Ребенок 5 лет рисует гениталии

Ребенок 5 лет рисует гениталии thumbnail

Вопрос психологам

Спрашивает: Елена

Категория вопроса: Дети

29.10.2012

Добрый вечер, что может означать, когда ребенок 5-6 лет рисует на рисунке человека мужской половой орган? При этом еще не может воспроизвести целостный предмет, а рисует руки отдельно, голову отдельно? Что это значит, или подскажите пожалуйста литературу где можно найти ответы, почитать? Заранее спасибо!

Ребенок тянет руки к половым органам (1 ответ)

Получите рекомендации от лучших психологов!

Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок нарисовал на рисунке половой орган

Овсяник Людмила Михайловна

Психолог Минск

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Возможно, прорисовка генеталий является  причиной раннего осоз­нания ребенком высокой эмоциональной нагрузки, не­сомой половыми органами. Операция грыжи или обре­зание после младенчества могут вызвать страх кастра­ции. Совращение старшими детьми или взрослыми или более тонкие маневры могут вызвать торможение у де­тей в латентный период развития, особенно у смышле­ных, восприимчивых детей.

Такое рисование может свидетельствать, как о  разно­образных поведенческих расстройств (агрессия, фобии), так и об  опережающем разви­тии  ребенка.

Чем бы это ни объяснялось, стоит проконсультироваться с ребенком у детского психолога.

Ребёнок нарисовал мужской половой орган . (1 ответ)

 Хороший ответ16 Плохой ответ4

Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку «Отправить вопрос»

Здравствуйте,Елена.Я думаю,ребенок рисует то,на чем у него в эти дни зафиксировано внимание.Спросите у него-где он это видел,кто показывал.Кто еще рисовал.А потом узнайте-что он хотел спросить Вас по этому поводу.И ответьте,просто и доступно.Когда все будет ему ясно,он перестанет рисовать то,что вызывае любопытство.

На рисунке произвольном нарисована могила (1 ответ)

 Хороший ответ17 Плохой ответ3

Закурнаева Екатерина Николаевна

Психолог Тамбов

В данное время этот психолог не отвечает на вопросы посетителей сайта.
Вы можете задать вопрос другим психологам

Здравствуйте, Елена. В возрасте 5-6 лет, ребёнок мог услышать разговор или увидеть дома, по телевизору, в компьютере что-то про половой орган. Если ребёнка не беспокоят боли и нет трудностей с мочеиспусканием, то скорее всего он просто любознательный и в этом нет ничего страшного.  Расскажите ему в доступной форме об органах человека и для чего они нужны.

Семилетний ребенок интересовался половыми органами (2 ответа)

 Хороший ответ4 Плохой ответ0

Хватит! Читать советы для других людей!

Или…

Также пользователи спрашивают

Ребенок нарисовал на рисунке половой орган (3 ответа)

Источник

Ñåêñóàëüíî òðàâìèðîâàííûì äåòÿì, ÷òîáû ïåðåðàáîòàòü òðàâìó, íåîáõîäèìî ìíîãîêðàòíî âîñïðîèçâîäèòü, òî ÷òî ñ íèìè ïðîèçîøëî, ÷àñòî â ñèìâîëè÷åñêîé èëè èãðîâîé ôîðìå.  èõ ïðåäñòàâëåíèÿõ íå âñåãäà îò÷åòëèâî âèäíî ñîäåðæàíèå ñëó÷èâøåãîñÿ, ò.ê. îíè ïåðåíèìàþò ñòðàòåãèè îòðèöàíèÿ âçðîñëûõ è îêðóæåíèÿ.

Ðèñîâàíèå – ýòî àêò ñàìîïîçíàíèÿ. Îí ïîçâîëÿåò ðåáåíêó ðàçîáðàòüñÿ ñ òðàâìèðóþùèìè ñîáûòèÿìè.

Êàêèå äåòàëè â ðèñóíêàõ ðåáåíêà ìîãóò ãîâîðèòü î ïåðåæèòîì ñåêñóàëüíîì íàñèëèè?

  • Ðåáåíîê ðèñóåò íå ñîîòâåòñòâåííî âîçðàñòó
  • Õàîñ, íåÿñíîå ñîäåðæàíèå, îòñóòñòâèå ñòðóêòóðû, íåò äèôôåðåíöèàöèè, ïîòåðÿ öåëîãî

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Ðèñóíîê äåâî÷êè 7 ëåò íà òåìó «Ñåìüÿ» ìîæåò ñâèäåòåëüñòâîâàòü î ðàííåé òðàâìàòèçàöèè.

  • Íàâÿç÷èâûé âûáîð òåìû íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè. Íåçàâèñèìî îò ïîñòàâëåííîé òåìû, ðåáåíîê ðèñóåò íà ïðîòÿæåíèè íåäåëü è ìåñÿöåâ îäèí è òîò æå ñþæåò. Ýòî çàñòàâëÿåò ïðåäïîëîæèòü, ÷òî çäåñü êðîåòñÿ òðàâìàòè÷åñêîå ïåðåæèâàíèå. ×àñòî ñåêñóàëüíîñòü, êàê íàâÿç÷èâàÿ òåìà.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

    ×åòûðåõëåòíÿÿ äåâî÷êà ðèñóåò äîì áàáóøêè è äåäóøêè ñ ìíîæåñòâîì îêîí. Íà âñåõ îêíàõ ñòîÿò ñâå÷è. Îíà ìîãëà ðèñîâàòü ëèøü ýòîò ñþæåò íà ïðîòÿæåíèè äëèòåëüíîãî âðåìåíè, ò.ê. åå òðàâìà áûëà ñâÿçàíà ñ ýòèì äîìîì

Ребенок 5 лет рисует гениталии

   Ñåêñóàëèçèðîâàííûå èçîáðàæåíèÿ. Ðèñóíîê ìàëü÷èêà 6 ëåò

  • Åñëè ðåáåíêó çàïðåùàþò ðèñîâàòü íà òåìó, êîòîðîé îí íàâÿç÷èâî ñëåäóåò, îí ïðèõîäèò â çàìåøàòåëüñòâî è íà÷èíàåò ðèñîâàòü âåùè, êîòîðûå íåëüçÿ èäåíòèôèöèðîâàòü
  • Äëèííûå âåùè: áàíàí, ïîåçä, çìåÿ, óëèöà

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Íà ïåðâûé âçãëÿä îáû÷íûé äåòñêèé ðèñóíîê ïîåçäà. Ñòîèò îáðàòèòü âíèìàíèå, ÷òî ìàøèíèñò ïîåçäà îáíàæåí, è ìîæíî óâèäåòü èçîáðàæåíèå ïåíèñà ìåæäó åãî íîã.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Äåâî÷êà 3,9 ëåò êîììåíòèðóåò ðèñóíîê: «Ýòî ÿ (âåðõíåå èçîáðàæåíèå), à ýòî õâîñò, îí ïðèíàäëåæèò ìóæ÷èíå (íèæíåå èçîáðàæåíèå). Íèæíèé ðèñóíîê áûë ðàñïîëîæåí íà îáðàòíîé ñòîðîíå ëèñòà è èçîáðàæàåò ñåìüþ äåâî÷êè. Âñå ôèãóðû ðàñïîëîæåíû ãîðèçîíòàëüíî

  • Ãåíèòàëèè, â îñíîâíîì, ôàëëîñû óòðèðîâàííîãî ðàçìåðà. Ïåíèñ ñ ëèöîì, ðîò, ÿçûê íàñèëüíèêà.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

  • Íàñèëüíèê ìîæåò èçîáðàæàòüñÿ â âèäå ìîíñòðà, ðàçáîéíèêà, ïðèâèäåíèÿ, îïàñíîãî èëè ÿäîâèòîãî æèâîòíîãî

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Êîììåíòàðèè ìàëü÷èêà 3,7 ëåò ê ðèñóíêó: «Ýòî ÿäîâèòûå ïàóêè, èõ íóæíî ïðîãíàòü.» Ðåáåíîê çà÷åð÷èâàåò èçîáðàæåíèå. Îòåö-íàñèëüíèê ñòàíîâèòñÿ ÿäîâèòûì ïàóêîì, ðàçáîéíèêîì, ïðèâåäåíèåì, ÷òîáû ñìî÷ü îòäåëèòü åãî îò äðóãîãî, õîðîøåãî ïàïû.

  • Ìíîæåñòâåííûå èçîáðàæåíèÿ ëþäåé ñ ãåíèòàëèÿìè

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Íà âñåõ ðèñóíêàõ ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà ïðèñóòñòâóþò ïåíèñû.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Ìàëü÷èê 7-ìè ëåò ðèñóåò ïî òåìå «Ìîÿ ñåìüÿ». Îòåö â öåíòðå áåç ëèöà. Ó âñåõ  ôèãóð íàðèñîâàíû ïîëîâûå îðãàíû.

  • Åñëè ðåáåíêó çàïðåùàþò ðèñîâàòü ïåíèñ, îí çàìåíÿåò åãî íîæîì, ìå÷îì, ïèñòîëåòîì, ñòðåëîé (ïåíèñ êàê îðóæèå)

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Ïÿòèëåòíåìó ðåáåíêó, ó êîòîðîãî áûëà íàâÿç÷èâàÿ òåìà — ãåíèòàëèè, çàïðåòèëè èõ ðèñîâàòü. Îí áûë â ïîëíîì çàìåøàòåëüñòâå. Îí íà÷èíàë ðèñóíîê è íå ìîã åãî çàêîí÷èòü. Ïðè ïÿòîé ïîïûòêå îí íàøåë âûõîä è íà ìåñòå ïåíèñà íàðèñîâàë ìå÷. Ñ òåõ ïîð îí ðèñîâàë ìóæ÷èí ñ îðóæèåì.

  • Ðåáåíîê ðèñóåò ëþäåé îñîáåííî ñåáÿ, áåç ðóê (áåñïîìîùíîñòü), áåçî ðòà (íåâîçìîæíîñòü ãîâîðèòü î òàéíîì)
  • Îáíàðóæèâàåòñÿ îò÷åòëèâàÿ òåíäåíöèÿ çàêðàøèâàòü, çàøòðèõîâûâàòü, çàêëåèâàòü, îòðåçàòü ÷àñòè ðèñóíêà, ÷àñòè òåëà, ëèöà

    Ребенок 5 лет рисует гениталии

Íà ýòîì ðèñóíêå ïðî÷èòûâàåòñÿ öåëàÿ èñòîðèÿ, ïîäêðåïëåííàÿ êîììåíòàðèÿìè ìàëü÷èêà 4,3 ãîäà. Ðåáåíîê ãîâîðèò âñå âðåìÿ ïðî ïàóêà ñ êëååì. ß äîìà, ñïëþ, à òàéíà íàõîäèòñÿ òàì, íàâåðõó (ãîëóáîå èçîáðàæåíèå ïîä êðûøåé). Íà âîïðîñ: «×òî ýòî?»- ïî ïîâîäó çàøòðèõîâàííîé îáëàñòè ãåíèòàëèé, ìàëü÷èê îòâå÷àåò: «Íè÷åãî… ÿ íå õî÷ó îá ýòîì ãîâîðèòü, îíî äîëæíî óéòè.» Ïî ïîâîäó èçîáðàæåíèÿ ñëåâà: «Ýòî ìîðîæåíîå, åãî òîæå íàäî âûêèíóòü».

Ребенок 5 лет рисует гениталии

 Îáëàñòü ãåíèòàëèé çàøòðèõîâûâàåòñÿ ÷åðíûì èëè êðàñíûì öâåòîì 

  • Èçîáðàæåíèÿ, êîòîðûå íèêòî íå äîëæåí âèäåòü, ðèñóþòñÿ íà îáðàòíîé ñòîðîíå ëèñòà èëè åëå çàìåòíûìè ñ î÷åíü ñëàáûì íàæèìîì
  • Ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê òåìå ñìåðòè

Ребенок 5 лет рисует гениталии

«Ìàìà-âåðáëþä, ïàïà åäåò íà íåé. Âíèçó ÿ ëåæó ìåðòâûé, ïîòîìó ÷òî ïàóê áûë ÿäîâèò. Ñåé÷àñ ÿ íà íåáå.»

Ребенок 5 лет рисует гениталии

          Íà îáðàòíîé ñòîðîíå ëèñòà «Êàê ÿ óìåð». Êðóæêè îáîçíà÷àþò ÿä.

  • Ðåáåíîê ðèñóåò âñå âðåìÿ òåìíûì èëè ÷åðíûì öâåòîì

Ребенок 5 лет рисует гениталии

  • Çàêðûòûå ïðîñòðàíñòâà, îùóùåíèå ñåáÿ âçàïåðòè, áåç âûõîäà

Ребенок 5 лет рисует гениталии

                          «ß õî÷ó âûéòè, íî íå ìîãó.»

  • Èíîãäà â ñåðèÿõ ðàáîò íåò íè îäíîãî àâòîïîðòðåòà èëè îí î÷åíü ìàëåíüêèé ãäå-íèáóäü â óãîëêå, áåç ëèöà, ðòà, ðóê. ×àñòî âèäíà áîëüøàÿ ðàçíèöà â èçîáðàæåíèè ñåáÿ è äðóãèõ ëþäåé
  • Íåò ïîëà, ôèãóðû ïàðÿò â âîçäóõå
  • Â ñåìåéíûõ ïîðòðåòàõ íàñèëüíèê îòäåëåí ëèíèåé îò îñòàëüíûõ, âûäåëåí öâåòîì èëè åãî èçîáðàæåíèå îòñóòñòâóåò

Ребенок 5 лет рисует гениталии

«Çäåñü ñïëþ ÿ, çäåñü ñïèò ìîÿ ñåñòðà è ìàìà». Âîñïèòàòåëüíèöà ñïðàøèâàåò: «À ãäå ñïèò ïàïà?» Äåâî÷êà íå îòâå÷àåò, äèññîöèèðóåò. Ïîñëå íåñêîëüêèõ íàñòîé÷èâûõ ïðåäëîæåíèé âîñïèòàòåëüíèöû îíà ðèñóåò ñâîåãî îòöà äðóãèì öâåòîì. Çàòåì ðèñóåò ñåáå, ñåñòðå è ìàìå ðîò òåì æå öâåòîì.

  • Ìíîãîêðàòíîå ðàñïîëîæåíèå ôèãóð ëþäåé ãîðèçîíòàëüíî, êàê â ïðåäûäóùèõ ðèñóíêàõ, îñîáûé èíòåðåñ ó ðåáåíêà ê òåìå ïîñòåëè, ñíà òîæå ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïîâîäîì çàäóìàòüñÿ
  • Ïðåäñòàâëåíèå ñåáÿ ïûøóùèì ãíåâîì îïàñíûì ñóùåñòâîì èëè âóëêàíîì

Ребенок 5 лет рисует гениталии

«Çäåñü ñïëþ ÿ, çäåñü ñïèò ìîÿ ñåñòðà è ìàìà». Âîñïèòàòåëüíèöà ñïðàøèâàåò: «À ãäå ñïèò ïàïà?» Äåâî÷êà íå îòâå÷àåò, äèññîöèèðóåò. Ïîñëå íåñêîëüêèõ íàñòîé÷èâûõ ïðåäëîæåíèé âîñïèòàòåëüíèöû îíà ðèñóåò ñâîåãî îòöà äðóãèì öâåòîì. Çàòåì ðèñóåò ñåáå, ñåñòðå è ìàìå ðîò òåì æå öâåòîì.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Íà òåðàïåâòå, ðàáîòàþùåì ñ ðåáåíêîì, ëåæèò î÷åíü áîëüøàÿ îòâåòñòâåííîñòü. Îò åãî ïðîôåññèîíàëèçìà çàâèñèò ñóäüáà íå òîëüêî êîíêðåòíîãî ðåáåíêà, íî è âñåé ñåìüè. Ñ îäíîé ñòîðîíû, íóæíî îïåðàòèâíî ïîìî÷ü ðåáåíêó è èçîëèðîâàòü åãî îò íàñèëüíèêà, ñ äðóãîé ñòîðîíû ñóùåñòâóåò îïàñíîñòü îøèáî÷íûõ âûâîäîâ. Ïîäîçðåíèå íà ñåêñóàëüíûé àáüþç ìîæåò âîçíèêíóòü íà îñíîâàíèè ñåðèé ðèñóíêîâ ðåáåíêà è åãî êîììåíòàðèåâ, íî óâåðåííîñòü â ôàêòå ñåêñóàëüíîãî íàñèëèÿ äîëæíà áàçèðîâàòüñÿ íà ìíîãèõ ôàêòîðàõ: ñåìåéíîì àíàìíåçå, íàáëþäåíèè çà ïîâåäåíèåì ðåáåíêà, ìíîãî÷èñëåííûõ ðèñóíêàõ, â êîòîðûõ ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóþò çíàêè, óêàçûâàþùèå íà òðàâìó òàêîãî õàðàêòåðà. Î÷åíü âàæíî îïèñàíèå ðåáåíêîì èçîáðàæåííîãî, åñëè ýòî ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì. Ìíîãî ìàòåðèàëà äàåò âíèìàòåëüíîå íàáëþäåíèå çà ÷óâñòâàìè  è ïîâåäåí÷åñêèìè ðåàêöèÿìè ïðè êîììåíòèðîâàíèè ðèñóíêîâ.

Âïîëíå áåçîáèäíûå äåòñêèå ðèñóíêè ìîæíî èñòîëêîâàòü ëîæíî. Íàïðèìåð, ýòîò ðèñóíîê äåâî÷êè èçîáðàæàåò ãðîçó, êîòîðàÿ ïîðàçèëà åå âîîáðàæåíèå. Êðàñíûé êðóãëûé ïðåäìåò – ýòî ìÿ÷, êîòîðûé ëåòàë íà âåòðó. Ïî îñòàëüíûì ïðîÿâëåíèÿì ðåáåíîê áûë â íîðìå.

Ребенок 5 лет рисует гениталии

Íà îñíîâàíèè îäíîãî èëè íåñêîëüêèõ ðèñóíêîâ íåëüçÿ ñäåëàòü íèêàêèõ âûâîäîâ, à ãèïîòåçà, êîòîðàÿ âîçíèêàåò â ðåçóëüòàòå èíòåðïðåòàöèè èçîáðàæåíèé íóæäàåòñÿ â òùàòåëüíîé è òåðïåëèâîé ïðîâåðêå.

Ðèñóíêè äåòåé äëÿ ïóáëèêàöèè è êîììåíòàðèè ê íèì âçÿòû èç êíèã, óêàçàííûõ â ëèòåðàòóðíûõ èñòî÷íèêàõ. Ïåðåâîä ñ íåìåöêîãî ìîé.

Ëèòåðàòóðíûå èñòî÷íèêè:

Reichelt, Stefan (1994): Kindertherapie nach sexueller Misshandlung. Malen als Heilmethode. Zürich: Kreuz.

Sachsse, Ulrich (2004): Traumazentrierte Psychotherapie. Theorie, Klinik und Praxis. Stuttgart: Schattauer GmbH.

Steinhage, Rosemarie (1992): Sexuelle Gewalt. Kinderzeichnungen als Signal. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch.

Àâòîð: Øìåëåâà Ñâåòëàíà Åâãåíüåâíà

Источник

От автора: Серия из трех статей рассказывает о последствиях сексуального абьюза в детском возрасте и о диагностике этой психологической травмы с помощью детских рисунков и рисунков взрослых. Предупреждение: материал статьи очень тяжелый.

 Детские рисунки как сигнал о сексуальном насилии

Сексуально травмированным детям, чтобы переработать травму, необходимо многократно воспроизводить, то что с ними произошло, часто в символической или игровой форме. В их представлениях не всегда отчетливо видно содержание случившегося, т.к. они перенимают стратегии отрицания взрослых и окружения.

Рисование – это акт самопознания. Он позволяет ребенку разобраться с травмирующими событиями.

  • Рисование предлагает пути переработки, преодоления и исцеления
  • Рисунок позволяет осторожное приближение к проблеме, ребенок сам решает, как быстро он это делает
  • Символический язык дает больше пространства для нелогичного, противоречивого и странного, которое невозможно выразить вербально
  • Для ребенка, хранящего тайну, важно быть понятым без необходимости говорить.

Какие детали в рисунках ребенка могут говорить о пережитом сексуальном насилии?

  • Ребенок рисует не соответственно возрасту
  • Хаос, неясное содержание, отсутствие структуры, нет дифференциации, потеря целого

                                 Ребенок 5 лет рисует гениталии

Рисунок девочки 7 лет на тему «Семья» может свидетельствовать о ранней травматизации.

  • Навязчивый выбор темы на протяжении длительного времени. Независимо от поставленной темы, ребенок рисует на протяжении недель и месяцев один и тот же сюжет. Это заставляет предположить, что здесь кроется травматическое переживание. Часто сексуальность, как навязчивая тема.

                Ребенок 5 лет рисует гениталии
Четырехлетняя девочка рисует дом бабушки и дедушки с множеством окон. На всех окнах стоят свечи. Она могла рисовать лишь этот сюжет на протяжении длительного времени, т.к. ее травма была связана с этим домом

                                      Ребенок 5 лет рисует гениталии
                      Сексуализированные изображения. Рисунок мальчика 6 лет

  • Если ребенку запрещают рисовать на тему, которой он навязчиво следует, он приходит в замешательство и начинает рисовать вещи, которые нельзя идентифицировать
  • Длинные вещи: банан, поезд, змея, улица

                       Ребенок 5 лет рисует гениталии

На первый взгляд обычный детский рисунок поезда. Стоит обратить внимание, что машинист поезда обнажен, и можно увидеть изображение пениса между его ног.

                              Ребенок 5 лет рисует гениталии
Девочка 3,9 лет комментирует рисунок: «Это я (верхнее изображение), а это хвост, он принадлежит мужчине (нижнее изображение). Нижний рисунок был расположен на обратной стороне листа и изображает семью девочки. Все фигуры расположены горизонтально

  • Гениталии, в основном, фаллосы утрированного размера. Пенис с лицом, рот, язык насильника.

                               Ребенок 5 лет рисует гениталии

  • Насильник может изображаться в виде монстра, разбойника, привидения, опасного или ядовитого животного

                       Ребенок 5 лет рисует гениталии
Комментарии мальчика 3,7 лет к рисунку: «Это ядовитые пауки, их нужно прогнать.» Ребенок зачерчивает изображение. Отец-насильник становится ядовитым пауком, разбойником, приведением, чтобы смочь отделить его от другого, хорошего папы.

  • Множественные изображения людей с гениталиями

                           Ребенок 5 лет рисует гениталии
                   На всех рисунках пятилетнего мальчика присутствуют пенисы.

                                        Ребенок 5 лет рисует гениталии
Мальчик 7-ми лет рисует по теме «Моя семья». Отец в центре без лица. У всех  фигур нарисованы половые органы.


  • Если ребенку запрещают рисовать пенис, он заменяет его ножом, мечом, пистолетом, стрелой (пенис как оружие)

Ребенок 5 лет рисует гениталии
Пятилетнему ребенку, у которого была навязчивая тема — гениталии, запретили их рисовать. Он был в полном замешательстве. Он начинал рисунок и не мог его закончить. При пятой попытке он нашел выход и на месте пениса нарисовал меч. С тех пор он рисовал мужчин с оружием.

  • Ребенок рисует людей особенно себя, без рук (беспомощность), безо рта (невозможность говорить о тайном)
  • Обнаруживается отчетливая тенденция закрашивать, заштриховывать, заклеивать, отрезать части рисунка, части тела, лица

                              Ребенок 5 лет рисует гениталии
На этом рисунке прочитывается целая история, подкрепленная комментариями мальчика 4,3 года. Ребенок говорит все время про паука с клеем. Я дома, сплю, а тайна находится там, наверху (голубое изображение под крышей). На вопрос: «Что это?»- по поводу заштрихованной области гениталий, мальчик отвечает: «Ничего… я не хочу об этом говорить, оно должно уйти.» По поводу изображения слева: «Это мороженое, его тоже надо выкинуть».

                                  Ребенок 5 лет рисует гениталии
        Область гениталий заштриховывается черным или красным цветом 

  • Изображения, которые никто не должен видеть, рисуются на обратной стороне листа или еле заметными с очень слабым нажимом
  • Повышенный интерес к теме смерти

                     Ребенок 5 лет рисует гениталии
«Мама-верблюд, папа едет на ней. Внизу я лежу мертвый, потому что паук был ядовит. Сейчас я на небе.»

                             Ребенок 5 лет рисует гениталии

                На обратной стороне листа «Как я умер». Кружки обозначают яд.

  • Ребенок рисует все время темным или черным цветом

                    Ребенок 5 лет рисует гениталии

  • Закрытые пространства, ощущение себя взаперти, без выхода

                       Ребенок 5 лет рисует гениталии

                                    Ребенок 5 лет рисует гениталии
                                    «Я хочу выйти, но не могу.»

  • Иногда в сериях работ нет ни одного автопортрета или он очень маленький где-нибудь в уголке, без лица, рта, рук. Часто видна большая разница в изображении себя и других людей
  • Нет пола, фигуры парят в воздухе
  • В семейных портретах насильник отделен линией от остальных, выделен цветом или его изображение отсутствует

                         Ребенок 5 лет рисует гениталии

                         Ребенок 5 лет рисует гениталии

«Здесь сплю я, здесь спит моя сестра и мама». Воспитательница спрашивает: «А где спит папа?» Девочка не отвечает, диссоциирует. После нескольких настойчивых предложений воспитательницы она рисует своего отца другим цветом. Затем рисует себе, сестре и маме рот тем же цветом.

  • Многократное расположение фигур людей горизонтально, как в предыдущих рисунках, особый интерес у ребенка к теме постели, сна тоже представляется поводом задуматься
  • Представление себя пышущим гневом опасным существом или вулканом

                    Ребенок 5 лет рисует гениталии

                                       Ребенок 5 лет рисует гениталии

На терапевте, работающем с ребенком, лежит очень большая ответственность. От его профессионализма зависит судьба не только конкретного ребенка, но и всей семьи. С одной стороны, нужно оперативно помочь ребенку и изолировать его от насильника, с другой стороны существует опасность ошибочных выводов. Подозрение на сексуальный абьюз может возникнуть на основании серий рисунков ребенка и его комментариев, но уверенность в факте сексуального насилия должна базироваться на многих факторах: семейном анамнезе, наблюдении за поведением ребенка, многочисленных рисунках, в которых постоянно присутствуют знаки, указывающие на травму такого характера. Очень важно описание ребенком изображенного, если это представляется возможным. Много материала дает внимательное наблюдение за чувствами  и поведенческими реакциями при комментировании рисунков.

Вполне безобидные детские рисунки можно истолковать ложно. Например, этот рисунок девочки изображает грозу, которая поразила ее воображение. Красный круглый предмет – это мяч, который летал на ветру. По остальным проявлениям ребенок был в норме.

                      Ребенок 5 лет рисует гениталии

На основании одного или нескольких рисунков нельзя сделать никаких выводов, а гипотеза, которая возникает в результате интерпретации изображений нуждается в тщательной и терпеливой проверке.

Рисунки детей для публикации и комментарии к ним взяты из книг, указанных в литературных источниках. Перевод комментариев к рисункам с немецкого мой.

Литературные источники:

Reichelt, Stefan (1994): Kindertherapie nach sexueller Misshandlung. Malen als Heilmethode. Zürich: Kreuz.

Sachsse, Ulrich (2004): Traumazentrierte Psychotherapie. Theorie, Klinik und Praxis. Stuttgart: Schattauer GmbH.

Steinhage, Rosemarie (1992): Sexuelle Gewalt. Kinderzeichnungen als Signal. Reinbek bei Hamburg: Rowolt Taschenbuch.

Другие статьи цикла:

Сексуальное насилие в отношении детей

Отражение травмы сексуального насилия в рисунках взрослых

Источник