Ребенок 5 лет не может ответить на вопрос
Татьяна Головко
Как научить ребенка в 5–6 лет рассуждать и развернуто отвечать на вопросы?
В наше время родители заняты своей работой и уделяют времени своим детям не так уж и много. Детей водят на разнообразные дополнительные кружки, секции и практически все думают, что этого вполне хватает для развития ребенка! Сейчас не в моде читать детям сказку перед сном, проще сунуть какой -нибудь гаджет в руки ребенку и свободная минута у родителей в «руках».
Родители не понимают, что с ребенком надо разговаривать, рассуждать, развивать речь. Одним из способов развить красноречие это чтение. Приучать ребенка читать книги, беседовать с ним, просто ежедневно, чтобы он рассказывал об увиденном, о прочитанном, о том, что он слышал, делиться впечатлениями, обучая ребенка выражать словом свои чувства и эмоции- не так уж и много усилий надо прилаживать к этому! Но это поможет ребенку справляться с разными сложностями в жизни, во взаимоотношениях с людьми. Не секрет что многие проблемы в межличностных отношениях возникают ввиду скудности речи. Эта проблема становится явной со старшей группы дошкольного образования. Перед воспитателями стоит вопрос о необходимости научить ребенка рассуждать и развернуто отвечать на вопросы! Одевая ребенка рассказывать, на прогулке рассуждать, играя объяснять и т. д. Читать ребенку вслух почему-то считается уместным только до того возраста, когда ребенок не научился читать сам. А зря. Читать вслух ребенку можно в любом возрасте, ведь цель чтения вслух это приобщение к красоте языка, к его многогранности, что позволяет ребенку развивать собственную речь.
Дети в старшей группе должны самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, описывать картины, составлять сюжетные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. А вот в подготовительной группе дети должны рассказывать по сериям сюжетных картин, но не более трех. Сначала описывается каждая картина, затем высказывание детей объединяется в один сюжет.
Я хочу заострить внимание и еще раз подчеркнуть необходимые приемы обучения детей:
— совместные рассказывания (взрослые начинают, а ребенок заканчивает фразу. Например, жила, была девочка. Однажды она. А навстречу ей.);
— образец рассказа (он должен быть грамотно выстроен логически, точен по речи, небольшой по объему, доступным и интересным по содержанию);
— план рассказа (как называется предмет, его свойства и действия. Это два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Может быть, коллективное составление рассказа (используется на первых этапах обучению рассказывания). Можно составить рассказ по подгруппам — командами);
— рассказывание по схемам (старшая подготовительная группа). Они представлены в его книге «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов«;
Необходимо ребенка научить внимательно рассматривать картины, устанавливать взаимосвязь между персонажами, узнавать отдельные предметы (люди, животные, выделять детали (выражение лиц людей).
В процессе рассматривания используется также такой прием, как беседа по содержанию картины. В беседе активизируем и уточняем словарь, учим отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.
Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ, затем рассматривает другие объекты, предметы, их количество. Вопросы должны быть направлены на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Характер ответов зависит от характера вопросов. По одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» — дети перечисляют предметы; на вопрос «Что делают на этой картине?» — называют совершаемые действия, следовательно, если педагог злоупотребит вопросом «Что это?» — требующий перечисление предметов, то он невольно задержит ребенка на самой низшей стадии восприятия. Педагог повысит детскую активность, если сами дети будут задавать вопросы. Можно спросить у детей, что нового они узнали из беседы. Беседа завершается обобщающим рассказыванием. В такой беседе преобладают хоровые ответы.
В обучении рассказывания особое место имеет мотивация речевой деятельности.
Мотивация речевой деятельности делают процесс обучения интересным, привлекательным, привлекают активность детей и качество их рассказов.В младшей и средне группах это главным образом игровые мотивы: — «Расскажи про зайчика, который хочет поиграть с ребятами», «Незнайка просит научить рассказывать сказку про. «. В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей», запишем самые интересные сказки и составим книгу).
В результате обучения рассказыванию по картине, ребенок должен уметь составлять два различных рассказа: повествовательный и описательный.
Источник
Мамы, отзовитесь пожалуйста. Ребенку через полтора месяца будет 5 лет. Девочка. Отсутствует любопытство от слова совсем. Только сегодня на это обратила внимание. Вопрос «почему» звучит в контексте только, если ее просишь что-то сделать, а она не хочет. То есть ей не интересен окружающий мир. Да я, вообще, от нее вопросов никаких не помню. Как будто ей ничего не интересно. Сама много чего болтает, но никогда ничего не спрашивает, даже не уточняет ничего. А, нет, вспомнила, иногда спрашивает, когда мы домой на прогулке, что мы сегодня едим, и где мой мишка. Вот ее практически весь перечень вопросов. Но она и слушать не любит и толком не умеет. Скажите, мамы, прошедшие этот период, может, просто не все дети засыпают взрослых вопросами? Так-то все, что в садике учат, она знает не хуже других детей.
Автор
[1001544097] — 30 мая 2018, 21:55
13 ответов
Последний —
03 июня 2018, 19:41
Перейти
1.
Гость
[1474484698] — 30 мая 2018, 22:41
Если она не «почемучка», это не значит, что с ней что-то не так! Поверьте. Все детишки разные, воспринимают мир по разному. А если уж переживаете, отдайте ее в какую-нибудь прикольную развивашку — 5 очень подходящий возраст. Может в ней скрытый талант и она просто тихоня! Например, Аmakids могу посоветовать. Там очень много хороших программ, а летом они в формате интенсива будут.
2.
Гость
[4199732724] — 30 мая 2018, 22:43
Дак уж знает наверно всё и так к пяти годам то. Я вот, кажется, с пяти лет ничего принципиально нового и не узнал.
3.
Гость
[3332727302] — 30 мая 2018, 22:48
Вам просто повезло. У вас умненький ребенок, который все знает и не достает вас вопросами. Наслаждайтесь.
4.
Гость
[2289824513] — 30 мая 2018, 23:17
Я такая была. Не спрашивала ничего, и тем более никаких дурацких «а почему ветер дует». Во-первых, мне были предоставлены все книги в доме, я читала с 3 лет, смотрела картинки в энциклопедиях и альбомах. Во-вторых, меня на опережение просвещали. Вот рябина, вот синица, вот запорожец, вот исполком. Иногда придумывала свои версии происходящего, причём чисто для смеха. Эпик был, когда я предположила, что облака статичны, а движение — это вращение земли. Это мне года четыре было.
Моё основное взаимодействие со взрослыми/старшими в семье по сей день в основном такое — я что-то увидела, узнала и мне надо срочно это продемонстрировать общественности — прочитать, показать и т.д.
Неприятности это мне стало доставлять в подростковом возрасте, когда по идее надо спросить, а я молчу и сама разруливаю. И во взрослом возрасте тоже. На претензии, почему не спросишь, всегда говорила — да я откуда знаю, про что спрашивать и что вообще это нужно делать. На этой почве завелось некоторое количество обид и недоговоренных проблем. Вот в этом плане вам на будущее — проявляйте внимание и не ждите, что к вам побегут за помощью, сами идите навстречу.
В плане развития я вот не могу сказать сама про себя ничего. Мне кажется, то, что я предпочитала не спрашивать. а сама соображать, было основой разных полезных навыков, но это может только казаться, а со стороны я может дуб сосновый.
Вот и весь сказ. Что вам ещё рассказать?
5.
Гость
[551624836] — 30 мая 2018, 23:19
Мой тоже никогда -никогда не задавал вопросов.Самостоятельно прошел через возраст вопросов.Сейчас он подросток и еще и дает мне советы.Бывает такое.Некоторым личностям надо до всего доходить своим умом,чужой ум им не нужен.Себе на уме ваш ребенок.И это скорее плюс.Но с ровестниками и в школе будет не просто.
6.
Гость
[2289824513] — 30 мая 2018, 23:26
Автор
То есть ей не интересен окружающий мир.
7.
Гость
[2879137933] — 30 мая 2018, 23:47
Если люди, у которых на все есть свое мнение) вот видимо это ваш случай)))
8.
Гость
[1049223227] — 31 мая 2018, 10:13
Это можно констатировать, как снижение познавательного интереса, если вы не обидитесь. В целом не отстает по развитию на свой возраст? А вопросы не только «почему» существуют. Еще «зачем, когда, как, где, куда, откуда, какой и др». И ребенок в 5 лкт должен в норме интересоваться.
9.
Гость
[1598626575] — 31 мая 2018, 14:25
Гость
Это можно констатировать, как снижение познавательного интереса, если вы не обидитесь. В целом не отстает по развитию на свой возраст? А вопросы не только «почему» существуют. Еще «зачем, когда, как, где, куда, откуда, какой и др». И ребенок в 5 лкт должен в норме интересоваться.
10.
Гость
[2761167773] — 31 мая 2018, 14:39
Гость
Ну какая норма? Если ребёнок молчит, это не значит, что у него в голове ничего не происходит. А утешать себя тем, что если ребёнок чешет глупые вопросы без перерыва, то будет гением, наивно.
11.
Автор
[3959896026] — 31 мая 2018, 19:40
Так, ребёнок знает всю садиковскую программу, но не более. Все что ей не известно, то и не интересно. Она говорит много, но как-то безинформативно. Я думаю, просто у нас ещё не начался возраст «я познаю мир». Периода любопытства не было пока ещё. Но ей пока ещё только 5 лет. Я просто, наверное, тороплю события
12.
Гость
[2289824513] — 03 июня 2018, 19:41
Автор
Так, ребёнок знает всю садиковскую программу, но не более. Все что ей не известно, то и не интересно. Она говорит много, но как-то безинформативно. Я думаю, просто у нас ещё не начался возраст «я познаю мир». Периода любопытства не было пока ещё. Но ей пока ещё только 5 лет. Я просто, наверное, тороплю события
13.
Гость
[2739106195] — 14 марта, 13:47
ЭТО В РАМКАХ НОРМЫ. СЕЙЧАС ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ МНОГО ИНФОРМАЦИИ И ПРОСТО МОЗГ ЕЕ ОБРАБАТЫВАЕТ
Источник
Отсутствие вопросов в речи — одна из «фишечек» аутичных детей. Наша нейротипичная соседка уже в два годика постоянно волновалась: «Мама где?», а трехлетка этажом выше умучал родителей своими «почему».
Мой ребенок только в 4 годика начал что-то спрашивать у родителей. Причем вопрос «Что это» заменялся суррогатом «Это…», без вопросительной интонации. Я не сразу догадалась, что ребенок меня именно спрашивает. Еще недавно он начал говорить: «Мама-папа, идем куда?».
Наши попытки это исправить потерпели фиаско. Если я говорила сыну: «Скажи: Что это?» Сын автоматически отвечал на вопрос. Если предмет ему был незнаком, то придумывал ему название/назначение. Креативно, но бесполезно.
На днях логопед подогнала нам интересную игру: «Спроси у мамы/папы?»
В игру играют ребенок и двое взрослых (можно одного взрослого, но так обучение пойдет медленнее). Мама и папа берут незнакомые ребенку предметы. У нас это были подсвечник, ледовый крюк, штопор, фибула, значок, сережка и штангенциркуль…
Один родитель демонстрирует предметы ребенку, спрашивая: «Что это?» Если ребенок не может ответить/отвечает неправильно, ему говорят: «Спроси у мамы/у папы…» и дают подсказку: «Папа/мама, что это?» Второй родитель немедленно отвечает на вопрос. В конце игры можно оставить ребенку вещи на поиграть. Это будет поощрением.
Периодически, можно побрасывать ребенку в игру знакомые предметы. Так мы щадим самооценку ребенка и страхуемся от закрепления нежелательного поведения: «на каждый вопрос: «что это?» требовать помощи у папы/мамы».
Наш ребенок пытался хитрить. По его словам, слева — молоток, а справа — духи.
В игру «Кто это?» мы играли вдвоем с ребенком при помощи такой книжки из Фикспрайса:
Книга с окошками. 199 рублей
Книга с окошками. 199 рублей
Книжка с окошками, за окошками — разные морские гады. Я не открывала окошко, пока ребенок не спросит: «Кто это?»
Эффект от занятий потрясающий. На третий день игрищ папа наступил на какую-то деталь на ковре. Деталь сказала предсмертный : «кряк»- папа завопил от боли.
— Что сломал? — спросил сын у отца.
Аутичные дети:
— могут вообще не задавать вопросов;
— делать это грамматически неправильно;
— не выделять вопрос вопросительной интонацией.
Причин несколько:
— дети не догадываются, что можно просить не только игрушку, но и информацию, предпочитают добывать ее сами, окольным путями;
— круг интересов сужен, некоторые вещи, волнующие других детей, им безразличны;
— речь не развита на надлежащем уровне;
— есть просодические нарушения.
Когда учить ребенка задавать вопросы?
— во-первых, у ребенка должно быть базовое понимание речи и связанная речь, т.е. предложения хотя бы из двух слов. Если речь односложна, с вопросами вы поторопились;
— ребенок должен уметь отвечать на вопросы, т.е. сначала учим ребенка отвечать на вопрос:»Что это» и только потом его задавать;
— лучше начинать с вопросов в соответствии с онтогенезом речи.
Онтогенез вопросительных слов
до 1 года — Что? Кто? (без вопроса, ребенок показывает пальцем)
до 2,5 года — Где? Куда?
около 3-х лет — Как?
старше 3-х лет Почему? Когда?
Как учить ребенка задавать вопросы?
1. Мы искусственно моделируем ситуации, в которых ребенок вынужден задать вопрос.
2. Даем полную речевую подсказку: «Мама/папа что/кто/где/куда/как/почему/когда …
3. Ребенок задает вопрос.
4. Ребенок получает ответ на вопрос и поощрение, которое возникает как бы само собой, в результате его вопроса, например, спросив, «Где ложка?» / «Где стул?»/ «Где мой мишка?» ребенок получает и ответ, и предмет. Здесь особенно дорогой будет ложка, которой едят десерт, стул, на котором голодный ребенок сядет обедать и т.п.
5. После такой тренировки мы улавливаем естественную мотивацию ребенка, заставляя его задавать вопросы там, где это уместно. постепенно этот навык закрепится в речи.
В следующем посте я расскажу, какие именно ситуации вы можете смоделировать, чтобы ваш ребенок действительно захотел получить ответ и поощрение.
Поговорим о вопросах: что? кто ? где? почему? как? какой? когда?
Продолжение темы: вопросы: что? где? почему?
Материал по теме: Учим ребенка говорить: с чего начать?
Источник
Предыдущая тема :: Следующая тема | |||||||||
Автор | Сообщение | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Анастасия Летняя симфония На сайте с 08.11.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Suwolga Всяко грамотная тетя! На сайте с 09.07.05 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Анастасия Летняя симфония На сайте с 08.11.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Julia S Первый класс вторая четверть На сайте с 15.08.05 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Малиновская Солнечная мама На сайте с 17.07.04 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Suwolga Всяко грамотная тетя! На сайте с 09.07.05 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Настя Академик На сайте с 20.06.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Анастасия Летняя симфония На сайте с 08.11.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Настя Академик На сайте с 20.06.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Анастасия Летняя симфония На сайте с 08.11.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Topolek Умница 2010 На сайте с 04.05.06 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Малиновская Солнечная мама На сайте с 17.07.04 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Анастасия Летняя симфония На сайте с 08.11.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Вилена Академик На сайте с 29.03.04 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
Настя Академик На сайте с 20.06.02 |
| ||||||||
Вернуться к началу | |||||||||
|
| Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах |
Источник