Ребенок 5 лет грызет руки
Методтим отвечает на ваши вопросы по психосоматическим заболеваниям и зависимостям.
В настоящее время бытует утверждение, что все подобные состояния, при которых ребенок ведет себя неестественно и создает определенные действия в виде кусания ногтей, сдирания пальцами заусениц и обкусывания подушечек пальцев, характерны для детей с неустойчивой центральной нервной системой .
С этими детьми проводятся различные беседы, с ними работают психологи и их учат постепенно отвыкнуть от этой привычки. Но, конечно же, эти действия не приводят к необходимому результату.
Объясняется же это следующим образом.
Возможно, ребенок обжегся, укололся или повредил палец или руку, что явилось причиной его шокового состояния. В этом случае может возникнуть и закрепиться своеобразное ответное рефлекторное действие. Кусание ногтей, сдирание заусениц и обкусывание подушечек пальцев — это есть рефлекторный ответ на когда — то полученную травму при неожиданном стечении обстоятельств.
Если же рассматривать механизм этого действия, то это выглядит следующим образом.
Когда ребенок пытается сосредоточиться или напрягается — у него возбуждается центральная нервная система и возникает ответный рефлекс, который призван обеспечить максимально возможное противодействие обстоятельству, вызвавшему когда- то полученную вынужденную травму.
Причем, как правило, это происходит тогда, когда ребенок задумывается над каким — либо вопросом или пытается проанализировать какое – то событие, и погружается настолько, что теряет контроль над собой. В этот момент возникает рефлекторное стремление задействовать эффект, заключающийся в периодическом ломании и откусывании ногтей, попытке содрать заусеницы, кусать подушечки пальцев, а так же использовать любые предметы, одежду и части тела.
Это говорит о том, что в процессе жизнедеятельности ребенка произошла травма, которая закрепила рефлекс, сконцентрированный на месте этой травмы.
Если понаблюдать за детьми, то можно увидеть, что некоторые из них начинают чесать за ухом, другие теребят одежду и части тела, третьи могут почесывать какие- либо места, четвертые хватаются за различные части тела.
Эта особенность возникает тогда, когда однажды, при каких-то обстоятельствах, ребенок вынужденно получил, пусть даже небольшую, но травму.
Возраст от 2 до 6 лет очень ответственный и ребенок может быть подвержен различным психосоматическим заболеваниям и нарушениям, а так же образованию устойчивых закрепляющихся эффектов. В этом случае, когда ребенок начинает усиленно о чем — то думать, возбуждается , расстраивается или испытывает негативные состояния — он вынужденно создает подобные рефлекторный действия.
Эта защитная функция будет работать до тех пор, пока ребенок не сможет окончательно избавиться от этого устоявшегося рефлекса. Для этого либо нужно создавать определенное воздействие, либо просто подождать какое — то время. Эти проявления могут исчезнуть вследствие жизненных катаклизмов и различных стрессовых ситуаций, которые так же, как и воздействие, способны разрушить взаимосвязь между переживаниями ребенка, нервным перенапряжением и этими устоявшимися рефлекторными действиями.
Если же этого не происходит долгое время, то тогда нужно создать определенное воздействие, которое сможет разорвать взаимосвязь состояния нервного перенапряжения с тем действием, которое, закрепившись однажды, долгое время воспроизводится несмотря ни на что.
Это не является заболеванием. Это есть определенный тип поведенческих реакций, которые возникают при различных негативных обстоятельствах и, закрепившись в раннем детском возрасте, воспроизводятся постоянно очень долгое время.
Читайте подробнее на сайте проекта Методтим metodtim.ru
Источник
Автор статьи Игорь Воронов, невролог, кандидат медицинских наук.
У детей нервная система не сформирована полностью. Дети менее стрессовоустойчивы, чем взрослые, более ранимы, тревожны и волнительны. Дети психологически несформировавшиеся личности, и у них, естественно, очень часто возникают различные невротические проявления, навязчивые движения, тики и т.п. Так наиболее частой вредной привычкой у детей является то, что они грызут ногти. Это настолько частая дурная привычка, что имеет даже отдельное медицинское название – ОНИХОФАГИЯ. Примерно около 30% детей в возрасте 3 – 5 лет страдают онихофагией, причём данное нарушение встречается чаще у мальчиков. Родители часто говорят мне, что совсем не стригут ногти ребёнку, потому что ребёнок их сгрызает, а иногда они умудряются грызть ногти и на ногах.
Проявления данного нарушения понятны всем, и самый главный вопрос, как избавиться от этой дурной привычки.
КАК ЛЕЧИТЬ ОНИХОФАГИЮ?
1. Не одёргивать, не наказывать ребёнка за то, что он грызёт ногти. Если вы замечаете, что он это делает, в этот момент его нужно переключить, попросить его что-то подать или взять. Даже не нужно говорить при мальчике об этой вредной привычке. Ребёнок не сможет справиться с онихофагией, и если его ругают, то он будет от этого страдать, будет прятаться от родителей за шторами, в другой комнате и т.д., где его не видят родители и продолжать грызть ногти.
2. Не надо заниматься экстремизмом и мазать ногти перцем или горчицей. Это не поможет, а в следующий раз ребёнок просто пойдёт и помоет свои руки. Любая хорошая или плохая привычка закрепляется при ежедневном повторении одного и того же в течение, как минимум 21 дня. Таким образом отучать от дурной привычки надо постепенно, настойчиво, и на это уйдёт, не менее одного месяца.
3. Не смазывайте ногти горьким лаком. Во-первых, это не помогает, дети всё равно продолжают грызть свои ногти, а во-вторых, мы опять же концентрируем внимание ребёнка на его ногтях. Если ногти грызёт девочка, то лучше ей сделать маникюр, но не говорить, что это делается, чтобы она не грызла ногти. Заваривайте отвар полыни, а затем этим отваром обмывайте руки ребёнка 5 – 6 раз в день на протяжении двух месяцев подряд. Руки будут горькими и это будет постепенно отучать грызть ногти, но ребёнку не надо говорить, что мы это делаем, потому что он грызёт ногти.
4. Помните цитату: «Привычка свыше нам дана – замена счастию она» (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Так вот от онихофагии ребёнок получает удовольствие, он часто таким навязчивым движением успокаивает себя. Необходимо выяснить есть ли у ребёнка какая-то психотравмирующая ситуация. У детей дошкольного возраста такие проблемы могут быть в семье или в детском саду. Если есть такие психологически травмирующие ситуации, то по возможности необходимо их устранять.
5. Лечение нужно проводить сразу, как только вы заметили, что ребёнок грызёт ногти. Помните, что вредная привычка закрепляется в течение 21 дня.
6. Медикаментозное лечение. Нет специфической таблетки от онихофагии. Однако использовать успокоительные средства необходимо. Лучше седативные средства на основе трав. В тяжёлых ситуациях приходится назначать фармакологические средства, которые назначает невролог.
7. В случае проявлений онихофагии у вашего ребёнка нужно обращаться к психологу и неврологу.
Источник
Ребенок, который грызет свои ногти, выглядит не слишком красиво. Взрослый, у которого с детства сохранилась эта дурная привычка, выглядит еще более неприглядно — и даже отталкивающе. Шансы «перевоспитать» взрослого невелики. Значит, нужно позаботиться об этом в детстве. Доктор Комаровский рассказывает о том, как отучить ребенка грызть ногти.
О вредной привычке
Примерно 30% детей регулярно грызут ногти на руках. В подростковом возрасте это делает почти половина мальчиков и девочек. У 25% из них привычка сохраняется во взрослой жизни.
По словам Комаровского, формируется она (как и другие вредные привычки) как частая и многократная последовательность определенных идентичных действий. Постепенно это действие перестает управляться мозгом и становится рефлекторным. Ребенок совершенно не задумывается о том, начать ли ему грызть ногти или нет, он просто это делает. Из привычек, которые формируются в детстве, постепенно складывается характер человека.
Родители довольно часто обращаются к детским врачам с вопросом, как объяснить ребенку весь вред его привычки. Но проблема от этого быстрее не решается, поскольку она выходит за пределы чисто медицинской и становится частично педагогической, а частично психологической.
В разных странах и социальных кругах свои представления о вредных привычках и норме. Однозначно вредными Евгений Комаровский советует считать те действия ребенка, которые наносят ему физический и другой вред.
Грызть ногти — вредно:
- Регулярное обгрызание кожи вокруг ногтевой пластины может привести к утончению кожного покрова, повышению чувствительности кончиков пальцев, к воспалительным процессам в глубоких кожных слоях. От этого может меняться цвет и внешний вид ногтей, они выглядят нездоровыми, а также ломаются.
- Дети, которые часто грызут ногти, в большей степени рискуют заболеть, ведь микробы, обитающие в ротоглотке, могут проникнуть в кровоток через микроскопические ранки в районе травмированных зубами ногтевых пластин и вызвать довольно серьезные недуги.
Под ногтями обычно есть множество не самых полезных микроорганизмов и паразитов, которые при нахождении пальцев во рту легко проникают в полость рта, откуда отправляются в путешествие по организму, попутно вызывая самые разные болезни. Достаточно твердые ногтевые пластины при попытке разгрызть их могут травмировать эмаль зубов.
Поскольку привычка считается на самом деле патологической, врачи даже придумали ей вполне медицинское определение, она называется онихофагия. Привычка имеет свой номер в классификации болезней — F98.
Причины привычки
Относительно причин, по которым дети начинают грызть ногти, медики до сих пор спорят. Одни утверждают, что всему виной стресс, тревога, подавленное психологическое состояние. Другие считают, что привычка формируется у детей, мамы которых уделяли не слишком много внимания воспитанию гигиенических навыков у чада.
Евгений Комаровский говорит, что иногда причиной сосания пальцев, а потом и привычки грызть ногти, является неудовлетворенный сосательный рефлекс в самом раннем детстве.
Психиатры и психологи солидарны в том, что чаще всего привычка грызть ногти формируется у детей в возрасте 4-5 лет. В более редких случаях травмировать собственные ногтевые пластины зубами детки начинают в 2 или 3 года. Если до 5 лет родители не задумаются о срочных мерах, то в младшем школьном возрасте плохая привычка лишь усугубится, поскольку стрессы у ученика возрастают с каждой новой четвертью в школе.
Одной из самых распространенных причин возникновения онихофагии является личный пример родителей. Если кто-то из взрослых членов семьи грызет ногти, то малыш просто начинает подражать, и его потом очень сложно убедить во вредности привычки. Он каждый день видит, что это делают папа или мама, и ничего плохого с ними не случается.
Среди других вероятных причин возникновения пагубного пристрастия медики и психологи называют следующие факторы: наследственность, аутоагрессию, сопротивление ребенка тотальному контролю со стороны взрослых.
Иногда ногти у ребенка ввиду некоторых патологий обмена веществ слоятся и ломаются сами по себе — и на ногах, и на руках. Часто дети не находят лучшего выхода, чем просто обгрызть отломившуюся пластину.
Как отучить?
То, что ребенку разрешается один раз, говорит Комаровский, то, на что когда-то родители не обратили внимания, во второй раз делается малышом как вполне легальное действие, на которое не было запрета. По этой причине желательно корректировать действия ребенка на начальном этапе, пока еще привычка не успела стать именно рефлекторной.
Если грызть ногти — уже стойкая привычка, родителям нужно принять для себя серьезное педагогическое решение. Если бороться — то всегда и везде, без выходных и праздников. Требования родителей должны быть четко мотивированы. Ребенок должен знать, что именно он делает не так, чем это чревато именно для него.
На начальном этапе родителям нужно любой ценой установить истинную причину пристрастия своего ребенка. Если самостоятельно найти ее не получается, можно обратиться к участковому педиатру или детскому психологу, но не с вопросом, как искоренить привычку, а с вопросом, откуда у проблемы «растут ноги».
Самое плохое, что могут придумать родители, вздумавшие отучать свое чадо от вредного пристрастия — это грубо одергивать его и бить по рукам. Проблему это не решает, а малыш довольно скоро поймет, что при родителях грызть ногти нельзя, зато в одиночестве, когда никто не видит — очень даже можно.
Чудодейственного лекарства в виде таблетки или сиропа от этой напасти не существует. Неэффективно и намазывать ногти чем-то горьким (горчицей, перцем). Еще хуже — начать запугивать ребенка и стращать его всякими ужасами, ведь на смену этой плохой привычке может сразу прийти другая. Ребенок довольно быстро начнет, к примеру, кусать губы или плеваться.
Если причина кусания ногтей кроется в стрессовых ситуациях, волнении ребенка, нужно научить его выражать свои эмоции по-другому — например, словами. Для этого есть множество психологических приемов, основанных на играх, заниматься которыми ребенку будет интересно.
Можно давать малышу успокаивающий травяной чай, делать расслабляющий массаж, обязательно нужно ежедневно проводить водные процедуры, больше гулять с ним на свежем воздухе и свести к минимуму время, которое ребенок проводит перед телевизором или монитором компьютера.
Параллельно с устранением психологического дискомфорта нужно заняться укреплением ногтевых пластин, ведь прочный и устойчивый к воздействию ноготь сложнее грызть. Для этого после консультации с педиатром имеет смысл начать давать ребенку препараты кальция в разрешенных возрастных дозировках. Для ногтей можно делать укрепляющие ванночки с солевыми растворами, с эфирными маслами (хорошо подходит масло кедра).
Ребенка следует научить не только расслабляться, но и концентрировать внимание. Если занять малыша интересным делом (рисованием, мозаикой, лепкой или чем-то другим), у него будет реже возникать желание взять руки в рот. Желательно, чтобы дело было именно рукотворным. Должны быть задействованы пальцы. Если это будут совместные со взрослыми занятия творчеством – просто замечательно.
Советы
Не стоит думать, что онихофагия — явление возрастное, и подросший карапуз «перерастет ее», повзрослеет и вдруг поймет, как это плохо и некрасиво, и перестанет грызть ногти. Этого почти никогда не происходит.
Маленькие хитрости замещающей терапии заключаются в том, чтобы предложить ребенку достойную «замену» — например, орешки или семечки, если его возраст позволяет и нет аллергии на орехи.
Каждый вечер перед сном маме нужно внимательно осматривать ногти ребенка. В случае появления заломов, заусенцев, расслоений следует аккуратно исправить дефект с помощью маникюрных ножниц и пилочки, чтобы у ребенка не было соблазна что-то отгрызть самостоятельно. Так будет формироваться новая привычка, полезная и нужная — ухаживать за ногтями регулярно.
Как отучить ребенка грызть ногти расскажет доктор Комаровский в видео ниже.
Источник
Спойлер: бить по рукам можете себя, если нравится, мазать пальцы перцем тоже, ребенок же от этого, как максимум, укоренит «привычку» ещё сильнее либо же произойдет ее перерождение в иной, вероятно, более скрытый, вид аутоагрессии, вплоть до нанесения ребенком себе ран.
Борясь с видимыми проявлениями, вы не избавляете ребенка от нервоза, а лишь дополнительно разжигаете его, лишая возможности хоть как-то «выпускать пар».
Вы же этого не хотите?
Я говорю сейчас как человек, который грыз ногти до крови с примерно 4 лет до 19.
Меня били по рукам, мне мазали ногти перцем, одевали перчатки, меня ругали, на меня кричали, меня одергивали, стыдили, лишали чего-то.
Мне говорили жгучее «Посмотри, вот у Танечки какие красивые ручки, а у тебя что?».
А у меня что? У меня родители, не имевшие понятия об аутоагрессии (я их не виню, времена были такие), в мясо изгрызанные некрасивые кривые короткие ногти, не просто короткие, а мизерные, я изгрызала их до мягкой мясистой подложки под ними, несмотря на любую боль.
И ни к чему я так не стремилась, как грызть ногти, если меня этого лишали. Внутри это ощущается как сильное тянущее, словно скручивающее все органы, давящее ощущение, требующее немедленной разрядки, невозможно его терпеть, это похоже на невыносимый зуд от диафрагмы до горла, от которого непроизвольно сгибаются пальцы в хаотичных движениях, лишь бы сбросить это ощущение.
Если вы настолько не эмпатичны, не внимательны, как мои близкие, то хотя бы изобразите жалось к своему ребенку. Ведь он грызет ногти из-за вас и ваших действий.
Почему я начала грызть ногти
Все мое детство, лет до 12, мое воспитание как члена семьи заключалось в подгонке меня к максимально удобному варианту ребенка.
Меня не обнимали, не целовали, со мной не делились историями или воспоминаниями, со мной не делились опытом или советами, ну или чем там ещё занимаются родители при воспитании ребенка, которого любят? Я не знаю, если честно.
Зато мне нельзя было что-то не хотеть или хотеть, «сопли ещё не обсохли решать», мне нельзя было иметь свои границы, свое мнение, свою территорию, мне нельзя было проявлять эмоции, если я, например, устала.
Помню, как я, года в 4, шла с мамой куда-то, она держала меня за руку, у нее были такие жесткие брюки, моя рука терлась об них (она держала меня за руку), через час таких хождений и трения моя рука просто превратилась в комок нервов, я была готова извиваться в истерике, внутри меня нервозность дошла до пика истеричности, я помню это чувство, что ты — голый нерв.
Представьте, что вам час трут руку об мешковину. Шорк-шорк. Шорк-шорк. А вам 4 года.
И знаете, как поступила четырехлетка?
Я ВСЕ СДЕРЖАЛА В СЕБЕ.
Не заплакала, хотя впору было задохнуться от истерики, что я про себя и делала, не попросила что-то сделать, не попросила маму сжалиться.
В четыре года я уже была вымуштрована, как послушная собака. Проявить свою эмоцию — получить порцию боли. Помешать взрослым — получить свою порцию боли. Проявить себя — получить свою очередную порцию боли.
Представьте себе четырехлетку-девочку, которая умеет сдерживать психоз?))
Пишу это, а губы трясутся и смотрю сквозь слезы 🙂
К стати, вспомнила — ещё мне нельзя было выбрать стрижку, меня стригли под минимально приличную длину — до середины ушей, тогда это называлось «каре на ножке».
Я так горько и алчно завидовала девочкам в садике и школе, у которых были красивые длинные волосы, которым мамы заплетали из них косы и делали локоны.
И я — с каре на ножке.
У меня даже есть фото из садика, где фотографировали нашу группу, все девочки — милые феи в платьях, а я — с самого края, чтобы не портить кадр, в шортах и со своим убогим каре.
До сих пор я сутулюсь, чтобы казаться меньше, мне неловко, что я занимаю место. Хочется извиниться, что вообще есть.
Естественно, как и любой живой человек, я испытываю злость, агрессию, это часть инстинкта выживания. Мне нельзя было злиться, психовать, капризничать, что-то требовать или хотеть.
Мое место в семье было примерно как у питомца — мне отчётливо заявляли, что «твое тут только горшок». Представляете, какое дно пробило моя самооценка? Наверное, 20 лет назад, была такая ситуация — сидит Люцифер на последнем кругу Ада, вмороженный в лёд вместе с Иудой, тут потолок пробивает что-то небольшое, разбивает лёд и уходит ещё ниже.
Иуда спрашивает Люцифера:
— Это что?
— Не обращай внимания, это Лерина самооценка пролетела. Смотри, через 10 лет и психическое здоровье просвистит.
То, что проявлять мне что-то «неудобное» было запрещено, не значит, что во мне этого не было. Благо, психически я была нормальным ребенком и процессы у меня происходили нормальные, т.е. агрессия взросления и все такое было.
Но вот куда деть ее, если проявить нельзя?
Поздравляю, мы у цели: без возможности здоровым, нормальным образом, через крик и протест выразить гнев и свои границы, ребенок уходит в аутоагрессию.
Велком ту грызение ногтей, так сказать.
Ещё годам к 10 я начала грызть волосы, благо, они отросли.
Аутоагрессия сопровождается обязательными спутниками — чувством того, что ты во всем виноват, что ты не достоин, ты хуже других, ты не нужен родителям, стремлением к нанесению себе вреда, самоуничтожению, самоунижению, это постоянная боль.
На секунду представьте, что я сейчас за руку привела вас в сознание вашего ребенка, который грызет ногти, а вы его за это по рукам, по рукам, на тебе, на!!!
Представьте свой дом, где вы живёте, только серый, почти бесцветный. Все вокруг такое большое, сложное, мир не понятен и крайне опасен, враждебен.
Ребенок не знаете, что ждёт его завтра, он не может анализировать, он может только чувствовать, что он совсем-совсем один.
Представьте, что вы выкинули своего ребенка на перроне за тысячу километров от вашего дома, а сами уехали. Представьте, что он чувствует, зная, что маме он не нужен, потому что он плохой, тупой, мама его выкинула и не обернулась в след.
Вот так чувствует себя ребенок, чувство которого отвергает мать. И это не из учебников, это из меня.
Это из гриппа, который переносишь в 6 лет на ногах, никому не говоря, потому что чувство, что говоришь со стеной, которая ничего не чувствует. Которой ты своей болезнью помешаешь.
Это из крика в 8 лет, что если меня опять ударят, я выброшусь в окно.
Это из беззащитности перед тем, кто должен тебя от всего мира защитить!!!!
Это из зрения -5 в 10 лет, но никто не купил мне очки, никто не хотел вникать в то, что я всю жизнь ничего не вижу. Наверное, это как узнать о плохом зрении соседки — «оу, жаль, ну ты держись».
Я впервые нормально увидела, когда в 18 лет на зарплату купила очки. Самые дешёвые, 3500 руб, как сейчас помню. К тому времени зрение было -6,5. Это примерно как смотреть на мир через пленку для парника. В дерево не врежешься, но я тогда впервые смогла рассмотреть лицо будущего мужа издалека и целиком.
Я уже задохнулась от слёз пока писала.
Она, к стати, не плохая женщина, не плохая мать, просто бывают люди, не способные быть эмпатами.
Мы с братом никогда не были голодными, когда умер отец, она работала по ночам, чтобы мы ели. Она замечательная, но тогда она не знала, что дети начинают все чувствовать и понимать не с 18 лет, а ещё с колыбели.
И что дети — это люди, а не удобные куклы.
И таких детей тысячи, тех, кто в семье был на правах питомца, без своего мнения и чувств.
Простите, пожалуйста, меня понесло, реву сижу, все лицо в туши 🙂
Я написала самый сумбурный текст, какой только могла, видимо, править его нет смысла, пусть будет, как есть.
По итогу, я человек, который не представляет, что у него есть границы, что его нельзя обижать, что мои эмоции и чувства что-то значат, что мое нежелание — предостаточный мотив, чтобы что-то не хотеть, я не умею кричать, если я в опасности, я не умею отбиваться, у меня нет границы, которую людям нельзя переходить и которую я имею право защищать.
Я должна быть удобной.
Почему родители думают, что запрещая малышке отказаться от поцелуя нелюбимой, пахнущей табаком тёти Тани, ребенок сможет потом понять, что незнакомому дяде в подворотне нельзя ее трогать?
Он же не личность, взрослые лучше знают, вы же сами ему это вбиваете! И насильник — тоже взрослый, он лучше знает, не надо кричать, у тебя нет границ! Ты не имеешь на них права!!!
Вот что вы говорите своему ребенку.
И пословица про то, что от детских слез вы в старости будете есть горький хлеб, она не только про то, что дети не будут вас любить. Вероятно, будут. Но каким же горьким будет хлеб, когда вы увидите своего ребенка, отдающего весь заработок психотерапевтам, которые будут пытаться годами исправить то, что ВЫ натворили ради своего удобства.
В следующий раз, когда ребенок, потянет руку в рот, чтобы навредить себе, вместо оплеухи, обнимите его, скажите, что любите, что защитите, что он для вас самый важный человек и им будет всегда.
И когда будете его одергивать, что он плачет, потому что ему жарко в комбинезоне два часа ходить по магазину, одерните себя, а ему дайте понять, что он ваш спутник, равноценный, и если ему жарко, то не сложно закончить шоппинг или раздеть его. Как бы вы поступили, например, гуляя с сестрой или мужем.
Не давайте ему ни на секунду чувствовать, что он живая игрушка, полная ваша собственность, без воли и желаний, да ещё и надоедливая, нелюбимая обуза.
Нет детей — есть маленькие люди!
Если вы уверены, что в семье ребенка не угнетают, ищите корни в садике, у бабушек, во дворе, сама по себе аутоагрессия у ребенка не отрастает на пустом месте.
Детских психологов тоже никто не отменял.
Ногти, к стати, больше не грызу:
Грызение ногтей это уже подавление агрессии, подавляя подавление, вы только нагнетаете ситуацию, делая только хуже.
Только в 22-23 года, столкнувшись с закономерными расстройствами психики, после почти года психотерапии, я человек с границами, почти нормальный человек.
Но я до сих пор сутулюсь, чтобы не мешать.
Простите за эту сумбурицу, зато мне стало легче, проревелась вдоволь. Надеюсь, сегодня хотя бы один ребенок узнает, что его любят.
Любите своих детей, больше не́кому ♥️
Источник