Ребенок 5 лет не общается с детьми в детском саду
Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!
Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
- Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
- Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
- Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
- Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
- Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
- День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Причины детской нелюдимости
- Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
- Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
- Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
- Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
- Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
- Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
- Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
- В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.
Читаем также: Как не воспитать маменькиного сыночка
Малыш ни с кем не дружит: что делать
- Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
- Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
- Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
- Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
- Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
- Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
- Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
- Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
- Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.
Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.
Читаем также:
- Дикарь: или почему ребенок не общается со сверстниками
- Вредные советы: как вырастить ребёнка неуверенным в себе
- Конфликты на детской площадке: как не довести до драки?
Детский психолог и специалист по семейным отношениям Ольга Гаврилова рассказала о том как помочь ребёнку завести друзей:
Источник
Есть дочь, 3,3 года. Отходили в сад неделю, две проболели, пошли снова, дочь идти наотрез отказывается, плач, ор в саду. Спрашиваю у воспитателей — как со сверстниками у нее? Они — «ооой, мечта воспитателя! Все время занята своими делами, не слышно, не видно!». Понаблюдала из окна пару раз, дочь сидит где-нибудь, занимается своими делами, либо просто смотрит по сторонам. В контакт вступает редко, только по мере необходимости. Тут был момент, пришла за ней в сад, собираемся, она попросила попить воды, я в обуви, пройти в группу не могу, говорю — иди, попроси у воспитательницы, я здесь тебя подожду. Так она 3 захода делала, так попить и не попросила, все стоит и топчется около фильтра с водой. Такое ощущение, что она фигеет от большого количества народа, шума в группе, стесняется, так еще и начинает проявлять агрессию местами, когда что-то не получается. Как помочь? Поговорить как? Или ждать, пока сама привыкнет?
У меня старший сын такой: не нужно было ему «общение с детками» и к воспитателям приставать по поводу и без повода он не любил. Правда, я его в сад не отдавала, отправила по неободимости в 5,4 года в подготовительную группу садовского типа. Привык, конечно, куда он делся бы. Но и теперь такой, во втором классе: очень селективный и избирательный подход к общению и с своими проблемами к педагогам пристает только после того, как убедится, что не может их сам решить или вообще обойтись. Всегда умел и умеет занять себя сам.
У меня до 4-х с копейками лет ребёнок был совершенно самодостаточным. Не нужны ей были детки, со взрослыми правда общалась без проблем. С 2,5 за год немного походили в сад (болели) — ни с кем из детей не общалась. С 3,5 год отходили на развивалки и в секцию — занятия с удовольствием, общения с ровесниками не было. Приведём в игровую заранее, там можно поиграть до занятий — сядет на стульчик с книжкой — «я пришла заниматься». » мальчика там за ней хвостом увивались — она их даже по именам не помнила.
А в этом году совсе д ругое дело. И на площадке к кому захочет подойдёт, познакомится, предложит играть,и в секциях/развивалках есть подружки, и общение стало нужно.
Видимо, Ваша не дозрела ещё, это так считается что к 3-м годам дети нуждаются в общении, а на самом деле у всех по-разному. И действительно, от такого количества народа, как в саду, офигеешь.
А его селективность не вызывает негатива у сверстников? Я по своей смотрю, есть дети, которые «не играют с ними и ладно», а есть которые «не реагируууешь, а вот на тебе»!
Немного обнадежили меня). Возможно действительно не созрела она еще для полноценного общения. На развивалках общается, но привыкала какое-то время и педагог их постоянно организовывала, что тоже сыграло свою роль. В привычных условиях активный ребенок.
Отнюдь, он очень тактично обособляется. Подойдут, спросят — он ответит. Попросят — поможет. Подержит. Откроет. Поднесет. Но близко к себе не подпускает, не позволяет фамильярностей. Он интересный человек, к нему многие устремляются, за дружбой. Он вежливо делится тем, чем может, но не более. Дружит только с двумя одноклассниками. Спуску вообще никому не дает, даже легких детских фамильярностей в свой адрес не прощает. Девки его любят…безмерно. А он как Дон Кихот — поклонник только одной, уже 3-й год, и она классом старше.
Во-первых она еще не адаптировалась к саду. У вас слишком высокие требования, неделю отходили, две проболели, и тут вы хотите, чтоб она нашла себе друзей сразу же.
А во-вторых, в таком возрасте дети, как правило, играют параллельно, но не друг с другом. Поэтому не понимаю почему вы паритесь. Отстаньте от ребенка, дайте ей привыкнуть, присмотреться, освоиться. Если будете ее насильно заставлять дружить с кем-то, то вообще замкнется и долго не сможет привыкнуть.
Боже ж мой, 3 года… Успокойтесь, все придет. В 3,5 года моя дочь сказала, что она вообще никогда и с кем не играет, с ней никто не разговаривает, в сад ходила на тот момент уже год. Играла только сама с собой. Я расстроилась невероятно, воспитатель подтвердила ее слова, но попыталась меня успокоить. В общем, сейчас ей 6,9, она дружит с кучей девочек и мальчиков, если случайно на улице встречаются, крики восторга и обнимания, школу просит выбрать не ту, что я присмотрела, а ту, что рядом с садом, где все друзья… Играет с ими так, что домой не уведешь, постоянно ей кто-то что-то дарит, обмениваются, в общем, жизнь кипит и друзей много. А я тоже плакала в 3 года…
Единственное, конечно, надо приучать. Поигрывайте дома с игрушками ситуации, читайте и разбирайте сказки про дружбу, подчеркивайте важность общения и т.д. Заставляйте соблюдать простые правила — пришла, поздоровалась, ушла- попрощалась, если встречаете в раздевалке, коридоре, на улице ребенка из группы, попробуйте уговорить поздороваться лично, без наездов, просто сами здоровайтесь, болтайте, она полтянется. И, конечно, общайтесь со всеми родителями — как минимум здороваться с ними и ребенком, в идеале — пара вежливых фраз и вопросов. Они ответят тем же- их ребенок будет вежлив и заинтересован по отношеию к вашему, это хорошо. И плюс ваш ребенок будет видеть пример и учиться спокойно общаться с другими.
оооо наш вариант, сама по себе -одиночка, только в конце завела себе единственную подругу в подготовит группе!
У вас очень застенчивая девочка… Вряд ли ей комфортно в саду! знаю что говорю — сама такая же была, тоже блин «мечта воспитателя!» -конечно, они были б счастливы если б каждый так сидел как мышь, а на состояние ребенка им плевать… Сейчас бы охаректиризовала это состояние как прострацию (по Ожегову: Прострация — Угнетенное, подавленное состояние, полное безразличие к окружающему). В школе стало совсем по-другому… Мож к психологу? в моем детстве их не было
Если бы я не видела ее на занятиях (развивалки), площадке и других детских мероприятиях, действительно подумала бы, что ребенок застенчивый. Но тут мне кажется , проблема в том, что она просто не заинтересована в общении с толпой. На развивалках она заводила, есть основная подруга, с которой они переодически поднимают группу на уши, но 1) их там 7 человек, 2) на привыкание к этому коллективу у дочери ушло около месяца.
У вас просто стеснительная девочка. И я сама точно такая же была, и дети у меня такие же. В 3 года у детей нет еще активного общения между собой, играют в основном по-одиночке, особенно такие застенчивые. Активное взаимодействие и желание дружить и общаться появляется где-то с 4 лет. Тогда и ходить в садик начинают охотнее — там ведь весело и друзья!
Источник
Любая мама заранее готовит своего малыша к такому важному этапу, как «детский сад». Она учит его самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок. При этом многие забывают о том, что главное для малыша в детском саду – это социализация. Одни дети быстро вливаются в коллектив, находят общий язык со сверстниками, другим нужно время, чтобы привыкнуть к новым обычаям и стать своим.
Помоги, но не навреди…
Почему малыш не играет со всеми?
Коллектив? А что это?
Первая, и наиболее часто встречающаяся причина – ребенок просто не привык играть в коллективе. Всю свою жизнь до этого момента он проводил время с мамой и папой, иногда оставался с бабушкой, и неожиданно для себя оказался в компании незнакомых ему детей.
Как быть? Не нужно заставлять ребенка играть с Петей или Катей. Лучше дать время малышу освоиться, и он сам вольется в компанию. Можно показать на личном примере: взять кубики и помочь другому ребенку построить башню. Малыш обязательно заинтересуется и подойдет посмотреть, а потом и сам включится в процесс.
Темперамент – значит многое
Вторая причина – темперамент. Если малыш с рождения флегматик или меланхолик, то, скорее всего, адаптироваться в детском саду ему будет непросто. Такие малыши не проявляют инициативу для общения, держатся в стороне и не любят находиться в центре внимания.
Как быть? Нельзя малыша силой приглашать к общению, можно достигнуть обратного эффекта. В данном случае стоит проявить терпение и дать ребенку время, чтобы почувствовать себя в новом коллективе, как рыба в воде. Возможно, для этого потребуется ни одна неделя.
А характер – ещё больше
Третья причина – особенности характера. Каждый ребенок, как и взрослый, имеет свои черты характера, свои индивидуальные особенности. Одни дети легко возбудимы, разговорчивы, приветливы, другие застенчивы, молчаливы. Нельзя осуждать или ругать малыша за то, что он «не такой как Ваня».
Как быть? Только мама знает, как найти подход к своему ребенку. И именно она должна найти способ помочь малышу найти общий язык со сверстниками. Лучший способ в данном случае – влиться в игру первой, показать, что с детьми играть весело и интересно, стоит попробовать.
Рамки воспитания. Они же – кандалы
Четвертая причина – строгое воспитание. Неконтактные дети часто вырастают в семье, где его много ругают и мало хвалят. Малыш замыкается, отгораживается от мира, боясь получить очередную порцию «похвалы». В детском саду такие дети стараются держаться поодиночке.
Как быть? Перестать требовать от малыша больше, чем он может сделать. Хвалить ребенка за любой успех, даже самый мизерный. Уверенный в себе малыш сам проявить инициативу в коллективе, и станет лидером в игре.
Если ребенок в детском саду стал белой вороной, то причин тому намного больше – от банальной застенчивости до РДА (ранний детский аутизм). Однако в большинстве своем малыши не хотят идти на контакт с другими детьми, потому что им страшно, потому что их вырвали из комфортной среды, потому что они столкнулись с переменами.
В детском саду «Возможность» профессиональные воспитатели помогут любому ребенку быстро влиться в дружную компанию, легко перенести адаптационный период и стать лидером команды. Опытные педагоги и психологи способны найти точки соприкосновения с любым, даже самым застенчивым ребенком. Малышу будет комфортно ходить в детский сад, а родители будут счастливы видеть свое чадо довольным и уверенным в себе!
Источник