Ребенок 5 лет доминирует

Ребенок 5 лет доминирует thumbnail

Все чаще родители жалуются, что дети «влезают во взрослые разговоры, не дают никому высказывать свое мнение. Все время пытаются всех поучать и командовать, повышают голос на взрослых» — и это дошкольники и младшие школьники. Ситуация не только крайне неприятная, но и опасная для становления личности ребенка.

Почему ребенок командует

Малыши ведут себя так, как позволяют им взрослые. Многие родители сначала умиляются, когда ребенок начинает командным тоном повелевать родителями или делать им замечания. Проявляется это в обычных бытовых моментах: принеси, подай, застегни, убери, купи, сделай. Не видя препятствий, ребенок расширяет сферу влияния, и отказ или отсрочка вызывают у него недовольство, а порой и истерику. Дорогие родители, обратите внимание на наклонение используемых ребенком глаголов. Если это повелительное наклонение, то придется признать, что ребенок вами командует.

Давайте попытаемся понять, почему это происходит.

  • Кризис развития. Кризис – это маленькая революция. Не забывайте, что цель любой революции – смена власти. Поэтому в кризисные периоды меняется не только вид ведущей деятельности и тип общения — это начало перестройки отношений. Ребенок пытается занять главенствующую позицию. И, насколько у него это получится, зависит от родителей.
  • Воспитание по типу «кумир семьи». Чрезмерное внимание со стороны взрослых, исполнение любых желаний и прихотей ставит ребенка в главенствующее положение. При этом высказывания ребенка, что он главный, воспринимается с умилением. Смена настроения, «кислое» выражение лица, недовольство воспринимаются как призыв к действию. Иногда, чтобы командовать, ребенку даже не приходится что-то говорить.
  • Детская эгоцентричность. Это явление считается естественным для дошкольников. Мир крутится вокруг них. Ветер дует, потому что качаются деревья, а солнце светит, потому что нужно идти гулять. Мама готовит кушать, чтобы накормить своего малыша, а папа работает, чтобы покупать конфеты и красивые платья дочке. Естественная для детского возраста эгоцентричность дополняется командным тоном.
  • Недостаток внимания. Пусть это не кажется вам странным, но стремление управлять и командовать собственными родителями часто возникает из-за дефицита внимания. Ребенок просто пытается привлечь внимание к себе. Для этого подходит любая форма поведения, включая командование родителями и другими взрослыми. Главное, чтобы состоялся контакт.
  • Особенности темперамента. Особенности высшей нервной деятельности часто диктуют людям быть активными, быстрыми и сильными. Дети не умеют контролировать свое поведение и часто, переусердствовав, начинают командовать. Однако не списывайте невоспитанность ребенка на лидерские качества. Ребенку непозволительно командовать родителями.

Как вести себя с маленьким командиром

Не подчиняйтесь. Сначала детское командование может показаться забавным и безобидным, и взрослые начинают подчиняться. Однако дальше небольшой опыт подчинения приводит к мысли о власти над взрослыми. В дальнейшем неповиновение будет сопровождаться капризами.

Переводите приказы в другой статус: просьбы, предложения. Делайте это ненавязчиво:

— ты забыл сказать «пожалуйста»,
— попроси еще раз,
— наверное, ты хотел сказать, что хочешь гулять, я подумаю, когда нам это лучше сделать,
— ты, наверное, сказал это себе: убери игрушки, я тоже думаю, что их нужно убрать.

Не поддавайтесь на провокации. За вашим неповиновением обязательно последуют детские истерики, с помощью которых ребенок будет пытаться манипулировать вами. Выдержать их непросто, но необходимо. Помните, поддавшись однажды на провокации, вы будете сталкиваться с ними постоянно. Ребенок должен четко понимать, что это не действует.

Обсуждайте чувства других людей. Объясните, что другие дети не хотят, чтобы ими командовали, бабушке обидно, а маме с папой просто стыдно.

Будьте постоянны и последовательны. Выполняйте свои обещания, не отменяйте своих планов из-за детски капризов, не изменяйте тактике поведения даже в присутствии других людей. Не давайте ребенку повода думать, что будете ему подчиняться.

Показывайте пример правильного поведения. Просите о чем-либо сами ребенка и других людей, не позволяйте себе командовать детьми, учите уважительно относиться к другим, закрепляйте вежливые словесные конструкции.

Помните, что не бывает царей без подчиненных, а королей делает свита. Не становитесь слугами у собственных детей. Дайте понять, что вы не стали любить ребенка меньше, если не убрали игрушки за ним или не побежали немедленно в магазин за мороженым. Вы окажите ему гораздо большую услугу, если научите его ладить с окружающим миром.

Читайте также:  5 лет ребенок спорт

Светлана Садовникова

Фото с сайта detki.co.il

Источник

Из опыта работы педагога-психолога

Ребенок 5 лет доминирует

Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный
Описание: в данной статье информация о видах мотивов и о доминирующих мотивах у детей в учебной деятельности. Материал рассчитан на детей 5-8 лет и для педагогических работников, психологов.
Цель: дать характеристику учебной деятельности и поведения детей 5-8 лет с различным доминированием мотивов.
Задачи:
1. рассказать о видах мотивов, об особенностях учебной деятельности с различным доминированием мотивов, их влиянием на учение, поведение;
2. развивать мышление, речь, память;
3. прививать чувство ответственности.

Из опыта работы в ДОУ.

Мотив учения, по сути, является начальным и наиболее важным звеном в «стартовой программе» готовности к обучению ребенка.
Что же такое, собственно, «мотив»? Это, прежде всего, внутреннее побуждение к активности. Это могут быть интересы, убеждения и так далее. В основе любого действия или поступка лежит непременно мотив.
В нашей жизни действует целая система мотивов, которые взаимосвязаны, могут доминировать или взаимодополнять друг друга. Может наблюдаться и борьба мотивов.
Чтобы взрослому (педагогу, воспитателю, родителю) правильно понять действия и поведение ребенка, ему необходимо определить какие мотивы доминируют в данной ситуации, а также поддерживать те, которые оказывают именно положительное проявление.

Уже в старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает некую устойчивость. Доминирующими становятся познавательные и социальные мотивы. К концу дошкольного возраста игровые мотивы уже не занимают ведущее место, на смену приходят учебные мотивы.
Выявлено, что учебная деятельность начинающих школьников побуждается целой системой мотивов.
Выделяют шесть групп мотивов:
1. Социальные мотивы.
Понимание значимости и важности учения и стремление к социальной роли школьника.
2. Учебно-познавательные мотивы.
Выражаются в проявлении интереса ко всему новому, научиться новому.
3. Оценочные мотивы.
Проявляются в стремлении получить высокую оценку взрослого, его одобрения, похвалы.
4. Внешние по отношению к школе и учению мотивы.
5. Позиционные мотивы.
6. Игровые мотивы.

Каждый из этих мотивов в определенной степени присутствует в ребенке 5-8 лет, и каждый из них, непременно, оказывает определенное влияние.
По определенным высказываниям ребенка можно выявить какой мотив является доминирующим. Например:
• «Я хочу в школу, потому что там можно играть» — доминирующим является игровой мотив.
• «Я пойду в школу, потому что так сказала мама» — внешние мотивы, не связанные со школой.
• «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду — маленькие» — позиционный мотив.
• «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки» — доминирующим является оценочный мотив.
• «Я хочу в школу, потому что хочу научиться читать» — учебно-познавательный мотив.
• «Я хочу в школу, потому все дети должны учиться» — социальные мотивы.
Можно выделить основные особенности учебной деятельности детей с различным доминированием мотивов учения.
Например, есть дети, у которых в учебной деятельности доминирует познавательный мотив.
Для них свойственна учебная активность, стремление узнать больше. Но если при этом снижен социальный мотив, то наблюдается прерывистый характер учебной деятельности. В таких случаях ученику интересно только то, что для него неизвестно. Если учитель рассказывает о том, что он уже знает или слышал, он будет отвлекаться, заниматься посторонними делами на уроках. Или, например, при выполнении домашнего задания такой ученик будет выполнять только то, что ему нравится, трудные задания выполняются с трудом или совсем не выполняются.
Часто такие дети в начальной школе учатся на среднем уровне или ниже среднего. Но вот в среднем звене намного лучше. Про таких детей учителя часто говорят: «Умный, но ленивый».
Вообще, познавательный мотив является началом в развитии мотивационной сферы. Один из основных путей его развития – расширение и обогащение опыта ребенка.
Доминирование игрового мотива отрицательно сказывается на формирование учебной деятельности. Как правило, в игре ребенок делает то, что ему хочется. Такие дети на уроках делают не то, что задано, они рисуют, играют и так далее. В учении, наоборот, в учебной деятельности ребенок должен действовать в соответствии с учебной задачей. Поэтому, одной из основных задач воспитателя в детском саду и родителей – формировать у ребенка мотивы учения и положительного отношения к школе.
Для учащихся, у которых доминирующим является социальный мотив, характерно ответственное отношение к учебе. Такие дети добросовестные, ответственные, их не нужно заставлять выполнять домашнее задание, они легко усваивают материал, обращаются за помощью, если что-то не понятно, занимают лидирующее место в классе. Но у учащихся с доминирующим социальным и низким познавательным мотивом дела обстоят по-другому: они добросовестно выполняют задания, но не стремятся получить, узнать что-то новое.
Для учащихся с доминирующим оценочным мотивом характерен низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, такие дети не могут правильно оценить свои действия. Они постоянно учителям на уроках задают вопросы, возникают конфликтные отношения с одноклассниками.
В тех случаях, если доминирует внешний мотив, но при этом не развиты познавательные и социальные мотивы, высока вероятность формирования отрицательного отношения к школе.
Позиционный мотив заключается в интересе к новой ситуации, новой социальной роли. У детей, у которых этот мотив является доминирующим, интерес к школе быстро угасает, формируется стойкое нежелание учиться. С детьми с доминирующим позиционным мотивом необходимо работать еще до школы.
В формировании у дошкольников и начинающих школьников мотивов учения важнейшая роль отводится семье. Если семейное воспитание построено не правильно, то и положительных результатов не дождешься. Поэтому в первую очередь нужно обратить внимание на модель воспитания. А уже дошкольные учреждения, школа будут как помощники. Не нужно перекладывать ответственность на учреждения. И, естественно, основной упор необходимо делать на доминирующие мотивы. Но, опять же, если они положительно влияют на учебную деятельность. А отрицательное воздействие необходимо корректировать.

Читайте также:  Чеснок для ребенка 5 лет

Рекомендуем посмотреть:

Ребенок 5 лет доминирует
Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Ребенок 5 лет доминирует
Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе

Ребенок 5 лет доминирует
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы «Путешествие в

Ребенок 5 лет доминирует
Психологический турнир для школьников. Конспект

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно — развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Источник

Доминантность — это стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. Бытовое название доминантного человека — сильная личность.

Для семьи понятие доминантности также применимо. Сегодня речь пойдет о доминантных детях, с позицией  Альфа.

Кто такой доминантный ребенок

Такие дети обычно стремятся быть лидерами не только внутри семьи. Они легко становятся лидерами даже в детском саду, собирая вокруг себя целую команду. Доминантные  дети обладают очень сильным характером, им свойственно стремление к успеху, они легко достигают своих целей, но при этом не любят подчиняться, плохо реагируют на свои неудачи. Внешне такой ребенок очень активен, прекрасно придерживается режима, не имеет проблем с аппетитом и даже болеет реже остальных. У этих детей крепкая нервная система, они не склонны к аллергии, не очень чувствительны к боли. В первый год после рождения у родителей с ними нет никаких хлопот.

Доминантность в раннем возрасте порождает ряд проблем. Если вовремя не донести до ребенка «что такое хорошо» и «что такое плохо» в его поведении, родители сильно рискуют получить ребенка, который со временем утвердится в своем превосходстве. Он будет уверен, что командовать, отдавать приказы и стремиться подчинить себе окружающих — приоритетная часть его жизни. Он совсем разучится слушать и слышать близких. Следствием такого поведения зачастую является полная безответственность, ведь ребенок привыкнет перекладывать ее на других.

Следующая проблема, которая вытекает из-за поощрения доминантности ребенка — нарциссизм. Стремление доминировать не служит заботе о членах семьи и окружающих. Проблема такого плана возникает, когда родители игнорируют поведение ребенка. В этом случае он не чувствует поддержки от родителей и ищет ее в других людях. При взаимодействии с посторонними людьми ребенок, как правило, стремится не ударить в грязь лицом, во всем быть лучшим. Такие действия не закаляют его характер, а воспитывают в нем  самовлюбленность  и  заботу лишь о себе.

Фильм о нарциссической структуре личности:

Третья проблема является следствием отрицания заботы родителей. Ребенок не принимает действий родителей, отгораживается от них. Он не желает участвовать в обсуждении общих вопросов, избегает принимать участие в общих семейных мероприятиях, всячески демонстрируя свое безразличие. Важно не упустить этот момент, ибо зачастую такой ребенок вырастает в трудного подростка.

Читайте также:  Что делать если ребенок в 5 лет все забывает

Особенности поведения и психики

Источников происхождения у детской доминантности можно выделить два:

  • стремление заботиться;
  • стремление получать заботу.

В первом случае доминантный ребенок старается проявить себя как взрослый человек. Он пытается:

  • самостоятельно принимать решения;
  • быть наравне с родителями, подчеркивая таким поведением свой статус.

Такой ребенок очень активен и стремится участвовать в любом событии, которое происходит в его семье; при этом его забота о благополучии семьи проявляется абсолютно искренне, он всегда готов помочь своим близким, особенно младшим братьям и сестрам. Ребенок верит в себя и, при правильном воспитании, из таких детей вырастают очень хорошие люди с незаурядными организаторскими способностями, которые впоследствии могут стать талантливыми руководителями…

Второй вариант развития событий предполагает аналогичный сценарий. Однако, для такого ребенка более часты проявления агрессии. Такое поведение можно сравнить с переходным возрастом. Он всячески пытается доказать свою значимость, способность самостоятельно принимать решения, совершать поступки без покровительства родителей. На самом деле такое поведение не что иное, как способ привлечь к себе внимание. Ребенок нуждается в заботе и стремится буквально истребовать ее от родителей.

Особенности воспитания доминантных детей

Доминантные дети — настоящее испытание для родителей. Главное, о чем нужно помнить — это терпение и самообладание. Найти общий язык с доминантным ребенком можно и сделать это обязательно нужно. Чем раньше родители скорректируют свое поведение в плане воспитания ребенка, тем легче будет предотвратить последствия. Важно придерживаться общих правил воспитания доминантных детей благодаря которым далее справиться со становлением характера ребенка будет намного проще:

—  уважайте силу воли ребенка;

—  не пытайтесь с ними соперничать и тем более доминировать;

—  признайте авторитет ребенка и относитесь к нему как к    равноправному партнеру;

—  дайте ему возможность почувствовать себя самостоятельным;

—   донесите до своего чада, что самостоятельность — это еще и умение нести ответственность за свои решения и поступки;

—  не стоит лишний раз наказывать ребенка, старайтесь ругать его лишь за то, что он не выполнил обещание или не сдержал слово;

—  всегда обосновывайте свои просьбы чтобы ребенок понимал зачем он их выполняет;

—  поддерживайте его во всех успехах, даже в самых незначительных на ваш взгляд.

Главная мотивация для доминантного ребенка — быть успешным, стремиться к развитию. Такие дети очень сильно переживают из-за неудач. Важно постоянно наблюдать за поведением ребенка. Как только появляются первые признаки неконтролируемой доминантности, важно вовремя принять меры. Доминантные дети обычно более беспокойны. У них могут быть проблемы с концентрацией внимания, так как ребенок пытается охватить максимум происходящего вокруг.

Дайте почувствовать своему чаду, что вы не просто родитель. Вы его лучший друг и настоящий равноправный партнер во всех его планируемых достижениях. Дайте ему почувствовать вашу привязанность к нему и тогда он сам довольно быстро выразит свою искреннюю привязанность к вам. Любой ребенок мечтает быть взрослым. Дайте ему почувствовать себя взрослым наравне с вами. Только в таком случае желание доминировать может смениться на желание сотрудничать, заботиться и принимать заботу.

Оптимальный сценарий взаимоотношений между ребенком и его родителем — взаимное партнерство. Ребенок должен осознавать, что в нем нуждаются не только как в помощнике по дому. Доминирование легко перерастает в партнерство, если ребенок действительно осознает свою значимость. Он перестанет доказывать свое превосходство и отрицать вашу заботу.

Правильные взаимоотношения важны в любых контактах. А контакт с ребенком, тем более доминантным должен носить позитивный партнерский характер. Дети не только должны быть связаны с родителем родственными связями. Важна духовная связь. Ребенок на подсознательном уровне должен чувствовать зависимость от родителей, принимать их заботу. А родитель в свою очередь должен быть готов принимать точку зрения ребенка и вдохновлять его. Пока родитель и ребенок не достигнут этого баланса, даже с самым обычным ребенком найти взаимопонимание будет очень сложно.

Источник