Ребенок 4 года социальные коммуникативные навыки

Вера Бражкина
Социально-коммуникативное развитие детей 4–5 лет

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Эмоциональные трудности мешают различной деятельности, препятствуют общению ребёнка с окружающими. Поэтому необходимо уделять особое внимание проведению работы по социально-коммуникативному развитию детей.

Согласно ФГОС, социально-коммуникативное развитие направлено на:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В социально-коммуникативное развитиевходит три составляющих:

1. Социализация.

2. Безопасность.

3. Труд.

В средней группе «Социализация»решает следующие задачи:

-Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям

-Развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям литературных произведений, доброе отношение к животным и растениям.

-Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками,желание выполнять правила: здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться к воспитателю по имени и отчеству, быть вежливыми в общении со старшими и сверстниками, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия.

-Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой подгруппе.

-Развивать в детях уверенность, стремление к самостоятельности, привязанность к семье, к воспитателю.

Мероприятия,проводимые по данной теме:- беседы: «Наши добрые дела», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Вежливость в разговоре»;

— чтение: В. Осеева «Волшебное слово», С Маршак «Урок вежливости», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

-дидактические игры и упражнения: «Вежливый ручеек», «У меня зазвонил телефон», «Кто кому уступит место», «Эмоции»;

-рассматривание картин и иллюстраций на тему «Хорошие и плохие поступки».

— организованная образовательная деятельность

— театрализация сказок, игры-инсценировки

— сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Семья, Дом», «Магазин», «Зоопарк» и т. д.

«Безопасность».

Задачи:

-Обогащать представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

-Продолжать знакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях.

-Формировать представления о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Мероприятия:- беседы: «Наш друг светофор», «Опасные предметы дома и на улице», «Осторожно гололед», «Нельзя разговаривать с незнакомцем», «Как вести себя в детском саду»;

— дидактические игры: «Если возник пожар», «Опасные предметы», «Собери светофор», «Лучший пешеход», «Петух и лиса»;

— чтение: «Сказка о глупом мышонке», С. Михалков «Светофор» и т. д. ;

— формирование элементарных правил поведения в природе;понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

«Труд»

Задачи:

-Формировать представление об отдельных профессиях взрослых на основе ознакомления с конкретными видами труда; помочь увидеть направленность труда на достижение результата и удовлетворение потребностей людей. Воспитывать уважение и благодарность взрослым за их труд, заботу о детях;

-Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно-бытового труда – от постановки цели до получения результата труда; при поддержке взрослого развивать умение контролировать качество результатов своего труда (не осталось ли грязи, насухо ли вытерто, убраны ли на место инструменты и материалы).

-Способствовать дальнейшему развитию самостоятельности и уверенности в самообслуживании, желания включаться в повседневные трудовые дела в детском саду и семье.

Мероприятия:

— дежурства

— Общественно – полезный труд (убирать на место игрушки, ухаживать за комнатными растениями, самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой)

— Труд в природе.

— Беседы: «Научим Петрушку вести себя за столом», «Послушная ложка», «Мойте руки перед едой», «Подружка — расческа», «Мамы разные нужны, мамы разные важны».

— Дидактические игры: Кому что нужно для работы»,»Вырастим цветок для мамы», «Накроем стол для кукол».

— Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», С. Михалков «Про девочку Юлю, которая плохо кушала».

Для достижения поставленных задач в совместной деятельности с детьми применяются, приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.К ним относятся:

— ритуалы и традиции группы, дня;

— утро радостных встреч, когда принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

— читательский день или день любимой игрушки;

— условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому (воспитатель звенит колокольчиком перед началом каждого занятия);

— символика группы (эмблема, гимн, флаг, отличающие её от других групп детского сада.

социальные знаки (повязка у дежурного по столовой, по занятиям);

— игровые обучающие ситуации («Отмечаем опасные места в группе»);

— мониторинг успехов детей («Дерево хороших поступков»);

— участие в районных и городских акциях.

Также в социально-коммуникативном развитии детей участвуют и их родители.Для этого можно организовать:

­ Совместные образовательные проекты, а также семейные и межсемейные;

­ Вечера вопросов и ответов;

­ Родительские гостиные;

­ Тренинги по запросам родителей;

­ Клубы по интересам;

­ Родительские конференции;

­ Совместное творчество родителей, детей и педагогов;

­ Творческие выставки и фотовыставки;

­ Тематические вечера и викторины;

­ Совместные досуги;

­ Видеоинтервью и мультимедийные презентации;

­ Выпуск семейных газет и книжек-малышек;

­ Совместное создание мини-музеев.

Источник

Галина Жигулина
Консультация-практикум для родителей «Особенности социально-коммуникативного развития детей 4–5 лет»

Читайте также:  Что нужно ребенку в 1 год 4 месяца

«Особенности социально — коммуникативного развития детей 4- 5 лет».

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность.

Социально-коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу ребенок не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценного члена общества.

Важнейшими навыками являются следующие:

• постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;

• формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;

• помощь малышу в усвоении основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;

• научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;

• воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;

• помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;

• воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;

• привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей — где бы то ни было (дома, на природе, в обществе)

Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей.

Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и

в будущем.

«Растем и развиваемся вместе

Игра «Эмоция»:

В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.

Игра «Ситуация»:

Взрослый участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком апельсинов. Спрашивается,что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?

Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.

Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.

С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.

В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников – режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой. Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм: они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов.

Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер,поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:

• наследственность;

• окружающая ребёнка среда;

• атмосфера, в которой происходит воспитание;

• игры;

• собственная деятельность;

саморазвитие и самопознание.

Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения.

Успехов вам, дорогие родители!

Подготовила Жигулина Галина Семёновна.

Источник

Сафьянова Анастасия Алексеевна
Развитие коммуникативной инициативы у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности

Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности

Подготовил: Сафьянова А. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 29», г. Саяногорск

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку на тему «Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности«

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Наиболее благоприятным периодом для социально-коммуникативного развития ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

Коммуникация — это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, влияют на общий уровень его деятельности (З. М. Богуславская, Д. Б. Эльконин).

Читайте также:  Как уложить ребенка спать одного в 4 года

Коммуникативные способности – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей (Б. Г. Ананьев, М. М. Бахтин, А. Н. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев).

Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте.

Это наиболее сложный период взаимоотношений ребенка с коллективом. В большинстве проблем, которые возникают в этом возрасте, виноват детский эгоизм, который в этой возрастной группе наиболее обострен. В 3-4 года ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для 3-4-х летнего малыша существует только собственное «я», а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «я» (поиграть, подраться, побегать, и т. д.) При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В 3-4 года у ребенка уже появляются первые друзья. Но в этом возрасте дети часто меняют свои пристрастия.

С трех лет до семи, и дальше в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников.

Родители часто заблуждаются, что эти качества придут к ребёнку сами по себе. Но практика показывает, что одной из составляющих задач предшкольной подготовки как раз и является умение ребёнка научиться общению со сверстниками.

Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением.Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.

Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.

Какие формы организации детского общения вы можете предложить?

1. Непосредственная образовательная деятельность

2. Речевые проблемные ситуации

3. Беседы

4. Составление рассказов, сказок, загадок

5. Ситуативные разговоры

6. Игры.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, как на одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей. Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится согласовывать свои действия с действиями партнера. Общение является важным элементом любой игры. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Обогащается и эмоциональный мир ребёнка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Наиболее простой и эффективный способ развития навыка общения у детей данной возрастной категории — коммуникативные игры. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Коммуникативныеигры делятся на группы:

— игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;

— игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог;

— игры на развитие навыков взаимодействия в группе;

— игры на телесный контакт.

«Ау!»

(авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

«Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Комплименты»

Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить.Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо

Читайте также:  Физическое воспитание ребенка 4 года

похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Дружба начинается с улыбки»

Цель: отрабатывать навыки невербального общения.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

«Друзья»

Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Дети стоят в кругу.

1 куплет.

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (взялись за руки)

2 куплет (повтор движений в парах)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (обнимают друг друга)

«Звериное пианино»

Эта коммуникативная игра разработана О. В. Хухлаевой

Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом.

Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

Коммуникативные игры с движениями (подвижные коммуникативные игры).

Этот вид игр учит детей внимательно слушать, соотносить движения с музыкой или словами, двигаться слаженно, синхронно, помогают достигать согласованности и взаимодействия в коллективе.

«Весёлый паровозик»

Цели: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия.

Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово,например:

— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе.

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс.В таком положении они преодолевают различные препятствия:

Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).

Проползти под столом («Въехали в тоннель»).

Пробраться через «дремучий лес».

Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

«Ладонь в ладонь» (авторы — Н. Клюева. Ю. Касатки

на)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате,обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны, для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.

При проведении с ребенком игр и упражнений из этого раздела надо показать, ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.

После игры желательно обсудить ее содержание, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).

Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Источник