Ребенок 4 года разговаривает только с мамой
- Главная
- Семья и дети
- «Мама, ты плохая!» — 5 способов правильно реагировать
Редкая мама ждет от ребенка истерик, капризов и грубых слов.
Скорее всего, она ожидает улыбок, смеха и хорошего поведения.
И вряд ли в этом списке будет пункт обвинения в том, что она
плохая.
«Мама, ты плохая» — 5 способов реагировать Мамы, услышав подобные высказывания, чаще всего очень пугаются и начинают ругаться. Некоторые даже наказывают ребенка за такие слова, ставя в угол или лишая сладостей и телевизора. Для мамы это катастрофа. По их мнению, ребенок сейчас сделал чуть ли не худший поступок в жизни – оскорбил родную мать!
Но подобные высказывания из уст подростка и ребенка-дошкольника наполнены совершенно разным содержанием. И уж вряд ли малыш вкладывает в эти слова тот самый смысл, который, по мнению его мамы, в них заключен. Но оставим подростковый возраст школьным психологам, а сами обратим внимания на нашего малыша-дошкольника.
На самом деле причин, которые побудили ребенка сказать это, может быть с десяток.
Возможно, сейчас он пытается сообщить вам что-то очень важное, но не знает или не умеет это сделать. Единственные слова, которые он нашел для выражения своих чувств это «мама, ты плохая!». Может, он просит помощи или ему больно; у него очередной этап в развитии или кризис трех, семи и далее лет; он настроился провести вечер с папой, а тут вы раньше пришли с работы; просто интересно, как вы отреагируете на подобное; ребенок мог слышал такое высказывание на улице или в детском саду или он хотел сделать что-то важное, а вы помешали?
Пмните одно – такие высказывания вовсе не означают, что ребенок вас не любит и больше в вас не нуждается. Он всего лишб сказал что-то так, как смог, или повторил то, что где-то услышал. В первом случае нужно понять его послание, а во втором, – менять себя или сглаживать уличные последствия. Поэтому и вариантов как не стоит реагировать на такие слова только два – не ругать и не наказывать.
А вот способов, как реагировать правильно, может быть несколько. Для начала выдохните и, если вы слышите такое впервые, поздравьте себя с тем, что в ваших взаимоотношениях новый виток развития. Если такое происходит не в первый раз, то задумайтесь, почему и зачем ребенок это говорит.
И в том и другом случае попробуйте действовать следующими способами:
1. Первое, можно просто сказать – «ладно, ясно, я поняла», «хорошо, пусть так и будет» и продолжайте дальше заниматься своим делом. Если ребенок проверял вас на прочность, пробовал новое слово или ждал какой-то бурной реакции, он будет разочарован и, скорее всего, больше так говорить не захочет. Вообще, спокойствие это один из самых правильных вариантов реагирования не только на такие, но и другие «необычные» высказывания.
2. Спокойно спросите заинтересованным (!) голосом, не срывающимся в истерику: «А с чего это я плохая?», «Почему ты так думаешь?» Очень вероятно, что малыш сам ответит на ваш вопрос, объяснив причину своего гнева – я хочу конфету, я хочу играть и не хочу спать!
3. Помогите ему себя понять: «Ты обиделся? Рассердился? Ты хотел смотреть мультфильм, а я заставила убирать игрушки?», «Ты хотел побыть с папой?» В этом случае постарайтесь объяснить ребенку, почему он не может продолжать заниматься приятным для него делом, но обязательно скажите, когда он сможет к нему вернуться или предложите альтернативу. Например: «Нам нужно сходить в магазин, иначе мы все останемся голодными, давай я тебе почитаю или ты посмотришь еще один мультфильм вечером, когда мы вернемся?» «Папе нужно съездить по делам, но когда он вернется, то опять с тобой поиграет». Стоит ли добавлять, что свое обещание следует сдержать?
4. Проявите эмпатию: «Да, я тебя понимаю! Я своей маме тоже так говорила в детстве», «И я бы расстроилась, если бы меня так рано позвали с улицы домой», «Представляю, как ты разозлился». Казалось бы мелочь, но детям тоже нужно сочувствие и понимание.
5. Скажите о любви. Часто помогает, если в конце своего высказывания вы добавите, «а я тебя все равно люблю». Или скажите это вместо всего вышеперечисленного. Иногда действует безотказно.
Олеся Гаранина
педагог-психолог
Пункт последний, но не менее важный – задумайтесь. Обратите внимание на себя, свою речь, то, как вы разговариваете внутри семьи, общаетесь со своими родителями. Постарайтесь проанализировать, в каких ситуациях ребенок так говорит, на что реагирует подобным образом. Возможно, вы поймете в чем дело.
Если подобные высказывания повторяются очень част,о и вы исключили негативное влияние улицы и в вашей семье точно так не разговаривают, подумайте о том, что возможно у ребенка происходит что-то тяжелое для него, с чем он не справляется и чтобы понять что это, вам нужно обратиться за помощью к специалисту.
Не пугайтесь высказываний такого рода. Используйте их как сигнал задуматься о том, что происходит. Сейчас, пока ребенок маленький, гораздо проще выстроить с ним доверительные отношения и что-то исправить, чем ждать, когда он подрастет и масштабы «катастрофы» вырастут вместе с ним.
Источник
Ирина Волкова
Профи
(693)
10 лет назад
Обратите внимание, как у него развита мелкая моторика? Он одевается сам? Пуговки застегивает? Рисует? Лепит? Ест аккуратно? Развитие мелкой моторики и речи почти всегда в связке. Найдите другого логопеда, начинайте заниматься. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. К психологу тоже желательно сходить, посоветоваться, как справляться с упрямым характером сына, заставить его заниматься.
Евгения
Мыслитель
(9555)
10 лет назад
Я, конечно, не врач… но 4 года уже возраст… А невропатологи что говорят? ? Нам было 1,9, когда именно невропатолог начала ставить вопрос о небольшой задержке в речевом развитии!! ! На тот момент нам хватило курса Пантогама….
Марина
Мыслитель
(9928)
10 лет назад
у подруги мальчик аутист. ситуация примерно та же. говорить начал к 6 годам. занимались с ним несколько спецов, остановились на логопеде-дефектологе. и препараты какие-то принимали.
Ленок
Оракул
(54261)
10 лет назад
У меня дочки. Заговорили рано. Но муж одной моей подруги активно заговорил после 4 лет. Начал болтать сам. Зато теперь этот фонтан красноречия заткнуть сложно)) ) Все будет ОК! просто подождите немного.
sterva mozgodelshitza
Мудрец
(14229)
10 лет назад
не заставляйте. у моей старшей сестры мальчик в 3 года еще не разговаривал, не смотря на то, что у нас все разговаривать начинали месяцев в 10! папа не разрешал его напрягать: типа когда надо-тогда и заговорит. но сестра в панике начала его водить по врачам и т. д. поверьте-ничего хорошего не добилась-ребенок стал плакать почти все время и бояться неизвестно чего. а в 4 года и 3 месяца, когда его все оставили в покое-заговорил. сам! и целыми предложениями. если врач один раз сказала, что все в порядке и не ставит ему ни задержку развития или еще что-то там-оставьте ребенка в покое. психику потом сложнее лечить, чем дефекты речи
Елена Ефремова (Сысоева)
Гуру
(3868)
10 лет назад
читаю и с каждым словом соглашаюсь-наша ситуация-только нам еще 3 года, но тоже-хочет-слушает, не хочет, не говорит! те же слоги-его папа заговорил в 4 года, такие дети сразу начинают говорить чисто и предложениями. Я тоже переживаю-дочь в 1год уже во всю стихи, песни, анекдоты рассказывала. Говорят мальчики почти все ленивые. Начнет сам-давайте ждать! У подруги сын к пяти (!) заговорил-я свидетель, думала, что у нас так не будет-на тебе!
бибигон
Мудрец
(18380)
10 лет назад
к невропатологу, он пропишет пантогам — такие таблетки или сироп, раздражает речевые центры, безопасно и эффективно, может, назначат электропроцедуры для стимуляции мышц речевого аппарата
Юлия Иванова
Ученик
(223)
10 лет назад
В каждом округе есть центры психолого-медико-педагогические (бесплатные) Попробуйте туда обратиться. Вам подберут программу по развитию или подскажут выход из вашей ситуации. Нам помогли, правда с другой проблемой.
Просто Ольга
Оракул
(64432)
10 лет назад
У нас было похоже. Правда, сыну было почти 3 года. Он уже имел запас слов и пару предложений, которыми активно пользовался. И разговаривать он явно не хотел, а справлялся тем, что есть. Летом мы поехали на дачу. Там он увидел бабушку и тут же начал говорить все подряд. Сначала коряво получалось, но через неделю практики он уже говорил часами длинными предложениями.
Может, вашему сыну устроить что-то подобное? Стимул какой-то? Думаю, что если он пойдет в садик или познакомится с кем-то во дворе, кто ему очень понравится, он неожиданно сам начнет говорить. А пока сами не говорите за него. Делайте вид, что не понимаете. Я так учила сына немецкому. Пока он не скажет по-немецки «Я хочу пить», воды я ему не давала. И вы попробуйте.
ОльКа
Мудрец
(10221)
10 лет назад
Это просто очень плохой логопед.. . и что значит понимает когда хочет…. может действительно не понимает… .
Надо проконсультироваться с хорошим логопедом- дефектологом и начать заниматься.. .
У нас очень похожая проблема.. . сейчас сыну 4,3 года, 3анимаемся около 5 месяцев — разница очень заметная!!
Елена Удинцева
Мыслитель
(9474)
10 лет назад
ой, конечно прошу прощения, т к скажу обидное, но вам к неврологу и к психологу, и возможно, на психологическую комиссию, т к у вас явно выраженные признаки детского аутизма, 4-года бывает все, но он у вас еще изамкнутый, пока не поздно не к логопеду идите а к психологу
Источник: психологическое образование
tanelarina
Мыслитель
(7853)
10 лет назад
Минимум три врача должны поставить один и тот же диагноз, чтобы можно было надеяться на то, что он правильный. Сводите к другому логопеду, желательно к такому, о котором вы наслышаны как о грамотном спеце. У логопедов нет диагноза «просто лентяй»!
Владимир Ильин
Ученик
(116)
3 года назад
Здравствуйте! у меня двойня мальчики, им 4 года и 5 месяцев говорят тоже пару предложений и много слов даже алфавит знаю, но когда я пытаюсь с ними слова по слогам повторять они сразу забывают, очень активные умные, рисуют, лепят, танцуют и так далее, но все равно говорят по своему…. ((((((
Источник
Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник
Дочери 4 с половинкой ,ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Речь неразборчивая ,когда ей захочется ,может высказаться ,а иногда даже я не могу разобрать ,что она говорит.
Считаем до пяти ,буквы не знаем ,ручку держать нормально отказывается ,говорит ,что неудобно и просто зажимает её в кулак. Смотрю на других деток из нашей группы и плакать хочется ,видимо я такая плохая мать.
Со старшей дочерью таких проблем не было,в 4 года уже алфавит знали,читала самостоятельно .
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик, у кого была такая же проблема , какие были ваши действия ,что помогло ?
Простите за сумбур ,просто уже крик души ,не знаю что делать .
Постою послушаю, все тоже самое, только сыну в августе 4 будет.
к неврологу пошла, потом к психиатру
башка сегодня отключилась, не вся, конечно, есть могу
Аноним автор темы:
у кого была такая же проблема , какие были ваши действия ,что помогло ?
медикаменты + физиопроцедуры + занятия
Аноним автор темы:
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик
не отказывайтесь, проходите комиссию
на медикаменты давно надо было бы посадить ее
через комиссию, конечно
до 4,5 дотянули….вот вы даете
Аноним автор темы:
,видимо я такая плохая мать.
это тут причем вообще?)))не парьтесь
просто у ребенка явно со здоровьем беда давняя
Аноним автор темы:
ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Аноним автор темы:
Логопед дал направление на комиссию ,чтобы нас определили в специализированный садик,
Занятия индивидуальные в садике? Сколько минут занятие и сколько раз в неделю?
Django:
медикаменты + физиопроцедуры + занятия
++++Занятия каждый день не только речевые, но и по развитию мат. способностей, познанию окр. мира, развитие мелкой моторики и т.д. Развивайте все полушария головного мозга.
Старушка-мать:
Занятия индивидуальные в садике? Сколько минут занятие и сколько раз в неделю?
минут 15 в логогруппе, 2-3 раза в неделю
Плохая мать? Видимо, наполовину, раз другой ребёнок беспроблемный. Как и у меня. Сходите в темку «Клуб общения мам речевых детей», там куча историй и рекомендаций.
Мне тоже грустно было смотреть на сына рядом с ровесниками. В итоге благодаря титаническим усилиям самого ребёнка, моим и специалистов он в неполные 7 лет из старшей группы в массовую школу пошёл. Поверьте, на фоне одноклассников отсталым не выглядит. Итоговые работы в конце первого класса написаны на 4 и 5. Да, дефектолог до сих пор с нами, но это небольшой объём коррекции по сравнению с тем, что мы проходили 3,5 года до школы.
Автор, ребёнку здоровья! Вам — терпения…
Настраивайтесь, что логосадика при любом раскладе недостаточно. Индивидуальные занятия с частным специалистом необходимы.
vulpes pilum mutat, non mores
Старушка-мать,
Да индивидуальные ,был выбор группой 2-3 человека стоимость 200 рублей или индивидуально 350 рублей , 40 минут ,2 раза в неделю.
Аноним ,
Какие-то у Вас расценки скромные… У Вас логопед или дефектолог? Екатеринбург или область?
vulpes pilum mutat, non mores
Потолковый Лампонюх,
Ходили на уколы , сейчас уже не вспомню название + параллельно курс массажа делали.
Аноним автор темы:
Ходили на уколы , сейчас уже не вспомню название + параллельно курс массажа делали.
а чего прекратили-то?
если улучшений нет….
к врачу…
Аноним автор темы:
к логопеду
Еще вариант-сменить логопеда. Сын тоже речевик, с шикарнейшим логопедом топтался на месте. Перешли к другому, появился прогресс заметный. Ну и да, плюсом к логопеду был невропатолог, физиолечение, уколы, таблетки. Что имеем в начальной школе-проблемы с русским и английским, так как нарушен фонематический слух, не катастрофично все, но внимания требует, сложности с запоминание наизусть, ну и читать не любит. Учится без троек.
Аноним автор темы:
Ходили на уколы
Дак уколы то нужно повторять с определенной периодичностью, а не так, что один раз поставили и ждем у моря погоды.
Нам цераксон невролог прописывал перед садиком, пропили и сразу в сад, не знаю от чего больше резкие улучшения пошли. Но ребенку было 3,5. У старшей все было еще хуже, говорить начала нормально после пяти с простым садичным логопедом (на допы денег ваще не было). Сейчас в школе хорошо учится, проблем нет.
Потолковый Лампонюх,
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
Аноним автор темы:
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
Можно и раньше записаться, сказать, что остались поводы для беспокойства. А можно к другому сходить, вдруг этот что-то не заметил.
Аноним автор темы:
Следующий приём ,когда ребенку исполнится 5 лет.
В таком случае врач должен был вам расписать лечение до следующего приема.
Django:
В таком случае врач должен был вам расписать лечение до следующего приема.
Всё ,что назначалось врачом ,мы сделали.
Аноним автор темы:
я не могу разобрать ,что она говорит.
это очень неопределенно, напишите логопедическое заключение, может у ребенка ОНР 2 уровня и дизартрия, тогда полгода работы не показатель совсем.
Вам однозначно нужно наблюдаться у невролога. У ребенка возможно речевая патология дизартрия. Она поддается коррекции. И не надо ждать исполнения 5 лет, идите сейчас, к одному, другому врачу. Такую паталогию надо выявлять в детстве.
Старушка-мать:
это очень неопределенно, напишите логопедическое заключение, может у ребенка ОНР 2 уровня и дизартрия, тогда полгода работы не показатель совсем.
Заключение логопеда : ОНР 2 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Аноним автор темы:
Заключение логопеда : ОНР 2 уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Аноним автор темы:
в специализированный садик
+ самостоятельные занятия дома по рекомендации логопеда — от Вас тоже много зависит. Читайте ребёнку больше, учите наизусть стихи, чистоговорки, просите пересказать сказку, мультфильм, пусть придумывает рассказ по картинке с Вашей помощью и т.п.! Логопед звуки поставит, а вот речь развивать, словарный запас расширять надо вместе!
Аноним автор темы:
Дочери 4 с половинкой ,ходим на индивидуальные занятия к логопеду полгода,продвижения есть ,но мало.
Речь неразборчивая ,когда ей захочется ,может высказаться ,а иногда даже я не могу разобрать ,что она говорит.
Считаем до пяти ,буквы не знаем ,ручку держать нормально отказывается ,говорит ,что неудобно и просто зажимает её в кулак. Смотрю на других деток из нашей группы и плакать хочется ,видимо я такая плохая мать.
подскажите, а вы из тех мам, кто ждал, что речь придет сама в 3 года и только потом начали лечение или обследовались и лечились с 2-х лет?
Вопрос не с целью вас обидеть, просто понять хочется, у меня тоже ребенок с проблемной речью, но нам скоро будет 3-года, многие кричат не пичкай лекарствами, заговорит сам, но вот как — то сам не получается…
Источник