Ребенок 4 года не выполняет просьбы
Иногда родители огорчаются, так как дети не выполняют их просьбы. Чтобы ребенок, к примеру, переоделся после прогулки, вымыл руки, собрал игрушки перед сном, мамы (ведь чаще именно они проводят время с малышами) вынуждены повторять несколько раз. К чему это приводит? Да, иногда к ссорам… И это грустно!
Попробуем разобраться в причинах, почему дети сопротивляются родительским разумным просьбам. Ведь ситуация такова, что это характерно как для самых маленьких, так и детей постарше. Слово – психологу Нине Ливенцовой.
У родителей нервы сдают, возникает искушение надавить на ребенка криком, – рассказывает о том, чем чаще всего завершает неприятие родительских просьб ребенком. – Да, крик подействует. Но проиграна только одна битва, а не война. Следующее столкновение не за горами. Сопротивление нарастает пропорционально оказываемому давлению…Никто не любит, когда на него давят. Дети не исключение. Автоматически срабатывает реакция защиты. Никто не любит проигрывать. Но когда идет борьба, проигравшие должны быть по определению. И если проигравшим себя чувствует родитель, он начинает давить, если ребенок – сопротивляться и огрызаться.
Психолог перечисляет ситуации, когда родитель неправильно озвучивает свою просьбу. Специалист называет их «занозой» в коммуникации с ребенком.
1. Вы и ребенок находитесь по разные стороны баррикад
Проблема вас разъединяет. Нужно собрать портфель. Встать по одну сторону – значит, посмотреть на проблему глазами ребенка, узнать у него, в чем он испытывает сложность, как вы можете помочь, как он сам видит решение этой проблемы,
2. Гиперопека и гиперконтроль
Иногда нам, родителям, действительно полезно отпустить контроль, чтобы дети начали делать то, что нужно и важно для них. Согласитесь, одно дело мыть посуду потому, что вам хочется самим, чтобы было чисто, а с другой стороны, потому вам приказывают «Быстро вымой посуду!».
3. Тон речи
Приказной, угрожающий, унижающий. Для многих становится откровением, что половина фраз начинается со слова «Быстро». Выход в том, чтобы менять свой категоричный тон на более дружелюбный.
4. Нетерпеливость родителя
За сопротивлением может стоять неоконченное дело. Ребенок хотел досмотреть мультик, а потом помыть руки. Выход – дать завершить дело и быть чуточку терпеливее.
5. Месть
Кричите на ребенка. Он обижен, ответить вам не может, но, саботируя ваши просьбы, как бы мстит за плохое отношение. Выход – встать по одну сторону проблемы.
6. Ребенок не понимает временные рамки
Когда он говорит, что сейчас соберет портфель, проходит 30 минут, а дело не сделано, то, возможно, он не почувствовал эти 30 минут. Выход – помочь ребенку контролировать время, помочь с планированием времени.
7. Сложносочиненные просьбы
«Вымой руки, собери вещи с пола, повесь их в шкаф и иди обедать». Ребенок выполняет последнюю просьбу, потому что ее запомнил. Выход – одна просьба за раз. Четко и конкретно сформулированная.
8. Неочевидные просьбы, намеки
«Как вы сильно шумите, у меня голова болит». Выход – говорить яснее, без намеков.
Если подобная ситуация характерна и для вашей семьи, психолог Нина Ливенцова советует исследовать свои отношения с ребенком, искать ту самую «занозу».
А вы нашли в перечисленных психологом ошибках те, что допускаете сами?
Читайте также:
- Совет дня: выполните эти 6 шагов – и ребенок вас услышит
- Совет дня: применяйте эти приемы, чтобы ребенок чувствовал родительский авторитет
- Совет дня: строим диалог, даже когда ребенок упрямится
Все фото: Depositphotos
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
- 7-12 лет
Психологи утверждают, что с наступлением холодов родители все чаще повторяют фразу «Надень шапку!», а дети все реже эту шапку надевают. И возникают эти споры не из-за того, что ребенок не слышит, а из-за того, что он принципиально не хочет слышать. Как сделать так, чтобы дети выполняли просьбы родителей? Мы решили поберечь детские уши и родительские нервы и выделили 5 способов говорить с ребенком так, чтобы он слышал все с первого раза.
1. Слезайте с трона великого Родителя
Слезайте, слезайте! Иначе ничего не выйдет. Когда ребенок совсем мал и только начинает ползать, все вокруг для него кажется огромным. Но природа устроила все таким образом, что самые близкие люди – мама и папа — практически все время первого года жизни носят малыша на руках, тем самым поднимая его обзор мира до уровня своего видения. Как только ребенок начинает ходить, растет, приобретает свой характер и особенности поведения, многие родители забывают об этом метре разницы видения мира и с высоты своего полета смотрят на малыша и общаются с ним сверху вниз. Отсюда и речь родителя зачастую также принимает повелительный характер и приказной тон. Ведь «кто, если не я его научит», «я же старше», «у меня жизненного опыта вагон, малыш, а ты еще такой маленький и наивный» и пр. Возможно, это действительно так. Но попробуйте спуститься на уровень своего малыша. Просто физически опустите свое тело и посмотрите ребенку в глаза. Вы обязательно заметите, что фраза, сказанная с высоты своего родительского полета, и та же фраза, сказанная ребенку глаза в глаза, звучит совершенно по-разному. А точнее, отношение к восприятию данной фразы у ребенка меняется.
Попробуйте попросить ребенка убрать игрушки, не стоя франтом или крича с кухни, а глядя на него. Вместе посмотрите на хаус в детской, оцените беспорядок взглядом… Но обязательно вместе и обязательно глядя друг другу в глаза.
2. Будьте последовательны в своих просьбах
Помните о том, что ваш ребенок всегда будет вашим отражением.
Ему мало услышать вас, он должен увидеть, ощутить и воспринять сказанное через органы чувств и эмоционально.
Так, например, мама вместе с дочерью собираются уходить из гостей. Мама говорит своей дочке: «Лена, пора одеваться». Фраза была сказана глаза в глаза, и ребенок точно ее услышал. Но затем мамина подруга предлагает доесть пирог, посмотреть еще одну фотографию, записать рецепт того самого пирога… В результате мама сама не одевается, тянет время, но при этом все повторяет и повторяет: «Лена, ты готова?» Ребенок видит, что мама еще даже и не начинала одеваться, и в следующий раз не станет прислушиваться к подобным просьбам, поэтому, если уже фраза была произнесена и услышана, действуйте в соответствии с тем, что было сказано ребенку, и сами показывайте пример.
3. Играйте
Игра – это удивительная штука. Вот, к примеру, ваш ребенок берет все игрушки, что есть в доме, бросает их на пол, бегает по ним, топчет и кидает. Смотреть на это без успокоительных очень сложно, и сердце сжимается каждый раз, когда вы, молча, собираете игрушки в корзину, вздыхаете от бессилия и повторяете: «Убери игрушки!», затем — «Немедленно убери игрушки!», и наконец с раздражением — «Сколько можно уже тебя просить убрать игрушки?!» А если попробовать, например, и неожиданно понарошку заплакать, когда очередной медведь снова полетел на пол? И сказать: «Это же мишка, ему очень больно! Посмотри, мне кажется, он плачет вместе со мной». Разумеется, в 12 лет эти игры не пройдут, но на раннем этапе образ «плачущего мишки» надолго останется в сознании малыша. Дома наступит чистота и порядок. А ребенок услышит с первого раза.
Кстати, сказки тоже можно отнести к моменту игры. Рассказывайте и сочиняйте их вместе с ребенком, и пусть один из героев будет похож на вашего малыша.
Таким образом, можно направлять различные ситуации в нужное вам русло.
4. Забыть слова «нет» и «нельзя»
Ребенок таскает в детский сад собачий корм и ест его на прогулке… Кажется, в этой ситуации без жестких запретов и слова «нельзя» не обойтись, но вы все-таки попробуйте. Можно, к примеру, съесть чуть-чуть корма вместе с ребенком и потом плеваться весь вечер, сказать, что болит живот, тошнит и, видимо, это серьезное отравление. Скорее всего, ребенок испугается, и это избавит его от вредной привычки, ну а вы обойдетесь без использования в своей речи раздражающих малыша слов «нет» и «нельзя».
Кстати, риторические вопросы, вроде «До каких пор ты будешь…?», тоже лучше забыть.
Психологи утверждают, что на подобные вопросы дети реагируют еще ярче. Таким образом, речь родителей должна быть положительна, конкретна и аргументирована, а также добра, но ни в коем случае не иронична.
5. Неожиданные повторения
Дети растут, но правила не меняются. Повторяйте то, о чем договаривались раньше, используя те же методы, но в других ситуациях, под другим ракурсом, в иных условиях и отличной от предыдущих эмоциональной среде.
Пожелания родителей обязательно будут услышаны и останутся с ребенком навсегда.
Жизнь подкинет много сложных вопросов, но подсознательно люди будут искать ответы на них, вспоминая то, о чем им когда-то говорили родители.
Часто без видимых причин ваш ребенок начинает капризничать и делать все наперекор. В чем причина? Ответ на этот вопрос поможет узнать новый тест от Я – Родителя
Пройти тест
Источник
Очень часто взрослые жалуются, что ребенок игнорирует, не выполняет их просьбы: «Сто раз надо повторять одно и тоже»!!!
Почему ребенок не выполняет просьбы?
Причин может быть много. Первое, что необходимо сделать – это понять все ли в порядке со здоровьем, слухом. Путь таков: педиатр, лор, невролог. Если со здоровьем все в порядке — доктор ничего необычного не выявил можем заниматься процессом воспитания и искать воспитательные или психологические причины непослушания. Это может быть и чрезмерно строгий контроль родителей (кому понравится, когда на него давят?), желание ребенка быть самостоятельным, не подчиняться. Или просто несколько поручений одновременно, которые ребенок не в состоянии запомнить — поэтому он их игнорирует (просьба должна быть короткой, четкой). Может быть причина в повышенной отвлекаемости ребенка (он начинает выполнять вашу просьбу, отвлекается и забывает о ней). Или ребенок очень увлечен просмотром мультфильмов или игрой. Возможно малыш осознанно делать вид, что не слышит, как его зовут и при этом продолжать смотреть любимый мультфильм (чтобы избежать хлопот). Убедиться в том, что ребенок осознанно сделал вид, что не слышит вашу просьбу, очень легко. Предложите ему какое-то его любимое лакомство. Если он отреагировал (подошел к вам, взял) — причина найдена. В таком случае сначала озвучьте ребенку просьбу, а потом угостите лакомством.
Очень важно убедиться, что ребенок по-настоящему услышал вашу просьбу. То есть, понять, что именно вы от него хотите, а не просто слышал звук вашего голоса фоном.
Чтобы удостовериться, что вы услышаны, важно получить подтверждение этому. И брошенное вам «ага» или «хорошо» не в счет. Потому что всякое «ага» может быть сказано автоматически, если ребенок занят чем-то для него важным и интересным.
Поэтому, чтобы сформировать умение слышать. Сначала мы идем к ребенку, привлекаем его внимание (вам виднее на, что реагирует ваш малыш), его взгляд заговорив с ним, можно прикоснуться (прогладить по спинке рукой), можно интонационно выразительно сказать (спокойно и дружелюбно или наоборот с улыбкой на лице и весело- определяйтесь по ситуации). И не с налета войдя в комнату озвучить просьбу, а сначала поинтересовавшись, чем он занимается. Или искренне похвалив творение его рук (что позволит ребенку услышать вас – привлечет его внимание). Он должен услышать не ваши указания, а ваш интерес к нему. Когда контакт установлен, можно и просьбу озвучить (Например,: «Какая красота у тебя получилась! Жаль тебя прерывать, но пора уже убирать в комнате – сложи игрушки»). И на «нет мам» ответить, понимая ребенка (Пример: «Да, я понимаю, что ты расстроен, давай еще 5 минут, и за уборку»). И напомнить через пару минут. Важно давать время (пусть и небольшое, пару минут), чтобы ребенок доиграть или доделал дело, которым занимался. Не бросать сразу. Формируем способность дорабатывать до логического завершения, не бросать начатое на пол пути. И, к тому же такой подход говорит о вашем уважении к ребенку, к его детским делам. А уважению, как известно учим тоже мы — родители.
Итак, если мы крикнули из соседней комнаты «Складывай игрушки», а через полчаса обнаружили ребенка в неубранной комнате, он не виноват. Он просто не услышал, не понял. Вы не предприняли необходимых действий, чтобы быть услышанным. Ругать ребенка не за что, да и бесполезно — игрушки от этого сами не уберутся. Самое лучшее решение тут – помочь малышу их убрать. Так быстрее, плюс — это возможность показать, что ваша цель не поругать или наказать, а действительно прибранная комната. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, а помогайте при необходимости.
Конечно цель – приучить ребенка к самостоятельности. Навык самостоятельной нужно тренировать, но если делать это раньше, чем сформировался определенный отдел мозга, то это будет всего лишь навык, без необходимой базы под ним (Пример: учим говорить «спасибо», не успев почувствовать настоящую благодарность). И здесь важно выбрать: чего вы на самом деле хотите. Настоящей самостоятельности или навыка убирать игрушки без помощи взрослых.
Возраст имеет значение, дозревание мозга, его функций. Если игра настолько интересна, а уборка игрушек так скучна, велика вероятность, что даже самый послушный ребенок в процессе уборки снова переключится на игру. Или даже не начнет убирать, решив, что «еще пару минут поиграю – и за уборку», а потом, вовлекшись в сюжет, просто-напросто забудет о маминой просьбе.
Если подобное случается часто, следует просто сделать вывод, что без помощи взрослого ребенок пока не может справиться. Это может быть помощь в удержании внимания. Например, каждые 5 минут можно заходить в комнату и помогать ребенку удерживать фокус на уборке: «Оо, как здорово, уже явно стало чище!»…
Также, может переделать скучное мероприятие по выполнению просьб в увлекательное игровое. В зависимости от того, какими игрушками пользуется ребенок, можно подвесить на стену корзину для мячей или мягких игрушек (и ребенок будет бросать игрушки в нее, а-ля баскетбол или перебирать крупу, как будто полицейский ловит бандитов), наклеить на ящики с игрушками изображения геометрических фигур, или животных, или…, а на стену – «код к шифру». Чтобы каждая игрушка в итоге оказалась на своем месте. Наверняка ваша фантазия подскажет вам еще кучу интересных возможностей, которые сделают любую работу ребенка не тяжким бременем, а вполне себе приятным, увлекательным занятием.
Проще всего трудиться вместе и вместе отдыхать. Как говорится: «Совместный труд объединяет!»
Можно предложить поиграть в «армию». Давать ребенку четкие указания конкретных действий, после совершения которых он приходит за следующими указаниями. Типа «Сейчас ты убираешь только машинки вот в этот ящик, затем приходишь ко мне за следующим заданием» (можно и буквально поиграть в армию. Отдавая приказы, чеканя шаг — но это уже сложнее).
Каждый ребенок хочет быть хорошим, хочет, чтобы его любили. У него нет цели ослушаться вас, обхитрить. Необходимо помогать выполнять ваши просьбы. Не делать за него эту работу, а учить, показывать, как выполнять определенные действия, что-то делать совместно. Формировать у него эти умения. Хвалить за выполненное задание при всех домочадцах. Он не вырастет неспособным сделать что-то самостоятельно. Зато вырастет с уверенностью, что ему есть на чью помощь рассчитывать в сложных для него ситуациях. Что может прийти к вам за помощью, будет доверять вам.Есть на кого опереться. А это очень важно.
Источник
Кто из нас не считает себя мудрым родителем? Но и нам порой отказывает терпение, когда это повторяется изо дня в день.
20 августа 2020·Текст:
Екатерина Рижская
В один прекрасный момент у ребенка наступает «возраст-неть». То есть, на любую просьбу или предложение он отвечает лаконично и без запинки: «Неть». А бывает еще стадия «глухоты». Это когда мама просит-просит, уговаривает-уговаривает, а малыш будто не слышит. И, пока не рявкнешь, не реагирует ни на какие просьбы. А рявкать-то не хочется, мы же любящие мамы. Так и множатся истории на форумах:
«Сыну три с половиной года. По идее, это возраст, когда ребенок начинает все делать сам. У меня же все наоборот. Ему надо, чтобы его одевали, хотя знаю, что умеет это делать, кормили, сам есть отказывается. Еще его обязательно надо усыплять, иначе будут жуткие истерики. Что делать?»
«Моему почти 5 лет. Когда прошу что-то сделать, сынок двигается, как сонная муха, отвлекается. Дала штанишки, футболку прошу надеть, через минуту обернулась — лежит ногами вверх, штаны в стороне. Еще раз попросила, привстал, вернулась минут через пять, опять та же картина: штаны где-то, а сам играет. Я кричу — он вскакивает и быстро одевается. Разве это нормально — постоянно кричать?»
«Прежде всего, надо выяснить причины такого поведения ребенка, — считает психолог. — Основные — это недостаток внимания; отсутствие четких требований со стороны родителей; незрелость психики малыша; недостаток его ресурсов для выполнения действия. А возможно, он не выспался, плохо себя чувствует или просто не любит ходить в сад. Ну неспособен ребенок вдруг решить маму выбесить».
1. Три года — это возраст кризиса, который называется «Я сам». Именно в этот период мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам нужно четко выстраивать поведенческие границы. Это определенные правила и внутрисемейные законы, по которым ребенок начинает считывать реальность конкретной семьи. К примеру, подъем в 7:00, отбой — в 21:00. В определенное время идем пить молочко, есть печенье, чистить зубки, читать сказку и спать. Важно, чтобы ритуал изо дня в день повторялся.
2. Надо понимать особенности психического развития малыша и делать соответствующие выводы. До трех лет предфронтальная кора в головном мозге еще не до конца развита, там практически нет извилин и бороздок. К 5-7 годам мозг ребенка меняется, в том числе благодаря отрицанию маминых просьб. Следите за цепочкой: малыш сталкивается с фрустрацией (неудовлетворением потребностей), а требование или запрет — это всегда фрустрация; он испытывает небольшой стресс, но тем самым дает психике опыт переживания необходимых психоэмоциональных реакций. Так что отрицание всего и вся — это естественный процесс.
Фантазии о том, что у детей не должно быть запретов — это только фантазии. Если ребенку все разрешено, это вызывает у него беспокойство, тревожность, отсутствие почвы под ногами и, как следствие, агрессию.
3. В три года начинается процесс отделения от родителей, и этот процесс не одномоментный. Малыш хочет быть взрослым, делать все сам, но ему не всегда для этого хватает ресурса — и физического, и психического. Пройдет кроха десять шагов и на ручки просится. Мудрые родители помогут, не очень мудрые скажут обиженно: «Ты же теперь самостоятельный, вот и иди». Лучше похвалите за достижения!
4. Возможно, ребенок научился самостоятельно справляться с ситуацией, но все еще просит маму покормить, одеть и полежать рядом. О чем это говорит? О том, что ему еще нужна эмоциональная поддержка. И хорошо, что рядом есть взрослый человек, к которому у малыша есть доверие, к которому можно обратиться за помощью, поплакаться, опереться. Чаще это мама.
5. Не торопите взросление ребенка, посмотрите на себя. Как часто вы вместе играете? Разговариваете ли по душам? Объясняете ли ситуацию и ее последствия? На это нужно время, которого у родителей часто нет. Вы спокойная и улыбчивая мама, которая любит ребенка безусловно и говорит ему об этом, или мама, всем недовольная, вечно уставшая и торопящаяся? Тогда не удивляйтесь тому, что малыш будет притягивать к себе внимание в самый неподходящий момент. Вы, пусть и с нахмуренными бровями, нужны ему здесь и сейчас, а не завтра, когда наступит выходной.
6. Любой каприз нехочухи нужно разворачивать в игру. Не давить на ребенка со словами «Нет, ты будешь есть кашу, я так сказала». Негативные эмоции и желание вступить с малышом в лобовое столкновение надо учиться подавлять — ни к чему позитивному они не приведут. Не хочет одеваться? Заставлять его не имеет смысла, лучше пошутите и поиграйте две минуты. Предложите поискать по комнате потеряшек — носки, майку. Или надеть наперегонки брюки. Можно участвовать в процессе параллельно. Скажите ему: «Я ищу майку, а ты надеваешь шорты, я дую на кашу, а ты сам ешь». Постепенно сводите свое участие к минимуму и радуйтесь вместе его новым умениям.
7. Важно не поддаваться истерикам, а научиться спокойно говорить «нет». Так ребенок получает истинную, а не искаженную картину мира, где всего можно добиться, стоит только поплакать. Родители должны быть готовы прожить обиду крохи и его агрессию («Я не люблю тебя, не хочу, чтобы ты была моей мамой»). Чаще все он говорит гадости после так называемых слез тщетности, которые не приводят ни к чему. На самом деле он так не думает, просто для него в этот момент весь мир рухнул, а незрелая психика иначе отреагировать на ситуацию не способна. И очень желательно, чтобы, несмотря на этот негатив, некрасивое поведение и беспричинные (на ваш взгляд) слезы, вы нашли в себе силы обнять малыша, прижать к себе и прошептать ему на ушко, как вы счастливы от того, что он у вас есть.
Больше полезных и интересных материалов о воспитании детей — в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Источник