Ребенок 5 лет бьет собаку
Фото: Legion-media.ru
Каждый ребенок уникален, и мотивы его поступков – тоже. Чтобы правильно реагировать на поведение малыша, нужно постараться понять, что им движет. Часто бывает, что кроха, желая показать, как он любит котенка, сжимает его в таких крепких объятиях, что становится страшно. Он отрывает у бабочки крылышки не для того, чтобы причинить ей боль, а чтобы посмотреть, что она теперь будет делать, как полетит? Малыши не понимают, чем щенок отличается от куклы, ими движет любопытство и непосредственность.
Как реагировать? Считается, что до трех лет кроха не умеет делать выводы и не понимает воззваний к его совести. Поэтому надо выразить свое недовольство предельно коротко и после чрезмерного активного выражения любви не разрешать малышу несколько часов прикасаться к котенку вовсе. И, разумеется, важно учить кроху обращаться с животными на собственном примере, показывая, как именно нужно держать питомца, прикасаться к нему, играть с ним.
Сигнал тревоги
Если после этого кроха не перестает мучать безобидных жучков-червячков, следует насторожиться: часто это может быть одним из видов так называемого замещения, то есть переноса действия с недоступного объекта на доступный.
Жестокий ребенок либо на самом деле болен, и пусть тогда лечат, пока на людей не перешло. Или родители так преподносят окружающий мир и живущих в нем живых существ. Тут на форуме частенько фраза проскакивает: «Моему ребенку можно все!» А потом – пнул собаку, ударил ребенка, вышвырнул из квартиры мать…
Так бывает, когда в семье возникают постоянные ссоры или родители слишком часто ругают ребенка. Рассерженный кроха может поначалу ломать ветки, срывать цветы, рвать траву. Если родители оставят такие действия без ответа, то настанет черед безобидных щенков и котят – только потому, что они не смогут за себя постоять.
Как реагировать? Поговорите с малышом, объясните ему, что собачка и бабочка – живые и им больно. Расскажите простыми словами, что если оторвать у бабочки крылышки, она не сможет летать, добывать еду и погибнет.
Мне все можно!
Если ребенок растет в атмосфере вседозволенности, это нередко ведет к агрессивному поведению. Психологически крохе комфортно тогда, когда есть четкие правила, требования и контроль за их соблюдением (разумеется, речь не идет о ситуации, когда запреты используются просто для демонстрации родительского авторитета). Модель воспитания, когда от малыша хотят, чтобы он соблюдал четкие правила поведения, необходима.
Как реагировать? Важно сразу же пресекать подобное поведение и доступно объяснить, что нельзя причинять боль животным, ломать кусты и вообще обижать тех, кто не может за себя постоять.
Фотобанк Лори
Стыдно мне, стыдно
Агрессия как оборотная сторона раскаяния – вовсе не редкость. Если кроха понимает, что сделал нечто постыдное или его действия привели к каким-то неприятностям, он испытывает чувство вины или стыда. Не имея возможности выразить это, он начинает неосознанно защищаться. А как известно, лучший способ защиты – нападение. И, разумеется, на тех, кто не может за себя постоять.
Как реагировать? Самое сложное для родителей в этой ситуации – разграничить само действие (ударил ногой кошку) и чувство (обида или стыд), которое привело к такому исходу. Непременно скажите ребенку, что вам не нравится его поведение, поругайте его именно за то, что он сделал больно животному, а не за то, что он разозлился.
Новый член семьи
Когда в семье появляется еще один малыш, старший ребенок невольно испытывает чувство растерянности (и потерянности). Раньше он был единственным, и вся мамина и папина любовь принадлежала ему одному. Но сейчас ситуация резко изменилась и неоправданно большая часть любви (как кажется ребенку) принадлежит вечно кричащему свертку. Все это приводит к естественному чувству детской ревности. Со временем она проходит, но поначалу крохе непременно надо себя выразить каким-нибудь агрессивным действием – скажем, в отношении домашнего питомца.
Как реагировать? Не пускать ситуацию на самотек. Постараться как можно больше общаться со старшеньким, познакомить его с новым членом семьи, полюбоваться вместе первой улыбкой новорожденного. И обязательно объясните, что вашей заботы и внимания хватит на всех, и появление малыша никак не скажется на вашей безграничной любви к старшему.
Фотобанк Лори
Дурной пример
Часто родители замечают за ребенком любой просчет, но оставляют без внимания собственные поступки. Отец может пнуть ногой бездомного пса, а малыш копирует подобные действия с гораздо более беспомощным животным. А потом все это, естественно, входит в привычку.
Как реагировать? Следить за собственным поведением: не бить и не дразнить животных в присутствии ребенка. Впрочем, и без него – тоже. И постарайтесь объяснить крохе недопустимость подобного поведения, пообещайте, что ни вы, ни сам кроха этого делать больше не будете. Почитайте вместе с малышом книжку про умных и сообразительных животных, которые дружили с человеком и помогали ему.
Любая жестокость – это не что иное, как защита от страха, недостаток эмоционального развития и отсутствие базисного доверия к жизни. Таким образом, в поведении агрессивного ребенка присутствуют одновременно и страх и агрессия, но только одно чувство проявлено в поведении. Ребенок свою боль и обиду переносит на беспомощное животное, а сам становится сильным и уверенным. Так он пытается решить свои психологические проблемы
Что рекомендуют психологи?
Нельзя игнорировать даже малейшее проявление жестокости. Ребенка надо остановить, объяснить его проступок и исправить ошибку: погладить и успокоить животное, например.
Хороший способ справиться с детской агрессией – изменить отношение ребенка к «жертве». Для этого попробуйте устроить ролевые игры: например, пусть игрушечный песик защитит куклу. Возможен любой сюжет, где животные выступают на стороне добра.
Если в доме есть домашние животные, активно привлекайте ребенка к уходу за ними. Он должен знать, что котенок или хомяк нуждаются в его заботе. Кстати, это поможет повысить самооценку крохи.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Детская жестокость к братьям нашим меньшим всегда настораживает и даже пугает родителей. Киноиндустрия растиражировала факт, что многие убийцы в детстве обязательно мучили животных, поэтому малейшее проявление детского насилия часто обсуждается на родительских форумах. Папы и мамы не могут понять, почему ребенок в благополучной семье бьет кошку, мучает хомячка или издевается над попугайчиком. На самом деле пугаться не нужно, многие маленькие дети не понимают, что делают, им нужно много раз объяснять и рассказывать, что чувствует животное.
Особенности взаимоотношений ребят и зверят
Чтобы избежать неприятных ситуаций, следует прислушиваться к советам специалистов. Психологи не рекомендуют заводить кошку, собаку или другое животное в доме, где есть ребенок, которому еще нет трех лет. В этом возрасте малыши не понимают связи между своими действиями и страданиями живого существа. Они не ведают, что творят, не понимают, что причиняют боль кошке, дергая ее за хвост, могут задушить птичку, пытаясь ее поцеловать.
Но как поступать тем семьям, где животное давно живет? Младенца с первого года жизни нужно приучать к корректному обращению с братьями нашими меньшими. Неосознанную жестокость и агрессивные действия следует мягко пресекать и перенаправлять в другое русло. Если ребенок бьет собаку, дергает ее за шерсть, остановите его, но не криком: «Не смей этого делать!». Возьмите малыша к себе на колени, попытайтесь ему рассказать, что чувствует собака, когда ее бьют. Объясните, что ваш пес – это друг, он вас защищает, а вы должны его любить и никогда не предавать, подойдите к животному и погладьте его вместе. Научите малыша играть с котом или собакой.
Неправда, что дети не понимают, если что-то они не могут осознать на ментальном уровне, они могут почувствовать. Будьте искренними с ними и никогда сами не поднимайте руку на животное.
Причины жестокости
Малыши до трех лет бьют животных чаще всего неосознанно. После четырех лет для проявлений жестокости могут быть определенные причины, которые нужно учитывать при работе с этой проблемой.
Психологи считают, что животных обижают дети, которые:
испытали на себе жестокое обращение. Это может быть излишне строгое наказание, запрет, даже ругань;
повторяют поведение родителей (увидели, как мама или папа ударили кота или собаку, причем достаточно одного раза);
переживают конфликт со взрослыми, не могут наказать взрослого, всю злость вымещает на беззащитном животном;
ревнуют родителей. Недостаток родительского внимания становится чудовищной бомбой замедленного действия. Поэтому, даже если ревность необоснованная, проявите к малышу внимание, пусть он получит больше любви и заботы;
подавляют агрессивное поведение;
стараются стать лидером в группе детей 6-7 лет;
боятся (это касается крупных собак, страх обычно вызван прецедентом – малыша облаял или укусил пес).
Решить проблему детской жестокости поможет тесный эмоциональный контакт с родителями. Если в доме спокойная обстановка, никто не повышает голос, малыша внимательно слушают и ободряют все его начинания, то возникновение насильственных действий к животным здесь маловероятно.
Что делать при проявлениях агрессии?
Жестокие игры или немотивированная агрессия к кошкам, хомячкам, собакам и птицам в детей старше 5-6 лет редко появляется на ровном месте. Часто это не просто безобидный симптом, а целая проблема. Не стоит ее решать методами, которые подсказывают посетители форумов: «Ударил котенка – ударьте ребенка, потянул за шерсть собаку – потяните за волосы сына». Насилие порождает насилие.
Справиться с проблемой жестокого обращения детей с животными помогут специалисты центра психологической поддержки «Инсайт». Наши психологи найдут подлинную причину проблемы и подскажут методы ее решения. Мы можем предложить тренинги, групповые занятия или индивидуальные консультации. Звоните!
Источник
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
10
42931
28 Ноября 2013 в 19:41
Автор публикации:
Людмила Марченко, инженер-химик
Проблема насилия над домашними животными все чаще появляется в обсуждениях на родительских форумах. Родители спрашивают: почему мой ребенок мучает животных? Почему ему не жалко домашних питомцев: кошечек, собачек, хомячков? Почему ребенок душит кошку и отрывает лапки и крылышки насекомым?
6-летняя Варя попросила дать ей свинку поиграть и так сильно прижимала к себе, несмотря на визги животного, что… Тогда мы сочли это «познанием мира», объяснили все и на два года отказались от покупки новых животных. И вот ребенок уже собирается в школу, выпросила у меня котенка на 8 Марта. Опять-таки объяснили ей, как относиться к животному. И вот вечером сестра наблюдает такую сцену: котеночек плачет, сидя на полу. Оказывается, Варя поднимала его на руки и кидала на пол. Мы просто в шоке. В нашей семье очень любят животных. Сестра сильно наказала ее, но что делать дальше?
Задавшись целью узнать, что думают и пишут об этом психологи, сами родители, бабушки и дедушки, я выяснила, что существует масса мнений и, к сожалению, многие из них не приводят к решению проблемы. Например, считают, что, отрывая насекомым крылья, ребенок удовлетворяет свое любопытство. При этом необходимо предоставить ему больше информации для утоления жажды познания — купить энциклопедию по биологии, дать смотреть познавательные передачи о животных. В результате ребенок со временем «перерастет» и перестанет мучить животных.
На самом деле это одна из рационализаций взрослых. Маленький ребенок может ошибиться один раз, но если подобное поведение — тенденция, то на это необходимо обратить внимание. Мама учит, а ребенок все равно рвет цветы, обрывает листву с деревьев, позже пуляет камнями по голубям с явным удовольствием от процесса, а после весело мучает собаку во дворе… Что делать, когда ребенку уже 6—7 лет, а он все равно хватает кошку за хвост и раскачивает орущее животное? Здесь уже родитель соглашается, что дело не в любопытстве. В чем же? Находится еще одно объяснение для обеспокоенных родителей: мол, дети мучают животных, насмотревшись «дурацких американских» мультиков. Они подражают героям мультфильмов и компьютерных игр и не понимают разницы между виртуальным миром и реальным, что реальным животным больно. В этом случае школьный психолог посоветует родителям обратить внимание на информацию, которую получает ребенок с экранов ТВ и Интернета.
И, наконец, жестокое обращение с животными связывают с тем, что с ребенком плохо обращаются сами родители, физически наказывают его или ребенка обижают в детском коллективе. В этих случаях советуют не наказывать, обращаться к психологам и постоянно объяснять ребенку, что с живыми существами так поступать нельзя. Даже если тебе сделали больно, советуют учить доброте, жалеть братьев наших меньших, смотреть добрые мультики. Причины названы верно и совет хорош, но что же делать, если эти методы совсем не действуют?
Ребенок мучает животных — тревожный симптом для родителей
Психологи и психиатры бьют тревогу: жестокость ребенка по отношению к животным может быть серьезным симптомом нарушения психики и предрасположенностью к совершению преступлений против людей. Верно, есть такая связь. Однако пока им ничего не известно о том, какие дети склонны мучить животных, чем это вызвано, можно ли скорректировать состояние ребенка и как это сделать самим родителям.
Между тем эти вопросы досконально изучаются на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. На ежемесячных онлайн-занятиях тысячи родителей узнают своих детей и по-настоящему начинают понимать «тайные» мотивы их поведения, в том числе и разбираться в проблеме детской жестокости.
Мало знать современному родителю, что мучение животных ребенком не должно оставаться без внимания и что ребенку нужно «прививать больше доброты и любви». Родитель должен знать, что закрывать кошку в стиральной машине, прижимать ей ушки прищепками, кидать палки в дворовых котов — это не детская шалость, а симптом психологического неблагополучия определенного типа деток — с анальным вектором (на лекциях «Системно-векторная психология» так называется один из восьми типов психического). Вектор — это врожденные желания и свойства. Садизм во всех его проявлениях свойственен только людям с анальным вектором.
Почему ребенок мучает животных?
Потеря защищенности у ребенка с анальным вектором
Базовой потребностью любого ребенка является ощущение защищенности, только в условиях психологического комфорта может раскрыться и развиться тот потенциал, который заложен в него от природы. Родители для ребенка являются гарантом безопасности и ощущения защищенности. Именно они своими действиями «пишут» судьбу ребенка: либо травмируют его, оставляя его свойства неразвитыми, либо более-менее раскрывают потенциал ребенка, создавая благодатную среду для успешной реализации в будущем.
К сожалению, не зная врожденных внутренних свойств наших детей, мы их губим своими действиями, не специально. Просто мы ожидаем от ребенка соответствия нашим представлениям и желаниям, не осознавая того! Например, ребенка-«птичку» мы учим плавать, потому что мама-«рыбка» плавает и считает нормальным и приемлемым именно такое проявление. Мы хотим сделать как лучше, но, пропуская мысль через себя, не понимая своих отличий от ребенка, зачастую складываем такие отношения с ребенком и принимаем такие воспитательные меры, которые травмируют психику ребенка. В результате он теряет необходимое для нормального развития чувство защищенности.
Как это происходит, разберем на примере ребенка с анальным вектором и мамы с кожным. Свойства и желания этих векторов совершенно противоположны и не пересекаются ни в чем. Неприятие матерью и стремление переделать, подавить «нежелательные» свойства ребенка проявляются в ней тем сильнее, чем больше она не развита и не реализована в своих свойствах. Она это будет делать бессознательно, потому что смотрит на мир и людей исключительно через призму своих желаний, свойств и ценностей, а чужие свойства и ценности ее раздражают. И даже если она развитая и реализованная кожница, она все равно не понимает особенностей и отличий своего ребенка от себя, а это мешает ей наиболее полно развить его.
Одной из особенностей детей с анальным вектором является то, что они единственные, кто способен обижаться и накапливать обиды, а это ключевой момент в написании жизненного сценария такого человека. Далее раскрою подробнее.
Ребенок мучает животных: особенности психики детей с анальным вектором
Дети с анальным вектором послушны, медлительны, аккуратны и исполнительны. У них врожденное устремление к качеству, к перфекционизму, к порядку. Им свойственны усидчивость и неторопливое выполнение любого дела. Они не могут выполнять несколько дел одновременно, перескакивая с одного на другое, как это делает гибкий кожник. Психическое анальника так устроено, что он наслаждается от последовательности в делах, стремясь непременно довести начатое до конца, до точки. Любое незавершенное дело создает внутренний дискомфорт.
Эта их дотошность и медлительность для быстрой деловой кожной мамы (время — деньги) — настоящее испытание. Она обязательно будет торопить анального сына, приучать делать несколько дел одновременно, учиться быть собранным, дисциплинированным, чтобы мог мгновенно, на лету (как она сама!) принимать решения. Поторапливание тут же отразится на ребенке с анальным вектором: он получит стресс.
«Торопила, не дала дорисовать рисунок, который я рисовал для любимой мамочки, не дала доиграть, а обещала…» — мелкие, не значащие для кожных мам эпизоды, которые забываются в жизненной круговерти, но только не носителями анального вектора. У них врожденная прекрасная память и обостренное чувство справедливости, которое всю жизнь будет определять, где «правда», а где «кривда». На кривду — в его субъективном понимании — его психическое ответит первой обидой, которую он запомнит навсегда.
Так, на мамин мимоходом брошенный вопрос «Как дела?» такой ребенок начнет обстоятельно, подробно рассказывать, как он проснулся, почистил зубы, оделся и пошел в школу, как по дороге споткнулся и выпачкал ботинок, как пришлось идти его вытирать и так далее. Когда эти дети начинают что-то рассказывать, то очень важно, чтобы им дали договорить, дослушали, не перебивая. Если сбить с рассказа, он начнет его заново. Начать и закончить, чтобы все последовательно было — в этом его психический комфорт!
Кожную маму эти моменты нервируют, так как она не такая по природе, ее ценности — экономия времени, краткость, рациональность. Такая мама будет перебивать ребенка: «Давай покороче!» А он не может короче и не может быстрее, его мышление заточено на последовательное и детальное изложение. Системно-аналитический ум, классифицирующий, детализирующий, обобщающий, — это ум ученого, который развивается именно в обстановке неспешного и обстоятельного погружения в детали, их сосредоточенного обдумывания и систематизации, пусть поначалу это и подробный рассказ маме о проведенном дне в школе. Когда ребенка постоянно перебивают, он попадает в стресс.
Еще одна особенность анальных детей — сидеть подолгу на горшке, иногда 30—40 минут. И это не прихоть и не извращение, как кажется некоторым родителям. Анальный вектор — это не только определенные особенности психики, но и соответствующая эрогенная зона. Все, что связано с процессом очищения, сначала физиологического, а затем психологического, — очень важно для таких людей. Метаболизм у них замедленный, им важно все делать не спеша, довести начатое до конца. Но и на этом процессе кожная мама не дает сосредоточиться, подгоняет, торопит, сдергивает с горшка. Ну не понимает она, что можно там делать так долго! Она ведь зашла и вышла из туалета. Одновременно одеваясь и отвечая по телефону, она кричит из коридора: «Сколько можно высиживать? Давай быстрее! Мы опаздываем в садик!» Казалось бы, ничего криминального, но если бы мама знала, как для ее ребенка важен именно этот процесс, что именно от него зависит развитие свойств ребенка, она бы так никогда не делала. А пока… и здесь он получает стресс.
Итак, можно выделить основные моменты, которые неминуемо повергнут ребенка с анальным вектором в стресс. Это сдергивание с горшка, частые нововведения в быту ребенка, перебивание речи и невозможность довести начатое до конца.
Во второй части статьи мы подробнее рассмотрим стрессовые для таких детей факторы, а также их последствия.
Продолжение
Корректор: Галина Ржанникова
Автор публикации:
Людмила Марченко, инженер-химик
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»
Уже идут
44416
человек
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии
Регистрация на бесплатный онлайн-тренинг по психологии
Состоится Бесплатный тренинг по психологии
Уже идут 44416человек
До начала тренинга осталось:
Комментарии 10
Источник