Ребенок 5 лет не разговаривает врач

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от развития его речевых способностей. Мелочей в этом вопросе не бывает, поэтому, если родителям кажется, что их ребёнок недостаточно хорошо говорит для своего возраста, то следует внимательно отнестись к этому вопросу, но при этом не стоит кидаться в крайности, глотать таблетки и подозревать детскую инвалидность.

Ребенок не разговаривает в 5 лет

В первый годик жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата и нервной системы к говорению. В этом возрасте ребёнок общается с родителями посредством крика, плача и других звуков, которые он способен издавать. Таким образом он подаёт сигналы о своём физическом и эмоциональном состоянии. При этом происходит тренировка физических составляющих голосового аппарата:

  • артикуляция;
  • дыхание;
  • гортань.

Речь должна развиваться своевременно

В первые месяцы жизни детский мозг начинает реагировать на слова, произносимые родителями: замирает, прислушивается, поворачивает голову на звуки голоса. Но большей частью ребёнок реагирует на интонацию: доброжелательная — он улыбается, успокаивается, грозная, суровая — напрягается.

Следующий этап формирования речи в этом возрасте, это когда появляется гуление: гукающие звуки, протяжные гласные.

К полугоду в речи младенца появляются простые слоги, то есть малыш уже способен произносить согласные, для чего приходится задействовать уже практически полный комплекс речевого аппарата.

Обратите внимание! Если в этом возрасте ребёнок не способен этого делать, то это первый признак проблем развития речи, который должен насторожить родителей.

Затем гуление трансформируется в лепетание, малыш издаёт чёткие отдельные звуки, несколько одинаковых слогов подряд, которые легко спутать со словами «мама», «папа».

К девяти месяцам в лепете ребёнка появляются новые звуки, интонации, разнообразие слогов. Он реагирует на своё имя, понимает простые команды (нельзя, можно, стой) и вопросы (где, куда).

Ещё через месяц ребёнок пытается повторять услышанные слова, повторяет новые, незнакомые звуки.

К году малыши уже способны соглашаться или возражать родителям, гримасничают, понимают простые вопросы. В этом возрасте «мама» или «баба», это осознанное произношение слова.

Тренировка органов дыхания полезна

На втором году жизни ребёнок уже общается посредством речи, выражает свои эмоции, простыми словами передаёт информацию, формирует предложения. У малыша пополняется пассивный словарь — понимание речи взрослых. Активный словарь не такой большой — всего 10-20 слов. Основной показатель, на который следует ориентироваться родителям — понимание ребёнком обращённой к нему речи.

Далее развитие речи идёт более активно (использование глаголов, комбинация глаголов и существительных), быстро возрастает словарный запас к трём годам, а к четырём малыши уже способны произносить развёрнутые предложения.

В пять лет ребёнок, уже полноценный собеседник, и способен поддерживать разговор, хотя может путаться в значениях некоторых слов, формирует отглагольные существительные, что выглядит забавно, но свидетельствует о новом скачке интеллектуального развития.

Важно! Если ребёнок ментально полностью здоров и не имеет проблем со слухом, но при этом в его речи присутствую грамматические, лексические или фонетические нарушения, то в таком случае можно говорить об общем недоразвитии речи.

Признаки отклонения

Признаки:

  • позднее появление речи;
  • маленький словарный запас;
  • плохая грамотность;
  • дефекты в произношении;
  • неумение подыскать нужное слово.

Курение плохо влияет на плод

Причины недоразвития

Причины:

  • инфицирование или интоксикация мамы в течении беременности;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт крови матери и ребёнка;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • травмы мозга на начальных этапах жизни ребёнка;
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
  • генетические отклонения, наследственность;
  • недостаток мотивации в случае чрезмерной родительской опеки;
  • диалоговый негативизм ребёнка при чрезмерном давлении взрослых;
  • потрясения (из области психологии, а не физические) — сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка;
  • педагогическая заброшенность, когда с малышом недостаточно много разговаривают родители.

Психосоматика: ребенок не разговаривает

Интеллектуальное и психическое развитие ребёнка активнее всего протекает в возрасте до 5 лет. По этапам формирования речи отчётливо видно, какие быстрые изменения в развитии ребёнка происходят в течение всего нескольких недель.

Развитие связано с речью

Почему так важно своевременное развитие речи?

Общее развитие малыша идёт рука об руку с его речью. Каждый этап этого процесса крайне важен.

Обратите внимание! Каждый упущенный момент невозможно будет восполнить на последующих этапах развития, и с каждым таким упущенным моментом ребёнок теряет часть своих потенциальных возможностей правильно заговорить.

При отличных физических и интеллектуальных способностях, потенциал маленького человека безграничен, и повлиять на него может только среда обитания малыша.

Читайте также:  Бактерии у ребенка 5 лет

Очень важно создать вокруг ребёнка дружелюбную и позитивную социальную среду, которая поможет максимально развиться его потенциалу. Необходимо создать среду, в которой не будет чрезмерного давления на психику малыша, при этом не оставляя его полностью заброшенным, удовлетворяя только основные нужды в еде и тепле.

Соблюсти этот хрупкий баланс, сложная задача, но необходимая для воспитания гармоничной, физически и ментально здоровой, уверенной в себе личности.

Советы специалиста Грибовой О. Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»

Малыш отстаёт в речевом развитии от сверстников, что можно сделать — поможет литература.

Для кого эта книга?

Эта книга, шанс для тех, кто интересуется вопросами развития речи, пытается разговорить малыша (родителей, воспитателей, логопедов) (есть онлайн-версия). В ней собрано много полезной информации, знание которой поможет дать ответы на полезные вопросы родителей, например, ребёнок не говорит в 5 лет, что делать.

Этапы формирования речи

Формирование речи можно условно разделить на следующие этапы:

  • развитие мотивации и подражательных способностей;
  • расширение запаса слов и обучение грамматике речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Важна помощь родителей

Ребенку 5 лет, не разговаривает: что делать?

Речь человека развивается последовательно от одного этапа к другому. В рамках каждого необходимо проводить коррекционные занятия при обнаружении каких-либо отклонений. Любой упущенный недостаток будет усугублять потенциальные проблемы дальнейшего развития.

В книге собрано много полезных занятий, которые могут провести, как специалисты, так и сами родители, способные помочь детям преодолеть отставания в развитии речи.

М.И. Лисина «Общение, личность и психика ребенка»

Эта книга даёт представление о том, как развивается общение у детей в первые 7 лет жизни, влияние общения на психическое развитие малыша и роль, которую играют взрослые в этих процессах.

Здесь собран различный фактический материал, исследования, диагнозы, прогнозы учёных-психологов, подтверждающих важность присутствия взрослых на начальных этапах жизни детей для их полноценного развития, необходимость диалога и лечения (при необходимости).

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Если дети будут лишены общения со взрослыми, то, в зависимости от степени лишения, малыш необратимо остановится в развитии на уровне животного (Маугли), либо будет сильно отставать от своих сверстников в умственном развитии. Но, если вовремя вмешаться в этот процесс (помогать психологически или пойти лечиться при необходимости), то отклонение в развитии можно ликвидировать. И чем раньше произойдёт вмешательство, тем меньше усилий для этого понадобится.

Речь, как средство общения

Общение здесь рассматривается, как цепь единичных актов, характеризующихся целями, на достижение которых он направлен. В данной концепции речь рассматривается, как средство общения, которое возникает только на определённом этапе развития этой цепи.

В завершении необходимо подчеркнуть, что в развитии малыша нет мелочей, и взрослым не стоит упускать любую возможность, чтобы облегчить маленькому человеку этот сложный процесс.

Источник

Дочке 5 лет и ее понимают только мы и воспитатель в садике.Разговаривает как 3-хлетний ребенок.Слова выговаривает нечетко и пропускает звуки.При этом старается высказать свои мысли.Если не понимаем что она хочет сказать-обижается.

Rosy-Svela­na
[208]

5 лет назад

Самое первое нужно обратиться к логопеду, а также к психологу, так как это может быть какая то психологическая травма еще с детства , к неврологу тоже рекомендую, так как это может быть при родах, много разных причин, по крайней мере, я именно к этим всем врачам обращалась, чтобы все варианты исключить, логопеда меняли не одного. Слава Богу, сейчас все хорошо. Сейчас во втором классе — ОТЛИЧНИК. Прекрасно разговаривает, но в свое время помучились не мало. Желаю вам успехов и терпения, в не легком труде.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

A k s i n y a
[135K]

5 лет назад

Такая проблема бывает практически у многих детей , если происходит не развитие речи , с такими детьми занимается — логопед. Если Ваш ребенок разговаривает плохо или не может выговорить некоторые слова, тут уже стоит обратиться к логопеду, но после консультации с Вашим педиатром.

Именно врач — логопед, помогает детях выговаривать правильные слова , занимаясь ежедневно.

Но причина может быть и в патологии заболевания, тут уже стоит пройти обследование, чтобы выяснить причину плохой речи.

Но думаю ничего страшного нет, если Ваш ребёнок будет заниматься с детским логопедом в детском саду, возможно речь восстановится и в один прекрасных день малыш начнёт разговаривать с хорошей речью.

Обычно в таком довольно взрослом возрасте недоразвитие речи, это уже не причина а последствие.

А причиной может быть достаточно много:

  • Задержка Психо — речевого развитие. На сколько хорошо она у вас усваивает программу сада? На сколько хорошо запоминает материал, стихи?

В этом случае вам нужно обратится в первую очередь в НЕВРОЛОГУ для полного обследования и назначения адекватного лечения ребёнка (есть ряд препаратов которые стимулируют развития ЦНС) и спустя даже первый курс лечения вы получите результат. При условии конечно что ДОМА с ребёнком так же будут заниматься, и будут проводится занятия у логопеда.

  • Второй причиной может быть НЕПРАВИЛЬНЫЙ прикус у ребёнка, или короткая уздечка языка. В этом плане лучще обратится к стоматологу и ортодонту, что бы заказать специальные пластины для выравнивания прикуса, чем раньше вы это сделаете тем будет лучше.
  • Третья причина, это возможно с ребёнком мало проводится занятий, и дома просто не контролируют речь ребёнка.

Мила Жужу
[279K]

5 лет назад

Если ребенок почти не разговаривает, то обращаются к детскому неврологу, который направляет на измерение внутричерепного давления. Если оно повышено, то соответствующий терапевтический курс приводит к тому, что давление на соответствующий участок мозга, отвечающий за речь, уменьшается, и ребенок начинает разговаривать.

Если же ребенок говорит, но невнятно, то у него может быть слабо развит язык, как мышца, и ему трудно им артикулировать, поднимать вверх к небу, упираться в зубки. Здесь только конкретные упражнения, подобранные логопедом для каждой буквы и звука, исправят положение.

Сначала к детскому педиатру, чтобы правильно выбрать далбше более узкопрофильного специалиста. Возможно у ребенка какие-либо физиологические нарушения речи, после я бы пошла к психологу или неврологу, чтобы исключить нервно-психические заболевания, психологические травмы. Ну, и наконец, к логопеду или дефектологу. Это все лечится, не переживайте, у меня брат до пяти лет почти не говорил, а потом как прорвало.

Ирина Агапо­ва
[120K]

5 лет назад

Здесь нужно комплексное обследование и медицинское педагогическое и психологическое. Но начать можно с врача сурдолога. Затем врач подскажет к кому ещё вам обратиться. Но обязательно сходите на консультацию к логопеду, дефектологу; возможно к психологу, к врачу неврологу. Это те специалисты, которые могут помочь вам.

35768­9092
[274K]

11 месяцев назад

Прежде всего нужно обратиться к логопеду, пускай посмотрит на ребенка.

Также возможно понадобиться помощь дефектолога, это будет не лишним.

Можно обратиться и к неврологу, возможно он вам посоветует какие-то препараты.

В любом случае нужно пробовать все, очень хорошо если это будет в комплексе.

а3
[59.2K]

11 месяцев назад

В случае проблем с речью у ребёнка следует обратиться сначала к педиатру, а он уже может направить вас к логопеду или неврологу. А так же врач может направить в какой-либо специализированный медицинский центр. Или посоветует устроить ребёнка в детский сад для детей с нарушенной функцией речи.

Вам обязательно надо сходить к логопеду. В группе детского сада, куда ходит моя дочь, тоже было несколько детей, которые плохо говорили в 4-5 лет-их направляли на занятия с логопедами в логопедические центры или переводили в логопедический детский сад.

Красн­ое облак­о
[216K]

11 месяцев назад

В начале лучше обратиться к педиатру и опять же лучше, с этим не затягивать.

После осмотра педиатром он скорей направит вас к невропатологу, или же к врачу логопеду, тут же могу быть варианты, но решение принимает педиатр.

Знаете ответ?

Источник

Правильное формирование речи у малыша предопределяет его личностное развитие, мышление и восприятие окружающего мира в целом. Ребенок, который не умеет разговаривать в 5-летнем возрасте, не способен делать выводы и логические суждения, обобщать, размышлять над причинами и следствием тех или иных явлений. Ключевая ошибка родителей неговорящих детей в том, что они долгое время ждут, что малыш вот-вот проявит свои речевые способности, упуская тем самым столь ценное время.

Читайте также:  Истерики ребенка 5 лет

Ключевые этапы развития речи у детей

Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:

  • до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
  • 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
  • 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
  • 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
  • 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
  • 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
  • 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.

Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.

Читайте также: Почему ребенок говорит плохо и невнятно

Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?

Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.

Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.

Читайте также:  Лекарство от мокрого кашля ребенку 5 лет

Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.

Читайте также: Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?

Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?

Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.

Источник