие-оружие массового

поражения.

Порой мы ломаем голову,откуда в речи маленького ребенка появились такие ужасно грубые слова?Они стойко вошли в его лексикон,и теперь никак не удается от них отучить.

Вряд ли кто-нибудь полагает,что человек 4-7 лет придумал это сам. Он где-то их слышал!Но где?Скорее всего от взрослых. Начинается все,как правило,вполне невинно. Ребенок во всем подражает взрослым.

Читайте также:  Детские на ребенка после 1 5 лет

Маленький мальчик кричит на проехавшую машину: «Куда прешь?Вали отсюда!».И ясно,что он чувствует себя в роли дяди,который в подобных обстоятельствах использует подобные словесные обороты с угрожающей интонацией.

Именно в сквернословии ребенок улавливает особое звукоподражание и яркое поведение того,кто ругается. Такой человек обычно проявляет безграничную самоуверенность,его жесты выразительны,вокруг него моментально возникает определенное напряжение.

Все это привлекает внимание ребенка. А если ругается близкий человек,то ситуация становится еще более интригующей.

Конечно,можно искать причину неприличных выражений наших детей где-нибудь на улице или «среди других ребят»,но проверим и свою совесть,приглядимся к тому,как говорят и ведут себя люди вокруг нас. Здесь нам не поможет оговорка,что,мол,папе и дедушке можно,а Петеньке нельзя,потому что он маленький.

Сквернословие-это речь,наполненная неприличными выражениями,непристойными словами,бранью.У этого выражения много определений:нецензурная брань,непечатные выражения,матерщина,нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием,от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой,ведь в глазах подростка сквернословие-это проявление независимости,способности не подчиняться запретам,то есть символ взрослости. Кроме того,оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников,речевой моды.

Но мало кто из подростков догадывается,что сквернословие,как хамство-оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их,ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того,старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей,шокировать,вывести из себя,чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань-это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.

Сквернословие очень опасно для детей. Их интеллектуальное развитие зависит,главным образом,от того языка,на котором разговаривают их взрослые. Дети,слыша грязную речь,сами начинают сквернословить. Умственное развитие таких детей заторможенно. Есть наблюдения,что у таких детей замедляется и рост,и в итоге они не дотягивают до заложенного в них природой. Мать Хеменгуэя,когда он в детстве сквернословил,мыла ему рот мылом.

Психологи замечают,что употребление мата формирует зависимость,сходную с алкогольной,никотиновой,наркотической.В этом процессе наблюдаются такие три стадии:

1. Первая стадия,когда человек впервые слышит нецензурное слово,он испытывает стыд,отвращение,брезгливость.

2. Вторая стадия,когда человек впервые употребляет такое скверное слово-за компанию,для разрядки или напускной удали.

3. Третья стадия-человек привыкает к этому слову,ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек использует эти слова,не замечая этого. Еще позже он уже не может вообще изъясняться без мата,забывает другие слова.

Обычно массовое сквернословие начинается в 7 классе,но некоторые дети осваивают мат в более раннем возрасте.

Дети младших классов пользуются бранными словами потому,что услышали их от старших и хотят попробовать,как они звучат,как на это реагируют окружающие.

Если маленький ребенок сквернословит регулярно и с вызовом,возможно,ему очень неуютно в своей семье,он просто не умеет говорить иначе,или ребенок любой ценой добивается внимания.

Обычно мальчики сквернословят чаще девочек,хотя девочки теперь тоже не отстают.

-Что делать взрослым,если ребенок сквернословит?

1. Дайте ясно понять ребенку,что это слово вам категорически не нравится.

2. Объясните,что употребленное ребенком слово обидело вас,сделало вам больно,вам стало стыдно.

3. Четко скажите ребенку,чтобы он никогда больше не произносил это некрасивое слово ни в чей адрес. Только плохие дети говорят такие слова. Ты ведь не такой?

На подростка ваши увещевания могут сразу не подействовать. Но он все равно вас услышал,просто действуют на него ваши слова не сразу.

Если при вас сквернословят друзья ваших детей,то четко и однозначно выскажите свою позицию по этому поводу. Когда гости уйдут,обязательно обсудите данную ситуацию с ребенком.

Панически бояться,что ребенок не избавится от сквернословия,не нужно. Если в доме не матерятся,то со временем бранные слова уйдут из речи ребенка.

Главное-внушить ему,что близкие люди мат не употребляют и болезненно на него реагируют,когда слышат из его уст.

Источник

Детский мат зачастую пугает родителей, ведь такое поведение ребенка может говорить о неблагополучии и подрывать авторитет семьи. Но какие причины на самом деле лежат в основе детской нецензурной брани и как с этим бороться?

Почему ребенок сквернословит?

Конечно, любого родителя, который столкнулся с данной проблемой, будет волновать – почему? Причин такого поведения может быть множество. Помимо внешних обстоятельств, которые влияют на эту проблему, существуют еще и возрастные факторы, которые могут порождать детский мат. В различных возрастных периодах жизни, дети могут пользоваться нецензурной лексикой в связи с определенными моментами их взросления.

•    Период от двух до пяти лет

На данном этапе развития малышей, мат выступает как бессознательное подражание. Зачастую малыши слышат мат от сверстников, родственников, прохожих на улице или знакомятся с нецензурной лексикой через средства коммуникации (телевидение, интернет).

Читайте также:  Болеутоляющее ребенку 5 лет

•    Период от пяти до семи лет

В этом возрастном периоде дети отлично понимают, что некоторые слова лучше не произносить, а также прекрасно осознают, какую реакцию нецензурная лексика вызовет у взрослого окружения. Однако в этом возрасте характерно показывать свой дерзкий нрав и мат, в глазах ребенка – это эффективный способ выразить свое возмущение на тот или иной родительский запрет.

•    Период от восьми до двенадцати лет

Школьники младшего и среднего звена, у которых все время на глазах старшеклассники, всячески пытаются копировать их манеру поведения. Для детей от восьми до двенадцати лет, мат является способом самоутверждения в компании сверстников. Тем самым, копируя модель поведения подростков, они как бы заявляют окружению ровесников о своей принадлежности к старшим ребятам.

•    Период подросткового возраста

Подростковый возраст – один из сложнейших этапов взросления в возрастной психологии. Половое созревание, переходный возраст, первая любовь и еще масса испытаний, свалившихся на вчерашнего ребенка, делает его более эмоциональным, ранимым, придирчивым к себе и окружающим. Подросткам необходимо  выплескивать свои эмоции и с этой целью они зачастую обращаются к нецензурной брани. Мат – это средство самозащиты, способ отгородиться от нападок внешнего мира, скрыть свою слабость и беспомощность.

Помимо возрастных особенностей, нецензурная лексика у ребенка может быть вызвана внешними обстоятельствами.

Основными причинами детского мата являются:

•    Мат распространен в окружении ребенка

•    Малый словарный запас ребенка

•    Отсутствие специальных знаний по «легальному» выплеску своих эмоций

•    Наличие мата в лексиконе авторитетного для ребенка человека

•    Активное использование нецензурной лексики семьей

•    Чрезмерное психологическое напряжение, стресс

•    Последствия полового созревания, яркое переживание романтических чувств

•    Авторитарный стиль воспитания в семье, то есть жесткие запреты и требования по отношению к ребенку

•    Недостаток внимания со стороны родителей

Причин множество, и не всегда родители могут правильно определить причину появления нецензурной лексики у ребенка.

Мат глазами ребенка

Если для взрослых мат обозначает низкий уровень культуры и воспитания, то дети воспринимают нецензурную лексику совершенно по-другому. Для ребенка мат может иметь следующие значения:

•    Сознательное или бессознательное оскорбление человека, с целью обидеть

•    Средство демонстрации психологического напряжения

•    Способ показать себя взрослее

•    Сознательное выражение протеста, демонстрация дерзкого поведения

•    Способ войти в «авторитетную» для ребенка компанию

•    Бессознательная защита от психологической травмы

•    Способ пережить первую романтическую привязанность

Можно сделать вывод, что детская нецензурная брань не всегда является исключительно отсутствием воспитания и неблагополучия семьи.

Как нельзя реагировать на детский мат?

Основными ошибками в коррекционной работе с ребенком, который использует в своей речи мат, являются:

1.    Непоследовательность в воспитании

Самая частая ошибка, которая, по сути, является неким злоупотреблением своим статусом родителя и взрослого человека. Если ребенку запретить ругаться матом, но не распространять этот запрет на семью и ближайшее окружение, то попытки перевоспитания будут не эффективны.

2.    Попытка пристыдить

Попытка пристыдить ребенка, особенно при людях, является лишь методом самоутверждения родителя, оправданием свое беспомощности. Такое эгоистичное поведение по отношению к ребенку может привести к психологическим травмам и расстройствам.

3.    Обобщение

К обобщению относится уход от темы. Зачастую, услышав бранное слово у ребенка, родители начинают ругать его за все его недостатки и прошлые ошибки.

4.    Наказание без пояснений

Если наказывать ребенка без пояснений о причине, то такой способ перевоспитания приведет не к решению проблемы, а к элементарной негативной реакции на запрет.

Категорически нельзя использовать физическое наказание, напоминать ребенку о проступке и пускать проблему своим ходом.

Ребенок ругается матом: правильная реакция на детскую брань

Когда человек узнает, что его ребенок ругается матом, то его одолевают естественные эмоции: негодование, стыд, злость. Нужно взять себя в руки, успокоится и действовать в соответствии с нижеописанными рекомендациями:

1.    В разговоре с ребенком необходимо держать себя спокойно и твердо, избегая грозного взгляда, обвинительной интонации, повышенного голоса.

2.    Сообщить ребенку, что его сквернословие – уже не секрет;

3.    Поинтересоваться у ребенка, что побудило его использовать мат, попытаться вместе разобраться в его проблеме;

4.    Помочь ребенку задуматься о последствиях такого поведение, проанализировать, как нецензурная лексика повлияла на изменение отношений ребенка с семьей и его окружением;

5.    Раскрыв проблему, необходимо заняться ее устранением;

6.    Помочь ребенку найти способ наладить испорченные отношения, принести извинения перед теми, кто мог стать свидетелем такого поведения, научить ребенка выражать свои эмоции приемлемым способом.

Как отучить ребенка материться?

Что делать, если ребенок ругается матом? Отучать или закрыть глаза и смириться? Необходимо обратить внимание на важный фактор в коррекции такого поведения у ребенка – нецензурная лексика в семье. Ни одна методика, совет или коррекционная работа не будет эффективной, если языковая среда ребенка богата бранью. Если мат в семье – это норма и обыденность, то сильное желание исправить своего ребенка должно начинаться с воспитания собственной культуры.

Читайте также:  Аутизм ребенка 5 лет симптомы

Также, одним из главных факторов нецензурной лексики, является неумение выражать свои эмоции и чувства. Кстати, этот момент касается не только детей, но и взрослых. Необходимо формировать у ребенка навык конструктивного разговора и изучать упражнения, которые помогут выйти из состояния агрессии и обиды.

Не следует уподобляться авторитарному или попустительскому стилю воспитания, нужно в меру следить за окружением ребенка и его психологическим состоянием.

В заключение стоит отметить, что нецензурная лексика у ребенка еще не означает отсутствие культуры и может возникнуть по массе причин, связанных с взрослением и сопутствующими ему проблемами.

Источник

Когда ребенок начинает
овладевать родным языком, все слова для него — новые и интересные. Ему
непонятно, почему одни слова можно произносить, а другие нет. И эмоциональная
реакция взрослых только подогревает его интерес. Как отучить ребенка
сквернословить?

Почти каждый ребенок
проходит своеобразный лингвистический этап освоения взрослого мира через
бранные слова. Выражения, которые приносят детки из садика, не несут для них
никакого смысла. Притягательность имеет только эффект, который сопровождает
произнесенное слово. Поэтому, если вы начинаете сердиться, ругаться, смеяться
или даже немеете от шока, не удивляйтесь, когда ребенок постарается еще раз
привлечь к себе внимание таким образом.

Как
реагировать?

Пока малыш еще ходит в
детский садик — лучше всего никак. Не замечайте,
сделайте вид, что не услышали, не обратили внимание. Если никаких впечатлений
от употребления нового слова не последует, ребенок вскоре его забудет.

Если это грубые слова,
которыми дети обзывают друг друга, то можно предложить игру: ругаться,
например, названиями овощей («Ты — редиска!») или
сладостей и так далее.

Для любопытного
ребенка, которого такой выход не удовлетворит, найдите подходящую мотивацию.
Например, объясните, что он сказал глупость, и многие подумают, что он из семьи
бандитов, так как бранные слова любят в тюрьме.

В ответ на слово «блин»,
можно пошутить:

— У меня нет блинов,
подожди пока появятся…

— Так, этого ужином не
кормить, он блинов уже наелся…

Если маленький ребенок употребил бранные слова при посторонних, кратко
извинитесь за него и смените тему разговора, не начиная шумное обсуждение
произошедшего.

Иногда ребенок может использовать ругательства для утверждения своей
силы, проявления агрессии по отношению к другим детям. Объясните ребенку, что
для большинства людей брань —
проявление вовсе не силы, а бессилия и некультурности.

Если малыш произносит бранные слова, связанные с сексуальной сферой,
возможно, он уже вступил в тот возраст, когда дети начинают проявлять
повышенный интерес к тому, как устроены мальчики и девочки. В таком случае
нужно рассказать ребенку в доступной для него форме о деторождении.
Воспользуйтесь хорошей детской литературой по этим вопросам.

Когда ребенок «приносит» нецензурные слова из школы, то, как правило,
тому уже есть причина. Кто-то в окружении вашего ребенка, возможно, выражается
именно так, и он копирует эту манеру, чтобы стать своим в компании сверстников
или бессознательно отождествиться с кем-то значимым для него (например, со
старшим братом).

Некоторые школьники таким образом отстаивают свою независимость,
«взрослость» перед родителями. Роняя в нашем присутствии запретные слова, они бросают
вызов нашим установкам, определяют для себя границы допустимого.

Помните, что строгие запреты в этом возрасте провоцируют желание делать
назло. Четко
выскажите свое неодобрение, пояснив, что в вашей семье так выражаться не
принято и что использование бранной лексики унижает собеседника.

Озвучьте правила,
которые относятся ко всем членам вашей семьи. Например: нельзя употреблять
нецензурные слова рядом с младшими детьми и женщинами, а допустимо лишь иногда,
в узком кругу равных себе (и одного пола) и только в определенных, очень
эмоциональных ситуациях. Понятно, что эти правила должны выполняться и вами,
так как ребенок усваивает стереотипы поведения родителей. Объясните ребенку,
что если «чужие» взрослые иногда и пользуются этими словами, есть гораздо более
приемлемые способы выразить свое недовольство, разочарование или гнев. И ему не
обязательно им подражать.

Посоветуйте ребенку в
состоянии злости нарисовать своего обидчика и свои чувства на бумаге, а потом
разорвать листок — это поможет ему освободиться от
раздражения и агрессии.

Лучшая защита от
сквернословия — это культура речи в семье и ваш личный
пример.

Татьяна
Зайдаль
 

Источник