Ребенок 5 лет депрессия
Нет ничего печальнее для родителей, чем видеть ребенка в состоянии депрессии. Но так уж повелось, что этот психиатрический термин все чаще применяется необоснованно и взрослыми, и детьми. О плохом настроении мы часто говорим – депрессия. На самом деле периоды стресса и неважного настроения к клинической депрессии отношения не имеют. А настоящая депрессия обязательно нуждается в помощи врача. В этом материале речь пойдет о том, как родители могут выявить у ребенка депрессию и как помочь ему выбраться из этого состояния.
Что это такое?
Детская и взрослая депрессия – серьезное психическое расстройство, главным проявлением которого является не только плохое настроение на протяжении долгого времени, но и утрата способности получать удовольствие от того, что раньше нравилось. Настоящая клиническая депрессия имеет характерные симптомы, а потому выявить ее несложно. Нужно понимать, что депрессия у детей – явление не такое частое. Обычно она носит ситуативный характер и является временной реакцией детской психики на неблагоприятные события. Клиническая депрессия, склонная к тому, чтобы перейти в хроническую, пожизненную, обычно начинается в подростковом возрасте, то есть с 11-12 лет и старше.
Депрессию психиатры относят к группе аффективных расстройств. Она неплохо поддается лечению, если помощь будет оказана своевременно.
Само слово произошло от латинского «давить». Именно подавленное состояние и отличает детей с депрессией от ровесников. В общей массе детских психических расстройств депрессии отводится около 15%. В последнее время детские психиатры бьют тревогу – случаи истинной детской депрессии стали встречаться все чаще. Так, у детей в возрасте до 3 лет распространенность болезни – около 0,7% от общего количества детей, а уже к подростковому возрасту распространенность доходит до 23%.
Наиболее часто депрессии у детей стартуют осенью и зимой. Считается, что предрасполагающим фактором является недостаток солнечного света, но в основе всегда лежит изначальная эмоциональная нестабильность.
Причины
Если у взрослых причину депрессии почти в половине случаев установить не удается, то у детей с этим все несколько проще, ведь до определенного возраста аффективное расстройство вообще не свойственно здоровому ребенку в силу особенностей организации психики и нервной системы.
Если речь идет о детях до трехлетнего возраста, до депрессии в этом случае почти всегда носят патологический характер и обычно связаны с одним из следующих факторов.
- Поражением центральной нервной системы. Нарушение настроения в этом случае находится в тесной взаимосвязи с повреждением клеток головного мозга. Такое наблюдается при длительной гипоксии во время беременности, если ребенок перенес внутриутробную инфекцию, если в процессе родов он испытал удушье, острую гипоксию, а также после рождения в случае перенесенного тяжелого менингита и других нейроинфекций. Состояние, при котором головной мозг испытывает нехватку кислорода, особо опасно, поскольку нередко ведет к церебральной депрессии новорожденного.
- Патологическими отношениями. Анаклитическая депрессия иногда развивается у детей 6-15 месяцев, если они разлучены с мамой, реактивная депрессия больше свойственна детям 2-2,5 лет, которые разлучаются с семьей, которых при отсутствии готовности к посещению яслей отдали в них и т. д. На фоне нехватки материнского внимания депрессия у ребенка развивается довольно быстро. Причиной психической патологии сможет стать семейное насилие, скандалы, тяжелая эмоциональная обстановка, агрессия близких.
- Наследственность. Предрасположенность к депрессивным расстройствам тоже передается по наследству. Необязательно, что ребенок женщины, страдающей психическими нарушениями, наркоманией, алкоголизмом, будет иметь аффективные расстройства психики, но вероятность этого довольно высока.
Как только малыш достигает дошкольного возраста, он получает первый опыт взаимодействия с обществом – это начало посещения садика, секций, кружков. В этом возрасте жизнерадостный ранее ребенок может начать страдать депрессией по таким причинам.
- Отношение родителей и их стиль воспитания. Насилие, чрезмерный контроль, слишком много опеки, как и равнодушие, незаинтересованность в успехах малыша, в его делах могут привести к утрате интереса и смысла от всего, что происходит. В этом случае ребенок вполне может впасть в депрессию с тревожными проявлениями.
- Отношения с ровесниками. Малыши, которым сложно построить отношения с себе подобными, испытывают постоянный стресс, что становится причиной отчуждения, попыток ухода от общения, замкнутости и в итоге развития депрессии.
- Семейные конфликты и нездоровый психологический климат, при котором ребенок не чувствует себя дома в безопасности.
Дети школьного возраста могут испытывать клиническую депрессию по тем же причинам, вот только отношения у школьников и подростков усложняются, усложняется и механизм психического нарушения. Нередко дети «перегорают» и утрачивают интерес к собственной жизни на фоне повышенных требований родителей, учителей, существенных нагрузок на учебе и во внеучебное время. Чем чаще склонный к депрессии ребенок сталкивается с неудачами, тем быстрее прогрессирует психическое расстройство.
На уровне физиологии, биохимии депрессия развивается у детей при нехватке в организме гормонов серотонина, норадреналина. При стрессе и переживаниях вырабатывается кортизол, избыток которого также приводит к нарушениям психического состояния. Есть предположение, что на вероятность депрессии также влияет уровень мелатонина.
Какие дети наиболее подвержены депрессии:
- недоношенные;
- с врожденными пороками развития, аномалиями центральной нервной системы;
- страдающие неврозом;
- тяжело адаптирующиеся в новых обстоятельствах и условиях;
- склонные к страхам, тревожные, ранимые;
- интроверты.
Признаки и симптомы
Дети еще не умеют оценивать свои эмоции объективно, а потому им самим бывает очень сложно сформулировать и дать понять родителям, что с ними происходит. Симптомы детской депрессии поэтому называют замаскированными. Но это не значит, что внимательная мама не разглядит их, если захочет. Дело в том, что депрессия на психическом уровне часто проявляется соматическими болями на телесном уровне, и именно такие боли (которые не имеют медицинских причин и объяснений) должны стать важным тревожным признаком.
Если речь о детях маленьких, стоит обратить внимание на повышенную тревожность, она почти не проходит. У ребенка с депрессией обычно нарушается сон, неважный аппетит, недостаток веса, часто наблюдаются расстройства дефекации (то поносы, то запоры), сердце бьется учащенно. Малыш жалуется на боль то тут, то там, но обследования не показывают каких-то нарушений в работе органов и систем. Малыши не обманывают, не придумывают – они действительно испытывают психосоматические боли.
Малыши неохотно идут в садик, без энтузиазма относятся к идее мамы сходить в выходной в парк или зоопарк. Они как бы равнодушны, внешне спокойны, но и радость у них вызвать очень сложно.
Младшие школьники начинают заострять внимание на своем странном состоянии, могут придумать себе болезни. Тревожность усиливается. Если у взрослых депрессия проявляется в основном в утреннее время и повторяется изо дня в день, то у детей обычно симптомы снижения настроения наблюдаются к вечеру. Такого ребенка сложно заинтересовать.
Подростки в депрессии утрачивают способность радоваться даже любимым вещам – музыке, сладостям, друзьям. Могут перестать следить за собой, соблюдать гигиенические нормы, они не хотят общаться, замыкаются в себе, не верят в свои силы, страдают низкой самооценкой, не имеют мотивации. Подростковая депрессия существенно повышает фактор суицидального риска.
Отличительный признак клинической депрессии – ее систематичность. То есть эпизоды снижения настроения повторяются каждый день или почти каждый день на протяжении не менее трех недель.
На фоне депрессии дети часто испытывают самые разнообразные страхи, которые растут вместе с ними и при отсутствии своевременной помощи могут привести к формированию стойких фобий и панических атак.
Как помочь и что делать?
Если вы заметили у ребенка признаки депрессии, не стоит уповать на собственные познания детской психологии, а также на всезнающий интернет – выйти из депрессии самостоятельно даже для взрослых задача очень тяжелая. Малыша или подростка обязательно нужно показать врачам – педиатру, неврологу, психиатру. Только эти специалисты смогут выяснить, есть ли депрессия на самом деле, какая она, насколько она тяжела и как лечиться.
Основными методами лечения являются психотерапия и медикаментозная поддержка при необходимости. Вывести ребенка из этого состояния поможет комплексный подход и терпение – лечение может быть длительным.
Для изменения биохимического депрессивного фона используют специальные препараты – антидепрессанты. Психотерапевт или психолог помогают ребенку научиться проговаривать свои эмоции, не держать их в себе, также применяется релаксационная терапия – массаж, плавание. Малышам показана арттерапия, игровая терапия.
Большое значение имеет коррекция семейных отношений. Помочь ребенку выйти из депрессии – это означает устранить все факторы риска, которые могут влиять на ее развитие и поддержание.
К сожалению, даже при правильном лечении до 25% детей потом испытывают рецидивы психического нарушения уже в течение года. В течение двух лет до 40% ребят снова страдают депрессией, в течение 5 лет с рецидивом сталкиваются до 70% детей и подростков. До 30% ребят вырастают во взрослых с биполярным расстройством личности.
А потому очень важно озадачиться вопросами профилактики рецидивов, в связи с чем родителям бывает необходимо устранить все семейные недоразумения, создать благоприятный и доверительный климат, заручиться поддержкой детского психолога, который в любой неприятной ситуации сможет своевременно помочь ребенку, не допуская повторения болезни.
О депрессии у детей и подростков смотрите в следующем видео.
Источник
Но сын постоянно грустит. Ему ничего не надо, ничто не может его увлечь.
Важно понять, носит это явление постоянный или временный характер. Кроме того, надо различать грусть и депрессию. Грусть кратковременна, поэтому бороться с ней легче. Депрессивный человек выходит из подавленного состояния тяжело и долго. Если бывают периоды подъема настроения, а затем длительные периоды спада и это продолжается не менее шести месяцев, необходима помощь врача.
Что делать сейчас:
1 Ежедневно проводите с ребенком хотя бы по 15 минут наедине. Лучше, если будет выделено «папино» и «мамино» время. Важно, чтобы ребенок понял: вы всегда готовы его выслушать, не будете его осуждать.
2 Не думайте, что вы лучше ребенка знаете, что он чувствует. Отнеситесь к его тревогам и страхам серьезно, уважайте и цените искренность в отношениях.
3 Лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» по-прежнему актуален. Займитесь с ребенком спортом, это укрепит его физическое и психическое здоровье. Если организм ослаблен, начните с ежедневных прогулок по парку или походов в бассейн.
4 Следите за питанием – бороться с депрессией помогают яркие фрукты и овощи (апельсины, бананы, морковь, свекла). Зимой принимайте витамины и солнечные ванны.
5 Старайтесь вносить в повседневную жизнь элементы праздника. Дарите друг другу подарки, приглашайте гостей, слушайте веселую музыку, устраивайте совместные шуточные состязания и т. д.
6 Ограничьте просмотр телевизора, следите за литературными пристрастиями ребенка. Обратите внимание на интерьер его комнаты. Все, что окружает малыша, должно настраивать на веселый лад.
МОЯ ДОЧКА НИ С КЕМ НЕ ДРУЖИТ
МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ
• Разрешите ребенку в праздничные дни нарушать правила. На то и праздники, чтобы поступать не так, как «надо», а так, как «хочется».
• Необходимо отличать замкнутого ребенка от застенчивого. Застенчивый малыш знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый кроха не хочет и не знает, как общаться. Застенчивого ребенка надо учить общаться, а в замкнутом прежде всего будить желание делать это, и лишь потом учить.
В Моя дочка мало общается с другими детьми, гуляет сама по себе. Иногда кажется, что ей просто никто не нужен. Привычка замыкаться в себе есть и у мужа. Может, это наследственное? Можно ли сделать ребенка общительным и нужно ли это?
Человек развивается в общении!
Наибольших успехов он достигает, когда действует совместно с другими людьми, когда соединяет свои усилия с усилиями окружающих. Постарайтесь развить навыки общения.
• Личный пример. Расширяйте круг общения. Ходите в гости, приглашайте друзей к себе, собирайтесь вместе для проведения совместного досуга.
• Показывайте ребенку пример взаимодействия с незнакомыми людьми. Ходите вместе туда, где бывает много посетителей: в магазин, в библиотеку, в цирк или кукольный театр. Подчеркивайте полезность общения, рассказывайте, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с окружающими.
• Если малыш не идет на контакт со сверстниками, познакомьте его с детьми младшего возраста.
• Чтобы преодолеть барьер, чаще разговаривайте с ребенком, говори- те ему, как вы его любите, как он вам нужен. Обычно замкнутые дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей.
Наталья Барложецкая
Проконсультироваться с психологом вы можете здесь.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Психические расстройства, согласно статистике, молодеют с каждым годом. Специалисты с тревогой говорят об общей невротизации населения почти всего земного шара. Современному ребёнку приходится жить в постоянном информационном потоке, испытывать запредельные нагрузки в школе, не видеть целыми днями родителей, пропадающих на работе. Неудивительно, что многие из них оказываются в тисках стресса.
В середине прошлого века даже не задавались вопросом, бывает ли депрессия у детей, считая данное психоэмоциональное заболевание сугубо взрослой проблемой. Однако в начале 90-х XX в. многие психотерапевты выступили с заявлением о том, что ей подвержены подростки в силу своего возраста. Сейчас такой диагноз ставится даже дошкольникам, и это уже ни у кого не вызывает удивления.
Причины
Существует огромное количество факторов, на фоне которых у детей развивается депрессия. Наиболее чувствительным бывает достаточно одного из них, чтобы впасть в отчаяние. Но в большинстве случаев давление оказывает сразу несколько. Для эффективного лечения необходимо выяснить, какие причины запустили этот механизм, чтобы по возможности устранить их.
Семейные проблемы:
- развод родителей;
- постоянные ссоры, скандалы, драки;
- непонимание, отсутствие поддержки;
- недостаток внимания, любви, заботы;
- авторитарный стиль воспитания, слишком жёсткие наказания, завышенные требования;
- давление, насилие (моральное и физическое) со стороны одного из родственников;
- появление второго ребёнка — детская ревность;
- смерть кого-нибудь из семьи.
Трудности в школе:
- неспособность освоить школьный материал;
- чрезмерные нагрузки (физические и эмоциональные);
- синдром отличника;
- неприемлемость личности или стиля преподавания учителя;
- ситуации несправедливости;
- школьная дезадаптация;
- переход в новую школу.
Межличностные конфликты:
- буллинг;
- конфликты с одноклассниками / родственниками / противоположным полом;
- отсутствие друзей, одиночество;
- несчастная любовь;
- предательство близкого человека;
- сложности в заведении новых знакомств;
- социальная дезадаптация.
Внутреннее состояние:
- низкая самооценка, многочисленные внутренние комплексы;
- расстройства пищевого поведения;
- чрезмерная эмоциональность, ранимость, чувствительность;
- слишком болезненная реакция на всё происходящее;
- постоянное чувство вины за какой-то поступок;
- склонность к суициду;
- панические атаки, ночные кошмары;
- аутизм.
Причиной может стать серьёзная или длительная болезнь. Сильные боли, постоянная госпитализация, ограничения в движении (постельный режим), общении (при инфекциях) и еде подавляют и угнетают.
Современная детская депрессия обусловлена также теми стремительными изменениями, которые происходят в мире и за которыми ребёнок иногда просто не успевает. Постоянный информационный поток, соцсети, слишком резкое расслоение общества, войны, теракты, неформальные группировки — все эти факторы оказывают непосредственное влияние на ещё не окрепшую психику и пока не сформировавшуюся личность. Родители не всегда в состоянии взять данный процесс под контроль, так как большинство из них практически живёт на работе 7 дней в неделю и 24 часа в сутки.
Вот и оказывается, что сначала в школе ребёнок получает определённый пласт стресса: учитель накричал и поставил «двойку», одноклассник обозвал, задали много уроков. Потом приходит домой — там на него сваливается очередная масса переживаний: родители тоже накричали, наказали за «двойку», лишили компьютера, да ещё и сами между собой поругались. Домашние задания сделать не успел, а уже надо на секцию бежать. Там свои проблемы: на соревнования не взяли, показатели снизились, тренер наседает…
Для большинства современных детей каждый день — один сплошной стресс с утра до вечера. Только одних спасает любящая семья и понимающие родители, у других есть друзья, третьим повезло с учителем. Но есть и такие, кто под прессом всех этих переживаний впадает в депрессию и нуждается в помощи взрослых.
Симптомы
Как понять, что у ребёнка депрессия, а не просто плохое настроение? Действительно, данное расстройство коварно и может длительное время маскироваться под обычную усталость. Тем внимательнее должны быть родители, чтобы своевременно распознать симптомы и обратиться за помощью к специалисту.
Каждый ребёнок — индивидуален. Кто-то умело скрывает свои истинные чувства и нарочито улыбается, хотя в душе страдает. Другие, напротив, утрируют каждое своё переживание и доводят проблемную ситуацию чуть ли не до суицида. Поэтому родителям нужно внимательно присматриваться к новым паттернам поведения сына или дочери.
Типичные признаки детской депрессии можно разделить на несколько блоков.
Со стороны психики:
- закрывается у себя в комнате;
- ни с кем не хочет общаться;
- большую часть времени лежит, уставившись в потолок (может слушать музыку);
- не ходит гулять;
- хуже учится, чем раньше;
- отказывается от совместных семейных мероприятий, избегает участия в школьных делах;
- плачет без видимых причин (особенно в маленьком возрасте и девочки);
- становится неряшливым;
- не радуется элементарным бытовым ситуациям (купили обновку, поставили пятёрку, сделали подарок, поехали в путешествие).
У такого ребёнка налицо апатия, равнодушие, безынициативность, вялость и уныние. Он находится в глубоко подавленном и гнетущем состоянии.
Когнитивные функции тоже оказываются уязвимыми. Чаще всего пропадает познавательная мотивация, снижается концентрация внимания и умственные способности, ухудшается память. Это приводит к плохим оценкам в школе, даже если до этого проблем с учёбой не возникало.
Со стороны физиологии:
- потеря аппетита;
- головные боли;
- нарушения сна;
- похудение;
- гипотония;
- заторможенность в движениях, судороги в мышцах, слабость в конечностях, подёргивание века;
- жалобы на боли в области сердца.
В состоянии депрессии дети по-разному могут реагировать на окружающих. Кто-то злится и раздражается по мелочам, психует, плачет, швыряет вещи, кричит, чтобы его все оставили в покое. Другие могут делать вид, что вообще никого и ничего вокруг не замечают: не откликаются на просьбы, не отвечают на вопросы, не поддерживают беседу. Могут демонстративно отворачиваться к стенке или уходить из комнаты, когда кто-то к ним обращается.
Распознавание депрессии ложиться на плечи родителей и учителей. Чем раньше они поймут, что с ребёнком не всё в порядке, тем своевременнее ему будет оказана квалифицированная помощь.
Классификация
Проблема
Нозологические классификации депрессий в детском возрасте, согласно МКБ-10 и DSM-III (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), демонстрируют лишь попытку выделить какие-то конкретные синдромы, специфические исключительно для детей и не характерные для взрослых.
Например, в МКБ-10 эмоциональные детские нарушения указаны под отдельным шифром F-93 как самостоятельные. Это должно значить, что полной преемственности между депрессиями в детском и зрелом возрасте не существует. Но в дальнейшей классификации для взрослых можно найти ссылки на то, что некоторые расстройства впервые диагностируются ещё в детстве. Например, это прописано для депрессивных эпизодов (F-31) и дистимии (F-34).
Классификация DSM-III-R и вовсе использует одинаковые критерии депрессии для любого возраста с незначительными коррективами относительно стадий развитий.
Поэтому в современной психиатрии проблема классификации депрессий в детском возрасте актуальна. Специалисты настаивают на том, что нужно разработать её отдельно от той, что сейчас используется на практике и рассчитана преимущественно на взрослых. Но, пока её не создали, приходится ориентироваться на те виды, которые прописаны в МКБ-10 и DSM-III.
Классификации
Простые и сложные
Простые:
- меланхолическая (тоскливая) — подавленное настроение и гнетущая тоска;
- тревожная — двигательное возбуждение и повышенная тревога;
- адинамическая — упадок сил и мышечная слабость;
- апатическая — отсутствие стремления к деятельности.
Сложные:
- сенесто-ипохондрическая — жалобы на болезненные ощущения в теле;
- депрессия с бредом и галлюцинациями.
Эндогенные и экзогенные
Эндогенные развиваются на фоне внутренних заболеваний (у малышей чаще всего — физических, в более старшем возрасте — психических).
Экзогенные — следствие внешних факторов.
По степени проявления
- Лёгкая;
- умеренная;
- тяжёлая.
По МКБ-10
Общая классификация:
- депрессивный эпизод — плохое настроение, отсутствие активности, нарушения сна;
- рекуррентная (повторяющаяся) — периодическое повторение депрессивных эпизодов, на фоне типичных симптомов наблюдается снижение когнитивных способностей;
- биполярная — резкая смена настроений;
- циклотимия — более мягкая смена настроений, чем при биполярном расстройстве;
- дистимия — плохое настроение становится устойчивым паттерном поведения и воспринимается как особенность характера.
Классификация сугубо детских депрессий:
- тревожное расстройство, вызванное разлукой;
- фобическое, обусловленное навязчивыми страхами;
- социальное, развивающееся на фоне межличностных конфликтов и одиночества;
- расстройство сиблингового соперничества из-за рождения второго ребёнка;
- другие эмоциональные расстройства;
- неуточнённые эмоциональные расстройства.
При уточнении диагноза и назначении лечения психотерапевты учитывают все вышеперечисленные классификации.
Возрастные особенности
У детей дошкольного возраста
- До 3 лет
Причины: врождённые заболевания, кризис 3 лет. Проявления: капризность, плаксивость, нарушения сна, отсутствие аппетита.
- 4-5 лет
Причины: нехватка родительского внимания, неудачные попытки самоутвердиться, необходимость посещения детского сада. Проявления: непослушность, чрезмерная самостоятельность, плаксивость, агрессивность, истерики.
У детей школьного возраста
- 6-7 лет
Причины: школьная дезадаптация, проблемы в общении с учителем или одноклассниками, психотравмирующие ситуации в семье. Проявления: уныние, тревога, замкнутость, печаль, потеря удовольствия от игр и подарков.
- 8-9 лет
Причины: чаще всего семейные, так как к этому возрасту большинство пар принимает решение развестись или родить второго ребёнка. И то, и другое может стать фактором, спровоцировавшим депрессию. Проявления: утрата общительности, активности, приветливости, склонность к одиночеству, агрессия по отношению к родителям или младшему брату (сестре).
- 10-11 лет
Причины: начало переходного возраста, социальная дезадаптация, проблемы с учителями или ровесниками. Проявления: потеря интереса к играм и общению, ожирение (или похудение), ночные кошмары, навязчивые страхи, замкнутость, снижение познавательных способностей — проблемы в учёбе.
- Подростки
Если у детей младшего школьного возраста депрессия протекает явно, обусловлена причинами, лежащими на поверхности, и относительно быстро лечится, то с подростками всё гораздо сложнее. Провоцирующие факторы выяснить достаточно трудно из-за их скрытности и недоверия. Проблему усугубляет пубертатный период с кризисом, проявления которого во многом пересекаются с симптомами депрессивного расстройства. Но самое страшное — в этом возрасте оно может закончиться суицидом. Поэтому родителям нужно быть вдвойне внимательными.
Диагностика
При подозрении на депрессию родители должны обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Для уточнения диагноза придётся пройти не одно обследование:
- педиатр: осмотр, опрос, анализы — для исключения соматических заболеваний;
- узкие специалисты (эндокринологи, гастроэнтерологи, дерматологи, кардиологи и др.): клинические, лабораторные, инструментальные исследования — для подтверждения выводов педиатра;
- невролог: УЗИ, ЭЭГ, МРТ — для определения физиологических факторов;
- клинический психолог или психотерапевт.
В психотерапии существуют различные методы диагностики детских депрессий:
- методики «Моя семья», «Дом-дерево-человек»;
- тест фрустрации Розенцвейга;
- опросник Бека;
- тест Зунга;
- диагностические критерии Смулевича;
- цветовой тест Люшера;
- CDI — шкала (опросник) Ковач.
Данные диагностические методы позволяют выяснить не только глубину депрессивного состояния ребёнка, но и возможные причины.
Лечение
Если психотерапевт подтверждает диагноз, что у ребёнка депрессивное расстройство, он назначает комплексное лечение и консультирует родителей, что делать им.
Медикаментозное лечение
При депрессии обычно назначаются антидепрессанты для детей и подростков. Они обезболивают, успокаивают, сглаживают фобии и панические атаки. Что могут прописать:
- Адаптол;
- Тенотен;
- Флуоксетин;
- Сертралин;
- Пароксетин;
- Флувоксамин;
- Глицин;
- Деприм (с 12 лет);
- Ново-пассит (с 12 лет).
При тяжёлой депрессии назначаются Амитриптилин, Азафен, Пиразидол, но только в условиях стационара под строгим контролем врача. Могут быть рекомендованы также успокаивающие чаи на травах и ароматерапия (при отсутствии аллергии на запахи).
Психотерапия
Помогают вывести ребёнка из депрессии различные психотерапевтические направления:
- когнитивно-бихевиоральная терапия, использующая в лечении методы расслабления — дыхательные гимнастики, проективные техники, игротерапию;
- арт-терапия — абсолютно все её виды идеально подходят для лечения детской депрессии;
- телесно-ориентированная терапия устраняет мышечные зажимы;
- символдрама помогает в решении проблем, ставших причиной расстройства;
- семейная психотерапия восстанавливает гармонию между членами семьи.
Лечение проводится амбулаторно. Стационарный режим требуется лишь при тяжёлой форме расстройства, когда были попытки суицида или психотические эпизоды.
В ряде случае родители прибегают к альтернативным методам лечения: рефлексотерапии и пет-терапии (общение с животными).
Рекомендации родителям
Как могут родители помочь ребёнку выйти из депрессии?
- Окружить вниманием и заботой, но не навязываться.
- Чаще разговаривать по душам.
- Обеспечить максимум положительных эмоций. Ездить в путешествия, гулять по магазинам.
- Не повышать голос, исключить ссоры и скандалы. Атмосфера в семье должна быть благоприятной.
- Обеспечить сбалансированное питание. Готовить то, что он любит. Не предлагать полезные, но не слишком вкусные блюда.
- Проследить, чтобы он ежедневно находился на свежем воздухе не менее часа.
- Нужно чем-то занять ребёнка, чтобы отвлечь от переживаний. Попросить помощь по дому, уехать в поход, отправиться в лес за грибами и т. д.
- Хорошо снимают напряжение и увеличивают выработку серотонина занятия спортом.
- Не ставить перед ним сверхзадач, снизить планку требований. Следить, чтобы не было переутомления.
- Оказывать психологическую поддержку и сочувствие.
Не нужно наивно верить в то, что депрессия — удел взрослых. Современный ребёнок, вынужденный жить в виртуально-информационном поле, оказывается беззащитным перед многочисленными стрессовыми факторами, подстерегающими на каждом шагу. Раньше, когда большинство родителей работали 6 дней в неделю с законным выходным и имели 8-часовой рабочий день, напряжение снималось уютной домашней атмосферой и совместным времяпрепровождением. Сейчас многие семьи трудно назвать спасительным кругом — дети остаются наедине со своими переживаниями, которые в итоге заканчиваются серьёзными психоэмоциональными расстройствами.
Вам также может быть интересно:
Источник