Ребенок 5 лет не ориентируется

Ребенок 5 лет не ориентируется thumbnail

Сизова Оксана Владимировна
Как научить ребенка ориентироваться в пространстве

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков, умений, развития мышления детей. Исследователями были изучены такие виды деятельности, как наблюдение и слушание, чтение и письмо, счет, вычисление и измерение, чтение и построение изображений, моделирование, гимнастические построения и перестроения, различные виды ручного труда и т. д. Не смотря на все различия данных видов деятельности, было обнаружено общее правило – взаимосвязь между освоением ребенком с помощью конкретных видов деятельности предметной действительности и образованием системы пространственной ориентации.

Под пространственными представлениями понимают представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаком предметов как форма, их протяженность (высокий – низкий, длинный — короткий, понятиями о направлениях (вперед – назад, вверх – вниз, налево — направо, о расстояниях (близко — далеко, об их отношениях (ближе — дальше, о местоположении (в середине).

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. В начале своего развития ребенок научается рассматривать себя как часть мира, существующего вне себя. У ребенка начинают возникать объективные понятия в качестве знаний проекций объектов окружающего мира. Ребенок начинает понимать, что эти предметы находятся в пространственных взаимоотношениях друг с другом.

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. Подобные недостатки в развитии проявляются в нарушениях графической деятельности, при чтении, письме, в овладении математическими операциями.

Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности.

Неоценимую помощь в овладении ребенком – дошкольником пространственных представлений могут оказать родители. А совместная работа детского сада и семьи может обеспечить успехи ребенка в усвоении данного раздела программы дошкольного образовательного учреждения.

Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, ориентироваться в пространстве, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди — его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Игры-занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Ребенок постепенно осознает, что у его тела есть две стороны — правая и левая, но завершится формирование навыка ориентирования не раньше чем к 6—7 годам. Вот в эти несколько лет родителям очень важно помогать малышу! Не стоит недооценивать умение различать правую и левую стороны. Если проблемы с определением правой и левой сторон не решены в дошкольном периоде, то с началом обучения ребенку придется очень тяжело. Ведь постижение письменной речи дается малышам еще сложнее, чем чтение, а если процессу обучения будет мешать постоянная путаница левой и правой сторон, то это отнимет у маленького школьника много сил и может надолго отбить желание учиться. Поэтому психологи и учителя начальной школы советуют родителям уделять внимание развитию у ребенка пространственной ориентации.

РЕБЕНОКК ШКОЛЕ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

ориентироваться в схеме собственного тела;

ориентироваться в окружающем пространстве;

ориентироваться на плоскости;

-восприятие пространственных отношений между предметами.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»

Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но не ориентируются в правой и левой частях тела. Поэтому особенное внимание следует уделить формированию понятий «левая сторона», «правая сторона» применительно к собственному телу ребенка. Сначала закрепляется “правая сторона”, при этом название «левой» дается позже.

Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т. д. Постепенно задания усложняются.

Игра «Зеркало»

Водящий выполняет какие-то действия, комментируя их, а остальные игроки точно повторяют все за ним. Если вашему ребенку эта игра понравится,со временем ее можно усложнить: водящий выполняет одно действие, а называет при этом совершенно противоположное (например, опускает руки и одновременно командует их поднять). Игроки не должны сбиваться.

Игра «Обезьянки».

Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Читайте также:  Можно ли ребенку 5 лет давать валерианку

Игра «Путаница».

Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой — до левой пятки и т. д.

2. Ориентирование в окружающем пространстве

1) Игры на формировании ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от себя»:

В игре «Что где находится?». Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Игра «Что стоит внизу, наверху». (Кто стоит).Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом».

Игра «Заводная кукла». Детям предлагается представить, что они игрушки на пульте управления, которые умеют точно выполнять команды своего инструктора.Инструктор подает команды: «Игрушки, сделайте два шага вперед, поворот налево. Руки за спину, один шаг назад. Руку правую вверх, три шага вперед и т. д.»

Игра «Магазин». Ребенок получает «покупку», точно назвав местоположение предмета.

2) Игры на формирование ориентировки в окружающем пространстве с системой отсчета «от другого» и «от объекта»

Игра «Что изменилось?».Цель: знакомство с тем, что пространственныеотношения между предметами могут заменяться: предмет, который был наверху (слева, сможет оказаться внизу (справа, и наоборот.

Игра «Где я сяду». Цель – формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию (от себя, от предмета).

Игра «Угадай, где спрятано».

3. Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т. е. в двухмерном пространстве)

Игра «Назови соседей». Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: инструктор проситнайти изображение какого-то предмета и определить: — что изображено справа от него, — что нарисовано под ним, — что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.

Вариант 2: инструктор просит назвать или показать предмет (ы, который (е)находятся: — в правом верхнем углу, — вдоль нижней стороны листа, — в центре листа, и т. п.

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

Игра «Я еду на машине». Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т. д.

Игра «Укрась ёлку». Цель – найти местоположение игрушки по инструкции.

4. Игры на восприятие пространственных отношений между предметами

Игра «Что где стоит?» Цель – установление пространственных отношений между предметами. («Справа от матрешки стоит пирамидка, а слева сидит мишка, сзади матрешки стоит неваляшка»).

Игра «Давай меняться». Цель – формирование умения определять свое местоположение по заданным ориентирам. Даётся инструкция: например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Игра «Да-нет». Цель – формирование умения определять пространственное положение предмета.Например: «Я загадала предмет, а вы с помощью вопросов должны определить его местонахождение». Дети задают вопросы: «Этот предмет находится справа? Справа у окна? Справа у розы? На подставке? В шкафу? На верхней полке?» и т. д.

Игра «Волшебное дерево». Цель – формирование умения отражать пространственные отношения между предметами в речи. Дети называют местоположение яблок, гусениц, облака по отношению к дереву.

Игра «Новоселье». Каждый из детей по очереди должен «заселить» дом по заданной инструкции. Например,внизу квартиры получили: мышка, козлёнок и обезьянка, причём козлёнок – слева, а обезьянка – между мышкой и козлёнком, и т. д.

Надеемся, что настоящая консультация и приведённые примеры игр и упражнений помогут Вам и вашим детям успешно осваивать ориентировку в пространстве, которая позволит им в дальнейшем чувствовать достаточно уверенно в окружающем мире.

Источник

Умение ориентироваться в пространстве — одна из важнейших составляющих познания ребенком мира. Применение этого навыка необходимо для успешного выполнения практически любого вида деятельности (например, рисование, физкультура), но зачастую малыши путают «право» и «лево» и другие пространственные категории. Это неудивительно, ведь развитие навыков ориентировки на плоскости и в пространстве происходит на протяжении всего дошкольного возраста. О том, как развить пространственные представления малыша и научить его ориентироваться в пространстве, мы расскажем Вам в этой статье.

Читайте также:  Тест для ребенка 5 лет при поступлении

Развитие пространственных представлений у малышей до 2 лет

Ориентировка в пространстве у маленьких детей начинается с умения определять положение частей собственного тела. Малыш сначала учится показывать, где у него глазки, где ручки, где ножки, а после этого уже начинает соотносить положение частей тела с положением в пространстве. Например, внизу находятся ноги, вверху — голова, сзади – спина, спереди – живот. Позднее ребенок запоминает название правой и левой руки. После этого малыш начинает понимать, что, если мама говорит «посмотри назад», нужно повернуть голову туда, где его спина, и так далее. Кроме этого в движении малыш осваивает понятия расстояния (близко, далеко).

Знание своего тела служит основой формирования пространственных представлений у ребенка раннего возраста.

Развитие пространственных представлений у малышей до 2 лет

Развитие пространственных представлений у дошкольников: игры и упражнения

Обучать малыша ориентироваться в пространстве следует на конкретных примерах. Легче всего это делать во время игр и повседневных занятий. Например, попросите ребенка взять с полки книжку, которая стоит слева, открыть правый ящик, надеть носок на левую ногу. Чем чаще, вы будете упоминать понятия, которые нужно запомнить, тем лучше. Когда малыш пишет или рисует, обязательно называйте, в какой руке он держит карандаш. Также на ведущую руку ребенка можно надеть часы или браслет, так ему будет легче запомнить, где лево, а где право.

Очень важно научить ребенка безошибочно определять «лево» и «право» в дошкольном возрасте, так как от формирования пространственных представлений во многом зависит, как будет протекать обучение чтению и письму, а также решение математических задач в школе.

Простые игры на развитие ориентации в пространстве для дошкольников:

  • «Веселая зарядка». Попросите ребенка попрыгать сначала на правой ноге, потом — на левой. Затем потрогать правой рукой левую ногу и, наоборот, левой рукой правую ногу. Сделать два шага вперед и три шага назад. Также можно бросать мяч сначала правой рукой, а затем – левой. С помощью этих нехитрых упражнений, Вы сможете помочь малышу освоить ориентирование в пространстве, а также разовьете у малыша внимание и умение действовать по инструкции.
  • «Повторяй за мной». Взрослый должен выполнить какое-либо действие, одновременно комментируя его, а задача крохи – повторить действие за взрослым. Если у малыша уже достаточно хорошо сформировались пространственные представления, усложнить задачу можно «неверным» комментированием, например, ведущий поднимает вверх правую ногу, а говорит, что поднимает правую руку и т.д.

Развитие пространственных представлений у дошкольников: игры и упражнения

  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.
  • «По проторенным дорожкам». Во время прогулки, находясь на достаточном расстоянии от дома, попросите ребенка показать, как дойти домой. При этом очень важно, чтобы кроха проговаривал вслух, в какую сторону надо повернуть.
  • «Найди клад». Это упражнение похоже на известную игру «горячо – холодно». Вам нужно спрятать в комнате какой-нибудь предмет, а ребенок должен его отыскать, следуя Вашим подсказкам.
  • «Графический диктант». На листе в клеточку малыш должен под диктовку изобразить узор (например, одна клетка влево, затем две клетки вверх, три направо и так далее).
  • Раскраска. Попросите кроху раскрасить сначала верхние детали рисунка, а затем нижние. Если в раскраске много деталей, пусть ребенок догадается, какой элемент подходит под ваше описание (например, что-то в нижнем правом углу, между домом и деревом).

Формирование навыка ориентации в пространстве происходит у дошкольников на основе сенсорного опыта.

Формирование навыка ориентации в пространстве происходит у дошкольников на основе сенсорного опыта. Чем больше органов чувств будет задействовано при выполнении упражнений, тем лучше.

  • «Построй по образцу». Нарисуйте или постройте из конструктора дом, а ребенок должен будет его повторить.
  • «Что изменилось?». Выложите на стол перед малышом несколько цветных карандашей и попросите его запомнить их расположение. Затем кроха закрывает глаза, а Вы меняете местами два карандаша. Ребенок должен ответить, что поменялось.
  • «Найди по схеме». Для развития пространственных представлений очень полезны задания, где нужно пройти лабиринт по схеме. Умение работать по наглядной модели пригодится малышу в школе.
  • «Рассели жильцов». Постройте из конструктора несколько домиков и поставьте их в одну линию. Скажите малышу, что надо помочь игрушкам найти свой домик. И дайте задание, например: ёжик живет в доме слева, а медведь живет во втором справа и т.д.

Выводы

Выводы

Ориентировка в пространстве – это навык, который развивается у ребенка с самого раннего возраста. Первоначально малыш учится определять положение частей своего тела и направления «от себя» (впереди, сзади, сверху, снизу, сбоку). Затем у ребенка формируется представления о пространственных отношениях между предметами внешнего мира: заяц под елкой, облако над деревом, стол справа от шкафа и так далее. В старшем дошкольном возрасте у детей вырабатывается навык ориентироваться на листе бумаги и в книге. Чтобы развить у малыша умение ориентироваться в пространстве и на плоскости, можно использовать специальные игры и упражнения. Они помогут ребенку закрепить полученные знания и подготовиться к школе.

Читайте также:  Ребенку 6 лет дала пирантел 5 мл а аскариды не ушли

Заключение

На курсе «Подготовка к школе» в детском Монтессори-центре «Созвездие» Ваш малыш получит все необходимые знания, умения и навыки, необходимые для успешного обучения в школе. Занятия направлены на формирование навыков чтения, письма, математических способностей, развитие психических процессов (мышление, речь, память, внимание, восприятие, воображение), пространственных представлений, знаний об окружающем мире и, конечно, устойчивой мотивации к познанию. Будем рады видеть Вас в нашем Монтессори-клубе!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Источник

Мы неоднократно говорили о том, что совместные игры детей и родителей дают не только радостные эмоции, но и большую пользу. Сегодня мы поговорим об играх, с помощью которых можно научить ребёнка ориентироваться в пространстве.
Давайте разберёмся, в каком возрасте и с чего начинать.

В 3 — 4 года.
В этом возрасте можно учить ребёнка различению пространственных представлений, которые связаны с его телом, а также знакомить с понятиями: справа- слева, впереди- позади, вверх- вниз.
Проще всего учить этому малыша в процессе повседневных дел. Например, во время одевания взрослый комментирует: «Надеваем штанишки сначала на правую ногу, а затем – на левую». Или во время кормления: «Возьми ложку в правую ручку, а в левую –  хлебушек» и т.д.
Можно использовать следующие игры:
• «Весёлая зарядка»
Включаем весёлую музыку и занимаемся вместе с малышом. Можно выполнять самые простые движения. Просим малыша поднимать вперёд, вверх или в стороны правую, а затем левую руку. Можно предложить попрыгать поочерёдно на правой и левой ноге. Можно продолжить упражнения, лёжа на полу: поднимать и опускать правую ножку и правую ручку, а затем левую ножку и правую ручку и т. д.

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве

• «Не ошибись»
Просим ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха; положить левую руку на правую коленку, а правой рукой тянуться к левой пятке и т.д.

В 4 — 5 лет.
Начинаем учить малыша определять направление от себя, двигаться в направлении: вперёд-назад, направо-налево. Также знакомим ребёнка с пространственными понятиями: далеко-близко, высоко-низко.
Неплохо заниматься изучением таких понятий во время прогулки на улице.
Полезными будут следующие игры:
• «Робот»
Взрослый предлагает ребёнку представить, что он робот, который умеет правильно выполнять команды.
Взрослый даёт команды роботу: «Сделай четыре шага вперёд, поверни налево. А теперь подними правую руку вверх и сделай шаг назад» и т.д.
• «Угадай, кто это»
Возьмём три большие игрушки. Например: кукла, мишка и собака.
Предлагаем малышу сесть в центре, а игрушки размещаем вокруг него. Взрослый называет положение игрушки, а ребёнок должен угадать и назвать её. Например, взрослый говорит: «Она находится слева от тебя (или перед тобой)». Малыш должен отгадать и назвать игрушку.
Затем можно поменяться ролями, чтобы положение игрушки загадывал ребёнок.

В 5 — 6 лет.
В этом возрасте следует закреплять и пополнять пространственные представления, а также учить ребёнка обозначать в речи расположение одного предмета по отношению к другому.
Способствовать этому будут следующие игры:
• «Соседи»
Используем лист бумаги, на котором разложены мелкие картинки.
Взрослый называет любую картинку и просит определить, например, что находится справа от неё или что лежит под ней и т.д.
Есть другой вариант этой игры.
Взрослый просит назвать или показать картинку, которая расположена, например, внизу слева или в центре листа и т.д.
• «Дорога»
Перед малышом лист бумаги и маленькая машинка (это может быть бабочка, рыбка или другая мелкая игрушка). Ребёнок, следуя инструкции взрослого, двигает машинку в заданном направлении. Например, из левого нижнего угла он едет в центр листа, затем в правый верхний угол и т.д.

В 6 — 7 лет.
Ребёнку 6-7 лет нужно научиться ориентироваться на плоскости (на бумажном листе). Для этого полезно проводить графические диктанты. Такое задание также способствует подготовке руки к овладению письмом и тренирует внимание.

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве

Для выполнения графических диктантов понадобится тетрадь в крупную клетку и карандаш. Диктуйте ребёнку количество клеток и направление, а он пусть проводит линии. Чтобы было интереснее, лучше диктовать по заранее приготовленному рисунку.

Учим ребёнка ориентироваться в пространстве

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник