Ребенок 4 года не разговаривает невролог

Ребенок 4 года не разговаривает невролог thumbnail

У меня один из сыновей заговорил в 2.10. Это достаточно поздно. Психолог сказала что до 3 лет — это граница нормы. Дальше надо обследоваться и искать причину. Занимаемся уже 2 года с логопедом. В принципе требования серьёзные. В 4-5 лет уже задавали короткие пересказ, стихи наизусть. А брат-двойняшка, который говорил в 1,8, сейчас в 5,8 уже сам читает. Поэтому вам обязательно надо со специалистами консультироваться.

ОтветитьНравится 

У подруги в 6,5 не говорит, где только не были, как только не лечили??♀️??♀️??♀️???

ОтветитьНравится 

По любому к неврологу и срочно!!! 4 года это уже большой возраст! у меня у сына такая же история. в 3 вообще не говорил, повели к логопеду-дефектологу, после года занятий начал говорить отдельные слова и пытаться строить фразы, потом пошли к нефрологу, она прописала кортексин проколоть — очень хороший нам дал толчок этот препарат и мы сейчас с 4 лет решились на перевод в логопедическую группу.  Когда проходили пмпк, психиатр выписала еще ряд препаратов, вот сейчас заканчиваем курс — ребенку очень хорошо помогли препараты, он стал сообразительнее и много-много новых слов и фраз появилось у него. + индивидуально занимаемся с логопедом 2 раза в неделю! до этого мы еще делали ээг и рэг — это обязательные исследования. но там всё нормально слава богу! 

а то что вы сами занимаетесь, этого очень мало! плюс нам программу логопед дает! и мы уже занимаемся так как она говорит. 

невролог сказала, если сейчас не возьметесь за него, в логопедический сад не переведете+логопед+лечение, то в обычной школе ему будет очень тяжело! так что все силы надо бросить сейчас, пока время есть! Удачи Вам! 

ОтветитьНравится 

катерина королева

А что психиатр прописывал какие лекарства? И какой врач в каком возрасте направлял на ээг и рэг? Кстати что это такое рэг ?

ОтветитьНравится 

Lyudmila

на ээг и рэг направляет невролог. рэг это сосуды головы смотрят, а к психиатру мы пошли когда проходили ПМПК (комиссию, которую надо проходить для того что в логопедическую группу перейти) назначила когнитум, церебрамин. До этого мы кололи кортексин. и это надо совместно с занятиями с логопедом!!! мы видим значительные улучшения, но обязательно нужно продолжать занятия!  

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Lyudmila

надо обязательно принимать препараты+ логопедический сад+ индивидуальный логопед-дефектолог. тогда есть очень хорошие шансы пойти в нормальную школу и догнать сверстников. Мн очень тяжело было решить на логогруппу, так как у меня двойняшки и дочка хорошо разговаривает. то есть мне пришлось их обоих перевести из сада возле дома в сад который находится далековато и самое тяжелое для них, что ни будут в разных группах, так как дочери такая группа не нужна… Но мы решили, что здоровье ребенка важнее наших удобств и прочего! так что надо действовать! пока есть еще целых 3 года до школы. В вашем случае и в 8 лет отдать можно, так как один ребенок у вас. Удачи! пусть всё получится

ОтветитьНравится 

проверить по неврологии, ээг головы сделать, если не норма, лечиться, речь связана с мозгом.и плюс все игры на мелкую моторику, артикуляц.гимнастику язычком

ОтветитьНравится 

С рождения ребенка были у вас проблемы по части неврологии?

ОтветитьНравится 

СчастьеЕсть

Ну у нас была сложная ситуация, и дом сгорел и сколько съемок сменили я сына все это видел и конечно тоже переживал.

ОтветитьНравится 

Надо чтобы специалисты занимались. У вас не получается. Это ж очевидно, раз не заговорил до сих пор. Плюс давно пора обследовать ребенка. Чего вы ждете? Коррекционной школы? Однажды вас схватит инсульт, а ребенок не повезет вас к врачам, будет дома кормить с ложки и все, » а чо, все равно скажут, что только уход и занятия, я ж занимаюсь». Так и будете лежать и сделать ничего не сможете.
Это же ребенок, вы за него отвечаете, его жизнь в ваших руках. Сам он не может организовать себе посещение врачей, лечение, логопеда, дефектолога- это ваша задача.

ОтветитьНравится 

Что-то вы затянули… У нас во Владимире же есть центр развития речи (возможно не точное название).Подружку из Гуся туда направляли. Ждала очередь полгода. Взяли его около 4 лет, заговорил)

ОтветитьНравится 

Тоже самое нам 4.5 ходим к логопеды.Щас перевожу ребенка в логопедическую группу.Щас ходим в дом ребенка специализированный.

ОтветитьНравится 

Оксана

и мы вот в 4 в логопедическую группу перевели и с логопедом занимаемся! прогресс есть, главное уже сейчас у нас есть. в 3 вообще не разговаривал… а сейчас и слова и фразы появились и мы понимаем что он хочет ))) вот посмотрим теперь еще что логопедическая группа нам даст! 

У вас онр тоже? у нас онр-2

ОтветитьНравится 

А чем ребёнок занимается в свободное время от садика? На улице гуляете, лего, пазлы собираете, в компьютер играет, ТВ смотрит?

ОтветитьНравится 

Иринка

Да гуляет постоянно. Пазлы любит собирать,

ОтветитьНравится 

Наталья

А что с ТВ и компьютером? Как с детьми на площадке общается? У меня просто старший компьютерный ребёнок, в 3 гола три слова связывал, зато и алфавит сам в 3,5 гола выучил, все марки машин иностранных по компьютерным играм в этом де возрасте уже знал, память прекрасная, стихи с лету напоминал свои и чужие, зато речь ужасная, сочинения писать не умеем, очень тяжело литература идёт… А младший не знает что такое комп и планшет, собирает пазлы, лего, гуляем часто, очень шустрый и все рассказывает, что видит!))) Но вам, конечно, надо к специалисту обратиться, может, глицин попить… Не переживайте, время ещё есть…

ОтветитьНравится 

Иринка

Вот и боюсь, он и гуляет и пазлы собирает так и в компьютере много понимает.

ОтветитьНравится 

Вам ещё в 3 года нужно было тревогу бить!!! Срочно к хорошему неврологу, логопеду!!!

ОтветитьНравится 

ОтветитьНравится 

Чего вы тяните, надо к логопеду.Моему 4 года песни поёт, сказки рассказывает.Заговорил поздновато, 2,6.

ОтветитьНравится 

Ого, я уже сейчас паникую и переживаю очень по этому поводу, сын тоже не говорит, но нам 1,8.Ходили к неврологу сказала пока можно подождать до 2 лет, потом к специалистам на занятия ходить.Вам логопед и дефектолог обязательно нужен.Вы сами не сможете так заниматься с ребёнком.У них своя методика.И нужно обязательно обследоваться, почему в чем причина, что он молчит.Сначала к неврологу хорошему идите, дальше он вас направит куда идти.

ОтветитьНравится 

Обязательно сходите к специалистам. Нас сначала отправили на логопедический массаж, после третьего сеанса дочь как прорвало, сразу новые слова начали вылетать. Оказалось мышцы рта, языка были в тонусе. Сейчас ей рот не закрыть, осталось работать над правильным произношением.

ОтветитьНравится 

К дефектологу. Причем срочно! Моему нет 4 и он немного особят. Но уже что-то более понятно говорит. Все благодаря специалистам. Дефектолог, логопед, психолог, психиатр. Раз в пол года очень интенсивные занятия.

ОтветитьНравится 

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.
Читайте также:  Лекарство от влажного кашля для ребенка 4 года

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Читайте также:  Как рассмешить ребенка 4 года

Источник

Своевременное развитие речи — важная часть становления личности в целом. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. Отставание от сверстников может привести к не самым хорошим результатам.

Милое лепетание и коверканье слов в год-полтора превращаются в большую проблему в более старшем возрасте. К 4-5 годам ребенок должен уметь правильно говорить на родном языке — Когда ребенок должен начать говорить? Нормы в развитии речи. Несведущие родители могут опираться на распространенное мнение о том, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано. Мол, каждый ребенок развивается индивидуально, и ваш вот-вот заговорит развернутыми предложениями.

Стоит ли ждать у моря погоды?

Мнение специалистов — однозначно, нет! Несомненно, индивидуальный темп развития отрицать нельзя, но то, на что можно было бы «закрыть глаза» в 2 года, в 4 уже требует коррекции.

Все дело в том, что проблема, не решенная в более раннем возрасте, как снежный ком растет, создавая новые. Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Развитие речи идет рука об руку с психическим развитием ребенка. Это значит, что коррекционные занятия потребуют больших сил и времени как у специалиста, так и самого ученика.

В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.

Что должно беспокоить родителей:

  • К 4-5 годам у ребенка полностью отсутствует связная речь. К этому возрасту ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. 13 способов научить ребенка говорить.
  • Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова заменены одним или двумя слогами.
  • Слова не согласуются в предложении между собой.
  • Ребенок понимает все, что ему говорят и может выполнить просьбу, однако свою мысль при этом выразить не может.
  • В речи много ошибок как лексико-грамматического, так и фонетического характера.

Самым простым способом проверить, все ли у ребенка в порядке, является понимание его высказываний посторонним человеком. Часто в семье только мама понимает, что говорит ребенок. К пятилетнему возрасту это уже является поводом для обращения к специалисту.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это уже повод не только чаще читать с ребенком книжки, но и пользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи можно выделить помимо физиологического отставания еще и психические нарушения:

  1. Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист, причем очень высока опасность возникновения заикания на почве испуга.
  2. Тяжелая психологическая атмосфера дома может также привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и психического развития, соответственно, тормозит и формирование речевых навыков. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно, плохоговорящим.
  4. Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

Когда молчание не является золотом

Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют и на такие психические процессы, как память, мышление, внимание и пр. А значит, длительное неговорение приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.

Что делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?

Если ребенок не говорит в 4-5 лет или говорит, но так, что понять его могут далеко не все, это повод обратиться к специалистам! Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:

  • невролога;
  • логопеда-дефектолога;
  • отоларинголога;
  • психолога.

Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Или всегда можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Не ждите, когда может быть уже слишком сложно исправлять нарушения — чем раньше обнаружить неприятность, тем проще справиться с нею!

Источник