Ребенок 4 года не может жевать

Ребенок 4 года не может жевать thumbnail

Пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо;

Мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).

  В интернете форумы многочисленных сайтов для мамочек пестрят вопросом: «Как научить ребенка жевать?» Кто-то спохватывается в 1,5 года, а кто-то постоянно пользуется блендером для приготовления пищи своему трехлетнему малышу. Эта проблема становится все более распространенной. «Спасибо» нашим педиатрам. Они слишком настойчиво внедряют в жизнь Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 172 и утвержденную федеральную целевую программу «Дети России», которая нацеливает мам на грудное вскармливание. Действительно, тенденция последних лет в педиатрии – приоритетное грудное вскармливание. При этом современные педиатры советуют молодым мамочкам не спешить с введением прикорма, объясняя это тем, что это чревато появлением аллергии на новые для ребенка продукты. В то же время даже в последнем издании рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) отмечается, что появление первых жевательных движений рефлекторно у детей происходит в 4-5 месяцев (тогда же у ребенка наблюдается перемещение рвотного рефлекса от середины к задней трети языка). Но родители, по совету доктора, не торопятся с прикормом. Таким образом, неподкрепленный практикой рефлекс затухает.

  В 7-12 месяцев, по сведениям из рекомендаций ВОЗ, у ребенка формируются навыки кусания и жевания, развиваются боковые движения языка и перемещение языком пищи к зубам. В этом возрасте ребенок уже в состоянии есть каши и рубленные фрукты и сырые овощи. К одному-двум годам ребенок уже ест пищу с семейного стола. Итак, если еще несколько лет назад малыш в 4-5 месяцев (до появления зубов) получал от мамы либо бабушки сушку, сухарик или даже косточку свежей вареной курочки и «учился жевать» деснами. То сегодня мамы, поступая «по науке», вводят прикорм после 6-ти месяцев (а то и позже), когда у ребенка уже появилась 2-4 передних зуба. Эти зубы у нас служат для кусания, жевать ими невозможно, но, что важно, они мешают малышу жевать деснами. В этом случае остается дождаться появления полного комплекта коренных зубов, и учить жевать уже ими. Примерно с годовалого возраста малыш может постепенно начинать есть твердую пищу и учиться жевать небольшие кусочки.

  Но что же делать, если момент упущен, если ребенок уже привык к протертой пище и давится от любого кусочка, попавшего в рот, уже после двух лет? Методики обучения жеванию не существует. Но в этом процессе можно выделить два аспекта: физиологический и психологический. Далее я приведу практические рекомендации (из опыта работы) по освоению детьми процесса жевания.

  1. Активизация работы мышц языка и преодоления рвотного рефлекса. Эффективно использовать щадящий массаж языка через марлевую салфетку, а также с помощью деревянного шпателя (с постепенным продвижением к корню языка); выталкивание языком марлевой салфетки, помещенной глубоко за щеку. Параллельно с массажем полезно проводить артикуляционную гимнастику.

  2. Преодоление боязни попадания в рот твердой пищи. Наши бабушки давали младенцам кусочек яблока, завернутого в марлю. Малыш мусолил этот кусочек, а мать не боялась, что ребенок, откусив, подавится. А ребенок ощущал вкус яблока, развивал жевательные движения, тренировал слюноотделение. Фирма «Нуби»(США) предлагает родителям усовершенствованную форму «марли с кусочком». Изделие называется «Ниблер» (ситечко для кормления).С помощью специального ситечка с ручкой ребенок может безопасно есть фрукты, овощи и обучаться жеванию. В специальную сеточку вставляется кусочек фрукта или овоща. Через мелкие ячейки малыш не сможет откусить кусочек, в его рот будут попадать только мельчайшие частички продукта, безопасные для проглатывания.

  3. Постепенный переход от протертой пищи к «кусочкам». Понемножку предлагаем не протертую блендером пищу, а еду с небольшими «кусочками». Затем пищу, размельченную вилкой. Можно воспользоваться психологическим приемом: вдруг «куда-то потерялся блендер» (сломался). А потом предложить малышу («ты же уже большой») самому измельчать еду в своей тарелке вилкой. Так как, в конце концов, ребенку легче взять кусочек картошки в рот, чем давить его вилкой, победит жевание.

  4. Вызывание желания есть твердую пищу по подражанию. Вам нужно всей семьей показать малышу, что кушать — интересно и увлекательно! Вы все вместе садитесь за стол, ребенка к столу НЕ ЗОВЁТЕ (специально игнорируете) и начинаете с огромным аппетитом есть, нахваливая и восхищаясь, как все невероятно вкусно! У малыша, таким образом, вызывается интерес к процессу приема пищи. Если малыш подходит к столу — не нужно спешить сажать его за стол — наоборот, отсылаете его: пойди поиграй, мы кушаем, у нас очень важное и интересное дело, никто ребенку еду не сует. Приглашайте гостей и ходите в гости сами. Ваше поведение должно быть таким, чтобы ребенок понял — что-то он в жизни упустил, есть-то, оказывается очень интересно!

  Учтите, что после двух лет возбудить пищевой интерес ребенка довольно трудно, понятие уже сформировалось — поэтому не стоит ждать быстрых результатов. Малыш не сразу побежит к столу. Вам нужно дождаться от него проявления устойчивого интереса — и только тогда даем попробовать. Если видите, что интерес ослабевает — все, отправляйся играть. Как только вы снова начнете настаивать – детский интерес тут же пропадет.

  Не оставляйте малыша с едой без присмотра. Но не надо настойчиво «вести наблюдение». Иначе ребенок начнет искать какую-то опасность в процессе приема твердой пищи и опять начнет давиться.

Читайте также:  Ребенок 1 год 4 месяца режим

Источник

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

Ребенок 4 года не может жевать

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!

Ребенок 4 года не может жевать

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.

Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

Ребенок 4 года не может жевать

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Ребенок 4 года не может жевать

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Ребенок 4 года не может жевать

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Ребенок 4 года не может жевать

Ребенок 4 года не может жевать

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Ребенок 4 года не может жевать

Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Читайте также:  День рождения ребенка 4 года дома стол

Ребенок 4 года не может жевать

Советы

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Ребенок 4 года не может жевать

Ребенок 4 года не может жевать

Источник

Своевременное формирование жевательного рефлекса у ребенка – важное условие нормального развития детского организма. Но часто бывает, что родители слишком рано или, наоборот, слишком поздно знакомят свое чадо с твердой пищей. В первом случае попытка, скорее всего, закончится неудачей, и обучение придется отложить на какое-то время. А во втором взрослым придется решать вопрос о том, как научить ребенка жевать, если это не было сделано вовремя.

Необходимость жевания

Формирование жевательного рефлекса и употребление твердой пищи способствуют:

  • Здоровью зубов. Твердая пища улучшает кровоснабжение десен и дает нужную нагрузку зубам. Если кроха питается исключительно мягкой едой, не требующей жевания, есть риск возникновения стоматологических проблем. Зубы могут вырасти недостаточно крепкими, что приведет к формированию неправильного прикуса.
  • Нормальной деятельности ЖКТ. В желудок подросшего малыша должна попадать пища, пропитанная слюной, что способствует выработке желудочного сока и необходимых пищеварительных ферментов. Это невозможно, если ребенок не жует еду, а просто проглатывает ее.
  • Развитию речи. Развиваются мышцы языка, что способствует формированию правильного произношения звуков речи.

Когда приучать малыша к твердой пище

Возраст становления жевательного рефлекса зависит, в первую очередь, от роста зубов у ребенка. Примерно в возрасте 6 месяцев малыш начинает тащить в рот все, до чего способен дотянуться. Он старательно мусолит предметы деснами, через которые начинают пробиваться первые зубы.

В зависимости от индивидуальных особенностей одни дети к году уже способны грызть такие фрукты и овощи, как яблоки, груши или морковь. Другим количество зубов пока не позволяет есть твердую пищу, в этом возрасте и даже позже они продолжают употреблять любые продукты в виде пюре.

Прорезывание первых зубов является показателем того, что ребенок готов к переходу на новый рацион. Но родителям необходимо объективно оценивать способности своего чада к пережевыванию пищи. Не следует давать крохе твердую еду (такую, как баранки или яблоки), когда у него выросли только два первых зуба. С их помощью малыш способен откусить, но для того, чтобы разжевать этот кусочек, двух зубов однозначно не хватит, и ребенок может подавиться.

Причины отказа от твердой пищи

Некоторые мамы и папы вместо того, чтобы стимулировать жевание, продолжают кормить свое чадо протертыми супами и пюре в надежде на то, что процесс наладится сам собой. Если ребенку слишком долгое время дают пищу, которая по своей консистенции уже не подходит для его возраста, в дальнейшем он может отказаться пережевывать твердые кусочки. И виноваты в этом будут только родители.

При употреблении еды исключительно в виде пюре желудочно-кишечный тракт крохи не получает возможности научиться переваривать твердую пищу. Ребенок, не умеющий нормально жевать, будет пытаться заглотить целые кусочки. Это может привести к тому, что кроха поперхнется. Кроме того, такое питание может спровоцировать рвоту, что вызовет отвращение к твердой пище.

Читайте также:  Что дать ребенку от жидкого стула в 4 года

Помощники в формировании жевательного рефлекса

Для своевременного формирования у малыша жевательного рефлекса родителям могут помочь специальные приспособления.

  • Использование прорезывателей. Месяцев с трех родителям необходимо обеспечить кроху безопасными прорезывателями для зубов. Такие приспособления способствуют приливу крови к деснам, что облегчает прохождение зуба через мягкие ткани. Прорезыватели требуются ребенку не только для того, чтобы массировать десны, но и для формирования жевательного рефлекса. С их помощью малыш приобретет первоначальные навыки жевания задолго до момента появления первых зубов.
  • Применение ниблера. Начиная с момента введения прикорма можно использовать ниблер – сетчатый контейнер, в который закладываются кусочки твердой пищи. С его помощью можно предлагать малышу овощи, фрукты, хлебные изделия. Сеточка препятствует попаданию крошек в рот младенца, и он не сможет подавиться. Жевание ниблера – отличная тренировка для десен, способствующая развитию здоровой зубной системы.

Создание условий для закрепления рефлекса

Для правильного развития и закрепления у ребенка жевательного рефлекса необходимо создать определенные условия.

  • Выбор подходящего времени. Для того чтобы предложить малышу еду новой для него консистенции, нужно правильно выбрать время. Если кроха проголодался и требует смесь или кашку из бутылочки, не нужно настаивать на кормлении с ложки. Лучше выбрать для этого другой момент, иначе процесс привыкания к твердой пище отложится на неопределенное время. Не следует пытаться накормить малыша с ложечки и в завершении приема пищи, когда он сыт. Лучшим решением будет предложить ему кашу с ложки через несколько минут после того, как кроха утолил сильный голод, например при помощи молока. Затем можно дать ребенку запить еду оставшимся молоком.
  • Использование детской ложечки. При первых кормлениях обычная чайная ложка будет слишком велика для крохи. Лучше всего использовать специальную детскую ложечку из пластика. Еду следует набирать понемногу, чтобы малыш смог отправить пищу в рот привычными сосательными движениями. Нельзя пытаться засунуть ложку глубоко в ротик ребенка, от этого он может подавиться и закашляться.
  • Соблюдение правильной консистенции. При кормлении ребенка растворимыми кашами необходимо точно придерживаться дозировки, установленной производителем, поскольку для каждого возраста подходит определенная консистенция. Можно продолжать некоторое время кормить ребенка любимой готовой кашкой, но со временем она должна становиться все гуще.
  • Добавление кусочков. Чтобы ребенок привык жевать твердую пищу, нужно постепенно добавлять в рацион блюда с крупными кусочками. Например, можно добавить в суп мякиш хлеба, так малыш сможет ощутить на языке кусочки еды. Кормить кроху следует небольшими порциями, внимательно следя за тем, чтобы он не подавился.
  • Постепенный переход к твердой пище. Важно действовать постепенно, не вынуждая ребенка резко переходить на новую для него пищу. Это может вызвать стресс, и развитие рефлекса затормозится. Удобно составлять рацион малыша, ориентируясь на консистенцию пищи, которую предлагают производители готового детского питания. Постепенно однородное пюре заменяется на пюре с небольшими кусочками, далее предлагается однородная густая пища, заключительный этап – густая пища с твердыми кусочками.

Маленькие хитрости для маленьких упрямцев

Когда ребенок категорически отказывается есть пищу, консистенция которой отличается от привычного для него пюре, родители могут применить маленькие хитрости. Это поможет подтолкнуть малыша к освоению процесса жевания.

  • Когда мама использует блендер для измельчения пищи и ребенок об этом прекрасно знает, можно в какой-то момент заявить, что прибор сломался, поэтому супчик сегодня будет с небольшими кусочками. Если за этим не последует слишком громкий протест и малыш согласен, можно дать ему безопасную пластиковую вилочку и предложить самостоятельно размять себе еду в тарелке. Крохе легче будет положить кусочек в рот, чем пытаться раздавить его с помощью вилки.
  • Дети любят подражать, и этим можно воспользоваться, чтобы научить ребенка жевать. Можно пригласить к себе семью с детьми, а можно повести малыша в детское кафе. Наблюдая за тем, как активно едят другие дети, крохе наверняка тоже захочется попробовать «взрослую» пищу с ложки.
  • За семейным обедом или ужином можно показать ребенку, что кушать ложкой или вилкой твердые кусочки – очень увлекательно. Вся семья садится за стол, но малыша к столу не зовут. Взрослые начинают с аппетитом есть, восхищаясь вслух очень вкусной едой. Это наверняка вызовет у ребенка интерес к процессу приема пищи. Если он подойдет к столу, не нужно сразу сажать его рядом и предлагать еду. Наоборот, можно сказать, чтобы он шел поиграть, так как у взрослых очень важное и интересное дело. Родители должны вести себя таким образом, чтобы малыш понял: он упускает что-то, что, оказывается, очень интересно.
  • Можно предложить ребенку детское печенье, которое ему наверняка понравится. Даже если сначала он по привычке будет его сосать, потом кроха наверняка попробует погрызть.

Переход от пюреобразной пищи к твердой, которую необходимо пережевывать, – естественный физиологический процесс. Пищеварительная система малыша постепенно адаптируется к такой еде и учится ее переваривать. При нормальном развитии двухлетний ребенок умеет хорошо жевать и нормально глотать твердую пищу. С отдельными новыми блюдами у малыша могут возникнуть незначительные затруднения, но в целом с процессом жевания он должен отлично справляться.

Источник