Ребенок 4 года не рисует и не лепит
Частенько встречаю подобные жалобы в родительских сообществах. Более того: иногда родители сетуют на нежелание ребёнка работать с прописями (хотя какие могут быть прописи в таком возрасте?).
Принято считать: раз не рисует, не раскрашивает и не заполняет прописи, то и писать не сможет. Точнее, сможет, но не сразу, а лишь после долгих мучений. Да и почерк, вероятно, будет «куриный».
Кстати, много ли вы знаете людей, которые не умеют писать? Я знала двоих. Оба родились сто лет назад и не получили образования. А одна из моих бабушек окончила только три класса. Она писала нам подробные письма на 6-7 листов. Красивым почерком и довольно грамотно.
Чтобы ребёнок научился писать, не надо мучить его прописями с 3-4 лет. Да и навыков рисования для этого не требуется. Я совершенно не умею рисовать, но пишу ровно и разборчиво.
Для хорошего письма требуются чёткость и плавность линий, нажим, умение уверенно держать инструмент. Любые действия с карандашом, фломастером и ручкой будут развивать в этом направлении. То есть необязательно, чтобы ребёнок именно рисовал — достаточно, например, просто проводить линии.
Необходим также какой-никакой глазомер. Это само приходит со временем. Но и занятия творчеством тоже способствуют.
В общем, не следует зацикливаться на раскрасках и рисовании по теме. Нельзя заставлять — иначе отобьёшь охоту творить. Нужно нащупать те виды деятельности, которые по душе ребёнку, которые ему подходят. Пусть ими и занимается.
Я не говорю, что рисовать не надо. Ещё как надо. Это развивает глазомер, фантазию, креативность, изобразительные способности. Но если ребёнок отказывается рисовать традиционными способами — нужно предложить ему что-то другое.
***
Мой сын — ему скоро 4 года — тоже не фанат рисования и особенно раскрасок. Изредка соглашается посидеть с раскраской, но этого недостаточно для развития мелкой моторики, глазомера, навыка правильной работы с инструментом.
Но с карандашами и красками он возится очень часто. Просто у него есть свои любимые виды творчества. Расскажу о некоторых из них.
1. Закрашивание чистого листа краской
Я даю ребёнку лист, ёмкость с водой, краски и кисти. Предлагаю нарисовать что-нибудь. А он берёт — и закрашивает лист. Сначала меня это слегка обескураживало: ну что это за занятие? Взял, размазал краску и доволен. Чему он так научится? А потом я подумала: ну и пусть красит, раз ему нравится. Он учится правильно держать предмет и оттачивает движения рукой. Формируются усидчивость, старательность, стремление довести работу до конца. Чувство цвета, опять же, развивается. В общем, теперь я не против. Не хочет рисовать деревья, домики или помидоры, а хочет закрасить лист? Его право. (Впрочем, пейзажи и натюрморты тоже иногда рисует, не без этого).
Я даю дополнительные задания. Предлагаю, например, кусочек губки или щёточку — ими ребёнок создает фактуру или наносит добавочный цвет поверх основного.
Ждут своего часа…
Выкрашенные листы я, конечно, не выбрасываю. Это фоны. Позже мы используем их для создания аппликаций, рисования ладошками и др.
Вот выкрашенный ребёнком лист. Мы нарисовали «цветочки» связками ватных палочек. А потом приклеили бумажную бабочку и украсили её стразами.
2. Водные раскраски
Вот это ребёнку действительно нравится, в отличие от классических раскрасок. Да, работа незамысловатая — знай себе води мокрой кистью по картинке. Но это тоже развивает моторику и умение оперировать инструментом.
3. Линии
Я покупала ребенку раскраски (Кумон и другие). В основном мы работали в них восковыми мелками и карандашами.
Приходилось уговаривать и заговаривать. Ну не нравится ему раскрашивать картинки. Делает это без огонька, не старается и очень быстро теряет какой-либо интерес. Зато в одной из «кумоновских» раскрасок на обратной стороне каждой картинки имелось добавочное задание — надо было провести линию от точки до звёздочки. При этом требовалось обойти препятствия. Вот это сын оценил. Это его сразу привлекло.
Поэтому я приобрела пару «кумоновских» пособий с лабиринтами. Их мы «уделали» за месяц. Это замечательный тренажер для будущего обучения письму.
Линии сын проводит чем захочет: то фломастером, то мелком, то шариковой или гелевой ручкой. Считаю, что чем разнообразнее инструментарий — тем эффективнее занятия.
Покупать пособия накладно, учитывая высокий интерес ребенка. Поэтому теперь я просто распечатываю страницы из них. Когда мне нужно, чтобы ребенок посидел более-менее тихо и спокойно (если кто-то из домочадцев прилег вздремнуть), я даю ему эти листы и инструменты. И ребенка не остановить.
В общем, очень рекомендую эти пособия (они есть и в интернете):
- Kumon. Простые линии. 2-3-4 года.
- Kumon. Увлекательные лабиринты. 3-4-5 лет.
- Kumon. Волшебные лабиринты. 4-5-6 лет.
4. Свободное малеванье в блокнотах
Точно не знаю, почему — но сыну нравится черкать именно в блокнотах, особенно в клеточку. Формат А5. Они у нас всегда в свободном доступе, как и фломастеры и гелевые ручки. Сын в любой момент может схватить блокнот и начать рисовать.
Может быть, ему по нраву, что там расчерчено — рисовать по линиям и клеточкам легче и удобнее. Я пока не постигла тайну сию. Альбомы он реже берет и быстрее бросает. А в блокнотах рисует часто и, бывает, подолгу. И даже раскрашивает свои рисунки.
Если ваш ребенок отказывается рисовать в альбомах — предложите ему блокноты в клеточку.
5. Рисование-игра
В одном из предыдущих постов я рассказывала об игре, помогающей закреплять счет. Мы рисуем монстриков — обычно на мольберте либо на LCD планшете. Кидаем игральный кубик и определяем, сколько у нашего монстрика будет глаз, ног, рук, ушей, рогов, хвостов, пупков и т.д. Вот тут сын согласен рисовать и глазки, и ручки, и ножки. Если я просто попрошу нарисовать человечка, то, скорее всего, откажется. А монстрика по игральному кубику — всегда пожалуйста.
Часто мы называем это чудище Бякой-Закалякой Кусачей. По Корнею нашему Чуковскому. Сын был совсем маленьким, когда я начала читать ему это стихотворение. В книге было и изображение Бяки-Закаляки. Видимо, это тоже способствовало интересу к рисованию странных существ с кучей ног, рогов, хвостов…
Ещё несколько моих постов о занятиях с ребёнком:
На чём рисовать малышу? Не альбомным листом единым…
Как помочь малышу быстро выучить стихотворение? Метод рисования строчек
Хэллоуин с маленьким ребёнком дома. У нас был День паука
Несколько наших покупных игр для мелкой моторики
Источник
знает почти все буквы и цифры в пределах 12, но как доходит дело до раскрашивания или рисования не хочет ни в какую,ему это не интересно хватает на 3 почеркушки,ни любимые раскраски, с героям мультиков,ни с мамой никак не хочет, бось чтобы в школе не было проблем,, зато любит строить конструктор часами может, как начать набивать руку? даже толком карандаш не держит…
Мой тоже не рисовал и не раскрашивал вообще лет до 6-ти точно.
Сегодня принёс рисунок раскрашенный из игровой комнаты , я даже не поверила, что это он сам раскрасил ( сыну 7 лет)
В прописях пишет аккуратно , посмотрим, что в школе будет
Аноним 843:
даже толком карандаш не держит…
Ему это не интересно. В школу ведь не просто берут с 7 лет, к этому возрасту ребенок более приспособлен к учебе. Есть у вас ещё время. Мой в 4.5 букв не знал, считать не умел, ручку не держал, даже с рукой не определился. С 5 начали заниматься с логопедом, в итоге ручку держать научился, хотя бы из рук не вываливается и берет ее правильно, если напомнить, наматываем на руку резинку. Точнее у нас пока карандаш простой. Каракули рисует…но они весь год ему никак не поддавались, в конце начало получаться, хотя бы со строчки не съезжал и понял, что надо писать с лева на право. Букв так особо и не знает, не охота ему. Но читать логопед заставляет, по слогам читает после того, как спросит что это за буквы. Считать научился тоже за этот год, на данный момент до 20, начали вчера принцип изучать, что бы до 100 сосчитать. Глухо….. Через год в школу, тоже на данный момент не представляю как это будет выглядеть. Ему ничего не надо. Играться только. Рисовать любит, раскрашивать не старается, но это к учёбе имеет отдаленное отношение. Ему ведь рисовать охота только то, что хочется, а не то, что надо. Рисует для своего возраста плохо. У меня дети оба не художники….хотя азам старшую я обучила.
Кстати мультики не смотрим, планшетов и телефонов не даём. Ну это к слову, тут любяи заподозрить «нечто интересное».
Сын тлже не любит рисовать и раскрашивать. Только слова писать нравится. 6 лет ему почти.
Соответственно навыки художественные очень посредственные :gy: раскрашивает вообще мимо контура :eerm: :heat: Но не заставлять же его? Не хочет и не надо.
Поделку вот делал в лагере. Подозреваю, что красным это его вариация рта, а чёрным маркёром учительница нарисовала)))
А пишет намного аккуратнее.
Нормальный ребёнок.
Не всё любят рисовать,а уж тем более писать.
Милый,все как ты хочешь. Если я говорю, что ты хочешь борщ — значит ты хочешь борщ.
Задрали уже навергое со своим письмом и рисованием. Всю охоту отбили. Срочно отстаньте, а то к школе так и не захочет писать
Сын не любил и не любит. Но в школе учится норм.
Муж говорит всегда терпеть не мог все эти рисовалки. Лепить ещё не любят оба. Но зато конструкторы — наше все…
Аноним 843:
как доходит дело до раскрашивания или рисования не хочет ни в какую,ему это не интересно
эм…у меня подобный ребенок — ни рисовать, ни раскрашивать — школу уже закончила. Вполне даже себе закончила ничего 🙂
Дело не собственно в раскрашивании, дело в мелкой моторике, а ее развивать и другими методами можно. Мелкими конструкторами теми же, вышиванием крестиком и т.п.
Вижу цель — не вижу препятствий
В 4.5 не хотел, в 5 пошли на подготовку к школе 2-х годичную. И сразу почти стал и писать, и раскрашивать, и рисовать (рисовать научился к 5.5). Но второй год не буду водить, сама буду заниматься с ним.
Сейчас отстаньте от ребенка, ещё есть время у вас.
5,5 всё умеет… буквы по-одиночке знает почти все но читать не хочет учиться… до 10-ти считает, может и дальше знает как, но молчит 😆 рисует не то чтобы каляки-маляки… но не художник всяко… :pardon: при слове книжка впадает в кому 😆
Мы с вами беседуем только два часа, а вы уже надоели мне так, будто я знал вас всю жизнь.
Норма 🙂 Более того, у современных детей(школьников) самое не любимое занятие это письмо. Так что можете не ждать, возможно любовь к этому и не проснётся. Но писать в любом случае научится 🙂
А по раскрашиванию так далекоооо не все дети это любят и это тоже нормально))
Моторику развивать можно совершенно разными способами-конструктор, пластилин, плетение всякое из веревочек, готовка, кстати-всякие нарезания и чистка овощей,накоейки и пр.
А в 4 года лучше крупную моторику совершенствуйте, люди, хорошо владеющие своим телом,имеют и более развитый и готовый к нагрузкам мозг- прыгать, на одной ножке, шагать спиной, игры с мячом, чеканить хотя бы рукой, прыгать через мяч, подкидывать и ловить разного размера предметы и пр.
И успокаивайтесь, нормальный у вас ребёнок 🙂
Поскольку всем не угодишь, то ограничимся собой!
Мой такой же. Сейчас вот почти 5. И о чудо. Начал чуток рисовать. Не парюсь. Не пристаю.
а зачем в 4,5 года знать все буквы и цифры???
Ничего не знал, рисовать не любил. Начали заниматься подготовкой к школе в 6 лет
Учится хорошо, перешёл в 3 класс
~ПуШок~:
тут любяи заподозрить «нечто интересное».
Я б заподозрила как минимум зпр
Аноним 367:
Я б заподозрила как минимум зпр
У нас есть диагнозы, лечимся и занимаемся с 3х месяцев.
Милашка Грю:
а зачем в 4,5 года знать все буквы и цифры???
Старшая знала, даже раньше. Сама просила, хотела и ей интересно было. Поэтому есть с кем сравнить, и есть опасения.
Норма.
Дайте ребёнку созреть.
периодически нужно совершенствоваться, чтобы потом было куда деградировать.
Всё так же было. Но на 5 лет мы ему мольберт Икеевский купили и в первый же день ребенок сам стал там писать и рисовать… Теперь тихонечко (иногда и под настроение) подсовываю ему какую-нибудь картинку раскрасить или что-нибудь написать прошу (пишем письма другу или поздравления родственникам — главное, чтоб было кратко) может, и вам такой способ подойдет
Аноним 843
,
Писать не сижу никакой необходимости в 4,5
Пусть сначала научится читать
У меня тоже сын никогда не рисовал и даже не интересовался. Я стала рисовать, и он тянется за мной. А вообще ему электрические цепи ближе
Всему свое время. Не торопитесь. Развивайте мелкую моторику.
У меня тоже вырос и школу закончил без раскрашивания. Ничего))) живет как-то. Но, безусловно, умей он раскрашивать, он мог бы достигнуть большего 😆
Улыбайтесь, это всех раздражает. Голос пенсии.
~ПуШок~:
Старшая знала, даже раньше. Сама просила, хотела и ей интересно было. Поэтому есть с кем сравнить, и есть опасения.
Мне тоже есть с кем сравнивать. Старший был ранним в этом смысле. Это ужас мамы взрослого ребенка.
До 5 лет формируется творческое полушарие ГМ, после 5 точное. И математика и буквы и письмо формируют точное полушарие. Этозначит что творческое полушарие еще не успело развиться до конца, а уже развивается другое.
особенно тяжко было в подростковом возрасте, когда я поняла, что ребенку просто скучно, а занять себя он не может -творческое полушарие не развилось в достаточной степени. Вот тут и игроманы, и наркоманы и все что угодно. От скуки. Да и в началке он перестал играть, потому что для игры фантазия нужна, а ее нет. Остались только гулянки с друзьями и спорт.
Младшему 9. Нет таких проблем. Может сам себя занять или лего, или оригами, задачки сложные, головоломки. Кстати раскраски пошли. Нет проблемы себе дело найти
Милашка Грю:
И математика и буквы и письмо формируют точное полушарие. Этозначит что творческое полушарие еще не успело развиться до конца, а уже развивается другое.
ух страшно как 🙂
А если творческое вообще отсутствует, тогда как?
Вижу цель — не вижу препятствий
отстаньте от ребенка со своими буквами уже.
Женщина никогда не знает, чего она хочет, но не успокоится, пока этого не добьется
Татьяна Вакалюк:
А если творческое вообще отсутствует, тогда как?
то есть половина гловы нет?
Оно есть у всех, как рука или нога. Оно развивается до 5 лет. Или сам ребенок ищет путь к развитию творческих способностей, но чаще родители.
Вообще ученые говорят, что модное стремление развивать детей с рождения закрывает детям найти себя и свой путь.
Второй ребенок рос на подножном корме. Игрушки покупали много и у него бы выбор. Что он выбирал в то и играл. До 4 лет не было каких то пристрастий, а потом он открыл для себя лего.
Милашка Грю:
то есть половина гловы нет?
четверти 🙂
Милашка Грю:
Оно развивается до 5 лет.
у меня ребенок в 18 начала рисовать 🙂 до этого вообще никак. Ноль. И сочинения писать не умеет. С полным отсутствием проблем, связанных с заниманием себя.
А Рабиндранат Тагор, говорят, в 62 начал рисовать 🙂 я хочу сказать — не ставьте крест или какие-то странные границы. До 5 лет… после 5 лет…до 4 лет… до 3 лет, знаете, по теории Масару Ибука, формируется математическое мышление 🙂 и если не считает — то все, пипец как поздно уже, и не засчитает.
А дети-то разные 🙂 у меня вот точно разные.
Вижу цель — не вижу препятствий
Блин я в 30 стала любить и понимать искусство — литературу и музыку! До этого вообще только цифрами интересовалась, хотя закончила музыкалку :wow:
Рисовать никогда не рисовала и сейчас не умею. лепить вообще бесит :gy:
Вроде норм человек, с 2 высшими :gy:
Автор, это же хорошо что ребёнок играет!! В этом возрасте у них все через игру!! Не запрещайте и не насилует своими заданиями. Если что, моему 5.5. Читать считать рисовать, ничего не умеет)) Зато умеет дружить))
Источник
Продолжение ответа вот на этот комментарий.
Про неумение рисовать.
Гриша, научившись держать карандаш, продемонстрировал неумение рисовать. Не ровно и красиво проводить линии, а неумение создавать рисунки. Зайца, человечка. Даже детские, примитивные.
Здесь можно махнуть рукой и сказать: А зачем ему уметь рисовать, это не обязательно. Он ведь не будет художником.
Хм. Да, но вот только неумение создавать рисунок (самый простой — кружочек палочка) — говорит не о том, что ты не художник, а о том, что у тебя с мозгом проблемы.
Когда я поняла, что Гриша почему-то не рисует, начала искать способ помочь ему. Почему? Потому что он хотел рисовать. Когда его не понимали, он пытался это нарисовать, чтобы объяснить, но у него ничего не получалось. Я очень хотела ему помочь.
К тому моменту я уже знала, как он воспринимает мир и как организовать для него занятия, чтобы он комфортно себя чувствовал.
1. Я нашла книжку, в которой пошагово расписано рисование каждого объекта.
2. Сделала для Гриши и для себя странички формата А4, на которых надо было рисовать по 4 рисунков. Это для того, чтобы Гриша видел, какой объём работы ему предстоит. И для того, чтобы регламентировать размер рисунка. Раскрашивать гигантского слона карандашами очень сложно. Особенно человеку, который и делать этого не умеет.
3. А далее начались занятия. Мы рисовали вместе. Я располагала перед нами один пример и начинала рисовать. Тут важно. Рисовала именно я. Очень ответственно, эмоционально. Гриша тоже у себя рисовал. Но очень тихо и скромно, глядя то на шаблон, то на мой рисунок.
Потом мы всё это раскрашивали. Для этого у нас был шаблон цвета тоже.
То есть от Гриши требовалось только повторение. Его никто не исправлял. Не говорил, как надо. Просто рисуем по вот этим правилам. И не важно, если у тебя не получается так, как на шаблоне. Это не имеет значения. Главное, ты рисуешь рыбу, птицу, кота. Первые занятия делились на два: в одно мы рисовали, во второе раскрашивали. У Гриши не было возможностей сделать всё за один раз. Потом возможности появились.
4. Ещё важный момент. Те, кого мы рисовали (животные), были настоящими, реальными.
Я подписывала картинки. Этот, казалось бы, незначительный нюанс привлекал внимание Гриши, он обсуждал эти вопросы, и мы потом искали в интернете примеры.
5. Спустя занятий десять я начала незаметно корректировать рисунки у Гриши (точность линий, плотность закраски фигуры, ровность круга, соотношение размера головы и тела). Но к этому моменту он привык и расслабился. И был готов к исправлениям. Чего бы не пережил в самом начале работы. А под финиш наших занятий по рисованию мне уже не надо было рисовать вместе с ним. Гриша ничего не боялся, всё сам отлично понимал, я даже могла его одного оставить.
6. Итак, на всё про всё у нас ушло 27 занятий. Цель, которую я ставила, начиная эти занятия, — научить Гришу рисовать, просто рисовать то, что он хочет. Эта цель была достигнута. Вот такими простыми, примитивными шагами мы пришли к тому, что Гриша, не задумываясь, теперь может рисовать вот такие штуки.
Если не понятно — это луна и телескоп, которые, как понятно по буквам, были нарисованы в процессе занятия по чтению, когда он не смог что-то объяснить и начал рисовать.
Может нарисовать то, что папа любит, по его мнению, больше всего:
Или какую-то лабораторию, на которую прилетел самолёт с планеты Земля, вокруг которой Луна и Солнце:
То есть всё, что ему приходит в голову.
Уже здесь, на Дзене, я узнала о диспраксии. И мне кажется, что и это было её проявление — неумение выстроить последовательность действий в создании рисунка. Но нарисовав около ста рисунков по шаблону, Гриша, кажется, понял, как создавать рисунок.
В прошлой статье я писала в общих чертах о том, как выстраиваю занятие, чтобы ребёнок
— не испытывал негатива — очень ненавязчивое начало, отсутствие контроля, его никто не исправлял занятий десять.
— не терял интерес — интересные ему (подписанные и реальные животные) и простые в исполнении рисунки.
— не упирался в предел своих возможностей — посильные задачи в начале, и как только я увидела, что он расслабился на занятиях, не боится, начала требовать точности исполнения. Только тогда. И, естественно, очень мягко.
— при этом развивал навыки — и он научился рисовать
Вот так я это делаю.
Ну и про пластилин.
Очевидно, что делаю точно так же.
Но с пластилином был нюанс. У Гриши была то ли чувствительность, то ли брезгливость. В общем, он не мог и по сей день не очень может прикасаться к липким, жидким материалам.
Для несведущих: не просто не хочет — не может. До тошноты. Как только ощущает на своих руках что-то липкое, начинает впадать в панику, бежит в ванную мыться, на улице достаёт салфетки. А если не убрать немедленно, начинаются рвотные позывы.
Выход я нашла такой.
Положила рядом с ним пачку влажных салфеток.
И это по-началу выглядело так.
Гриша оторвал от пластилина кусок, положил, вытер руки. Скатал шарик, положил, вытер руки. И так далее.
Я отлично понимаю, как это звучит. Но так это было. После каждого крошечного занятия оставалась гора салфеток. Можно было отпускать его в ванную мыть руки, с чего он и начал. Но это сильно затягивало занятие.
Что в итоге. Постепенно салфеток требовалось всё меньше. И теперь занятие по лепке проходит нормально. Без горы салфеток. Но тут важно, пластилин должен быть хорошим, эластичным, очень мягким, и не липким ни в коем случае.
У Гриши не было на руках пластилина, но он всё равно вытирал руки. Теперь этого не делает.
Кто-то может выбежать и выкрикнуть: а зачем ему лепка, если до рвоты???Что вы над ребёнком издеваетесь!!! Скульптором хотите сделать?
А я отвечу: именно затем — чтобы не было до рвоты.
У Гриши слишком много трудностей во взаимодействии с миром, чтобы ещё и пластилин его пугал. Сейчас лепка не вызывает никаких сложностей. И мы практически не уделяем ей внимания.
Итак.
Вот так я научила ребёнка рисовать и лепить.
Надеюсь, наш скромный опыт кому-нибудь поможет.
Удачи и терпения Вам!
Источник