Ребенок 5 лет не может соединять точки

Ребенок 5 лет не может соединять точки thumbnail

Сходящееся косоглазие зачастую развивается рано, в 2-3 года, проявляясь в непостоянной форме. Явные признаки заболевания на раннем этапе отсутствуют. Из-за этого возникают трудности при выявлении болезни. Не всегда вовремя замечается наличие у ребенка отклонения, и лечение назначается поздно.

Косоглазие, также называемое гетеротопией и страбизмом, является патологией, при которой нарушается положение глаз в орбитах. Один из них или оба отклоняются от точки фиксации и не могут сфокусироваться на объекте.

При скоординированной работе глаз изображение после преломления лучей в оптических средах попадает на центральные области сетчатки. В результате в мозг поступают две одинаковые картинки, объединяющиеся в одну. При страбизме их слияния в единое бинокулярное изображение не происходит. Развивается диплопия. Из-за этого возникают такие симптомы, как головокружение, головные боли, быстрая утомляемость.

Организм пытается защититься от этих признаков, а потому нервная система блокирует сигналы от одного глаза, который косит. Постоянное функционирование ЦНС и глаз в такой неправильной форме приводит к развитию амблиопии. Одно глазное яблоко частично или полностью оказывается незадействованным в процессе зрения. Если не исправить это в детстве, зрение останется монокулярным.

Это общий механизм развития страбизма. Существуют различные его формы. Разберем причины патологии, после чего перейдем к ее формам.

непостоянное косоглазие

Что такое функциональное косоглазие у детей?

Не следует путать непостоянное косоглазие с функциональным, которое патологией не является. Оно наблюдается почти у всех младенцев примерно до 6 месяцев, в течение которых у ребенка могут косить глазки. Физиологическая форма страбизма связана со слабостью глазных мышц. Глаза малыша не могут двигаться согласованно. Причиной этого явления могут быть и особенности строения лицевого скелета. Через несколько месяцев обе стороны его выровняются, а глазные мышцы окрепнут. Ребенок сможет смотреть на один объект двумя глазами, двигая ими синхронно. Примерно у 9 из 10 новорожденных функциональное косоглазие проходит самостоятельно без какой-либо терапии. Если же глазные яблоки продолжают отклоняться от точки фиксации, необходимо принять меры по устранению дефекта. Возможно, развивается патология. Чем раньше будет начато лечение, тем быстрее получится избавиться от отклонения.

Причины косоглазия у детей

Сначала можно разделить все факторы, которые способны вызвать страбизм, на две группы. В первую входят причины врожденной гетеротопии у детей:

  • инфекционные болезни, перенесенные женщиной во время беременности;
  • курение, алкоголизм, прием наркотиков матерью в период вынашивания плода;
  • генетические нарушения;
  • рождение ребенка раньше положенного срока и как следствие — несформированность органов зрения;
  • врожденные аномалии глазных яблок неизвестной этиологии;
  • ДЦП.

Это не прямые причины, а факторы, которые могут привести к развитию косоглазия у детей. Точно определить, почему у ребенка врожденный страбизм, не всегда представляется возможным.

  • Во вторую группу входят причины, которые приводят к возникновению гетеротопии приобретенной:
  • поражение некоторых центров головного мозга младенца, которые отвечают за движения глаз;
  • родовая травма;
  • инфекционные болезни — грипп, корь и пр.;
  • неправильный уход за ребенком;
  • патологии центральной нервной системы;
  • параличи и парезы;
  • травмы глаз;
  • стресс;
  • психические нарушения и испуг;
  • наличие аномалии рефракции.

Есть и такой фактор, как генетическая предрасположенность. Данное заболевание может передаваться по наследству. Изучаются механизмы передачи дефектного гена, однако способов воздействия на него пока не разработано.

Могут быть и другие причины, которые приводят к развитию конкретной формы страбизма. Их достаточно много. Заболевание классифицируется по нескольким основаниям. Рассмотрим их кратко и узнаем, чем отличается непостоянное сходящееся косоглазие от других его форм.

Виды косоглазия у детей

По происхождению косоглазие у ребенка может быть содружественным и паралитическим. Это две основные разновидности патологии. В первом случае у малыша косит то один, то второй глаз. При этом угол отклонения на обоих примерно одинаковый. Заболевание зачастую развивается на фоне анизометропии — разной рефракции глаз, или аметропии, причем, как правило, при гиперметропии средней или высокой степени. Сходящееся косоглазие наблюдается у детей с дальнозоркостью, а расходящееся — с близорукостью.

виды косоглазия, косоглазие у детей

Выделяют следующие причины содружественного страбизма у детей:

  • снижение остроты зрения на одном глазу;
  • офтальмологические недуги, которые приводят к резкому ухудшению зрительных функций или слепоте;
  • некорригируемая аметропия, то есть отсутствие оптики при миопии, гиперметропии или астигматизме;
  • офтальмопатологии и патологические процессы, сказывающиеся на прозрачности оптических сред — хрусталика и роговицы;
  • поражения ЦНС;
  • разное строение глазных яблок.

Содружественное косоглазие у детей проявляется следующим образом:

  • один глаз отклоняется к виску или к носу;
  • попеременное отклонение глазных яблок от точки фиксации;
  • они сохраняют подвижность во все стороны;
  • отсутствует стереоскопическое зрение;
  • понижение остроты зрения на поврежденном глазу;
  • ухудшение степени аметропии.

При монокулярном зрении ребенок может часто спотыкаться, натыкаться на предметы. Это может свидетельствовать о том, что он видит картинку не в 3D-формате, а только одним глазом.

Паралитическое косоглазие у ребенка

Эта форма страбизма может возникнуть не только в детстве, но и во взрослом возрасте. Характеризуется патология отклонением одного глаза от направления на рассматриваемый объект. Более того, нарушена подвижность глазного яблока. Он частично или полностью оказывается обездвиженным. Паралитическое косоглазие может быть вызвано травмой, отравлением, заболеваниями нервной системы и другими факторами, которые приводят к параличу глазных мышц. Сопровождается отклонение такими симптомами:

  • монокулярное зрение;
  • диплопия;
  • ограниченная подвижность глазного яблока в орбите;
  • наклонение головы в сторону поврежденного глаза;
  • головокружение.

Некоторые признаки заметны со стороны. При их обнаружении необходимо показать ребенка офтальмологу.

Другие виды косоглазия у детей

По виду отклонения косоглазие разделяют на сходящееся и расходящееся. В первом случае зрительная ось одного из глаз направлена к носу. Такое чаще бывает при дальнозоркости. Дети рождаются дальнозоркими. Глазные яблоки у них маленькие. По мере роста ребенка глаза увеличиваются в размере и гиперметропия исчезает. Однако нередко врожденная форма дальнозоркости, которая не является заболеванием, становится причиной сходящегося косоглазия. Более того, нередко оно протекает как непостоянное. Это значит, что признаки его то появляются, то пропадают. Не всегда удается сразу заметить наличие дефекта.

Читайте также:  Витамины для аллергичного ребенка 5 лет

При расходящемся косоглазии один глаз отклоняется в противоположную от носа сторону. Зачастую данная форма патологии диагностируется при близорукости, при которой изображение формируется перед сетчаткой. Мозг пытается исправить этот дефект и заставляет глаз отклоняться в сторону, чтобы картинка передвинулась на центральную точку сетчатки, что провоцирует возникновение расходящегося косоглазия.

Существует также вертикальное косоглазие.  Его причина в 9 из 10 случаев — паралич верхних или нижних прямых и косых глазных мышц. Глазное яблоко отклоняется вверх. Другие признаки у этой патологии не отличаются от симптомов косоглазия сходящегося или расходящегося.

Что такое скрытое косоглазие?

При скрытой гетеротопии визуально не наблюдаются какие-либо отклонения. Глаза ребенка выглядят здоровыми, они двигаются синхронно. Дефект становится заметным при выпадении одного глазного яблока из зрительного процесса, что приводит к отсутствию бинокулярности. Так, если закрыть один глаз или прикрыть его рукой, то есть искусственно создать монокулярное зрение, другой начинает косить. Причина этого — неодинаковый тонус глазодвигательных мышц.

косоглазие у детей

Скрытое косоглазие не требует лечения. В той или иной степени оно наблюдается у 70-80% людей и называется также гетерофорией. Бинокулярное зрение при этом не нарушается. В некоторых источниках данный вид заболевания рассматривают как разновидность непостоянного косоглазия. Однако это другая патология или точнее — степень ее развития. Впоследствии страбизм становится постоянным.

Непостоянное сходящееся косоглазие у детей: лечение

При косоглазии дети рискуют утратить бинокулярное зрение навсегда. Косметический дефект, вызываемый страбизмом, можно устранить в любом возрасте. Бинокулярность же необходимо восстанавливать в детстве. Лечение косоглазия у детей проводится сегодня успешно и без операции. Главное — вовремя начать терапию. Она включается в себя:

  • ношение очков;
  • аппаратное лечение;
  • гимнастика для глаз.

Все эти методы применяются и после операции для формирования бинокулярности. Родителям нужно набраться терпения. Лечение косоглазия — это длительный процесс, который может растянуться на год-полтора. Но если оно начато рано, то есть сразу после появления первых симптомов заболевания, то вероятность полного излечения достаточно высокая.

Лечение косоглазия с помощью очков

Страбизм зачастую возникает из-за миопии или гиперметропии. При этих дефектах рефракции назначаются очки. Нередко при правильном их ношении удается исправить и косоглазие. Применяется так называемый метод окклюзии, когда одна из линз заклеивается черной бумагой, которая не пропускает световые лучи. Открытым остается косящий глаз. Ребенок старается смотреть именно им. Таким образом укрепляются мышцы слабого глазного яблока.

Аппаратное лечение косоглазия у детей

Оно направлено на развитие бинокулярного зрения. Сегодня применяются такие методы, как ортоптика и диплоптика. Цель первого — развить фузионный рефлекс, то есть способность соединять в голове две картинки в одно изображение. В ортоптике используется синоптофор — специальный прибор, разделяющий поля зрения левого и правого глаз. Он демонстрирует больному две части какого-либо рисунка, стимулируя головной мозг и глазные яблоки объединять их в одно целое. Когда больной научится это делать, начинается следующий этап лечения — диплоптика. Она помогает закрепить достигнутый результат.

В данном случае разделения зрительных полей не происходит. При диплоптике искусственно вызывается двоение одного изображения. Пациент должен собственными усилиями соединить раздвоившуюся картинку. Диплопия провоцируется призматическим стеклом, оптическая сила которого постепенно корректируется.

Ортоптика и диплоптика применяются только при наличии двух условий:

  • пациенту больше 2 лет;
  • угол косоглазия не превышает 7 градусов.

Гимнастика при косоглазии у детей

Зарядка для глаз назначается на всех этапах лечения. Стоит понимать, что косоглазие должно лечиться комплексно. Даже после операции применяются аппаратные процедуры и специальные упражнения, позволяющие укрепить глазные мышцы. Делается зарядка для глаз при страбизме 3-4 раза в день по 20 минут. Комплекс упражнений подбирает врач, исходя из возраста пациента, вида заболевания и его степени.

гимнастика при косоглазии

При сходящемся косоглазии можно делать такую зарядку:

  • сядьте перед столом и выберите какой-нибудь предмет, за которым нужно наблюдать;
  • здоровый глаз следует прикрыть ладонью;
  • косящим нужно смотреть на выбранный предмет;
  • далее необходимо медленно поворачивать голову в сторону здорового глазного яблока, не отрывая взгляда от точки фиксации.

Такую гимнастику непросто провести с маленьким ребенком. Нужно его заинтересовать. Проведите зарядку в форме игры. При расходящемся косоглазии могут быть подобраны другие упражнения.

Оперативное лечение косоглазия у детей

Цель операции при косоглазии — устранить косметический дефект и вернуть бинокулярное зрение. Однако второе возможно только в том случае, если лечение проводится в детском возрасте. Лучше всего делать операцию в 4-5 лет. Существует два вида процедур по устранению страбизма:

  • усиливающая, направленная на укрепление мышцы, неспособной удерживать глазное яблоко в правильном положении;
  • ослабляющая, в ходе которой подавляется действие более сильной мышцы, отклоняющей глаз в сторону.
  • Чтобы усилить мышцу, ее укорачивают, а для ослабления — ее разрезают.

Готовиться к операции практически не нужно. Ребенок должен поесть за 12 часов до процедуры. Это условие является обязательным, так как проводится лечение под общим наркозом. Иногда за месяц до операции назначается комплекс упражнений, позволяющих расслабить глазные мышцы и привести их в естественное положение.

хирургическое лечение косоглазия

Методы хирургического лечения косоглазия

Выбор метода определяется медицинскими показаниями. Применяются следующие способы оперативного лечения:

  • Рецессия — процедура, в ходе которой глазодвигательная мышца рассекается в месте ее прикрепления к глазу и подшивается к склеральной оболочке. Благодаря этому уменьшается сила натяжения, а глазное яблоко принимает правильное положение.
  • Миэктомия — рассечение мышцы без последующего ее подшивания к склере.
  • Резекция — укорочение мышцы.
Читайте также:  Часто болеющий ребенок 5 лет

Операция может быть проведена снова на следующий день при сильной или недостаточной коррекции. Повторная процедура делается без наркоза. Врач исправляет дефект в амбулаторных условиях, после чего пациент может отправиться домой. На протяжении 3-4 недель нужно придерживаться ряда правил:

  • делать гимнастику для глаз;
  • закапывать витаминные капли;
  • применять при необходимости противовоспалительные и антибактериальные препараты;
  • носить повязку на глазу или солнцезащитные очки;
  • не ходить в баню и бассейн;
  • не заниматься спортом.

Полное восстановление происходит за месяц. В первые дни могут быть такие неприятные симптомы, как покраснение глаза, отек, болевые ощущения. Эти признаки являются побочными эффектами, а не осложнениями. Они проходят через 3-5 дней. Каждую неделю следует показывать ребенка офтальмологу.

Лечение любого косоглазия должно осуществляться всеми возможными методами. Забрасывать терапию ни в коем случае нельзя. После незначительного улучшения возможен рецидив. Глаз снова начнет косить. Чтобы не допустить этого, выполняйте все предписания врача.

Источник

Как научить ребёнка писать в особо тяжёлых случаях

Ребенок 5 лет не может соединять точкиИзвестна ли Вам ситуация, когда ребёнка годами учат писать по обводке, а результата не видно, ребёнок не может научиться писать? При этом, ребёночек непоседлив, невнимателен. Возможно, у него даже стоит диагноз « синдром двигательной расторможенности» или «СДВГ». При таких диагнозах часто бывает нарушение зрительно-пространственной ориентации и конструктивного праксиса. Младший школьник уже давно научился читать, но письмо очень отстаёт. Или же вам более знакома ситуация, когда малыш очень поздно взял в руку карандаш и, когда его сверстники уже вовсю пишут буквы, он только учится раскрашивать? Его пальчики, скорее всего, слабы, а движения некоординированы. Или же, наоборот, ручка вашего ребёнка постоянно находится в гипертонусе (например, при ДЦП), и это не дает ему научиться писать. Также мешать процессу письма может писчий спазм.

Не зря в программе детского дошкольного учреждения нет такого предмета, как письмо, а есть подготовка руки к письму. Предполагается, что ребёнок приходит в первый класс уже готовым к обучению письму. Но ребёнок с особенностями развития может не овладевать определёнными навыками в установленные сроки, и в 1-м классе ещё находиться на подготовительном этапе, нуждаться в развитии мелких мышц кисти, внимания, зрительно-пространственных представлений и конструктивного праксиса. Педагог начальной школы пишет карандашом буквы в рабочей тетради, чтобы ребёнок их обводил. Школьнику предлагают брать в руку ручку вместо карандаша, ибо по возрасту уже положено писать ручкой и непременно в школьной тетради. А воз и ныне там. Чтобы сдвинуть его с места, необходимо разобраться, что именно не даёт вашему ребёнку овладеть навыками письма. По какой причине возникают трудности и что с этим делать? Как научить ребёнка писать? Постараемся в этом помочь, рассмотрев отдельно каждую проблему и способы её преодоления.

1. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Пальчикам не хватает сил, чтобы держать ручку и карандаш. Ребёнок держит их неправильно, при этом движения руки не координированы. Малыш выходит за линию при письме, за контур предмета при раскрашивании.

2. Нарушена зрительно-пространственная ориентация. Ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не может сообразить, где верхний правый угол, а где нижний левый. И, следовательно, не сможет написать, к примеру, печатную букву А, ведя линию сначала в нижний левый угол, а потом в нижний правый.

3. Дефицит внимания. Ребёнок не в состоянии сосредоточиться на том, что делает. Может быть такое, что рукой ведёт линию в тетради, а глаза в этот момент смотрят совсем не туда.

4. Нарушен конструктивный праксис. При письме, чтобы получить букву, необходимо собрать воедино множество палочек-крючков. Ребёнку, который не умеет что-либо строить из конструктора, кубиков, палочек, спичек справиться с таким заданием очень сложно.

Для развития мелкой моторики и укрепления детских пальчиков используем, конечно же, пальчиковые игры, пальчиковый театр, игры с фасолью, горохом, другими природными сыпучими материалами.

Сыпучие

Научившись захватывать большим и указательным пальчиками горошинку, фасолинку или изюминку, ребёнку будет значительно проще правильно взять в руку карандаш и удерживать его. Пособия для таких игр можно изготовить самостоятельно или подобрать среди подручных материалов. Например, в капроновой крышке можно сделать отверстия для горошинок и наполнять горохом или фасолью банку. Прекрасно для этих целей подойдёт жестяная банка с капроновой крышкой от недорогого кофе. Саму банку можно как-нибудь интересно декорировать. Мне повезло—я нашла уже готовую банку с дырочками в крышке, предназначенную для хранения букв из флексики.

Банка с алфавитом

Банка с алфавитом

Также можно опускать фасолинки и изюминки в пластиковую бутылку, предварительно сделав из неё «куколку» и прорезав «ротик». Итак, ребёнок научился брать пинцетным захватом мелкие предметы. Самое время предложить ему задание посложнее—обычные бельевые прищепки.

солнышко из прищепок

Надевая их на предварительно вырезанный круг из цветного картона, можно сделать «солнышко», если хорошенько потрудиться. От этого задания пальчики, конечно же, устанут. Не забудьте дать им отдых. После нескольких месяцев таких упражнений ребёнок с даже слабыми пальчиками сможет взять в свою ручку карандаш и начать раскрашивать. Обратите внимание, чтобы малыш сразу захватил карандаш правильно. Помочь ему в этом может так называемая « ручка-самоучка»—специальная насадка на карандаш и ручку. Она выпускается для правшей, левшей и для деток с ДЦП. Насадка не только учит правильно держать ручку, но и предохраняет руку ребёнка от преждевременной усталости.(фото4) Ребёнок начал «калякать» на бумаге и раскрашивать…Предоставим ему крупные простые раскраски, для начала—с объёмным контуром.

Раскраска

Читайте также:  Длительный запор у ребенка 5 лет

 Вы можете сэкономить деньги на таких раскрасках, изготовив их самостоятельно. Для этого потребуется купить в канцелярском магазине глиттер с золотыми или серебряными блёстками и намазать им контур обычных раскрасок. Несмотря на то, что малыш уже держит карандаш и справляется с раскрашиванием, его пальчики всё ещё нуждаются в упражнениях. На этом этапе идеально подойдёт маленький мячик, помещающийся в детскую ручку. Такие мячики различной расцветки продаются сейчас в каждом магазине игрушек. 

мячик для тренировки кисти

Предлагаем ребёнку пять раз сжать мячик рукой как можно сильнее и бросить его вам. Затем вы сжимаете мяч пять раз и передаёте его ребёнку. Итак, ручка малыша стала сильнее и увереннее. Он уже раскрашивает, не выходя за объёмный контур рисунка. Глиттер нам больше не нужен. Предоставим ребёнку возможность раскрашивать теперь рисунки с обычным контуром. Единственное условие—они должны быть несложными и достаточно крупными, но не настолько, чтобы ребёнок устал, пока раскрасит до конца. Если же ваш малыш вообще не хочет браться за рисование и раскрашивание, но с удовольствием наблюдает за тем, как это делаете вы, позвольте ему наблюдать и рисуйте бесконечно много. Рано или поздно его ручка всё равно потянется к карандашу. К раскрашиванию и играм с «сыпучками» полезно подключить лепку из пластилина. Постарайтесь в самом начале не испугать ребёнка сложностью заданий. Лепите колбаски и шарики, просто называя цвета, ровно столько, сколько это будет интересно ребёнку. Даже простое отщипывание мелких кусочков пластилина от большого бруска—это уже укрепление пальчиков. Наступает момент, когда можно предложить ребёнку совершить свой первый маршрут карандашом по специальным тренировочным дорожкам. (фото6). Вначале я тоже предлагаю сделать их контур объёмным, используя глиттер. После обычных дорожек переходим к крупным буквам, внутри которых есть пунктир. (фото7). Постепенно уменьшая размер таких букв, в конце концов, отказываемся от контура вообще и оставляем только пунктир. Теперь это уже обыкновенные прописи для дошкольников с печатными буквами. Отработать написание букв, как печатных, так и прописных, помогут сенсорные дорожки (фото8).

Для развития зрительно-пространственной ориентации используются специальные «диктанты» , когда ребёнка просят положить спичку, горошинку или любую другую мелочь в правый верхний угол альбомного листа, затем в левый нижний, в центр листа и т.д. С этой же целью можно использовать и мозаику.

Мозаика

Существуют графические диктанты для тетрадей в клеточку, где нужно отсчитывать количество клеточек в определённом направлении, получая в результате картинку (фото9) Также полезно, держа в своей руке руку ребёнка , писать печатные буквы, проговаривая при этом направление движения ручки или карандаша. К слову, хочу заметить, что вначале ребёнок учится писать карандашом, потом ему дают гелевую ручку, не требующую нажима, и только потом—шариковую. Для развития зрительно-пространственной ориентации используют и специальные упражнения типа «закрась красным цветом флажки, повёрнутые вправо, а жёлтым—влево». Начинать учить ребёнка ориентироваться в сторонах и направлениях нужно гораздо раньше, нежели приступите к обучению письму. Сначала изучаются правые и левые конечности своего тела, потом невзначай показываем на странице книги, как пушкинский кот учёный ходит то направо, то налево.

Для развития концентрации и устойчивости внимания используются виды деятельности, которые способны на время удержать внимание каждого конкретного ребёнка. Например, наклеивание букв и цифр, попеременное чтение-наклеивание-раскрашивание. Применяют упражнение—следить за секундной стрелкой. Если у ребёнка проблемы с письмом именно из-за дефицита внимания, необходимо помогать ему, сопровождая своим голосом движение его руки. Комментируем чётко, громко, выразительно: «Палочка вверх, палочка вниз, крючок». Приучаем ребёнка к тому, чтобы после написания буквы он назвал её. Тогда он будет стараться держаться во внимании, а не машинально водить ручкой по бумаге. Если речь идёт о добукварном периоде, и малыш пишет палочки, то подсказываем ему: «Сверху вниз! Сверху вниз!» Поможет тут и такая игра. 

игра с буквами

  Сначала ребёнка просят найти нужную букву и положить её поверх такой же буквы в слове. Потом кружочек с буквой ищем и кладём внизу, под имеющейся на карточке буквой, создавая таким образом своё слово в нижнем ряду. 

игра с буквами-1

Можете проверить, что при выполнении этого задания, направленного на овладение письменной речью, ребёнок отвлекаться не будет. Способствуют развитию внимания и обычные логопедические упражнения для языка—артикуляционная гимнастика.

Для развития конструктивного праксиса ребёнка ,конечно же, знакомят с разного рода конструированием, просят сложить из спичек или счётных палочек геометрическую фигуру, букву, найти на бумаге необходимые элементы для определённой буквы. Потом—соединить между собой точки. Для начала предлагаем соединить две точки, затем несколько. Заодно отрабатываем и координацию движения руки, и концентрацию внимания. Если движения очень плохо координированы , то точки сближаем постепенно, в конце концов достигая того, что они превращаются в пунктир, по которому пишется буква или её элемент. При этом , мы напоминаем ребёнку, что двигаться нужно чётко от точки к точке.

Нужно отметить, что  нарушение письменной речи, о котором мы ведём речь в этой статье, это моторная дисграфия .

И самое главное, хоть и лично моё мнение. Если ребёнок уже читает и может складывать слова из букв магнитной азбуки, то не стоит тормозить его развитие, проводя немыслимое количество времени над выписыванием букв. Сажайте его за компьютер и пусть печатает. Ведь печатание—это тоже письменная речь. Можно печатать упражнения, диктанты, письма. В конце концов, 21век на дворе!

Ноутбук

Источник