Ребенок 4 года ворует что делать

Ребенок 4 года ворует что делать thumbnail

Фотобанк Лори

Почему дети воруют

Причин, которые толкают ребенка к воровству, немало. Попробуем структурировать их и обозначим самые основные посылы.

1. Воровство, как побочный эффект дефицита внимания. Ребенку часто бывает одиноко, ему не хватает общения с мамой. Он крадет, потому что после данного инцидента получает максимум внимания. Все члены семьи бросают свои занятия и начинают совместные поиски пропажи. Режиссер всего этого спектакля – ребенок, который отчаянно нуждается в общении.

2. Воровство, как подражание авторитетным родителям. Мама и папа не могут совершать неправильных поступков, уверены малыши. Их действия всегда правильные и рассудительные. Поэтому, если ребенок часто видит, как родители приносят в дом «плохо лежавшую вещь», скорее всего, он решит, что в краже чужих вещей нет ничего предосудительного.

3. Воровство, как способ  удовлетворения своих потребностей. Это наиболее тяжелая форма детского воровства, свойственная маленьким избалованным эгоистам, часто единственным детям в семье. Зависть к игрушкам  товарища, которых у ребенка нет, рано или поздно толкнет его на путь воровства.

4. Воровство, как развлечение. Такая форма характерна для подростков, которым во что бы то ни стало хочется продемонстрировать свою крутость ровесникам. Но иногда крадут для удовольствия и 3-4-летние малыши.

Сыну 3,5 года. Месяца 3 ворует в детском саду игрушки и носит домой. Причем лазает по шкафчикам! Когда спрашиваю, зачем он это делает, говорит: «Надо!» Пробовали не обращать внимания, просто приносили обратно игрушки и подкладывали тихонько на «стол находок». Потом ругать начали. Не помогает! Боимся, что в будущем это может во что-то серьезное перейти! Вроде все понимает! Соглашается, что плохо, но все равно продолжает воровать.

Дети 3-4 лет живут в мире фантазий и, порой, не отделяют реальность от вымысла. Они частенько приносят чужие игрушки с игровой площадки или из детского сада и, в буквальном смысле, как спланированное воровство этот поступок квалифицировать нельзя. Дети до 4 лет не различают вещь на «мою» и «чужую». Понравившаяся игрушка бессознательно оказывается в руках ребенка. И он уносит ее домой, не думая о том, что у игрушки есть законный хозяин.

Дети 5-6 лет уже отдают отчет, что вещь принадлежит другому человеку. Однако сдерживать естественный порыв обладать понравившимся предметом у них не всегда получается.

Родители, как правило, сквозь пальцы смотрят на то, что малыш присвоил дешевую игрушку и в панике возвращают  дорогую. Хотя, на самом деле, сам факт, что ребенок спокойно берет чужие вещи без спроса – знак тревожный и реагировать на него нужно независимо ни от чего.

В 5 лет детям свойственен эгоизм. Часто их даже не интересует, кому принадлежит вещь, приглянувшаяся им. Они просто ее берут себе и все. Задача родителей: объяснить, что у каждой игрушки есть хозяин и трогать вещь без разрешения нельзя.

Иногда украденную вещь ребенок отказывается возвращать, потому что убежден в ее бесхозности. «Я ее нашел! Она моя!», – упрямо твердит ребенок, сжимая в кулачках игрушку. Родители должны объяснить, что потерянные вещи тоже имеют хозяев. И, возможно, маленький владелец сейчас очень расстроен, плачет, так как не может найти пропажу.

Бездействие родителей в этом вопросе может сформировать изначально неправильную модель поведения в сознании ребенка. Безобидное воровство малышей 3-4 лет может перерасти в будущем в стиль жизни. Известно немало случаев, когда пойманный на воровстве 5-летний малыш говорит, что сделал это, чтобы подарить маме подарок. Поскольку родители не объяснили ему своевременно «что такое хорошо, а что такое плохо», он не осознает, что совершает дурной поступок и руководствовался благой целью – сделать маме или папе приятное.

«Караул, мой ребенок ворует!»

Итак, что должны предпринять родители, если дети приносят в дом чужие вещи?

Сначала разберитесь в первопричине его поступка. Может быть, родители невнимательны к потребностям ребенка и, видя «богатое имущество» сверстников, ваш ребенок чувствует себя обделенным? Или он украл вещь, которую давно и безрезультатно просил ему купить, но, получив отказ без веского аргумента, решил «добыть» игрушку единственным доступным ему способом. В любом случае, украденную вещь необходимо вернуть. 

Однажды дочь принесла в кармане кофты маленькую формочку. Зачем она ей понадобилась как знать, но я ее обнаружила только дома, когда сняли кофту. Был очень серьезный разговор (3-х летка). Осознала, признала свою вину и на утро САМА отнесла воспитателю и извинилась. Больше такого не было.

Проанализируйте поведение ребенка. Принес ли он ее открыто или тайком? Забрал ли игрушку втихаря или «договорился» с владельцем полюбовно? Бывает, что в этом возрасте ребенок отбирает игрушку у ровесника, чтобы доказать свое лидерство, силу и власть над более слабым сверстником.

Психологи советуют пожалеть малыша, пойманного на воровстве. Тогда ему станет стыдно, говорят они. Объяснять дурность этого поступка специалисты рекомендуют через призму переживаний другого участника ситуации – ребенка, который лишился игрушки. Расскажите, как тот переживает из-за «потерянной» вещи.

Затем помогите малышу исправить поступок. Но обойдитесь без публичных обсуждений на глазах у сверстников и других взрослых. Лучше  это сделать наедине с обоими участниками инцидента. В качестве извинения можно позволить ребенку предложить поделиться на время своей игрушкой. И обязательно скажите малышу, как вы им гордитесь после того, как неприятная ситуация разрешится.  

Чего точно нельзя делать родителям, даже если случаи, казалось бы, невинных краж участились? Не угрожайте и не кричите на ребенка. Такое поведение вряд ли отвернет малыша от привычки брать чужое без спросу. Однако он поймет, что от мамы и папы этот факт лучше скрыть, чтобы они не ругались. Не называйте его малолетним вором. Оскорбление личности еще ни разу не принесло положительного результата. Помните старую присказку «если ребенка называть дураком, в конечном итоге он станет им»? В случае с воровством эффект будет аналогичным.  Откажитесь от сравнения малыша с другими, более послушными детьми. Не нужно стремиться пристыдить ребенка за этот проступок.

Читайте также:  Доза атоксила для ребенка 4 года

Наконец, запомните главное педагогическое правило: «ругай – наедине, хвали – при всех». Не нужно устраивать публичную «порку» ребенку, который уносит чужие вещи. Поговорите с ним дома без свидетелей.

Эксперты обращают внимание, что воровство может быть симптомом неблагополучия внутри семьи. Поэтому, если ребенок все чаще носит чужие игрушки, не спешите рубить с плеча. Возможно, стоит заняться укреплением семейных уз, формированием традиций, налаживанием благоприятного микроклимата.

Возраст до 5 лет – время, когда воровство не вполне осознанное и все еще можно исправить. Скоро поговорим о том, как действовать родителям младших школьников, которые не могут совладать с желанием взять чужое. 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Сталкиваясь с детским воровством, родители теряются и паникуют. Они лихорадочно пытаются выяснить, что делать, если ребенок ворует, и насколько все серьезно. Свидетельствует ли склонность к кражам об испорченности отпрыска или о его психическом отклонении. Родителям непонятна мотивация их детей, у которых есть все необходимое. Они ищут причины в себе, считая себя плохими воспитателями. Широко распространено мнение, что детское воровство характерно только для неблагополучных семей. Однако очень часто кражу совершают дети интеллигентных и материально обеспеченных родителей.

Недостаток развития нравственных представлений

Понятие о своем и чужом формируется у малыша после 3 лет. Никому не придет в голову сказать, что двухлетний ребенок украл игрушку у другого ребенка во время игры в песочнице. Но у некоторых детей моральное развитие задерживается. Известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознают, что нарушают общепринятые нормы, присваивая чужую вещь.

Моральное развитие состоит в усвоении нравственных норм и становлении таких моральных эмоций, как стыд, чувство вины, эмпатия (способность поставить себя на место другого человека) и совесть. Психическая реакция на нарушение нравственных норм формируется под влиянием взрослых. Если родители вовремя не объяснили малышу разницу между понятиями свое и чужое, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ему трудно будет посочувствовать другому человеку и понять его эмоциональное состояние. Такой дошкольник будет расти слабовольным и безответственным.

Маленький ребенок ворует

Отсутствие необходимого воспитания нередко наблюдается у детей из благополучных семей. Люди культурные и интеллигентные часто не успевают разъяснить простые истины своему отпрыску из-за сильной занятости. О детях забывают в семьях, в которых родители постоянно выясняют отношения. Когда ребенок ворует, что делать, они не знают. Взрослые не всегда связывают свое поведение с поступками детей.

Пытаясь восполнить пробел в воспитании, школьник ищет ответы на свои вопросы у посторонних. Он формирует психические реакции на основе опыта общения с ними. Если авторитетами для него становятся люди, не соблюдающие нравственные нормы, ребенок копирует их поведение и совершает асоциальные поступки сознательно.

Иногда взрослые, сами того не подозревая, подают пример своим отпрыскам. Если ребенок видит, что папа что-то принес с работы, вынес из магазина товар без оплаты или взял на память столовый предмет в доме отдыха, он справедливо решит, что в воровстве нет ничего плохого.

Что делать, если ребенок не считает кражу плохим поступком?

Если факт кражи не подтвержден, существует вероятность ошибки. Безосновательные обвинения могут нанести серьезный вред детской психике. Особенно, когда они сделаны прилюдно. Даже если позднее ошибка будет признана, и ребенка реабилитируют в глазах его ровесников, травма все равно останется. Пережитый позор малыш будет долго и болезненно вспоминать.

Если родители подозревают школьника в воровстве или о краже сообщила учительница, нужно спокойно поговорить с ним дома наедине. Желательно, чтобы разговор состоялся без участия других членов семьи.

Во время разговора надо тщательно подбирать слова, стараясь не унижать ребенка и не обвинять его голословно. Если он категорически отрицает факт кражи, существует высокая вероятность, что он прав. Нужно выслушать его, затем рассказать подробно, почему красть нехорошо. После инцидента стоит понаблюдать за отпрыском, особенно в таких ситуациях, в которых он, вероятно, совершил кражу.

Если ребенок ворует деньги у родителей и пойман за руку, надо удержаться от искушения выплеснуть все накопившиеся эмоции. Категорически запрещается оскорблять воришку, бить его, приговаривая, что раньше ворам руки отрубали, или грозить тюрьмой. Нужно удержаться от использования слов: кража, воровство или преступление. Агрессивное поведение взрослых ожесточит малыша. Он убедится в своей испорченности и решит, что ничего изменить нельзя. Озлобленный ребенок может впоследствии совершить другие кражи, чтобы отомстить.

Необходимо выразить свое огорчение и недоумение. Многие дети болезненно воспринимают печаль матери. Сочувствуя ей, они, скорее, осознают свою вину. Следует поговорить с воришкой и спросить, чем мотивирован его поступок. Если малыш не хочет рассказывать, не надо настаивать. Обязательно нужно объяснить ему, почему красть нельзя.

Если родители сами позволяли себе брать чужие вещи, им надо признать свою ошибку. Искреннее раскаяние взрослых станет образцом поведения для их детей. Первые и самые главные уроки нравственности они получают в семье, наблюдая за поведением близких.

Воровство как способ привлечь внимание

Чтобы разобраться, почему ребенок ворует деньги у родных и близких семьи, нужно проанализировать свою жизнь и поведение ребенка. Причиной детского воровства может быть желание привлечь внимание.

Чаще всего такие кражи совершают младшие школьники и подростки. Но формируется подобное поведение обычно в раннем возрасте. Дети ощущают недостаток любви или полное равнодушие со стороны близких. Чтобы их заметили, они воруют вещи.

Первые кражи малыш осуществляет еще до поступления в школу. Они могут оставаться незамеченными или им не придают значения. По мере взросления ребенок ворует все чаще и делает это демонстративнее. Однако он настойчиво отказывается признавать свою вину и ведет себя так, как будто ничего плохого не произошло. Воришки не преследуют никаких целей, совершая кражу. Они делают это бессознательно и не могут объяснить мотивы своего поступка.

Читайте также:  Малина ребенку в год и 4 месяца

Ребенок ворует деньги

Такое поведение вызывает раздражение и гнев родных. Они готовы простить вора, если он раскается и попросит прощение. Но упорное отрицание отталкивает родителей от него. Родственники отдаляются, отношения между ними безнадежно портятся. Взрослые считают ребенка безнравственным чудовищем.

Дети, совершающие такое воровство, открыты и доброжелательны по отношению к окружающим. Они легко идут на контакт и делятся сокровенным. Это чуткие, уязвимые и неуверенные в себе подростки. Им нужна поддержка близких, которых они отталкивают своим поведением. Воровство — это крик о помощи, способ достучаться до взрослых.

Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством?

Необходимо припомнить, когда случаи воровства были замечены впервые. Возможно, в этот период семейная пара переживала период бурного выяснения отношений или развелась. Наблюдая за разрушением отношений между родителями, кроха страдает и чувствует себя ненужным им. Даже если родители развелись спокойно, без ссор и оскорблений.

Сильный стресс иногда вызывает у малыша рождение брата или сестры. Неумелое поведение родителей, переключившихся на младенца и занятых им круглосуточно, разрывает первенцу сердце.

Усилить травму могла реакция на первую кражу. Если родители оскорбляли и унижали воришку, он мог укрепиться в своем мнении и озлобиться.

Ребенок украл деньги

Чтобы исправить ситуацию, нужно дать ребенку то, чего он тщетно пытается добиться длительное время — внимание. Нужно всячески демонстрировать свою любовь, заботиться о нем, интересоваться его мнением, расспрашивать об отношениях в школе. Не следует его ругать за кражи и требовать признания вины. Надо создать комфортные для него условия, в которых он расслабится.

Если кражи не прекратятся или не станут реже, вероятно, процесс зашел далеко. В такой ситуации справиться с проблемой самостоятельно не удастся. Необходима помощь профессионала. Нужно посетить психолога вместе с ребенком. Если он категорически отказывается, надо проконсультироваться со специалистом без него. Советы психолога помогут выработать наиболее эффективную линию поведения в семье.

Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы

Подавляющее большинство детей воруют чужие вещи в возрасте до 10 лет, осознавая свою вину. Причиной кражи является сильное желание завладеть понравившейся вещью вопреки укорам совести. Ребенок не может справиться с соблазном присвоить робота своего друга и совершает нехороший поступок. Однако он четко осознает, что робот украденный. Поэтому малыш обдумывает до мелочей, как скрыть кражу и куда спрятать робота. Такой поступок часто остается незамеченным.

Если воришка обнаружен, он находит различные оправдания своему поступку. Он рассуждает по принципу: «У Коли много таких вещей, поэтому ничего не случится, если заберу себе одну».

Девочка ворует деньги

Неудержимое желание завладеть вещью может заставить малыша залезть в кошелек родителей. Такие поступки совершают дети, которых воспитывают в строгости. Некоторые взрослые сознательно не покупают сладости или игрушки, стараясь не идти на поводу у детей. Наблюдая, как его ровесники наслаждаются вещами, которых у него нет, малыш чувствует себя ущербным.

Дошкольники иногда могут брать чужую вещь, считая ее ничьей. Такое поведение может быть скопировано с действий родителей, присвоивших найденный в транспорте кошелек и радующихся своей находке.

Иногда ребенок ворует вещь товарища, чтобы отомстить ему за обиду. Плохой поступок может совершаться с целью доказать свое бесстрашие и самоутвердиться. В данном случае кража является проявлением воли. Воришка даже может демонстративно вернуть ворованный предмет хозяину.

Как правило, такие кражи являются единичными. Осознающий свою вину ребенок редко ворует повторно.

Что делать, если ребенок украл осознанно?

Надо попросить воришку поставить себя на место жертвы. Дети редко задумываются о том, какие эмоции вызывают у других их поступки. Пытаясь удовлетворить свои желания, они искренне радуются тому, что удалось сделать. Однако самому вору крайне неприятна мысль, что кто-то другой может покуситься на его собственность. В разговоре с ним нужно объяснить, как чувствует себя человек, у которого украли вещь. Надо спросить малыша, что он почувствовал бы, если бы у него пропала любимая игрушка. Обычно бывает достаточно одного такого разговора, чтобы в следующий раз малыш не поддался соблазну.

Ребенок украл деньги

Если родители выяснили, что ребенок чувствует себя ущербным на фоне других, нужно чаще позволять ему покупать желаемое. Опасаясь избаловать детей, взрослые наносят им психологическую травму. Ее последствия могут проявиться во взрослой жизни человека и нанести ему больший вред, чем избалованность.

Родителям надо давать своим детям больше свободы. Не стоит бояться доверять им различные задания. Можно просить их делать домашнюю работу и готовить еду в присутствии взрослых. Если малыш не справится, он подумает, как сделать работу иначе. В случае успеха ребенок будет гордиться собой.

Нужно попросить малыша выбрать цель, поддержать его выбор и помочь ему составить план действий. Самостоятельность сделает детей более ответственными. Она приучит рассчитывать на себя и добиваться желаемого своими силами.

Источник

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.
Читайте также:  На сколько лет делать загранпаспорт ребенку 4 года

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Читайте также: Советы психолога: истерики у ребенка в 2, 3, 4, 5 лет

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Читайте также: Советы психолога: ребенок не хочет учиться в школе

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Источник