Ребенок 5 лет не говорит и все
нарушения речи у детей
Вашему ребёнку уже 5, а он до сих пор не выговаривает многие звуки и плохо разговаривает? Можно ли исправить ребёнку речь самостоятельно или нужно обращаться к специалистам?
Отвечаем на вопросы и приводим примеры занятий для развития речи у детей дошкольного возраста. Но сначала рассмотрим самые распространенные речевые проблемы у детей.
Распространенные нарушения речи у детей дошкольного возраста
- «Мама, смотри там ЫБА!» или «Папа, пойдем в ЕС» – потеря в словах труднопроизносимого звука!
Тот случай, когда ребёнок не напрягается и просто выбрасывает из слов трудные для произношения звуки. - «Дай мне мою САПКУ!» или «Мама, я ПРИШЕУ» – замена труднопроизносимого звука другим!
Или, другими словами, говорю, как мне удобно. - В третьем случае сложно привести пример, так какпроблема связана с искаженным звукопроизношением! То есть, когда ребёнок, произнося тот или иной звук, не теряет и не заменяет его, а просто картавит.
- То «Дай мне САПКУ», то «Дай мне ШАПКУ», то «Хочу РЫБУ», то «Хочу ЛЫБУ» – замена звуков в словах при умении произносить их правильно!
В этом случае ребёнок просто не слышит разницы между звуком и его заменителем. Зачастую это связано с нарушениями фонематического слуха.
Узнаёте проблемы своего ребёнка? Далее в статье рассмотрим, как с ними справляться. А сейчас выясним причины. Ведь вас наверняка волнует вопрос: «Почему мой ребёнок в 5 лет всё ещё плохо разговаривает?»
Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста
почему ребёнок плохо разговаривает
Длительное «сюсюканье»
На самом деле причин, которые ведут к нарушению развития речи у детей, достаточно много. Но из собственного опыта и наблюдений на первое место мы ставим «сюсюканье». Да, такое безобидное явление напрямую влияет на развитие детской речи.
Нередко приходится видеть, как мамы продолжают «сюсюкать» с 5–6 летними детьми, будто перед ними все те же годовалые карапузы. Так и хочется подойти и сказать: «Стойте! Стойте, дорогие мамочки! Не надо так! Вы просто душите детей своей любовью!» Мало того, что таким образом создаётся почва для развития инфантильности, так ещё и речь формируется неправильно.
Нет, мы не против проявления нежности. Просто свои чувства к ребёнку нужно выражать, не искажая речь. Важно чтобы дети с детства слышали грамотную речь и учились правильному звукопроизношению. А если уж и хочется больше нежности, лучше чаще обнимать и целовать своего ребёнка и проводить с ним больше времени.
В семье разговаривают на разных языках
Если ваш ребёнок с рождения растет в двуязычной семье, то проблемы с произношением звуков чаще всего связаны с неправильным подходом к воспитанию. Чтобы их избежать, нужно придерживаться несложных правил общения с детьми-билингвами. Об этом расскажем в отдельной статье.
Скандалы в семье при ребёнке
Мы все иногда ссоримся. Главное – не выяснять отношения при ребёнке. Дети, которые часто видят и слышат, как ссорятся родители, становятся тревожными, боязливыми и неуверенными в себе.
Постоянные стрессы и тревожное состояние влияют на развитие психики. Речь тоже страдает. Дети начинают заикаться, говорить невнятно и тихо, или вовсе превращаются в молчунов, с которых не вытащишь и слова.
Кроме внешних причин нарушения речи у детей дошкольного возраста, есть ещё и внутренние, так называемые, физические факторы.
Причины нарушений речи у детей, связанные с физическими факторами
причины нарушения речи у детей
Проблемы во время беременности
Врачи только могут гадать, как тот или иной негативный фактор во время беременности может сказаться на ребёнке в будущем. Поэтому, если у вас были какие-либо проблемы, возможно, именно они привели к трудностям в развитии речи. Но эта тема очень обширная и мы не будем здесь подробно на ней останавливаться.
Физические нарушения речевого аппарата или слуха
У ребёнка неправильный прикус или проблемы с верхним небом? Если подозреваете нарушения, покажите его ортодонту и отоларингологу. После выявления и устранения проблем ему назначат речевую гимнастику в домашних условиях или работу с логопедом.
Неразвитый фонематический слух
Проблемы с речевым слухом возникают на фоне нарушений со стороны центральной и периферической нервной системы. При нарушениях фонематического слуха ребёнок заменяет звуки в словах, пропускает согласные, меняет местами слоги.
Плохая моторика рук
развивайте моторику рук
Понаблюдайте за ребёнком. Как он справляется с пазлами, пирамидками и конструктором? Насколько движения его рук четкие и целенаправленные? Дело в том, что у детей моторика рук напрямую связана с речью. Так как зона в мозгу, отвечающая за движения рук, и речевая зона — находятся рядом. Считается, что чем лучше у ребёнка развита моторика, тем более четкая и связная у него речь.
В любом случае, каковы бы не были причины неправильной речи у вашего ребёнка, лучше начинайте работать с этим как можно быстрее. А мы подобрали для вас упражнения, которые вы легко сможете выполнять вместе с ребёнком дома.
Упражнения для развития правильной речи у детей 5 лет
Теперь перейдем к делу. Только сначала возьмите на заметку пару советов:
всегда занимайтесь в игровой форме;
ставьте перед ребёнком зеркало.
И тогда занятия будут проходить легко, весело и приносить пользу.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
тренируем язычок
Чтобы ребёнок мог правильно произносить звуки ему необходимо развивать артикуляционный аппарат. Простыми словами нужно тренировать все, что помогает нам разговаривать: рот, нос и голос. Следующие упражнения как раз в этом помогут.
МАССАЖ ЯЗЫКА
Тот случай, когда нелюбимая чистка зубов превращается в смешное и необычное занятие. Утром позовите ребёнка умываться и скажите, что будете делать кое-что интересное. После того как ребёнок справится с гигиеническими процедурами, возьмите зубную щётку и начните легкими движениями массировать его кончик языка. Чередуйте круговые движения с надавливающими сначала в одну, потом в другую сторону. Делайте по несколько минут утром и вечером.
Такой массаж способствует приливу крови и улучшает функции языка.
ПОЧИСТИ ЩЁЧКИ ЯЗЫЧКОМ
Еще одно очень веселое упражнение. Попросите ребёнка почистить язычком свои щечки. Ему понравится видеть в зеркале, как за его щеками смешно гуляет язык то с одной стороны, то с другой.
Тут опять же мы тренируем язык.
«ЗАБОРЧИК»
А теперь построим заборчик. Попросите ребёнка улыбнуться и крепко сомкнуть зубы, так чтобы язычок оказался за «заборчиком» из зубов. Нужно как можно дольше так улыбаться, не размыкая зубов.
Здесь мы улучшаем работу сразу нескольких лицевых мышц, участвующих в речи: круговую мышцу рта, щечную мышцу, большую скуловую мышцу, мышцу, опускающую угол рта.
«УТОЧКА-ТРУБОЧКА»
Вы же помните, что все эти упражнения мы выполняем перед зеркалом? Поэтому следующее занятие принесет не меньше радости вашему чаду, чем предыдущие. Суть «уточки-трубочки» заключается в том, чтобы ребенок, как можно дольше продержался с вытянутыми в трубочку губами, сомкнув при этом зубы.
Тут также тренируются мышцы рта и лица.
Если вы в детстве ходили на хор или вокал, наверняка эти упражнения будут вам знакомы. Так как певцы проводят такую гимнастику перед выступлениями.
Кроме работы над артикуляционным аппаратом, необходимо еще развивать фонематический слух. В рамках этой статьи мы приведем в пример 3 упражнения, а более подробно расскажем в отдельной статье.
Упражнения для развития фонематического слуха
развиваем фонематический слух
Как мы уже говорили ранее, фонематический слух отвечает за распознавание различных звуков речи. Поэтому у детей с неразвитым фонематическим слухом возникает звуковая путаница – замены, перестановки, потеря окончаний и т. п.
ПРЫЖКИ И ЗВУКИ
Суть упражнения научить ребёнка распознавать определенный звук в словах. Для занятий лучше выбирайте звуки, с которыми есть проблемы. Мы приведем пример со звуком «Ш». Итак, говорите ребёнку, что каждый раз, когда он услышит звук «Ш» в слове он должен подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.
Тренируйтесь каждый день понемногу, и постепенно ваш ребёнок подружится с неподдающимися звуками.
УГАДАЙ ЗВУК
Возьмите несколько предметов, сделанных из разных материалов: стеклянную и металлическую банку, пластмассовый стакан и картонную коробку. Затем возьмите ручку или карандаш и начните постукивать по каждому предмету, обращая внимание на звуки. Проделайте так несколько раз по кругу и попросите ребёнка отвернуться.
Теперь, когда вы стучите, ребёнок должен угадать предметы, которых вы касаетесь. Занимайтесь до тех пор, пока ребёнок не начнет безошибочно вам отвечать.
СЛОВА-РОДСТВЕННИКИ
Подберите группы из двух или трех слов, отличающихся одной буквой.
Например:
Бетон-батон-бутон
Утка-дудка-будка
Бок-бак-бык.
Попросите ребёнка повторять за вами, четко проговаривая каждое слово. Упражнение учит различать звуки в похожих по звучанию словах и называть вещи своими именами.
И в заключение хотим сказать, кроме перечисленных занятий, обязательно следите за своей речью. Старайтесь говорить громким и четким голосом, чтобы ребёнок постоянно слышал правильную речь. Ведь наши дети – это наше отражение.
Оригинал публикации и другие полезные статьи читайте на сайте в нашем блоге
Источник
Правильное формирование речи у малыша предопределяет его личностное развитие, мышление и восприятие окружающего мира в целом. Ребенок, который не умеет разговаривать в 5-летнем возрасте, не способен делать выводы и логические суждения, обобщать, размышлять над причинами и следствием тех или иных явлений. Ключевая ошибка родителей неговорящих детей в том, что они долгое время ждут, что малыш вот-вот проявит свои речевые способности, упуская тем самым столь ценное время.
Ключевые этапы развития речи у детей
Безусловно, родителям 5-летнего молчуна уже давно следовало обратиться за помощью к специалистам. В обобщенном виде речь у детей развивается по таким этапам:
- до 1 года – произношение звуков, пробы использования артикуляционного аппарата;
- 1 год – первые простые односложные слова, запас которых при хорошем развитии насчитывает до 10 штук;
- 2 года – построение простых фраз и словосочетаний, расширение словаря;
- 3 года – построение предложений, ответы на вопросы, обильная и ясная речь, чтение стихов наизусть;
- 4 года – грамотное построение фраз, сложных и простых предложений с применением различных частей речи;
- 5 лет – хорошо сформированная речь, которая близка к речи взрослых; правильное произношение всех звуков;
- 6 лет – развитая связная речь, которая необходима для последующего школьного обучения чтению и письму.
Очевидно, что молчание малыша в 5 лет является явным отклонением от нормы. И если плохие разговорные навыки в 3-4 года можно списать на индивидуальные особенности развития, то отсутствие речи в 5 лет уже свидетельствует о необходимости обращения к специалистам.
Читайте также: Почему ребенок говорит плохо и невнятно
Что делать, если ребенок молчит в 5 лет?
Прежде всего, не стоит тратить силы на самостоятельное решение проблемы. Родители не смогут развить речь у молчащего пятилетнего малыша, а лишь упустят время. Необходимо показать малыша ряду специалистов, среди которых педиатр, психолог, невролог, дефектолог и другие врачи узкого профиля.
Заочно определить, какие ребенку потребуются обследования, практически невозможно. Осмотр малыша обязательно должен провести врач, который изучит рефлексы, проанализирует актуальный уровень развития, узнает об особенностях протекания беременности и родов, и лишь потом назначит дальнейшую диагностику. Как правило, требуется прохождение энцефалограммы, Доплера, МРТ и других обследований.
Прежде всего, необходимо определить причину, по которой ребенок в 5 лет не говорит. Их может быть огромное количество, начиная от патологий внутриутробного развития и осложнений при родах, и заканчивая эмоциональным климатом в семье. Выявить факторы, которые привели к задержке становления речи, может только грамотный специалист после проведения объективных обследований. И лишь после этого возможна разработка эффективной программы развития речевого аппарата у ребенка.
Читайте также: Ребенок от испуга стал плохо говорить — что делать?
Можно ли в 5 лет исправить проблемы с отсутствием речи у ребенка?
Если малыш совсем не разговаривает в 5 лет, необходимо уделять множество времени занятиям. После завершения обследования, могут быть назначены лекарственные препараты, логопедические занятия и массаж, физиологические процедуры, психоневрологическая реабилитация и многие другие методы, которые помогут сформировать речевые навыки. Безусловно, качество речи у таких детей будет хуже, нежели у их сверстников, однако, нельзя опускать руки и пускать сложившуюся ситуацию на самотек. Долгие и упорные занятия с привлечением квалифицированных логопедов и постоянная работа родителей с малышом обязательно дадут результат.
Дата публикации: 09.07.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
Ребенок не говорит в 5 лет или говорит, но плохо. Что делать, когда развитие речи значительно отстает от нормы?
Если вы столкнулись с такой проблемой, то надеемся, что наша статья в удобном формате вопросов и ответов будет вам полезна.
Как должна звучать речь ребенка в 5 лет
Ребенок в этом возрасте умеет:
К пяти годам словарный запас увеличивается до 3000 слов. Все звуки в составе слов родного языка произносятся четко, однако могут остаться самые сложные “р”, “л”, а также шипящие, произношение которых нормализуется ближе к шести годам.
Уже контролируется громкость голоса, воспроизводится нужная интонация, регулируется темп речи. Становится меньше пропусков и перестановок в словах, но не всегда правильно ставится ударение, допускаются ошибки при склонении существительных по падежам.
Пятилетки хорошо запоминают наизусть стихи, могут сами составить развернутый рассказ по картинке. Они используют все части речи, подбирают синонимы. Их речь уже похожа на речь взрослого.
Каковы признаки психического и речевого отставания в развитии
Если есть нарушения в развитии, то об этом говорят следующие признаки:
- повышенное слюноотделение;
- гиперактивность, быстрая утомляемость, агрессивное поведение, рассеянность;
- слабое воображение, недостаточность эмоциональных проявлений;
- затруднения в общении с другими людьми и, как результат, неконтактность и некоммуникабельность;
- сложности в составлении предложений, непонимание простых обращений;
- неразборчивая и несвязная речь: слишком быстрая, либо чересчур медленная; качественное и количественное недоразвитие словарного запаса.
Отставание в психическом развитии сказывается на развитии речи. И наоборот, неразвитость речи влияет на состояние психики ребенка. Речевые проблемы, затянувшиеся во времени, влекут за собой запаздывание психического и умственного развития.
Испытывая трудности в обмене информацией с окружающим миром, ребенок отстает в своем развитии. Помощь ему — это как можно раньше начатое лечение.
Какие могут быть причины отсутствия речи у ребенка 5 лет
Если ребенок не разговаривает в 5 лет, причинами этого могут быть:
- нарушение работы головного мозга и нормального темпа психического развития;
- последствия родовых травм, перенесенные мамой во время беременности инфекционные заболевания;
- патологическое нарушение слуха;
- заболевания центральной нервной системы;
- наследственная предрасположенность;
- воздействие стресса, перенесенная психологическая травма.
Плановые осмотры у педиатра выявляют нарушение в развитии ребенка, в том числе и речевое, задолго до пятилетнего возраста.
Комплексные обследования с привлечением таких специалистов как невропатолог, психоневролог, логопед, отоларинголог, дефектолог, психолог позволяют своевременно начать лечение и последующую коррекционную работу по исправлению неправильного звукопроизношения.
Что делать, если ребенку 5 лет, а он плохо говорит
Прежде всего родителям малыша, имеющего речевые проблемы, следует запастись терпением и настроиться на кропотливую и долговременную работу.
Вместе с лечением основного заболевания, повлекшего за собой отставание речевого развития, можно и нужно:
- Наполнить домашнюю атмосферу теплом и уютом. Доброжелательность друг к другу всех членов семьи, отсутствие ссор и чересчур эмоционального выяснения отношений, благотворно скажутся на самочувствии ребенка.
- Создать речевую среду для малыша, в которой ему будет легче наверстывать отставание. Что это значит? Направить на него свое внимание, комментировать все свои действия, вовлекать его в диалог, рассказывать о том, что происходит вокруг.
- Совершать прогулки на природе. Наблюдая за жизнью растений, насекомых, птиц, являясь свидетелем природных явлений, ребенок познает окружающий мир, учится с ним взаимодействовать.
- Организовать общение с другими детьми. Это необязательно должны быть сверстники, главное — чтобы у вашего малыша было желание с ними общаться.
- Выполнять упражнения для развития мелкой моторики. Стимулируя те отделы головного мозга, которые отвечают за речевую функцию, гимнастика для пальчиков рук является необходимой составляющей работы при проблемах с речью. Тем более, что такие занятия как лепка, рисование, конструирование, шнуровка, мозаика, застегивание пуговиц и замков, пересыпание круп очень любимы детворой.
- Практиковать артикуляционную и дыхательную гимнастики. Это нужно для развития мышц речевых органов, их подвижности и гибкости, а также для правильного дыхания при произнесении звуков.
- Научиться простым приемам логопедического массажа. Растирание щек, похлопывание подушечками пальцев по подбородку и губам, бережное разминание мышц лица нормализует их тонус и координирует артикуляционные движения.
- Читать детскую литературу. Сказки, стихи, рассказы будят воображение, позволяя проживать жизнь своих героев, которые побеждают зло, преодолевают трудности, помогают в беде, умеют прощать и любить. Это помогает в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка, формировании коммуникативных навыков.
- Заниматься логоритмикой, выполняя движения под музыкальное или речевое сопровождение.
Существуют ли дополнительные методы коррекции речи
Да, дополнительные практики существуют. Это дельфино- и иппотерапия.
Общение с лошадьми и дельфинами приносит много удовольствия и хорошо зарекомендовало себя при лечении детей с задержкой психического и речевого развития.
Это также арт-терапия. Лечебное воздействие через средства изобразительного искусства, восприятие музыки, создание театрализованных образов, игровые приемы, использование кукольных персонажей мобилизует творческий потенциал ребенка, активизирует внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
При психическом и речевом отставании хорошие результаты дает остеопатия. Мануальное воздействие на определенные зоны позволяет сбалансировать деятельность нервной системы, улучшить психическое состояние малыша.
Что можно сказать о прогнозах лечения, если в 5 лет ребенок не говорит
Задержка речевого развития, если ее своевременно обнаружить и начать исправлять, не перерастет в серьезную проблему. Начинать коррекцию в 5 лет довольно поздно — процент благоприятного исхода падает стремительно к 7 годам.
Ответственность, которую несут родители, заключается и в том, чтобы вовремя заметить у своего малыша сильное отличие в развитии речи от возрастной нормы и принять меры.
Если ребенок плохо говорит в 5 лет, но лечение начато гораздо раньше, возможность выздоровления зависит от степени отставания и от применяемых методов коррекции. Благоприятный возраст для начала активных действий — это 2-3 года. В этом случае самая большая вероятность полного выздоровления.
Надеемся, что в нашей статье вы нашли ответы на волнующие вас вопросы. Пусть ваш малыш каждую минуту чувствует вашу любовь, поддержку и заботу. Терпения вам и веры в то, что вместе вы все преодолеете.
Источник