Ребенок 4 года не говорит мама
Есть такая шутка — сначала родители ждут, когда же ребенок заговорит, а потом не дождутся, когда же он замолчит.
Маленьких исследователей мира называются «почемучками», им все интересно и своими вопросами и разговорами они способны «заболтать» самую терпеливую мать. Однако встречаются и молчуны. Вот уже все сверстники вовсю разговаривают, а этот малыш не говорит даже «мама». С определенного возраста такая ситуация вызывает у родителей вполне оправданное беспокойство.
Когда нужно волноваться?
Для каждого ребенка «удобен» свой темп развития. Один раньше залепетал, другой первым начал садиться или вставать на ножки, а третий пошел и заговорил раньше своих товарищей по песочнице. Если возрастные вариации укладываются на пару месяцев, волноваться не стоит.
Однако знать нормы речевого развития детей нужно всем родителям. Если отставание делается значительным (а логопеды считают вариантом нормы запаздывание того или иного навыка не более чем на 2-3 месяца), лучше обратиться за консультацией к специалисту.
Пресловутое слово «мама» дети обычно начинают говорить к году или полутора годам. А если первый день рождения уже давно отпраздновали, а долгожданного слова все еще нет? Пора бежать по врачам?
Консультация специалиста никогда не помешает. В вопросе развития речи не стоит ждать, пока все образуется «как-нибудь само». Однако, чтобы не впадать в панику раньше времени, присмотритесь к своему малышу. Вполне возможно, что он просто немного задерживается с произнесением столь ожидаемых родителями слов и ничего страшного не происходит.
Важные факторы:
- Годовалый ребенок понимает обращенную к нему речь. То есть откликается на собственное имя, дает адекватную реакцию на слова родителей.
- Отсутствуют нарушения слуха и зрения.
- Младенческое «агуканье» сменила лепетная речь. Каким-то подражательными слогами ребенок уже пытается обозначать конкретные слова.
- В играх заметно стремление повторять за взрослым, выполнять заданные действия.
В раннем возрасте процесс формирования речи тесно связан с развитием психики и мышления. Родителям стоит проследить и за этими аспектами. Если какие-то подозрения все же возникли, лучше всего обратиться за консультацией к специалистам.
Кого посетить:
- невролога;
- детского психолога;
- логопеда-дефектолога.
Читайте также: Слого-буквенные схемы для профилактики и коррекции дисграфии
Как научить ребенка говорить «мама»?
Итак, если ваш малыш по мнению врачей развивается в соответствии с нормой, никаких особенных проблем у него нет, но пока почему-то не разговорился, родителям по силам немного форсировать события.
Основное условие для правильного формирования речи — это общение. Самое большое заблуждение некоторых мам и пап заключается в том, что им кажется, будто ребенок их пока не понимает, а значит и разговаривать с ним не нужно. Все это совсем не так!
Чем больше вы будете общаться с малышом, тем больше слов окажутся в его пассивном словаре. А значит, со временем перейдут и в активный. Кроме того, именно слушая обращенную к нему речь, ребенок учится разговаривать!
Как общаться с маленьким ребенком:
- Используйте в своей речи правильные формы слов. Несомненно, многие малыши говорят «бо-бо» про царапину или «би-би» про все виды транспорта. Это звучит очень мило, но родителям не стоит упрощать ребенку обучение. Пусть какое-то время «длинные» слова побудут в пассивной форме, но со временем малыш заговорит так, как надо!
- Старайтесь говорить простыми, понятными ребенку словами. Повторяйте их много раз каждый день.
- Разговаривайте по возможности четко и повернувшись к малышу лицом. Именно «считывая» артикуляцию ребенок учится произносить новые слова.
- Создавайте иллюзию диалога. Задавайте вопросы и отвечайте на них сами. Но делайте небольшую паузу, дайте возможность ребенку в один прекрасный момент вставить знакомое слово.
- Говорите обо всем. Комментируйте процесс одевания, умывания, рассказывайте о том, что видите на прогулке и так далее. Ведь малыш узнает мир при помощи родителей.
- Не включайте «фоном» телевидение или радио. Такие звуки не воспринимаются маленькими детьми как речь, а значит ничему его не научат.
- Используйте соску-пустышку пореже. Как малыш заговорит, если у него все время занят рот? Кроме того, постоянное сосание может испортить прикус и привести к неправильной артикуляции.
Во что играть, чтобы научить разговаривать?
Маленькие дети требуют много нашего внимания. Используйте это время для игр, которые помогут ему развиваться:
- Всевозможные сортеры, шнуровки, игры с бусинами, крупами и прочими мелкими деталями прекрасно стимулируют мелкую моторику. Как известно, это важная составляющая в процессе формирования речи.
- Пальчиковые игры и массаж ручек тоже помогут малышу заговорить. Повторяющиеся изо дня в день приговорки про сороку-ворону или стишок «пальчик-пальчик, где ты был?» очень быстро запомнятся малышу и он сможет рассказывать его вместе с вами.
- Артикуляционная гимнастика вполне может быть освоена и годовалым крохой. Выбирайте самые простые упражнения. Пусть ребенок покажет, как он умеет улыбаться, вытянет губы, изображая хобот у слона, подразнит вас, показав язык и т. д.
- Если ребенок произносит какие-то слоги, повторяйте за ним. Например, «На-на-на». Вместе очень весело! А теперь немного измените слог: «ны-ны-ны», призывая ребенка повторять за вами. Прекрасно! Вы научили его новому звуку.
- Пойте песенки и рассказывайте знакомые детские стишки, останавливаясь перед произнесением последнего слова («Уронили мишку на пол, оторвали мишке….»). Довольно скоро малыш сам захочет помочь вам закончить предложение, ведь он хорошо запомнил слово, которое надо произнести.
- Читайте вместе книги. Если ребенку до года еще трудно долго удерживать внимание на тексте, просто рассматривайте картинки. Рассказывайте, кто там нарисован, задавайте вопросы. Дети очень любят такое времяпрепровождение.
Читайте также: Когда нужны занятия психолога с детьми 2-3 лет?
Больше позитива и хорошего настроения! Не давите на ребенка, заставляя его говорить. Постоянные окрики и принуждение могут привести к возникновению речевого негативизма, а справиться с ним будет уже не так просто.
Хотите, чтобы ребенок поскорее сказал «мама»? Играйте в прятки. Закрывайте свое лицо руками и говорите: «где мама? — вот мама!» Очень скоро ваш малыш будет и сам радостно выкрикивать долгожданное слово.
Однако хотим напомнить, что по статистике только меньше половины детей первым словом произносит «мама». Чаще это бывает «папа»,«дай», «на-на», «ам-ам»:-) Не принимайте это близко к сердцу. Первым может быть любое слово с повторяющимися слогами или то, которое проще выговорить. Вы же знаете, все равно больше всех на свете он любит вас!
Источник
Ирина Волкова
Профи
(693)
10 лет назад
Обратите внимание, как у него развита мелкая моторика? Он одевается сам? Пуговки застегивает? Рисует? Лепит? Ест аккуратно? Развитие мелкой моторики и речи почти всегда в связке. Найдите другого логопеда, начинайте заниматься. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. К психологу тоже желательно сходить, посоветоваться, как справляться с упрямым характером сына, заставить его заниматься.
Евгения
Мыслитель
(9555)
10 лет назад
Я, конечно, не врач… но 4 года уже возраст… А невропатологи что говорят? ? Нам было 1,9, когда именно невропатолог начала ставить вопрос о небольшой задержке в речевом развитии!! ! На тот момент нам хватило курса Пантогама….
Марина
Мыслитель
(9928)
10 лет назад
у подруги мальчик аутист. ситуация примерно та же. говорить начал к 6 годам. занимались с ним несколько спецов, остановились на логопеде-дефектологе. и препараты какие-то принимали.
Ленок
Оракул
(54258)
10 лет назад
У меня дочки. Заговорили рано. Но муж одной моей подруги активно заговорил после 4 лет. Начал болтать сам. Зато теперь этот фонтан красноречия заткнуть сложно)) ) Все будет ОК! просто подождите немного.
sterva mozgodelshitza
Мудрец
(14229)
10 лет назад
не заставляйте. у моей старшей сестры мальчик в 3 года еще не разговаривал, не смотря на то, что у нас все разговаривать начинали месяцев в 10! папа не разрешал его напрягать: типа когда надо-тогда и заговорит. но сестра в панике начала его водить по врачам и т. д. поверьте-ничего хорошего не добилась-ребенок стал плакать почти все время и бояться неизвестно чего. а в 4 года и 3 месяца, когда его все оставили в покое-заговорил. сам! и целыми предложениями. если врач один раз сказала, что все в порядке и не ставит ему ни задержку развития или еще что-то там-оставьте ребенка в покое. психику потом сложнее лечить, чем дефекты речи
Елена Ефремова (Сысоева)
Гуру
(3868)
10 лет назад
читаю и с каждым словом соглашаюсь-наша ситуация-только нам еще 3 года, но тоже-хочет-слушает, не хочет, не говорит! те же слоги-его папа заговорил в 4 года, такие дети сразу начинают говорить чисто и предложениями. Я тоже переживаю-дочь в 1год уже во всю стихи, песни, анекдоты рассказывала. Говорят мальчики почти все ленивые. Начнет сам-давайте ждать! У подруги сын к пяти (!) заговорил-я свидетель, думала, что у нас так не будет-на тебе!
бибигон
Мудрец
(18380)
10 лет назад
к невропатологу, он пропишет пантогам — такие таблетки или сироп, раздражает речевые центры, безопасно и эффективно, может, назначат электропроцедуры для стимуляции мышц речевого аппарата
Юлия Иванова
Ученик
(223)
10 лет назад
В каждом округе есть центры психолого-медико-педагогические (бесплатные) Попробуйте туда обратиться. Вам подберут программу по развитию или подскажут выход из вашей ситуации. Нам помогли, правда с другой проблемой.
Просто Ольга
Оракул
(64458)
10 лет назад
У нас было похоже. Правда, сыну было почти 3 года. Он уже имел запас слов и пару предложений, которыми активно пользовался. И разговаривать он явно не хотел, а справлялся тем, что есть. Летом мы поехали на дачу. Там он увидел бабушку и тут же начал говорить все подряд. Сначала коряво получалось, но через неделю практики он уже говорил часами длинными предложениями.
Может, вашему сыну устроить что-то подобное? Стимул какой-то? Думаю, что если он пойдет в садик или познакомится с кем-то во дворе, кто ему очень понравится, он неожиданно сам начнет говорить. А пока сами не говорите за него. Делайте вид, что не понимаете. Я так учила сына немецкому. Пока он не скажет по-немецки «Я хочу пить», воды я ему не давала. И вы попробуйте.
ОльКа
Мудрец
(10221)
10 лет назад
Это просто очень плохой логопед.. . и что значит понимает когда хочет…. может действительно не понимает… .
Надо проконсультироваться с хорошим логопедом- дефектологом и начать заниматься.. .
У нас очень похожая проблема.. . сейчас сыну 4,3 года, 3анимаемся около 5 месяцев — разница очень заметная!!
Елена Удинцева
Мыслитель
(9476)
10 лет назад
ой, конечно прошу прощения, т к скажу обидное, но вам к неврологу и к психологу, и возможно, на психологическую комиссию, т к у вас явно выраженные признаки детского аутизма, 4-года бывает все, но он у вас еще изамкнутый, пока не поздно не к логопеду идите а к психологу
Источник: психологическое образование
tanelarina
Мыслитель
(7853)
10 лет назад
Минимум три врача должны поставить один и тот же диагноз, чтобы можно было надеяться на то, что он правильный. Сводите к другому логопеду, желательно к такому, о котором вы наслышаны как о грамотном спеце. У логопедов нет диагноза «просто лентяй»!
Владимир Ильин
Ученик
(116)
3 года назад
Здравствуйте! у меня двойня мальчики, им 4 года и 5 месяцев говорят тоже пару предложений и много слов даже алфавит знаю, но когда я пытаюсь с ними слова по слогам повторять они сразу забывают, очень активные умные, рисуют, лепят, танцуют и так далее, но все равно говорят по своему…. ((((((
Источник
Автор admin На чтение 9 мин. Просмотров 3.8k. Опубликовано 10.08.2015
Глубже воспринимать окружающий мир ребенку помогает речь. Формирующаяся речь улучшает личностное развитие, мышление, восприятие действительности. Ребенок, не умеющий говорить в 4 года, не сможет делать выводы, объединять похожие явления, обобщать, различать, рассуждать.
Мой сын практически не говорит. Какое-то время я не понимала этого, думала, что он еще маленький и вот-вот начнет. На плановом осмотре нам поставили диагноз ЗРР.
Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?
Подготовительный этап (первый год)
С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).
Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.
К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.
К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.
Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.
Период начального овладения языком (от двух до трех лет)
Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.
Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.
Важно формировать правильное произношение.
Дошкольный (от 3 – 7 лет)
Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).
К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.
Как определить задержку речевого развития у ребенка в раннем возрасте – изучаем признаки и симптомы ЗРР
Если до четырех лет ребенок не разговаривает самостоятельно, либо формирование речи не соответствует возрасту, то ставится диагноз – задержка речевого развития.
Признаки ЗРР:
С рождения до трех месяцев:
- На звучание игрушки, голос не реагирует.
- Не поворачивается в сторону источника звука.
- Неестественно протекает доречевой период (редко агукает и гулит, мало звучность, однотипность произносимых звуков).
От 4 до 7 месяцев:
- На звуки все еще не реагирует (нет лепета и гуления).
- К издающим звуки игрушкам не проявляет интерес.
- Практически не откликается на жестикулирование взрослых.
От 8 месяцев до 1 года:
- Не произносит повторяющихся открытых слогов (ба-ба, ла-ла) и не пытается говорить наипростейшие слова из 2-3 букв.
- На звук нет реакции.
- На просьбы показать, где у деда ушки, нос, глазки и т. д., нет соответственного ответа.
- Не проявляет реакции на свое имя, на вопрос: «Где папа?» в ответ не смотрит в его сторону.
- Не радуется во время совместных игр, не играет в пальчиковые игры.
От 1 до 2 лет:
- Неактивно повторяет и не произносит простых слов, не понимает их.
- Ограниченный словарный запас.
- На вопросы, например: «Как тебя зовут? Что тебе дать?» не поступает даже однозначного ответа.
- Аморфное лепетание с использованием только односложных слов (ням, ля, па, биби).
- На предложение указать некоторые детали у известных персонажей, не может этого сделать. Например: «покажи, где у медведя лапы?»
От 2 до 3 лет:
- Не может строить словосочетания из 2 и больше слов, словарный запас ограничен 20 и меньше словами.
- Может говорить только фразами из мультфильмов, часто повторяет слова взрослых.
- Даже с родными неохотно идет на речевой контакт.
- Не может указать: вверх, вниз, вперед, назад.
- По-прежнему используются аморфные слова, а звукоподражания не воспроизводятся.
- Просьбу: «Возьми мяч и брось маме» не может выполнить (берет другой предмет или бросает другому человеку).
Перечисленные признаки говорят о ЗРР, которую необходимо корректировать до пятилетнего возраста.
Почему ребенок не разговаривает в 4-5 лет – разбираемся в причинах задержки речевого развития
Я спросила у логопеда: «Моему сыну уже 4, а он использует для общения всего лишь несколько простейших слов, в то время как его однолетки рассказывают стихи и пересказывают короткие сказки. Почему же он не говорит?»
Специалист смог полноценно ответить на этот вопрос и выделить основные причины задержки:
- А когда заговорили вы и ваш муж? Поинтересуйтесь у своих родителей об этом. Если один из родителей поздно начал разговаривать, то это может передаться по наследству, и у ребенка будет наблюдаться задержка. Но если ему уже 3 года и больше, а он не может складывать слова в простые предложения, то лучше обратиться к врачу.
- После тяжелой болезни или недоношенности организм ослабевает, формирование нервной системы замедляется, речь отстает в развитии.
- Для постоянного пополнения словарного запаса нужно понимать речь тех, кто его окружает. Ослабленный слух затрудняет этот процесс. Нарушение слуха может привести к заторможенному интеллектуальному развитию, следовательно, и речи.
- Проблемное протекание родов (гипоксия, родовая травма) также может привести к ЗРР.
- Чрезмерное игнорирование ребенка приводит к тому, что он перестает говорить. Родители не помогают ему развивать речевую активность, очень редко разговаривают с ним. Однако при излишнем внимании к своему малышу, родители могут столкнуться с той же проблемой. У него нет надобности в разговорах, когда он может просто указать жестом на желаемую вещь.
- Постоянные стрессы, неблагоприятные условия жизни, резкая смена места проживания, частые ссоры родителей могут нарушить психику, из-за этого он перестанет говорить.
Ребенок не говорит в 4-5 лет, что делать – лечение ЗРР у детей
Если своевременно выявить задержку и подойти к лечению комплексно с привлечением квалифицированных логопедов, проведением лечебных курсов массажа и участием родителей, возможен успешный результат.
Медикаментозное лечение
ЗРР связана с комплексом причин, иногда она основана на дисфункции мозга (нарушения мозгового кровообращения), поэтому проводят сопутствующее лечение. Специалисты назначают ноотропные препараты, выписывают средства для «питания» нейронов мозга – «актовегин», «кортексин», «нейромультивит», «лецитин».
«Когитум» подхлестывает деятельность речевых зон. Данные лекарства должны рекомендовать квалифицированные специалисты.
Физиопроцедуры
Магнитотерапия, электрорефлексотерапия стимулируют центр головного мозга, который отвечает за речевую активность, дикцию, словарный запас, интеллект. Есть противопоказания применения электрорефлексотерапии, нужна консультация специалиста.
Массаж и упражнения
Специальный логопедический массаж обязателен для развития навыков речи, способствует выработки правильного звукопроизношения.
Некоторые мамы по окончанию курса массажа выполняют упражнения сами. К примеру, простой массаж щек круговыми движениями при помощи махровых варежек быстро поддается взрослым. Главное не повредить нежную детскую кожу.
Легко пощипывайте щеки и делайте упражнение «поцелуй». Для этого мама пальцами совмещает губы малыша, издавая звук поцелуя «м-м-м», ребенок должен повторить за мамой. Если малышу нравится, то можно активно использовать похлопывания пальцами: по губам, подбородку и щекам.
Упражнение, сопровождающее пение гласных звуков с длительными плавными движениями рук:
Плавное движение обеими руками:
- «у» — вперед.
- «о» — в стороны и вверх.
- «и» — в стороны.
- «э» — в стороны и вниз.
- «а» — широко разведены руки вперед и стороны.
- «ы» — приседаем, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
Массаж и упражнения способствуют нормализации мышечного тонуса лица и активизируют артикуляционный аппарат.
Логоритмика
Логоритмика – зарифмованные упражнения, сопровождающиеся музыкой с движениями. Логоритмические уроки нравятся детям, они веселые и интересные, проводятся в игровой форме. В процессе игры дети взаимосвязаны с родителями, происходит процесс обучения и развития. Применяя такой метод, стимулируется активность мышления, развивается и формируется связная речь.
Виды упражнений:
В начале занятий можно провести упражнение связанной с ходьбой и маршировкой, чтобы формировалась координация рук и ног.
- Стихи с двигательной активностью
Каждая строчка стиха содержит определенные движения. Малыш поддерживает быстрый темп и переключается с одного действия на другое. Это веселое занятие, они изображают животных, или подражают им.
- На артикуляцию
Упражнения на артикуляцию также могут проводиться в форме игры. Увлеченный ребенок даже не замечает, что идет обучение. Во время артикуляционных упражнений или игр вызывается у него определенный звук. Движение артикуляционного аппарата (гортани голосовых складок, языка, мягкого и твердого неба, губы) не должны быть напряженными, но быть активными, точными, ритмичными. Такие упражнения сопровождаются специальными текстами в стихотворной форме. Которые будут корректировать звукопроизношение. Развивать мышцы губ и языка.
- На мелкую моторику рук
Пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов, формируют тонкие движения пальцев рук. Простые и самые известные из них знакомы многим родителям. К примеру, потешки про сороку-белобоку или ладушки, которые дети с удовольствием проделывают. Двигательная активность кистей рук и пальцев влияет на развитие речи. Также вырабатывается умение слушать, улавливается ритм и повышается активность речи. Выявлена такая закономерность: если движение рук развито и соответствует возрасту, то развитие речи в пределах нормы.
Работа с дефектологом
Выполняются упражнения в форме игры. Они развивают мыслительную деятельность, мелкую моторику, внимательность, память. Дефектолог также корректирует тенденции развития болезни. Множество методик, которые применяют квалифицированные дефектологи, не должны остаться без внимания родителей. Выбирайте их с помощью специалиста и регулярно занимайтесь по индивидуальному плану.
Альтернатива
Любой альтернативный метод лечения подбирается индивидуально для каждого.
Возможны такие виды лечения как иппотерапия (реабилитация с помощью лечебной верховой езды на лошади), дельфинотерапия.
Долгие и упорные занятия со многими специалистами пошли нам на пользу. С каждым годом речь у моего малыша становится лучше, и я радуюсь его успехам.
Источник