Ребенок 5 лет не реагирует на обращение к нему

Ребенок 5 лет не реагирует на обращение к нему thumbnail

esli_rebenok_ne_reagiruet

На прошлой неделе в рассылке я задала вопрос: “Что вас беспокоит больше всего в ребенке, себе, семье?”

После этого на меня обрушилась лавина писем с ответами на этот вопрос. И они продолжают поступать :).

Чтобы ответить всем — мне понадобится время, поэтому большая просьба набраться терпения. Сейчас я структурирую ваши письма, чтобы подготовить ряд статей. У нас получится нечто в форме письменного марафона :).

И сейчас вы уже можете прочитать ответ на первый вопрос от мамы Юлианы:

Больше всего меня сейчас беспокоит развитие моей дочки.
Ей 1,5 года. Дело в том, что она практически не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть. Мне это кажется странным, особенно когда я вижу, как отличаются в этом плане ее сверстники.
Когда ей что-то объясняешь, она вообще не смотрит в сторону говорящего, ну может в 80-90 % случаев. Но со слухом у нее все в порядке и говорит она уже несколько слов, как мама папа, кать, пить, кака, около 10 слов наверно.
И если например, сказать ей что-то, что я как понимаю, она хочет делать — пойдем смотреть мультики, например, то она быстро туда направляется… А одеваться на улицу или кушать, одевать памперс — ее приходиться тащить буквально.
На запреты реагирует, но часто выражает недовольство криком или плачем, если куда-то не пускаю ее или что то не даю делать. Рвать цветы на клумбе, например.
Это вообще нормальное поведение ребенка или стоит что-то делать по этому поводу??

Добрый день, Юлиана!

Спасибо за ваш вопрос и описание ситуации!

Для 1,5 годовалого малыша вполне нормально явление протеста во время переодевания или сопротивления предстоящим событиям (еда, сон, прогулки, лечение, путешествия и т.д.). Этот период нужно просто спокойно переждать, параллельно корректируя свой подход к ребенку.

В этом возрасте впервые начинает проявляться понимание причинно-следственных связей, т.е. ребенок видит, что на его протесты родители ведут себя странно: прежде милые и ласковые, они вдруг злятся и кричат. И малыш как бы думает: «Интересно… А что будет, если я…?» «А что потом?» «А вот это что такое?»

Здесь на первый план выступает осознание у малыша своего психологического отделения от вас, мамы (физическое отделение совершилось еще в роддоме )).
Итак, если раньше он был вашей частью, и вам было легко с ним общаться. А теперь что ни каждое действие — сразу трение: «Не-е-т!» и неизбежная ломка прежнего поведения.

Итак, вам по этому поводу волноваться не стоит. Нужно просто приглядеться к крохе и немного изменить свой стиль общения: где-то предоставить свободу больше, чем было, где-то схитрить, вовлечь в увлекательную игру, а где-то просто переключить.

Чем меньше получает кроха запретов (они должны быть продуманными) в этот активный период исследования окружающего мира — тем реже возникают ситуации «стычек» и капризов.

Чем чаще ребенок получает возможность что-то делать руками, ногами и всем телом (пересыпать, перебрать, поставить, потянуть, бросить, поднять, подползти, схватить и т.д.) — тем лучше восполняется его жажда к исследованию и легче направляется общее поведение в нужное русло.

И наоборот, малыш, получающий слишком мало сенсорных впечатлений, будет беспокойным и капризным, чаще ныть т.к. базовые потребности в связи с его возрастом — не удовлетворяются.

Очень хорошо помогает в этом плане:

  • владение собой (персонально каждому родителю предписание иметь мешок терпения и колодец любви))
  • преобразование окружающего пространства и его адаптация под подрастающего малыша (все опасное, нежелательное убираем, а все, что способствует физическому и психическому развитию — даем продуманно и дозировано).
  • стабильный режим и предсказуемость в течение всего дня (бессистемность и хаос — частый спутник капризам).
  • разбор промахов и выстраивание оптимальной стратегии (анализ помогает учитывать ошибки и достижения).

По каждому пункту можно очень много говорить, так или иначе, эта тема бездонна ????

На тренинге «Как преодолеть капризы у ребенка»  мы разбираем этот период, начиная с 1-1,5 года. Анализируем себя, поведение ребенка, его соответствие общим нормам психического развития и ищем пути, чтобы смягчить и преодолеть возникающие сложности в поведении и капризы. Наши мамы выполняют домашки и получают обратную связь от меня индивидуально. Очень рекомендую этот материал для изучения.

Что касается вашего второго вопроса о дочери («не реагирует, когда ее зовут, на свое имя, просьбы что то дать, подойти, посмотреть; не смотрит в сторону говорящего»).

Без дополнительного анализа ситуации ответить на этот вопрос невозможно. Пока навскидку что могу предположить — по какой-то причине у вашего ребенка недостаточно сформирован тесный эмоциональный контакт с близким и значимым Взрослым (мамой, папой).

Ребенок может:

  • или уходить от зрительного контакта, проявлять аутистические черты характера, погружаться в предметный мир больше, чем нацеливаться на вербальное общение.
  • или просто упрямиться и делать вид, что не слышит, хотя все прекрасно понимает и чувствует, и с общением все в порядке.
  • или же это особенности характера и темперамента (любит игру с самим собой, малообщителен, интровертирован по отношению к окружающим).

Чтобы получить полный ответ и, тем самым, исключить все тревоги касательно общего поведения и сенсорного развития соответственно текущему возрасту, проще всего обратиться к психологу, чтобы провести несколько диагностических заданий по этим сферам и определить, где и что «проседает»:

  • зрительное восприятие
  • слуховое восприятие (не в плане слышит-не слышит, а в плане понимания обращенной речи и соответствующей реакции)
  • тактильное восприятие, чувство равновесия, телесный контакт
  • эмоционально-волевая сфера
  • мелкая, крупная моторика
  • речевое развитие
  • уровень мышления
  • характер игровой деятельности
Читайте также:  Аксессуары для дня рождения ребенка 5 лет

Также следует проанализировать анамнез жизни ребенка (как прошли роды, были ли осложнения, заболевания, реакции на прививки и т.п.). И семейный срез (семейный климат, стиль воспитания, внутренние отношения между родителями и ребенком).

Вы можете самостоятельно найти хорошую литературу по диагностике, например, отличный вариант: “Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста” под ред. Н.В. Серебряковой, почитать книги по эмоциональному развитию детей, например: Баенская Е.Р. “Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст”, поиграть в эмоциональные игры (тактильные объятия, потешки, пальчиковые игры, массаж со смешными стишками) и т.д.

Если нет возможности все это находить самой — можем провести данную диагностику и, если понадобится,  наметить путь к коррекции на нашей индивидуальной консультации.

Формат: общение в скайпе или по е-мейлу, на этапе диагностики я подготавливаю чек-листы и даю обратную связь по каждому пункту. Вы получите ряд заданий, чтобы в естественных условиях дома протестировали малышку и определили ее текущий уровень.
Понадобится около недели в среднем: на проведение диагностики, чтобы не перегружать ребенка.

После консультации вы увидите общую картину развития по ключевым пунктам. Вы поймете, куда нужно двигаться дальше в плане коррекции, на что сделать акцент, если выявится несоответствие, чтобы помочь ребенку развиваться правильно.

Источник

В прошлой статье «Мой ребёнок не говорит» мы разобрали возможные причины отсутствия речи у детей. И так как статья набрала больше всего дочитываний среди других статей, делаю вывод, что тема весьма актуальна для родителей. Понимание речи является очень важным фактором для речевого развития.

Формирование речевой способности как ребенка, так и взрослого, начинается с процессов речевого восприятия и распознавания речевых сигналов.

Мне очень нравится выражение «привиться с молоком матери», потому что оно очень точно отображает суть формирования человеческой речи — язык приходит к ребёнку через различные органы чувств, которые у него обострены намного сильнее, чем у взрослого. Дети очень чутко улавливают любые звуковые сигналы, ведь таким образом происходит постижение мира. Мама подходит к малышу и говорит: «Я твоя мама!» и ребёнок улыбается в ответ, он чувствует эту теплую улыбку, мягкую и ласковую интонацию, затем все чаще прислушивается к словам и распознает именно мамин голос. Начиная с 6-8 недели в ответ на попытку взрослого вступить в контакт малыш произносит отдельные гортанные звуки – гуканье (начальное гуление). И если этого не происходит, стоит задуматься, распознает ли речевые звуки ребёнок.

За восприятие речи отвечает не физический слух, а фонематический. Но формируется он за счет физического, конечно.

Как распознать, что ребёнок не понимает обращенную речь?

Ребёнок  не даёт адекватной реакции на обращённую к нему речь:

—  реакция на речь может вообще отсутствовать, и ребёнок производит впечатление глухого;

— создаётся впечатление, что ребёнок то слышит, то не слышит;

— может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую;

— не откликается на своё имя;

— часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой и наоборот затрудняется осмыслить перефразированный вопрос или просьбу;

— лучше понимает речь матери;

— неадекватно отвечает на простые вопросы (например, на вопрос «сколько тебе лет?» –называет своё имя);

— повторяет заданный вопрос;

— часто даёт «угадывающие» ответы (например, на любой вопрос отвечает- «да»);

— наглядное подкрепление обращённой речи жестами, интонацией или мимикой заметно улучшает понимание;

— ребёнок, как правило, следит за выражением лица и жестами окружающих взрослых, пытаясь угадать ожидания взрослого;

— характерным является правильная реакция на простые просьбы близких в привычной домашней обстановке и растерянность и непонимание в непривычной обстановке.

Чтобы ребёнок начал говорить, он должен слышать обращенную речь и понимать ее.

Нарушения понимания речи – довольно разнородная группа расстройств. Ребёнок может не понимать речь по разным причинам. Например, при снижении слуха он не в состоянии чётко различать звуки родной речи, при умственной отсталости ему сложно понять смысл услышанного. При аутизме также существует специфическая проблема понимания речи, связанная с буквальным восприятием слов и выражений, а также с неумением использовать речь для обмена информацией. На понимание речи также влияют различные ушные заболевания.

Что делать, если Вы не уверены в том, что ребёнок понимает речь:

  • В первую очередь обратиться к специалистам и сделать аудиограмму. Найти причину и как можно раньше начать лечение, следуя рекомендациям специалистов.
  • Внимательно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на обращённую речь (игнорирует, теряется, делает не то, о чём просят; следит за жестами и выражением лица; не всегда реагирует на своё имя, «то слышит, то не слышит»; лучше понимает свою маму).
  • Снизить интенсивность речевых обращений к ребёнку и соблюдать при этом следующие правила:

— смотреть в лицо ребёнку и убедиться, что он понимает, что вы к нему обращаетесь;

— произносить только то, что имеет отношение к данной конкретной ситуации (например, «будем кушать!»), без лишних слов, кратко.

  • Оценить, как влияет понимание речи на другие функции и развитие ребёнка. В данном случае важно понимать есть ли у ребёнка речь, как он развивается умственно и физически.
  • Распорядок дня должен быть организован в соответствии с возрастными нормативами (время сна, еды и т.п.) и быть стабильным изо дня в день. Такой режим является основой для ощущения ребёнком  безопасности и предсказуемости событий, что крайне важно для адаптации при нарушениях понимания речи.
Читайте также:  Можно ли семечки ребенку 5 лет

В заключение отмечу, что при своевременном установлении диагноза в раннем возрасте и коррекции, проблему удается компенсировать вплоть до полного выздоровления. Это относится к таким расстройствам как, например, слуховая агнозия или сенсорная алалия. Про аутизм или кохлеарную имплантацию совсем другая история. Поэтому обращайте внимание на то, как ребёнок воспринимает речь и будьте здоровы 🙂

Подписывайся на канал, чтобы не пропустить самое интересное! Я обязательно напишу статью о том, как запустить речь ребёнка и развивать понимание речи.

Ставь «+» в комментариях если статья была для Вас полезная!

О чём хотите поговорить? Задавайте свои вопросы в комментариях или в личных сообщениях.

Источник

Кто из нас не считает себя мудрым родителем? Но и нам порой отказывает терпение, когда это повторяется изо дня в день.

20 августа 2020·Текст:
Екатерина Рижская

В один прекрасный момент у ребенка наступает «возраст-неть». То есть, на любую просьбу или предложение он отвечает лаконично и без запинки: «Неть». А бывает еще стадия «глухоты». Это когда мама просит-просит, уговаривает-уговаривает, а малыш будто не слышит. И, пока не рявкнешь, не реагирует ни на какие просьбы. А рявкать-то не хочется, мы же любящие мамы. Так и множатся истории на форумах:

«Сыну три с половиной года. По идее, это возраст, когда ребенок начинает все делать сам. У меня же все наоборот. Ему надо, чтобы его одевали, хотя знаю, что умеет это делать, кормили, сам есть отказывается. Еще его обязательно надо усыплять, иначе будут жуткие истерики. Что делать?»

«Моему почти 5 лет. Когда прошу что-то сделать, сынок двигается, как сонная муха, отвлекается. Дала штанишки, футболку прошу надеть, через минуту обернулась — лежит ногами вверх, штаны в стороне. Еще раз попросила, привстал, вернулась минут через пять, опять та же картина: штаны где-то, а сам играет. Я кричу — он вскакивает и быстро одевается. Разве это нормально — постоянно кричать?»

«Прежде всего, надо выяснить причины такого поведения ребенка, — считает психолог. — Основные — это недостаток внимания; отсутствие четких требований со стороны родителей; незрелость психики малыша; недостаток его ресурсов для выполнения действия. А возможно, он не выспался, плохо себя чувствует или просто не любит ходить в сад. Ну неспособен ребенок вдруг решить маму выбесить».

1. Три года — это возраст кризиса, который называется «Я сам». Именно в этот период мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам нужно четко выстраивать поведенческие границы. Это определенные правила и внутрисемейные законы, по которым ребенок начинает считывать реальность конкретной семьи. К примеру, подъем в 7:00, отбой — в 21:00. В определенное время идем пить молочко, есть печенье, чистить зубки, читать сказку и спать. Важно, чтобы ритуал изо дня в день повторялся.

2. Надо понимать особенности психического развития малыша и делать соответствующие выводы. До трех лет предфронтальная кора в головном мозге еще не до конца развита, там практически нет извилин и бороздок. К 5-7 годам мозг ребенка меняется, в том числе благодаря отрицанию маминых просьб. Следите за цепочкой: малыш сталкивается с фрустрацией (неудовлетворением потребностей), а требование или запрет — это всегда фрустрация; он испытывает небольшой стресс, но тем самым дает психике опыт переживания необходимых психоэмоциональных реакций. Так что отрицание всего и вся — это естественный процесс.

Фантазии о том, что у детей не должно быть запретов — это только фантазии. Если ребенку все разрешено, это вызывает у него беспокойство, тревожность, отсутствие почвы под ногами и, как следствие, агрессию.

3. В три года начинается процесс отделения от родителей, и этот процесс не одномоментный. Малыш хочет быть взрослым, делать все сам, но ему не всегда для этого хватает ресурса — и физического, и психического. Пройдет кроха десять шагов и на ручки просится. Мудрые родители помогут, не очень мудрые скажут обиженно: «Ты же теперь самостоятельный, вот и иди». Лучше похвалите за достижения!

4. Возможно, ребенок научился самостоятельно справляться с ситуацией, но все еще просит маму покормить, одеть и полежать рядом. О чем это говорит? О том, что ему еще нужна эмоциональная поддержка. И хорошо, что рядом есть взрослый человек, к которому у малыша есть доверие, к которому можно обратиться за помощью, поплакаться, опереться. Чаще это мама.

5. Не торопите взросление ребенка, посмотрите на себя. Как часто вы вместе играете? Разговариваете ли по душам? Объясняете ли ситуацию и ее последствия? На это нужно время, которого у родителей часто нет. Вы спокойная и улыбчивая мама, которая любит ребенка безусловно и говорит ему об этом, или мама, всем недовольная, вечно уставшая и торопящаяся? Тогда не удивляйтесь тому, что малыш будет притягивать к себе внимание в самый неподходящий момент. Вы, пусть и с нахмуренными бровями, нужны ему здесь и сейчас, а не завтра, когда наступит выходной.

6. Любой каприз нехочухи нужно разворачивать в игру. Не давить на ребенка со словами «Нет, ты будешь есть кашу, я так сказала». Негативные эмоции и желание вступить с малышом в лобовое столкновение надо учиться подавлять — ни к чему позитивному они не приведут. Не хочет одеваться? Заставлять его не имеет смысла, лучше пошутите и поиграйте две минуты. Предложите поискать по комнате потеряшек — носки, майку. Или надеть наперегонки брюки. Можно участвовать в процессе параллельно. Скажите ему: «Я ищу майку, а ты надеваешь шорты, я дую на кашу, а ты сам ешь». Постепенно сводите свое участие к минимуму и радуйтесь вместе его новым умениям.

Читайте также:  Рисуночные тесты для ребенка 5 лет

7. Важно не поддаваться истерикам, а научиться спокойно говорить «нет». Так ребенок получает истинную, а не искаженную картину мира, где всего можно добиться, стоит только поплакать. Родители должны быть готовы прожить обиду крохи и его агрессию («Я не люблю тебя, не хочу, чтобы ты была моей мамой»). Чаще все он говорит гадости после так называемых слез тщетности, которые не приводят ни к чему. На самом деле он так не думает, просто для него в этот момент весь мир рухнул, а незрелая психика иначе отреагировать на ситуацию не способна. И очень желательно, чтобы, несмотря на этот негатив, некрасивое поведение и беспричинные (на ваш взгляд) слезы, вы нашли в себе силы обнять малыша, прижать к себе и прошептать ему на ушко, как вы счастливы от того, что он у вас есть.

Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Источник

IKsen­iya
[1.4K]

5 лет назад

Когда ребенок не реагирует на обращение к нему, когда не играет в совместные игры с другими детьми, с игрушками играет только в виде кручения, общается повторением отдельных чужих фраз, слов или частей слов (эхолалия). Такой диагноз ставят, вроде, только в возрасте 3-х лет. Как-то я проходила практику в реабилитационном центре, насмотрелась на аутистов и даунов, жаль родителей, но ведь это дети!

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

virri­t
[35.8K]

5 лет назад

Ребенок, у которого нет подобных проблем, всегда любит телесный контакт. Объятия, поглаживания по головке, поцелуи — обязательная часть общения с малышом. Насторожиться нужно,если не чувствуете,что ребенок испытывает удовольствия от этого.

Не смотрит в глаза — это совсем не обязательный признак, но вот отсутствие реакции на свое имя тоже может быть поводом проконсультироваться у врача.

88Sky­Walke­r88
[286K]

более года назад

Такой диагноз трудно поставить в раннем возрасте.

Отклонения начинают проявляться с лет трех. При этом признаки похожи с таким диагнозом как задержка психического или физического развития.

К сожалению, у многих моих знакомых дети болеют именно этим недугом.

На ранних этапах, судя по их рассказам, аутизм проявлялся в виде того, что не удавалось привит навыки обслуживания. Например, ложку держать или на горшок ходить.

Дети -аутисты не начинают говорить, когда это нужно. Хотя это не главный признак. Многие дети сейчас поздно начинают говорить.

Один из самых главных признаков аутизма — это то, что дети не идут на контакт с другими людьми, не смотрят им в глаза. У них может начаться истерика, если вы, например, пошли с ними в магазин или на прием к врачу.

Ander­t
[71K]

более года назад

Самые первые признаки аутизма, которые можно наблюдать у ребенка — это, конечно, когда он смотрит в одну точку не переставая. Он так же будет избегать всяческого зрительного контакта, будет занят одним неинтересным делом долгое время (раскладывать книги по полкам несколько раз подряд, убирать игрушки в определенной последовательности и т.п)

Аутизм нужно лечить на ранней стадии

У моей подружке у ребенка аутизм, долго не могли поставить. Ребенок не выходил на контакт, жил где-то внутри себя, на замечания не реагировал, хотя слушал, долго не разговаривал, да и сейчас толком не говорит, кроме «надо», очень физически сильные дети ( по стенке по антрисолям на одних руках до верха забирался в 4 года.

владс­андро­вич
[593K]

3 месяца назад

При аутизме дети не идут на эмоциональный контакт с людьми и даже с матерью и главным признаком такого поведения является эмоциональная холодность ребенка и крайняя степень его молчаливости. Причем если он что-то и говорит, то это как правило не ответы на вопрос матери, а высказывание его отдельных внутренних мыслей, которые не имеют отношения к тому контакту, который пытается с ним установить мать.

Miss Alex
[199]

5 лет назад

Самый первый признак аутизма у ребенка — отсутствие контакта с матерью.

Ребенок не смотрит в глаза, избегает зрительного и телесного контакта, не любит когда его гладят по головке, берут на ручки, обнимают.

Впоследствии можно также наблюдать задержку развития речи, проблемы в общении со сверстниками.

Красн­ое облак­о
[217K]

11 месяцев назад

Вообще самостоятельно поставить такой диагноз и тем более выявить первые признаки крайне не просто.

Нужно быть специалистом с медицинским образованием.

Первый признак, ребёнок не идёт на контакт и даже со своей мамой.

Не смотрит в глаза при разговоре.

Постоянно находится «на своей волне» и так далее.

Знаете ответ?

Источник