Ребенок 5 лет не говорит шипящие
Как научить ребенка шипящим звукам
Обычно в процессе обучения детей речи, шипящим звукам, таким, как Ш, Ч, Ж, Щ обучают в самую последнюю очередь. Связано это с тем, что большинство малышей либо самостоятельно обучается произношению данных звуков, прислушиваясь и анализируя звуки природы, либо с тем, что родители полагают, что со временем ребенок научится самостоятельно нужным буквам и звукам. Как научить ребенка шипящим звукам?
Если ваш малыш находится в возрасте 4-5 лет, но по-прежнему не дружит с шипящими, нужно попробовать ему помочь. Самый простой способ, который подойдет, пожалуй, самому ленивому родителю, записать ребенка на занятия к логопеду. Врач сможет компетентно оценить степень проблемы и путем ряда занятий исправит дефекты речи малыша, касающиеся шипящих звуков.
Однако если ваш ребенок младше указанного возраста и при этом у вас есть дополнительное время на занятия с малышом, научить ребенка произносить шипящие звуки можно и дома, используя для этого советы и упражнения, которые мы приведем ниже.
Данные упражнения часто практикуются в кабинетах логопеда при занятиях с детьми, которые плохо выговаривают шипящие. Прежде чем приступить к их выполнению, подготовьте зеркало и потренируйтесь сами. Таким образом, вам будет проще объяснить ребенку, что от него требуется.
Как научить ребенка шипящим звукам:
- Тренируем язык.
- Учимся правильно двигать губами.
- Воздушная струя.
- Ж и Ш.
- Закрепляем.
Тренируем язык
Тренируем язык
Чтобы обучиться шипящим, нужно понять, как они звучат. Перед началом обучения мама должна продемонстрировать ребенку, какие звуки и буквы будут изучаться на сегодняшнем занятии. Затем нужно попросить малыша повторить данные звуки. Для этого попросите ребенка положить язычок на нижние зубы и начать легонько постукивать по нему верхними зубами, произнося слог «та-та-та-та».
Далее продолжите упражнение, пошлепывая по языку верхней губой и произнося что-то на манер звука «пя».
Учимся правильно двигать губами
Чтобы научить ребенка шипящим звукам, нужно, чтобы он совладал своим языком и губами. Для этого следует использовать такое упражнение:
Ребенок высовывает язык, оставляя рот немного приоткрытым. На язык нужно положить крошечную конфету и попросить ребенка перенести ее на языке к верхнему небу. При этом важно, чтобы ребенок выполнял упражнения не челюстью, а сугубо языком.
Воздушная струя
Чтобы научиться говорить шипящие звуки, следует проработать над воздушной струей между зубами. Для этого ребенку следует немного приоткрыть рот и расположить язык на нижней губе. На край носа малыша положите тоненький кусочек ватки. Попросите, чтобы ребенок вдохнул носом и выдохнул ртом. Похвалите его за произнесенный шипящий звук. Если ватка поднимется вверх, значит, ребенок упражняется правильно.
Ж и Ш
Часто именно звуки Ж и Ш говорить ребенку тяжелее всего. Чтобы научить ребенка произносить шипящие звуки из этой серии, попросите его произнести для начала звук «СА». Затем пусть повторит его еще раз, определив язык чуть глубже в полости рта. Чем ближе язык ребенка будет расположен к алевиолам, тем явственнее слог «СА» будет напоминать звук «ш».
Для обучения звуку «ж» попросите ребенка произнести звук «ЗА», а далее действуйте по аналогии с предыдущим упражнением.
Закрепляем
Как научить ребенка шипящим звукам? Занятия. Занятия. И еще раз занятия. И даже когда ваш ребенок научится «шипеть» и «жужжать», важно не прекращать с ним заниматься и все время закреплять достигнутое.
Для закрепления шипящих звуков, нужно вслух читать ребенку стишки, где они звучат, и стараться разучивать их вместе с ребенком. Также неплохо находить такие звуки в природе и просить малыша их повторить. Например, можно обучить ребенка тому, как делает жук или какой звук издает спущенная шина или воздушный шарик.
Важно, чтобы малыш не только умел произносить шипящие, но и располагал различными ассоциациями относительно звуков, которые его окружают и которые ему приходится произносить.
Как научить ребенка шипящим звукам: видео
Источник
Ребёнок в 5,3 не выговаривает Ж (з), Ш (с), Л (в), Р. Само не пройдёт?
Это случай логопеда?
Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.
У меня в принципе эти звуки говорил, но в речи часто путал.
В 5,5 пошли к логопеду. За 2 месяца все звуки поставила на место.
Логопед сказала, что обращаться за постановкой шипящих звуков рекомендует после 5 лет. Р — после 6.
Можно конечно и раньше, только в указанном возрасте это будет гораздо быстрее.
У меня дочка Л не выговаривала, помним ее Вунтика и Вуна, логопед — ваш друг, мы ходили на занятия, очень быстро всё пришло в норму.
по_ганка:
Скорее всего не пройдёт. У меня ребёнок не выговаривал ш, с пошли к логопеду в 5. А надо было ещё раньше.
Ого, а за какой срок такое корректируется?
Я раньше как-то не замечала, воспринимала как возростную особенность речи.
А сегодня мою девочка лет 4-ех во дворе исправлять стала, что надо не С, а Ш говорить — на Маса, а Маша :wizard:
PAlya:
помним ее Вунтика и Вуна
Ооо, один в один!!
А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?
Фокс и флокс ,
Нам звук ш логопед поставила буквально за 4 занятия
Фокс и флокс ,
Звуки поставить быстро, но автоматизировали мы долго. Больше года. Потому что когда переставал следить за речью, то сразу говорил не правильно.
С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано. 5 лет нормальный возраст чтоб идти к логопеду, дети уже соображают, более осознанно выполняют задания. Но это если нет признаков дизартрии, если есть дизартрия то лучше было начать и пораньше
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
Фокс и флокс ,
Я так понимаю, что слабые мышцы языка. Логомассаж хорошо помогает.
Фокс и флокс автор темы:
А из за чего такое нарушение бывает? Как-то с прикусом связано? Или со строением языка?
Вариантов много.
Короткие уздечки или просто не слышит звуки. Или еще море причин. Надо искать свою.
У братьев подрезали уздечки. Занимались перед школой с логопедом. Началка прошла в компании с логопедом.
Итог все равно печален. Если долго не общаемся, то привыкать к их речи все равно приходится.
Мораль? Для нищих — роскошь, для богатых — пережиток.
Автор, сколько заниматься — никто вам не скажет. От пары месяцев и до…..
Почему у вашего ребёнка такие проблемы? Вопрос к неврологу.
Фокс и флокс ,
Да, логопедам тоже надо зарабатывать.
все просто помешались на них.
У сына все звуки встали позже, чем по норме, звук р — почти перед школой появился окончательно,
никаких проблем нет, первый класс закончил хорошо
по_ганка:
так понимаю, что слабые мышцы язык
Или наоборот гипертонус
Shtormit:
С 5-6 должен формироваться звук Р , все остальное уже должно быть сформировано.
Р ставится к 7, и это норма
Наш логопед говорит, что занятия раньше 5 лет особого результата не дают.
Shtormit:
если нет признаков дизартрии,
У моего дизартрия. Начали заниматься в 5,8 за 8 занятий поставили ж, ш, щ, ч . Сейчас с Ч только путается немного.
нет невозможного,есть нежелаемое
циничная бестия,
Мне ваш логопед не авторитет, я пользуюсь другими источниками . И попробуйте с алаликом с 5 начать заниматься, когда уже конкретное отставание в развитии заметно и социальная дезадаптация.
И дизартрия дизартрии рознь. Сейчас кстати очень много неврологов ее ставят каждому встречному-поперечному при невыговаривании звуков. А попробуй бульбарному дизартрику поставить звуки за 8 занятий? Да памятник такому логопеду ставить надо. При стертой форме дизартрии вполне возможно, конечно, но у таких детей вполне к 7-8 годам может встать самостоятельно с небольшими усилиями со стороны взрослых .
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
циничная бестия,
У нас очень опытный логопед, стаж почти 40 лет уже. Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и т.д и она говорит, что надо начинать как можно раньше заниматься. Другой разговор, что усилий требуется больше, поэтому не все логопеды берут детей раннего возраста.
по_ганка,
Плюсуюсь. Чтоб Разговорить Алалика или махрового дизартрика может понадобиться несколько лет кропотливой работы.
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
Фокс и флокс ,
мы уже третий год к логопеду ходим, остался звук л, надеюсь в этом году поставим, в следующем школа :tease:
Shtormit:
Мне ваш логопед не авторитет,
Ну, я Вам его и не навязываю в авторитеты. Вы выразили свое мнение, я высказала мнение человека, работу которого видела на протяжении 4-х лет и в компетентности которого я не сомневаюсь.
Shtormit:
бульбарному дизартрику
по_ганка:
Работает с тяжелыми детьми, уо, дауны и
Я не утверждаю про тяжелые случаи. Там логопед-дефектолог работает, если я не ошибаюсь.
нет невозможного,есть нежелаемое
циничная бестия,
Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая. И тогда звуки не встанут . есть нормативы становления звуков., которые я написала, и если в них ребёнок не укладывается , то лучше обратится к специалисту уже сейчас. А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится. А если не появится? И если это тот Вариант когда надо было начинать заниматься ище раньше? И в 5 лет уже можно идти без раздумий — Сначала к логопеду, неврологу, а если есть необходимость то и к дефектологу.
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
Фокс и флокс ,
Мелкая год у одного логопеда занималась. За год результаты ноль. У второго. Месяц шж, месяц л, месяц р.
И у нее дизартрия и межзубное произношение. Т.е когда старается говорит правильно, а когда спешит каша. Так что многое зависит от ребенка и логопеда.
тоже не выговаривала звуки в 5 лет. Это нормально
К школе выправилось все, кроме Р.
Р поставили с логопедом за несколько занятий.
Shtormit:
Мы не знаем исходных данных у автора, может там есть сопутствующая неврологическая составляющая
В том-то и дело. А ей сразу начали писать, что надо было «раньше».
Я написала свой пример.
Shtormit:
А не ждать что к 7 годам ( по мнению вашего логопеда). Р появится
Ждать спокойно можно, если с другими звуками нет проблем. Это единственное, в чем я с Вами не согласилась.
Shtormit:
И в 5 лет уже можно идти без раздумий
При невыговаривании определенных звуков. Безусловно. И параллельно невролога и физиотерапевта подключать. И с этим я и не спорил
Вы как-то остро мои слова воспринимаете. Я не говорю автору, что ей не надо вести к логопеду, наоборот, очень даже время. Только запугивать ее не надо, что раньше надо было бежать роняя тапки.
нет невозможного,есть нежелаемое
циничная бестия,
У автора то почитайте первый пост, не единственный звук отсутствует. Я пишу только относительно данных автора. Не про всех детей
Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час (с.)
Shtormit,
Я автору и привела свой пример, у нас такие же исходные были, только еще с диагнозом от невролога дизартрия.
Мы с Вами говорили об одних вещах, только я через призму своего личного опыта. А Вы зачем-то начали писать про алаликов и тяжелые случаи..явно автор была бы в курсе таких нарушений))))
нет невозможного,есть нежелаемое
Источник
Нарушение произношения звука [ш] — второй по распространенности дефект в речи дошкольников. Обычно он «встает» в правильную позицию без посторонней помощи к 5-ти годам. В ином случае, чтобы предотвратить дальнейшее шепелявое произношение, необходимо обратиться за помощью к логопеду.
Читайте также: Автоматизация звука [ж].
Шипящие в речи ребенка
К шипящим относятся — [ш], [ж], [ч`], [щ`]. Формирование их правильного произношения происходит между третьим и пятым годом жизни малыша.
Неправильное произношение «Ш»: виды, причины
Искажение или полное отсутствие в речи ребенка шипящих называется сигматизмом. В зависимости от вида неправильной постановки, выделяется 4 вида сигматизма:
- Парасигматизм — устойчивая замена [ш] другим звуком. Губно-зубной — зубной — замена [ш] на [ф]. Призубной — замена [ш] на [т]. Шипящий — замена [ш] на [щ]. Свистящий — замена [ш] на [с] или [з]. Происходит при неправильном прикусе или нарушенном фонематическом слухе. Пример: шапка — тапка.
- Сигматизм межзубный — тот самый «шепелявый» звук. Происходит из-за укороченной уздечки или узкого мягкого неба.
- Сигматизм боковой — звук [ш] звучит не твердо, как должен, а хлюпающе, как будто малыш набрал в рот воды. Наблюдается из-за бокового открытого прикуса или слабых языковых мышц.
- Сигматизм носовой — у дошкольника сильно напрягается задняя спинка языка, и [ш] получается произнести с носовым «отзвуком».
Прежде чем разбираться, как научить ребенка выговаривать букву ш, следует понять причины нарушения. Часто обычный визит к ортодонту, в процессе которого происходит коррекция прикуса или верхнего неба, заканчивается долгожданным «шипением» малыша. В ином случае появляется необходимость вырабатывать правильный артикуляционный уклад на логопедических занятиях.
Артикуляционная гимнастика для постановки шипящих
Прежде чем требовать от малыша выговорить шипящий звук, необходимо провести подготовительную артикуляционную гимнастику. Время ее проведения — не более 10 минут. Несмотря на быстрый темп (чтобы дошкольник не заскучал), ребенок должен выполнять каждое упражнение тщательно, т. к. от гимнастики напрямую зависит, как быстро получится научить ребенка говорить звук [ш].
Основные задания в артикуляционной гимнастике:
- Заборчик — широкая улыбка с зубами.
- Трубочка — губы собираются в трубочку, между губами небольшой просвет.
- Чередование заборчик — трубочка.
- Бегемот — широко открыть рот и подержать некоторое время.
- Лопатка — широкий распластанный язык положить на нижнюю губу. Можно «прикусывать» языком, чтобы сделать его шире.
- Домашнее варенье — облизать кончиком языка верхнюю, а затем нижнюю губу.
- Кисточка — кончиком языка поводить по мягкому небу — от горла к зубам и обратно.
Задания на определение позиции звука в слове
В начале занятия можно также заниматься развитием фонематического слуха — определять положение звука в слове. Для этого понадобится богатый речевой и предметный материал.
- Ребенку предлагается хлопнуть, если он услышит «песенку змеи (звук [ш])». При этом произносятся слова, содержащие нужный звук, либо не содержащие. Не стоит произносить слова с другими шипящими или смешиваемыми свистящими звуками.
- Малышу выдается небольшая табличка с 3-мя окошечками, обозначающими начало, середину и конец слова. А также фишку (кубик/нарисованный звук). Педагог говорит условие: «Я буду называть слово, а ты положи фишку туда, где находится звук [ш]».
Гимнастика для четкого произношения
Чтобы верно произносить шипящие звуки, в логопедии в комплексе используется артикуляционная и дыхательная гимнастика. При этом обязательно следует помнить о правильном положении органов артикуляции: губ и языка.
Дополнительная информация! Дыхательная гимнастика направлена на развитие плавного выдоха. Чтобы приучить малыша выполнять дыхательные упражнения, нужно изготовить яркий и интересный дидактический материал. Например, цветок с сидящей на нем бабочкой, которую по условию задания нужно сдуть.
Методические основы для родителей
Важно знать правильное положение языка и губ при произнесении звука, чтобы проработать упражнения дома.
- Губы в положении «трубочка»;
- Язык широкий, кончик приподнят кверху;
- Боковые части языка соприкасаются с зубами верхней челюсти;
- Между небом и языком образуется небольшая щель в районе верхних резцов.
«Домашняя» логопедия звук [ш]
Чтобы учить малыша правильно произносить [ш] в домашних условиях нужно изучить несколько основных способов постановки:
- механический;
- от схожего по звучанию звука.
Механическая постановка
При данном способе малышу не нужно самостоятельно искать правильное положение звука — за него это делает взрослый, при помощи специальных логопедических инструментов (шпатель, зонд). Если необходимо залезть в рот дошкольнику рукой — она должна быть чистой.
Постановка через звук [р]
Как научиться говорить букву Ш через звук [р]? Казалось бы, неправильное произношение [р] — самый сложный и наиболее часто встречающийся дефект в речи. Однако многие дети умеют правильно проговаривать [р], но совершенно не понимают, как нужно располагать язык в полости рта, чтобы правильно свистеть и шипеть. По этой причине постановка звука должна происходить через твердый [р], а не смежные свистящие.
Дошкольник должен сидеть перед зеркалом, и произносить [р], постепенно ослабляя напор воздуха. Звук должен произноситься до тех пор, пока полностью не исчезнет вибрация. После этого станет слышно легкое шипение и [ш] зазвучит без вспомогательного [р].
Логопедические упражнения по произношению звука [ш]
Чтобы закрепить поставленный [ш] в речи малыша, необходимо как можно больше разговаривать отдельным звуком — шипеть в процессе игры. Для этого дошкольнику предлагаются различные упражнения:
- провести змейку по дорожке, и при этом шипеть;
- «досказать» словечко, например— малы ..(ш), каранда ..(ш) и т. д.
Автоматизация шипящих Ж и Ш в связной речи (пословицы, стихи, скороговорки)
После того, как поставленный звук будет автоматизирован в изолированном положении, слогах (прямых, обратных и со стечением) и словосочетаниях — его можно внедрять в связную речь.
Дополнительная информация! Следует помнить, что в бурном потоке мыслей, малыш не следит за своей речью. В результате, после длительных мучений по постановке звука, ребенок все равно «съедает» его. По этой причине стоит наблюдать и контролировать речь дошкольника не только на занятии, но и в повседневной жизни.
Пословицы, стихи и скороговорки должны быть насыщены изучаемым [ш]. В данном виде автоматизации уже можно смешивать свистящие и шипящие.
Скороговорки:
- «Шла Саша по шоссе и сосала сушки».
- «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон!»
Пословицы:
- «У всякой пташки свои замашки».
- «Знай кошка свое лукошко».
Стихи:
«На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка
Машке нравится обед —
Ничего вкуснее нет.»
Звук [ш] — один из самых распространенных нарушаемых в речи дошкольников. Поставить его, выполняя необходимую артикуляционную и дыхательную гимнастику совсем несложно. После успешной постановки звука, важно следить за автоматизацией его в изолированном виде и связной речи.
Источник