Ребенок 5 лет не разговаривает врач
Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от развития его речевых способностей. Мелочей в этом вопросе не бывает, поэтому, если родителям кажется, что их ребёнок недостаточно хорошо говорит для своего возраста, то следует внимательно отнестись к этому вопросу, но при этом не стоит кидаться в крайности, глотать таблетки и подозревать детскую инвалидность.
Ребенок не разговаривает в 5 лет
В первый годик жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата и нервной системы к говорению. В этом возрасте ребёнок общается с родителями посредством крика, плача и других звуков, которые он способен издавать. Таким образом он подаёт сигналы о своём физическом и эмоциональном состоянии. При этом происходит тренировка физических составляющих голосового аппарата:
- артикуляция;
- дыхание;
- гортань.
В первые месяцы жизни детский мозг начинает реагировать на слова, произносимые родителями: замирает, прислушивается, поворачивает голову на звуки голоса. Но большей частью ребёнок реагирует на интонацию: доброжелательная — он улыбается, успокаивается, грозная, суровая — напрягается.
Следующий этап формирования речи в этом возрасте, это когда появляется гуление: гукающие звуки, протяжные гласные.
К полугоду в речи младенца появляются простые слоги, то есть малыш уже способен произносить согласные, для чего приходится задействовать уже практически полный комплекс речевого аппарата.
Обратите внимание! Если в этом возрасте ребёнок не способен этого делать, то это первый признак проблем развития речи, который должен насторожить родителей.
Затем гуление трансформируется в лепетание, малыш издаёт чёткие отдельные звуки, несколько одинаковых слогов подряд, которые легко спутать со словами «мама», «папа».
К девяти месяцам в лепете ребёнка появляются новые звуки, интонации, разнообразие слогов. Он реагирует на своё имя, понимает простые команды (нельзя, можно, стой) и вопросы (где, куда).
Ещё через месяц ребёнок пытается повторять услышанные слова, повторяет новые, незнакомые звуки.
К году малыши уже способны соглашаться или возражать родителям, гримасничают, понимают простые вопросы. В этом возрасте «мама» или «баба», это осознанное произношение слова.
На втором году жизни ребёнок уже общается посредством речи, выражает свои эмоции, простыми словами передаёт информацию, формирует предложения. У малыша пополняется пассивный словарь — понимание речи взрослых. Активный словарь не такой большой — всего 10-20 слов. Основной показатель, на который следует ориентироваться родителям — понимание ребёнком обращённой к нему речи.
Далее развитие речи идёт более активно (использование глаголов, комбинация глаголов и существительных), быстро возрастает словарный запас к трём годам, а к четырём малыши уже способны произносить развёрнутые предложения.
В пять лет ребёнок, уже полноценный собеседник, и способен поддерживать разговор, хотя может путаться в значениях некоторых слов, формирует отглагольные существительные, что выглядит забавно, но свидетельствует о новом скачке интеллектуального развития.
Важно! Если ребёнок ментально полностью здоров и не имеет проблем со слухом, но при этом в его речи присутствую грамматические, лексические или фонетические нарушения, то в таком случае можно говорить об общем недоразвитии речи.
Признаки отклонения
Признаки:
- позднее появление речи;
- маленький словарный запас;
- плохая грамотность;
- дефекты в произношении;
- неумение подыскать нужное слово.
Причины недоразвития
Причины:
- инфицирование или интоксикация мамы в течении беременности;
- токсикоз;
- родовая травма;
- резус-конфликт крови матери и ребёнка;
- заболевания центральной нервной системы;
- травмы мозга на начальных этапах жизни ребёнка;
- курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
- генетические отклонения, наследственность;
- недостаток мотивации в случае чрезмерной родительской опеки;
- диалоговый негативизм ребёнка при чрезмерном давлении взрослых;
- потрясения (из области психологии, а не физические) — сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка;
- педагогическая заброшенность, когда с малышом недостаточно много разговаривают родители.
Психосоматика: ребенок не разговаривает
Интеллектуальное и психическое развитие ребёнка активнее всего протекает в возрасте до 5 лет. По этапам формирования речи отчётливо видно, какие быстрые изменения в развитии ребёнка происходят в течение всего нескольких недель.
Почему так важно своевременное развитие речи?
Общее развитие малыша идёт рука об руку с его речью. Каждый этап этого процесса крайне важен.
Обратите внимание! Каждый упущенный момент невозможно будет восполнить на последующих этапах развития, и с каждым таким упущенным моментом ребёнок теряет часть своих потенциальных возможностей правильно заговорить.
При отличных физических и интеллектуальных способностях, потенциал маленького человека безграничен, и повлиять на него может только среда обитания малыша.
Очень важно создать вокруг ребёнка дружелюбную и позитивную социальную среду, которая поможет максимально развиться его потенциалу. Необходимо создать среду, в которой не будет чрезмерного давления на психику малыша, при этом не оставляя его полностью заброшенным, удовлетворяя только основные нужды в еде и тепле.
Соблюсти этот хрупкий баланс, сложная задача, но необходимая для воспитания гармоничной, физически и ментально здоровой, уверенной в себе личности.
Советы специалиста Грибовой О. Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»
Малыш отстаёт в речевом развитии от сверстников, что можно сделать — поможет литература.
Для кого эта книга?
Эта книга, шанс для тех, кто интересуется вопросами развития речи, пытается разговорить малыша (родителей, воспитателей, логопедов) (есть онлайн-версия). В ней собрано много полезной информации, знание которой поможет дать ответы на полезные вопросы родителей, например, ребёнок не говорит в 5 лет, что делать.
Этапы формирования речи
Формирование речи можно условно разделить на следующие этапы:
- развитие мотивации и подражательных способностей;
- расширение запаса слов и обучение грамматике речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
Ребенку 5 лет, не разговаривает: что делать?
Речь человека развивается последовательно от одного этапа к другому. В рамках каждого необходимо проводить коррекционные занятия при обнаружении каких-либо отклонений. Любой упущенный недостаток будет усугублять потенциальные проблемы дальнейшего развития.
В книге собрано много полезных занятий, которые могут провести, как специалисты, так и сами родители, способные помочь детям преодолеть отставания в развитии речи.
М.И. Лисина «Общение, личность и психика ребенка»
Эта книга даёт представление о том, как развивается общение у детей в первые 7 лет жизни, влияние общения на психическое развитие малыша и роль, которую играют взрослые в этих процессах.
Здесь собран различный фактический материал, исследования, диагнозы, прогнозы учёных-психологов, подтверждающих важность присутствия взрослых на начальных этапах жизни детей для их полноценного развития, необходимость диалога и лечения (при необходимости).
Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни
Если дети будут лишены общения со взрослыми, то, в зависимости от степени лишения, малыш необратимо остановится в развитии на уровне животного (Маугли), либо будет сильно отставать от своих сверстников в умственном развитии. Но, если вовремя вмешаться в этот процесс (помогать психологически или пойти лечиться при необходимости), то отклонение в развитии можно ликвидировать. И чем раньше произойдёт вмешательство, тем меньше усилий для этого понадобится.
Речь, как средство общения
Общение здесь рассматривается, как цепь единичных актов, характеризующихся целями, на достижение которых он направлен. В данной концепции речь рассматривается, как средство общения, которое возникает только на определённом этапе развития этой цепи.
В завершении необходимо подчеркнуть, что в развитии малыша нет мелочей, и взрослым не стоит упускать любую возможность, чтобы облегчить маленькому человеку этот сложный процесс.
Источник
Дочке 5 лет и ее понимают только мы и воспитатель в садике.Разговаривает как 3-хлетний ребенок.Слова выговаривает нечетко и пропускает звуки.При этом старается высказать свои мысли.Если не понимаем что она хочет сказать-обижается. Rosy-Svelana 5 лет назад Самое первое нужно обратиться к логопеду, а также к психологу, так как это может быть какая то психологическая травма еще с детства , к неврологу тоже рекомендую, так как это может быть при родах, много разных причин, по крайней мере, я именно к этим всем врачам обращалась, чтобы все варианты исключить, логопеда меняли не одного. Слава Богу, сейчас все хорошо. Сейчас во втором классе — ОТЛИЧНИК. Прекрасно разговаривает, но в свое время помучились не мало. Желаю вам успехов и терпения, в не легком труде. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим A k s i n y a 5 лет назад Такая проблема бывает практически у многих детей , если происходит не развитие речи , с такими детьми занимается — логопед. Если Ваш ребенок разговаривает плохо или не может выговорить некоторые слова, тут уже стоит обратиться к логопеду, но после консультации с Вашим педиатром. Именно врач — логопед, помогает детях выговаривать правильные слова , занимаясь ежедневно. Но причина может быть и в патологии заболевания, тут уже стоит пройти обследование, чтобы выяснить причину плохой речи. Но думаю ничего страшного нет, если Ваш ребёнок будет заниматься с детским логопедом в детском саду, возможно речь восстановится и в один прекрасных день малыш начнёт разговаривать с хорошей речью. Обычно в таком довольно взрослом возрасте недоразвитие речи, это уже не причина а последствие. А причиной может быть достаточно много:
В этом случае вам нужно обратится в первую очередь в НЕВРОЛОГУ для полного обследования и назначения адекватного лечения ребёнка (есть ряд препаратов которые стимулируют развития ЦНС) и спустя даже первый курс лечения вы получите результат. При условии конечно что ДОМА с ребёнком так же будут заниматься, и будут проводится занятия у логопеда.
Мила Жужу 5 лет назад Если ребенок почти не разговаривает, то обращаются к детскому неврологу, который направляет на измерение внутричерепного давления. Если оно повышено, то соответствующий терапевтический курс приводит к тому, что давление на соответствующий участок мозга, отвечающий за речь, уменьшается, и ребенок начинает разговаривать. Если же ребенок говорит, но невнятно, то у него может быть слабо развит язык, как мышца, и ему трудно им артикулировать, поднимать вверх к небу, упираться в зубки. Здесь только конкретные упражнения, подобранные логопедом для каждой буквы и звука, исправят положение. Сначала к детскому педиатру, чтобы правильно выбрать далбше более узкопрофильного специалиста. Возможно у ребенка какие-либо физиологические нарушения речи, после я бы пошла к психологу или неврологу, чтобы исключить нервно-психические заболевания, психологические травмы. Ну, и наконец, к логопеду или дефектологу. Это все лечится, не переживайте, у меня брат до пяти лет почти не говорил, а потом как прорвало. Ирина Агапова 5 лет назад Здесь нужно комплексное обследование и медицинское педагогическое и психологическое. Но начать можно с врача сурдолога. Затем врач подскажет к кому ещё вам обратиться. Но обязательно сходите на консультацию к логопеду, дефектологу; возможно к психологу, к врачу неврологу. Это те специалисты, которые могут помочь вам. 357689092 11 месяцев назад Прежде всего нужно обратиться к логопеду, пускай посмотрит на ребенка. Также возможно понадобиться помощь дефектолога, это будет не лишним. Можно обратиться и к неврологу, возможно он вам посоветует какие-то препараты. В любом случае нужно пробовать все, очень хорошо если это будет в комплексе. а3 11 месяцев назад В случае проблем с речью у ребёнка следует обратиться сначала к педиатру, а он уже может направить вас к логопеду или неврологу. А так же врач может направить в какой-либо специализированный медицинский центр. Или посоветует устроить ребёнка в детский сад для детей с нарушенной функцией речи. Вам обязательно надо сходить к логопеду. В группе детского сада, куда ходит моя дочь, тоже было несколько детей, которые плохо говорили в 4-5 лет-их направляли на занятия с логопедами в логопедические центры или переводили в логопедический детский сад. Красное облако 11 месяцев назад В начале лучше обратиться к педиатру и опять же лучше, с этим не затягивать. После осмотра педиатром он скорей направит вас к невропатологу, или же к врачу логопеду, тут же могу быть варианты, но решение принимает педиатр. Знаете ответ? |
Источник
Правильное формирование речи у малыша предопределяет его личностное развитие, мышление и восприятие окружающего мира в целом. Ребенок, который не умеет разговаривать в 5-летнем возрасте, не способен делать выводы и логические суждения, обобщать, размышлять над причинами и следствием тех или иных явлений. Ключевая ошибка родителей неговорящих детей в том, что они долгое время ждут, что малыш вот-вот проявит свои речевые способности, упуская тем самым столь ценное время.
Ключевые этапы развития речи у детей
Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:
- до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
- 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
- 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
- 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
- 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
- 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
- 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.
Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.
Читайте также: Почему ребенок говорит плохо и невнятно
Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?
Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.
Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.
Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.
Читайте также: Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?
Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?
Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.
Источник