Ребенок 4 года не может контролировать эмоции
Мамам, папам, бабушкам и всем, принимающим участие в воспитании, взрослым посвящается.
Каждому из нас приходится встречаться с сильными негативными эмоциями детей. Малыши и дети постарше пугаются, испытывают боль, обижаются, злятся, протестуют — это естественно. Способность испытывать эмоции — врожденная, а вот управлять ими ребёнку приходится учиться.
Заинтересованным взрослым (мамам, папам и бабушкам, а также учителям и воспитателям) важно понимать, что научить ребёнка эмоциональной саморегуляции — первоочередная воспитательная задача. Научить управлять эмоциями важнее, чем научить читать, писать и важнее, чем дать энциклопедические знания.
Гипотетически, представим ребёнка, который, став взрослым, так и остался безграмотным, не выучил джентльменский набор знаний об окружающем. Такой взрослый вполне сможет жить в обществе и даже будет иметь возможность зарабатывать себе на жизнь. У человека, который так и не научился управлять эмоциями, будет гораздо меньше шансов найти своё место в обществе, иногда такие люди становятся и опасными для него.
Жаль, что современные родители больше обеспокоены развитием интеллекта и мало обращают внимание на развитие способности ребёнка управлять эмоциями, а значит и поведением.
Если вы как раз из тех взрослых, которые понимают важность развития у сына или дочери способности к эмоциональной саморегуляции, то задача №1 для вас — сформировать у ребёнка понимание, что за свои эмоции отвечает он сам. Поэтому, мы не успокаиваем ребёнка (если ему больше 3-х лет), а помогаем ему успокоиться.
Близкие, которые окружают ребёнка часто формируют у своего чадо противоположное убеждение — «твои эмоции зависят от других людей, от обстоятельств. Ты не отвечаешь за свою злость, обиду, страх и т.п.
Это происходит, когда окружающие взрослые:
• упрекают друг друга: «Ты что, не можешь его успокоить!», «Что это за мать (бабушка, воспитатель, учитель), которая не может успокоить ребёнка!»
• регулярно говорят сыну или дочери: «Ты меня довел до крика (слёз, истерики)!»
• в разговорах друг с другом говорят о том, что кто-то их «вывел из себя», «довел до…».
Понимание необходимости саморегуляции эмоционального состояния и стремление его регулировать у ребенка формируется, когда:
• он слышит подкрепляющие фразы типа: «Ты сегодня так быстро успокоился. Молодец!», «Мне радостно видеть, что ты спокойно слушаешь меня, высказываешь свои аргументы, ты стал совсем большой!»;
• он видит, что близкие ему люди умеют справляться со своими негативными эмоциями;
• или хотя бы стремятся управлять ими: «Сейчас я успокоюсь и мы продолжим разговор», «Сожалею, что я не смог справиться со своими чувствами и накричал».
Взрослым стоит вспомнить, что плач, крик — это естественная реакция ребёнка на какое-либо неблагополучие. Цель крика и плача — привлечь внимание взрослого к своим нуждам и проблемам. Поэтому, не менее важно научить ребёнка речевым способам выражения желаний, потребностей и … несогласия.
В некоторых семьях нет необходимости учить этому специально. Мальчики и девочки усваивают речевые конструкции, которые используют близкие взрослые в общении с детьми, между собой и другими людьми, но часто встречаются семьи, в которых ребёнку не у кого этому учиться. Мама, папа, а иногда и бабушки сами не владеют навыками эффективного общения, в частности навыками выражения несогласия, ведения спора, выражения чувств и потребностей.
Мы с вами, конечно, понимаем, что ребёнку трудно справляться с эмоциями. Чем младше ребёнок, тем труднее решить ему эту задачу.
Растёт малыш спокойным или он постоянно кричит и плачет — во многом зависит от врожденных особенностей его нервной системы. С возрастом стрессоустойчивость ребёнка (а потом и взрослого человека) все больше и больше начинает зависеть от установок и мировоззрения.
Постарайтесь сформировать у сына или дочери такое мировоззрение, при котором часть (лучше — большую часть) ситуаций ребёнок научится воспринимать без негативных эмоций, то есть не будет оценивать как угрожающие своему физическому или социальному «Я». Тогда поводов бояться, тревожиться, обижаться, злиться будет гораздо меньше.
В практической работе с семьями, я часто сталкиваюсь с тем, что такому мировосприятию необходимо учиться и самим родителям. Во многих случаях выясняется, что мамы и папы проблемных детей сами склонны негативно и эмоционально бурно реагировать на широкий спектр жизненных обстоятельств.
Успешное решение перечисленных задач сформирует у ребёнка качества и умения, которые помогут ему достичь высокой стрессоустойчивости, а она залог счастливой и успешной жизни.
Совершенствуйтесь сами и будьте примером для своих детей.
Помните о том, что любую проблему легче предотвратить, чем потом решать, поэтому интересуйтесь психологией, совершенствуйте свои методы воспитания. А чтобы получать больше полезной информации подписывайтесь на мой канал и вступайте в группу Вконтакте, Одноклассники, Facebook.
Светлана Цуркан
Другие статьи этого же автора:
Низкая самооценка ребёнка. Откуда она взялась?
Агрессивен ли ваш ребёнок?
Почему дети не хотят выполнять работу по дому и как изменить ситуацию
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, это хороший стимул к работе :).
Источник
С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.
Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»
Как развивать самоконтроль
К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.
Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.
Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.
Как научить ребёнка владеть собой
Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.
Эмоции нужно принимать…
Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.
Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.
… различать и выражать словесно…
Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.
Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.
Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.
… анализировать
Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.
Как ребёнок может помочь себе сам
Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.
Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.
Как культура влияет на способы выражения эмоций
Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».
Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.
От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.
Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.
Читайте также:
Сенсорное восприятие и эмоциональный интеллект: знаем, развиваем, расслабляем
«Обращайтесь к цели»: как правильно работать с негативными эмоциями?
Как научиться контролировать свои эмоции: 7 советов психолога
Фото: Dean Drobot/Yuganov Konstantin/George Rudy/Shutterstock.com
Источник
03 нояб. 2019
Спасибо за ответы, услышала Вас!
Итак, что, как мне кажется, происходит (поправляйте, если видите по-другому). На Вас есть большая нагрузка, которая состоит из того, что Вы постоянно так или иначе работаете (в том, что Вы описали я ни разу не заметила кусочек для Вашего отдыха и времени для себя) и из того, что муж периодически ещё и критикует то, как Вы справляетесь. Поэтому, когда Вы и так много сил потратили, у Вас уже не остаётся сил на то, чтоб как-то обрабатывать свои эмоции, чтоб не отреагировать их на детей. Плюс, есть удерживаемая злость на мужа, которая тоже находит вот такой выход. Кроме того, что Вы озвучили как сложность в этой теме (про агрессию на детей), я так чувствую, Вам самой очень тяжело, было бы здорово, если бы Ваши потребности тоже стали для Вас фокусом внимания. И, что ещё важно — чтобы быть, условно, «хорошим» родителем детям, нужно в первую очередь стать хорошим родителем самому себе. То есть слышать свои потребности, заботиться о них, о себе и т. п. Как в инструкции в самолёте — сначала надеть маску себе, а потом уже ребёнку. Потому что, если Вы не позаботитесь достаточно о себе, то давать ребёнку будет просто не из чего.
Как я вижу, можно поступить в этой ситуации. Это, конечно, можно пробовать и самостоятельно, но для существенных и устойчивых изменений лучше взять себе в помощь работу со специалистом (очные/скайповые консультации с психологом, личная психотерапия). Потому что одна из сложностей в том, что тут дело не в одном каком-то кусочке, а в том, что вот этот крик — это симптом всей семейной системы, того, как она работает, поэтому одно будет цеплять другое, а для изменений важен дополнительный ресурс, которым может выступить работа с психологом/псиохтерапевтом.
Итак, какие я вижу направления в этой работе:
1) Заботиться о себе. Слышать свою усталость и (хотя, понимаю, это непросто) разгрести себе кусочки, где Вы можете отдыхать, где Вы ничего не должны и т. п. Так же пересмотреть вот эту систему распределения была, потому что ни один человек в таком режиме не сможет быть спокойным и уравновешенным, да и так можно до выгорания дойти. Рассмотреть можно как перераспределение с мужем, так и наём, например, няни/уборщицы и т. п., или снизить критерии (или поискать кого-то, с кем можно будет кооперироваться в плане посидеть с детьми или ещё какие-то варианты). Хотя, повторюсь, по-скольку дело во всей системе, система (особенно в лице мужа) будет сопротивляться. Да и внутреннее сопротивление будет, особенно, если внутри есть установки, что именно Вы весь этот быт и должны делать (мы такие установки часто берём из своей родительской семьи, а так же можем повторять её модель).
Сюда же я бы отнесла подтягивание каких-либо ресурсов — поддержка других людей, друзья, какие-то любимые занятия, хобби и т. п. Так сказать, чтоб Вы, заботясь по-разному о себе, могли тем самым делать детям «добрую маму».
2) Отношения с мужем. Похоже есть что-то, что удерживает Вас перед тем, чтоб сказать ему, что Вам так тяжело и что у Вас нет сил столько на себе тащить и отвечать при наличии двух детей на Вас и работе в 8 часов ещё и за быт. Возможно, Вы опасаетесь какой-то его реакции, если начнёте отстаивать свои границы и говорить о своём недовольстве. И тогда тут нужно будет искать новые способы взаимодействия. Тут есть две конфликтующих потребности — позаботиться о себе и сохранять отношения. И важно будет более глубокая работа, чтоб находить способы, как менять ситуацию, ни от одной из них при этом не отказываясь.
3) Взаимодействие с детьми. Трудно быть родителем и при этом не испытывать вину по отношению к детям, особенно когда срываемся на них. Так вот, эти пункты, что вверху, требуют времени. То есть вряд ли у Вас получится быстро разгрузить себя и перестроить отношения с мужем, то есть, скорее всего, даже если Вы будете целенаправленно двигаться, вот эти срывы будут какой-то период повторяться. И вот на этот период (вернее, особенно на него) важно иметь способы, которые помогут обработать то, что уже получилось.
Один из вариантов, это ловить себя в моменте, когда вот-вот начнёте срываться и отреагировать эту злость на что-то другое, например, выйти из помещения и побить подушку или ещё что-то в таком роде. Но если уже по факту накричали на ребёнка, то когда немного остынете, важно извиниться перед ним, сказать, что шлёпать/кричать на него — это не норма, что Вам бывает трудно и от усталости Вы иногда не можете себе сдержать, но будете стараться. Тогда у ребёнок будет понимать, что такое обращение — не норма, а значит, сможет лучше себя защищать, когда кто-то другой будет проявлять к нему агрессию, и будет понимать, что по отношению к другим так делать не надо. Вот эти извинения с Вашей стороны и объяснения смогут больше его поддерживать, чтоб он не думал, что это правильная модель взаимодействия, которую можно применять к другим (к сестре, например). Кроме того, как мне кажется, у Вас от вот этих криков немало чувства вины, и тогда через вот такие с ним разговоры, Вы сможете её реализовать. Потому что конструктивное чувство вины направлено на контакт, на восстановление отношений с другим. А если мы её останавливаем и обращаем на себя, то есть просто внутренне себя ругаем, то им и нам хуже (от такой агрессии уже на себя) и отношения больше страдают.
Ещё хорошая книга, называется «Мама на нуле», там есть истории родителей и статьи психологов, можете об неё поддержаться также.
Если захотите взять себе поддержку в виде полноценных психологических консультаций, готова с Вами поработать 🙂
Откликается ли Вам что-то из того, что я описала?
Если есть ещё вопросы — спрашивайте!
Источник
Человек испытывает огромное количество эмоций и чувств, некоторые из них он даже не контролирует. Дети — самые эмоционально-неустойчивые люди. Захотел кинуть игрушку — кинул, захотел закричать — закричал. С возрастом ребенок эмоционально созревает и учиться контролировать свои чувства.
1.Выражайте чувства словами.
В первую очередь, нужно научить ребенка выражать свои чувства словами. Это очень важно уметь словами описывать свои желания и переживания. Когда у ребенка достаточно слов, нет необходимости накидываться с кулаками. Научить выражать эмоции лучше через беседы. Разговаривайте с детьми часто, задавайте вопросы, читайте книги, стимулируйте его к разговору о его состоянии. Пусть он учится выговариваться, так он сможет освободиться от угнетающего состояния.
Дети притворяться не умеют. Если ребенок расстроен, то это видно. Как только вы это заметили — сразу начинайте разговор, чтобы ребенок выговорился.
2. Развивайте самоконтроль у ребенка.
К 5-6 годам ребенок уже способен частично себя контролировать. Развивать самоконтроль можно через игры (например настольные игры с правилами). Ребенок должен будет подчиняться правилам игры.
Сюжетно-ролевые игры. В этих играх ребенок выполняет то, что предложено игрой (например: нужно замереть и молчать, а хочется смеяться). Так ребенок учится самоконтролю. И если он справляется с этой ролью, то его самооценка повышается.
Игра «Светофор». У ведущего есть три таблички (красная, желтая, зеленая). Когда он показывает зеленую — нужно прыгать и кричать. Желтая карточка — нужно превратиться в мышку. Красная карточка — нужно замереть и не двигаться. Если бы у современных детей было бы больше сюжетно-ролевых игр, не было бы у них столько проблем с самоконтролем.
3. Как научить ребенка владеть собой.
У детей разный темперамент. И они по-разному показывают свои эмоции. И не всегда бурное проявление эмоций считается проблемой, которую срочно нужно решать. Есть дети эмоциональные от рождения, такова их нервная система, это не патология. Здесь нужно учить его лучше управлять собой. Вот если яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) проявляются длительное время, тогда это повод для тревоги.
4. К эмоциям ребенка относиться нужно с пониманием.
Не употребляйте такие фразы как: «Не чего тут бояться», «мальчики не плачут», «это ерунда, не реви», и т.п. Этими фразами вы как бы отнимаете у ребенка право их испытывать. Он будет вынужден их подавлять, что приведет к нагрузке на нервную систему.
Говорите ребенку, что он может испытывать разные эмоции, описывайте их. Показывайте пример правильного выражения эмоций. Например: у ребенка игрушка упала в лужу, он плачет. Ваши слова — «Я вижу, что ты расстроен, потому что твоя машинка упала в лужу, но мы ее сейчас достанем и помоем, и будет машинка чистая и красивая».
5. Помогайте ребенку выражать свои чувства и объясните почему это чувство возникло.
«Тебе обидно потому, что…». Ребенок должен осознавать, что с ним происходит. Чувства, которые вы охарактеризовали словами — уже можно контролировать. Так ребенок не будет как в бушующем океане, не зная куда двигаться и что делать.
Хорошо помогают справиться с эмоциями физические игры и спортивные упражнения.
6. Не используйте для снятия агрессии компьютерные игры — стрелялки.
Дети не способны понять разницу между игрой и реальностью. Агрессия будет только усиливаться, а не прорабатываться.
7. «Разговор с эмоцией».
Девочка приходит домой с прогулки. Швыряет игрушку об стену, она ломается. Причина — на детской площадке ребята начали забирать нее игрушку. Она разозлилась и ушла домой. Мама: «Ты сейчас злишься, в этом нет ни чего плохого. Все люди злятся. Одни люди, когда злятся- ломают вещи (как ты сейчас). А другие люди выражают злость иначе. Сейчас ты сломала игрушку у тебя ее больше нет. Это сделала твоя злость, и кому от этого хуже? Тем, на кого ты разозлилась или тебе?
— Мне, у меня теперь нет игрушки.
-Значит надо злость успокоить, чтобы она не причинила тебе еще проблем. Давай вообразим, что твоя злость живая и сидит у тебя внутри. Ей там плохо, вот она тебя и злит. А ты ее выпусти, пусть идет к себе.
-Пойди злость к себе, я тебя не держу.
Ребенок не будет искать виноватых, а успокоится. Он поймет, что реакция может быть разной. Людям, которые всегда ищут виноватых, очень тяжело в жизни приходится. И им же от этого плохо.
8. Учите ребенка способам релаксации
Дыхательная гимнастика, посчитать до 10, которые будут сдерживать его в периоды бурных чувств.
Для верующих — молитва (Отче Наш). Вообще молитвы успокаивают лучше всех других методик, подходят всем без исключения. Проходят злость и обиды.
9. Рисуйте, танцуйте, пойте, играйте.
Эмоции дают энергию и вдохновение для творчества. А творчество, в свою очередь развивает эмоциональный интеллект. Есть книга «Творческая связь», автор — психолог Натали Роджерс. В ней подробно описано как экспрессивные искусства помогают развивать эмоциональный интеллект и понять себя. В книге много упражнений и практических советов. Подходит и педагогам и родителям.
Творчество — мощный инструмент самовыражения, его нужно использовать с детьми. Иногда легче нарисовать состояние, которое испытываешь, чем выразить словами. Либо нарисовать, а потом обсудить, разобрать, почему такой цвет, что он значит. Можно станцевать, спеть. Все средства хороши. Главное быть внимательным к чувствам своим и к тем, кто рядом.
10. Эмоции мальчиков.
Отдельно скажу об эмоциях, которые испытывают мальчики. Почему-то принято так, что мальчики не должны выражать свои чувства, даже положительные. Это такие культурные традиции и ни чего с этим не поделаешь. Если мальчик лет 10-11 заплачет при одноклассниках, то его высмеют, посчитают слабым. Но подавлять сильные чувства гнева и обиды нельзя. Это приведет к проблемам эмоциональным, вплоть до нарушения психики.
Мальчик должен знать, что он имеет право испытывать любые чувства и выражать их, но нее прилюдно, а в укромном месте, дома например, где любящие родители всегда выслушают и поддержат.
Вывод:
Нужно учиться проявлять свои эмоции и чувства. Родители должны ребенку в этом помочь. Ведь неумелое проявление своих эмоций может негативно сказаться в отношениях с людьми. Есть люди эмоционально незрелые до самой старости, они не умеют сдерживать своих чувств и желаний. Ведут себя такие люди как подростки на протяжении всей жизни, захотел — сделал, и не думают о том, что испытывают окружающие. Таких людей называют инфантильными, то есть незрелыми — это взрослые дети. Подумайте об этом.
Понимая, как научить ребенка управлять эмоциями, вы поможете ему не только в этом, но и в будущем, когда он станет взрослым человеком.
Терпения и радости в воспитании детей!
Источник