Ребенок 5 лет боится оставаться один в комнате что делать
Если вас волнует, почему ребёнок боится оставаться в комнате и дома один, очень важно разобраться в причинах подобного состояния. В зависимости от возраста малыша, подберите подходящий способ выявления источника тревожности.
Ваши действия должны быть направлены на корректировку собственного поведения и помощь маленькому члену семьи безболезненно справиться со страхом. Из представленных рекомендаций составьте индивидуальный план мероприятий по нейтрализации испуга, сообразно с особенностями вашей семьи и ребёнка.
Причины возникновения страха
Детские страхи — распространённое явление, основанное на незрелости психики ребёнка. Если вы обнаружили у своего малыша повышенную тревожность при оставлении дома одного, не игнорируйте эту проблему, обязательно найдите причину и помогите ему преодолеть фобию.
Почему ребёнок боится оставаться дома один? Разбираемся в причинах:
- Запугивание детей родителями. Даже невзначай оброненная вами фраза про бабайку, которая укусит за плохое поведение или отказ от пищи, может запомниться ребенку надолго и мучить его;
Внимание! Помните, у детей очень развито воображение, поэтому будьте осторожны в своих словах.
- Страх потерять маму с папой может присутствовать у особо чувствительных детей, сильно привязанных к своим родителям;
- Перенесённый стресс в школе или во дворе с друзьями;
- Испуг может сформироваться вследствие участия или увиденного пожара, аварии, потопа и других чрезвычайных ситуаций как в реальности, так и по телевизору;
Важно! Для сохранения психического здоровья малыша ограничьте просмотр телевизионных передач, игр в телефоне и компьютере.
- Заболевания нервной системы;
- Пережитые психологические травмы от значительных (насилие) до бытовых (укус животного);
- Страшные сны (актуальная статья: Ребенку снятся кошмары>>>);
Выяснить какая именно причина вызывает страх у малыша можно при помощи:
- Беседы;
- Рисования и лепки;
- Игры.
Иногда достаточно тёплой доверительной беседы, чтобы понять, почему ребёнок боится оставаться один в комнате. Возможно, ваше чадо слишком застенчиво или не может адекватно объяснить словами, чего он боится. Попробуйте надёжный метод рисования или лепки. Попросите ребёнка изобразить то, что его пугает.
Важным условием является — не вмешиваться в творческий процесс. Когда будет готово, вместе с малышом разорвите или сломайте предмет, разъясняя при этом ему, что таким образом мы уничтожили сам страх.
Если первые два способа не помогут, попробуйте смоделировать похожую ситуацию в игре, в которой дети легко выражают свои эмоции, страхи.
Выяснив причину фобии, для начала попробуйте самостоятельно избавиться от неё, не вовлекая посторонних людей, чтобы не смущать сына или дочь чужими лицами. Если источник страха серьёзный, например, насилие, или вы сделали всё, что могли со своей стороны, то смело обращайтесь к профессиональной помощи.
Возрастные особенности страха
Проблема, связанная с боязнью детей оставаться дома без родителей, не может возникнуть в период младшего возраста, в силу того, что разумная мама никогда не оставит малыша одного.
Важно! Пробовать оставлять ребёнка одного начинайте только после 6 – летнего возраста, а возможно и позже, учитывая индивидуальные особенности.
- Готовность остаться одному малыш может выразить и в 5 лет, не игнорируйте его желание, воспользуйтесь шансом. Дети все разные, у одних навык к самостоятельности созревает раньше, у других – позже. Этот возраст характерен сформировавшимися представлениями о безопасности, ребёнок уже отличает своих от чужих;
- Начните оставлять с минимального времени, наблюдая за его состоянием, но не злоупотребляйте, помните, умеренность и постепенность стоят на первом месте;
- Если ребёнок в 8 лет боится оставаться один, несмотря на то, что он уже достаточно большой, не стоит кричать, позорить, называть трусом, для начала, разберитесь в проблеме. В таком возрасте дети уже самостоятельны и любой страх должен насторожить вас.
Предложите ему завести питомца, за которого малыш будет нести ответственность. Забота о животных поможет малышу переключиться со своих проблем на нужды более беззащитного существа и не заметить вашего временного отсутствия.
Ребёнок будет воспринимать себя более взрослым, раз ему доверили жизнь и здоровье маленького друга. Если это не поможет, попробуйте рекомендации, изложенные дальше.
Советы психолога как справиться
К детским страхам любого возраста относитесь со всем вниманием и серьёзностью. Не закрывайте глаза на проблему, не считайте её капризом, а обязательно побеседуйте с малышом, пытаясь выяснить причину тревожности. Возможно, проговорив своё затруднение, ваш ребенок уже преодолеет часть своего испуга. Убедите его, что непременно поможете справиться с возникшей сложностью.
Если ваш ребёнок боится оставаться один, что делать в такой ситуации?
- Для начала попробуйте оставлять на 15–20 минут, постепенно прибавляя время;
- Обязательно расскажите малышу, куда и зачем вы уходите, когда вернётесь, а также о возможных задержках. Обговорите время звонка и тактику его поведения при условии опоздания родителей;
- Дайте ребёнку интересное задание на время вашего отсутствия: почитать любимую книгу, поиграть во что-то увлекательное;
- Не обсуждайте страхи малыша в его присутствии с близкими и знакомыми;
- Обеспечьте ребёнка телефоном, научив его пользоваться им. Это поможет всегда поддерживать связь, и чадо не будет ощущать себя покинутым;
- Возвращаясь домой, прихватите для малыша маленький подарок или сладость, так у ребенка появится уверенность, что его помнят и любят;
- Перед тем, как уходить, непременно проведите инструктаж (и не один раз!) по правилам поведения: дверь никому не открывать, спичками не играть, научите пользоваться бытовой техникой, газом, электричеством, объясните, как действовать в случае пожара, потопа, стуков в дверь, снабдите телефонами экстренных служб;
- Расскажите, как справляться с замками, домофоном, чтобы он сам мог закрыться или открыться в случае необходимости;
- Оградите от просмотра криминала, боевиков, федеральных новостей. Неокрепшая чувствительная психика детей очень страдает от обилия ужасов, транслируемых по телевидению;
- Не оставляйте малыша в тёмное время суток, а ещё хуже: на ночь. Попросите кого-нибудь присмотреть за ним в то время, пока вас не будет дома;
- Не устраивайте ссор, драк, громкого выяснения отношений при своём ребенке. Это только усугубит его состояние;
- При страхе смерти, важно объяснить ребёнку, что и в этом случае, жизнь человеческая продолжается, только в другом виде.
Важно! На время своего отсутствия обеспечьте безопасность ребенка дома и внушите ему, что нет основания бояться находиться в квартире одному.
Больше всего малыша пугает неизвестность. Если вы снабдите его всей необходимой информацией и нужными предметами, разъясните как правильно действовать в различных ситуациях, страх может уйти сам.
Ситуация, когда ребёнок боится оставаться без мамы характерна больше для детей младшего возраста. Примерно с 3 лет нормально развитый малыш вполне способен находиться некоторое время без родителей. Если вы заметили патологическую привязанность чада к маме, причём доходящую до абсурда (не даёт выйти в другую комнату или туалет). Здесь возможны две причины сложившегося положения:
- Мама слишком тревожна за малыша, не доверяет его близким людям, внутренне считает, что другие хуже заботятся о его нуждах. Ребёнок реагирует на подобное состояние матери и прилепляется к ней ещё больше;
- Особенности склада психики маленького человечка. Чрезвычайно подвержены привязанности к матери дети меланхолики, с ранимой и возбудимой нервной организацией (читайте статью: Воспитание ребенка-меланхолика>>>). Дети с другим типом темперамента тоже могут бояться потерять маму из вида. В этом случае, скорее всего, в малыша не вложили базовое чувство доверия к миру и окружающим.
Привязка к маме у детей, как правило, с возрастом проходит, но при условии правильного поведения родителей и знания особенностей развития вашего чада.
Когда ребёнок в 7 лет боится оставаться один в квартире или комнате, попробуйте для начала ласково и спокойно поговорить с ним, пытаясь выяснить причину. Если малыш поделится с вами, то внушайте ему, что оснований для страха нет. Беседы должны стать регулярными, дети — доверчивый народ, для большинства из них родители имеют авторитет, поэтому со временем вы обязательно справитесь со сложностью.
Внимание! Никогда не оставляйте ребёнка одного, против его желания или в наказание — это страшный удар по психическому здоровью.
Уделяя достаточное время своему малышу, проводя с ним регулярные беседы, узнавая о его чувствах, переживаниях вы будете заранее осведомлены о страхах ребёнка, и, соответственно, у вас будет возможность вовремя принять меры по решению проблемы.
Читайте также:
- Как заставить ребенка слушаться?
- Ребенок боится врачей
- Как правильно гулять с ребенком?
Источник
Сегодня продолжаем отвечать на вопросы из прошедшего ранее опроса.
Моему сыну скоро 5 лет, он боится оставаться в комнате один, и в туалет он ходит только со мной. Спит вместе с нами с рождения, отдельно отказывается. Зато на улице может спокойно гулять без меня, любит заводить друзей, гордится, что они у него есть. Все это продолжается уже 2,5 года. Резеда
Здравствуйте, Резеда.
Спасибо за ваш вопрос! Для начала необходимо прояснить несколько моментов:
- Какие сейчас имеются в семье установки на сон вашего ребенка? Считаете ли вы необходимым продолжать совместный сон (и до какого возраста) или уже пытаетесь решить вопрос отселения сына в свою кроватку?
- Какую позицию занимает муж в этом вопросе?
- Как относитесь к страхам ребенка и что уже пытались сделать?
От ответов на эти вопросы зависит ваша дальнейшая тактика.
Поскольку у нас в ограниченной статье нет возможности полностью провести консультационную диагностику и, соответственно, наметить пути коррекции (просто не тот формат), я пока напишу предположения.
Что касается страхов — возможны следующие причины:
— естественные (возрастные) страхи, например, в возрасте от 3 до 5 лет часто возникают страхи одиночества, замкнутого пространства и они обычно проходят, если родители сумели построить правильное общение с малышом.
— в прошлом была пугающая ситуация, в которой сын почувствовал себя беззащитным. Это могло быть неожиданное одиночество (например, выпустил маму из поля зрения и потерял ее, остался с незнакомым взрослым на несколько часов, его обидел кто-то из сверстников и т.п.). Этот страх укрепился и, возможно, получил свое подтверждение в каких-то похожих ситуациях (не дозвался мамы из другой комнаты, вспомнил, что ему было страшно в тот момент, как потерялся, услышал громкий пугающий лай и — готово, страх подрос на фоне нервозности).
— гиперопека родителей, предупреждающая его попытки что-то делать самому те вещи, которые пока еще плохо получаются (рождение у сына неуверенности в своих возможностях).
— в семье основной лидер — мама, а не папа. Мальчик в этом возрасте на бессознательном уровне ищет отождествления себя с мужским примером, но если папы в его жизни мало (редко общается, редко поощряет на достижения, мало играет и остается с ним вдвоем), тогда может ощущаться нехватка опоры на примеры мужской независимости, самостоятельности и смелости.
— сон: сильная зависимость от мамы с рождения не позволяет ребенку сформировать навык самостоятельного сна, плюс страхи отдельного пребывания в комнате (ребенок держится за привычные условия засыпания, не может психологически повзрослеть, использует детские модели поведения, присущие более младшему возрасту).
Более точные причины данного поведения можно выявить в ходе беседы.
Поскольку основную среду, в которой растет ребенок, создают сами родители, то здесь мы сталкиваемся с их жизненными установками, которые предопределяют их позиции по разным вопросам, начиная от взглядов на семью, взаимоотношений друг с другом, и заканчивая воспитанием деток.
Поэтому я в самом начале этой статьи задала эти три вопроса.
Справиться с возрастными страхами можно несколькими способами:
- Создать доброжелательную обстановку в семье (тревожность и страхи могут неосознанно внушаться самими родителями, когда они обеспокоены какими-то своими проблемами, а ребенок просто зеркалирует их).
- Иметь доверительное общение с малышом: исключите любые формы запугивания «дяденьками», «Кащеями» и прочей нечистью из сказок, подбирайте литературу соответственно возрасту и внимательно дозируйте телепередачи. Больше прислушивайтесь к словам сына, задавайте вопросы, подтверждайте, что он в безопасности не только словами, но и практическими действиями, например, побрызгать «волшебным спреем», который разгоняет страшилки в комнате, соорудить с сыном укромные уголочки-домики, где можно посидеть и ничего не бояться, обыграть страхи на игрушках, также полезно нарисовать красками свои страхи и порвать/сжечь.
- Игры в прятки и жмурки помогут малышу освоиться в пространстве и расширить свою зону пребывания в замкнутой системе (кладовые, шкафы, под кроватями, под столом, в углу, в любом укрытии и т.п.)
В каждой из названных выше предположений, откуда страхи, есть свой путь разрешения проблемы. Но если имеет место несколько — причин, проблему нужно решать комплексно на индивидуальной консультации. Если хотите проработать все эти проблемы, рекомендую записаться на консультацию здесь, выбрав удобный формат.
——————
Для справки:
Навык самостоятельного засыпания у деток не возникает сам собой и не автоматизирован, как умение сосать. Это не врожденный рефлекс, о чем родители часто забывают. И когда уже имеют крошку на руках, обнаруживают, что проще всего уложить рядом с собой. Так совместный сон, как путь наименьшего сопротивления без обучения, может незаметно продлиться годы.
На самом деле спать самостоятельно — это такой же приобретенный навык, как и умение кушать из ложечки. Этому навыку спать дети учатся с рождения, если родители создают оптимальную обстановку, которая помогает малышу понимать: «да, это приятно, я могу это делать — засыпать и спать САМ».
Нужно помнить, что совместный/раздельный сон — это выбор родителей. Он также может обуславливаться самочувствием мамы, тем, как прошли роды, здоров ли малыш, готовы ли родители психологически зрело относиться к малышу.
В каждой семье могут быть свои установки на то, спать ли вместе или же лучше спать отдельно. В каждом случае родители делают свой выбор и в каждом случае они должны быть готовы к последствиям.
Можно спать вместе с новорожденным первые 1-3 месяца, помогая ему адаптироваться к внешнему миру и легко перевести его в отдельную кроватку, чтобы он спал уже самостоятельно. Очень многие проблемы отпадают сами собой.
Можно дожидаться до 1,5 лет, тогда отселение пойдет уже сложнее (помните силу привычки + кризисы возраста, когда ребенок порой не понимает, чего он хочет или не хочет, он полон противоречия).
Или спать вместе вплоть до 5 лет, как в примере (привычка еще сильнее + осложнение в виде страха). Сейчас ребенку еще труднее расстаться с привычным комфортом и страшит предстоящая самостоятельность.
Перевод подросшего ребенка в отдельную кровать нужно готовить плавно и постепенно. Сначала формируем моральную готовность, затем приучаем физически осваивать новое место сна.
Отдельная тема — это становление половой идентификации самого себя у мальчиков в 4-5 лет. Это критический возраст является еще одной важной причиной, чтобы отказаться от совместного сна с мамой в пользу раздельного сна.
В любом случае все вопросы решаемы, просто в зависимости от возраста малыша и условий его жизни, процесс решения может быть или достаточно быстрым или постепенным.
—————
Дорогие мамы, папы и бабушки, если вас волнуют вопросы налаживания сна малыша в возрасте от рождения и до 3-5 лет — изучите подробный курс «Сладкий сон вашего ребенка«, семинары «Как молодой маме обойти подводные камни в попытках уложить ребенка спать«.
Если же вам необходимо консультационное сопровождение психолога в течение недели или месяца — выбирайте здесь нужный формат работы. Это поможет вам подобрать персональный подход к своему ребенку с учетом сложившейся ситуации и быстрее достичь результата.
Источник
Проблема детских страхов, к сожалению, не понаслышке знакома многим родителям. По мнению психологов, одной из распространенных фобий является боязнь оставаться в комнате или помещении одному.
Почему ребенок вдруг стал бояться оставаться один
Детские фобии – распространенное явление. Предпосылкой является несформированная психика. Именно поэтому детские страхи не являются патологией. Это возрастная особенность, которую необходимо учитывать и контролировать. Что делать если ребенок боится оставаться один дома или в комнате? Ответ на этот вопрос мы подробнее разберем в этой статье.
Разберем основные причины появления страха:
- Страшные истории, сказки, мультипликационные фильмы, персонажами которых часто пугают детей взрослые. Например, уговаривая ребенка съесть очередную порцию каши, родители пугают его бабой Ягой или Кащеем бессмертным.
- Детки с повышенным порогом эмпатии и чувствительности, испытывая особенную привязанность к родителям, могут бояться остаться без их.
- Фобия может выступать как последствие стресса, перенесенного в школе, во дворе или детском саду.
- Навязчивая боязнь смерти или темноты зачастую формируется под острым впечатлением от увиденного по телевизору страшного эпизода, пережитой в реальной жизни чрезвычайной ситуации.
- Страшные сновидения становятся частой причиной формирования устойчивого испуга.
- Патология центральной нервной системы.
- Физическое и психологическое насилие, травмы, перенесенные детками.
Страх – естественная защитная реакция организма на опасность. Для сохранения психического здоровья ребенка родителям необходимо сократить объем просматриваемых телепередач и ограничить время, проводимое в сети Интернет.
Возрастные особенности страха у детей, которые остались одни в комнате или дома
Каждому детскому возрасту свойственен страх остаться в одиночестве. Рассмотрим подробно каждый из них.
Детки в 5 лет
В 5 лет ребенок уже задумывается о смерти. Малыш, оставаясь один, понимает, что в любую минуту любимые люди могут навсегда покинуть этот мир. Большинство фобий, присущих деткам в этом возрасте, основаны на боязни смерти. Естественной частью взросления является боязнь остаться в комнате или доме одному. Ведь в это время с родителями может приключиться необратимое.
Зачастую психодиагностика не выявляет никаких патологий. Специалисты в области возрастной психологии рекомендуют мамам и папам проводить как можно больше времени со своими детками, уделять внимание задушевным беседам.
Дети в 6 лет
Боязнь смерти может со временем трансформироваться в боязнь природных стихий, катаклизмов, войны. В 6 лет дети особенно восприимчивы к глобальным потрясениям, которые круглосуточно транслируют средства массовой информации. Стресс, пережитый от увиденного по телевизору страшного эпизода, может стать причиной страха, когда малыша оставили одного в комнате.
Под впечатлением от увиденного, малыш рисует в своем воображении драматические картинки, которые пугают его еще больше. Дети в шестилетнем возрасте очень открыты и буквально впитывают всю информацию, поступающую извне. Например, узнав о вреде некоторых продуктов питания, малыш отказывается есть и ходить в туалет. Родителям стоит контролировать и строго пресекать источники негатива, которые могут уязвить неокрепшую психику, стараться не оставлять малышей одних в комнате, где включен телевизор.
Детки в 7 лет
В 7 лет ребенок часто задается вопросом о своем будущем. Его волнует собственная внешность, как он выглядит в глазах ровесников. В этом возрасте, с походом в школу, он вступает в новый жизненный период. Стресс зачастую бывает связан с новым окружением, расписанием дня, повышенной физической и психоэмоциональной нагрузкой.
Например, многие первоклассники боятся опоздать на урок, сталкиваются с непростыми взаимоотношениями в новом коллективе, насмешками одноклассников, изоляцией. Неразрешимое внутреннее беспокойство трансформируется в навязчивый страх остаться дома одному.
В семь лет ребенок озадачен настоящим и испытывает испуг перед будущим. Важно установить благоприятную домашнюю атмосферу. Наблюдая счастливых, спокойных, удовлетворенных жизнью родителей, малыш находит разрешение внутреннего конфликта и постепенно успокаивается.
Ребенку 8 лет
В процессе взросления уходят старые страхи, уступая место новым фобиям. Например, в восемь лет деток часто беспокоит положительная реакция взрослых на свое поведение.
Период начальной школы связан с беспокойством получить низкую оценку, замечание со стороны преподавателя, вовремя успеть к уроку. Напряженный график и новые обязательства становятся настоящим испытанием для психики школьника. Под влиянием психоэмоционального напряжения зачастую формируется страх остаться дома или в квартире одному.
Дети в 10 лет
Трансформация личности, протекающая в подростковом возрасте зачастую является предпосылкой для формирования тревожности. Уже в десять лет мальчик или девочка могут задаваться вопросом «кто я». Отсюда появляется страх быть не собой.
Активная гормональная перестройка организма сопровождается бурными эмоциональными реакциями. «Я странный, не такой, как все», «со мной что-то не так» — порой подобные утверждения прочно входят в повседневную реальность и существенно осложняют жизнь десятилетнего ребенка.
Как можно выяснить причину боязни?
Итак, в каждом возрасте ребенок может чувствовать внутреннее беспокойство. Воспитание инициативной, смелой, уверенной в себе личности неотъемлемо связано с преодолением страха, разрешением внутреннего конфликта. Адекватная реакция родителей на детскую фобию остаться в одиночестве позволит корректно и полностью ее устранить.
На помощь приходит доверительная беседа. Здорово, если мать или отец, в процессе дружеского разговора в ненавязчивой форме приведут примеры из собственной жизни. Необходимо проявить эмпатию, которая убедит подростка, что он не одинок в своем душевном смятении, аккуратно снимет беспокойство.
Родительский авторитет должен выражаться в уважении, а не в боязни. Благоприятная семейная атмосфера, уравновешенные и любящие отец и мать являются тем ориентиром, который поведет человека через все жизненные препятствия.
Психологи предлагают несколько действенных, проверенных опытом, способов решения проблемы.
Лепим фигурки или рисуем
Психологи рекомендуют нарисовать свой страх. Пусть малыш смело посмотрит в глаза своему врагу, вооружившись красками и карандашами. Предложите ему изобразить страх, а затем уничтожьте листок.
Действенным методом является лепка из пластилина. Проведите с сыном или дочкой несколько минут за увлекательной игрой, итогом которой будет поверженная в честной борьбе фигура, олицетворяющая страх остаться в одиночестве.
С помощью игр
Моделирование проблемных ситуаций часто применяется в психодиагностике. Поиграйте с дочкой или сыном в игру, поменявшись ролями. Внесите разнообразие в процесс с помощью игрушек. Создайте инсценированный спектакль в результате которого вы не только получите ответы на вопрос, что именно волнует малыша, но и сможете устранить проблему.
Оптимальный возраст, когда дети перестают бояться, оставшись дома одни
Детские страхи и фобии носят индивидуальный характер. Некоторые дети могут спокойно оставаться дома и в четыре года. Специалисты утверждают, что оптимальный возраст, когда ребенок спокойно переносит одиночество, начинается в семь – восемь лет.
Беспокойство, связанное с пребыванием дома одному младшему школьнику должно обратить на себя пристальное внимание. Как правило, страхи проходят со временем, но у особенно восприимчивых малышей, они могут развиваться, перерастая в невроз.
Что запрещено делать если у ребенка уже развилась фобия
Категорически запрещается действовать от противного. Укладываясь спать, рекомендуется оставить с малышом его любимую игрушку. Оставляя ребенка одного в комнате намеренно, вы усугубляете ситуацию, развиваете в нем чувство отверженности и одиночества.
Ни при каких обстоятельствах не сравнивайте своего отпрыска с другими детьми! Этим грешат многие родители, формируя в любимом чаде комплекс неполноценности.
Всем родителям важно проявлять бдительность и уделять особенное внимание детским страхам. Специалисты рекомендуют как можно чаще разговаривать с малышом, устанавливая с ним дружеские и доверительные отношения. Это позволит своевременно выявить проблему, скорректировать свое поведение.
Если вам интересны подобные статьи, вы можете посетить наш раздел о воспитании детей, там много похожего материала.
Видео о том как научить ребенка оставаться дома одному
Источник