Ребенок 5 лет не ориентируется во времени

Ирина Гурова
Время и его особенности. Восприятие времени детьми разного возраста

Время – очень сложный объект познания. Оно является философским понятием и рассматривается как форма существования материи, отражающая вечное развитие природы, общества, человеческого сознания. Время организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребёнку как будущему члену общества. Умение ориентироваться во времени даёт детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.

Многие положительные качества развиваются благодаря планированию ребёнком своей деятельности во времени, например, целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, бытовой, познавательной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение».

Время имеет ряд особенностей:

1.Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая единица времени не может быть воспринята сразу, «одномоментно», а только в своём последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить.

2. Время необратимо: нельзя вернуть тот момент, который прошёл. Прошедшее, настоящее и будущее не могут поменяться местами.

3. Времянедоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно». Оно не имеет наглядных форм.

4. Со временем нельзя совершать какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить.

5. Словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер (утро становится днём, а день, в свою очередь, вечером).

Определение времени опирается на общепринятую систему мер –эталонов: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Каждая из этих единиц имеет определённое числовое выражение. Отправной точкой, от которой ведётся отчёт времени, является настоящее, которое разделяет время на прошлое и будущее.

В восприятии времени ведущую роль играют кинестетический и слуховой анализаторы. В различении времениогромную роль играют циклические природные явления: восход и заход солнца, смена дня и ночи, морские приливы и отливы и многое другое. Важнейшие системы организма также работают циклично.

Таким образом, сам жизненный процесс, совершающийся в организме и вне его, с постоянными циклами, ритмами, темпом является основой для переживания времени.

В восприятии времени выделяются: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

На восприятие временисущественно влияют различные факторы: вид и содержание деятельности, эмоциональное состояние человека, его возраст, индивидуальные особенности. Вспоминая прошлое, мы оцениваем его по разному: если оно было богато по содержанию, насыщено разнообразными событиями, то кажется нам длительным; если время протекало скучно, однообразно, не было насыщено интересными делами, то оно кажется коротким.

Отношение к настоящему времени несколько иное: чем меньше событий, тем более длительным оно представляется; чем содержательнее его заполнение, тем незаметнее оно протекает.

Будущее время переживается так: ожидание желательного события удлиняет время, а не желаемого – его сокращает.

На оценку длительности времени влияют эмоции и чувства, переживаемые человеком. Время, заполненное событиями с положительным эмоциональным зарядом, сокращается в переживании, с отрицательным – удлиняется.

Дети и подростки по сравнению со взрослыми склонны недооценивать маленькие и переоценивать большие промежутки времени. Одни склонны недооценивать время, другие – переоценивать его. Для ребёнка незаметно протекает время, заполненное творческой деятельностью с богатым и интересным содержанием. Длительность этого времени кажется ребёнку меньше. Время, заполненное однообразной, малоинтересной деятельностью, кажется более «тягучим».

Освоение времени ребёнком идёт медленно и трудно.

Причинами этого являются:

• Своеобразие времени как формы проявления реальности;

• Несформированность у ребёнка механизмов познания времени;

Особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте;

• Небольшой опыт проживания ребёнком жизни во времени.

Долгое время господствовало мнение о принципиальной невозможности познания времени маленькими детьми. Но имеющиеся трудности не следует преувеличивать.

Дети долго не понимают, что время существует объективно, не зависит от сознания, воли или действий людей.

Ребёнок считает, что времяподчиняется его желаниям: можно произвольно управлять им, менять его ход, манипулировать им. Ему очень трудно ориентироваться в давно прошедших событиях, представить их длительность, разместить в определённой последовательности и очерёдности в прошлом времени.

В сознании ребёнка события давно прошедших лет и в недавно прошедших событиях могут произвольно отдаляться или приближаться, меняться местами. Часто нарушается логика временных отношений даже в недавно прошедших событиях, и это нисколько не смущает ребёнка. Это проявляется в детских рассказах о каком-либо событии или происшедшем случае или при пересказе худ.произведения: получается, что Дед Мороз раздал подарки раньше, чем постучал в дверь палкой и вошёл в зал.

Несмотря на трудности, дети начинают осваивать время рано и только практически. Ведь ребёнок живёт, подчиняясь времени: через определённые промежутки времени его кормят, укладывают спать, купают.

Читайте также:  Что приготовить на завтрак ребенку 5 лет вкусно

У маленького ребёнка настоящее господствует над прошлым и будущим. Затем выделяется прошедшее время, а несколько позднее – и будущее. Это проявляется в умении употреблять в речи соответствующие глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времён.

Ребёнок постепенно осознаёт, что одни события быстро наступают и быстро проходят, а наступления других надо ждать. События могут отстоять друг от друга на ту или иную длительность. В речи детей для обозначения временнойпоследовательности начинают использоваться достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «раньше», «после», «скоро». Эти слова появляются в речи около полутора лет.

Время воспринимается ребёнком чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия. Косвенными показателями времени для ребёнка служит деятельность, связанная с определённым временем, режимом дня, постоянно чередующаяся во времени, а также действия, природные явления и прочее. «День – это обед», «Вечер – это когда все приходят домой», – говорят дети.

Во второй половине третьего года жизни у детей появляются вопросы, относящиеся ко времени и начинающиеся со слов «когда?», «сколько?»

Но особый интерес ко времени пробуждается у детей к концу 4 года жизни, когда буквально все малыши становятся «почемучками» и задают много вопросов.

С трёх лет и до начала пятого года жизни вопросы о времени группируются ребёнком вокруг собственного «я» («Как я говорила, когда была маленькой?», «Когда я родился?», а несколько позже интерес распространяется на других («Когда ты была маленькая, тоже на колясочке каталась?», «Когда родились все люди?»).

С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребёнком собственно времени и различных его сторон. Однако многие дети вплоть до 7 лет не осознают вопрос «когда?» как временной и не отличают его от слова «где?».

Уже младшие дошкольники начинают различать части суток. В этом им помогает установление связи с некоторыми качественными признаками и привычными для этого времени делами. Из частей суток дети лучше определяют ночь и утро. Это связано с особыми видами деятельности самих детей в это время и более частым употреблением этих слов взрослыми. Различение дня и вечера часто вызывает трудности у детей.

Довольно трудной задачей для детей является последовательно назвать части суток или по порядку разложить соответствующие по содержанию картинки. В представлении детей сутки имеют постоянную точку отсчёта – утро. С наступлением ночи ничего нет, считают некоторые малыши, не понимая текучести и непрерывности времени.

Большие трудности испытывают дети при освоении смысла слов «вчера», «сегодня», «завтра». Впервые они появляются в речи в середине третьего года жизни ребёнка. Применяются эти слова сначала беспорядочно – одно вместо другого. Только по прошествии года после появления их в речи ребёнок начинает постигать, что каждому «завтра» предшествует «сегодня», а каждому «сегодня» предшествует «вчера». Неравномерно происходит и освоение ребёнком дней недели, месяцев, сезонов. Среди дней недели первыми выделяются те, что связаны с режимом работы детского дошкольного учреждения, отдыхом детей и родителей в выходные дни и характером их деятельности, – суббота, воскресенье, понедельник. Остальные дни запоминаются хуже.

Название месяцев ребёнок связывает с праздниками: Новый год – в январе, в марте есть «Женский день» – 8 марта, а 1 сентября дети идут в школу и т. д.

Представления о временах года осваиваются детьми по мере знакомства с сезонными изменениями и связанной с ними деятельностью людей. Наблюдение ритмически повторяющихся закономерностей в природе и действиях человека приводит детей к верным умозаключениям.

Знание отдельных временных категорий даётся ребёнку легче, чем осознание связей и отношений между ними, поэтому дети часто затрудняются назвать последовательно, по порядку части суток, дни недели, месяцы, времена года. Особые трудности возникают, когда требуется воспроизвести последовательность, начиная с любого элемента, а не с того, который является для ребёнка привычным.

Некоторые дети долго путают временные категории: «рано» и «поздно», «вчера» и «завтра», «год» и «месяц» и др.

Таким образом, у детей оказывается слабо развитым «чувство времени». Без специального обучения они не умеют определять время по часам. Часы скорее рассматриваются дошкольниками как атрибут интерьера или украшение на руке, чем как прибор для измерения времени.

Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны.

Однако при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только отдельные единицы измерения времени, но и по мере надобности учатся их использовать в практической и интеллектуальной деятельности.

Литература:

— Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: «Академия», 1996.

— Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: – М., Просвещение, 1974.

— Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

Читайте также:  Лет ребенка в 1 5 недели

Источник

Чувство времени у маленьких детей нет. И только по мере его развития, после того как появляются определённые навыки, ребёнок становится готов учиться понимать по часам время. Задача родителей, помочь своему малышу в этом, ведь это сложная для него задача.

Когда начинать?

Начинать учить ориентироваться во времени необходимо раньше, чем учить понимать время по часам. Это своего рода подготовительный этап, так как маленькому ребёнку очень сложно сразу понять такое абстрактное понятие как время.

С 2-2,5 лет начинайте осваивать понятия «день-ночь», затем «сейчас — потом», «вчера, завтра, сегодня». Примерно с 5 лет изучайте части суток, времена года, дни недели.

И уже примерно к 6 — 7 годам ребёнок готов знакомиться с часами, а затем и учиться определять время по ним.

ПОМНИТЕ! Все дети индивидуальны!Понять, что ребёнок готов к изучению, можно очень просто. Он сам начинает проявлять к часам и времени интерес, например, «Через, сколько мы пойдём гулять?» или «А скоро будет 10 часов?»

Что должен уметь и знать ребёнок, прежде чем учиться понимать время по часам?

  • части суток, понятия — «сутки», времена года, дни недели, раньше-позже, сейчас-завтра-вчера и т.д;
  • различать цифры;
  • счет до 60 (а лучше до 100);
  • понятия половина и четверть;
  • поможет знание таблицы умножения на 5 (на это условие не обязательно).

С чего начать:

Начинаем изучать с самого простого, постепенно усложняя.

Для обучения понадобятся часы (не электронные), лучше всего макет. На нём должны быть обозначения часов (до полудня и после) и минут. Лучше без какого — либо декора, он может отвлекать ребёнка. Макет часов, можно легко изготовить своими руками.

1. Начните с беседы с ребёнком о том, для чего нужны часы, какие они бывают, зачем они нужны.

2. Объясняем что такое циферблат, для чего нужны цифры и стрелки.

3. Рассказываем, в каком направлении движутся стрелки, что обозначает каждая из них, как их различать, и про понятия: «по часовой стрелке», «против часовой стрелки». На макете нет секундной, расскажите и о ней: она самая быстрая; когда она сделает целый круг, минутная продвинется всего не одно деление.

4. Объясняем что такое секунда, минута, час и чем они отличаются.

5. Начинаем изучение с целых часов. Расскажите, что в таком случае большая стрелка будет всегда на 12, а количество часов будет меняться. Целый час это 60 минут. Тренируемся. Соотносите часы и распорядок дня ребёнка. Например, показываем 9 часов и говорим в это время у вас обычно завтрак.

6. Вводим понятие «полчаса». Рассказываем, что это 30 минут, где должны быть в этом случае стрелки. Тренируемся.

7. Показываем минуты на циферблате. Объясняем, что цифре 1 соответствует 5 минут, 2- 10 минут и так далее. Рассказываем, что минутная стрелка быстрее часовой (лучше, чтобы ребёнок сам понаблюдал за стрелка на часах и сам пришел к этому выводу).

8. Далее учимся показывать четверть часа. Рассказываем, что это значит, где должны быть при этом стрелки.

9. Переходим к знакомству с остальными вариантами.

10. Объясняем про определение времени до и после полудня. От 0 до 12 половина (включает ночь, утро и половина дня) и с 12 до 24 (это остаток дня, вечер, ночь).

Упражнения и игры

Рисуем и раскрашиваем часы

Изучаем время на часах с помощью конструктора лего

Онлайн игры

Подойдут игры, скачанные на телефон и другие онлайн игры, которые помогут научиться показывать время на часах. Но такие игры должны быть как дополнения, и использоваться строго ограниченно по времени.

Обучающие мультфильмы

Хорошо подойдут для закрепления Ваших объяснений.

Играем в автостанцию

отправляем автобусы в определённое время.

«Верно-неверно»

Выставляйте на часах любое время и называйте его правильно или нет, а ребёнок должен определить верно, или нет.

Физкультура по времени

делайте какие-либо упражнения в течении определенного времени. Время должен контролировать ребёнок.

Распорядок дня

Составьте совместно с ребёнком примерный распорядок его дня и постарайтесь придерживаться его в соответствии с указанным временем. Просите напомнить Вам, как пройдет 5 минут, и нужно будет выключить плиту и т.д.

«Кубики»

Для этой игры понадобятся обычные игральные кубики — 4 шт. Сначала бросаем первые 2 кубика — они покажу значение часов, а 2 других кубика — минуты. Далее необходимо установить это время на макете часов.

Читайте стихотворения, загадки, рассказы про время.

Чтение поможет осмыслить понятие «время», закрепить полученные знания о часах.

Ещё упражнения:

Советы:

-приобретите ребёнку часы;

-старайтесь чаще спрашивать, сколько времени, но при этом не утомлять ребёнка;

-помните, что чем младше малыш, тем ему сложнее понять абстрактные понятия;

-параллельно изучайте электронный формат часов.

Научить ребёнка понимать время и определять его по часам не так сложно, как кажется с первого взгляда. В этом помогут Ваше терпение, а также игры и упражнения, которые разнообразят и придадут интерес изучению.

Читайте также:  Ребенок заговорил в 5 лет

Вам может быть интересно:

Как быстро выучить таблицу умножения. 10 способов, 6 игр.

Как сделать детство для своего ребенка запоминающимся и счастливым. 69 идей

Методики обучения чтению. Выбираем лучшую.

Источник

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста.

Ребенку труднее дается восприятие времени, чем восприятия пространства. Ведь время не имеет наглядной формы, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем), он течет, необратимый, восприятие его зависит от субъективных состояний, имеет личностный характер.

Восприятие времени — отражение в мозгу объективной длительности, скорости, последовательности явлений действительности.

У ребенка ознакомления со временем начинается с усвоением выработанных человечеством обозначений и мер времени. Осознать их нелегко, поскольку они имеют условно-относительный характер. Отрезки времени, обозначены словами «сегодня», «завтра», «теперь», непрерывно меняются: то, что накануне называлось «завтра», становится «сегодня», а на следующий день — «вчера». Один и тот же промежуток времени воспринимается по-разному в зависимости от содержания и характера деятельности ребенка, его состояния на тот момент: если она, например, ожидает привлекательную событие, кажется, что время идет слишком медленно. Поэтому дети долго не понимают логики временных отношений, на протяжении дошкольного возраста не воспринимают длительные временные периоды. им недоступно понимание таких категорий, как «год», «век», «эпоха» и другие.

В раннем и младшем дошкольном возрасте ребенок еще не ориентируется во времени. Формирование временных представлений начинается позже и имеет свою специфику. Так, небольшие отрезки времени дети учатся определять на основе своей деятельности, несмотря на то, что через некоторое время можно сделать, результат получить. Полезны при этом ознакомления детей с определенными промежутками времени и соответствующими комбинирования. Однако без соответствующего обучения даже 6-7-летние дети не имеют представлений о продолжительности небольших отрезков времени. Они слышат слово «минута», но не представляют, сколько она продолжается. Одни считают, что за минуту можно пообедать, другие — поиграть, третьи — сходить в магазин. Усваивая представления о времени суток, дети прежде всего ориентируются на собственные действия- утром умываются, завтракают; днем — играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать; ночью спят. Легче всего они определяют ночь и утро, несколько труднее — вечер и ночь. Дети среднего и старшего дошкольного возраста чаще опираются на существенные признаки в определении времени (утро — «свет, когда солнышко встает» и т.д.).

Усвоения представления о временах года происходит в процессе ознакомления с сезонными явлениями природы. По-разному дети усваивают название дней недели. Старшие дошкольники, посещающие дошкольное учреждение, чаще всего называют субботу, воскресенье и понедельник из-за их эмоциональную насыщенность, особую значимость (субботу и воскресенье проводят вместе с родителями; понедельник — снова идти в дошкольное учреждение).

Даже старшие дошкольники часто испытывают трудности в дифференцировании, выделении различных временных интервалов. Так, в перечень «дни недели» они могут включить слова «суббота, воскресенье, завтра, вчера» или «воскресенье, понедельник, май, новый год». Особенно трудно дается им усвоение представлений о сути понятий «вчера», «сегодня», «завтра» и тому подобное. Положительные изменения в этом происходят во второй половине дошкольного периода: дети усваивают временные обозначения, начинают правильно их употреблять, беря за точку отсчета представление о сегодняшнем дне. Однако представление об исторических периодах, последовательность событий во времени, продолжительность жизни людей, существование вещей и т.п. еще не сформированы, поскольку они не имеют для понимания этих представлений определенных стандартов, не могут опереться на собственный опыт.

Предметный характер психических процессов приводит специфические особенности восприятия времени. Например, дошкольник ищет материального выразителя времени (часы), уверен, что если стрелки перевести, время изменится (скорее наступит завтра), не осознает, что время не зависит от желания людей (не понимает объективности времени). Поэтому ведущая роль в развитии восприятия времени принадлежит взрослому, выделяет временные отрезки, устанавливает их связь с деятельностью малыша, обозначает их словом, включая в различные жизненные ситуации.

Список использованной литературы:

1. Белошистая А. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет /[Текст]// пособие для педагогов дошкольных учреждений. Кн. 1. – М.: Владос, 2005. – 160 с.

2. Васильева М.А., Гербова В.В., Коморова Т.С. Программа воспитание и обучения в детском саду/[Текст]//издательский дом «Просвешение », 2006г

3. Грибанова А.К., Колечко В.В., Пасека А.М., Щебракова Е.И. Математика дошкольникам. /[Текст]//– Рад. школа. 1988. – 112 с.

4. Метлина Л.С. Математика в детском саду. /[Текст]// М.: Просвещение, 1984. – С. 62-78.

5. Петерсон Л.Г., Кочемасов Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. /[Текст]// Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2003. – С. 15-31.

6. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

7. Соколова Е.И. , Тарабарина Т.И. Детям о времени. Пособия для родителей и педагогов /[Текст]//.- Ярославль: Академия развития,1996 – 120 c.

8. Щербакова Е.И. Формирование временных представлений /[Текст]// Дошкольное воспитание.-1998.-№3.- С. 5-9.

Источник