Ребенок 4 года не разговаривает зпр

Ребенок 4 года не разговаривает зпр thumbnail

Чем быстрее будут выявлены признаки задержки психоречевого развития у ребенка — тем больше надежда на полное выздоровление. Как можно выявить причины ЗПРР?

ЗПРР — это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы. Программы лечения…

Обращение в частную клинику имеет ряд преимуществ:

  • отсутствие очередей;
  • гибкий график работы;
  • возможность сделать срочные исследования;
  • широкая сеть филиалов.

Выбрать клинику рядом с домом…

«АВС-Медицина» — сеть современных медицинских центров с широким спектром услуг.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше. Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей. Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

За последние два десятилетия статистика выявленных отклонений в психоэмоциональном развитии детей возросла в десятки раз. Задержка речевого развития (ЗРР) затормаживает и развитие мышления (формируется ЗПРР), и, напротив, врожденные психические и неврологические заболевания провоцируют недоразвитость речи.

Задержка психоречевого развития диагностируется чаще у детей старше 5 лет, среди которых в среднем 20% имеют это заболевание. Такая ситуация понятна: ребенок начинает активно общаться с окружающими именно в этом возрасте, в противном случае родители замечают неладное. Но 5 лет — уже довольно поздний возраст для начала лечения ЗПРР. Если до 6 лет ребенок не заговорил вовсе, то вероятность его излечения — 0,2%, а если речи нет и после 7 лет, то ее уже и не будет.

Конечно, возможность излечения задержки психоречевого развития зависит от ее степени, от применяемых методик. Но чем раньше родители выявят признаки данного заболевания у ребенка — в идеале в 2–3 года, — тем больше надежда на полное выздоровление.

Как выявить ЗПРР: признаки и симптомы задержки психоречевого развития

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);
  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;
  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;
  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;
  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

Основные причины задержки речевого и психического развития

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.
  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.
  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).
  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.
  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.
  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;
  • эпилепсия и другие психические заболевания;
  • ишемия головного мозга;
  • гидроцефалия;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП;
  • опухоль головного мозга;
  • патологии сосудов головного мозга;
  • лейкодистрофии;
  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

ЗПРР с элементами аутизма

В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

Аутичные черты в поведении ребенка:

  • Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.
  • Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).
  • Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.
  • Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.
  • Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.
Читайте также:  Гипотонус ребенок 4 года

Непонимание обращенной речи — тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития. При наличии указанных выше черт лечение ребенка должно проводиться с участием нескольких специалистов, в том числе с психологом.

Как лечить ЗПРР

При ЗПРР лечение нужно начинать как можно раньше и при этом комплексно. В терапии участвуют родители, невролог, логопед, психолог, рефлексотерапевт. Если степень отставания в развитии невысока и лечение начато рано, можно рассчитывать на высокие результаты. Чем позже начинается лечение, тем меньше вероятности, что ребенок сможет учиться в обычном классе школы и нормально общаться со сверстниками.

Основные методы лечения ЗПРР:

Микротоковая рефлексотерапия — метод, представляющий собой воздействие сверхмалыми электрическими импульсами на биологически активные точки мозга, нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы позволяют восстанавливать работу ЦНС в тех участках, где она была нарушена. При ЗПРР врач воздействует аппаратом на зоны мозга, связанные с речью: ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Доказано, что этот метод высокоэффективен при гидроцефалии. Микротоковая рефлексотерапия разрешена детям с 6 месяцев.

Занятия с дефектологом и логопедом. Дефектологи занимаются с детьми двух и более лет, их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления. Логопеды, как правило, начинают работать с детьми, которым не менее 4–5 лет. Задача этих специалистов — научить ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.

Дополнительной мерой при задержке речевого развития является логопедический массаж, направленный на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, благодаря чему ребенку становится легче произносить звуки и их сочетания.

Серьезной ошибкой родителей будет обращение к логопеду без предварительной работы с ребенком. Как уже говорилось выше, 5 лет — довольно позднее время для начала коррекционной работы при признаках ЗПРР. Но хорошее продолжение, если эта работа была начата ранее с другими специалистами.

Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке психоречевого развития назначает врач-невролог или невропатолог. Он прежде всего (с помощью компьютерной томографии, ЭЭГ и других методов) выявляет патологии ЦНС у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Чаще всего неврологи прописывают ноотропные лекарственные средства: «Актовегин», «Кортексин», «Пирацетам» (и содержащие одноименное вещество лекарства), «Энцефабол», «Нейромультивит» и др. К сожалению, в России по причине недостаточной компетентности многих врачей, психотропные средства назначаются не всегда «по адресу», в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не «сидеть» на них постоянно.

Дополнительные способы коррекции ЗПРР:

  • Работа с детским психологом. Она нужна, например, в тех случаях, когда отставание в речевом развитии связано с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье, когда ребенок избегает сверстников.
  • Альтернативные подходы к лечению: иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики, крупной и мелкой, различные развивающие упражнения. Родители могут сами работать с ребенком, например, собирая паззлы, угадывая музыкальные инструменты по звукам, устраивая подвижные игры.
  • Остеопатия. Этот метод альтернативной медицины тоже может помочь детям с ЗПРР. Мануально воздействуя на активные точки на теле, остеопат старается сбалансировать работу нервной системы, обмен веществ, психику ребенка.

Только с помощью таблеток или одной работой с логопедом ЗПРР чаще всего устранить нельзя. Задача родителей — найти профессионала, который проведет корректную диагностику и назначит наиболее эффективное лечение, включающее разные методы.

Не отыскав такого врача в своей стране или не видя заметных результатов от терапии, россияне обычно обращаются за помощью к зарубежным специалистам.

Лечение ЗПРР за границей

Популярными странами, в которые жители России отвозят своих детей на лечение ЗПРР, являются Израиль, Китай, Германия. Лечение во всех случаях недешевое. Например, в сравнительно недорогом Китае один курс лечения вместе с проживанием и трансфером обойдется в 6–10 тыс. долларов, а таких курсов может понадобиться несколько.

К помощи зарубежных специалистов российские родители прибегают обычно в тех случаях, когда отечественная медицина уже разводит руками. За границей же таким детям дают надежду на хотя бы частичное выздоровление.

Зарубежным клиникам доверяют, потому что там — зачастую более профессиональные доктора, новейшие методики, сверхсовременное оборудование, внимательное и вежливое отношение к клиентам.

Курс реабилитации за рубежом может составить несколько месяцев. В Германии, Китае и Израиле с помощью комплексной (лекарственной, мануальной, двигательной, речевой) терапии добиваются действительно высоких результатов. Дети после лечения (если оно начато не слишком поздно) хорошо реабилитированы к обучению в общеобразовательной школе, не испытывают затруднений в общении, в повседневной жизни. В тяжелых случаях (например, когда ЗПРР сочетается с ДЦП или другими серьезными заболеваниями) иностранные доктора прибегают к методикам микрохирургии.

Впрочем, немалое разнообразие подходов к лечению, как традиционных, так и альтернативных, можно увидеть и в московских клиниках.

Где лечить ЗПРР в Москве

В российской столице находится несколько клиник, в которых предлагают разные методики коррекции ЗПРР.

Техники, применяемые в московских медицинских центрах:

  • Стимулирующая терапия: воздействие на головной мозг электрическими и магнитными импульсами, стимуляция речевой, слуховой, зрительной активности («Клиника восстановительной неврологии»).
  • Психологическая помощь пациентам: развитие познавательных и поведенческих процессов, речи и умения общаться, подготовка к письму, психотерапия и т. д. («Медикор плюс»).
  • Патогенетическая технология: аутонейритотерапия — активация речевых центров мозга, введение ноотропов в мозг или лимфу под действием микротоков, иглорефлексотерапия, ЭЭГ-музыкотерапия, логопедия («CORTEX»).
  • Малоинвазивная микрохирургическая операция: присоединение дополнительных сосудов к речевым зонам головного мозга («Александрия»).

Мы назвали лишь несколько примеров лечения ЗПРР, предлагаемого в Москве. Согласно отзывам пациентов, лечение у столичных врачей тоже может иметь хорошие результаты.

Источник

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

Опять сравнила своего сына с др. детьми. И опять расстроилась. Знаю что нельзя сравнивать, но разница в развитии всё-таки очень бросается в глаза. Держишься до последнего и срываешься, начинаешь считать ребёнка отсталым. В 4 года не знает буквы, цифры, путает цвета, стихи не читает, не понимает смысла многих детских игр. Играет, но не понимает правила, из-за этого дети не хотят с ним играть. Когда в гости приходит знакомая девочка (младше по возрасту) и начинает читать длиннющие взрослые поэмы наизусть, читает слова, считает до 1000, поёт длинные (4 куплета) песни, при этом понимает их смысл, расстраиваешься за своего сына. 🙁 Буквы, цифры не можем выучить, и видно что он просто не видит смысла, не понимает зачем всё это нужно. Часто вообще путает буквы с цифрами. Спрашиваешь » Сколько пальцев?» он начинает говорить разные варианты на угад. «Шесть, Б, зелёный, жёлтый, безымянный палец, два, четыре…» Букву знает и называет только А. С цветами полегче, но всё равно путает. Стихи рассказывает как заученный набор звуков, смысла не понимает вообще. Скажите честно, это ЗПР? Нам лечиться или многие дети в 4 года не знают таких элементарных вещей? А девочка эта знакомая смотрит на сына свысока, и утверждает что она старше, а мой мальчик — ляля. :(Сообщение было изменено пользователем 23-03-2011 в 11:27

Читайте также:  Чем заняться с ребенком в 4 года дома после садика

анонимка

Скажите честно, это ЗПР? Нам лечиться

что вам мешает дойти до врача?

ЗПР — диагноз, который ставит врач, а не мамины комплексы.
PS: а вы думали, что девочка со своими «до тысячи» и стихами могла упустить в своем развитии дофига нужного?

Мои тараканы не в голове. Они сидят в сумке, в специальной баночке.

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

tes

могла упустить в своем развитии дофига нужного?

Я их хорошо знаю, у девочки лет на 6-7 развитие, хотя ей еще 4-х нет. Но в общем- то не о ней разговор. Племянник наш, например, на пол года нас младше, по развитию они примерно одинаковые, но там буквы уже знает, в остальном одинаковые.Сообщение было изменено пользователем 23-03-2011 в 11:34

анонимка

знакомая девочка (младше по возрасту) и начинает читать длиннющие взрослые поэмы наизусть, читает слова, считает до 1000, поёт длинные (4 куплета) песни, при этом понимает их смысл, расстраиваешься за своего сына.

это редкость, и тока не говорите что она сама все это играючи выучила, поди мамо ее дро*ит каждый день %)
а вот вы со своим мальчиком занимаетесь? в сад он ходит?

*Cлишком послушные сыновья никогда не достигают многого..* Ооо, мой наверно станет президентом!!

анонимка

но там буквы уже знает,

Дались вам эти буквы! Может через год выучить за неделю и не заметите как!
Нужно смотреть ведь на психические функции — память, внимание, решение логических задач по возрасту, как речь развита, какие вопросы задает и задает ли вообще….Это полноценно только специалист оценит. На диагностику развития не пробовали сходить?

РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…

анонимка

их хорошо знаю, у девочки лет на 6-7 развитие, хотя ей еще 4-х нет

Это вы с ней сравнили, что так расстроились. Сравнивать ребенка нужно с ним самим в более раннем периоде и, возможно, с другими обычными мальчиками, например в детском саду. А лучше вообще ни с кем не сравнивать. Тесты на развитие купите и сами их почитайте…Сообщение было изменено пользователем 23-03-2011 в 11:43

РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

у нас один в один проблема, мы даже стишок про «Наша Таня громко плачет…» до сих пор не знаем. Ходили в «Радугу» на «экспертизу»… сказали, что «нарушение речи. интеллект соответствует возрасту», дали направление в логопедический садик…. При этом сказали, что знание букв и умение считать это не показатель, намного важнее уметь думать, рассуждать. Они там очень долго с ребенком общаются на разные темы, а потом делают вывод. В нашем случае сказали, что он просто очень вредный, с характером…

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

У нас СДВГ, под вопросом. Но и с этим диагнозом в 4 года хотя-бы до 10, зазубрив, могут сосчитать. Мы не можем и до 3-х. Проблема в том, что он не видит смысла и подтекста.

Eji

На диагностику развития не пробовали сходить?

Не подскажете, где такое есть?

Eji

как речь развита, какие вопросы задает и задает ли вообще.

речь развита отлично! Говорит, рассуждает, спрашивает. Но всё это как-то хаотично, пытается сам сказку рассказать, получается бессмыслица. Слова опережают мысль. Задаёт вопрос, при этом видно что его интересует, но до конца дослушать, понять не может, теряет интерес.Сообщение было изменено пользователем 23-03-2011 в 11:58

не норма 4 лет

норма 3 лет знать основные цвета

анонимка

Скажите честно, это ЗПР? Нам лечиться или многие дети в 4 года не знают таких элементарных вещей?

что то есть. ну может и не ЗПР (память или внимание тянут все вниз по развитию), сходите в центр по развитию детей , точно есть на 40 лет октября ,21) — малыша продиагностируют и скажут в какие игры играть. чтоб развить тот процесс, что тормозит остальное развитие

Прекрасная жизнь начинается с прекрасных мыслей 🙂

анонимка

Я их хорошо знаю, у девочки лет на 6-7 развитие, хотя ей еще 4-х нет.

:gy: Я не о «на 6-7 лет». Есть такие вещи, которые вроде б как «не нужны», а потом родители стреляются… из-за эмоциональной неполноценности ребенка или отсутствия навыков общения.

Мои тараканы не в голове. Они сидят в сумке, в специальной баночке.

«гениальная» девочка не причем. Она действительно опережает в развитии свой возраст и Бог с ней.
Займитесь своим ребенком.
Я бы записалась на «радугу»
Там хорошие специалисты. Помогут разобраться где мамины комплексы, а где и правда проблема.
И лучше не тянуть с этим.
А в садик вы ходите? Что воспитатели говорят?

Читайте также:  Собрать робота ребенку 4 года

В этих льдах за пределом широт, нет иного рассвета, чем в нас… (с)

анонимка

речь развита отлично

Ну и успокойтесь уже. Нечего с гиперразвитыми девочками сравнивать :gy: Сходите к психологу куда-нибудь на диагностику развития и там вам скажут, что предпринять…Вот куда точно — не отправлю вас, сами никогда не были…

РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

Сходите на диагностику, в белый слон, например (яндексом найдете сайт). Там очень хорошие психологи, протестируют вашего сына и очень подробно вам расскажут по всем аспектам — что, как, где не хватает.
У самой похожая ерунда с пацаном, но в ЗПР его и не думала записывать 🙂 Просто ему интересны другие вещи, а не цифры эти с буквами. И это совершенно нормально.

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

аноним

Наша Таня громко плачет…»

ну это мы с горем по полам выучили. но знаете как он рассказывает…
«Наша таня громко плачет
Уронила мяч.
Тише, Таня, не плач, не утонет мяч!»
Пытаемся что-то еще учить, смысла опять же не понимает, зубрит слова, переставляет слова местами, не договаривает фразы и пр. Всё обучение — это сплошная зубрёжка. Как бы сделать чтобы ребёнок начал видеть смысл и запоминать именно по смыслу?

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

tes

эмоциональной неполноценности ребенка или отсутствия навыков общения.

Ну незнаю. Вроде там всё гармонично развито, только с опережением. Девочка кстати ходит в садик в группу с 5-6 летками. В младшую не пошли, тк ребёнку было там скучно. )

анонимка

Ну незнаю. Вроде там всё гармонично развито, только с опережением. Девочка кстати ходит в садик в группу с 5-6 летками. В младшую не пошли, тк ребёнку было там скучно. )

Это проявляется лет через -цать 😉

Мои тараканы не в голове. Они сидят в сумке, в специальной баночке.

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

2jurka

Просто ему интересны другие вещи,

У нас увлечение — динозавры, змеи-горынычи, бактерии, вирусы всякие, космос. Игры тоже специфические — любит играть в археологов, откапывать кости динозавров. Ролевые игры с участием динозавром, драконов.. В космонавтов любит играть. И вообще , всё что делает, во что играет, всё делает оооочень своеобразно. Не так как другие дети. И это проблема потому что его не понимают. Та же девочка ( привожу в пример её, потому что они у нас часто бывают, сын её, не смотря ни на что, любит и ждёт. Любовь у него к ней какая-то)) не понимает как с ним играть, не понимает что он говорит и что от неё хочет. Вчера они играли, она ему обьясняла правила игры, он ничегошеньки не понимал не слушал и продолжал говорить своё — непонятное. Девочка тогда обратилась ко мне с вопросом » Он что? Совсем не понимает что я ему говорю???» Между детьми я работаю переводчиком постоянно. Сын не понимает других детей, дети не понимают его.

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

Спасибо, попробуем сходить.

анонимка

У нас увлечение — динозавры, змеи-горынычи, бактерии, вирусы всякие, космос. Игры тоже специфические — любит играть в археологов, откапывать кости динозавров. Ролевые игры с участием динозавром, драконов.. В космонавтов любит играть. И вообще , всё что делает, во что играет, всё делает оооочень своеобразно. Не так как другие дети.

Хе… у вас проблема не в том, что ребенок НЕ развит, а в том, что он развивается, НЕ ТАК 😉
Признавайтесь, гуляли с детьми или нет? :gy:

Мои тараканы не в голове. Они сидят в сумке, в специальной баночке.

Ну у меня дочь знает буквы, но учиться читать не хочет, ей ровно 4 года, стихи тоже не учит, не любит она это дело, и считает не до 1000 а до 10 — и что мой ребенок ЗПР ?! Нет, и пусть только попробует мне кто-то сравнить моего ребенка с другим. %) Он у вас может через год сам все делать будет, и читать и считать и песни петь — я считаю что всему свое время, но если автора действительно смущает что-то, то вперед к специалистам 😉
кстати были в радуге на комиссии — все в норме, дизартрия физиологическая только (исправляется логопедом)И на комиссии когда ее спрашивали, я сидела недалеко и была удивлена что мой ребенок столько всего знает, чего при мне она даже не говорит :gy:

вы к буквам то что привязались, он их и не должен знать. если стихи запоминает, то уже не все так плохо. а говорит как?звуки, буквы?

Чем вам нынешнее лето не нравится?
Кто хочет — купается.
Кто не хочет — просто у проруби сидит.

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

так мой вообще до 3-х с трудом может сосчитать, да и то потому что мы вызубрили эти цифры…

Ребенок 4 года не разговаривает зпр

Мотря

а говорит как?звуки, буквы?

Говорит много, без умолку, но путает род, падеж и пр. Например говорит не » с той стороны» а » В том стороне». ит.п. Звуки — Р, Ж, Ш пока не говрит, но иногда, нет нет, да и скажет правильно. Проговаривает вообще всё, все мысли, ассоциации страхи всё проговаривает. Что на уме то на языке. Много выдумывает, иногда даж не знаешь где правда а где вымысел. Сам не различает, что придумал, а что правда. Спрашиваешь что-нибудь и он начиает сказки всякие сочинять, небылицы. Узнать что было, например, на занятиях или что у бабушки делали — просто невозможно, такого насочиняет. %) Живёт в мире своих фантазий.

анонимка

Живёт в мире своих фантазий.

Дык это нормально для ребенка. Я бы скорее по поводу девочки беспокоилась.

Мои тараканы не в голове. Они сидят в сумке, в специальной баночке.

Источник