Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Ребенок 5 лет рисует воспитателя thumbnail

27 сентября — День дошкольного работника, или просто воспитателя. Вместе с детьми мы радуемся, что хрестоматийные Марьиванны с наказаниями, обзываниями и манной кашей с комочками уже все-таки редкость. А веселых, энергичных, а главное — добрых воспитателей становится больше. Доказательства? Рассказы (и трогательные рисунки) самих детей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Школа на Яузе

Арина, 6 лет: «Мою воспитательницу зовут Евгения Петровна. Она добрая и заботливая. С ней всегда интересно и весело. Мне хочется, чтобы Евгения Петровна приходила ко мне в гости. Я показала бы ей свои игрушки и кота Мурзика. Скоро я пойду в школу, и мне грустно расставаться, но я постараюсь навещать мой любимый сад и Евгению Петровну!»

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Арины

Наташа, 6 лет: «Елена Павловна ласковая, добрая, красивая. Всегда улыбается. Помогает, когда что-то не получается. Запомнился день, когда все вместе на прогулке лепили снеговика».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Наташи

Анна, 6 лет: «Моя любимая воспитательница — Екатерина Васильевна. Она похожа на учительницу и добрую фею. Мне запомнился день, когда наша воспитательница нарядилась на праздник клоуном. Было смешно и интересно. Я потом маме и дедушке рассказывала про то, как она шутила, и мы вместе с ними смеялись».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Анны

Школа № 2120

Тигран, 5 лет: «Воспитатель не должен быть таким уж легким. Не говорить нам: „Пожалуйста, ребята, не ходите за веранду“. А строго так сказать: „За веранду нельзя!“ Потому что воспитатель — типа полицейский в детском саду, должен следить за порядком. Не разрешать слова плохие говорить, должен реагировать. Любимый воспитатель у меня в другой группе. Я с ней летом на площадке познакомился, на соседней. Летом все хорошие дни, когда мы много гуляем».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Тиграна

Шамиль, 6 лет: «Моя любимая воспитательница всегда знает, какое сейчас время года. Иногда она может быть смешной. Мне нравится, когда она спрашивает, что я хочу. Она умеет строить, делать прически, может быть стюардессой, умеет писать и читать. Мне очень нравится играть с нашей воспитательницей в названия».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Шамиля

Арсений, 6 лет: «Елена Олеговна очень похожа на Русалочку. Воспитатель должен быть красивым, опрятным и любить играть в разные веселые игры с детьми. А еще учить нас дисциплине: дети должны соблюдать правила, ведь это наша безопасность. Елена Олеговна со всем справляется, мы ее очень за это любим. В прошлом году был праздник День матери. И этот день мне очень запомнился. Мы подарили своим мамам цветочки, которые делали своими руками».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Арсения

Школа № 1619

Ева, 6 лет: «Мою любимую воспитательницу зовут София Сергеевна. Когда я ее обнимаю, мне кажется, что я обнимаю маму, это очень приятно. Она умеет правильно помирить тех, кто поругался, и поделить яблоко поровну. Еще она учит нас математике и многому другому. Больше всего я люблю дни, когда у кого-то день рождения! Мы водим хоровод, именинник получает подарок и угощает нас тоже».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Евы

Дима, 4 года: «Мою воспитательницу зовут Наталья Владимировна. Она ни на кого не похожа. Она хорошая и ходит в красивых платьях. Она умеет писать, читать, рисовать сложные рисунки. Больше всего мне запомнился день, когда был праздник Новый год в детском саду».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Димы

Алиса, 5 лет: «Моя воспитательница — Марина Владимировна. Она похожа на Рапунцель, только подстриженная. Воспитатель должна уметь делать разные поделки и рассказывать много интересного. Люблю все дни в садике».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Алисы

Школа № 2065

Марк, 4 года: «У воспитательницы белый нос и черные волосы. Она похожа на кого-то из мультика. Моя воспитательница должна уметь убираться и следить за нами, заниматься с нами. Я очень люблю утро, мы просыпаемся, чистим зубки и идем на работу в садик. В садике я люблю есть кашу, играть, петь песни и танцевать, заниматься и спать я тоже люблю — я все в садике люблю».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Марка

София, 6 лет: «Моя любимая воспитательница, похожа на мою маму, потому что у нее рыжие волосы и на героиню из сказки, но я не помню, как называется эта сказка. Воспитатель должен уметь ходить с детьми гулять, учить танцам, воспитывать детей, потому что садик — это тоже дом, но только без мамы, дом для детей. В садике мне больше всего запомнился Новый год, когда наша воспитательница нарядилась Карлсоном».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Софии

Субейба, 5 лет: «Моя любимая воспитательница похожа на Снежную королеву и она веселая. Я люблю в детском саду ходить на музыку и физкультуру. А в тихий час мне сниться лошадка».

Ребенок 5 лет рисует воспитателя

Рисунок Субейбы

Источник

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ

Р. Р. Калинииа

«Рисунок воспитателя»

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?

Материалы:  белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик

Читайте также:  Помочь ребенку 5 лет развиться

Проведение диагностики

После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»

Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)

Анализ рисунка

При анализе рисунков необходимо учитывать особенности изображения фигуры воспитателя, показатели агрессии, качество линий, наличие дополнительных изображений, использование цвета, а также ответ ребенка на вопрос «Почему тебе нравится эта воспитательница? За что ты ее любишь?»

Размер фигуры воспитателя: чем крупнее фигура, тем более эмоционально значим для ребенка данный воспитатель. Однако это може6т быть как положительная эмоциональная значимость (любовь, привязанность), так и отрицательная (настороженность, страх). Чтобы определить знак эмоциональной значимости, необходимо проанализировать другие параметры рисунка.

Если фигура воспитателя изображена маленькой (занимает менее 1/5 части листа), это может говорить о негативном отношении к воспитателю, малыш как бы стремится приуменьшить его значение в собственной жизни.

Детализация фигуры воспитателя. Подробное прорисовывание фигуры воспитателя, ее декорирование с изображением множества деталей (сережки, узоры на одежде, наличие различных украшений и т.д.) свидетельствуют об эмоционально положительном отношении «маленького художника» к данному воспитателю, привязанности к нему (девочки нередко любимых воспитательниц изображают принцессами в роскошных нарядах и с невероятными прическами). Схематическое изображение фигуры воспитателя «нечаянный» пропуск основных частей тела при рисовании например рук, рта, глаз, зачастую указывают нам на несложившиеся отношения между ребенком и воспитателем, на негативные эмоции ребенка, связанные с данным педагогом.

Показатели агрессии. Еще одним способом выражения негативного отношения к воспитателю в рисунке – это изображение признаков его угрожающего поведения. В научной литературе такие признаки обозначаются как показатели агрессии. К ним можно отнести:

  1. выделенный, заштрихованный красный рот (обычно такие воспитатели легко переходят на крик или используют в общении с детьми нелестные для них эпитеты),
  2. длинные пальцы или ногти на руках,
  3. взлохмаченные волосы,
  4. угрожающая поза фигуры

Качество линий.  При анализе рисунков различают линии хорошего качества, линии с сильным нажимом, слабые прерывистые и штриховку. Как показывает опыт использования данного теста в детском саду, линии хорошего качества свидетельствуют о психологическом, в том числе и эмоциональном благополучии. Большое количество штриховки на рисунке (особенно при изображении фигуры воспитателя) свидетельствует о состоянии тревоги, в котором находится ребенок при общении с данным воспитателем. Сильный нажим (когда линии продавливают «дорожки» на листе бумаги) скорее будут свидетельствовать о состоянии возбуждения у дошкольника, связанного либо с самой диагностикой, либо с особенностями темперамента ребенка, либо с другими причинами. Слабые прерывистые линии часто свидетельствуют либо об ослабленном состоянии ребенка, либо о наличии у него неуверенности, нерешительности как личностной характеристики, которая проявляется в большинстве жизненных ситуаций, а не только при общении с воспитателем

Наличие дополнительных изображений. В связи с тем, что ребенку предлагается нарисовать только воспитателя, необходимо обратить внимание на изображение предметов, пейзажа и т.д. вокруг его фигуры. Преобладание на рисунке предметов мебели, домов и др. неодушевленных предметов, среди которых «затерялась» небольшая фигура воспитателя, может свидетельствовать о нежелании ребенка тесно общаться с ним, возможно о негативных эмоциях, переживаемых ребенком при общении с воспитателем. Тем самым ребенок как бы оттягивает момент встречи (пусть даже в таком опосредованном виде) с несимпатичным ему человеком. Если рядом с воспитателем изображен сам ребенок, цветы, зелень, птицы – это показатель доверительности и симпатии. Если вы видите у фигуры педагога несуществующие части —  какие-то наросты, выпуклости, нехарактерные для человеческой фигуры, то это тревожный знак и негативное мнение ребенка об этом педагоге.

Использование цвета. При анализе цветовой характеристики рисунка необходимо учитывать как количество использованных цветов при изображении фигуры, так и их психологическое значение.

        Что касается количества, то этот показатель связан с декорированием фигуры воспитателя: чем более приятен ребенку педагог, тем больше сил и времени он тратит на его изображение, используя различные цвета. Особенно у детей старшего возраста можно наблюдать ощутимый контраст при изображении любимого и нелюбимого воспитателя: при рисовании первого используются почти все карандаши, и в основном яркие, а при изображении второго – буквально два, и то не самых приятных (нередко это сочетание черного и красного цветов). Психологическое значение цветов:

Читайте также:  Ребенок 5 лет все берет без спроса

Желтый – яркие положительные чувства, интерес, веселость, стремление к общению.

Красный – активность, как положительная (радостный), так и отрицательная (агрессивность), возбуждение.

Синий – спокойствие, некоторая холодность, потребность в приятном общении.

Зеленый – настойчивость, иногда упрямство, уверенность, стремление реализовать свои желания, потребность в познании мира.

Фиолетовый – чувственность, зависимость, потребность в душевном контакте, мобилизация.

Коричневый – напряжение, антипатия, чувство вины.

Серый – безликость, безразличие, слабость, усталость, пассивность, стремление побыть в одиночестве.

Черный – негативизм, отторжение, страх, протест, отвержение.

 МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА ОТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА К ВОСПИТАТЕЛЮ

Р. Р. Калинииа

«Рисунок воспитателя»

Цель: выявление индивидуальных переживаний ребенка старшего дошкольного возраста по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка. Методика позволяет ответить на следующие вопросы: Как видят воспитателя дошкольники? Как относятся к нему? Какие чувства преобладают у ребенка при общении с тем или иным воспитателем?

Материалы:  белый лист бумаги формата А 4 (альбомный лист), 8 цветных карандашей (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный, серый – простой карандаш), ластик

Проведение диагностики

После предварительной беседы ребенку дается задание: «У нас в группе два воспитателя (назвать их имена). Кого из них ты больше любишь, кто тебе больше нравится? Почему? А теперь нарисуй (имя выбранного воспитателя)»

Через несколько дней ребенку предлагается нарисовать второго воспитателя: «Нарисуй мне, пожалуйста (имя второго воспитателя)» Все ответы и спонтанные комментарии ребенка во время рисования фиксируйте в протоколе (на отдельном листе)

Источник

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.
Читайте также:  Частое мочеиспускание ребенку 5 лет

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи. Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним. Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов. Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты. Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник