Ребенок 4 года не разговаривает в детском саду
Вопрос психологам
Спрашивает: марина
Категория вопроса: Дети
11.10.2015
Моей внучке 3года.Она не хочет разговаривать в детском саду.Воспитатели все время об этом говорят и отправляют к неврологу. У врача мы были и даже не у одного. Все говорят что ребенок здоров.Дома она совсем другая все говорит,стишки рассказывает,все спрашивает, танцует .Когда я сказала воспитателю, что она не может найти к ней подход, она ответила, что ко всем нашла, а к одной не может найти.Но наверно так и есть? Посоветуйте как себя вести.Она вообще девочка немного стеснительная и не с каждым будет говорить.
Ребенок не разговаривает в садике (1 ответ)
Получите рекомендации от лучших психологов!
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Ребенок не говорит в садике
Здравствуйте, Марина.
Ребенок отличается от взрослого не тем, что меньше понимает, а только тем, что у него другие средства выражения себя. Он говорит не словами, а поступками. Тот факт, что Ваша дочь в садике не хочет разговаривать, имеет причину. И, на мой взгляд, ограничиться объяснением «это воспитательница не нашла с ней общий язык», недостаточно. Нужно задать вопрос: «Что этим хочет сказать Ваша дочь? Что случилось?» Возможно, она таким образом хочет отгородиться от того, что происходит в садике? Может быть, она хочет таким способом вернуться домой? Может быть, не разговаривая, она хочет стать тем самым «маленькой», вернуться в то время, когда она еще не умела говорить, чтобы добиться внимания и любви, которых ей не хватает в садике?»
Вы можете поговорить об этом с Вашей дочерью. Только не нужно это делать, находясь во власти сильных чувств, а также не стоит пытаться с помощью этого разговора вынудить ее поступать так, как Вам хочется. Целью этого разговора является понимание: «Что происходит? Чего Ваша дочь хочет добиться таким образом? Что ее к этому вынудило?». Можно, например, сказать: «Я вижу, что ты не хочешь разговарить в детском саду. Но я знаю, как ты хорошоо разговариваешь дома. Может быть, ты этим…. (здесь Вы словами формулируете причину, о которой удалось догадаться по ее поведению или еще как-то)». И далее можно сказать: «Садик отличается от дома тем, что там нет мамы и папы, зато есть дети, с которыми можно играть и воспитатели, которые могут тебя многому научить. В жизни нам приходится многому учиться, и это хорошо. Это делает нашу жизнь интереснее, а нас сильнее. Отказываясь разговаривать, ты отказываешься становиться взрослой, сильной и самостоятельной. Думаю, это не в твоих интересах. Может быть, можно твою пробему решить как-то иначе? Я хочу тебе в этом помочь, а ты помоги мне тебя понять и помочь тебе. Ведь я тебя очень люблю».
Вообще, с детьми — с самого раннего возраста — очень важно разговаривать. Объясняя им, что происходит и почему. Без обмана, честно. Если у Вас самой не получится решить эту проблему, Вы можете обратиться за помощью к детскому психологу.
Всего доброго,
Ребенок не разговаривает в садике (1 ответ)
Кувшинов Александр Викторович, психолог-психоаналитик, Санкт-Петербург
Хороший ответ4 Плохой ответ4
Напишите Ваш вопрос психологу и нажмите на кнопку «Отправить вопрос»
Психолог Выборг
Был на сайте: 04.05.2019
Ответов на сайте: 207 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 3
Здравствуйте, Марина.
В Вашем письме нет очень для меня важной информации- сколько времени девочка ходит в садик. Если предположить, что Ваша внучка пошла в садик недавно, то возможно, что у неё ещё не закончился период адаптации. Тогда мне нужно знать- когда она пошла в садик, как ведёт себя с этого момента- не нарушен ли аппетит, сон, не появились ли какие-нибудь страхи, энурез, не стала ли внучка более «нервной», не плачет ли по пустякам…много разных вопросов, которые могли бы сделать предположение- почему ребёнок не разговаривает в саду.
Также очень важно , С КЕМ она не разговаривает- со всеми педагогами или с одним, играет ли с детьми, выполняет ли задания на занятиях или нет. Общается ли она с воспитателем в присутствии мамы или бабушки или вообще никогда.
Также важно, были ли когда- нибудь такие случаи, когда девочка уже отказывалась с кем-либо общаться.
Хочу сказать, Вам, Марина, что описанный Вами случай вызывает у меня определённую тревогу, ибо я сталкивалась с детьми, страдающими избирательным мутизмом — симптоматика при этом примерно такая же. А это вобщем- то психиатрический диагноз и если это так- чем раньше Вы обратитесь к доктору, тем лучше. Обычно в таких случаях ( у меня в практике такое было 2 раза) я веду ребёнка совместно с психиатром. Со стороны невролога может и не быть никакой патологии, этот специалист занимается функциями нервной системы и рефлексами, а не психикой и поведением. Поэтому если доктор- то именно психиатр. И обязательно детский. При ведении таких детей я беру на себя функцию игровой терапии, опосредованной социализации ребёнка, а доктор- медикаментозной поддержки и оценки рисков. Важно, чтобы доктор, психолог и родители действовали согласовано. Сразу скажу- терапия бывает обычно довольно длительной. Но если её не проводить ( я говорю о мутизме), то симптоматика со временем может углубляться и расширяться. Например, в зону отчуждения без особых видимых причин могут попасть родственники, учитель, другие нужные ребёнку люди. И если воспитатель как-то может справиться с ситуацией , то в школе это как правило перевод на домашнее обучение ( что не улучшает социализированности ребёнка и лишает его очень важных контактов со сверстниками).
А воспитатель , я думаю, и правда здесь может быть ни при чём.
Если у Вас есть возможность- приходите ко мне на очную консультацию.
Побединская Ирина, Спб.
Ребенок не хочет в садик (1 ответ)
Хороший ответ13 Плохой ответ6
Здравствуйте,Марина!
Прежде всего хочу сказать ,что у малышки сейчас проходит кризис трех лет.Прочитайте эту статью:-Эти ужасные и прекра…
Еще могу посоветовать книгу Ю.Гиппенрейтер «Общаться с детьми .Как?» Там много практических советов для родителей.
Марина! Если дома с девочкой все в порядке,то,возможно,стОит подождать определенного периода адаптации к садику.Не стОит делать поспешных выводов.
Попробуйте договориться с воспитателем,психологом и действовать вместе.
Любви Вам и спокойствия.
Если нужна будет помощь и желание разобраться- обращайтесь за консультацией. Можно работать и по скайпу. Буду рада помочь.
Ребенок не занимается в садике (1 ответ)
Психолог Никулина Марина,г.Санкт-Петербург.Консультации очно,скайп
Хороший ответ10 Плохой ответ2
Хватит! Читать советы для других людей!
Или…
Также пользователи спрашивают
Ребенок не говорит в садике (3 ответа)
Источник
HaPpyMaMa12 октября 2010, 14:08
а ребенок как-то сам объясняет почему не хочет разговаривать?
Татианна12 октября 2010, 14:09
Возможно ему не нравится обстановка в саду, окружение, потому и не считает нужным общаться. Возможно его и наругали когда-то. Детская психика сложна в понимании. Попробуйте, действительно, сменить садик или хотя бы группу, иначе потом могут появиться и более сложные проблемы
ТИГРА12 октября 2010, 14:10
А дома в семье разговаривает, со сверстниками? Возможно проблема в детском саду.
Наталья12 октября 2010, 14:11
Я думаю что это у него такая защитная реакция на коллектив дет садовский… может обижен что вы его туда отправляете..
Елизавета12 октября 2010, 14:11
Другой сад- не выход. Видимо у малыша задержка в адаптации к детскому саду. Я думаю, что Вам лучше всего будет ближе познакомится со всеми родителями детей в Вашей группе и попробовать устроить какой-нибудь праздник для своего ребёнка, пригласив несколько ребят домой или просто спросить где обычно гуляют эти детки и пойти в этотже двор. Наладив таким образом контакт- Ваш ребёнок перенесёт хорошее настроение в детский сад.
Надежда Ткаченко12 октября 2010, 14:15
может что то в группе не так?
Надежда12 октября 2010, 14:16
Психолог должен был выяснить причину и устранить ее.
Девочка с Севера12 октября 2010, 14:17
А сколько времени ребенок посещает детский сад? может период адаптации затянулся?
Моя доча три месяца не разговаривала с воспитателями, они вообще не знали, что она умеет разговаривать(ей 2 года было), пока случайно не услышали))) Потом постепенно адаптировалась, они ее даже тестировали «методом тыка»: «покажи, где зеленый»))
Любовь Орлова12 октября 2010, 14:19
Может чего-то боится?
Dinulya12 октября 2010, 14:34
Разговаривайте больше с малышом. Старайтесь выяснить причины такого поведения. Запускать такую ситуацию не стоит.
Может нужно обратиться к другому психологу (не детсадовскому)
Ironlady12 октября 2010, 14:36
ребенок просто не любит детсад. такое бывает. есть возможность не водить его туда?
Ольга Меликсетян12 октября 2010, 14:41
В садик ходит уже второй год,сменить сад не можем, в 1,5 у него развилось косоглазие,поэтому и садик специальный для таких деток.Воспитатели хорошие,пытаются наладить с ним контакт,но безуспешно,он общается с ними жестами.Дома,да и вообще в других местах хорошо разговаривает,он вообще рано начал разговаривать,с этим проблем нет,но вот потому что молчит в садике стал заикаться,но не в слоге,а в предлжении,типа «я пошел,я пошел,я пошел» и т.д.Да,в сад он ходить последнее время вообще не хочет,с истерикой.Хотела его чем-нибудь занять, и танцы,и бассейн,но безуспешно,плачет,не хочет.
Ирина12 октября 2010, 15:36
У меня дочка тоже в саду не разговаривала, просто не хотела. Правда она играла там, но молча. Воспитатель все жаловалась, что она молчит и на вопросы не отвечает. А потом как то вышла (дочка) ко мне в раздевалку, я что-то спрашиваю, она отвечает, а тут вышла воспитатель наша и удивилась, что оказывается дочка у меня разговаривать умеет. Но у нее тоже есть такое, что фразу повторяет по 5 раз, но я бы не сказала что это заикание, она это делает специально, улыбаясь и показывая мне, что якобы думает или что-то вспоминает.
Анна12 октября 2010, 14:45
дочка в садике так же себя вела, всегда в сторонке с книжкой или динозавриками. ей с девченками было не интересно в куклы играть, мальчишки как то не особо приветствовали. воспитатели: одна ей стульчик в спальню поставила (из-за того что уже буквы знала и типа «занятиям мешает", вторая ставила стульчик и типа читай вслух а мы поиграем. сейчас уже учимся в школе (пошли в 6 лет), болтушка — не переслушаешь
Ольга Меликсетян12 октября 2010, 14:47
Возможности не водить ребенка в садик нет,во-первых,дома он постоянно снимает очки,сейчас он маленький,не понимает для чего они нужны,но когда он вырастет,вряд ли скажет спасибо за неисправленный деффект,во- вторых,мы с мужем работаем,в-третьих,у нас есть еще 1,5 годовалая дочь,с которой сидит моя мама,в силу состояния своего здоровья и возраста с двумя детьми справляться она не может,при том,что Марк ее вообще не слушает.
Nastasya12 октября 2010, 14:58
а как он в саду не снимает очки??? если дома снимает….
Dunkle Schwester12 октября 2010, 14:53
У моей подруги младший сын точно такой, как у Вас. Отдала в терапевтический садик, где занятия с психологом входят в «обязательную программу», так сказать. Результаты уже есть.
Ольга Меликсетян12 октября 2010, 20:18
Cпасибо Вам,девченки,за советы
счастью нет предела16 октября 2010, 13:22
это упущение воспитателей. Видимо деток не знакомили. Он у вас как идет на знакомство с незнакомыми детками? Может вам устроить какой-то вечерок в группе ,чтоб детки перезнакомились. Мы 2 дня назад перешли в другую группу, но мой со всеми идет на контакт, а в первой группе я старалась гулять с мамами и детками с группы, если встречала на улице, чтоб они привыкали друг к другу, и бывшая воспитатель за это мне благодарна.
Ксения Буркина24 мая 2011, 08:34
моей дочке уже 4 года… но она все время плачет когда я оставляю ее в саду.Истерики,крики, лежание на полу …
Пока я ей объясняю ,что в садик ходят все детки, что там интересно и что маме нужно на работу…она слушает кивает, а потом все равно плачет. Плохо разговаривает, и другие дети ее почти не понимают….и у нее пропадает интерес с ними общаться. А общаться нужно , чтобы был обмен информации (как мне сказал психолог) , но как? Сказали что нужно постепенно вводить в общество, но аккуратно, иначе можно спровоцировать замкнутость в себе …Дома её понимаем только мы с мужем и она не находит надобности общаться с другими людьми, детьми (если только ей конкретно кто то не понравиться)) вроде нечего сложного , в теории все так просто, но как только перехожу к практике….все не так , все сложно, что неправильно….
Ольга Меликсетян24 мая 2011, 11:29
Да,Ксения,я тоже не знаю,как помочь малышу,уговариваем всей семьей,но бесполезно.Скоро школа,ситуация начинает беспокоить еще больше.А еще, у нас новая проблемка появилась,Марк хочет быть маленьким,позиционирует себя так,отказывается ходить на унитаз(в саду их уже к этому приучают),может сказывается то,что его младшей сестренке 2,5 года и он хочет быть на равне с ней,но как переступить и этот порог,теряемся.
Ксения Буркина24 мая 2011, 13:00
попробуйте ему сказать что он уже такой большой мальчик и умеет ходить на унитаз, и потом когда сестренка подрастет ему нужно будет её научить ходить не на горшочек а в туалет как взрослый….если не пробовали конечно уже) вдруг поможет( у меня племянник всегда ведется на это, когда говоришь что он настоящий мужик , а все настоящие мужчины ходят в туалет не в горошек, а в унитаз)
Ксения Буркина24 мая 2011, 13:07
(горшочек*) извиняюсь за ошибки ))
Журавская Тамара12 января 2013, 10:03
У нас такая же ситуация, как у вас. Тоже не знаю, что делать. Правда задействовала детского психолога в саду, сказала, что будет работать с ним. Мне вообще кажется, что сейчас все дело в воспитателях, которые не могут найти подход к ребенку.
Источник
По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.
Нормы речевого развития в 4 года
Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.
Для детей 4 лет нормой является:
- логическое и быстрое изложение своих мыслей;
- активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
- повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
- ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
- употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
- указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
- начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
- правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
- способность выделять отдельные звуки из слов;
- установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).
Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.
Как определить задержку речевого развития
Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.
Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:
- ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
- у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
- словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
- ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
- малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
- ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
- при произношении предложений теряется большинство слов.
Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.
Причины речевого недоразвития
Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:
- недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
- инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
- созревание мозговых структур с существенной задержкой;
- наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
- синдромы Эдвардса или Дауна;
- травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
- патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
- сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
- отсутствие внимания родителей к ребенку.
Что делать
Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.
Медикаментозное лечение
Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.
К таким препаратам относятся:
- Актовегин;
- Лецитин;
- Кортексин;
- Когитум и др.
Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.
Физиолечение
Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:
- магнитотерапия;
- лазеротерапия;
- электрорефлексотерапия.
Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.
Артикуляционная гимнастика
Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).
Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.
Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:
- улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
- заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
- прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
- блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.
После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:
- часики – язык передвигается по углам рта;
- чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
- орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.
Упражнения
Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:
Дыхательные упражнения:
- с разной интенсивностью дуть на водичку;
- дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
- дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.
Поможет также такой комплекс упражнений:
Упражнения на мелкую моторику рук:
- пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
- упражнения для активности кистей рук.
Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.
Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.
Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:
- специальная говорящая азбука для детей;
- развивающие и обучающие игры;
- артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
- упражнения в виде игр и др.
О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.
Источник
Tatka12 октября 2010, 14:04
может не малыш виноват… как воспитатели к нему относятся, другие детки?? может попробовать другой сад — сменить ребенку обстановку