Ребенок 5 лет очень всего боится
В 5 лет чувствительный Никита всего боится: людей, собак, драконов из сказки, от любого шума вздрагивает, трясется. Он теперь старший брат, а совладать с собой не может. Что с этим делать?
Начало школьной жизни, поступление в детский сад, рождение братика или сестрички, смерть родного человека, хирургическая операция или просто трехдневное пребывание в стационаре и многое другое в жизни детей становится триггером дневных боязней и ночных кошмаров. Для детей любая неизвестность может стать источником тревоги — людям свойственно бояться неизведанного и непонятного.
У трехлетней Леночки много страхов. Она боится каруселей — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “Новогодней Елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.
Многие мамы беспокоятся по поводу детских боязней. Для определенного возраста это вполне нормально — пугаться окружающего мира. По мере знакомства с ним — страхи уходят. Но есть категория деток, которых психологи называют “тревожными”. Они бояться почти всего: мама ушла — паника, чужой пришел — истерика, паук на окошке — слезы и так далее. Более того, такая детская тревожность может стать началом “взрослой” фобии.
РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Разберемся какие они бывают и откуда берутся.
Когда ребенок всего боится в 2-3 года
Это обусловлено инстинктом самосохранения: эмоциональная реакция на возбудитель помогает избежать чего-то или кого-то, кто может причинить вред. Громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций — все это может стать причиной стресса и, как следствие, боязни или ночных кошмаров.
Подробнее о детских кошмарах читайте в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”
Когда ребенок всего боится в 5-7 лет
Это чаще проявление бурной фантазии. Это время “расцвета” разных страхов, когда ребенок может буквально начать бояться всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн. Эти боязни связаны с глубинным страхом смерти — своей и родителей. Причиной может стать конкретная ситуация (укус собаки, например, или переезд), запугивания взрослых (“придет серенький волчок и укусит за бочок”), внушения (“не входи — убьёт”).
Жорик часто беспокоен, пуглив, до слез не желает ходить в школу, отказывается разговаривать и выполнять просьбы родителей. Жорику плохо из-за внутренней тревоги, он не в состоянии нормально учиться и общаться. Со временем у него может развиться депрессия или обсессивно-компульсивный синдром. Жорику срочно нужно помочь выбраться из затянувшегося стресса.
Появление чрезмерной взволнованности крохи при любой неопределенности говорит о тревожном психо-эмоциональном расстройстве и должно насторожить родителей. Наблюдая за своим чадом, обнаруживаются некоторые из перечисленных симптомов:
непривычно сильно смеется или плачет
замер или слишком балуется, нервно играет
тянется “на ручки”, прячется в объятиях родителей
не хочет говорить, даже вспоминать о том, что его пугает
плохо спит
энурез, энкопрез (недержание кала)
Разумеется, диагноз ставит квалифицированный врач, к которому вы обратитесь со своими наблюдениями. Терапевт поможет справиться с беспокойством и страхами, научит противостоять чрезмерной тревожности, расскажет вам, как заниматься с ребенком дома, возможно пропишет лекарства. Своевременное лечение, работа с психологом, правильное воспитание обеспечивают благоприятный исход.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ
Сначала давайте выясним, действительно ли маленький боится или просто стесняется. Застенчивые дети — не редкость. Правда, одни слегка стесняются незнакомого человека, а другие категорически отказываются разговаривать с тем, кого не знают близко. Это вызывает у них целый ряд отрицательных эмоций. Со стороны кажется, что они просто трусишки и шарахаются всего подряд.
Чувствительные нервные дети чаще других всего боятся. Старайтесь таких крошек лишний раз не пугать, не перегружать их воображение ужасными мультфильмами, играми и игрушками. Запасайтесь терпением на время терапии, заранее готовьте ребенка к переменам в жизни (поступлению в детский сад, школу, рождению братика или сестрички), соблюдайте режим дня.
Общие рекомендации для родителей:
выражайте уверенность, что с чадом все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
не убирайте источник страха, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
не избегайте пугающих ситуаций, но превращайте их в урок по борьбе с боязнью.
поощряйте его всегда и везде за терпение своего беспокойства, совладание с самим собой. Вы же знаете, как это трудно!
прорабатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценках, рисунках
обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
перестаньте сами тревожиться!
Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. У них на глазах проявите терпение, уверенность в своих силах, упование на помощь свыше, друзей, родных. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
Источник
В этой статье я дам вам базовые рекомендации, что делать, когда ваш ребенок чего-то боится.
Их можно применять по отношению к большинству тех детских страхов, которые перечислены ниже. (Про страх смерти напишу отдельную статью).
Из многочисленных комментариев моих подписчиков в Инстаграм и других соц. сетях я собрала большой список того, чего боятся дети.
Чего же боятся дети?
Дети боятся: пылесоса, газонокосилки, качелей, машины, велосипеда, аттракционов, лифта, высоты, темноты, воды, смерти, врачей, стоматологов, прививок, брать кровь, других детей, оставаться дома одному, спать одному в комнате или с закрытыми дверьми, мыть голову, собак, коров, акул, крокодилов, динозавров, птиц, аниматоров, клоунов, монстров, привидений, роботов, чёрные тени, насекомых (пауков, пчёл, жуков, муравьёв), грома, моря, воды, ветра, громких звуков, своей смерти или смерти близких.
Этот список можно продолжать еще очень долго.
Как помогать детям справляться со страхами?
Для ребёнка его страхи – это его реальность и всё по-настоящему. Поэтому логические доводы родителей, типа таких: «Это не страшно», «Такого не бывает», «Это всё твои фантазии» – не помогают ребенку!
Говорите с ребенком про страхи
Говорите с ребёнком про его страхи, расспрашивайте, задавайте вопросы. Пусть ребенок говорит о том, чего он боится, «выпускает» наружу то, что его пугает. Не переубеждайте, а внимательно слушайте.
Уточняйте у ребенка: «И что будет потом?», «И как это происходит», «А откуда они берутся?», «А какие они бывают?», «А где они живут?», «А чего они сами боятся?».
Нарисуйте то, чего боится ребенок
Пусть ребёнок нарисует то, чего он боится. Символически это означает, что он приобретает над этим контроль. А потом рисунок со страхом можно: зачирикать, порвать (клочки бумаги спустить в унитаз), изрезать ножницами, дорисовать к нему что-то смешное и сделать рисунок комичным.
Можно нарисовать сверху решетку и посадить страх в клетку!
Поиграйте с ребёнком в то, чего он боится
Пусть в ролевой игре он сам побудет своим собственным страхом – станет клоуном, стоматологом, коровой, птицей, муравьём. Пусть ребенок бегает за вами, пугает вас, мычит или гавкает на вас, «берёт у вас кровь» и прыгает на вас из-за угла.
А вы подыгрываете, сначала боитесь, а потом пытаетесь подружиться с ним, найти общий язык и т.д. Потом поменяйтесь местами и дайте ребёнку «победить» вас (свой страх) любыми доступными ему игровыми средствами или подружиться с вами.
Сочиняйте ребенку истории, в которых главные герои различными способами преодолевают страх или начинают с этим страхом дружить (с одиноким монстром) или начинают с удовольствием делать то, чего боялись.
Объясняйте ребенку то, чего он боится
Объясняйте ребёнку суть явлений, которых он боится. Рассказывайте, как работают приборы, как переодеваются и красятся клоуны, как работают стоматологи и т.д
Сделайте «защитный» талисман
Придумайте и создайте вместе с ребёнком талисман, который будет его охранять, оберегать и защищать от страха. Это может быть рисунок (ангела, солнышка, доброй феи, мамы, богатыря и т.д.) либо какой-то предмет. Талисман можно повесить в любое место в комнате, носить с собой и брать в кровать.
У детей магическое мышление. Они верят в сказки, верят в добро и зло, верят в чудеса, в добрых и злых героев, поэтому этот способ хорошо «работает».
Расскажите про страх ребенку с неожиданной стороны
Расскажите ребёнку про персонажа, которого он боится, с неожиданной стороны – покажите его беспомощным, бедным, одиноким, грустным, обиженным, стеснительным, заботливым, добрым – с целью вызвать у ребёнка сочувствие или симпатию.
Примеры:
«У жучка есть маленькие детки, он ищет им еду, они его ждут дома, скучают, он очень заботливый».
«Привидение очень грустит, что его все боятся и никто не хочет с ним дружить, ему одиноко, оно мечтает, чтобы его перестали бояться и чтобы у него появился друг».
«Маленький пылесосик хотел красиво петь, а вместо этого у него получается только громко гудеть. Сколько он не старается, а петь не получается. Но он продолжает учиться».
Придумайте шутки про страх ребенка
Прекрасно помогают весёлые, глупые и даже неприличные шутки про сказочных персонажей, которых боится ребёнок.
«Монстр однажды сам от страха обкакался».
«Когда Бабы Яга чихает, у неё из носа летят смешные сопли и козявки».
«Если роботу сказать «Бу», он от страха громко пукает» и т.д.
Вы не представляете, как звонко и от души смеются дети, когда придумываешь про их страхи такую ерунду. И насколько им становится легче! Потому что то, над чем смеёшься, уже не так страшно.
Продолжение следует…
Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал
Источник на сайте
***
P.S. Если вы также хотите узнать ответы на вопросы:
— Как помочь ребёнку,который боится?
— Откуда могли появиться детские страхи?
— Как говорить с ребёнком о страхах, так чтобы он мог с вами делиться тем, что его беспокоит?
— Как заставить ребёнка смеяться над тем, чего он раньше боялся?
— Как без помощи психологов, помочь ребёнку избавиться от страхов?
— Как реагировать на проявление детских страхов так, что ребёнок будет чувствовать вашу поддержку и понимание?
То вы можете приобрести мой онлайн-курс «ДЕТСКИЕ СТРАХИ: ПОМОГИТЕ РЕБЕНКУ, КОТОРЫЙ БОИТСЯ».
***
P.P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.
И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.
***
Читайте также:
Источник
Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.
Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет
В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.
Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов
К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:
- он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
- начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
- интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
- малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
- большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.
Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.
В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.
Признаки кризиса
Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.
Чаще всего наблюдаются следующие признаки:
- у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
- дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
- начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
- остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
- возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.
В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.
Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.
Почему меняется поведение
Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.
Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство
Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.
На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:
- наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
- появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
- ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.
5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.
Как вести себя родителям
Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.
Для этого стоит придерживаться следующих правил:
- чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
- незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
- делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.
При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.
Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.
Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.
Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.
Советы психолога о том, чего делать не стоит
Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.
Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.
При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.
Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.
Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.
Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.
Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры
Источник