Ребенок 4 года воспитателя

Ребенок 4 года воспитателя thumbnail

Информационный листок

«Возрастные особенности психического развития детей 3 – 4-х лет»

(рекомендации воспитателям по организации игр)

         В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только как член семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Ребенок стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого.  Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.

         По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

         Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

         На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

         Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

         Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

         Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

         В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

         В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

         Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Прятки

Приготовьте 5 больших и 5 маленьких кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников, овалов. Попросите ребенка «спрятать» маленькие фигуры за большими.

Чудесный мешочек

В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. Ребенок на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

Узнай по весу

Приготовьте несколько предметов, примерно одинаковых по размеру, но разных по весу. Можно склеить кубики, треугольники, прямоугольники из бумаги и взять подобные, но цельные фигуры из лото, строительного набора и т.д. Предложите ребенку подобрать пару похожих, но разных по весу предметов. Начать можно с распределения всех предметов на две группы – «легкие» и «тяжелые». Обсудите эти признаки с ребенком.

Найди цвет

Дайте ребенку в руки 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты и т.д.).
Предложите ему пройти по группе и найти предметы таких же цветов. Ребенок может положить свои кружки на одноцветные предметы.

Бусы

Возьмите 4 больших круглых и 4 больших квадратных бусины одинакового цвета, тонкий шнур или толстую нить.
Объясните, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Угадай на вкус

Нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите ребенку закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек. Спросите, что это был за вкус (сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что он ест.

Кто летает

Объясните ребенку, что будете называть разные предметы, животных, птиц. Если это что-нибудь летающее пусть он поднимает ручки, нелетающее – хлопает в ладоши (например, ракета,  голубь, стол и т.д.)

Аналогично проводятся игры: «Что идёт?», «Что можно скушать?» и т.д.

Подбери фигуру

Приготовьте картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры – квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал, а также несколько самих фигур.

Предложите ребенку подобрать фигуру к ее изображению на картинке. Покажите, как это нужно делать, а затем попросите его самого выполнить задание.

Читайте также:  Бассейн для ребенка 4 года рязань

Большой и маленький

Приготовьте большие и маленькие варианты одного предмета: ложки, чашки, пуговицы, игрушки и т.д.

Попросите ребенка из каждой пары выбрать бóльший. Можете попросить разложить предметы в две группы – большие и маленькие.

Заклей дырки

Возьмите любую картинку или фотографию из журнала, книги (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники.

Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.

Вариант 2.  Почини варежку.

Детям предлагаются варежки (из плотного цветного картона), которые «прохудились» (на каждой варежке вырезаны «дырки» в виде разных геометрических фигур).

Варежки надо «починить» —  для этого необходимо подобрать заплатку, подходящую по цвету, размеру и форме:

Угадай, что я делаю

Предложите ребенку догадаться, какие действия вы будете выполнять.

Показывайте, без слов, как вы умываетесь, чистите зубы и т.д., а ребенок называет действия. Затем поменяйтесь ролями.

На что похоже?

Взрослый показывает детям силуэт ладони (при этом  его можно поворачивать в разные стороны), спрашивает: на что это похоже?  (варианты: рыбку, осьминог, птица и т.д.)

Затем детям предлагается обвести свою ладошку на лист бумаги и с помощью карандашей «оживить» ладошку, дорисовав на ней какие-нибудь детали.

Примечание: аналогично проводится игра «На что похоже» с использованием силуэта ступни.

Найди пару

Игре предшествует занятие по аппликации «Укрась носочек».

Незнайка растерял все свои носочки, он просит детей помочь ему разобрать их, подобрав к каждому пару — соответствующий по цвету и рисунку носок.

Составь из частей

Детям предлагаются разрезные картинки, на которых изображены какие-нибудь предметы, животные или люди. Задача детей восстановить изображение, составив ее из частей.

Назови такого же цвета (размера, формы)

Детям показывается карточка определенного цвета (или карточка с изображением предмета с характерным признаком, например, красное яблоко, круглый мяч и т.д.). Дается задание – Карточка какого цвета? Что бывает такого цвета? (или, Мяч какой по форме? Что еще бывает круглое?)

Педагог – психолог: Слабодчикова Е.А.

Источник

Ольга Игоревна Тамахина
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»

Психологический тренинг для воспитателей

«ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ»

с использованием кейс-метода и приема социодрамма

Цель — актуализация профессионального потенциала воспитателей для создания эмоционального благополучия в группах детей, с учетом возрастных особенностей.

Ход выступления

Вступление:

Уважаемые коллеги! предлагаю Вам принять участие в одном несложном эксперименте Упражнение «Грецкий орех». У меня есть корзиночка с грецкими орехами. Выберете пожалуйста себе по одному. (Раздаю 6 участникам) Пожалуйста, внимательно рассмотрите каждый свой орех, изучите его структуру, особенности, форму и постарайтесь их запомнить. Теперь положите их обратно. (Перемешиваю). А теперь задача каждого – найти свой. (даю корзинку для поиска)

Итак, на первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательней, то можно заметить, что у них есть свои особенности, которые Вы учитывали при работе с поставленной задачей. Так и у каждого возрастного этапа наших воспитанников есть свои особенности. Наша задача рассмотреть сегодня психологические особенности детей 4 – 5 лет. (Орешки можно подарить участникам тренинга на память)

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Ребенок 4 года воспитателя

Основная часть:

Поскольку на нашем семинаре присутствуют педагоги-практики, опытные воспитатели, все Вы давно знакомы с психологическими особенностями детей 4 -5 лет. Поэтому проводить соответствующую лекцию на данную тематику не является актуальным. Я предлагаю использовать кейс-метод, для того чтобы раскрыть тематику возрастных особенностей детей 4-5 лет.

Для участия мне потребуются 2 группы воспитателей, которым я раздам кейс — ситуации. (приложение 1)

Ваша задача разобрать ситуацию предложенную и ответить на поставленные вопросы (3-5 мин). Остальные участники могут ознакомиться со шпаргалкой. (приложение 2)

Разбираем предложенные ситуации. (Презентация) Обсуждаем, по необходимости дополняю решение каждой кейс-стадии.

Ребенок 4 года воспитателя

Подведение итогов:

Ребенок 4 года воспитателя

Исходя из разобранных нами ситуаций очевидно, что личность и опыт воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет играет решающую роль, поскольку именно от него зависит успешность образовательного процесса и эмоциональное благополучие в группах. Для актуализации вашего профессионального потенциала предлагаю поучаствовать следующем упражнении «Социодрамма». Выберете пожалуйста ту фигуру, которая Вам больше нравится. (создаю 3 группы в соответствии с выбранной фигурой) Каждая из выбранных Вами фигур имеет свою интерпретацию (Приложение 3)

Нам с вами необходимо обобщить материал по теме «Возрастные особенности детей 4-5 лет» с опорой на свой личностный (фигурный потенциал).

Участники по группам обобщают материал по теме «Возрастные особенности детей 4-5 лет» в соответствии с предложенным планом:

Читайте также:  Немного косит глаз у ребенка 4 года

1. Наш педагогический девиз в работе с детьми 4-5 лет (например, личность психологического типа «круг» способна стабилизировать группу детей и являться символом гармонии)

2. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми 4 – 5 лет.

3. Что мы можем порекомендовать коллегам воспитателям в работе с детьми 4-5 лет, исходя из собственного опыта и знаний.

Ребенок 4 года воспитателя

приложение 1

1 КЕЙС

Егору 5 лет. В группе он предпочитает подвижные игры с машинами, мячами, бегает, нарушает дисциплину. Воспитатель делает ему частые замечания, но все безрезультатно. Постоянных друзей в группе не имеет, проявляет агрессивность.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?

2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?

2 КЕЙС

В группе детей среднего возраста 5-летний Кирилл в течение дня не играет с детьми, чаще всего сидит на отдельном диване и наблюдает за игрой сверстников.

Вопросы:

1. Какие возрастные особенности проявились у ребенка в данной ситуации?

2. Какие меры по нормализации ситуации может принять воспитатель?

приложение 2

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ

(шпаргалка для воспитателей)

Физическое развитие детей 4 – 5 лет

Возросли физические возможности

Движения более уверенные и разнообразные

Потребность в двигательной активности

Рекомендации:

обеспечить пространство в группах для двигательной активности детей в соответствии с ФГОС

учитывать слабость тормозных процессов детей 4—5 лет, переключать внимание на более спокойные занятия

Социально-эмоциональное развитие детей 4 – 5 лет

потребность общения со сверстниками

Ролевое взаимодействие в игровой деятельности

Потребность в уважении со стороны взрослого и общении с ним

Познавательный мотив в общении со взрослым

Формируется самооценка

Интерес к правилам поведения

Рекомендации:

Избегать частых замечаний в адрес одного ребенка

Своевременная похвала за положительные поступки

Обратить внимание на детей не реализующих потребность в общении со сверстниками, принять соответствующие меры по налаживанию контактов ребенка со сверстниками

Реализовывать потребность ребенка в общении с воспитателем

Создавать ситуации успеха

Оценивать поступки, а не личность

предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение

Личный пример воспитателя

Использовать метод оценки за предполагаемые будущие правильные действия ребенка

Развитие психических процессов детей 4-5 лет

Мышление.

Рекомендации по развитию:

• Использовать наглядные материалы

• решать лабиринтные задачи

• Собирать картинки из 6 частей с опорой на образец

• Обобщать понятия (фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт)

Восприятие.

Рекомендации по развитию: давать представление:

• об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике);

• о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине);

• о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу);

• о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.);

• об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание

Рекомендации по развитию:

• задания по сравниванию предметов между собой

• поиск отличий, сходства

Воображение

Рекомендации по развитию:

• Составлять рассказ по картинкам

Память.

Рекомендации по развитию:

• Осмысление материала необходимого для запоминания

• Создание мотивации («стишок для мамы»)

• Привлечение внимания игровыми способами

Педагогические позиции воспитателя в работе с детьми 4 – 5 лет:

• партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»,

• позиция передачи опыта («Люди обычно это делают так»,

• позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я забыла, как это можно сделать». «Кто может мне помочь в этом?»).

приложение 3

Квадрат

Неутомимый труженик. Обладает трудолюбием, усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из квадрата высококлассного специалиста. Квадрат как бы коллекционирует информацию, причем она у него разложена строго по полочкам, поэтому он способен быстро извлекать нужную. Идеал квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство. Главная особенность – стремление к намеченной цели. Треугольник – очень уверенный в себе человек, который хочет быть правым во всем. С большим трудом признает свои ошибки, легко обучаем, информацию впитывает как губка. Смысл жизни – сделать карьеру.

Круг

Это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания.

Зигзаг

Это символ творчества. Основное назначение зигзага – генерация новых идей и методов, а не их реальное воплощение.

Источник

светлана дубинина
Возрастные особенности детей 3–4 лет: консультация для родителей и воспитателей

Возрастные особенности детей 3-4 лет: консультация для родителей и воспитателей

Читайте также:  Ребенок 4 года плачет болят ноги

Годы бегут так быстро. Сейчас вы перебираете крошечные распашонки и не верите, что когда-то у вас был такой малюсенький ребенок. Теперь же ему 3-4 года, и это уже не малыш. Он говорит, ходит, у него есть друзья в детском садике и на площадке.

Каждый день он исследует мир, себя, задает вопросы. Сейчас проявляются некоторые возрастные особенности. Например, Возрастные изменения у детей 3-4 летему все хочется делать самому. Чаще всего это только добавляет вам работы, хотя он отчаянно хочет быть самостоятельным. Сам кушать, завязывать шнурки, выбирать одежду и организовывать игры.

Теперь вы должны четко выработать систему запретов и похвалы. Хоть он и может «все сам», но родители пока что должны контролировать его бурную деятельность. Поощряйте малыша к самостоятельности — так он убедится, что все делает правильно. Конечно, это еще не все особенности детей 3-4 лет, так что родителям нужно быть готовыми к большим переменам. Особенно к вопросам о том, как утроен наш мир.

Психологические процессы

У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.

Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.

Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.

Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.

Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.

Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.

Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.

Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.

Воспитатели на основе данной статьи могут создать презентацию, которая поможет структурировать представленную информацию, и предложить родителям скачать ее для самостоятельного более детального изучения.

Знание педагогами и родителями возрастных особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере реализовать воспитательные возможности этого периода. Это очень важно, поскольку именно в младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально-волевого развития малыша.

Несколько советов

Мы рассмотрели возрастные особенности детей 3-4 лет, консультация для родителей, представленная ниже, поможет правильно определить свое взаимодействие с малышом на этом этапе его развития. Родители детей 3–4 лет должны учитывать много важных моментов, чтобы не подавлять развитие ребенка. Как известно, основы личности закладываются в человеке до 5 лет, поэтому дошкольный возраст является очень важным периодом, именно в это время нужно всесторонне развивать ребенка и помогать ему делать маленькие шаги, познавать мир и добиваться первых успехов. Чтобы направить ребенка в правильное русло, нужно учесть все возрастные особенности детей 3-4 лет. Советы родителям: При наличии детей такого возраста родители не должны постоянно настаивать на своём. В этом случае дети, как правило, растут безынициативными. Не нужно пытаться перебороть упрямство ребенка, это может занизить его самооценку и в будущем отразиться на его уверенности в собственных силах. Не нужно пытаться сделать всё за ребенка, наоборот, следует прививать ему самостоятельность, например, давать возможность самому убирать игрушки. Нужно научиться пользоваться негативизмом ребенка. Действовать следует от обратного, например, если желаете погулять с малышом, предложите ему, наоборот, никуда не ходить. Он начнет возражать в силу особенностей этого возраста. Не стоит обращать особого внимания на истерики ребенка, удовлетворять его требования или ругать его. В дальнейшем это приведет к тому, что он будет использовать крик и слезы по любому поводу. Основное правило для родителей – следите за собой. В таком возрасте ребенок повторяет почти все, что говорят и делают родители, так что в первую очередь нужно заниматься собственным воспитанием. 3-4 года – очень важный период в формировании детской психики. Для родителей крайне важно не упустить это время, поскольку именно в этот период закладываются основные качества будущей личности. Важно всесторонне развивать ребенка и также приучать его к самостоятельности.

Источник