Ребенок 5 лет не говорит шипящие

Ребенок 5 лет не говорит шипящие thumbnail

Как научить ребенка шипящим звукамКак научить ребенка шипящим звукам

Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам. Как научить ребенка шипящим звукам?

Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков.

Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже.

Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие. Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.

Как научить ребенка шипящим звукам:

  1. Тренируем язык.
  2. Учимся правильно двигать губами.
  3. Воздушная струя.
  4. Ж и Ш.
  5. Закрепляем.

Тренируем язык

Тренируем языкТренируем язык

Чтобы обучиться шипящим, нужно понять, как они звучат. Перед началом обучения мама должна продемонстрировать ребенку, какие звуки и буквы будут изучаться на сегодняшнем занятии. Затем нужно попросить малыша повторить данные звуки. Для этого попросите ребенка положить язычок на нижние зубы и начать легонько постукивать по нему верхними зубами, произнося слог «та-та-та-та».

Далее продолжите упражнение, пошлепывая по языку верхней губой и произнося что-то на манер звука «пя».

Учимся правильно двигать губами

Чтобы научить ребенка шипящим звукам, нужно, чтобы он совладал своим языком и губами. Для этого следует использовать такое упражнение:

Ребенок высовывает язык, оставляя рот немного приоткрытым. На язык нужно положить крошечную конфету и попросить ребенка перенести ее на языке к верхнему небу. При этом важно, чтобы ребенок выполнял упражнения не челюстью, а сугубо языком.

Воздушная струя

Чтобы научиться говорить шипящие звуки, следует проработать над воздушной струей между зубами. Для этого ребенку следует немного приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе. На край носа малыша положите тоненький кусочек ватки. Попросите, чтобы ребенок вдохнул носом и выдохнул ртом. Похвалите его за произнесенный шипящий звук. Если ватка поднимется вверх, значит, ребенок упражняется правильно.

Ж и Ш

Часто именно звуки Ж и Ш говорить ребенку тяжелее всего. Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки из этой серии, попросите его произнести для начала звук «СА». Затем пусть повторит его еще раз, определив язык чуть глубже в полости рта. Чем ближе язык ребенка будет расположен к алевиолам, тем явственнее слог «СА» будет напоминать звук «ш».

Для обучения звуку «ж» попросите ребенка произнести звук «ЗА», а далее действуйте по аналогии с предыдущим упражнением.

Закрепляем

Как научить ребенка шипящим звукам? Занятия. Занятия. И еще раз занятия. И даже когда ваш ребенок научится «шипеть» и «жужжать», важно не прекращать с ним заниматься и все время закреплять достигнутое.

Для закрепления шипящих звуков, нужно вслух читать ребенку стишки, где они звучат, и стараться разучивать их вместе с ребенком. Также неплохо находить такие звуки в природе и просить малыша их повторить. Например, можно обучить ребенка тому, как делает жук или какой звук издает спущенная шина или воздушный шарик.

Важно, чтобы малыш не только умел произносить шипящие, но и располагал различными ассоциациями относительно звуков, которые его окружают и которые ему приходится произносить.

Как научить ребенка шипящим звукам: видео

Источник

Ребёнок в 5,3 не выговаривает Ж (з), Ш (с), Л (в), Р. Само не пройдёт?
Это случай логопеда?

Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.

У меня в принципе эти звуки говорил, но в речи часто путал.
В 5,5 пошли к логопеду. За 2 месяца все звуки поставила на место.
Логопед сказала, что обращаться за постановкой шипящих звуков рекомендует после 5 лет. Р — после 6.
Можно конечно и раньше, только в указанном возрасте это будет гораздо быстрее.

Читайте также:  Пикамилон ребенок 5 лет

У меня дочка Л не выговаривала, помним ее Вунтика и Вуна, логопед — ваш друг, мы ходили на занятия, очень быстро всё пришло в норму.

по_ганка:

Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.

Ого, а за какой срок такое корректируется?

Я раньше как-то не замечала, воспринимала как возростную особенность речи.
А сегодня мою девочка лет 4-ех во дворе исправлять стала, что надо не С, а Ш говорить — на Маса, а Маша :wizard:

PAlya:

помним ее Вунтика и Вуна

Ооо, один в один!!

А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?

Фокс и флокс ,
Нам звук ш логопед поставила буквально за 4 занятия

Фокс и флокс ,
Звуки поставить быстро, но автоматизировали мы долго. Больше года. Потому что когда переставал следить за речью, то сразу говорил не правильно.

С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано. 5 лет нормальный возраст чтоб идти к логопеду, дети уже соображают, более осознанно выполняют задания. Но это если нет признаков дизартрии, если есть дизартрия то лучше было начать и пораньше

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,
Я так понимаю, что слабые мышцы языка. Логомассаж хорошо помогает.

Фокс и флокс автор темы:

А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?

Вариантов много.
Короткие уздечки или просто не слышит звуки. Или еще море причин. Надо искать свою.
У братьев подрезали уздечки. Занимались перед школой с логопедом. Началка прошла в компании с логопедом.
Итог все равно печален. Если долго не общаемся, то привыкать к их речи все равно приходится.

Мораль? Для нищих — роскошь, для богатых — пережиток.

Автор, сколько заниматься — никто вам не скажет. От пары месяцев и до…..
Почему у вашего ребёнка такие проблемы? Вопрос к неврологу.

Фокс и флокс ,

Да, логопедам тоже надо зарабатывать.
все просто помешались на них.
У сына все звуки встали позже, чем по норме, звук р — почти перед школой появился окончательно,
никаких проблем нет, первый класс закончил хорошо

по_ганка:

так понимаю, что слабые мышцы язык

Или наоборот гипертонус

Shtormit:

С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано.

Р ставится к 7, и это норма
Наш логопед говорит, что занятия раньше 5 лет особого результата не дают.

Shtormit:

если нет признаков дизартрии,

У моего дизартрия. Начали заниматься в 5,8 за 8 занятий поставили ж, ш, щ, ч . Сейчас с Ч только путается немного.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

Мне ваш логопед не авторитет, я пользуюсь другими источниками . И попробуйте с алаликом с 5 начать заниматься, когда уже конкретное отставание в развитии заметно и социальная дезадаптация.
И дизартрия дизартрии рознь. Сейчас кстати очень много неврологов ее ставят каждому встречному-поперечному при невыговаривании звуков. А попробуй бульбарному дизартрику поставить звуки за 8 занятий? Да памятник такому логопеду ставить надо. При стертой форме дизартрии вполне возможно, конечно, но у таких детей вполне к 7-8 годам может встать самостоятельно с небольшими усилиями со стороны взрослых .

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

циничная бестия,
У нас очень опытный логопед, стаж почти 40 лет уже. Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и т.д и она говорит, что надо начинать как можно раньше заниматься. Другой разговор, что усилий требуется больше, поэтому не все логопеды берут детей раннего возраста.

по_ганка,

Плюсуюсь. Чтоб Разговорить Алалика или махрового дизартрика может понадобиться несколько лет кропотливой работы.

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,

мы уже третий год к логопеду ходим, остался звук л, надеюсь в этом году поставим, в следующем школа :tease:

Читайте также:  Что можно дать ребенку от цистита 5 лет

Shtormit:

Мне ваш логопед не авторитет,

Ну, я Вам его и не навязываю в авторитеты. Вы выразили свое мнение, я высказала мнение человека, работу которого видела на протяжении 4-х лет и в компетентности которого я не сомневаюсь.

Shtormit:

бульбарному дизартрику

по_ганка:

Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и

Я не утверждаю про тяжелые случаи. Там логопед-дефектолог работает, если я не ошибаюсь.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая. И тогда звуки не встанут . есть нормативы становления звуков., которые я написала, и если в них ребёнок не укладывается , то лучше обратится к специалисту уже сейчас. А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится. А если не появится? И если это тот Вариант когда надо было начинать заниматься ище раньше? И в 5 лет уже можно идти без раздумий — Сначала к логопеду, неврологу, а если есть необходимость то и к дефектологу.

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Фокс и флокс ,

Мелкая год у одного логопеда занималась. За год результаты ноль. У второго. Месяц шж, месяц л, месяц р.
И у нее дизартрия и межзубное произношение. Т.е когда старается говорит правильно, а когда спешит каша. Так что многое зависит от ребенка и логопеда.

тоже не выговаривала звуки в 5 лет. Это нормально
К школе выправилось все, кроме Р.
Р поставили с логопедом за несколько занятий.

Shtormit:

Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая

В том-то и дело. А ей сразу начали писать, что надо было «раньше».
Я написала свой пример.

Shtormit:

А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится

Ждать спокойно можно, если с другими звуками нет проблем. Это единственное, в чем я с Вами не согласилась.

Shtormit:

И в 5 лет уже можно идти без раздумий

При невыговаривании определенных звуков. Безусловно. И параллельно невролога и физиотерапевта подключать. И с этим я и не спорил

Вы как-то остро мои слова воспринимаете. Я не говорю автору, что ей не надо вести к логопеду, наоборот, очень даже время. Только запугивать ее не надо, что раньше надо было бежать роняя тапки.

нет невозможного,есть нежелаемое

циничная бестия,

У автора то почитайте первый пост, не единственный звук отсутствует. Я пишу только относительно данных автора. Не про всех детей

Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)

Shtormit,
Я автору и привела свой пример, у нас такие же исходные были, только еще с диагнозом от невролога дизартрия.
Мы с Вами говорили об одних вещах, только я через призму своего личного опыта. А Вы зачем-то начали писать про алаликов и тяжелые случаи..явно автор была бы в курсе таких нарушений))))

нет невозможного,есть нежелаемое

Источник

Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.

Читайте также: Автоматизация звука [ж].

Шипящие в речи ребенка

К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.

Неправильное произношение «Ш»: виды, причины

Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:

  • Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
  • Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.

Занятие со специалистом

  • Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
  • Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».

Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.

Читайте также:  Сколько раз в неделю надо мыть ребенка 5 лет

Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих

Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].

Основные задания в артикуляционной гимнастике:

  • Заборчик — широкая улыбка с зубами.
  • Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
  • Чередование заборчик — трубочка.
  • Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
  • Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
  • Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
  • Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.

Артикуляционная гимнастика

Задания на определение позиции звука в слове

В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.

  • Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
  • Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».

Гимнастика для четкого произношения

Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.

Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.

Методические основы для родителей

Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.

  • Губы в положении «трубочка»;
  • Язык широкий, кончик приподнят кверху;
  • Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
  • Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.

«Домашняя» логопедия звук [ш]

Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:

  • механический;
  • от схожего по звучанию звука.

Механическая постановка

При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.

Процесс механической постановки

Постановка через звук [р]

Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.

Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].

Логопедические упражнения по произношению звука [ш]

Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:

  • провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
  • «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.

Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)

После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.

Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.

Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.

Скороговорки:

  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
  • «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»

Пословицы:

  • «У всякой пташки свои замашки».
  • «Знай кошка свое лукошко».

Стихи:

«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»

Домашнее логопедическое занятие с дошкольником

Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.

Источник