Ребенок 4 года не слушается воспитателя в саду
На чтение 8 мин.
Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 3–4 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 20–25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.
Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.
После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком. Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение. Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.
Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:
Недостаток опыта работы у молодого специалиста
Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.
Недостаток внимания со стороны воспитателя
Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.
Фотография с сайта orelsreda.ru
Неумение организовать досуг
В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.
Неправильное распределение эмоциональной нагрузки
Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.
Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония
Каковы пути решения этой проблемы:
Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.
Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.
Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!
Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения
Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.
Возрастные кризисы:
Фотография с сайта epsychology.ru
Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.
В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью да, наоборот» – вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!
В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.
Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.
Недомогание организма, дискомфорт:
Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.
Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.
Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.
Фазы луны:
Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1–2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.
Стрессовые ситуации:
Детям свойственна ранимость. Все происходящее вокруг они принимают близко к сердцу. К сожалению, невозможно жизнь прожить без стрессов. Если взрослые умеют их воспринимать правильно, то детская психика еще чрезмерно к ним чувствительна. К стрессовым ситуациям можно отнести развод родителей, отъезд одного из членов семьи в командировку, потеря домашнего животного. Появление братика или сестрички в семье тоже может стать причиной стресса у ребенка, ведь раньше весь мир крутился вокруг него, а сейчас появилась конкуренция.
С целью привлечения внимания:
Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.
Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.
В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.
Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.
Источник
Svetik519 Автор темы №0 | 22.10.2016-17:15 | Добрый вечер! Подскажите, пожалуйста, как можно наладить отношения с воспитателями. Воспитатель жалуется на то, что ребенок(мальчик 4 года, в садик ходит 2 года) балуется и не слушается в садике. Я спрашиваю как именно он балуется: обижает других детей, дерется. На что мне отвечают что нет. Но отвечают, что он очень активный. Я спрашиваю что он самый неуправляемый ребенок?. Они отвечают, что да. Хотя дома он слушается, спокойный, играет, адекватно реагирует. Я не замечала за ним то, что он неуправляемый. Как можно его «воспитать» чтобы в садике он слушался воспитателей, не баловался. |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №1 | 22.10.2016-17:18 | Здравствуйте! Важно все же точно узнать у воспитателей, чем они недовольны. Они просто согласились с вашей версией, но, возможно, за кадром осталось еще что-то. |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №2 | 22.10.2016-17:20 | №0 | Svetik519 писал(а): Непонятно пока, в чем непослушание. И что значит не баловался, тоже не понятно. Может с ребенком все хорошо, а с воспитателями нет ) |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №3 | 22.10.2016-17:20 | №0 | Svetik519 писал(а): не равно №0 | Svetik519 писал(а): |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №4 | 22.10.2016-17:21 | №0 | Svetik519 писал(а): а что предлагает воспитатель? |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №5 | 22.10.2016-17:22 | №3 | Ольга Архипова писал(а): Тут может быть, что хотят воспитатели таланты ребенка «причесать» под общий стандарт, если так можно выразиться. |
Деменева Анна Евгеньевна Психолог, Онлайн- консультант г. Пермь №6 | 22.10.2016-17:23 | Дети, посещающие сад, часто ведут себя противоположно. Если в саду послушные и тихие, то дома начинают носиться и не слушаться. И наоборот, дома «приличный», а в компании разнузданным становится. Это уж так есть. У нас вот наоборот, дома буянит ) |
Пустовойтова Елена Юрьевна Психолог г. Санкт-Петербург 92 консультации №7 | 22.10.2016-17:29 | №0 | Svetik519 писал(а): Здравствуйте! |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №8 | 22.10.2016-17:32 | №1 | Машин Владислав Леонидович писал(а): И конечно, важно с ними говорить уважительно, стараться и их понять. А какие эмоции у вас вызывают мысли о том, что с ними надо на эту тему общаться? |
Вайсман Сергей Ефимович Психолог, Доктор психологических наук г. Екатеринбург 470 консультаций №9 | 22.10.2016-17:34 | Воспитатели что-то не договаривают. Балуются все дети, поэтому важно разобраться в чем дело, прежде искать изьяны в ребенке |
Ермаков Сергей Психолог, Природноориентированная терапия г. Владимир 9 консультаций №10 | 22.10.2016-17:36 | №0 | Svetik519 писал(а): Так у детей взрывная нервная система по сравнению со взрослыми, для них норма — быть вездесущими и надоедливыми (по мнению взрослых), у них свои ритмы и циклы активности, тем более 4 года… — ребёнок Мир познаёт только через активность. Конечно воспитателям удобнее, если ребёнок тихий, спокойный, по сути — «аутист», но это как раз — тревожный показатель в плане развития. Хорошо, что ваш сын — активный и любознательный. Вы в следующий раз напомните этим воспитателям, что дети в садике для воспитания и развития, а не чтобы воспитателям рабочий день облегчать/упрощать. Ещё вопрос… кого надо воспитывать ). В вопросах поведения ребёнка прислушивайтесь, во-первых, к самому ребёнку, во-вторых, к себе и своим ощущениям. Не нужно на слово верить другим, которые что-то говорят о вашем сыне. |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №11 | 22.10.2016-17:38 | №10 | Ермаков Сергей писал(а): Согласен. А про речь воспитателям: они могут это как наезд воспринять ) |
Силина Марина Валентиновна Психолог, Клинический психолог г. Иваново 118 консультаций №12 | 22.10.2016-17:40 | Шустрые и активные дети всегда не удобны. Важно понимать, что именно настораживает воспитателей. Иногда их недовольство- хороший признак, что ребёнок активный, подвижный и им, конечно, сложно. Другое дело- их что то особенное настораживает. Что именно? |
Svetik519 Автор темы №13 | 22.10.2016-17:43 | №1 | Машин Владислав Леонидович писал(а): Что именно не так они особо не говорят,но когда я прихожу в садик он спокойно играет, либо сидит спокойно их слушает я не видела чтобы он как дикий себя ведет, и не вяжется с его поведением дома. |
Svetik519 Автор темы №14 | 22.10.2016-17:45 | Но говорили что он может кого-нибудь тыкнуть когда сидят на стульчиках, либо говорят что у него так хорошо идут рифмы и он слова переворачивает |
Вера Гасимова Психолог г. Пермь 3 консультации №15 | 22.10.2016-17:45 | №0 | Svetik519 писал(а): Сразу вопрос к воспитателям, который возвращает им ответственность за то, что происходит в д/с: неужели специалист по детям не может найти подход к ребёнку? |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №16 | 22.10.2016-17:46 | №14 | Svetik519 писал(а): то есть, ребенок осваивает язык, «играет» с ним [ Сообщение изменено: 22.10.2016 — 17:47 ] |
Татьяна Ракитина Психолог, Психоаналитик г. Краснодар 7 консультаций №17 | 22.10.2016-17:47 | №0 | Svetik519 писал(а): №0 | Svetik519 писал(а): Светик, насколько я поняла, у Вас нет проблем с ребенком. Проблемы есть у воспитателей, а Вы хотите сделать им хорошо, возможно, при этом пожертвовав спонтанностью, активностью ребенка и получить выстроенного, но грустного сына. Что Вы испытываете, какие чувства, когда Вам делают замечания? №0 | Svetik519 писал(а): хорошо бы получить более развернутый ответ. Возможно, жалобы имеют почву. |
Svetik519 Автор темы №18 | 22.10.2016-17:48 | №4 | Ольга Архипова писал(а): От меня воспитатель ждет чтобы я с ним поговорила, я с ним разговариваю постоянно. А она потом спрашивает на следующий день вы точно с ним поговорили? |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №19 | 22.10.2016-17:49 | №14 | Svetik519 писал(а): любой может |
Вера Гасимова Психолог г. Пермь 3 консультации №20 | 22.10.2016-17:49 | №18 | Svetik519 писал(а): Простите, какие тетрадки с заданиями в 4 года?!?!?! |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №21 | 22.10.2016-17:49 | №13 | Svetik519 писал(а): Вот и важно все расспросить подробно. |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №22 | 22.10.2016-17:50 | №14 | Svetik519 писал(а): Нормальная ситуация и здорово, что умеете обращаться так со словами — исследует себя и мир. |
Svetik519 Автор темы №23 | 22.10.2016-17:51 | №7 | Пустовойтова Елена Юрьевна писал(а): Я спрашиваю конкретно что именно он делает, а воспитатель и говорит что он очень активный, такой «боек». Я спрашиваю он дерется? она отвечает нет, он не дерется . |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №24 | 22.10.2016-17:52 | Интересно, а где вы живете? |
Svetik519 Автор темы №25 | 22.10.2016-17:53 | №8 | Машин Владислав Леонидович писал(а): Я с ним разговариваю каждый день как он провел этот день, чем занимался, с кем играл, баловался или нет в садике. Мне уже не приятно что постоянно говорят вы с ним разговаривали чтобы он не баловался, вы точно с ним разговаривали. Меня это «убивает» уже |
Меланьина Ирина Константиновна Психолог, КПТ и ЭФТ г. Киев (Украина) 957 консультаций №26 | 22.10.2016-17:53 | А есть ли в садике видеонаблюдение? Или можно ли попросить снять на телефон пример «плохого» поведения (по мнению воспитателя)? |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №27 | 22.10.2016-17:55 | №25 | Svetik519 писал(а): Понимаю вас конечно, это все малоприятно. А я не про сына вопросы задавал ,а про воспитателей. |
Svetik519 Автор темы №28 | 22.10.2016-17:57 | Ходим с ребенком в школу развития, там на него не жалуются, психолог сказала, что мальчик очень коммуникабельный активный, ей тоже говорила, о данной проблеме в садике, она ответила, что в их возрасте это нормально-баловатся, она в нем не видит никаких отклонений, а воспитатель каждый день в садике. Я уже не знаю игнорировать воспитатель, не спрашивать как он себя ведет |
Svetik519 Автор темы №29 | 22.10.2016-17:58 | №10 | Ермаков Сергей писал(а): Спасибо Вам отдельное) |
Крыжановский Кирилл Сергеевич Психолог, ПСИХОАНАЛИТИК г. Москва №30 | 22.10.2016-17:58 | Наладить отношения нужно внутри семьи. Воспитатели не при чем… Ребенок — есть симптом родителей. |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №31 | 22.10.2016-18:00 | №28 | Svetik519 писал(а): Здорово, что психолог подтвердил, что все нормально. Теперь важно выяснит все такие чем же конкретно не довольны воспитатели А вы с другими родителями общаетесь? Что они про воспитателей говорят? |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №32 | 22.10.2016-18:01 | №30 | Крыжановский Кирилл Сергеевич писал(а): Есть ли симптом, еще надо тут разобраться, а не какое -то нежелание воспитателей заниматься с ребенком, например. |
Svetik519 Автор темы №33 | 22.10.2016-18:02 | №17 | Татьяна Ракитина писал(а): хорошо бы получить более развернутый ответ. Возможно, жалобы имеют почву. У меня в общении с ребенком нет проблем вообще. Просто я знаю что у меня хороший сын, я с ним занимаюсь и когда прихожу в садик и жалуются мне конечно не приятно и как мне можно повлиять на данную ситуацию не знаю |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №34 | 22.10.2016-18:03 | №30 | Крыжановский Кирилл Сергеевич писал(а): воспитатели тоже могут быть не на своем месте… |
Svetik519 Автор темы №35 | 22.10.2016-18:04 | №19 | Ольга Архипова писал(а): Воспитатель говорит что именно на занятиях «Исподтишка» не часто, жалоб от родителей других нет, с ребятами общается хорошо есть у него там друзья, приглашают его на день рождения, радуются когда он приходит |
Крыжановский Кирилл Сергеевич Психолог, ПСИХОАНАЛИТИК г. Москва №36 | 22.10.2016-18:04 | №32 | Машин Владислав Леонидович писал(а): Разбираться надо это 100%. Но явно не с детским садом и воспитателями. Лучше бы родителям обратить внимание на самих себя. |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №37 | 22.10.2016-18:04 | №33 | Svetik519 писал(а): можно пригласить воспитателя на беседу к заведующей |
Svetik519 Автор темы №38 | 22.10.2016-18:06 | №20 | Вера Александровна Гасимова писал(а): Вот есть у нас тетради)) там они выполняют разные задания как в школе обводят линии и т.д. и он видимо спешит выполняет не аккуратно |
Машин Владислав Леонидович Психолог, Консультант г. Москва 1034 консультации №39 | 22.10.2016-18:06 | А можно просто не обращать внимания на воспитателей, просто соглашаться, говорить, что да, принимаю меры? Просто игнорировать вежливо, не показывая им вида. Чего их мнение так вам важно, если даже психолог школьный сказал, что все хорошо? |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный консультант г. Подольск 131 консультация №40 | 22.10.2016-18:06 | №35 | Svetik519 писал(а): у вас в группе 1 воспитатель работает? |
Татьяна Ракитина Психолог, Психоаналитик г. Краснодар 7 консультаций №41 | 22.10.2016-18:06 | №33 | Svetik519 писал(а): поделитесь, как Вы дома проводите время? Сколько требует внимания, сколько может что-то делать сам, без взрослых? |
Архипова Ольга Геннадьевна Психолог, Карьерный конс? |