Ребенок 5 лет познавательная деятельность

любовь таранова
Познавательно-исследовательская деятельность в группах детей 5–6 лет

Доклад на педагогическом совете

«Познавательно — исследовательская деятельность в группах детей 5-6 лет»

Подготовила: воспитатель МАДОУ ДСКВ «Сказка» Таранова Любовь Борисовна

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Работая в данном направлении,мы поставили перед собой цель: развитие познавательной активности детей, воспитание стремления к самостоятельному познанию.

Для качественной и продуктивной работы в данном направлении мы создали предметно-развивающую среду, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается познавательный центр «Детская лаборатория почемучек». Наш центр постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Огромную помощь оказывают родители. Для них мы проводим консультации о значении экспериментирования в жизни детей и как можно дома проводить опыты.

В содержание центра входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, лупа, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т. д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняю наш центр. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность. Организуя детское экспериментирование, мы пришли к выводу о необходимости составления перспективного плана и разработки дополнительных конспектов по экспериментированию.

Месяц

Тема

Цель

Октябрь

1 неделя Экспериментирование с водой Вода прозрачная. У воды нет запаха. Дать представления о том, что чистая вода не имеет запаха.

2 неделя «Окрашивание воды» выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

3 неделя «Как воду превратить в лед» познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

4 неделя «Весёлые кораблики» Познакомить детей со свойствами воды и бумаги.

Развивать наблюдательность.

Способствовать становлению дружеских отношений.

Ноябрь

1 неделя «Игры с веерами и султанчиками» познакомить детей с одним из свойств воздуха — движением; движение воздуха — это ветер.

2 неделя «Поиграем с ветерком» обнаружить движение воздуха в природе.

3 неделя «Игры с соломинкой» дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

4 неделя «Ветер по морю гуляет» Продолжать знакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Декабрь

1 неделя «Снег, какой он?» познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

2 неделя «Снег. Какой он?» познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3 неделя «Как из снега получить воду» формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4 неделя «Мороз и снег» закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Январь

3 неделя «Свойства льда» познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает, учить устанавливать простейшие закономерности.

4 неделя «Изготовление цветных льдинок» познакомить с одним из свойств воды.

Февраль

1 неделя «Плавает — тонет» учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2 неделя «Поплывет не поплывет» развивать представление о весе предметов.

3 неделя «Бумага, ее качества и свойства» научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Читайте также:  Может ли ребенок идти в школу с 5 лет

4 неделя «Посадка лука» уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

Март

1 неделя «Ткань, ее качества и свойства» учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

2 неделя «Здравствуй, солнечный зайчик» дать представление о том, что «солнечный зайчик»— это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

3 неделя «Веточка тополя» наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

4 неделя «Вот какая пена» Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Апрель

1 неделя «Поиграем с тенью» Познакомить детей с особенностью появления теней.

Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

2 неделя «Почему тёмный камень теплее?» Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой.

Развивать сенсорное восприятие.

Развивать мелкую моторику.

3 неделя «Сушим платочки» Познакомить детей с температурой.

Учить сравнивать разные температуры. Развивать любопытство.

4 неделя «Весёлые путешественники» Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево.) и их свойствами.

Развивать сенсорное восприятие. Воспитывать аккуратность.

Май

1 неделя «Древесина, ее качества и свойства» учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2 неделя Земля и её свойства Познакомить со свойствами земли

3 неделя Посадка цветов в клумбу Познакомить с правилами посева

4 неделя Игра «Я-юный исследователь» Диагностика детей по пройденным темам

При определения предмета экспериментирования мы опираемся на следующие критерии:

В центре экспериментирования мы организовываем познавательные занятия для детей. Каждое занятие тщательным образом готовится, обязательно определялись цели, задачи эксперимента или элементарного опыта.

Решение задач осуществляется в двух вариантах: а) дети проводят эксперимент, не зная его результата и, таким образом, приобретают новые знания; б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили. В заключение проведения опыта или эксперимента мы стремимся к тому, чтобы дети сами делали выводы и подводили итоги собственной деятельности.

Иногда специально организованному экспериментированию предшествуют наблюдения, которые нередко являются стимулом проявления любознательности и познавательной активности ребенка. Поэтому при организации наблюдений мы стараемся соблюдать необходимые требования, предъявляемые к наблюдению. Мы считаем, очень важным правильно выбрать объект для наблюдения. Если это условие не соблюдается, то познавательная ценность эксперимента снижается.

Независимо от выбранной формы проведения экспериментирования, мы стараемся постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

Наши опыты

Планируя работу с детьми по теме «Вода», мы ориентировались на уже имеющиеся знания детей. Мы убедились в том, что игры — эксперименты с водой позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для развития познавательной активности.На занятиях: «Какой бывает вода?», «Лёд — это твёрдая вода» дети учились самостоятельно различать воду в трёх физических состояниях, выделять и называть их особенности,делать простые умозаключения: вода бывает жидкой, твёрдой — в виде льда и в виде подвижного

летучего пара, а также, что может произойти с водой, когда становится холодно — она замерзает и превращается в лёд. А при проведении опыта «Лед легче воды» ребята убедились в том, что сначала лед плавает и не тонет, держится на воде. Но через некоторое время он все-таки исчезает.

О газообразном состоянии воды дети узнали из опыта «Пар — это тоже вода»,когда поместив зеркальце над паром, они увидели, что на нем выступили капельки воды.

«Вода принимает форму сосуда»

«Тонет –не тонет»

«Окрашивание воды»

«Вода-растворитель»

«Фильтрование воды»

«Весёлые кораблики»

«Как из снега получить воду»

«Где холоднее под снегом или снаружи?»

Опыты с воздухом Цель: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами в процессе экспериментиро-я. Роль воздуха в жизни человека. Воздух», мы знакомили детей с его свойствами и ролью в жизни человека.Маленькие исследователи в играх: «Мы ищем воздух», «Ворчливый шарик», «Веселая полоска»открывали для себя элементарную закономерность — мы дышим воздухом, воздух есть везде, он лёгкий и невидимый, движение воздуха — это ветер, его можно увидеть в воде, в виде пузырьков. Ребята учились делать элементарные умозаключения. Например, при решении проблемы «Можно ли услышать воздух?» мнения детей разделились: одни говорили, что воздух можно услышать, но не могли объяснить, как; другие говорили, что воздух услышать нельзя. Тогда мы предложили провести опыт «Воздух поёт и свистит», в ходе, которого они пришли к одному мнению, что воздух действительно поёт и свистит. Дети брали бутылочки, приставляли к нижней губе и дули сбоку на горлышко – возникал звук. Объяснила, что ещё можно услышать воздух с помощью свистков и свистулек. Так дети ещё раз убедились, что воздух поёт и свистит.

Читайте также:  Можно ли давать сало ребенку 5 лет

Продолжая обучать детей познавать окружающий мир, я проводила различные организованные наблюдения за природой на прогулках, которые, без сомнения, обогащают практический опыт детей и побуждают их к практической исследовательской деятельности.

«Поиграем с ветерком»

Вывод:

В результате организации детского экспериментирования, мы пришли к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

В дальнейшей работе мы планируем активно использовать экспериментирование и опыты в работе с детьми.

Источник

Познавательное развитие детей

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы,

Изучение физиологии мозга ребенка, наблюдение за детьми-дошкольниками разных возрастных групп позволили определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах — систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли он телевизор, слушает ли он научный доклад или просто идет по улице, все время получает, соприкасается с какой-либо информацией в том или ином виде. Получив информацию, у человека помимо его воли складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он постиг. Книга понравилась или нет, передача вызвала чувство восхищения или разочарования и т.д. Иными словами, информация, дойдя до человека, став его достоянием, оставляет в душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением».

Однако у взрослых и детей отношение к постигаемому складывается по-разному.

У взрослых людей информация первична, а отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, представлений, опыта. Например: «Как я могу высказать свое отношение к автору и его книге, если я не читала ее?»

У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение — первично, а информация вторична.

Иными словами, они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Читайте также:  Лекарство от головы ребенку 5 лет

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Рекомендации педагогам

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме — образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы — зрительные, логические, словесные — различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, игра «Четвертый лишний» — на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один — лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество. Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже — то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение — символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть. В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей или психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет — это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно — «да» или «нет». Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй. У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка. Берегите психику детей.

Педагог-психолог: Богданова О.С.

Источник