Ребенок 4 года облизывает губы

Ребенок 4 года облизывает губы thumbnail

Вредной и очень распространенной привычкой у ребенка является постоянное облизывание губ. Такая привычка негативно влияет на кожу, она становится пересушенной, начинает шелушиться и растрескиваться. Поэтому для родителей важно знать, как отучить ребенка облизывать губы, что предпринять для устранения повышенной сухости и шелушения кожи вокруг рта.

Почему появляется негативная привычка

Она может возникать независимо от времени года, но чаще всего ребенок облизывает губы при сухости воздуха. Сухость воздуха наблюдается в зимнее время, при морозной погоде либо в летнее время при сильной жаре. Такие погодные факторы высушивающе влияют на кожу вокруг губ. Малыш старается бороться с проблемой самым доступным для него способом – начинает лизать эпидермис. Кожа увлажняется, на какое-то время проблема решена. Но спустя время она снова появляется.

Также ребёнок часто облизывает губы при ветреной или пыльной погоде. Вследствие таких действий кожа растрескивается, кровоточит или шелушится. Отучить малыша от такой привычки очень сложно. Но иногда даже в том случае, если причину выяснили, устранили привычку, кожа продолжает пересыхать. В такой ситуации причиной может стать авитаминоз, от которого нужно избавляться. Только не самостоятельно, а по назначению доктора, использовать поливитаминные комплексы.

По мнению психологов, если дети постоянно лижут рот, это может свидетельствовать о неуверенности в себе, о каких-либо проблемах в семье, которые негативно сказываются на их психологическом состоянии. Подобными привычками могут быть: кусание губ, кусание ногтей, сосание пальца, накручивание прядей волос на палец и другие. Все они, по мнению психологов, имеют идентичную этиологию. В старшем возрасте они будут усугубляться, на этом фоне может возникать алкоголизм, наркомания, агрессия, нервозность, повышенная раздражительность, неумение справляться со своими эмоциями. Поэтому немаловажно выяснить, почему появляется проблема, какие ее основные причины, а также искоренить из жизни детей.

Симптомы

У малыша, постоянно облизывающего кожу, в скором времени появляется мацерация эпидермиса. На нем образуются микротрещинки, они постепенно будут углубляться. Ощущается неприятное стягивание и жжение или покалывание. При приеме пищи, разговоре или во время смеха трещины становятся еще глубже. Далее появляется растрескивание, кровоточивость, болезненные ощущения.

При проникновении в трещинку стрептококковой или грибковой инфекции, начинает развиваться воспалительный процесс, появляются язвочки, налет и другие симптомы.

Поэтому очень важно избавиться от неприятной привычки, защитить кожу малыша от воздействия негативных экзогенных факторов.

Что предпринять

При появлении сухости эпителия необходимо обрабатывать его несколько раз в день жирным детским кремом, он будет насыщать эпидермис, способствует эластичности тканей. Также такое средство будет длительно защищать ткани от влияния негативных факторов. Рекомендации родителям:

  • перед выходом на улицу, во избежание пересушивания кожи, наносить на губы вазелиновое масло или гигиеническую жирную помаду;
  • смазывать губы ромашковым маслом несколько раз в течение дня;
  • по назначению врача давать малышу поливитаминные комплексы, которые будут положительно влиять на слизистые, ускоряя регенерацию тканей;
  • насытить рацион продуктами, в составе которых содержится большое количество каротина – морковь, абрикосы;
  • соблюдать питьевой режим, это позволит предотвратить пересушивание эпидермиса и желание постоянно его облизать;
  • отказаться от сладких продуктов и напитков на улице, это вызывает желание постоянно облизывать кожу;
  • для питья использовать витаминные напитки, например, чай с плодами шиповника или калины, рябины, корневой частью одуванчика, плодами смородины или брусники.

Психологи рекомендуют постепенно бороться с негативной привычкой. Но при этом действовать мягко, не ругать малыша, ни в коем случае не наказывать его. Нужно объяснять ему, почему это вредно, почему важно избавиться от проблемы. Но для этого понадобится немало терпения, искоренить вредную привычку быстро не получится, иногда это может занять не один месяц. Мягко напоминать малышу о том, чего он не должен делать. Хвалить, если у него получается, поощрять тем, что дома он получит конфетку на десерт.

Рекомендуется посетить врача в том случае, если наблюдаются повреждения на губах, изъязвления либо иные тревожные симптомы. Такие признаки могут свидетельствовать о развитии стоматита или герпеса, поэтому важно не игнорировать их, обращаться к доктору и своевременно избавляться от проблемы.

Главный автор и главный редактор: Макарская С.Е., стаж 29 лет.

Последняя редакция: 08.09.2017

Источник

Invencia

29.11.2011, 18:46

Здравствуйте!
Моей дочке исполнилось 2 года. Она совсем не хочет говорить.
Расскажу немного о ней. Родилась путем планового кесарева сечения с маленьким весом 2200 и рост 47 см. Диагноз ВЗРП, нарушения кровотока. В целом, состояние было удовлетворительным, кислородного голодания не было. На вторые сутки ребенка отдали мне и она находилась со мной. Около месяца была желтушка. В течение первого года был низкий гемоглобин. В 6 мес. поставили диагноз — гидроцефальный синдром (на основании УЗИ), последний раз НСГ делали в 1 год 5 мес., ухудшений нет, но и улучшения незначительны. Наблюдаемся у невролога.
До 1 года 7 мес. дочка находилась на грудном вскармливании. Грудь сосала хорошо, в весе сначала прибывала хорошо, потом начала прибывать меньше. В итоге в 2 года весит 10300, а рост 85 см. Хорошо стала кушать к 1,5 годам, аппетит неплохой, но прибывает понемногу.
Села в 6 мес., но уверенно к 7-ми мес. Поползла около 9 мес. Пошла в 1 год и 3 недели (учили ходить, т.к. сама боялась даже стоять самостоятельно).
Первые слова (МАМА, БАБА) появились около года. Потом слово БАБА пропало. А МАМОЙ стала называть всех, кто ей нравился (включая пару женщин из телепередач). Потом появилось слово ПАПА, но неосознанное, т.е. конкретно к папе не обращалась. Звукоподражания не было (только кошку называла тоненько МЯ, и то похоже на МАМА). Еще любит говорить букву А: находит ее во всех словах, магазинных вывесках и гордо произносит. Еще неслколько букв показывает, но произносить их не хочет. До сих пор эти слова и произносит, и то нечасто. Во время самостоятельной игры с игрушками бывает что-то произносит, хотя это больше похоже на лепет. Занимаемся по книгам по развитию речи, все выполняет хорошо, но как только доходит очередь именно до повторения хотя бы звуков, мотает головой и отказывается. Начинает только тыкать в картинки пальчиком.
Все просит жестами. Если просим ее что-то повторить, мотает головой НЕТ и начинает капризничать. Если хочет кушать или пить, ведет кого-нибудь за руку на кухню и показывает или на кастрюлю, или на чайник. Когда кушает, жестами просит называть то, что ей дают.
Любит совместные игры, опять же берет за руку, подводит к тому, во что хочет играть. Вообще очень ласковая, ко мне привязана, всюду за мной бегает. Любит играть и с папой, и с бабушками-дедушками. К остальным относится настороженно.
Память вроде хорошая. Быстро запоминает движения, любит стихи, сказки. Есть любимые книжки. Движениями показывает кто из персонажей что делает (в простых сказках и стихах).
Когда дошло дело до горшка, за 3 дня усвоила, что нужно делать, хотя до этого держали в памперсах. Но на горшок не просится. Сама снимает штаны, садится, а потом идет в туалет выливать и смывает.
Любит рисовать, но не любит пальчиковые краски. Очень брезгливо относится к любому маранию рук. Пластилин тоже не любит.
Любит перебирать мелкие предметы, хорошо вставляет разные фигурки в отверстия, быстро находит нужные отверстия. Сама умеет одевать и снимать обувь на липучках или на молнии, штанишки и колготки, шапочку. Кофточки только снимает.
Еще дочка не умеет бегать и прыгает только с поддержкой, хотя пытается научиться самостоятельно. Вообще все делает медленно, осторожно.
Нас направили на консультацию к логопеду, но говорят, за таких маленьких не возьмется. Невролог ставит диагноз МЦД и ЗРР. Направили на ЭХО-ЭЭГ + РЭГ (неизвестно, когда пройдем, т.к. талонов в нашей поликлинике нет, и когда появятся — не знают), также назначили Кортексин и Амплипульс на шейный отдел позвоночника.
Прошу Вас оценить, насколько моя доченька отстает в развитии от своих сверстников. Я уже перепробовала много советов о том, как научить ребенка говорить, но ничего не получается. Может, конечно, я недостаточно настойчива, но у ребенка нет совсем никакого желания учиться говорить. Все вокруг успокаивают, говорят, что время еще не пришло. В поликлинике тоже пока ничего существенного не говорят. Предлагают подождать до 2,5, чтобы словарный запас увеличился хотя бы до 10 слов.

Читайте также:  Аутичные черты у ребенка признаки в 4 года

Invencia

29.11.2011, 18:58

Еще добавлю.
Я сама страдаю нарушениями речи, в детстве посещала логопедический детский сад. Говорить я начала вовремя, но очень невнятно. Моей маме логопед даже говорил, что меня в нормальную школу не возьмут, только в спецшколу. Но все годы училась хорошо в самой обычной школе.
До сих под не выговариваю мягкий Р и неправильно произношу свистящие звуки.

POLINA_S

30.11.2011, 20:00

Начните с тем, про развитие речи. которые прикреплены в начале этой ветки.

Invencia

03.12.2011, 17:49

Здравствуйте! Читала темы про развитие речи. Везде пишут, что обучение ребенка говорению проходит так: мама называет часто звук-слог-слово много раз, а затем делает в нужном месте паузу, и ребенок должен повторить то, что до этого называла мама.
Но у нас вся проблема в том, что ребенок не желает повторят. Она охотно играет в то, что мы ей предлагаем, охотно повторяет все действия, но как дело доходит до повторения звуков, слогов, дочка упорно молчит, мотает головой (нет, и все).
Приведу пример: собрали пирамидку и роняем ее. Я говорю: «Бах! Упала пирамидка!». Дочка смеется на слово «бах», опять строит пирамидку и роняет ее, чтобы я сказала «бах». В конце концов, когда пирамидка в очередной раз падает, я делаю паузу, но она смотрит на меня выжидающе. Я спрашиваю: «Как пирамидка падает, скажи». А она мотает головой (нет), рукой покажет, как она падает, и начинает ее заново собирать. И так во всем.
Может я неправильные методы обучения выбираю? Может надо как-то по-другому заниматься?
Я хочу добиться хоть каких-то попыток повторить за мной, пусть нечеткие, но какие-то звуки. Ведь иногда что-то членораздельное, похожее на слово, получается. Значит может хоть что-то произносить.

POLINA_S

03.12.2011, 17:54

Вы начали с конца.
какие звуки произносит девочка?
какие слова у нее есть?

Invencia

03.12.2011, 18:07

Произносит «ма», «па», «ба», «мя» (это кошка), «ва», «ля», «пуа», «ха».
Меня зовет «мама», когда что-то надо и за руку ведет (иногда просто ведет). Так что в основном все на А. Больше никаких слов не говорит.

POLINA_S

03.12.2011, 18:11

Я не поняла, что из приведенного слова, а что лепетухи.
Еще раз в два столбика и слова с переводом.
Вы уверены, что читали тему про этапы развития экспрессивной речи?

Invencia

03.12.2011, 18:15

Слова:
мама
мя — кошка
папа (редко к папе обращается)

Остальное — неосознанно говорит.

Invencia

03.12.2011, 18:20

Тему читала. В течение первого года были и гуление, и лепет. Лепетала не очень активно, и тоже в основном на А. Потом ближе к году стала говорить «мама», и все, что ей нравится, стала называть этим словом. Сейчас «мама» стала говорить только мне. И так с года больше других осознанных слов выучить не можем.

Читайте также:  Ребенок активен 4 года

POLINA_S

03.12.2011, 18:25

Может ли обозначить
еду (чмоканье)
ежик (сопение)
спать аааа
ля-ля танцевать, кукла
ва-ва-ва лягушка
бабаба -барабан, бить в барабан
используйте сами эти звукоподражания в игре, но не просите повторить.

Invencia

03.12.2011, 18:32

Нет, не обозначает. Она повторяет движения, улыбается, но не повторяет.
Единственное: когда что-то не получается, и мы ее спрашиваем :»Никак?» говорит отрывисто Ы, как будто что-то тяжелое поднимает. И когда просто так ей говорит «никак», она так же говорит отрывисто Ы.

Invencia

03.12.2011, 18:35

У меня самой в детстве стоял диагноз — дизартрия 2 степени. Могло ли это как-то повлиять на ребенка?

POLINA_S

03.12.2011, 21:13

Это рекомендации на ближайшее время, а не вопрос одного дня. Про диагноз гадать не буду, проконсультируйтесь с логопедом очно.

Invencia

04.12.2011, 13:03

Спасибо большое за ответы. Будем дальше заниматься. К логопеду уже записались.

POLINA_S

05.12.2011, 21:10

Держите в курсе.

Invencia

21.04.2012, 18:04

Здравствуйте!Дочке уже 2 г. 5 мес. Начали ходить в детский сад, пока только привыкаем.
Периодически посещаем логопеда. Был рекомендован массаж языка, но делать его нормально не получается: дочке щекотно, она воспринимает это как игру, сразу дурачиться начинает. Сама начинает язычок трогать, а мне не дает. В итоге дольше нескольких секунд не получается.
Кроме того, сделали два курса лечения в физкабинете: амплипульс на шею и спину и электрофорез под языком. Принимаем Пантокальцин (невролог выписал).
Что сейчас говорим:
мама
папа
ба (баба)
лала (собака)
ва (лягушка)
иии (птицы)
эээ (медведь)
ау (кошка), было просто ммм
му (корова)
лапа (лампа)
баха (банан)
хаха (Даша смеется)
ф-ф (ежик)
Показывает и называет буквы: А, О, У, Э, И, М, П, Х, Ф.
Слова, которые умеет произносить, охотно употребляет в подходящих ситуациях. Все остальное — жестами.
Научились дуть около месяца назад, а до этого никак не получалось. Несколько дудочек перепробовали, и только на одной научилась. Говорят, что полезно для артикулляции.

Еще я заметила, что дочка не может облизывать верхнюю губу. У нее уздечка под язычком коротковата. Но в год стоматолог говорил, что можно такую не подрезать, так как грудь сосать она не мешала, а на речь, сказал, не повлияет. Но я замечаю, что дочка совсем не говорит звуков, где участвует язык. Мне кажется, она до нёба достать не может.
Сейчас ругаю себя, почему раньше не вспоминала про уздечку. Раньше игр с язычком не получалось: дочка отказывалась его показывать. А сейчас начала играть им, и я заметила, что вверх он почти не поднимается.
Мне самой уздечку подрезали в 4-5 лет, речь была нечистой, но говорила я много.
Значит, все-таки надо подрезать.
Возможны ли такие проблемы с речью именно из-за уздечки?

NochkaCH

21.04.2012, 18:11

Короткая уздечка влияет на произношение звуков. Но практика показывает, что даже при очень короткой уздечке дети вполне связно и логично разговаривают (у детей формируются артикулемы-заменители). Говорить о том, что уздечка тормозит речевое развитие в целом нет оснований.

Неправильный массаж языка в домашних условиях может привезти к разрыву (травме) уздечки и, как следствие, негативизму к логопедическим приемам в будущем. Так же неправильный массаж может навредить ребенку, усугубить недостатоки произношения или простимулировать новые.

Invencia

21.04.2012, 18:57

Неправильный массаж языка в домашних условиях может привезти к разрыву (травме) уздечки и, как следствие, негативизму к логопедическим приемам в будущем. Так же неправильный массаж может навредить ребенку, усугубить недостатоки произношения или простимулировать новые.
Так мы и не делаем, так как не получается. А логопед сама делать отказалась, потому что ребенок еще маленький — не даст.
Я тоже читала, что самим нельзя, но врач объяснила, что нужно только поглаживать для улучшения кровообращения.

NochkaCH

21.04.2012, 21:19

Господи, просто беда какая-то у меня с этой кнопкой-спасибо ))

В качестве/вместо массажа предлагайте ребенку элементарные естественные для нее упражнения: Вылизать языком тарелку, испачканную вареньем/сгущенкой/шоколадом; Облизывать ложку с выгнутой и вогнутой стороны, облизывать губы в варенье, «дразнилки» с высовыванием языка, учиться «цокать» языком как лошадка, предложить «покусать» язычок — любые движения языком, но в осмысленной для маленького ребенка форме.

Про массаж для родителей хорошо написано в теме «»Логопедический массаж» (см. в закрепленных).

Invencia

22.04.2012, 18:27

Спасибо большое! Попробуем так делать. Так долго учимся делать что-то во рту!!! Что-нибудь просто запомнить, показать (танцы, игры с ручками) — пожалуйста, но как дело касается рта — то все. Язычок показывать только после 1 года и 9 мес. научились.
Единственное, что пока пробовала — это облизывать губки. В итоге облизывает только нижнюю, а верхнюю не получается.
«Цокать» тоже пробовала учить, но пока не получается:( Будем стараться.

NochkaCH

22.04.2012, 21:07

Есть хороший прием, чтобы научить ребенка поднимать вверх язык: Возьмите кусочек бумажной салфетки и прилепите на губу (на границу кожи и слизистой, ближе к зубам) или на передние верхние зубы. Ребенок ощутит инородный предмет и языком попробует его убрать. В итоге цель достигнута — язык тянется к губе или зубам. Единственно, может 2,5 летнему ребенку будет сложно объяснить, что убирать салфетку надо не руками, а языком. Но может и сработает ( я использую с 4 лет этот прием).

NochkaCH

22.04.2012, 21:47

Еще вспомнила прием для малышей. Вы наверняка приучаете дочку чистить зубы. К этой процедуре она должна относиться спокойно. Используйте этот момент: приобретите в аптеке специальную щеточку — силиконовый напалечник с пупырышками (из используют для чистки зубов самым маленьким детям). скажите дочке, что будете чистить зубки, а сами выполняйте массажные движения: поглаживания языка, вибрирующие касания, просто «поболтайте» пальцем вокруг языка, порастирайте щеки. Ребенок должен ощутить, что у нее ЕСТЬ ЧТО-ТО ВО РТУ. Тогда она сама будет стимулировать эти ощущения и двигать языком.

Читайте также:  Норма веса и роста для ребенка 4 года

Invencia

23.04.2012, 16:11

Спасибо! Будем учиться. И с салфеткой попробуем. Я мазала сладким верхнюю губку, но она убирала или нижней губой, или нижними зубками. Может на самом деле, если совсем около зубок верхних наклеить, то будет пытаться язычком убрать.

NochkaCH

23.04.2012, 20:09

Салфетку можно прилепить совсем на внутреннюю поверхность передних зубов — там ни нижней губой, ни нижними зубами не достанешь, только языком или пальчиком )

Invencia

25.09.2013, 15:46

Здравствуйте! Давно не писала. Дочке уже 3 года 10 месяцев. Говорит полными развернутыми предложениями, словарный запас все больше расширяется. Начала говорить словами и почти сразу предложениями в 2 года 7 месяцев после курса Пантогама. Но до сих пор не произносит некоторые звуки. Никак не можем научится говорить звуки К-Г (заменяет на Т-Д), не получается Ш-Ж, а о Р-Л я и не мечтаю даже еще.
Занимаемся с дефектологом. Хотя она нам сказала, что дочке нужен скорее логопед, так как с интеллектом у нее проблем нет, но в занятиях не отказала, да и дочке нравится с ней заниматься. Сейчас занимаются постановкой звуков Ш-Ж. Дефектолог говорит, что К-Г ставить не надо, так как они сами придут со временем. Так ли это?
Хочу спросить у специалистов, нужны ли нам занятия с логопедом или занятий с дефектологом достаточно, чтобы научиться произносить нужные звуки?

NochkaCH

25.09.2013, 19:21

А мягкие варианты Кь-Гь есть в речи?
Норма появления Р — к 5 годам. Так же Ж — звук позднего онтогенеза. А вот К и Г — раннего, следовательно работать над ними необходимо. Из практики: Ребенок до 7 лет говорил в свободной речи «ботинти», «патет» и т.д., хотя все звуки были поставлены и закреплены. Но в отсутствие контроля взрослых — откат к привычному варианту. То есть чем дольше ребенок заменяет один звук на другой — тем сложнее будет переучивать в более старшем возрасте.
Собственно, ранее озвученная проблема нашла свое отражение в произношении. Для произнесения звуков Р,Л, Ж, Ш — кончик языка должен подниматься вверх за передние зубы. Тренируйте именно это движение с помощью упражнений.

Дефектолог, владеющий приемами звукопостановки и автоматизации может скорректировать звукопроизношение, но стремительных результатов ждать не стоит.

Invencia

26.09.2013, 16:21

А вот К и Г — раннего, следовательно работать над ними необходимо. Из практики: Ребенок до 7 лет говорил в свободной речи «ботинти», «патет» и т.д., Вот именно так и говорит. Нет даже мягких вариантов. В поликлинике логопед и дефектолог, с которой занимаемся говорят, что К-Г сами в речь придут, то есть я так понимаю, что заниматься их постановкой они не будут. Может есть какие упражнения, чтобы эти звуки появились в речи? Читала про использование зонда или просто нужно держать язычок пальцем при произношении. Но на деле пока не получается. Язычок прямо извивается и стремиться к небу, а я так понимаю, что он должен спокойно внизу лежать. В конце концов все заканчивается тем, что «я не умею», «я больше не буду»…
Звук Ш у нас не получается, так как дочка не делает губы трубочкой. На занятиях у дефектолога она нажимает руками на щечки, губы делаются трубочкой и звук получается. Но без помощи рук он звучит как С или СЬ.

NochkaCH

26.09.2013, 18:07

Может есть какие упражнения, чтобы эти звуки появились в речи?
она нажимает руками на щечки, губы делаются трубочкой и звук получается. Но без помощи рук он звучит как С или СЬ.

1.Можно попробовать «покашлять» при игре в доктора, совершенно не акцентируя внимание на то, что будем учиться говорить звук К. Именно покашлять. Один, другой, третий — посмотрите что получится.

На звук К язык не только лежит внизу ротовой полости, но и отодвигается кзади. Задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Поэтому надо не только нажать на язык, но и «задвинуть» его вглубь рта. Самое главное, попросить при этом сказать ТА, но не КА! Обратите внимание ребенка, что звук получился совсем новый. Предложите назвать его «песенка вороны/птички». Если слог «ка» получился — продолжайте работу, но не просите сказать «КА» — ребенок выдаст «ТА» в силу привычки. Все время произносите: Скажи «песенку вороны».
Если получится — напишите, расскажу что делать дальше.

2. По поводу Ш. Этот звук образуется засчет образования щели между широким кончиком языка и твердым нёбом. Вариант «прижать щеки» — в корне неверный, потому что в этом случае язык не участвует в артикулляции. Щеки прижимают если у ребенка есть звук Ш, но он произносится боковым способом (боковой парасигматизм шипящих, чаще всего это признак дизартрии). Способ звукопостановки определяет логопед (дефектолог) после оценки состояния звукопроизношения и определения вариантов его нарушения (а их может быть огромное количество).
Возможно вам стоит проконсультироваться именно с логопедом и получить рекомендации, пока ребенок не автоматизировал в речи аналоги звуков.

NochkaCH

26.09.2013, 21:40

P.s. Чтобы язык не выскальзывал из-под пальцев (при работе над звуком К) — оберните его чистым х,б платочком (палец, не язык).

Источник