Ребенок 5 лет интеллектуальные игры

Ольга Перегудова
Интеллектуальная игра для детей 5 лет «Молодое дарование»

Интеллектуальная игра для детей 5-7 лет «Молодое дарование»

Цель:

создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями.

Задачи:

— Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим и речевым содержанием.

— Развивать мышление, внимание, коммуникативные навыки.

— Воспитывать у детей умение проявлять инициативу с целью получения новых знаний, настойчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.

Ход игры:

Ведущий: Добрый день. Мы рады видеть вас сегодня на нашей интеллектуальной игре «Молодое дарование». В игре принимают участие две команды. Я прошу команд представиться и поприветствовать друг друга.

(Приветствие команд)

Команда «Почемучки»

«Мы пытливые умы,

Мы с вопросами на ты».

«Почему?» — вопрос любимый,

Помогает, нам расти. «

Команда «Знайки»

«Если много хочешь знать,

Много должен ты читать».

Наш девиз: «Не унывать!

Всё пройти и всё узнать»!

Ведущий:В каждой игре есть правила и в нашей тоже:

1. Быть внимательными и активными

2. Вопросы, которые я задаю, слушать до конца.

3. За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку.

4. На вопросы чужой команды можно отвечать только тогда, когда команда противников не знает ответа.

5. За каждое нарушение правил будет сниматься одно очко.

Ведущий: Для подведения итогов по каждому заданию нами выбрано жюри. Наша игра состоит из пяти заданий.

Итак, начнём с небольшой разминки (могут отвечать обе команды, ответы не оцениваются)

Сколько этажей в пятиэтажном доме? (5)

Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны? (треугольник)

Сколько ушей у двух мышей? (4)

Сколько пятачков у трёх поросят? (3)

Какой сегодня месяц? день недели? а завтра? (март, четверг, пятница)

На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)

Чем машут волшебники, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)

Какой предмет дома лежит на полу, а в сказках — летает? (Ковер-самолет)

Обувь, помогающая передвигаться очень быстро. (Сапоги-скороходы)

Она все может сделать невидимым. (Шапка-невидимка)

1. Конкурс «Сложи квадрат».

Командам предлагаем показать свою сообразительность и смекалку и заработать первое очко. Один участник от команды получает по 4 треугольника, из этих треугольников нужно составить квадрат. Победит тот, кто первый сложит квадрат.

Подводятся итоги конкурса.

2 задание «В гостях у сказки»:

В этом задании командам необходимо ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ на вопрос команды получают по 1 очку.

Вопросы для команды «Почемучки»:

1. Имя мальчика, которого унесли Гуси-лебеди? (Иванушка).

2. Кто на сметане мешен, на окошке стужен? (Колобок).

3. Герой русской народной сказки, который ездил на печи? (Емеля)

4. Вредная старуха из русских народных сказках? (Баба — Яга)

5. Маленькая девочка живущая в цветке (Дюймовочка)

6. Деревянный мальчик с длинным носом. (Буратино)

7. В какой сказке карета превратилась в тыкву? (В «Золушке»)

8. Злой хозяин кукольного театра с длинной бородой? (Карабас-Барабас)

9. На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде)

10. Чем крокодил тушил синее море в сказке «Путаница»? (Пирогами, и блинами, и сушеными грибами.)

Вопросы для команды «Знайки»:

1. Имя девушки, братец которой превратился в козленочка? (Аленушка)

2. Сказочный мальчик-луковка? (Чиполино)

3. Вредная старуха с крысой. (Шапокляк)

4. Зеленый друг чебурашки? (Крокодил гена)

5. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»? (Крокодил)

6. Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)

7. Сказочная девочка с голубыми волосами? (Мальвина)

8. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Наф-наф, Нуф-нуф)

9. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда? (Федора)

10. Сколько пудов шоколада просил слон для своего сына в сказке «Телефон»? (Пять или шесть.

Ведущий: пока наше жюри подводит итог второго задания, мы с вами споем песенку «От улыбки», которая поднимет нам настроение.

3задание. «Занимательные задачки в волшебной коробочке»

Ведущий: Каждый ребенок из команды по очереди достает из коробки задачку. Ведущий читает задачу, а ребенок, который тянул конверт, отвечает, если же он не может ответить, ему помогает команда. За каждый правильный ответ без помощи команды получает 2 балла, а если участнику помогли с ответом, то тогда команда получает 1 бал.

1. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки?

2. В лесу росла береза.На ней росли яблоки: 1 зеленое, 2 красных, 1 желтое. Сколько всего яблок на дереве?

3.Над площадкой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц всего?

4. Какое сейчас время года?

5. Перечисли все зимние месяцы?

6. Сейчас утро или вечер?

7. Какие еще части суток вы знаете?

8. Сегодня четверг, а завтра?

9. Назови дни недели, начиная с понедельника.

10. Какой твой любимый день недели? Который он по счету?

11. Чем можно измерить длину или высоту?

16. Чем измеряют вес?

Ведущий: Молодцы команды, справились с заданием. Пока наше жюри подводят итоги, мы объявляем физкультминутку «Буратино»:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два — нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

4 задание

Ведущий: Следующее задание поможет определить более сообразительную команду. В этом конкурсе вам нужно выбрать лишнюю картинку из 4 предложенных и назвать одним словом оставшуюся.

1 команда:

• воробей, кошка, ласточка, голубь (кошка);

• шуба, шапка, карандаш, колготки (карандаш);

• роза, астра, кастрюля, василек (кастрюля).

2 команда:

• медведь, комар, заяц, лиса (комар);

• земляника, клубника, береза, малина (береза);

молоток, топор, стул, лопата (стул).

Подводятся итоги.

5 задание. «Умные фигуры»

Ведущий: Командам предлагается задание на зрительную память. Команды смотрят на плакат с изображением геометрических фигур, затем предлагается по памяти нарисовать такое же изображение.

Ведущий:

Физкультминутка «Запретное число» потребуется внимание. Две команды стоят в круге. Выбирается число, которое нельзя произносить, вместо его произнесения играющий хлопает в ладоши. Считать будем до 10. Дети, которые ошибаются, выходят из игры; будьте внимательны.

6 задание «Послушай и заполни»

Ведущий: Вы были внимательными, сообразительными, показали свои знания и смекалку. Теперь нам бы хотелось проверить вашу память. Командам предлагается прослушать отрывок из произведения Н. Носова «Карасик». И не просто прослушать, а внимательно и запомнить все, что вы услышите. После прослушивания я буду каждой команде задавать вопросы. Победит та команда, которая ответит на большее количество вопросов правильно.

ОТРЫВОК

Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка красивая! Серебристый карасик – вот как она называлась. Виталик был рад, что у него есть карасик. Первое время он очень интересовался рыбкой – кормил ее, менял воду в аквариуме, а потом привык к ней и иногда даже забывал ее вовремя покормить.

А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку.

Вопросы 1 команде:

1. Как звали мальчика?

2. Какой подарок подарила мама Виталику?

3. Как ухаживал Виталик за рыбкой?

4. Как звали кота?

5. Какого цвета были глаза у Мурзика?

Вопросы 2 команде:

1. Кто подарил Виталику подарок?

2. Как называлась рыбка?

3. О чем забывал Виталик?

4. Какого цвета был кот?

5. Чем любил заниматься Мурзик?

Ведущий: Подошла к концу наша игра. Обе команды достойно показали свои знания и умения. Настал час награждений.

Дети награждаются сладкими призами.

Источник

У ребенка 4-5 лет закладываются основные предпосылки для успешного усвоения точных наук, а также письма и чтения. В этот период идет бурное развитие интеллекта у детей и начинается этап освоения, а также понимания и принятия окружающего мира. В это время будет очень уместным подобрать для него интересные развивающие, игровые задания. Ваша задача – помочь ребенку получить максимальное развитие своих интеллектуальных способностей.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

Особенности развития интеллекта у ребенка 4-5 лет

Чтобы понимать, как развить интеллект у ребенка в 4 года, следует знать некоторые возрастные особенности малышей. В этот период у ребенка формируется созидательность. Малыш стремится что-то мастерить, делать своими руками поделки, с удовольствием возится с бумагой и клеем, а также пластилином, тестом или глиной. Вы должны поощрять эти стремления, помогать ребенку создавать его маленькие «шедевры». В этот период активно работает память, внимание, формируется логика. Ребенок с удовольствием сравнивает, познает новые категории – форму, цвет, время и пространство, величину, соотношения предметов.

Внимание, память и мышление становятся более развитыми, а малыш учится управлять ими.

В это время ребенок без усилий может выучить стишок, короткую песенку. Активно развивается воображение, улучшается речь. Это – время разных «детских» вопросов и «почемучек». Наберитесь терпения и учитесь подбирать правильные, доступные для детского понимания ответы. В 4-5 лет малышу уже доступны разные обобщения, он учится классифицировать предметы, анализировать, выделяя из общего объекта его составные, объединять предметы в отдельные группы.

Ваш сын или дочка начинает стремиться к сверстникам, интересуется совместными играми, у малыша активно развивается социальный интеллект. Ребенок учится общению, ссорится или мирится со своими друзьями, пытается помогать им. Ваша задача – не мешать ему, а всячески поддерживать и помогать, стараться объяснить многие явления, научить взаимодействию.

Задания для развития интеллекта у детей 4-5 лет

Существует много разных игр, заданий, которые способны значительно повлиять на развитие интеллекта ребенка.

  • Упражнение «Из чего состоит» научит ребенка анализу. В эту игру можно играть в любое время. Для нее не требуется специальных условий или материалов. Например, во время прогулки вы можете попросить ребенка перечислить, из чего состоит дерево или цветок, дом или машина. Для того, чтобы малыш мог без труда ответить на подобные вопросы, нужно во время игр или чтения книг вместе с ребенком рассматривать картинки, обращать внимание на мелкие детали, перечислять их названия, сравнивать размеры, называть цвета.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Игры на логику и мышление для детей до 5 лет». Скачайте его и узнайте самые интересные интеллектуальные игры для детей от 2х до 5 лет!

  • Игра «Где можно увидеть?» прекрасно развивает память, внимание и логику. В нее можно играть всей семьей. Для этого нужно спросить, где, к примеру, можно увидеть автомобиль, ножницы, велосипед, стол, окно или колесо.
  • Отличное упражнение на развитие аналитических способностей «Хорошо и плохо». Для этого нужно какой-либо предмет, скажем, карандаш, внимательно рассмотреть и выяснить, что у него есть хорошего, а что плохого. Например, карандашом можно рисовать, это хорошо, однако, он хрупкий и это плохо. В дальнейшем можно усложнить задачу, анализируя с малышом поступки героев сказок или других людей.
  • Игра «Бывает или нет» заинтересует ребенка. Для этого нужно взять мячик и, перебрасывая его, придумать разные ситуации. Например: «Вода горит», «Рыба гуляет по газону в сапогах», а ребенок должен ответить, бывает ли такое или нет.
  • Не менее полезны и графические задания для развития детей 4 5 лет. К примеру, игра «Соедини точки» поможет ребенку освоить последовательность действий, способствует развитию моторики. Задание для ребенка – нужно соединить все точки линиями и получить картинку или фигуру.
  • Игра «Лабиринт» тренирует внимание, а также логику. Задача – помочь, например, зайчику найти путь к норке. Для этого нужно провести линию по хитрым «туннелям» лабиринта.
  • «Дорисуй предмет» научит ребенка анализу, умению выделять из целого составные части.
  • Также хорошо развивают логику разные пазлы, наборы для составления последовательного рисунка или сюжета.
  • К речевым играм, развивающим мышление, относятся загадки. При этом ребенку дается хорошо знакомая ему информация, на основании которой он должен сделать логический вывод.
  • Игра «Съедобное-несъедобное» прекрасно подходит для поездок или прогулок. Взрослый называет предмет или объект, а малыш должен ответить, съедобен он или нет.
  • Игра «доскажи слово» достаточно сложна для ребенка. Она рассчитана на умение подбирать ассоциации к привычным словам, искать между ними взаимосвязь. Например: белка-орех. Здесь стоит пояснить, что белка любит есть орехи. Затем, согласно аналогии, ребенок должен добавить слово, например, к слову «собака». Здесь уместным будет подобрать слово «кость» и пояснить, что собаки любят грызть кости.

Заданий и разных игр, помогающих ребенку развиваться, очень много. Здесь были перечислены самые простые, не требующие специальных материалов. Эти задания можно выполнять в любое время, практически везде: на прогулке, дома, в гостях или в поездке. Все эти игры рассчитаны на то, чтобы ребенок гармонично развивался, стремился получать новые знания легко, в непринужденной игровой форме.

А в какие развивающие игры вы играете со своими детьми?

Источник

Интеллектуальные игры.

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя ,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место ;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Источник