Ребенок 5 лет рисует двумя руками

Со способностью одинаково хорошо владеть двумя руками (амбидекстрия) рождается около 1% детей во всем мире. Бытует мнение, что обоерукость сделает ребенка успешнее. Поэтому сейчас многие родители искусственно ее развивают. О плюсах и минусах такого подхода к развитию ребенка корреспонденту «АиФ-Югра» рассказали психологи.
Это как шпагат
«Обучение чада «обоерукости» можно сравнить с тем, как детей учат садиться на шпагат. Родителям в первую очередь необходимо понимать, с какой целью они развивают обоерукость у детей. Кто-то рождается со способностью действовать обеими руками, есть те, у кого ее нет. Но если речь идет о том, чтобы ребенка обучить писать, пользоваться ножницами, рисовать двумя руками, то, думаю, это для него не очень полезно. Поскольку для детей, у которых нет таких врожденных способностей, это будет сродни насилию над собой. А если речь идет о том, чтобы в развитии ребенка использовать специальные упражнения на синхронизацию или ресинхронизацию движений рук, то это, наоборот, будет очень полезно, потому как такие практики улучшают работу долей головного мозга», — говорит психолог Лариса Галеева.
Специалист приводит примеры гимнастики: например, пальцем одной руки коснуться носа, а другой рукой сжать кулачок. И чередовать эти движения. Или же делать движения руками, как во время плавания брассом: одну руку вперед, другую назад и так чередовать. Обучение ребенка обоерукости зависит от сложности заданий. В игровой форме это можно делать с самого раннего возраста. Главное — без фанатизма.
«Учить ребенка писать правой и левой руками, если сами не умеете — бесполезно. Если уж и хотите развить в ребенке такие способности, то хотя бы сами старайтесь научиться писать левой рукой, если вы правша и наоборот», — считает молодая мама Алина Никанорова.
Плюсы и минусы
Один из весомых плюсов в развитии и наличии амбидекстрии у ребенка — это владение логическим (как у правшей) и образным (как у левшей) типами мышления. Так, дети-амбидекстры могут отличиться в области культуры и естественно-научных сферах. Они также лучше ориентируются в различных ситуациях, рассматривая их под разным углом и со всех сторон. Такие дети могут успешно заниматься как искусством, так и спортом, поскольку их доли мозга работают синхронизированнее.
Но есть и минусы. Исследования показывают, что левшей и амбидекстров среди больных шизофренией встречается куда больше. Также у амбидекстров в детстве возникают проблемы с распределением внимания. Оно как бы рассеивается, вследствие чего ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном.
Дети с амбидекстрией куда более раздражительны, быстрее выходят из себя, а также часто очень плаксивы. Но выбор, в какую сторону развивать детей, всегда остается за родителями.
Амбидекстр (от лат. ambo — «оба» и лат. dextera — «правая рука») Фото: pixabay.com
Клинический психолог Юлия Малинина:
— Многие специалисты отмечают, что уровень развития ребенка-амбидекстра немного выше обычного ребенка. Для детей сейчас активно выпускают специальные тренажеры — прописи для одновременного рисования обеими руками. Лучше это делать до поступления в школу, когда мозг наиболее пластичен. Родителям, которые хотят научить ребенка одинаково хорошо использовать обе руки, стоит посоветовать сначала изучить плюсы и минусы амбидекстрии, затем попробовать самим, а уж потом организовывать занятия с ребенком, которые должны быть регулярными. А если в вашей семье уже есть амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Каждый имеет право оставаться самим собой.
Тест на амбидекстрию
Для того чтобы понять, действительно ли у ребенка в равной степени развиты оба полушария, можно провести тест Владимира Пугача. Для этого необходимо взять лист бумаги и 2 ручки. Постарайтесь одновременно написать одно и то же слово в разные стороны или же в одну.
И если сразу, или через 5 минут тренировки, это у вас получится, то вы — склонны к амбидекстрии.
5 способов определить, левша вы или правша. Инфографика: АиФ/ Александр Минибаев
Источник
Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей. Удивительно, правда?
Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру. Некоторые узнавали о подобных упражнениях из рекомендаций нейропсихологов.
Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше современных учеников начальных классов. Даже спустя несколько лет многие делают серьезные ошибки в чтении и письме. Например, дети путают или пропускают буквы. Знакомая ситуация?
Чтобы справиться или заранее предотвратить подобные нарушения, существует множество методик, которые активизируют умственную деятельность, в том числе, через движение. Интересно, как это работает?
Немного анатомии
Рисование – не только творческий, но и моторный процесс. В науке давно известно, что тренировка пальцев рук напрямую связана с развитием речи и мышления. Всеми психическими функциями, в том числе и этими, управляет головной мозг. Давайте рассмотрим его строение.
Мозг человека разделяют на 3 основные части:
- большие полушария;
- мозжечок;
- ствол.
Сейчас нас интересует, как работают полушария. Они выполняют разные функции, которые помогают приспосабливаться и изменять действительность. Левое полушарие считается логическим. Правое полушарие – интуитивным, творческим.
Кроме того, левая и правая доли связаны с координацией противоположных сторон тела. Так, если мы поднимаем правую руку или ногу, смотрим в калейдоскоп правым глазом или подносим телефон к правому уху, активируется левая половина мозга и наоборот.
Чтобы адекватно воспринимать внешний мир и успешно выполнять любые задачи – от ходьбы до доказательства сложных теорем, – необходима слаженность в работе полушарий. Она достигается за счет постоянного обмена информацией между долями. Такое сообщение ведется по системе нервных волокон. Чем их больше, тем точнее и эффективнее работает наш мозг.
Почему возникают трудности в обучении?
Если межполушарные связи блокируются по каким-либо причинам, происходит искажение в процессах познания и, следовательно, возникают сложности в учебе. Чаще всего они связаны с нарушениями в процессах чтения и письма.
Для формирования этих навыков необходима согласованность в движении рук, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме. Если такой согласованности нет, ребенок не может одновременно слушать, писать и видеть написанное. Появляются ошибки, плохие оценки, а вместе с ними пропадает мотивация учиться. Но это можно исправить! Главное, синхронизировать работу мозга. И лучше всего сделать это творчески!
Рисование двумя руками – путь к успеху
Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач. О таком эффекте мечтает каждый преподаватель и родитель!
Какие нейропсихологические игры можно использовать?
Сейчас предлагается широкий выбор различных развивающих материалов. В магазинах можно найти:
- прописи для обеих рук;
- методическую литературу с комплексами упражнений на развитие восприятия, внимания, памяти, сенсомоторной координации;
- линейки и карточки для рисования двумя руками.
Согласитесь, это непривычный способ творчества. Он вызывает интерес, особенно у детей, которые часто пробуют писать неведущей рукой из любопытства.
На деревянных досках или ламинированных трафаретах изображены простые фигуры, буквы или спирали. Задача ребенка – одновременно проводить линии по бороздкам или пунктиру. На первый взгляд – проще простого. Действительно, это так, если движение идет в одном направлении. Но попробуйте перемещаться в противоположные стороны! Возможно, ваш мозг сначала будет сопротивляться. И только при регулярных упражнениях выработается необходимая пластичность.
Начинать такие упражнения лучше с самых простых элементов – полос, кругов. Когда обе руки будут уверено держать карандаш, можно переходить к созданию каких-либо образов – например, домиков, облаков.
Новую практику можно совместить с рисованием песком. При таком способе изображения ребенок чаще всего не использует трафареты. Здесь активнее работают органы чувств и воображение.
Еще один вариант творческих экспериментов – зеркальные рисунки, когда ребенку предлагается перевернутая картинка, которую он должен воспроизвести в правильном положении.
Все эти игры вызывают у дошкольников и учеников начальных классов живой интерес. Вследствие этого не только налаживается работа высших психических функций, но и снимается тревожность, которая зачастую мешает ребенку справляться с заданиями.
Опыт рисования двумя руками полезен и взрослым, которым приходится держать в голове множество разноплановых задач и выполнять несколько дел одновременно на работе и дома.
Показывайте ребенку пример, пробуйте новое и открывайте безграничные возможности своего мозга!
Источник
Ребенку 4 с половиной года, до сих пор не понятно левше он или правша, ест правой, рисовать вырезать ножницами может и левой и правой, правда чуть хуже, чем многие сверстники в его группе, судя по поделкам и рисункам. Поначалу рисовал только левой, я сначала пыталась переучить, потом оставила его в покое, а теперь сам рисует то одной рукой, то другой. Стоит ли поправлять его, чтобы рисовал одной рукой, ведь так он разовьет руку быстрее или оставить все как есть? бонус за лучший ответ (выдан): 5 кредитов Pshelka 5 лет назад Возможно ваш ребенок амбидекстр. Он в дальнейшем сможет одинаково владеть обеими руками на равне. Поверьте, он никакого дискомфорта не испытывает. Лично я была бы левша. Но вот маме и первой учительнице (советская школа) это было почему-то не удобно. Заставляли писать правой, мама заставляла ложку держать и резать правой рукой. В итоге там где за мной следили я делаю правой, там где не уследили левой до сих пор (а уже 32 года). Мне очень удоно краситься, левую часть левой, правую часть правой рукой. Никаких неудобств не испытываю. К сожалению я не амбидекстр, а только переученная левша. А моторика у него со временем разовьется. Вы же не можете угадать какое полушарие у него будет развито лучше, так что в этом вопросе не стоит давить на ребенка. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Алина7778 5 лет назад Мой совет как психолога, ничего не трогайте, начнете переучивать, лучше точно не будет, я в детстве была левшой и отлично рисовала, потом воспитатели уговорили маму что нужно переучить, иначе непорядок, и теперь я и рисую как курица и в музыкальной школе, мне разрабатывать левую руку было очень сложно. Природа все сама сделает, если ребенок рисует двумя руками-это здорово, талант, уникальность если хотите. Никакие другие функции же не страдают, вы за общим развитием следите, а не заморачивайтесь над тем чем он рисует. Вырастет-спасибо Вам скажет) Антари 5 лет назад Я бы оставила как есть. Если получается ненавязчиво подсказывать, в какой руке держать ножницы или ручку, то хорошо. Но ни в коем случае нельзя давить, заставлять и переучивать. Левша человек или правша — это зависит от деятельности полушарий мозга, а не от привычки. А тут «переламывать» что-то — себе дороже. На мой взгляд, обоерукость — это вообще везение, я бы даже поощряла. Masya741 5 лет назад У меня ребенку 2,3 года. Тоже рисует, кушает двумя руками. Я к этому отношусь спокойно. Может ему так удобней. Когда училась в универе, была у нас в группе девушка, которая писала то левой рукой, то правой. Устала правая рука, пишет левой. Мне тоже так хотелось, а то у меня вечно мозоль на пальце была. Vellki 5 лет назад малыш мой(3 года) точно также все делает)) все обоими-то по очереди- хотя по старинке(как учили нас наши родители в советское время) пытаюсь ему «навязать» правшу. безуспешно) все равно пока отвернусь сделает по своему)) дядя по отцу моего ребенка вообще левша. но отрезать чтото или почистить совсем никак- а ему уже 17(неразвивали в детстве-спустили на нет) . хотя мышкой за компом пользуется правой). бабушка у меня все делала правой-и по хозяйству и готовила, но ела только левой) я в себе порой развивать пытаюсь способность писания и вообще что либо делать левой- считаю удобне быть и правшой и левшой одновременно). а может он уникум- и попадет в книгу рекордов) чего только не бывает. не удивляйтесь- поощряйте вашего гения) ЛИСА-НАСА 5 лет назад У меня старшая дочка ровесница вашего ребенка и у нас похожая ситуация. Она тоже делает всё и рисует в том числе и левой и правой рукой. Педагоги считают, что нужно развивать одну руку, чтобы в школе ребенок не отставал от сверстников. Психологи говорят, что нужно оставить ребенка в покое и дать ему самому определиться какой рукой ему удобней. Я так и сделала. Последнее время стала замечать, что дочка всё больше стала делать левой рукой. Единственное думаю, что допустимо в этом случае, так это выяснить у самого ребенка какой рукой ему удобней и почему как он считает перекладывает ручку/карандаш в из одной руки в другую. Это максимум, что нужно делать в этой ситуации. До школы еще есть время и он может определиться сам. TANYA-V 5 лет назад Будучи взрослой, я вдруг выяснила, что левой рукой могу действовать почти как правой (ничего страшного,мы с подругой просто поспорили). Для меня это было удивительно. Спросила у мамы какой рукой я в детстве держала ложку, оказалось, что и той, и другой. Но, так как принято было действовать правой, все так и осталось. Основная-правая. И очень хорошо, что ваш ребенок применяет обе руки, когда нужно что-то держать. Совершенно не нужно это запрещать. Развитие обоих полуширий мозга зависит от того насколько ребенок научится правильно держать что-либо в обоих руках и насколько координация движений будет четкой. Хорошо же, если ребенок будет очень развитым. Если будут оба полушария мозга хорошо развитыми. Инна1966 5 лет назад А моему «ребёнку » уже 26 лет:)) И она также с детства начала всё делать левой рукой. Заметили,решили переучивать, т.к. надо было к школе стать правшой. Так посоветовала один психолог. Переучили, стала писать правой и левой одинаково хорошо. Ест всегда левой. Рисует, режет левой и правой. Играет в волейбол — подает левой. На психике дочери наша затея с переучиванием никак не сказалась. Очень хорошая дочь у меня получилась! Рина19 5 лет назад Что касается рисования, то я бы не стала переучивать ребёнка. Когда начнёт писать, то лучше будет научить его это делать правой рукой. Просто мы пишем слева направо и те кто пишет левой рукой — загораживают от себя то, что пишут, а чтобы увидеть им приходится чуть ли не выворачиваться. Отсюда писать лучше правой, а вот рисовать можно обоими руками — это будет развивать оба полушария мозга ребёнка, что будет плюсом. Вам нужно радоваться! У амбидекстров мозг работает намного лучше! И левое и правое полушарие работают и развиваются!Оставьте его в покое, пусть делает так, как ему удобно. Ничего, что не так красиво, со временем он научится и определится какая рука слушает его лучше, а вы хвалите его и не сравнивайте ни с кем. Ваш ребенок уникальный, гордитесь им! Байжуменова Наталья 5 лет назад Мой ребенок также рисует и держит ложку и левой, и правой. Не трогаю, но понимаю,что мир то у нас под правшей «заточен». Хотя в последнее время стала больше рисовать правой рукой. Может и гены сыграли, я правша, а муж — левша, но ложку держит правой, а пишет — левой. Надеюсь, что к школе станет более понятно, что и как. Mari-hka 5 лет назад Уж лучше оставить все как есть, чем случайно или же специально переучивать ребенка. То что он умеет, и что у него получается выполнять многие действия двумя руками это хорошо. Главное, чтобы и дальше он развивал обе, тогда он тоже быстро разовьет руку, просто каждую. Алварт 5 лет назад Насколько я знаю, времена переучивания левшей давно миновали и это хорошо. Мой брат левша, его в детстве пытались переучить, потом перестали препятствовать ему писать левой рукой… Сейчас ему уже 23 года, он по-прежнему пишет левой рукой, рисует просто замечательно.. Мой совет, хотя я и не специалист в этом вопросе, но читала много литературы, посвященной этой теме. Не мешайте ребенку развиваться! Он знает, как ему удобно писать, рисовать или что-то еще делать. Ваш ребенок вырастит гением, вот увидите! Успехов. Искорка29 5 лет назад Как по мне это ж хорошо, значит все стороне развивается. Учеными доказано, что моторика рук и пальцев развивает мозг. Я б на вашем месте радовалась, а не мучала себя такими вопросами. Это пустые переживания. Знаете ответ? |
Источник