Ребенок 5 6 лет в семье

Ребенок 5 6 лет в семье thumbnail

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

1 сл. Добрый вечер, уважаемые родители. Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема родительского собрания: «Возрастные особенности детей 5-6 лет. Роль семьи в воспитании детей».

2 сл. Какой он, ребенок старшего дошкольного возраста?

Игра – ведущий вид деятельности. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

3 сл. В этом возрасте в развитии ребёнка происходит большой скачок: появляется способность произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания. Теперь ребёнок уже может принять и попытаться выполнить задачу «запомнить», «сосредоточиться».

 Появление произвольности — решающее изменение в деятельности ребёнка, когда целью последней становится не изменение внешних, окружающих предметов, а овладение собственным поведением.

 Эмоции.  Шестой год жизни знаменуется резким увеличением сложности эмоциональной жизни. Обретая способность контролировать своё поведение, ребёнок теперь способен также — пока, конечно, не полностью — регулировать проявления своих чувств. В частности, теперь он может сознательно и намеренно скрывать свои чувства от других.

4 сл. Развитие психических процессов. Психические процессы – это относительно устойчивые образования, развиваются и формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относятся: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Восприятие.

— различать и называть основные цвета и их оттенки, форму, величину предметов;

— различать и называть геометрические фигуры (прямоугольник, овал, треугольник, квадрат);

— расставлять предметы по возрастанию и убыванию (до 10 предметов);

— воспроизводить целостный образ предмета («Разрезные картинки», «Пазлы»).

Внимание.

— выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут;

— удерживать в поле зрения 6-7 предметов;

— находить 10 отличий между предметами;

—  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;

— находить 8-9 пар одинаковых предметов.

Память.

— запоминать 10-12 картинок в течение 1-2 минут;

— рассказывать наизусть несколько стихотворений;

— пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

— сравнивать два изображения, предмета по памяти.

Мышление.

— определять последовательность событий;

— складывать разрезанную картинку из 6-9 частей;

— находить и объяснять несоответствия на рисунках;

— находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

— находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

Воображение.

— сочиняет интересные и последовательно разворачивающиеся истории;

— называет 3 ассоциации на предложенную недорисованную картинку.

Речь.

— совершенствуется звуковая сторона речи;

— развивается связная речь (пересказ, рассказ из 3-5 предложений, последовательные картинки)

— расширяется словарный запас (словесные игры: скороговорки, угадай предмет по описанию, скажи наоборот, конкурс загадок и др.)

— умеет классифицировать предметы окружающего мира (посуда, мебель, дикие животные, домашние животные, одежда и др.)

—  участвует в беседе, высказывает свое мнение.

 — аргументировано и доброжелательно оценивает ответ, высказывание сверстника.

— умеет подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слова другим словом со сходным значением.

Чтение художественной литературы

— Знает наизусть стихотворения, считалки, загадки.

— Называет жанр произведения (сказка, стих, рассказ).

— Драматизировать небольшие сказки, читать по ролям стихотворения.

— Называть любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Общая осведомленность.

Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, имена отчества родителей, их профессии.

Знает времена года, называет дни недели, части суток.

5 сл. В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать развивать мелкую моторику рук.

6 сл. Формирование высших чувств (моральные, интеллектуальные, эстетические)

7 сл. Семья – как главный институт воспитания. Роль семьи в воспитании чрезвычайна важна.  

Нравственное развитие дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает нравственные нормы и правила.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость.

Но родители продолжают оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

8 сл. К сожалению, многие родители не всегда достаточно внимания уделяют своим детям. Взрослые всегда заняты. В следствие чего у ребенка могут возникнуть нарушения поведения. Ребенок становится непослушным, капризным, нервозным, плаксивым. В чем причина такого поведения? (1 – борьба за внимание, 2 – борьба за самоутверждение, 3 – потеря веры в собственный успех).

9 сл.  На следующем слайде, для вас, представлена памятка по воспитанию ребенка. Прочитайте пожалуйста.

Также для вас подготовила памятки-советы.

Спасибо за внимание!

Источник

На чтение 8 мин.

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Читайте также:  Операция на позвоночнике ребенка 5 лет

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.

Психическое развитие детей – закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.

Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.

Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.

Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.

Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.

Специфика игры – перечень характеристик

Читайте также:  Витилиго ребенку 5 лет

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе – важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Воспитание самостоятельности

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.

Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.

Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот лишь несколько советов молодым родителям

  • Разъяснение правил. Ребенок должен не только знать, что от него требуется, но и понимать причины этого.
  • Создание ситуации успеха для того, чтобы ребенок – будь то мальчик, или девочка, чувствовал в себе возможность выполнить то или иное действие.
  • Предоставление ребенку возможности проявлять самостоятельности в принятии решений, выполнении поручений и т.д.

Видео. Психологические особенности детей

Источник

Конспект занятия по теме: «Моя семья» для детей 5-6 лет

Цель: формирование представлений детей о семье, ее членах и родственных отношениях.

Задачи:

1. Образовательные.

— Способствовать формированию правильного представления о семье, роли матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата.

2. Развивающие.

— Развивать  умение составлять короткие описательные  рассказы о  своей семье 

3. Воспитательные.

— Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, чувство взаимовыручки, любовь и уважение ко всем членам семьи.

Ход занятия

1.Вводная часть

Педагог: Ребята, чтобы узнать, о чем мы будем вести речь на нашем сегодняшнем занятии вам нужно отгадать загадку.

Читайте также:  Ребенок 5 лет постоянно чешет глаза

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (семья).

Дети: Семья

2. Основная часть

Педагог: Верно! Молодцы! Конечно же — Семья. Ребята, а как вы думаете, что такое семья?

Дети: Семья — это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

Педагог: Да, действительно, семья – то самые близкие, самые любимые и любящие люди. Самые родные люди – мама и папа, бабушка, дедушка, братья, сестры – ваша семья. Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

— Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок.

— Хорошо, если семья большая. Родители и много детей. Как такую семью по-другому назвать, кто знает. (многодетная)

Дидактическая игра «Кто есть кто»

На картине мы видим женщину и мужчину – это мама и папа.

Бабушка — это мамина мама, дедушка — это мамин папа. А вот эти бабушка и дедушка родители папы — его мама и папа. Мы видим на этой картине мальчика — это сын для мамы и папы, и внук для бабушки и дедушки. Девочка-это дочь для мамы и папы и внучка для бабушки и дедушки. Мальчик и девочка родные брат и сестра. Все эти люди родственники — это семья. Родная сестра мамы или папы для девочки и для мальчика будет тётей, а брат папы или мамы — дядей. Но ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья и сёстры. Если у человека много родственников – значит у него большая семья.

Физ. минутка.

А теперь ребята давайте поиграем в Игру «Мы с тобой одна семья». Ведь наша группа это тоже семья.

Мы с тобой одна семья: вы, мы, ты и я. Обними соседа справа, обними соседа слева, Мы с тобой – друзья!

Подвижная игра  «Радостно – грустно».

— Ребята, я  назову поступок, который может произойти в каждой семье; если это хороший поступок,  то вы прыгайте и хлопайте в ладоши, а если плохой поступок, то шагайте  на месте, опустив  голову вниз. Договорились?                                                            

 Вы помогли маме вымыть посуду?                                                                              

На прогулке испачкали куртку?

Убрали за собой игрушки?

Позаботились о бабушке, она заболела?

Подрались с  другом?

Помогли  папе в хозяйственных делах?                                                                       Забыли покормить своего котенка?    

 Поздравили дедушку с днем рождения? 

Ребята, летом 8 июля все семьи в России празднуют праздник «День семьи любви и верности» символом семьи является очень красивый цветок – ромашка, мы с вами сегодня своими руками сделаем ромашки, а вы подарите их своей семье — лепестки на ромашки всегда вместе — символизируют членов семьи.

— Сначала нам нужно подготовить пальчики к работе.

  Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик  мамочка,

Этот пальчик я,

 Вот и вся семья.

Педагог: Правильно, в семье все любят друг друга. И называют друг друга ласково.

— Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется  «Скажи ласково»

(я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)

Дочь – доченька, дочурка

Сын – сынок, сыночек

Папа – папочка, папенька, папуля

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля

Бабушка – Бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка

Брат — братишка

Внук – внучок

Внучка –внученька

3. Итог занятия

Педагог: Отлично! Вы большие молодцы, у вас все получилось.

-Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?

-Что такое семья?

-Как люди должны жить в семье?

-Как вы должны относиться к своим родным?

Спасибо за внимание. Занятие окончено. 

Источник