Ребенок 5 лет истерики невролог
Мы с вами подошли к финалу в обсуждении детских истерик и вопросов физиологии и здоровья, связанных с ними. В любом случае – истерика, это не способ вас позлить, а способ донести до вас мысли и чувства ребенка, проявления дискомфорта. Чтобы по возможности предотвращать развитие истерик, можно использовать определенные приемы, которые помогут вам устранить истерики на корню. Что нужно делать, чтобы справиться с истериками?
Давайте ребенку полноценный отдых, его нужно всегда вовремя укладывать на ночной и дневной сон, нельзя допускать переутомления малыша, именно оно приводит к сбоям в нервной системе. Если вы наблюдаете, что ребенок утомился во время игры, нужно предложить ему чтение или рисование, как способ отдохнуть. Не стоит отправляться с ребенком в магазин, если он проголодался, дети еще не могут контролировать свое состояние, если они устали, и именно задачей взрослых является строгое отслеживание состояния малыша и его полноценный отдых.
Важно прояснять чувства ребенка, нужно называть их и давать ему понять, что вы понимаете его: «Я прекрасно понимаю, что ты злишься», «я подумала, что мы много сегодня гуляли и ты устал», «ты обиделся на малыша, который не дал тебе игрушку», «ты рассердился, потому что не получил конфетку». Такие ваши действия помогут ребенку учиться высказывать свои чувства и держать их под контролем. Но одновременно с этим нужно давать ребенку понять, что даже при учете его чувств, в поведении его есть определенные пределы: «Я понимаю, что ты рассержен, но нельзя кричать и баловаться в магазине». У ребенка должно быть четкое понимание, что возникают ситуации, при которых истерики и плохое поведение недопустимы. Важно давать ребенку достаточно свободного времени для игр, когда никто не будет отвлекать ребенка, и никто не вмешивается в процесс его игры. У малыша должно быть свое личное пространство.
Ребенку нужно давать возможность самостоятельности по принципу «помочь ему сделать это самому». Не нужно пытаться делать за ребенка все, дайте ему понять, что он уже взрослый, что он вполне может самостоятельно справляться с трудностями, только подталкивайте его к принятию решений и действиям. Это может выражаться в разных вещах – научите его самостоятельно строить из конструктора, взбираться на качели, убирать свои вещи на полку. Также ребенку важно давать право на выбор, когда ребенок понимает, что у него есть право выбора, он почувствует, что с ним считаются и его мнение уважают. Но выбор должен быть там, где есть альтернативы – не стоит предлагать ребенку выбирать, идти или не идти ему в садик, если тут вы уже приняли решение и он должен туда пойти. Выбор должен пониматься ребенком – можно спросить, что он будет есть на завтрак или ужин, куда он хочет пойти гулять, какую майку хочет надеть и предложить варианты. И помните, если вы предложили право выбора, нужно считаться с мнением ребенка и уважать его выбор, даже если вам он не нравится, не стоит навязывать свое мнение. Если же сейчас вы не можете предложить ему реального выбора, не стоит создавать его видимость – просто поставьте ребенка перед фактом: «Сейчас нам нужно ехать к бабушке».
Стоит использовать просьбы, например, если ребенок начинает плакать, просто попросите его, чтобы он подошел к вам, а вы дадите ему что-либо в руки – игрушку, платок, книжку. При этом стоит попросить его отнести эту вещь папе, бабушке, положить ее в другой комнате на полку, найти ей домик. Так ребенок отвлечется на другое занятие и успокоится.
Нужно ли обращаться к врачам?
Иногда бывают такие ситуации, когда истерики – это не просто особенность характера и трудности кризисных возрастов, а отражение более глубоких проблем. Если капризы ребенка или его истерики продолжаются постоянно, это может быть результатом заболеваний или поражений нервной системы ребенка. Стоит посетить детского невролога в тех случаях, если бывают такие ситуации:
— у ребенка во время приступа истерики происходят длительные задержки дыхания или происходят потери сознания,
— истерики прогрессируют, становятся все более и более частыми, при этом поведение ребенка становится агрессивным,
— истерики продолжаются у ребенка, достигшего возраста четырех и более лет,
— ребенок при истериках наносит себе видимые и значимые повреждения или вредит окружающим,
— приступы истерики могут сопровождаться возникновением ночных кошмаров, страхов или резких колебаний в настроении.
— истерики ребенка завершаются приступами одышки или рвоты, сильной усталостью ребенка или его резкой вялостью.
Если же со здоровьем у ребенка все вполне нормально, тогда проблема может заключаться во внутрисемейных отношениях и особенной реакции близких ребенка на его поведение. Не стоит позволять детям получать желаемых результатов при помощи истерик, вам нужно быть терпеливыми и пытаться находить компромиссы. Большую часть истерик вполне можно предотвращать, если знать их истинные причины.
Однако, если все ваши усилия и ваше терпение не оборачиваются никакими положительными результатами, и постоянное плохое поведение и истерики продолжают сохраняться, стоит обратиться за консультацией к неврологу и пройти полноценное обследование. Если по результатам обследований специалистом не будет выявлено никаких отклонений, тогда невролог направит вас на консультации к психологу или психотерапевту, которые будут определять – есть ли у ребенка какие-либо отклонения в психическом состоянии и развитии и нужно ли ему будет проведение медикаментозного лечения. Если у ребенка возбудимый тип нервной системы, ему могут помочь легкие успокоительные препараты и средства. Это могут быть чаи или настои с лекарственными травами, успокоительные сборы. Одним из таких сборов является состав из трав фенхеля, алтея, ромашки, солодки и пырея, одну ложку ромашки и фенхеля смешать с двумя ложками остальных трав, из состава сделать отвар. Две столовых ложки смеси заварить стаканом кипятка, прокипятить на протяжении двадцати минут и процедить. Данный отвар принимают по чайной ложке детям возраста старше года трижды в день курсом по 3-4 недели. Однако, детям-аллергикам подобные отвары применять нельзя! Можно применять детям через день купание в растворе экстракта хвои на протяжении двадцати дней.
Без рецепта врача детям разрешены к применению такие гомеопатические препараты как «Нота», «Нервохель», «Дормикинд» или «Тенотен». Также возможно применение препаратов, в состав которых входит аминокислота глицин. Поможет в подержании нервной системы курс витаминных препартов – «Нейровит», «Нейромультивит» и подобные им. Дозировку данных препаратов можно посмотреть в инструкции, но эффективным будет только курсовой прием препаратов, от разового их применения эффекта ожидать не стоит. Обычно препараты даются на протяжении четырех недель, затем делается перерыв и вновь повторяется курс лечения этим же препаратом. Все более сильные и серьезные препараты могут быть назначены только индивидуально и только врачом со строгим расчетом доз.
Истерика в общественном месте
Психика далеко не каждого родителя выдержит истерику в публичных местах. Зачастую нам легче уступить и дать ребенку желаемую вещь, только бы все это прекратилось и вы не позорились. Но такой способ поддаваться ребенку опасен провокацией все новых и новых вспышек. Нужно стараться не реагировать на осуждающие взгляды окружающих людей, совершенно вам не знакомых. Если уступить ребенку сейчас, в такой ситуации, только с той целью, чтобы вы избежали публичных кандалов, нужно автоматически быть готовыми к тому, что и далее вам придется действовать таким же образом. Если вы в магазине стали отказывать ребенку в покупке игрушки, нельзя отступать сразу. Пусть малыш повозмущается, пусть он топает ногами, выражает свое недовольство и истерит. Если вы будете уверенно заявлять о своем решении, ребенок будет понимать, что истериками он просто ничего не добьется. Истерики в общественном месте рассчитаны не сколько на родителей, сколько на реакцию на ребенка у публики. Стоит быть очень осторожными, привлекая к данному факту окружающих людей, лучше совсем обойтись без помощи посторонних. Просто пережидая вспышку. И тогда кричать и истерить, когда никто не обращает на это внимания, станет совсем неинтересно.
Если все уже позади…
Когда вся истерика уже позади и бушующие страсти уже улеглись, нельзя отказывать ребенку в утешении и ласке, нужно взять его на руки, успокоить и приласкать. Лучше спокойно и внятно поговорить о том, что расстроило ребенка, и почему он так себя повел. Нужно сказать малышу, что вы очень его любите и вам очень приятно с ним общаться, когда ребенок вполне спокоен и рассудителен. Постарайтесь помочь ребенку в выражении его эмоций словами, тогда ему проще будет справиться со своими эмоциями и поведением. Не стоит наказывать ребенка за истерику или обижаться на него.
Еще статьи на тему «Нервные срывы и истерики у детей»:
Нервные срывы у детей — откуда это?
Нервные срывы у детей — разбор причин и обстоятельств
Нервные срывы у детей — механизмы развития
Нервные срывы у детей — что вам делать?
Истерики у детей — причины
Роль нервной системы в формировании истерик
Способы справиться с истериками у детей
Синдром гиперактивности и дефицит внимания: что это?
Источник
Истерики у ребенка 5 лет — одни из самых неприятных моментов для родителей. Психологи утверждают, что дети не закатывают истерики просто так, лишь потому, что им надоело быть хорошими или они стремятся манипулировать взрослыми. Зачастую крики указывают на злость и неудовлетворение дитя. Поскольку они не могут правильно объяснить и рассказать, что им не нравится, они начинают кричать.
Чтобы понять, как справиться с истериками, нужно научиться сохранять спокойных дух и понимать, что его беспокоит.
Возможные причины истерик
Родителям важно осознать, что в 5 лет наступает кризисный период в жизни, когда дети начинают часто капризничать, замыкаться в себе.
В период кризиса пяти лет ребенок может:
- замыкаться в себе, быть менее разговорчивым, перестать делиться с родителями своими радостями и победами;
- стать неуверенным в себе, бояться новых дел, выглядеть напуганным;
- раздражаться и злиться, грубо себя вести со старшими и даже сверстниками;
- закатывать истерики без особого основания, долго плакать;
- копировать манеру поведения своих родителей, имитировать ситуации из жизни;
- отстаивать свои права, требовать больше свободы, говорить о самостоятельности.
Если ребенок правильно развивается, то уже к пятилетнему возрасту он способен неплохо разговаривать и рассказывать о своих насущных потребностях. Он начинает пристально наблюдать за взрослыми, слушать, о чем они говорят, и желает находиться в кругу толпы. Маленькие дети хотят быть похожими на взрослых, копируют их манеру поведения, чтобы их также считали большими.
У детей головной мозг уже хорошо развит, они учатся проявлять самообладание, контролируя свои эмоции и чувства. В этот период у дошкольников особенно развито воображение, они любят фантазировать, складывают свое личное представление об окружающем мире. Их привлекает все то, что творится вокруг них, они начинают рассказывать вымышленные собственные истории.
В возрасте 4-5 лет для ребенка важное место в жизни занимает общение с другими людьми, со сверстниками. Если нет возможности поговорить с кем-то или тяжело добиться расположения других, то дитя может чувствовать одиночество. Это становится одной из причин кризиса, что в результате приводит к истерикам и капризам.
Работа над качествами
Для того чтобы успешно бороться с истериками ребенка, нужно выявлять следующие качества:
- понимание;
- спокойствие;
- терпение;
- любовь.
Важно понимать, что ребенка нельзя назвать взрослым человеком, только в миниатюрном виде. Это формирующаяся личность, которая еще не может полностью контролировать себя, свои эмоции и способна остро реагировать на непредвиденные обстоятельства и неприятности. Поэтому родителям необходимо стараться ставить себя на место ребенка и смотреть на ситуацию его глазами.
Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.
Если возникают истерики у ребенка 4-летнего возраста, следует сохранять спокойствие и самому не терять самообладание. Насколько это возможно, родители должны не обращать внимание на детские выходки, крики, а продолжать заниматься своими делами. Следует напоминать себе причину возникновения истерики, тогда легче будет с ними справляться и держать себя в руках.
В случае с детскими истериками родителям важно запастись терпением. Не следует ожидать, что они сразу прекратятся, особенно если чадо заметило, что ему удается манипулировать другими. Только правильная и последовательная реакция сможет прекратить капризы и истерики.
Можно попробовать следующие методы:
- Когда ребенок начинает кричать и капризничать, то если это возможно, следует взять его на руки и, не причиняя ему вреда, подождать, пока он успокоится. Важно не дать ему швырять предметами и пинаться. При этом сохранять спокойствие, не кричать. В результате малыш увидит, что его действия безрезультатны.
- Если начинается истерический припадок, то можно отвести дитя в пустую комнату, оставить его там и объяснить, что он сможет выйти только после того, как успокоится.
- При истериках на людях родители должны сразу же увести капризника из поля зрения окружающих. Нельзя идти у него на поводу только потому, что он устроил представление. Это подольет масло в огонь и убедит его в том, что, закатив таким образом истерику, он легко сможет добиться своих целей.
В семье нет места ни демократии, ни диктатуре. Она создается для того, чтобы в атмосфере любви и тепла родители помогли детям стать ответственными и самостоятельным людьми. Воспитание — это неотъемлемый элемент этого процесса, который учит быть послушным и дает чувство защищенности. Оно заверяет в родительской любви, которой в дальнейшем захочется поделиться с другими. Поэтому, действуя в правильном направлении, важно анализировать, не изменилось ли поведение ребенка за последний период, над чем еще стоит поработать.
Воспитательный процесс
Воспитательные меры зачастую выражаются в правилах и наказаниях за их нарушение. Они учат детей быть послушными и развивать самообладание. При вразумлениях не следует перегибать палку и быть слишком жесткими.
Требования, которые выдвигаются детям, должны быть четкими и последовательными, чтобы малыш понимал, что конкретно от него ожидается, и не желал ничего менять. Многие родители отмечают, что не стоит устанавливать слишком много правил. Важно, чтобы ребенок уяснил для себя один из важных моментов, что любой случай непослушания ведет к наказанию.
Выражать свои требования следует в форме утверждений. К примеру, вместо того, чтобы спросить о том, не мог ли он прибраться у себя в комнате, нужно четко сказать, чтобы он навел порядок там, где разбросал игрушки. Вежливость родителей в этом вопросе несколько неуместна, поскольку подобный вопрос дает детям возможность проанализировать все за и против и выбрать лучший для них вариант. Нельзя выпускать власть из своих рук.
Иногда родителям трудно определить, внимательно ли слушает ребенок в четыре года, насколько четко понимает их слова. Поэтому важно не забывать о повторении. Ключевые мысли следует повторять по несколько раз, включая жесты и подбирая правильный тон голоса.
В семье, где несколько маленьких детей, меры наказания могут отличаться друг от друга, особенно если есть ребенок, которому пошел 5 год, и он проходит кризисный этап в жизни. В некоторых ситуациях достаточно только строгого взгляда, а для других детей необходимо применять конкретные действия.
Последовательность и решительность
Когда родители говорят, что их чадо не понимает слова «нет», то здесь в первую очередь им нужно подумать о себе. Ведь чаще всего проблема скрывается не в самом ребенке и в том, что ему что-то не понравилось, а в том, что родители не могут как следует запретить и не выражают твердость характера.
Маленькие дети могут моментально увидеть любую, даже малейшую непоследовательность действий своих родителей.
Иногда дети могут одновременно спрашивать мнение об одном и том же вопросе, но по-разному подходить к этому. Или же зная, что мнения родителей могут разойтись, они поспрашивают у обеих сторон, затем найдут лазейку и воспользуются этим в своих же интересах. Поэтому следует действовать решительно. Если родитель что-то запрещает, нужно обязательно держать свое слово. К тому же очень важно, чтобы в подобных вопросах супруги были единомышленниками, работали в команде и их мнения по поводу мер наказания не расходились.
Одному из родителей не следует отменять наказание и запреты другого. Даже если супруги не согласны друг с другом, это следует выяснить наедине, не вынося на всеобщее обозрение. Дети моментально видят, когда их родители расходятся во мнениях, и сразу делают для себя выводы.
Если после непослушания родители обещали принять воспитательные меры, то так и следует поступать. При этом нужно дать понять, что если они не допускают плохих поступков сегодня, то такое поведение неприемлемо вообще.
Не нужно допускать ситуации, когда ребенок в пять лет начнет спорить, вступать в дискуссию, прося объяснить, почему именно такое наказание, а не что-то полегче. Детские истерики могут возникать в тех ситуациях, когда дети считают, что у взрослых просто нет выбора и они смогут уступить, к примеру, если находятся в окружении других людей. Но четкое и твердое «нет» даст понять, что родители не поддаются на постоянное нытье.
Не следует принимать воспитательные меры, опираясь на свое настроение. Хороший и радостный дух — это не повод игнорировать плохие поступки своего чада, а при дурном настроении не следует срываться и строго наказывать. В результате такой непоследовательности в требованиях чадо может подумать, что все решения принимаются в зависимости от настроения. Это приводит к тому, что ребенок начинает вести себя еще хуже.
В одной мудрой книге поощряется держаться сказанных слов, чтобы любое «да» означало «да», а «нет» — «нет». Это также касается обещаний что-то купить, подарить или исполнить желание своего малыша. Тогда дети научатся доверять словам своих родителей.
Если не давать слабину и не уступать капризам дитя, уже в следующий раз оно не захочет устраивать подобные истерики, поскольку увидит твердость духа и поймет, что своими криками ничего не сможет добиться.
Что важно делать родителям
Когда у детей возникают истерики, часто взрослые просто не знают, как им поступить. Чтобы добиться положительных результатов, нужно соблюдать несколько правил.
Первое, что нужно сделать, — это выяснить причину криков:
- желание показаться взрослым и безрезультативность действий;
- попытки научиться управлять своими эмоциями;
- понимание отличий между девочками и мальчиками;
- детские представления и фантазии, которые отличаются от реальности жизни.
После того как родители определили источник проблемы, они стараются придерживаться следующих правил:
- Уделять ребенку больше времени: вместе проводить досуг, заниматься домашними делами, общаться, расспрашивать о делах, рассказывать интересные моменты о себе. Важно прислушиваться к мальчику или девочке, их мнению, принимать желание помочь, чтобы малыш чувствовал себя нужным.
- Всегда нужно просто и доступно объяснять своему чаду о своих действиях. К примеру, зачем нужно вовремя ложиться спать, почему нельзя все купить в магазине и т.п.
- В случае агрессии и драки, нужно побеседовать с ребенком о том, что такие действия являются недопустимыми.
Во время разговоров малышу нужно чувствовать, что с ним говорят на равных и у родителей серьезные намерения. Проводя досуг, участвуя в совместных играх, желательно представлять себя маленьким ребенком. Важно постараться дать ему больше свободы, чтобы он руководил процессом игры. Также необходимо давать малышу какие-то взрослые обязанности и приучать их ответственно выполнять.
Когда малыш может справиться сам и не требует помощи, то лучше ему не мешать. Не следует запрещать ему выполнять сложные задания, поскольку это поможет ему понять, что он был не прав, и в следующий раз прислушаться к словам взрослых. Детям необходима поддержка и похвала. Если закрывать глаза на капризы, неумелое подражание взрослым и кривляния, не заострять на этом свое внимание, то ребенку со временем просто надоест это делать.
Источник